Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

АНАЛИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЮРИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТ-ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Алеся Борисовна

Охарактеризована роль компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.е. ИКТ-компетентности (ИКТК), в обеспечении социально-экономического развития отдельных стран; эффективности деятельности организаций; карьерных успехах физических лиц; реализации их бытовых потребностей. В статье рассмотрен опыт стран, имеющих значительные достижения в развитии ИКТ: Ирландии, Сингапура, США, Швеции, Финляндии. Для каждой из этих стран автором подробно рассматриваются следующие вопросы: общая характеристика страны; ее участие в международном разделении труда; положение с ИТКК «до» начала реализации целевых программ (ЦП); цели, которые ставились при планировании и реализации отдельных ЦП и/или их совокупностей; примененная номенклатура ЦП; их временные рамки; группы физических лиц, на которые были ориентированы программы; особенности технологий (методов) реализации ЦП, обеспечения мотивации населения к участию в них; фактически полученные результаты ЦП; влияние результатов на экономики стран, их конкурентоспособность на мировом рынке; текущая политика государств по поддержке (закреплению) достигнутых результатов. На основании анализа опыта реализации ЦП в других странах сделаны выводы о возможности/целесообразности использования таких ЦП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмина Алеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE ANALYSIS OF IT-COMPETENCE MANAGEMENT FOR NATURAL AND LEGAL ENTITIES IN SOME FOREIGN COUNTRIES

The article characterizes the role of competence in the sphere of information and communication technologies (ICT), i.e. ICT competence (ICTC), in ensuring certain countries social and economic development; organizations activity efficiency; career progress of natural persons; realization of their household requirements. Author considered the experience of the countries, having big achievements in ICT development: Ireland, Singapore, USA, Sweden, Finland. For each of these countries the author in detail considers the following questions: general characteristic of the country; its participation in the international division of labor; situation with ICTC at the beginning of implementation of target programs (TP); the purposes which were set during the planning and realization of separate TP and/or their sets; the applied nomenclature of TP; their time frames; groups of natural persons on which programs were focused; features of technologies (methods) of realization of TP, ensuring motivation of the population to participate in them; actually received results of TP; results influence on countries economy, their competitiveness in the world market; the current states policy about support (fixing) of the reached results. On the basis of experience of TP realization analysis in other countrie,s conclusions are drawn about opportunity/expediency of such TP usage in Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

13. Yakushina Ye. V. IKT-kompetentnost: chto nuzhno znat i umet uchitelyu [ICT competence: what does the teacher need to know and be able]. Narodnoe obrazovanie [National Education], 2013, no. 1, pp. 184—188.

14. Stuart Lindsay H., Mills Annette M., Remus Ulrich. School leaders, ICT competence and championing innovations. Computers & Education, 2009, November, vol. 53, issue 3, pp. 733-741.

15. United Nations E-Government Development Database (UNeGovDD). Available at: http://unpan3.un.org/egovkb/datacenter/countryview.aspx (accessed 21 June 2013).

16. United Nations, Main Features Reviewed by the United Nations e-Government Survey, UN-DESA/DPADM February 2008. Available at: http://unpan3.un.org/egovkb/global_reports/12report.htm (accessed 21 June 2013).

17. International Telecommunication Union. Available at: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/ (accessed 21 June 2013).

18. The World Economic Forum. Available at: http://reports.weforum.org/global-information-technology-2011/ (accessed 21 June 2013).

19. The World Bank. Available at: http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp (accessed 21 June 2013).

УДК 681.3 + 004

АНАЛИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Кузьмина Алеся Борисовна, аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, тел. 8 (8512) 61-08-43, e-mail: lesenok-1988@mail.ru

Охарактеризована роль компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.е. ИКТ-компетентности (ИКТК), в обеспечении социально-экономического развития отдельных стран; эффективности деятельности организаций; карьерных успехах физических лиц; реализации их бытовых потребностей. В статье рассмотрен опыт стран, имеющих значительные достижения в развитии ИКТ: Ирландии, Сингапура, США, Швеции, Финляндии. Для каждой из этих стран автором подробно рассматриваются следующие вопросы: общая характеристика страны; ее участие в международном разделении труда; положение с ИТКК «до» начала реализации целевых программ (ЦП); цели, которые ставились при планировании и реализации отдельных ЦП и/или их совокупностей; примененная номенклатура ЦП; их временные рамки; группы физических лиц, на которые были ориентированы программы; особенности технологий (методов) реализации ЦП, обеспечения мотивации населения к участию в них; фактически полученные результаты ЦП; влияние результатов на экономики стран, их конкурентоспособность на мировом рынке; текущая политика государств по поддержке (закреплению) достигнутых результатов. На основании анализа опыта реализации ЦП в других странах сделаны выводы о возможности/целесообразности использования таких ЦП в России.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИТ-компетентность, методы управления, реализация решений, зарубежный опыт, юридические и физические лица, государственная ИТ-политика, Интернет

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

EXPERIENCE ANALYSIS OF IT-COMPETENCE MANAGEMENT FOR NATURAL AND LEGAL ENTITIES IN SOME FOREIGN COUNTRIES

Kuzmina Alesya В., post-graduate student, Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, phone 8 (8512) 61-08-43, e-mail: lesenok-1988@mail.ru

The article characterizes the role of competence in the sphere of information and communication technologies (ICT), i.e. ICT competence (ICTC), in ensuring certain countries social and economic development; organizations activity efficiency; career progress of natural persons; realization of their household requirements. Author considered the experience of the countries, having big achievements in ICT development: Ireland, Singapore, USA, Sweden, Finland. For each of these countries the author in detail considers the following questions: general characteristic of the country; its participation in the international division of labor; situation with ICTC at the beginning of implementation of target programs (TP); the purposes which were set during the planning and realization of separate TP and/or their sets; the applied nomenclature of TP; their time frames; groups of natural persons on which programs were focused; features of technologies (methods) of realization of TP, ensuring motivation of the population to participate in them; actually received results of TP; results influence on countries economy, their competitiveness in the world market; the current states policy about support (fixing) of the reached results. On the basis of experience of TP realization analysis in other countries conclusions are drawn about opportunity/expediency of such TP usage in Russia.

