Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Антонович И.В., Романова Н.Н., Гладышева Я.Д., Щербинина АО. — Анализ основных направлений деятельности сестер милосердия в Алтайском крае (на примере Александро-Невского храма г. Барнаула) // Социодинамика. - 2019. - № 12. Ш1: 10.25136/2409-7144.2019.12.31233 URL: htфs://nbpublishxomlbrary_read_artide.php?id=31233
Анализ основных направлений деятельности сестер милосердия в Алтайском крае (на примере Александро-Невского храма г. Барнаула)
Антонович Ирина Владимировна
кандидат социологических наук доцент кафедры социальной работы, Алтайский государственный университет 656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61
ЕЗ irina.antonovich2504@yandex.ru Романова Наталья Николаевна
член общэственной организации, Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» 656054, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 110, оф. корпус а
ЕЗ nataliromanova1996@yandex.ru
Гладышева Яна Дмитриевна
член Алтайской краевой женской общественной организации «Отклик» 656054, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Змеиногорский Тракт, 110, оф. а
И gladysheva.yana1106@mail.ru
Щербинина Алина Олеговна
Специалист по УМ3 деканата факультета социологии Алтайского государственного университета
656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 61
ЕЗ scherbininalina@yandex.ru Статья из рубрики "Общественные организации и движения"
Аннотация.
Предметом исследования являются основные направления деятельности сестер милосердия в Алтайском крае, на примере Александро-Невского храма г. Барнаула. Здесь накоплен большой опыт оказания духовной, гуманитарной, а также социально-бытовой помощи больным прихожанам храма, однако официально оно получило новое развитие при храме с недавнего времени (январь 2019 г.). Сестры еженедельно собираются при храме, общаются с духовником, читают акафист в честь св. Елизаветы Федоровны, навещают своих подопечных. Для выявления основных направлений деятельности сестер милосердия было проведено глубинное интервью. Глубинное
интервью, как самый оптимальный метод данного исследования, помог авторам наиболее полно и точно проанализировать деятельность сестер милосердия, а также получить ответы на вопросы, касательно выдвинутых гипотез. Так, результаты исследования позволили выяснить, что в настоящее время в г. Барнауле сестричество вновь актуализируется и не является инновацией, так как существовало и раньше. Кроме этого, авторы сделали вывод о том, что деятельность сестер милосердия в Александро-Невском храме г. Барнаула не сосредоточена только на больных, пожилых, сиротах и многодетных семьях, они помогают всем нуждающимся; однако особое внимание уделяют больным лежачим людям с ограниченными возможностями здоровья, а также пожилым людям, осуществляя за ними уход, духовно поддерживая. Анализ результатов исследования позволил выявить что в настоящее время идет активное развитие данного направления при храме, привлекаются новые люди, готовые помочь, необходимо также в целом активно развивать и приумножать сестричество при приходах в г. Барнауле.
Ключевые слова: благотворительность, благотворительные организации, служба милосердия, сестры милосердия, Православная церковь, социальное служение, социальная помощь, социальный институт, категории благополучателей,
добровольчество
DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31233
Дата направления в редакцию:
18-11-2019
Дата рецензирования:
18-11-2019
Введение. В настоящее время примером истинного сострадания и добровольного жертвенного служения является деятельность сестер милосердия. С древнейших времен они оказывают духовную и медико - социальную поддержку гражданам как в больницах, так и на дому, в основе их существования всегда лежала православная вера и желание прийти на помощь ближнему. Данный институт помощи явился предпосылкой появления в здравоохранении такой современной профессии как «медицинская сестра» и появления современных добровольческих проектов и методик оказания медицинской
помощи в рамках религиозных и медицинских программ [1, 2].
Согласно статистике, опубликованной на сайте diakonia.ru за прошедший 2018 год существует больше 300 сестричестав милосердия (которые входят в Ассоциацию сестричеств милосердия) (в России) П^!.
В Алтайском крае социальную помощь населению оказывают практически все приходы Барнаульской Епархии, однако сестричество здесь развито не при каждом приходе.
За последние 10 лет практических исследований в области основных направлений
деятельности сестер милосердия в Алтайском крае - не проводилось, что предстовляет большой научный интерес. Полученные результаты данного исследования в дальнейшем будут использоваться с применением других методов исследования на практике.
Основная часть. Понятие «милосердие», зародилось в Церкви и означает «милостивое сердце» (с лат. «misericordia» «miser» - достойный сожаления, милости, «cor» - сердце)
[3, с-6211, что проявляется в сердечной боли на отклик другого человека, желанием прийти на помощь тому, кто находится в беде.
Милосердие сочетает в себе два основных направления: духовно-эмоциональное (проявление сопереживания, жалости) и конкретное практическое (реальная помощь). В работе М. И. Поскотиной, говорится о том, что «милосердие представляет собой особый вид деятельности, реализующий потребность людей нести в окружающий мир любовь и
заботу» [4, 5].
