УДК 377.5
Ильиных Е.М.
студент-магистрант профессионально-педагогического института Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ МЯГКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития мягких навыков у студентов средних профессиональных учебных заведений (СПО) в условиях стремительной трансформации рынка труда. В связи с автоматизацией рутинных задач и ростом значимости интеллектуального капитала, мягкие навыки приобретают решающее значение для успешной карьеры. Статья подчеркивает необходимость системного подхода к формированию таких навыков, как коммуникация, командная работа, креативность и лидерство, для подготовки конкурентоспособных специалистов.
Ключевые слова: мягкие навыки, студенты СПО, рынок труда, профессиональное развитие, образовательные программы, проектная деятельность, коммуникация, командная работа, креативность, лидерство, трансформация рынка, технологические инновации.
В наше время наблюдается стремительная трансформация мира, обостряя внимание к его неопределенности и непредсказуемости в ходе развития. Глобальные изменения затрагивают рынок труда и профессиональные сферы, включая структурные модификации, трансформации в системах коммуникаций и принятия решений, а также изменения в самом человеке -отношениях, умениях, деятельности. За этими переменами стоят, прежде всего, технологические инновации. Человеческие действия все чаще переносятся на плечи технологий, где рутинные задачи выполняются машинами, а интеллектуальные аспекты решаются при помощи нейронных сетей. В связи с
этим меняется и взгляд на способности молодого специалиста. Актуальным становится вопрос о том, какими социальными и профессиональными навыками и компетенциями должен овладеть человек для успешной жизни и реализации себя на рынке труда.
Опросы и исследования показывают, что интерес работодателей при выборе кандидата смещается в сторону мягких навыков. Согласно социологического опросу 93 % предпринимателей сочли мягкие навыки в той же степени важными, что и профессиональные знания, и умения [3]. На сайте Американской национальной ассоциации мягких навыков представлена статистика, из которой следует, что 85% успеха в карьере специалиста зависит от мягких навыков, и только 15% - от профессиональных [1, с. 65]. Корпорация Google в 2017 году провела внутреннее исследование, чтобы определить самые продуктивные команды. Оказалось, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными гибкими навыками. Все это говорит о том, что мягкие навыки сегодня особенно актуальны для социально активного человека и являются универсальной основой успешной карьеры, вне зависимости от специальности или формы работы.
Мягкие навыки — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми [4]. Мягкие навыки включают в себя умение эффективно общаться, работать в команде, решать проблемы, проявлять лидерство, и демонстрировать творческое мышление. В отличие от конкретных специализированных и технических знаний, мягкие навыки являются более абстрактными и широко применимыми. Они не зависят от профессии или отрасли и могут быть полезными для почти любого вида работы или деятельности.
Развитие мягких навыков у студентов СПО - ключевой аспект для их дальнейшего профессионального и личного развития. Мягкие навыки следует развивать у студентов как в рамках учебных программ, так и во время внеурочных мероприятий.
1. Развитие мягких навыков в рамках учебных программ. Включение в учебные программы - это необходимый шаг для системного развития мягких навыков. Нужно разрабатывать и внедрять учебные модули, специально направленные на развитие коммуникации, командной работы, креативности, лидерства, стрессоустойчивости, управления временем, а также навыков самопрезентации, публичных выступлений и ведения переговоров. Эти модули могут включать теоретические лекции, практические упражнения, ролевые игры, групповые проекты, а также симуляции, позволяющие студентам применить полученные знания в реальных ситуациях.
Проектная деятельность - отличный способ интегрировать развитие мягких навыков в учебный процесс. Студенты работают в командах, решая реальные задачи, используя полученные знания и развивая навыки решения проблем, командной работы, планирования, организации, презентации и т.д. Проекты могут быть связаны с конкретной профессиональной областью или представлять собой междисциплинарные задачи. Важно обеспечить студентам свободу творчества и возможность применить разные подходы к решению проблем [2].
Стимулирование обсуждения актуальных тем и вопросов развивает у студентов навыки аргументации, критического мышления, коммуникации и публичных выступлений. Во время дебатов важно создать атмосферу уважения и толерантности, где студенты могут свободно выражать свое мнение, не боясь критики.