Keywords: information and communication technologies, IT competence, methods of management, implementation of decisions, foreign experience, legal entities and individuals, state IT policy, Internet

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют в важную роль в экономике и культурной жизни современного общества; обеспечивают успешность социально-экономического развития стран [3], регионов, различных организаций; жизнедеятельность и карьерные успехи отдельных физических лиц. Поэтому в большинстве развитых и развивающихся стран реализуются специальные целевые программы (ЦП) поддержки ИКТ-компетентности (ИКТК) организаций, социальных и профессиональных групп населения. Положительный опыт, накопленный при планировании и реализации таких ЦП, представляет несомненный интерес для России. Однако в существующих публикациях сведения о таком опыте носят фрагментарный характер, а возможности его применения (в том ч. и с адаптацией) для России чаще всего не обсуждаются. Поэтому целью данной статьи был систематизированный анализ положительного зарубежного опыта управления ИКТК с использованием ЦП, а также целесообразности его использования в России.

Выбор номенклатуры стран для дальнейших исследований. Существуют многочисленные международные рейтинги, характеризующие уровни развития в отдельных странах ИКТ, инструментов «электронного государства» и пр. К наиболее авторитетным обычно относят рейтинги Организации Объединенных Наций (http://unpan.org/), Международного союза электросвязи (http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/idi/), Всемирного экономического форума (http://reports.weforum.org/global-information-technology-2014) и Всемирного банка (http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp). Однако ИКТК граждан и организаций как «отдельный показатель» в определенной степени учитывается только в «Индексе сетевой готовности» (Networked Readiness Index - NRI), который рассчитывается Всемирным экономическим форумом (http://www.weforum.org/) [11]. При расчете NRI учитываются 53 параметра, объединенных в три основные группы: а) наличие условий для развития ИКТ; б) готовность граждан, организаций и государственных органов к использованию информационных технологий; в) уровень их использования в общественном, коммерческом и государственном секторах. Нас интересует преимущественно вторая и третья группа показателей, которые взаимосвязаны.

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

На 06.05.2014 г. на сайте http://www.weforum.org/ были представлены индексы N1?! по 144 странам. Результаты для первых девяти стран воспроизведены в табл. [1].

Таблица

Сравнение на 06.05.2014 индексов N111 ряда стран и их мест в рейтинге в 2013 г.

№ Страна Балл (на 06.05.2014) Место в рейтинге 2013 г.*

1. Финляндия 6,04 1

2. Сингапур 5,97 2

3. Швеция 5,93 3

4. Нидерланды 5,79 4

5. Норвегия 5,70 5

6. Швейцария 5,62 6

7. США 5,57 9

8. Гонконг 5,60 14

9. Великобритания 5,54 7

10. Южная Корея 5,54 11

11. Люксембург 5,53 16

12. Германия 5,50 13

13. Дания 5,50 8

14. Тайвань 5,47 10

26. Ирландия 5,07 27

50. Россия 4,30 54

Обычно считается, что «показатель» ИКТК стран зависит от двух основных компонент: 1) фактического уровня ИКТ-знаний и навыков ЮиФЛ; 2) реальной доступности для них возможностей использования ИКТ.

Выбор стран для анализа в данной статье определялся в основном двумя соображениями: высокое место в рейтинге (см. табл.); целесообразность рассмотрения стран, расположенных на разных континентах.

Швеция, Финляндия, Сингапур представляют интерес для анализа как страны, которые с момента создания индекса N1?! бессменно занимают в нем лидирующее положение. Ирландия - страна, которая в короткие сроки добилась очень неплохих результатов. В США политика развития и поддержки инфраструктуры ИКТ начала реализовываться еще с момента принятия Телекоммуникационного акта 1934 г., т.е. имеет очень давнюю историю. В настоящее время США являются лидером по созданию программного обеспечения, использованию его в рамках «высоких технологий». При этом в разных странах используются различные подходы к управлению ИКТК.

Переходим к рассмотрению опыта реализации ЦП в отдельных странах.

Ирландия

Ее площадь составляет 70,2 тыс. км2, а население - 4,24 млн человек (приблизительно 58 % живёт в городах) [18]. Валовой внутренний продукт Ирландии в 2013 г. составил 218 млрд долларов [5] (в расчете на душу населения - 45 621 долларов).

Значительную роль в экономике страны играют сельское хозяйство (в основном - животноводство), туризм. Доля добывающей промышленности в ВВП - лишь около 3 %. Менее чем за десять лет реализации государственных ЦП Ирландия не только достигла значительных успехов в ИКТ-секторе, но и сумела извлечь значительную выгоду от информатизации.

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

До начала реализации ЦП (на начало 1996 г.) ситуация была следующей: лишь треть ирландцев слышала об «информационном обществе» [6]; отсутствовал конкурентный рынок телекоммуникаций; средства доступа к Интернет были недостаточно развиты; отсутствовало необходимое внимание к программам подготовки преподавательского состава по ИКТ и соответствующим курсам повышения ИКТ-квалификации; важные для экономики страны секторы (сельское хозяйство, туризм) недостаточно применяли ИКТ в своей деятельности; отсутствовало производство продуктов, использующих мультимедиа-технологии.

На момент написания настоящей статьи (май 2014 г.) Ирландия - мировой лидер по стоимости экспорта программного обеспечения на душу населения. На долю ИКТ-сферы приходится 25 % ВВП - это сейчас основа развития ирландской экономики [6]. Высокотехнологичные секторы экономики обеспечивают около 45 % годового роста ВВП и порядка 65 % стоимости экспорта. В ИКТ-секторе Ирландии действует около 300 крупных компаний [6]. В расчете на 100 человек количество интернет-пользователей в 2012 г. составляло 79, а количество «контрактов» на услуги мобильной связи - 108,5 [5].

Такой прогресс был достигнут в два этапа, соответствующих двум ЦП.

Приоритетами первой ЦП - Action Plan (1996 г.) - было обучение, подготовка общества к использованию ИКТ; грамотная подготовка материально-технической базы для внедрения ИКТ. Основные цели этой ЦП: поддержка и использование талантов народа; активизация участия граждан в деятельности правительства и муниципальных органов управления; создание новых рабочих мест. Для реализации поставленных целей использовались такие стратегии: а) активная пропаганда идей «информационного общества»; б) обеспечение населения новой информацией, в том числе связанной с ИКТ; в) развитие производства программного обеспечения; г) применение механизмов налогового стимулирования и государственного «вмешательства» в сфере обеспечения населения новыми технологиями; д) ориентация государства на производство и экспорт программного обеспечения, в том числе путем поддержки фирм в соответствующей сфере деятельности; е) направленность программ обучения и переобучения, связанных с ИКТ, на все слои общества; ж) подготовка преподавательского состава для обучения по ИКТ-дисциплинам; з) разработка информационно-образовательной программы для групп населения, наиболее нуждающихся в переобучении или повышении ИКТ-квалификации.