На практике нередко в качестве синонима понятия «милосердия» используется термин «сердобольность».
В словаре лингвиста Ефремовой Т. Ф. «сердобольный» человек - «тот, кто испытывает сочувствие чужому горю, несчастью»
Сердобольность как качество личности - «склонность принимать все близко к сердцу, искренне сочувствовать чужому горю, несчастью, предпринимать тщетные попытки что-либо изменить, проявлять жалостливость и сострадательность»
Ярким примером проявления сочувствия чужому горю является сестринская помощь, которая оказывалась населению во все времена.
Первые упоминания о женщинах, ухаживающих за больными, появляются в мифологических и библейских текстах. Например, египетская богиня Исида считалась покровительницей медицины, она оказывала помощь больным, чаще всего во время сна
[8, с- 16]. Важнейшее значение уход за больными получает в христианстве. Христос учил людей милосердию и исцелял больных. Первоначально за больными ухаживали мужчины, для женщин это был домашний труд. Под влиянием христианского учения
возникает организованный уход за больными [8, с 44]. Именно в монастырях дело ухода за больными впервые становится для женщин профессией.
В настоящее время «сестры милосердия» — «члены сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит
характер регулярных долговременных обязанностей
В настоящее время деятельность сестер милосердия включает в себя следующие виды помощи (поддержки):
• духовную поддержку;
• медицинскую помощь при наличии соответствующей лицензии (доврачебную и врачебную, сестринский уход, профилактику);
• социальную помощь и социальное обслуживание (оказание социальных услуг, помощь в решении социально-юридических проблем, помощь в социализации и ресоциализации
граждан);
• педагогическую помощь (воспитание и образование детей);
• образовательные услуги (устройство профессиональных курсов для добровольцев и др.);
• психологическую помощь;
• материальную помощь (включая финансовую поддержку, сбор и распределение гуманитарной помощи);
• иную помощь
В своей деятельности сестры руководствуются такими нормативно-правовыми актами, как:
А) «Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности»
В нем закреплены общие положения сестричества, виды деятельности сестричества, а также их организация
Б) «Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения
России», а также собственным уставом Одной из важной особенностью соглашения является организация в больницах Ассоциации сестричеств милосердия, которые являются православными христианами от Русской Православной Церкви, которые могут работать в больницах, помогать больным, пожилым гражданам и инвалидам, работать сиделками как в больницах, так и на дому
Летом 2019 г. было проведено социологическое исследование в Александро-Невском
храме г. Барнаула Ш1, обсуждались вопросы перспективы дальнейшего развития служения сестер в целом.
Первоначально был задан вопрос о том «как и когда было принято организовать (возродить) сестричество в вашем храме?»
На что о. Михаил ответил: «Сестричество было организовано еще в начале 2000 г. при храме, с этого времени оно существовало и не исчезало. Однако были трудные времена, когда сестричество пошло на спад, это было связано со сменами духовника, и оно существовало само по себе. По словам о. Михаила «началось регулярное восстановление данного вида деятельности около полугода назад». Первая встреча которая здесь была проведена в конце декабря-начале января 2019 г. после долгого перерыва была о том, как важно восстанавливать все это дело, потому что бабушки к которым ходили сестры никуда не исчезли, так они и остались», с этого времени сестры регулярно встречаются с куратором в храме на собрании, планируют совместные мероприятия, читают акафист в честь святой покровительницы Елизаветы Федоровны, к ним присоединяются новые люди, желающие помогать.
Следующий вопрос был о том «сколько человек в настоящее время входит в объединение сестер милосердия», на что сестра милосердия Анна ответила: «Опытных сестер 16», в ходе разговора было выявлено что те сестры у кого больше опыта носят белый платок с крестом, они прошли официальное посвящение в сестры у духовника, у остальных молодых мало опыта, и они только стремятся к этому, также по словам Анны «молодежи насчитывается человек 15, которые записались в волонтеры и действительно помогают.» Их помощь заключается в поздравлении бабушек с церковными праздниками, а также навещение пациентов в железнодорожной больнице где они там поют.
Также был задан вопрос о том «какой примерный средний возраст сестер», на что был получен ответ от о. Михаила что этот возраст ближе к 30 годам. «Очень много молодых звалось, на первой встрече присутствовало очень много народу, но не все стали участвовать в данной деятельности, к сожаленью» - добавил о. Михаил.
Разговор зашел о том имеют ли сестры специальное медицинское образование, на что о. Михаил ответил: «У нас нету подготовки к сожаленью, но у нас она в планах и даст Бог с сентября месяца оно у нас все получится. Около нас рядом есть колледж медицинский где мы планируем чтобы они нам давали какие-то определенные уроки, и мы с ними беседовали, то есть наладить контакт», однако он также отметил что чтобы быть сестрой милосердия не обязательно иметь специальное медицинское образование. Сестры помогают подготовить человека к причастию, принести нуждающимся продукты, помочь приготовить еду, помыть пол или окно. Тут не нужно специальное образование, достаточно желания и любви.»
