Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / ЧАСТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филина Марина Алияровна, Оруджева Саида Алияровна

Статья посвящена исследованию основных показателей функционирования бюджета Фонда обязательного медицинского страхования как главного источника финансовых ресурсов здравоохранения в России. Исследованы фактическое исполнение плановых назначений по доходам и расходам бюджета, их основные структурные особенности, динамика и причины образования бюджетного дефицита/профицита. Отмечены изменение численности застрахованных лиц, увеличение доли участия в системе обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций как тенденции, требующие осмысления их потенциального влияния на страховую медицину в средней и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филина Марина Алияровна, Оруджева Саида Алияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS OF THE FUNCTIONING OF THE BUDGET OF THE COMPULSORY MEDICAL INSURANCE FUND OF RUSSIA

The article is devoted to the study of the main indicators of the functioning of the budget of the Compulsory Health Insurance Fund, as the main source of financial resources of healthcare in Russia. The actual execution of planned assignments for budget revenues and expenditures, their main structural features, dynamics and causes of budget deficit/surplus formation are investigated. The changes in the number of insured persons, the increase in the share of participation in the compulsory health insurance system of private medical organizations are noted as trends requiring understanding of their potential impact on insurance medicine in the medium and long term.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_20 УДК 338

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО

СТРАХОВАНИЯ РОССИИ

Филина Марина Алияровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: oleg-filin@yandex.ru

Оруджева Саида Алияровна,

доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, НМИЦ институт хирургии имени А. В. Вишневского, г. Москва, Россия, е-mail: osaida@ rambler.ru

Статья посвящена исследованию основных показателей функционирования бюджета Фонда обязательного медицинского страхования как главного источника финансовых ресурсов здравоохранения в России. Исследованы фактическое исполнение плановых назначений по доходам и расходам бюджета, их основные структурные особенности, динамика и причины образования бюджетного дефицита/профицита. Отмечены изменение численности застрахованных лиц, увеличение доли участия в системе обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций как тенденции, требующие осмысления их потенциального влияния на страховую медицину в средней и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование; бюджет; дефицит/профицит бюджета; частные медицинские организации.

UDC 338

ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS OF THE FUNCTIONING OF THE BUDGET OF THE COMPULSORY MEDICAL INSURANCE

FUND OF RUSSIA

Filina Marina Aliyarovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit of the Faculty of Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: oleg-filin@yandex.ru

Orujeva Saida Aliyarovna,

Doctor of Medical Sciences, Senior Researcher, NMIC Vishnevsky Institute of Surgery, Moscow, Russia, e-mail: osaida@rambler.ru

The article is devoted to the study of the main indicators of the functioning of the budget of the Compulsory Health Insurance Fund, as the main source of financial resources of healthcare in Russia. The actual execution of planned assignments for budget revenues and expenditures, their main structural features, dynamics and causes of budget deficit/surplus formation are investigated. The changes in the number of insured persons, the increase in the share of participation in the compulsory health insurance system of private medical organizations are noted as trends requiring understanding of their potential impact on insurance medicine in the medium and long term.

Keywords: compulsory medical insurance; budget; budget deficit/surplus; private medical organizations.

Механизм финансирования учреждений здравоохранения является финансовой основой реализации государственной политики в области социальной защиты населения в целом и охраны его здоровья в частности. Именно от его настроек зависит степень выполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами по защите общественного здоровья, воспроизводству качественного трудового потенциала, а следовательно, социально-экономическое процветание страны. Основу системы финансирования медицинской отрасли в нашей стране составляет бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) [7, с. 127].

Данные статистической отчетности демонстрируют, что бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования имеет стабильную тенденцию исполнения запланированных показателей доходов (табл. 1). Наряду с позитивным влиянием на бюджетный процесс значительное превышение фактического исполнения доходов по сравнению с утвержденными показателями может свидетельствовать о низком уровне реалистичности расчета плановых показателей доходов при формировании бюджета фонда на 2021 г. [3]

Так, по итогам 2022 г. перевыполнение составило 5 %. Исключение за рассматриваемый период составили только 2015 и 2016 гг., когда недовыполнение плановых назначений объяснялось серьезным недобором страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере (было собрано 82 % от установленных назначений). Необходимо заметить, что в тот период администрирование страховых взносов на ОМС осуществлялось ПФР, что не всегда благоприятно отражалось на процессе формирования доходной части бюджета фонда.