Номенклатура реализованных действий согласно выбранным стратегиям включала следующее: а) создание специализированных государственных органов/комиссий; б) определение мер налогового стимулирования/господдержки и сумм соответствующих целевых расходов; в) увеличение нормы амортизации на инвестиции в ИКТ-оборудование и услуги с 15 до 33,3 %. Это обеспечило среднюю скорость обновления парка компьютерной техники до уровня «раз в три года»; г) налоговые вычеты для граждан любого возраста по подоходному налогу до 3000 фунтов затрат в год на обучение ИКТ-технологиям; д) налоговый кредит при приобретении новой компьютерной и коммуникационной техники домашним хозяйством до 1000 фунтов по налогу на доход; е) создание «Digital Parks» кластеров, представляющих собой объединения «под одной крышей» нескольких разработчиков и предприятий, для создания продуктов и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке. «Digital Parks» привлекают иностранные компании и, как следствие, иностранные инвестиции не только низким уровнем налоговых платежей, но и низкой стоимостью инфраструктуры при высоком её качестве; ж) включение ИКТ в программы обучения и профессиональной подготовки/переподготовки граждан; з) разработка ускоренных курсов по ИКТ, а также курсов на получение сертификатов различного уровня в отношении ИКТ-знаний для студентов; и) увеличение количества междисциплинарных программ обучения специалистов, хорошо владеющих иностранными языками и ИКТ, обладающих бизнес-навыками; к) создание (реализация) «флагманских» проектов на уровне страны.

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

Проект «виртуальные города» (Virtual cities) - это различные виды информации для туристов в электронной форме, в том числе карты и схемы крупных городов Ирландии, включающие места размещения «предприятий обслуживания». Целью этой ЦП являлась в основном информационная поддержка индустрии туризма, важной для экономики страны. Эффективность программ такого рода определяется ИКТК не только как приезжих, так и местных жителей, которые могут оказывать им «информационную помощь». Кроме того, в настоящее время очень важно обеспечение возможностей доступа к указанной информации в Интернете по беспроводным сетям со смартфонов, планшетов и иных мобильных устройств.

Проект «Сетевое ТВ» (Net TV) - серия интерактивных телепередач, информирующих население о преимуществах развития «информационного общества» - это побуждало граждан к использованию ИКТ, в том числе и в бытовой сфере.

Проект «Кибер-школы» - подсоединение школ и библиотек к Интернету по высокоскоростным линиям связи (IDSN) - предоставил возможности осуществления дистанционного обучения, проведения занятий в реальном масштабе времени с помощью видеоконференций.

Проект «сеть центров знаний» (.Knowledge Resource Centers) был реализован для увеличения информированности населения в отношении технологий (в том числе ИКТ), способных улучшить их жизнь.

Вторая ЦП (Implementing the Informational Society in Ireland: An Action Plan 1999 r.) являлась набором конкретных мер по развитию ИКТ-сферы и «информационного общества». Она была структурирована по таким направлениям: телекоммуникации и инфраструктура; электронная коммерция; обеспечение доступа к услугам ИКТ; законодательные меры и регулирование; ИКТ в общественном секторе; вспомогательные отрасли. Все предусмотренные программой меры содержали конкретные указания государственным ведомствам и сроки выполнения, были обеспечены необходимым финансированием.

Отметим, что реализация указанных ЦП способствовала и улучшению «инвестиционного климата» в стране, повышению восприимчивости экономики к инновациям за счет роста ИКТК граждан и организаций.

Текущая политика ирландского правительства направлена на дальнейшее развитие «информационного общества», в частности - на государственное софинансирование проектов в области ИКТ и образования. Сейчас многие крупные ИКТ-компании ведут активную деятельность на территории Ирландии, имеют там свои филиалы и представительства (Facebook, Google, Vodafone, Microsoft и др.).

Таким образом, предпринятые в Ирландии меры носили своевременный, последовательный и комплексный характер; дали значительный экономический и социальный эффект. При этом первоочередные меры были направлены не на развитие ИКТ-инфраструктуры, а на подготовку населения к «информационному обществу» путем обучения всех слоев населения. Одновременно проводилась «массированная» пропаганда преимуществ ИКТ; осуществлялось адекватное финансирование ИКТ-программ обучения населения. Была сначала создана «общественная потребность» в расширении использования ИКТ, а затем обеспечивались «средства» для удовлетворения этой потребности.

Сингапур

Площадь Сингапура составляет 715,8 км2 (2012 г.), а население - 4,987 млн человек (вторая в мире страна по плотности населения). Валовой внутренний продукт Сингапура в 2013 г. составил 295,74 млрд долларов [5] (в расчете на душу населения - 54 776 долларов). В Сингапуре отсутствует добывающая промышленность, экономика Сингапура зависит от экспорта продукции в таких областях, как бытовая электроника, информационные технологии, фармацевтика и финансовые услуги.

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

Эта страна с 2010 г. входит в тройку лидеров в списке NRI, причем с 2005 г. не опускался ниже 5-ой позиции. Здесь создана развитая сверхскоростная оптоволоконная сеть, напрямую обслуживающая дома и офисы; ведет свою деятельность более 90 % ИКТ-компаний из списка Fortune 1000 (тысяча ведущих компаний мира по объемам доходов). Затраты госсектора Сингапура на ИКТ достигают ежегодно 1,3-1,6 млрд, а весь ИКТ-рынок Сингапура в 2010 г. оценивался Gartner в 70 млрд долл. при росте в 12,2 % [7].