Также к разговору присоединилась сестра Людмила, она сказала: «Мы не в богадельне ухаживаем за людьми, а за теми, которые престарелые, которые не могут выходить из дома, кто-то не видит, кто-то плохо слышит, почитать молитвы, почитать акафист». Сестра милосердия Анна добавила «есть и тяжелобольные люди, за ними ухаживают более опытные сестры, у которых имеется медицинское образование, они уже в пенсионном возрасте и продолжают работать»
Также сестры трудятся в Железнодорожной больнице, помогая верующим, о. Михаил сказал: «Перед богослужением у нас они приходят туда и оглашают, есть люди которые не видят, что читать, им читают молитвы, подготавливают к причастию, объясняют им, их к нам приводят сотрудники и обратно возвращают на места в палату»
Следующий вопрос был о том, «какими основными видами деятельности занимаются сестры милосердия (миссионерство, дела благотворительности и милосердия, религиозное образование, паломничество, мед. Патронаж)», в результате был получен ответ, что это все вместе в совокупности, основными видами деятельности являются: миссионерство, посещение больных на дому и в ж/д больнице, оповещение пациентов о предстоящих службах в часовне, помощь больным к подготовке к Таинствам, оформление ухода тяжелым больным. Сестра Валентина ответила: « Мы ходим по поликлиникам, врачей поднимаем, оформляем социальную реабилитацию тяжелым больным: памперсы, каталки, противопролежные матрасы, это тоже делает наше сестричество», также сюда относится совместная молитва (чтение Акафиста), сортировка приносимой в храм одежды и раздача ее нуждающимся ( Центр Бомж) и паломничество, по словам о. Михаила «паломническая поездка была организована как-то для детей по храмам города Барнаула, тем самым показав им что несмотря на разнообразие храмов, это единое целое, в первую очередь Дом Божий.»
Был также задан вопрос о том, «какие направления охватывает деятельность сестер в храме», на что был получен ответ от о. Михаила что это «помощь престарелым гражданам, инвалидам, детям, многодетным семьям, всем тем людям кто оказался в трудной жизненной ситуации».
Следующий вопрос был о том, «как часто сестры посещают больных на дому», сестры дали ответ что это все индивидуально, зависит от человека к которому приходишь. Сестра милосердия Людмила ответила так: «Я вот, например, когда хожу раз в неделю к одной подопечной что обязательно, а другая живет в соседнем подъезде с ней надо в храм сходить, она плохо ходит, в магазин сходить помочь, к ней бывает и 2, и 3 раза
хожу.», сестра Валентина добавила, что они заранее договариваются со своими подопечными о времени.
Далее был задан вопрос о том, «с какими трудностями сталкиваются сестры в процессе ухода», на что был получен ответ что в основном это иногда то, как пренебрежительно относятся родственники больным к ним, ища во всем подвох, признаки расчета, лицемерия и корысти, а также нередко сестер мучает то , что родные родственники не желают сами ухаживать за больными престарелыми родителями, живя в одной квартире, а также попадаются недовольные ворчливые больные , по словам сестры Валентины «однажды мы напоролись на бабушку, которая ищет митрополита чтобы пожаловаться какие плохие люди у нее работают, и вроде нашла, искала кружок члены которого ухаживают за больными, кружок она не нашла в храме, поэтому жалобы не поступили»
Далее был задан вопрос о том, «какаяразница между православными объединениями города и самим сестричеством», на что получила что нет четкого разграничения между сестрами, которые ходят в платочках с крестом на голове, и теми, кто просто добровольно помогает. Сестра милосердия Людмила ответила: «Мы плавно перетекаем из православного объединения в само направление сестричество. Просто молодые приходят поздравят, а мы уже постарше опекаем бабушек», отец Михаил также добавил: «у нас есть старшая сестра Валентина Карповна, которая работала в больнице дежурной в свое время, она всегда была центром сестричества, не давала всем остальным сестрам разбежаться и помогать остальным. И все мы друг с другом сейчас сотрудничаем благодаря ей, сестричество в основе своей предполагает не только медицинскую помощь, но и социальную, юридическую, психологическую, мы сотрудничаем с правоохранительными органами, у нас есть бесплатный юрист при храме, психолог к которому мы обращаемся за помощью при надобности, они тоже несут свою службу»
Следующий вопрос был задан о том, «является ли по вашему мнению служба милосердия инновацией в добровольческой деятельности (создание различных церковных проектов помощи : кризисные некоммерческие православные организации, реабилитационные православные центры, автобусы милосердия и т.д.)», был сделан вывод, о том, что это не инновация, на самом деле это все было и раньше только по -другому называлось, в настоящее время все это основывается на определённых грантах (выигрышах). о. Михаила ответил: «У нас в планах может быть появится какая-то такая организация, например для нуждающихся организовать бесплатную столовую, ну хотя бы раз в день поесть, для этого нужны немалые деньги, чтобы получить грант.» Также было отмечено что в более крупных городах легче организовать подобную службы как например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. По словам О. Михаила «У них накоплен большой опыт, более состоятельное население, которое может профинансировать данные проекты, общество там более христианское, это традиции. У нас по сути отсутствует инфраструктура в городе и финансирование для организации таких проектов.»
