Поскольку, целью создания профессионального модульного интегрированного курса является изучение целого комплекса дисциплин, при проектировании содержания данного модуля (ПМ), в полной мере должен проявить себя профессиональный стандарт, призванный учитывать требования работодателей.
Особую роль при проектировании содержания профессионального модульного интегрированного курса играют опыт, знания и профессиональная компетентность педагога. Компетентность преподавателя, его направленность на улучшение экономического образования, экономической деятельности содержит компетенции, грамотно введенные в педагогические ситуации и в контекст его специальности. Имеются в виду такие компетенции, которые формировали бы компетентность в вопросах проектирования и реализации содержания междисциплинарных курсов экономического профиля преподавателями учреждений СПО.
Компетентного специалиста способен подготовить только высококомпетентный преподаватель. В связи с этим модульная обучающая система может быть успешно использована для подготовки будущего специалиста.
Преподавателями были разработаны учебные программы и пособия, дидактический материал, средства обучения и контроля и пр.
Список литературы:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р. Обеспечение качества проектирования образовательных программ экологической направленности на основе современных технологий менеджмента / под ред. Н.А. Читалина и А.Р. Ка-малеевой // Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО: сб. науч. ст. - Казань: Изд-во «Данис», 2013. - С. 73-94.
2. Храпаль Л.Р. Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности / Л.Р. Храпаль // Вестник Тамбовского университета. - 2009. - № 11. - С. 244-250.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
© Жамбулова М.С.
Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
Изучение уровня усвоения учащимися учебного материала, мониторинг и оценка их знаний и умений, приобретения навыка является необходимой и
важной частью процесса обучения. Используемые при этом методы весьма разнообразны, выбор их для применения зависит от широкого ряда факторов в обучении. Тестирование, как один из них, имеет существенное преимущество в том, что позволяет оценивать уровень усвоения обучающимися с учетом показателей индивидуального развития [5].
С помощью тестирования планируемые результаты учебного процесса, определяемые учебным планом, могут быть объективно, надежно, валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к дальнейшему использованию. Традиционный подход при тестировании имеет нормативно-ориентированный характер, при котором выполнение теста отдельно взятым учащимся оценивается относительно среднего уровня выполнения теста в группе.
Современные образовательные тенденции, в свою очередь, исходя из личностно-ориентированный концепции обучения, требуют учитывать индивидуальные возможности обучаемых [4].
Именно, поэтому нами были изучены возможности и перспективы использования тестирования знаний и умений учащихся с учетом дифференцированного подхода. Обеспечение оптимальных условий для максимального развития способностей ученика, удовлетворения его познавательных потребностей, на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе является основной задачей качественного образования.
При этом важными аспектами и преимуществами реализации дифференцированного подхода при тестировании считаем:
- вертикального сравнительного анализа индивидуальных результатов ученика приобретенных (новых) знаний и умений с предыдущими (достижение следующего индивидуального уровня);
- горизонтального сравнительного анализа групповых результатов учащихся приобретенных (новых) знаний и умений с предыдущими (достижение следующего группового уровня) [1].
Тестирование, основанное на дифференцированном подходе, предполагает дифференциацию заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на занятии. К числу преимуществ данного метода можно отнести психологические показатели, такие как снижение неуспеваемости учеников, формирование чувство ответственности, повышение мотивации обучения.
Методика применения итогового тестирования с учетом дифференцированного подхода по отдельно взятой теме предполагает разработку тестовых заданий по трем уровням:
- 1 уровень: (вариант 1 или «А») рассчитан на слабо подготовленных учащихся, он ориентирован на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки.
- 2 уровень: (вариант 2 или «В») несколько усложнен по сравнению с вариантом 1. Он не только способствует достижения учащимися уровня обязательной подготовки, но и создает условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне, но в рамках стандартных ситуаций.
- 3 уровень: (вариант 3 или «С») рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями, умениями и навыками, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности.
I уровень: Задачи решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул и т.п. в конкретных различных ситуациях, не требующих преобразующего воспроизведения структуры усвоенных знаний. Готовность учащихся выполнять воспроизводящую деятельность этого уровня рассматривается как обязательный результат обучения, который вычленен в большинстве школьных учебников.
II уровень. Задачи требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации, которое сопровождается преобразующим воспроизведением. Ученик, комбинируя известные приемы решения задач, уточняет, проясняет задачную ситуацию и выбирает соответствующий способ деятельности. К такого рода задачам относятся так называемые комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на I уровне.
III уровень. Задачи этого уровня требуют от ученика преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации, заключающейся в использовании действий I и II уровней, в конструировании новых для ученика систем, позволяющих решить предложенную задачу. В процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания. Деятельность ученика постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер [3].
Приведу пример:
1 уровень.
1. Наименьшим кратным любого натурального числа является...
2. Найдите делимое, если делитель 10, неполное частное 5, остаток 3.
а) 47;
б) 53
в) 50.
2 уровень.
1. Наименьшее общее кратное двух чисел не меньше...
2. Разложите 315 на простые множители.
а) 3 • 3 • 5 • 7 • 9 • 35;
б) 1 • 3 • 3 • 5 • 7;
в) 3 • 3 • 5 • 7.
3 уровень.
1. Если различные числа имеют общие делители, то наименьшее общее кратное (больше, меньше, равно)... произведения этих чисел.
2. Три числа а, в, с имеют только два общих делителя. Сравните произведение этих чисел с их НОК.
а) а • в • с > НОК (а, в, с);
б) а • в • с = НОК (а, в, с);
в) а • в • с < НОК (а, в, с) [2].
Выводы
Ориентация учащихся на овладение минимальным уровнем знаний, умений и навыков позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
В последнее время в методике преподавания математики все чаще затрагивается вопрос использования тестовой методики как средства контроля. И это понятно: контроль при обучении математике является одним из инструментов управления учением. Проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения актуальны всегда.
Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний, в последние годы в Казахстане неуклонно растет число массовых тестирований по математике, в которые вовлечены сотни тысяч школьников. Наиболее известные из них - Единое Национальное тестирование, централизованное тестирование, математический конкурс - игра «Кенгуру», поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий позволяет: более рационально использовать время урока; охватить больший объем содержания; быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их; тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль; использование тестов на уроках повышает интерес к изучаемой дисциплине.
Список литературы:
1. Кириенко Н.В. Применение тестов при обучении математике. - 2012.
2. Майоров А.Н. тесты и их виды. Тесты достижений // Школьные технологии. - 1998. - № 4.
3. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников: Сб. статей. - Орехово-Зуево, 2003.
4. Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике. - 1999.
5. Черкасов Р. С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе // Общая методика. - 1985.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Исаева Т.А.*
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск
Профессиональная подготовка студентов играет важную роль в процессе получения будущим специалистом высшего образования, особенно в период прохождения практики. Так, в статье предложены варианты подготовки студентов педагогических направлений к прохождению первой педагогической практики на основе проведения педагогического тренинга.
Ключевые слова педагогическая практика, педагогический тренинг.
В условиях информатизации, глобализации и интеграции современного образования требования к педагогическим работникам, в том числе педагогам профессионального обучения, существенно возрастают. Работодатель заинтересован в подборе кадров, способных анализировать, систематизировать, обобщать информацию и находить лучшие варианты решений.
Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности как готовность к саморазвитию и самообразованию, способность осуществлять поисковую и творческую деятельность, получать новые знания. Особую роль в процессе подготовки такого специалиста в высшей школе имеет научно-исследовательская практика, обеспечивающая подготовку высокопрофессиональной и компетентной лично-
* Аспирант.