Сингапур является передовым телекоммуникационным центром. Здесь действует более 1600 государственных онлайн-сервисов [5], при этом ИТК пронизывает все социально-экономические сферы - сейчас более 2000 госуслуг можно получить в «электронном виде». Главная стратегия Сингапура - это повышение ИТК всех людей как важнейшей компоненты «человеческого капитала». Эта стратегия реализуется с помощью ряда мер и программ, которые направлены на то, чтобы дать возможности всем слоям населения чувствовать себя «комфортно» в отношении ИКТ, обеспечить людям доступ к необходимым аппаратно-техническим средствам. Как следствие, население очень активно использует Интернет, более 50 % граждан Сингапура зарегистрированы в «мировых» соцсетях. Начата реализация и «национальных» (внутри страны) госсоцсетей - например, REACH (Reaching Everyone for Active Citizenry@Home). В них граждане активно принимают участие по развитию правительственных проектов, а также получают электронные консультации.

Сингапур имеет государственную систему образования. Главным языком обучения в стране принят английский, что позволяет Сингапуру легче интегрироваться в международное экономическое и информационное пространство, облегчает условия экспорта разработок и продукции в ИКТ сфере.

«Стратегическое видение» Сингапура состоит в том, чтобы иметь «ИКТ-подкованный» персонал, способный не только эффективно использовать уже существующие ИКТ-технологии, но и создавать новые конкурентоспособные ресурсы, программные продукты (в том числе предназначенные для экспорта). Для реализации данной стратегии Управление по развитию ИКТ (УРИКТ) Сингапура поставило цель 2010-2015 гг. - увеличить количество рабочих мест в ИКТ-сфере на 55 000. Для достижения этой цели с 2010 г. начала реализовываться ЦП iN2015 «Интеллектуальная нация». Цели программы: а) стать «первыми в мире» по уровню развития ИКТ; б) в два раза увеличить вклад ИКТ в экономику страны (до 26 млрд сингапурских долл.); в) в три раза увеличить экспорт продукции/услуг организаций, работающих в сфере ИКТ (до 60 млрд долл.); г) создать 80 тыс. дополнительных рабочих мест (видимо, не только в ИКТ-сфере, но и других отраслях); е) обеспечить 90 % домохозяйств широкополосным доступом к Интернету и 100 % семей, где есть дети школьного возраста, компьютерами. Отдельное внимание в рамках информатизации Сингапура уделяется развитию облачных технологий.

Стратегии. 1) Донесение до бизнес-лидеров стратегической важности развития ИКТ (при этом важно отметить, что в Сингапуре «работает» много транснациональных корпораций). 2) Повышение уровня ИКТК персонала всех направлений деятельности. 3) Создание резерва (избытка) специалистов в сфере ИКТ как необходимого условия для развития инновационной экономики, создания благоприятных условий для инвестиций. 4) Привлечение и удержание «талантов» в ИКТ-сфере.

Для достижения стратегий были реализованы следующие действия. А) Развитие восприимчивого к новым технологиям образа мышления среди руководящего состава организаций. Б) Обучение персонала организаций необходимым ИКТ-навыкам. В) Подготовка «ИТ-стратегов». Г) Обучение ИТ-технологов, д) Привлечение (поощрение) талантливых местных и иностранных студентов к «построению карьеры» в сфере ИКТ. Е) Поощрение инициативы среди молодёжи в отношении применения ИКТ-инноваций там, где это возможно и оправдано.

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

Повторим, что главным принципом деятельности является положение «люди - основной «ресурс» страны, который надо развивать».

Приведем некоторые примеры конкретных мер, направленных на повышение ИКТК. В исследовательской лаборатории СМАРТ (Сингапурская и Массачусетская ассоциация по ресерчу и технологиям) совместно со студентами проводятся исследования в различных областях ИКТ, причем финансируется эта деятельность правительством.

Обучение населения инновациям (в том числе в сфере ИКТ) проходит повсеместно, например, в метро (зачастую даже в выходные дни). Детей завлекают выставочными стендами, на которых появляются веселые динамические игрушки и иные устройства. Дети задают вопросы, играют в игры и тем самым привлекают своих родителей уже к плакатам с более «серьезной» информацией, изображениями новшеств и объяснениями, где и как эти новшества можно будет применять. Можно считать, что таким образом осуществляется дополнительное «психологическое стимулирование» населения к внедрению «ИКТ-инноваций».

ИКТ-департаменты всех государственных ведомств объединены в инфокоммуника-ционное агентство ¿БА. Оно оказывает ИКТ-услуги всем ведомствам и отвечает за информационную безопасность; за международное сотрудничество; за «электронное правительство». Также ¿БА обучает государственных СЮ (руководителей ИКТ-отделов/служб организаций); помогает разрабатывать стратегию развития организаций в области ИКТ. При этом декларированная цель правительства - создать к 2015 г. «интеллектуальную нацию».

В Сингапуре почти 80 % всех чиновников (а это в основном не профильные ИКТ-специалисты) проходили специальное обучение в Центре развития «с-Со\ сгшпспЬ>. Стимулируется и их самообучение.

Государство помогает ИКТ-обучению не только чиновников, но и всего населения. При этом 60-80 % стоимости расходов на образование дотируется государством [4]. Подчеркнем - «дотации» получают частные лица и организациии, которые такое обучение заказывают, а не образовательные заведения, которые это обучение осуществляют. Тем самым между образовательными учреждениями обеспечивается «конкуренция, управляемая решениями клиентов».

Итак, можно сделать вывод, что успешность реализации программ развития ИКТ в Сингапуре определяется их комплексным характером, «направленностью» на все слои населения, в том числе и на детей (ранее приобретение ими ИКТК необходимы затем не только при обучении, но и в быту, производственной деятельности). Особенностью ЦП в этой стране можно считать их направленность на развитие «человеческого капитала».

США

Площадь США составляет 9,5 млн км2 (4-е место в мире) [13], а население - 320 млн человек (2013 г., 3-е место в мире). Экономика США является крупнейшей экономикой мира как по ППС (паритету покупательной способности), так и в номинальном выражении [17] и составляет не менее четверти мирового ВВП за последние 50 лет. Валовой внутренний продукт США в 2013 г. составил 16 799,70 млрд долларов [5] (в расчете на душу населения -53 101 долларов).