Доходная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за январь - декабрь 2022 г. исполнена в общей сумме 2 919 414,4 млн рублей, что на 140 201,9 млн рублей, или на 5 %, превышает прогнозируемый годовой объем (2 779 212,4 млн рублей), и на 288 029,0 млн рублей, или на 10,9 %, больше аналогичного показателя 2021 г. (2 631 385,4 млн рублей) [4, с. 24]. Фактические доходы бюджета фонда получены с превышением прогнозируемого объема вопреки сложной экономической ситуации и возросшему санкционному давлению [11].

Таблица 1 - Выполнение плановых назначений доходов Фонда обязательного медицинского

страхования России (млрд руб.) [9]

Показатели План Факт Процент выполнения

2013 1059 1101 104

2014 1240 1251 101

2015 1620 1574 97

2016 1669 1651 99

2017 1705 1737 102

2018 1887 1896 100

2019 2 098 2 124,00 101

2020 2367,3 2 392,6 101,1

2021 2 533, 8 2631,4 103,9

2022 2 779 2 919 105

Структура доходов фонда ожидаемо демонстрирует преобладание доходов от страховых взносов на ОМС. Такая тенденция характерна для всего изучаемого периода. При этом анализ динамики удельного веса доходов от страховых взносов в общей сумме доходов за последние пять лет показывает четкую тенденцию его снижения (с 99 % в 2018 г. до 83 % в 2022 г.) и, соответственно, увели-

чение доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Во многом это объясняется увеличением доли межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлени -ем пониженных тарифов страховых взносов, введенных как одна из мер поддержки мало-

го и среднего бизнеса в период пандемии ко-ронавируса.

С 2014 до 2016 г. бюджет фонда был дефицитным (рис. 1). В 2016 г. бюджет был изначально запланирован с профицитом в размере 66 789 млн рублей. Фактический же профицит бюджета составил 67 468,7 млн рублей, то есть превысил установленный законом о бюджете фонда на 2016 г. уровень на 679,6 млн рублей, что связано в основном с неполным освоением отдельных видов расходов бюджета в том году. Особенно это касается расходов по таким по разделам, как «Общегосударственные вопросы» и «Образование».

2017 г. характеризовался не только перевыполнением плановых доходных назначений и сокращением расходов, но и сохранением в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования переходящих остатков средств обязательного медицинского страхования, которые стали источниками финансового обеспечения дефицита бюджета фонда на 2017 г. и частично

на 2018 г. [1, с. 61] Следует отметить, что наличие остатков неиспользованных средств на конец года, образованных по разным причинам, становилось источником сбалансирования бюджета фонда на протяжении всего исследуемого периода.

На 2022 г. дефицит бюджета был запланирован в размере 21,8 млрд руб. Однако фактически на 1 января 2023 года бюджет исполнен с профицитом в размере 122 355,7 млн рублей. В результате остаток средств на конец 2022 г. составил 252,8 млрд рублей. Кроме того, на образование переходящего остатка повлияли профицит фонда в предыдущем году и неполное исполнение ряда статей бюджета. Положительно на показатель сбалансированности бюджета повлиял транш из федерального бюджета на компенсацию выпавших доходов от взносов работо -дателей [11].

Дефицит бюджета в 2023 г. составит 82,7 млрд руб. По сравнению с 2022 г. ожидаемый дефицит вырастет в три с лишним раза и в общей сумме расходов составит 2,6 % [5].

-10£3 -92

2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021

■ план -26 -43 67 -29 -106 -92 -1,4 -11.6

факт -13 -65 67 32 -93 -63 32 61.9

план факт

Рисунок 1 - Дефицит (профицит) бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (млрд руб.) [9]

Бюджет фонда на 2023 г. разрабатывался исходя из запланированной численности застрахованных лиц в количестве 144,6 млн человек, в том числе 63,7 млн работающих и 80,9 млн неработающих граждан. При этом

анализ динамики числа застрахованных с 2017 г. показывает неуклонное сокращение числа застрахованных в системе лиц, что со -ответствует общей тенденции сокращения населения страны (табл. 2).

Таблица 2 - Численность лиц, застрахованных в системе ОМС, за 2018-2020 гг. [10]

Численность застрахованных лиц, млн человек На 1.01.2018 На 1.01.2019 На 1.01.2020 На 1.01.2021 На 1.01.2022* (план)

Всего, из них: 146,4 146,3 145,5 145,1 144,6

Работающих 61,4 66,4 65,1 63,8 63,7

Неработающих 85 80 80,4 81,3 80,9

Причем за последние три года темпы убывания работающего населения несколько превышают аналогичный показатель для неработающих. Так, темпы прироста работающих граждан в 2009 г. составили 8 %, неработающих - отрицательные 0,6 %. В 2022 г. показатель темпа убыли для работающих граждан составил 2 %, а для неработающих 0,5 % [10].