Использование кейсов, изучение реальных ситуаций из профессиональной жизни позволяют студентам применить полученные знания на практике и развивает их аналитические и решающие навыки. Кейсы могут быть представлены в виде текстов, видеоматериалов или симуляций. Необходимо задавать студентам проблемные вопросы, стимулирующие их мышление и побуждающие к поиску решений.
2. Внеучебные мероприятия также являются неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет студентам развивать не только
свои профессиональные навыки, но и soft skills, необходимые для успешной жизни и работы в современном обществе.
Участие в кружках и клубах по интересам (театральные, музыкальные, танцевальные, спортивные, клубы по чтению и т.д.) помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал, улучшить коммуникативные навыки, работать в команде, развивать дисциплину, ответственность и стрессоустойчивость, а также расширить свой кругозор и общаться с людьми, разделяющими их интересы. В рамках кружков и клубов студенты могут брать на себя ответственность за организацию мероприятий, руководство группами, что способствует развитию их лидерских качеств [2].
Волонтерская деятельность дает студентам возможность применить свои знания и навыки на практике, помогая другим людям и решая социальные проблемы. Работая волонтером, студенты учатся понимать нужды других людей, развивают эмпатии и чувство ответственности за общество. Такой вид деятельности часто требует командной работы, что помогает студентам улучшить навыки взаимодействия, коммуникации и координации действий.
Во время обучения в колледже студентам часто предлагается презентовать свои научные исследования. Студенческие конференции дают студентам возможность представить результаты своей учебной работы, получить отзывы от других студентов и преподавателей и улучшить навыки публичных выступлений. Конференции - отличная платформа для обмена опытом и идеями, в рамках конференций студенты могут участвовать в дискуссиях и обсуждениях, развивая свои навыки критического мышления и аргументации.
Внеучебные мероприятия - это важный инструмент для развития студентов как личностей и профессионалов, которые помогают им подготовиться к успешной жизни и карьере в современном мире. Чтобы внеучебные мероприятия были действительно эффективными, студенты должны быть активными участниками и проявлять интерес к чему-то новому. Необходимо предлагать студентам разнообразные мероприятия, чтобы каждый
мог найти что-то интересное для себя. Связь между внеучебными мероприятиями и учебным процессом помогает применить навыки на практике.
В условиях современного общественного развития, отмеченного динамичными инновациями, меняется взгляд на потенциал молодых специалистов. Возникает вопрос о необходимости овладения мягкими навыками для успешной адаптации в жизни и профессиональной сфере.
Проектная деятельность в образовательной среде предоставляет уникальную площадку для интеграции теории и практики, а также для активного развития мягких навыков. В ходе выполнения проектов студенты сталкиваются с реальными профессиональными сценариями, что способствует формированию навыков эффективного взаимодействия и решения трудностей.
На основании результатов анализа научных работ рекомендуется интегрировать проектную деятельность в учебный процесс профессиональной образовательной организации. Это позволит студентам не только развивать свои профессиональные навыки, но и приобретать необходимые мягкие навыки для успешной карьеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беркович М.А., Кофанова Т.В., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. -Вестник ВГУ Серия: экономика и управление, 2018. - №4. - С. 64-68;
2. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2. С. 145-152;
3. Американская национальная ассоциация мягких навыков [Электронный ресурс]. URL: https://w.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/ (дата обращения: 3.12.2024);
4. Будущее удаленной работы [Электронный ресурс]. URL: https://usefyi.com/future-of-remote-work/ (дата обращения 9.11.2024)
Ilyinykh E.M.
South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)
ANALYSIS OF MAIN APPROACHES TO DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: the article is devoted to the urgent problem of the development of soft skills among students of secondary vocational educational institutions in the context of the rapid transformation of the labor market. Due to the automation of routine tasks and the growing importance of intellectual capital, soft skills are becoming crucial for a successful career. The article emphasizes the need for a systematic approach to the formation of skills such as communication, teamwork, creativity and leadership in order to train competitive specialists.
Keywords: soft skills, vocational education students, labor market, professional development, educational programs, project activities, communication, teamwork, creativity, leadership, market transformation, technological innovations.