В вопросах развития ИКТ-сферы США в отличие от ряда других стран делают акцент на развитие ИКТ- инфраструктуры. С середины 1990-х гг. ИКТ-сектор США развивался высокими темпами и, как считается, обеспечивал 28 % общего экономического роста. При этом наблюдался высокий спрос на ИКТ-продукцию со стороны ФиЮЛ. Так, в 2000 г. [6] объем инвестиций в ИКТ-сферу составил 4,6 % ВВП, при этом 2,5 % ВВП было израсходовано бизнесом на приобретение ИКТ товаров и услуг. Расходы госучреждений на ИКТ-продукцию составляли около 20 млрд долл., а потребителей - 121 млрд долл. на компьюте-

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

ры, комплектующие и периферийные устройства и 44 млрд долл. на услуги телекоммуникационных компаний.

При этом необходимо отметить, что в США традиционно большое внимание уделяется развитию «частной инициативы», а уровень вмешательства государства в экономику страны ограничивается как на законодательном уровне, так и при формировании бюджетов.

Особую роль в развитии ИКТ-инфраструктуры США играет «Телекоммуникационный Акт» 1996 г., реализовавший следующие две инициативы.

1. Создание конкуренции между локальными телефонными компаниями, провайдерами средств связи на больших расстояниях (long distance providers) и провайдерами услуг кабельной связи. Согласно этой инициативе: а) никакой федеральный или местный орган не может запретить кому-либо предоставлять телекоммуникационные услуги; б) обеспечивается возможность объединения сетей территориальных телефонных компаний и разделение набора предоставляемых услуг на справедливых, доступных условиях.

2. Участие государства в предоставлении «универсальных услуг»: подключение школ, библиотек и больниц к информационным магистралям. Эта инициатива реализовыва-ла три основных задачи: связь; доступ; «Универсальные Услуги». В рамках инициативы была создана (инициирована) программа E-Rate для решения задачи подключения школ, библиотек и лечебных учреждений к информационным сетям. Согласно этой инициативы доступ в Интернет для учебных и медицинских учреждений предоставлялся по сниженным ставкам. Финансирование программы осуществлялось в объеме 2,25 млрд долл./год через провайдеров телекоммуникационных услуг (т.е. «исполнителей», а не заказчиков услуг). В итоге более миллиона школьных классов уже к 1999 г. было подключено к сети Интернет. Результат реализации программы: активация рынка; слияния многих компаний с целью упрочить их позиции на конкурентном рынке; снижение цен на ИКТ-услуги в связи с ростом конкуренции; рост потребления ИКТ-услуг.

Отметим, что развитие сети Интернет в настоящее время способствует (не только в США, но и других странах) не только расширению использованием населением и организациями IP-телефонии (как альтернативы традиционной телефонной связи «по проводам» и сотовой связи), но также и аудиовидеосвязи (с использованием программ типа Skype и пр.).

Активно «работали» в США программы развития ИКТ-компаний (TIIAP/TOP) 1994 и 2000 гг. Их целью было распределение грантов на расширение Национальной информационной инфраструктуры (N11). Эти гранты предоставлялись в основном «бесприбыльным» (некоммерческим) организациям. К 1999 г. было профинансировано 378 проектов (298 млн долл.), к 2001 г. -530 грантов во всех штатах США (объем финансирования составил 460,5 млн долл.) [6].

Программа NTIA (1999-2004 гг.) имела следующие цели: а) расширение возможностей выбора ИКТ услуг для потребителей; б) обеспечение им свободного доступа к ИКТ услугам; в) предоставление грантов на развитие ИКТ инфраструктуры в «слаборазвитых» территориях; г) обеспечение наибольшей выгоды от развития ИКТ сектора для всего населения; д) поощрение частных инициатив, обеспечивающих гражданам информационную безопасность. Итоги реализации программы к моменту ее завершения - обеспечение лидерства США по доле населения, имеющего доступ к Интернету (57 %) - сейчас этот показатель в США уже близок к 100 %.

Важнейший принцип, который применяется в США при реализации программ в сфере ИКТ - государство не должно брать на себя часть расходов по проекту, большую 50 % (это должно способствовать привлечению локальных организаций и правительств отдельных штатов). В России в таких случаях говорят о «сочетании федерального и регионального финансирования программ», а также о «государственно-частном партнерстве» - хотя это и не точные аналоги.

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время в системе мер государственного регулирования (поддержки) акцент в США делается на расширении экспорта продукции ИКТ-сектора за рубеж, включая как аппаратное, так и программное обеспечение. В то же время промышленное производство многих изделий для ИКТ уже давно перенесено за пределы США - в страны с более дешевой «рабочей силой». В частности, значительная часть комплектующих для ПЭВМ, материнские платы, винчестеры и пр. производятся в странах юго-восточной Азии, а не США.

Специально отметим, что США ведут активную деятельность, направленную на ИКТ-развитие других стран - при этом используются гранты, программы информационно-консультативной помощи, программы обучения персонала (в том числе в развивающихся странах). Объективно эти программы способствуют развитию американского ИКТ-сектора за счет создания условий для расширения рынка сбыта его продукции/услуг. Применяется и прямое стимулирование продаж продукции путем предоставления связанных (т.е. целевых) кредитов на закупку оборудования, произведенного компаниями США; обучению работе на таком оборудовании; обучению применения программного обеспечения, распространяемого фирмами США (в том числе обучению и в школах).

Итак, в США обеспечивается поддержка и развитие мощной ИКТ инфраструктуры, широкий доступ всех слоев населения к возможностям ИКТ технологий по доступным ценам. «Образовательным программам» в сфере ИКТ в США уделяется значительно меньшее внимание, чем в других странах. В то же время США финансируют программы ИКТ обучения ФиЮл в развивающихся и слаборазвитых странах, а также программы поддержки (продвижения) английского языка.

Приоритетные возможности получения права на работу в США и американского гражданства ИКТ-специалистами из других стран (в том числе даже не имеющими степени PhD) обеспечивают приток таких специалистов из стран с более низким жизненным уровнем. Таким образом, можно считать, что решение задач «кадрового обеспечения» развития ИКТ-сферы ориентировано в США не только на формирование собственных «человеческих ресурсов», но и заимствование их из-за рубежа. Еще одним направлением является создание филиалов софтверных фирм США на территориях других стран, где персонал может работать в привычной для себя «информационно-бытовой среде» и при более низком уровне (по сравнению с США) оплаты труда. Такие филиалы есть и в России.

