Научная статья на тему 'Анализ особенностей и причин нарушений осанки и сколиоза в группе детей младшего школьного возраста'

Анализ особенностей и причин нарушений осанки и сколиоза в группе детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
945
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / СКОЛИОЗ / РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА / POSTURAL DISORDERS / SCOLIOSIS / GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE CHILD
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей и причин нарушений осанки и сколиоза в группе детей младшего школьного возраста»

УДК.371.7

Кузнецова Н. М.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИЧИН НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА21

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия,

Санкт-Петербург

Введение. Боли в спине, вызванные дегенеративно-дистрофическими изменениями позвоночника, являются фактором, существенно ухудшающим качество жизни большой группы людей и ограничивающим их возможность полноценно реализовывать свой потенциал в разных сферах деятельности. Основой для раннего развития дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника в большинстве случаев являются нарушения осанки в детском, подростковом, а затем и взрослом возрасте.

Материал и методы. Был проведён неврологический осмотр 30 детей младшего школьного возраста (7-12 лет), обратившихся в медицинский центр, специализирующийся на мягких методиках мануальной терапии, с 01.03 по 30.09.2014 года. Производился анализ жалоб пациентов, изменений, выявленных при осмотре, сопоставление этих данных с информацией о течении внутриутробного и перинатального периодов, особенностях развития ребёнка на 1 -м году жизни и в последующие годы.

Результаты. Ведущими причинами обращения (встречавшимися как по отдельности, так и в сочетании) были: частые головные боли (8 человек), "школьные трудности", такие как неустойчивость и отвлекаемость внимания, сложности запоминания, быстрая утомляемость, логопедические проблемы и др. (10 человек), боли в области туловища, шеи и конечностей, не связанные с острой травмой, инфекционным заболеванием или заболеваниями внутренних органов (5 человек), снижение остроты зрения (6 человек), нарушения осанки, выявленные родителями или при медосмотрах (5 человек); 9 человек обратились с профилактической целью.

У всех 30 детей при осмотре были выявлены нарушения осанки и

21 Kuznetsova N.M. Features and analysis of the causes of violations posture and scoliosis in groups of children of primary school age, Saint Petersburg State University, Russia

278

деформации позвоночника, грудной клетки и таза разной степени выраженности. У 19 из осмотренных детей деформации не исчезали в положении лёжа, то есть изменения носили структурный характер и были отнесены к сколиозу I (15 человек) или II (4 человека) степени. Во всех случаях имело место сочетание нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиоз или сколиотическая осанка) с нарушением осанки в сагиттальной плоскости (сутулость - 13 чел., кругловогнутая спина - 6 чел., круглая спина - 4 чел., плоская спина - 5 чел., плосковогнутая спина - 2 чел.). Прослеживались закономерности между типом нарушения осанки во фронтальной плоскости и особенностями моторного развития на первом году жизни. Так, наличие плоской спины было сопряжено с поздним сидением и очень коротким этапом ползания на четвереньках, наличие плосковогнутой спины - с ранним началом вставания и ходьбы при слабости мышц передней брюшной стенки. У всех детей со структурными деформациями позвоночника наблюдалась та или иная степень асимметрии грудной клетки. Асимметрия проявлялась как равномерным сужением переднезаднего и бокового размеров половины грудной клетки со стороны дуги в грудном отделе, являясь в этом случае причиной развития искривления позвоночника, так и скручиванием грудной клетки, появившемся вследствие или параллельно с торсией позвонков. У всех детей со структурными изменениями позвоночного столба и у 5 из 11 детей со сколиотической осанкой наблюдалась асимметрия таза в форме косого или скрученного таза, которая сопровождалась разницей длины конечностей до 1 см, носившей в 1 случае анатомический характер, в остальных -функциональный.

Заключение. Нарушения осанки и деформации позвоночника у детей встречаются с высокой частотой, сочетаются с деформациями таза и грудной клетки, приводят к раннему развитию дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. В основе нарушений осанки осмотренной группы детей лежали преимущественно особенности мышечного тонуса и моторного развития на первом году жизни, обусловленные патологией беременности или осложнённым течением родов, а также наследственно-конституциональные факторы. Это указывает на необходимость проводить целенаправленную профилактику нарушений осанки, начиная с первого года жизни ребёнка на протяжении всего периода его роста.

Ключевые слова: нарушение осанки, сколиоз, рост и развитие ребёнка.

Key words: postural disorders, scoliosis, growth and development of the child.

УДК. 371.7

Лебедева М.С., Подставская Е.П., Пушнякова Е.С.

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ УМСТВЕННОГО ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ22

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Приморского района Санкт-

Петербурга, lebedeva-ms@yandex. ru

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено [2]. Механизмы умственного утомления в литературных данных описываются с двух позиций. Одна из них - напряжённость умственного труда характеризуется уровнем метаболизма тканей головного мозга, этим самым обеспечивается адекватное изменение кровоснабжения и прежде всего доставка кислорода к тканям мозга. Другая позиция говорит о возникновении стадии рефрактерности, т. е. не чувствительности постсинатической мембраны нейронов головного мозга к молекулам медиатора (передатчика нервных сигналов) в следствии ее частого и постоянного возбуждения [2]. Cимптомы утомления являются физиологическими и играют огромную роль в процессах регуляции жизнедеятельности. Поэтому утомление следует воспринимать как неотъемлемое физиологическое состояние организма. Это зачастую не учитывается при обучении школьников [1].

22 M.S. Lebedeva, E.P. Podstavskaya, E.S. Pushnyakova. To the problem of prevention mental fatigue have pupil , State budget educational institution of additional education for children Children's Creativity Primorsky district of St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.