АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ МОДУЛЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Ентураева Н.В.*
Камский государственный автомеханический техникум, г. Набережные Челны
В современной России среднее профессиональное образование (далее СПО) вступает в фазу снижающегося спроса на образовательные услуги, обусловленную демографической ситуацией в стране и особенностями ценностных ориентаций российской молодежи в сфере профессионального самоопределения. Все это предъявляет новые требования к качеству планирования учебной деятельности учебных заведений, к обеспечению единого методологического подхода к развитию содержания среднего профессионального образования.
Ключевые слова профессиональное образование, педагогическое проектирование, междисциплинарный курс, профессиональный модуль.
В советское время многие средние специальные учебные заведения направляли свои усилия на то, чтобы предоставить обучающимся для одновременного изучения как можно больше предметов, другие - для подготовки «широкообразованного естественника, гуманитария и исследователя» -делали акцент на углубленном изучении различных предметов; третьи -ориентируясь на тот или иной вуз - проектировали содержание образования, отражающее специфику вуза. Однако, подобные способы формирования содержания не способствовали общему развитию студентов СПО: обучение предполагало усвоение либо большого объема информации, что вызывало перегрузку обучающихся, либо содержание отвечало лишь части интересам обучающихся.
В современной России среднее профессиональное образование (далее СПО) вступает в фазу снижающегося спроса на образовательные услуги, обусловленную демографической ситуацией в стране и особенностями ценностных ориентаций российской молодежи в сфере профессионального самоопределения. Все это предъявляет новые требования к качеству планирования учебной деятельности учебных заведений, к обеспечению единого методологического подхода к развитию содержания среднего профессионального образования.
При внедрении основной профессиональной образовательной программой реализуются требования новых федеральных государственных стан-
* Преподаватель.
дартов в учебный процесс по различным дисциплинам в СПО в соответствии с требованиями и учебным планом у практиков возникает необходимость в педагогическом проектировании календарю -тематических планов, рабочих программ, в пересмотре, отборе и корректировке учебного материала и поиска новых подходов к изложению учебного материала, методике преподавания, организации самостоятельной работы студентов и т.п.
Проведенный сотрудниками предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Камском государственном автомеханическом техникуме опрос (на основе разработанной анкеты отражающей ряд позиций по оценке результатов проектирования) среди преподавателей - практиков, читающих дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла, позволил выявить затруднения, с которыми сталкиваются респонденты:
1. Затруднения, испытываемые в проектировании междисциплинарных учебных планов и учебных курсов. Было выявлено, что примерно 20 % преподавателей готовы самостоятельно проектировать, частично перерабатывать и совершенствовать свои учебные дисциплины. При этом наибольшие сложности у них возникают при отборе и корректировке учебного материала (28 %); проектировании календарю - тематических планов (18 %); организации самостоятельной работы студентов (14 %), использовании проектной технологии (27 %), игровых технологий (13 %), в методических вопросах преподавания своей дисциплины (6 %).
Отсутствие соответствующей методической литературы, призванной помочь в данном вопросе, наталкивает преподавателей на необходимость решать проблему самостоятельно (а значит, кто как может; кто как понимает и т.п.), что отражается на результате и эффективности подготовки молодых специалистов.
2. Затруднения, испытываемые при разработке профессиональных модулей (ПМ), в состав которых входит один или несколько междисциплинарных курсов (МДК). Согласно результатам анкетирования, большое значение при проектировании учебных программ, по мнению опрашиваемых преподавателей СПО, имеет учет межпредметных связей: при разработке учебных программ (30 %); при отборе методов и форм обучения (38 %), а также при формировании профессиональных компетенций (31 %). Причем преподавателями при проектировании учебных программ практически в равной степени применяются все три вида межпредметных связей: предварительные (31 %), сопутствующие (33,8 %), последующие (перспективные) - 30,5%.
Учитывая, что именно профессиональные модули призваны формировать интегративные качества личности будущего специалиста любого профиля, включая экономический, способность к «саморазвитию», с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, то при проектировании содержания именно профессионального модуля, в полной мере должен
проявить себя профессиональный стандарт, призванный учитывать требования работодателей [2].
Таким образом, при проектировании содержания междисциплинарных курсов, входящих а профессиональный модуль следует учитывать общие и профессиональные компетенции будущего специалиста по профилю как отражение принципов целостности и системной интеграции на уровне специальности.
В основу идеологии ФГОС СПО нового поколения положен модульный подход, предполагающий освоение технологически завершенных видов профессиональной деятельности, которые обеспечивают эффективную реализацию социальных и профессиональных функций будущего специалиста экономического профиля на конкретном рабочем месте.
При этом общие компетенции формируются как согласованный с работодателями перечень видов трудовой деятельности, повышающих конкурентоспособность работника.
ФГОС СПО регламентируют в качестве обязательного условия допуска студентов к процедурам государственной (итоговой) аттестации наличие документов, подтверждающих освоение ими профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности.