Финляндия

Общая площадь составляет 337 ООО км2, причем значительная часть территории Финляндии находится за Северным полярным кругом (25 %). По данным Статистического центра, население Финляндии на 31 декабря 2013 г. составляло 5 450 614 человек и выросло по сравнению с 2012 г. на 23 940 человек [8]. Валовой внутренний продукт в 2013 г. составил 256,92 млрд долларов [5] (в расчете на душу населения - 47 129 долларов). Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран. Её доля в мировом производстве невелика - 0,4 %, в мировой торговле - 0,8 %. Развитым сектором Финляндии считается хай-тек (наиболее известны мобильные телефоны Nokia, интернет-услуги и пр.).

По данным ООН, Финляндия - мировой лидер по занятости населения в ИКТ-сфере. Об этом говорится в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), представленном 15 февраля 2012 г. в Женеве [11]. Здесь деятельность каждого десятого работающего (за исключением людей, занятых в сельском хозяйстве) связана с ИКТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сферу ИКТ «вовлечены» все слои населения, за исключением пенсионеров. По данным исследований, в 2013 г. среди граждан Финляндии в возрасте 75-89 лет лишь каждый пятый пользовался Интернетом; около 300 тысяч финских пенсионеров не имели компьютера, и у 40 тысяч пенсионеров не было мобильного телефона [2]. В основном такое положение следует

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

считать проявлением «сложностей психологической адаптации», «возрастного консерватизма» и пр. Понятно, что с течением времени положение будет улучшаться, так как в пенсионный возраст будут вступать лица, уже достаточно долгое время жившие в «эпоху ИКТ».

В Финляндии на законодательном уровне гражданам гарантирован широкополосный доступ в сеть Интернет (с 1 июля 2010 г. - не менее 1 Мбит/сек., к концу 2015 г. - 100 Мбит/сек.). В настоящее время в стране сформировался сильный, конкурентоспособный кластер ИКТ.

Еще в 1995 г. в Финляндии был экономический кризис: большой уровень государственного долга; высокий уровень безработицы. При этом страна ориентировалась на развитие лесной промышленности и смежных отраслей. Затем (в том числе и для преодоления кризиса) страна сменила свои приоритеты, сделав акцент на формировании инновационного промышленного производства. Как считает один из западных аналитиков П. Каталан [14], причины, которые оказали существенное воздействие, - это научно-технологические ресурсы, институционализация, обучение и регионализм.

Первым действием в Финляндии было создание «Национального совета по инновациям и конкурентоспособности» (N100), объединившим вокруг себя государственные, частные и академические круги. Эффективными оказались следующие стратегии. А) Активная поддержка ИКТ-бизнеса. Б) Финансирование промышленных НИОКР до 65-70 % от общенационального объема финансирования науки и технологий (т.е. финансировались преимущественно прикладные, а не фундаментальные разработки). В) Построение «сетевой экономики».

В ведение Министерства образования в Финляндии входят все университеты (их 20) и Академия Финляндии. Таким образом, эта структура является близким аналогом Минобр-науки России. Все вузы Финляндии - государственные, плата за обучение практически отсутствует. Заработная плата сотрудников университетов «эквивалентна» заработной плате госслужащих.

Академия в Финляндии играет важнейшую роль в развитии ИКТ, поскольку главная стратегия страны заключается в развитии исследований и привлечении ученых (включая высококвалифицированных специалистов из-за рубежа) - для работы в сферах исследований и образования.

В соответствии с имеющимися статистическими данными Финляндия имеет позитивное значение для «притока умов», что способствует успешному развитию НИОКР в стране и, как следствие, созданию предпосылок для выпуска конкурентоспособной продукции. Предпосылками для этого считаются: а) хорошая инфраструктура и внутренний психологический климат организаций; б) недорогой и хорошо образованный персонал; в) высококлассное оборудование для исследователей, имеющееся в достаточном количестве. Специально отметим следующие меры: а) расширение привлечения женщин к исследовательской работе, предоставлением им грантов для этой цели (вообще в «Северных странах» Европы вопросам «тендерного равноправия» уделяется очень большое внимание, в том числе и в отношении трудовой деятельности) ; б) активное финансирование заявок на получение грантов, в том числе: персональных на исследования, на обучение, на оплату работы в рамках международного сотрудничества с иностранными исследователями; в) предоставление грантов на проведение исследований или докторских работ за границами страны, а также иностранным исследователям, приезжающим в Финляндию на срок до одного года; г) поощрение и стимулирование мобильности студентов и исследователей.

Отметим, что этими мерами стимулируется не только «академическая мобильность» студентов и преподавателей, но и расширение участия страны в научной деятельности на международном уровне, повышение качества исследований и разработок, обеспечение их конкурентоспособности.

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

Итак, в Финляндии стратегия привлечения финских и иностранных ученых, студентов, преподавателей в сферу научных исследований способствует развитию ИКТ-сектора за счет постоянного притока новых знаний из-за рубежа. Это в свою очередь повышает конкурентоспособность выпускников вузов, национальных компаний на мировом рынке.

Швеция

По площади (449 964 км2) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. Население Швеции - 9 517 миллиона (2012 г.). По плотности населения (21,9 человек на км2) страна находится на предпоследнем месте в Евросоюзе, менее плотно населена лишь Финляндия. Объективно такая ситуация несколько осложняет развитие проводных сетей, так как они становятся более дорогостоящими (в расчете на одного пользователя) по сравнению с другими странами.

Валовой внутренний продукт Швеции в 2013 г. составил 557,94 млрд долларов [5] (в расчете на душу населения - 57 909 долларов).

В стране около 100 тыс. сотрудников работают в ИКТ-отрасли и еще 100 тыс. - в смежных областях [19]. На 2012 г. 94 % пользователей имели доступ к Интернету [5]; страна занимала второе место среди 178 стран по количеству квалифицированных инженеров на душу населения [17] (на первом месте была Япония). Факторы, обеспечившие высокую ИКТК населения: а) хорошая система ИКТ-образования; б) активное содействие государства созданию широкополосной сетевой инфраструктуры в 1990-е гг.; в) налоговые льготы при покупке домашних компьютеров, действовавшие в тот же период.

По мнению Д. Гольдберга [12], главного редактора шведского новостного сайта по информационным технологиям Computer Sweden, «показателем передового шведского ноу-хау в сфере ИКТ может служить тот факт, что именно в Швеции размещены многие быстро-развивающиеся компании этого сектора» (например, «Скайп, Flickr, Spotify и т.д./

Использование населением ИКТ начинается в Швеции уже с начальной школы и продолжается на протяжении всего периода обучения. Оно направлено на поощрение интереса молодежи к ИКТ и предпринимательству.