Начиная с 2022 г. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования наряду с традиционными видами межбюджетных трансфертов предоставляются новые, выделяемые в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.:

- в 2022 г. на проведение углубленной диспансеризации;

- в 2022-2024 гг. - на проведение медицинской реабилитации.

На 2024 г. межбюджетные трансферты из федерального бюджета на проведение углубленной диспансеризации пока не предусматриваются - указанный вопрос будет решаться в следующем бюджетном цикле.

Средства на проведение углубленной диспансеризации граждан, перенесших корона-вирусную инфекцию, выделялись в 2022 г. в размере 8 млрд руб. Целевые трансферты выделялись также и в предыдущем году в размере 5,8 млрд руб., однако их оказалось недостаточно. Регионы столкнулись с тем, что большое количество граждан переболели ковидом в тяжелой форме и их диспансеризация потребовала проведения целого ряда дорогостоящих дополнительных медицинских исследований. В результате |регио-ны не достигли целевых показателей по охвату перенесших коронавирусную инфекцию граждан углубленной диспансеризацией в 2021 г., при том что ресурсы на эти цели были

потрачены полностью. Увеличение трансферта в 2022 г. было призвано довершить масштабное мероприятие до конца. Что касается расходов на медицинскую реабилитацию, то они в 2023 г. будут увеличены до 10 млрд руб. в связи с повышенной потребностью в данном виде медицинского обслуживания в условиях специальной военной операции [4, с. 29].

Наибольший удельный вес в составе межбюджетных трансфертов занимал до 2020 г. трансферт на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения). Однако пандемия коронавирусной инфекции потребовала от руководства страны реализации мер налоговой поддержки отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Выпадение части доходов бюджета фонда было покрыто за счет предоставления соответствующего трансферта из федерального бюджета, который в 2022 г. показал прирост в 5,5 раза и составил 195,5 млрд руб. Большое внимание в 2022 г. уделялось также финансированию расходов на лечение онкологических заболеваний и высокотехнологичной медпомощи вне базовой программы ОМС и финансированию родовых сертификатов.

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования имеют выраженную тенденцию к росту, при этом недовыполнение плановых назначений неоднократно наблюдалось в течение всего периода исследования (табл. 3). За 2022 г. расходы фонда исполнены в общей сумме 2 797 058,7 млн рублей, или 99,9 % от утвержденного законом годового планового объема (2 801 058,7 млн рублей), что ниже уровня исполнения по расходам за 2021 г. на 1,0 процентного пункта (100,9 %).

Таблица 3 - Выполнение плановых назначений расходов Федерального фонда обязательного

медицинского страхования (млрд руб.) [9]

Показатели План Факт Процент выполнения

2013 1059 1049 99

2014 1366 1269 93

2015 1662 1639 99

2016 1595 1590 100

2017 1735 1655 95

2018 1994 1989 100

2019 2190 2187 100

2020 2369 2 360 6 99,6

2021 2 545 2 569, 5 101

2022 2 801 2 797 99,8

Структурный анализ расходов фонда показывает, что основную долю в расходах занимают расходы по разделу классификации «Здравоохранение». Из них львиная доля (в 2022 г. 88 %) формирует субвенцию бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

В целом в 2021 г. деятельность в сфере ОМС осуществляли 30 страховых медицинских организаций (СМО) в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконуре. Большинство лиц (127,3 млн человек, или 87,2 %) застраховано в 9 страховых медицинских организациях и их филиалах, из которых крупнейшими являются: АО «СК «СОГАЗ-Мед», ООО «Капитал медицинское страхование», АО МАСК «МАКС-М», ООО «Альфа-Страхование МС», ООО МСК «РЕСО-МЕД», ООО СК «Ингосстрах-М». Численность за-

страхованных лиц в этих организациях составляет от 7,4 млн до 42,4 млн человек.

С вступлением в силу федерального закона № 326-ФЗ законодательно обеспечено равное участие всех медицинских организаций в сфере ОМС: порядок включения в реестр медицинских организаций носит уведомительный характер. Число медицинских организаций частной системы здравоохранения постоянно увеличивается: если в 2010 г. 618 негосударственных медицинских организаций (или 7,6 % от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС) осуществляли деятельность по ОМС, то в 2021 г. медицинскую помощь по ОМС оказывают 3440 медицинских организаций частной системы здравоохранения, что составляет уже 37,3 % медицинских организаций (9218 медицинских организации всего) [6].

Рисунок 2 - Количество частных страховых медицинских организаций - участников системы ОМС (ед.) [8]

Сегодня представители частного сектора здравоохранения представлены практически во всех регионах страны.