Необходимо выделить тот фактор, что привлечение работодателей к формированию профессиональных компетенций не является простой задачей. Как было отмечено экспертами и специалистами, и в России пока нет понимания того, что проектирование стандартов не относится к зоне деятельности общеобразовательных организаций. Формулировать свои требования должны непосредственно профессионалы.
Из всего вышеперечисленного следует, что найденные в стандартах неточности в требованиях, предъявляемых к качеству будущих специалистов экономического профиля в учреждениях СПО, способствуют появлению противоречий непосредственно между подготовкой студента для определенного предприятия и подготовкой специалистов широкого профиля.
Так как процесс измерения уровня сформированности компетенций у студентов нестадартизирован и отсутствуют спроектированные методики и модели подобного измерения у преподавателей-практиков учреждений СПО возникают затруднения при определении качественного уровня освоения студентами определенных компетенций.
Для решения таких затруднений необходимо разобраться с вопросами организации эффективных практических занятий в получении и применении в образовательных учреждениях СПО инновационных методик педагогического характера, экспертиз и научных проектов.
Дополнительно необходимо обратить внимание в учреждениях среднего профессионального образования на те проблемы, которые связаны с профессиональной подготовкой преподавателей, с формированием у них опре-
деленного набора личностных качеств и уровня профессионализма. Необходимо найти решения на эти проблемы в связи с тем, что преподавателю учреждения СПО на современном этапе следует работать в условиях преобразований инновационного характера. В подобных условиях преподаватель выступает не только в качестве носителя определенного содержания, он также исполняет роль педагога, методиста, рационализатора, изобретателя, воспитателя и связующего звена между производством и учебно-производственным видом обучения.
От того, насколько качественной будет работа преподавателя, а также от уровня его профессионализма, будет зависеть уровень подготовки будущих выпускников экономического профиля.
Коррективы в содержании связаны в первую очередь с проектированием.
В рамках внедрения ФГОС третьего поколения образовательного характера проектирование междисциплинарных курсов является обязанностью каждого отдельно взятого преподавателя.
Другими словами, на практике абсолютно каждый педагог должен следовать своему алгоритму проектирования содержания междисциплинарных курсов. Он должен руководствоваться своим инструментом в отборе учебной информации, определять методы обучения и технологии формировании образовательного процесса. В этом он должен придерживаться своего опыта.
При учете проблем, решение которых может быть достигнуто с помощью инновационного характера образования, есть возможность представить, какие трудности возникают перед образовательными учреждениями СПО и преподавателями-практиками. Педагоги сталкиваются с проблемой внесения определенных изменений в содержание и в учебный процесс. И с этим сталкиваются как опытные, так и молодые специалисты. Причем последние, если и обладают высоким уровнем теоретических знаний, способны потеряться в реальных условиях. Они сталкиваются со сложностью соотнесения полученных знаний с конкретными условиями и возникшей ситуацией. Просто не хватает педагогического, производственного и житейского опыта, который достаточно часто выручает педагогов с более высоким стажем.
Если рассматривать профессиональные компетенции ФГОС вне их взаимосвязи друг с другом, что на первый взгляд рекомендовано в образовательном стандарте, то в результате получится не способный к саморазвитию специалист, а исполнитель, владеющий некоторым набором навыков работы в области экономики, что возвращает нас к традиционным знаниям - умениям - навыкам [1].
Формирование интегративных качеств личности будущего специалиста предположительно должно отражаться в содержании профессиональных модулей, осуществляться и контролироваться в практической деятельности адекватным выбором методов и форм обучения.
Поскольку, целью создания профессионального модульного интегрированного курса является изучение целого комплекса дисциплин, при проектировании содержания данного модуля (ПМ), в полной мере должен проявить себя профессиональный стандарт, призванный учитывать требования работодателей.
Особую роль при проектировании содержания профессионального модульного интегрированного курса играют опыт, знания и профессиональная компетентность педагога. Компетентность преподавателя, его направленность на улучшение экономического образования, экономической деятельности содержит компетенции, грамотно введенные в педагогические ситуации и в контекст его специальности. Имеются в виду такие компетенции, которые формировали бы компетентность в вопросах проектирования и реализации содержания междисциплинарных курсов экономического профиля преподавателями учреждений СПО.
Компетентного специалиста способен подготовить только высококомпетентный преподаватель. В связи с этим модульная обучающая система может быть успешно использована для подготовки будущего специалиста.
Преподавателями были разработаны учебные программы и пособия, дидактический материал, средства обучения и контроля и пр.
Список литературы:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р. Обеспечение качества проектирования образовательных программ экологической направленности на основе современных технологий менеджмента / под ред. Н.А. Читалина и А.Р. Ка-малеевой // Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО: сб. науч. ст. - Казань: Изд-во «Данис», 2013. - С. 73-94.
2. Храпаль Л.Р. Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности / Л.Р. Храпаль // Вестник Тамбовского университета. - 2009. - № 11. - С. 244-250.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
© Жамбулова М.С.
Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
Изучение уровня усвоения учащимися учебного материала, мониторинг и оценка их знаний и умений, приобретения навыка является необходимой и