Шведские школы работают (сотрудничают) с различными организациями. 1) «Finn ирр» была основана в 1979 г. инженерной группой Ingenjorsamfundet. Деятельность организации направлена на стимулирование «молодых идей» и взращивание новых поколений изобретателей, новаторов и предпринимателей (6-9 классы). 2) Некоммерческая организация «Ung Foretagsamhet» («молодой предприниматель») работает со школьниками и студентами в возрасте 16-20 лет. У них есть возможность создать свою собственную компанию (в том числе и в сфере ИКТ) в течение учебного года в рамках школьных исследований.

Инвестиции в НИОКР в Швеции составляют от 3,6 до 4 % ВВП с 2009 г. Успешное социально-экономическое развитие страны базируется на поддержке инновационной деятельности, раннем начале обучения детей использованию ИКТ, развитию технического творчества и бизнес-иницитативы.

Россия

В России фактически были использованы и применяются все основные компоненты ЦП развития ИКТ, примененные в зарубежных странах. Отметим в данной статье только некоторые меры в сфере образования. А) Информатизация школ, включая оснащение их современной компьютерной техникой; обеспечение доступа в Интернет (в том числе и для сельских школ); покупка «пакетов» лицензионного программного обеспечения. Б) Приоритетное выделение бюджетных мест на инженерные специальности в вузах, связанные с ИКТ-направлениями подготовки. В) ИКТ-обучение преподавателей вузов (в рамках про-

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

грамм развития «человеческого капитала») и стимулирование их к самообучению. Г) Создание в вузах большого количества кафедр по различным ИКТ-направлениям, стимулирование подготовки их сотрудниками диссертаций, проведения научных исследований и разработок. Д) Активная грантовая поддержка студентов, аспирантов и преподавателей в отношении проведения фундаментальных и прикладных исследований в ИКТ-сфере. Е) Грантовая поддержка создания и развития малых «наукоемких» предприятий, ориентированных на деятельность в сфере ИКТ. Ж) Грантовая поддержка проведения вузами конференций, семинаров, школ для молодежи и пр., в частности в сфере ИКТ и высоких технологий. 3) Обеспечение бесплатного доступа через Интернет к ряду учебных материалов по ИКТ. К сожалению, «унифицированных» тестовых материалов в свободном доступе для оценки ИКТК граждан в Рунете практически нет, кроме отдельных, узких направлений. (То, что есть на сайте www.i-exam.ru, доступно, фактически, только для образовательных учреждений и предназначено для оценки знаний лишь по отдельным учебным курсам). И) Государственная поддержка олимпиад в сфере ИКТ - на уровне школьного образования. Однако поддержка ИКТ-олимпиад для студентов вузов в России активно осуществляется не государством, а коммерческими структурами. Это, прежде всего, софтверные фирмы, которые заинтересованы в привлечении высококвалифицированных сотрудников в условиях серьезной конкуренции - в том числе и «зарубежной». К) Обучение компьютерным технологиям пенсионеров как работающих, так и уже прекративших трудовую деятельность. Стратегическая цель - адаптация к изменившимся условиям «информационной среды». Частные цели: фактически «безлимитное» общение с друзьями и родственниками без применения проводной и сотовой связи (она в ряде случаев достаточно дорогостоящая); использование аудиовидеосвязи в реальном масштабе времени, в том числе и с лицами, временно находящимися (или постоянно проживающими) за рубежом; реализации «из дома» услуг интернет-банкинга; улучшение доступности медицинской помощи, в том числе за счет дистанционной записи на прием к врачам в поликлиниках, передачи им информации из персональных медицинских информационных систем и пр.; оказание помощи внукам/внучкам при первоначальном освоении компьютерных технологий и др. Отметим, в частности, что такая ЦП реализуется в Астраханской области, причем занятия проводят профессиональные преподаватели образовательных учреждений.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, сделаем следующие выводы.

1. Опыт развития ИКТ в зарубежных странах свидетельствует о необходимости приложения «сбалансированных» усилий по двум направлениям: развитие «интеллектуального потенциала» населения и организаций; создание инфраструктуры ИКТ, включая телекоммуникации.

2. Баланс между этими двумя направлениями обычно определяется социально-экономическими особенностями стран, их «стартовыми позициями», экономическими возможностями и пр.

3. Быстрое развитие ИКТ сферы приводит к высоким темпам «морального старения» ИКТК. В свою очередь это требует реализации не только разовых программ, но и постоянных усилий по поддержанию ИКТК населения.

4. В России успешно используются все основные «компоненты» зарубежного опыта по развитию ИКТ и повышению ИКТК населения, которые дали положительные результаты в зарубежных странах.

5. Особо отметим развитие системы ИКТ-олимпиад, в том числе по «спортивному программированию».

ПРИКАСПИЙСКИЙ ЖУРНАЛ: управление и высокие технологии № 2 (26) 2014 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ В ЧЕТКИХ И НЕЧЕТКИХ УСЛОВИЯХ

Список литературы

1. Индекс сетевой готовности - информация об исследовании. Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networked-readiness-index-info (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Из пенсионеров лишь единицы пользуются Интернетом // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Оу. Novosti po-russki. - Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/iz_pensionerov _lish_yedinitsy_polzuyutsya_internetom/6871973 (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Кузьмина А. Б. IT-компетентность населения как фактор социально-экономического развития региона / А. Б. Кузьмина, Ю. М. Брумштейн, В. Ю. Солопов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2012. - № 2. - С. 43-52.

4. Максимова Е. SMART Сингапур / Е. Максимова // IT-Manager. - Режим доступа: http://www.allcio.ru/business/management/49284.html (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

5. Мировой атлас данных. - Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/ (дата обращения 13.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. Московский общественный научный фонд. Обзор государственной политики развития ИКТ. Финальный отчет 2002 г. Номер гранта № 002/4-03. - Режим доступа: http://www.smb.ru/analitics.html?id=review_ict (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

7. Попова М. Райские кущи ИТ // CNews. - 2011. - № 56. - С. 10-13.