Таким образом, ввиду того что федеральный фонд ОМС является основным источником ресурсного обеспечения медицинской отрасли, тенденции его функционирования достаточно точно отображают основные про -блемы действующей практики финансирования учреждений здравоохранения в нашей стране. Так, среди ключевых следует отметить проблемы, связанные с низким уровнем реалистичности расчета плановых показа-

телей доходов при формировании бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, постоянное недоис-полнение плановых назначений по целому ряду расходов Фонда, снижение численности застрахованного населения, снижение доли в нем работающих граждан и т. д. Представляется, что выявление и ликвидация указанных недостатков будут способствовать процессу дальнейшего совершенствования действующего механизма финансового обеспечения медицинской отрасли страны.

Список литературы _

1. Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С. Финансирование здравоохранения в 2017 году - очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось // Менеджер здравоохранения. 2017. № 1. С. 61-74.

2. Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базаровас И. Н., Ендовицкая Ю. В. Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году // Менеджер здравоохранения. 2022. № 1. С 79-83.

3. Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (январь - декабрь 2021 г.) // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: https://ach. gov.ru/upload/iblock/2f1/1yks2fxw9fft5ig29zt0d75g5y7zae5t.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

4. Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (январь - декабрь 2022 г.) // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: https:// vk.com/doc6762007_662983800?hash=xEGZZceOZNn8xaxXj03nzZCEVvoj8ZmAfhCuCCrWQX4 (дата обращения: 15.04.2023).

5. Расходы ФОМС в 2023 году впервые превысят 3 трлн рублей. URL: https://medvestnik.ru/content/news/ Rashody-FOMS-v-2023-godu-vpervye-prevysyat-3-trln-rublei.html (дата обращения: 25.05.2023).

6. Рынок частной медицины в России. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11332// (дата обращения: 25.04.2023).

7. Соболева Е. А. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в России // Финансы: теория и практика. 2021. Т. 25, № 3. С. 127.

8. Стадченко Н. Н. Рост платных услуг мало связан с проблемами бесплатной медицинской помощи // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2016. № 3. С. 18-19.

9. Федеральное казначейство: официальный сайт. URL: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).

10. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: официальный сайт. URL: https://www. ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).

11. ФФОМС потратил 1,7 млрд рублей на развитие ГИС ОМС в 2022 году РФ. URL: https://vademec.ru/ news/2023/03/20/ffoms-potratil-1-7-mlrd-rubley-na-razvitie-gis-oms-v-2022-godu/ (дата обращения: 25.05.2023).

References

1. Kadyrov F. N., Obukhova O. V., Brutova A. S. Financing of healthcare in 2017 is another paradox: there are fewer funds than planned for 2016, but the financial support of the industry has improved. Health Care Manager. 2017. No. 1. Рp. 61-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kadyrov F. N., Obukhova O. V., Bazarovas I. N., Endovitskaya Yu. V. Financial support of the compulsory health insurance system in 2022. Health care manager. 2022. No. 1. Рр. 79-83.

3. Operational report on the budget execution of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (January -December 2021). Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: https://ach.gov.ru/upload/ib lock/2f1/1yks2fxw9fft5ig29zt0d75g5y7zae5t.pdf (accessed: 04/15/2023).

4. Operational report on the budget execution of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund (January -December 2022). Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: https://vk.com/doc6762007 _662983800?hash=xEGZZceOZNn8xaxXj03nzZCEVvoj8ZmAfhCuCCrWQX4 (accessed: 04/15/2023).

5. The expenses of the Federal Migration Service in 2023 will exceed 3 trillion rubles for the first time. URL: https:// medvestnik.ru/content/news/Rashody-FOMS-v-2023-godu-vpervye-prevysyat-3-trln-rublei.html (accessed: 05/25/2023).

6. The market of private medicine in Russia. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11332 // (accessed: 04/25/2023).

7. Soboleva E. A. Budget-insurance model of healthcare financing in Russia. Finance: theory and practice. 2021. Vol. 25, No. 3. Р. 127.

8. Stadchenko N. N. The growth of paid services has little to do with the problems of free medical care. Compulsory medical insurance in the Russian Federation. 2016. No. 3. Рp. 18-19.

9. Federal Treasury: official website. URL: http://www.roskazna.ru / (accessed: 01.05.2023).

10. Federal Compulsory Medical Insurance Fund: official website. URL: https://www.ffoms.gov.ru / (date of reference: 01.05.2023).

11. FFOMS spent 1.7 billion rubles on the development of GIS MHI in 2022 of the Russian Federation. URL: https:// vademec.ru/news/2023/03/20/ffoms-potratil-1-7-mlrd-rubley-na-razvitie-gis-oms-v-2022-godu / (accessed: 05/25/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.