Последний вопрос был задан о перспективах развития православного сестричества в будущем, был получен ответ от о. Михаила: «Хотелось бы чтобы молодое поколение приобщалось больше к православной культуре, помогало ближним, а также то чтобы храмы были более сплоченней между собой, чтобы было подразделение. В социальном служении должно быть конкретное подразделение «Сестричество». Когда у нас будет данное подразделение по всем храмам города, тогда в этом отношении будет намного проще», а пока до этого далеко, отметив что сестричество существует не во всех храмах города.
Заключение. Проанализировав полученные результаты, был сделан вывод о том, что службы милосердия развиваются в таких формах как: сестричество, гуманитарные центры при приходах, кризисные некоммерческие православные организации, реабилитационные православные центры, автобусы милосердия. Как сказал. О. Михаил: «Все новое-хорошо забытое старое». В настоящее время все это возрождается благодаря воцерковлению многих граждан, возрождению духовно-нравственных ценностей и основано на спонсорской финансовой поддержке, наличии доступной инфраструктуры для организации данных служб и не во всех малых городах оно может быть развито, поскольку нет таких традиций православия, как в более крупных городах.
Изучив направления деятельности сестер данного храма, можно отметить что они помогают всем людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, однако в основном уделяют внимание больным лежачим людям с ограниченными возможностями здоровья, а также пожилым людям, осуществляя за ними уход, духовно поддерживая и помогая им на дому, также приносят и, сортируют и передают вещи в центр Бомж, но пока нет налаженного контакта с Центрами помощи детям.
Таким образом, проанализировав деятельность сестричества, можно сделать вывод о том, что в настоящее время идет активное развитие данного направления при храме, привлекаются новые люди, готовые помочь, необходимо также в целом активно развивать и приумножать сестричество при приходах в г. Барнауле.
Библиография
1. Рюмина, Ю. Н. «Добровольческая деятельность студенческой молодежи как направление социального служения» г. Шадринск, 2013 [Электронный ресурс ]: Вестник,-2013 г.-Режим доступа : http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-1б^^Загл. с экрана.
2. Теория социальной работы: учебник / под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой.-М.: Юристь, 2001.-334 с.
3. Этимологический словарь Фасмера. [Электронный ресурс ]: Режим доступа : http://vasmer.narod.ru-Загл. с экрана.
4. Поскотина М.И. Возрождение милосердия как философско-образовательная проблема// Философия образования. 2010. № 4(33). С. 334 - 340
5. Вдова сердобольная. Вдовьи дома // Энциклопедический словарь. СПб., 1892. Т. Va. С. 679-680
6. Ефремова Т.Ф. « Современный словарь русского языка Ефремовой Т.Ф., 2000 [Электронный ресурс]: Значение слова сердобольность - Режим доступа: https://www.efremova.info/word/serdobolnost.html#.XdHbGxYzbIU - Загл. с экрана.
7. Ковалев П. «Качество личности», статья - 2013 [Электронный ресурс ]:Сердобольность, сердобольный - Режим доступа: https://podskazki.info/serdobolnost/-Загл. с экрана.
8. Donahue, P. Nursing: The finest art: An illustrated history. 3 ed. - Maryland Heights (Missouri): Mosby Elsevier, 2011. - xx + 390 p.
9. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви (документ принят 4.02. 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви) [Электронный ресурс]: Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата, D2011D Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894. html □ Загл. с экрана
10. «Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности»
Принято на заседании Священного Синода от 2 октября 2013 года (журнал № 115). [Электронный ресурс]: Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата,-2013 - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275953.html-3агл. с экрана
11. «Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России» от 18.06. 2015 г.. [Электронный ресурс]: Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата, □ 2015 □ г.: Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1556321.html □ Загл. с экрана.
12. Русская Православная Церковь. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. [Электронный ресурс]:Статистика социального служения Русской Православной Церкви,-Режим доступа: http://www.diaconia.ru/statistic-Загл. с экрана.
13. Александро-Невский храм г. Барнаула [Электронный ресурс]:-[Режим доступа]: http://www.nevsky22.ru/-Загл. с экрана/