8. Прирост населения Финляндии происходит за счёт миграции // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Оу. Novosti po-russki. - Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/prirost_naseleniya_finlyandii_proiskhodit_za_schet_migratsii/7055597 (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

9. Рубвальтер Д. А. Финляндия: наука, технологии, инновации / Д. А. Рубвальтер, О. В. Ру-денский // Информационно-аналитический бюллетень. - 2007. - № 4. - С. 4-63.

10. Тарков Д. А. ИКТ-компетентность школьников: анализ возможных подходов к оценкам, целей и методов управления / Д. А. Тарков, А. Б. Кузьмина, Д. В. Харитонов, М. В. Иванова // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 2. - С. 118-130.

11. Финляндия - мировой лидер по занятости населения в сфере ИТ // Информационное агентство ИА REX. - Режим доступа: http://www.iarex.ru/news/23618.html (дата обращения 14.05.2014), свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

12. Швеция во главе ИКТ-инноваций // Факты о Швеции. - 2012 г. - Режим доступа: http://www.swedenru.com/shveciya-vo-glave-ikt-innovacij/ (дата обращения 14.05.2014), свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

13. Экономическая и социальная география мира : учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - Москва : Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.-400 с.

14. Catalan P. The role of S&T Policies in natural resources based economies: the cases of Chile and Finland / P. Catalan, G. Cozzens // Georgia Institute of Technology. - USA, 2007. - 24 p.

15. Cheong Т. E. Driving Singapore's External Economy / Т. E. Cheong // International Enterprise Singapore. - 2013. - № 10. - 24 p.

16. Data refer mostly to the year 2013. World Economic Outlook Database-October 2013, International Monetary Fund (accessed on 8 October 2013).

17. Inventing tomorrow's world // Facts about Sweden. - Available at: http://sweden.se/business/innovation-in-sweden/ (accessed 14 May 2014).

18. Report for Selected Countries and Subjects. World Economic Outlook Database, April 2014. International Monetary Fund.

19. SIO programme description // The Information Driven Society. - 2013.

20. World Economic Forum Scenarios for the Russian Federation. - Available at: http://www.weforum.org/reports/scenarios-russian-federation (accessed 14 May 2014).

PRIKASPIYSKIY ZHURNAL: Upravlenie i Vysokie Tekhnologii (CASPIAN JOURNAL: Management and High Technologies), 2014, 2 (26) SYSTEM ANALYSIS, MODELS AND METHODS OF DECISION-MAKING, MANAGEMENT IN CLEAR AND FUZZY TERMS

References

1. Networked Readiness Index - information on the study. Center of Humanitarian Technologies. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networked-readiness-index-info (accessed 14 May 2014). (InRuss.)

2. Only a few of pensioners use the Internet. Site of teleradiocompany Yleisradio Oy. Novosti po-russki. Available at: http://yle.fi/uutiset/iz_pensionerov_lish_yedinitsy_polzuyutsya_internetom/6871973 (accessed 14 May 2014).

3.Kuzmina A. B., Brumshteyn Yu. M., Solopov V. Yu. IT-kompetentnost naseleniya kak faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [ICT competence of the population and organizations as factor of social and economic development of the region], Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Management and High Technologies], 2012, no. 2 (18).

4. Maksimova Ye. SMART Singapur [SMART Singapore], IT-Manager. Available at: http://www.allcio.ru/business/management/49284.html (accessed 14 May 2014).

5. World Data Atlas. Available at: http://knoema.ru/atlas/ (accessed 13 May 2014).

6. Moscow Public Scientific Fund. Review of national policy for ICT development. Final report of 2002. Grant number № 002/4-03. Available at: http://www.smb.ru/analitics.html?id=review_ict (accessed 14 May 2014). (InRuss.)

7. Popova M. Rayskie kushchi IT [Paradise foliages of IT], CNews, 2011, no. 56, pp. 10-13.

8. Finland's population growth is due to migration. Site of teleradiocompany Yleisradio Oy. Novosti po-russki. Available at: http://yle.fi/uutiset/prirost_naseleniya_finlyandii_proiskhodit_za_ schetmigratsii/7055597 (accessed 14 May 2014). (InRuss.)

9. Rubvalter D. A., Rudenskiy O. V. Finlyandiya: nauka, tekhnologii, innovatsii [Finland: science, technologies, innovations]. Informatsionno-analiticheskiy byulleten [Information and Analytical Bulletin], 2007, no. 4, pp. 4-63.

10. Tarkov D. A., Kuzmina A. B., Kharitonov D. V., Ivanova M. V. IKT-kompetentnost Shkolnikov: analiz vozmozhnykh podkhodov k otsenkam, tseley i metodov upravleniya [ICT-competence of schoolboys: analysis of possible approaches to estimates, purposes and methods of management]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Management and High Technologies], 2013, no. 2, pp. 118-130.

11. Finland is a world leader in population employment in the IT sector. Information Agency IA REX. Available at: http://www.iarex.ru/news/23618.html (accessed 14 May 2014). (InRuss.)

12. Sweden is at the head of the ICT innovations. Facts about Sweden. - 2012 g. Available at: http://www.swedenru.com/shveciya-vo-glave-ikt-innovacij/ (accessed 14 May 2014). (InRuss.)

13. Maksakovskiy V. P. Ekonomicheskaya i socialnaya geografiya mira [Economical and social geography of the world]. 13rd ed. Moscow, Prosveshhenie, AO «Moskovskie uchebniki», 2005. 400 p.

14. Catalan P., Cozzens G. The role of S&T Policies in natural resources based economies: the cases of Chile and Finland. Georgia Institute of Technology. USA, 2007. - 24 p.

15. Cheong T. E. Driving Singapore's External Economy. International Enterprise Singapore, 2013, no. 10. - 24 p.

16. Data refer mostly to the year 2013. World Economic Outlook Database-October 2013, International Monetary Fund (accessed on 8 October 2013).

17. Inventing tomorrow's world. Facts about Sweden. Available at: http://sweden.se/business/innovation-in-sweden/ (accessed 14 May 2014).

18. Report for Selected Countries and Subjects. World Economic Outlook Database, April 2014. International Monetary Fund.

19. SIO programme description. The Information Driven Society, 2013.

20. World Economic Forum Scenarios for the Russian Federation. Available at: http://www.weforum.org/reports/scenarios-russian-federation (accessed 14 May 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.