Научная статья на тему 'Дифференцированный подход при разработке контрольных тестов по математике'

Дифференцированный подход при разработке контрольных тестов по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамбулова М. С.

Изучение уровня усвоения учащимися учебного материала, мониторинг и оценка их знаний и умений, приобретения навыка является необходимой и важной частью процесса обучения. Используемые при этом методы весьма разнообразны, выбор их для применения зависит от широкого ряда факторов в обучении. Тестирование, как один из них, имеет существенное преимущество в том, что позволяет оценивать уровень усвоения обучающимися с учетом показателей индивидуального развития [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамбулова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход при разработке контрольных тестов по математике»

Поскольку, целью создания профессионального модульного интегрированного курса является изучение целого комплекса дисциплин, при проектировании содержания данного модуля (ПМ), в полной мере должен проявить себя профессиональный стандарт, призванный учитывать требования работодателей.

Особую роль при проектировании содержания профессионального модульного интегрированного курса играют опыт, знания и профессиональная компетентность педагога. Компетентность преподавателя, его направленность на улучшение экономического образования, экономической деятельности содержит компетенции, грамотно введенные в педагогические ситуации и в контекст его специальности. Имеются в виду такие компетенции, которые формировали бы компетентность в вопросах проектирования и реализации содержания междисциплинарных курсов экономического профиля преподавателями учреждений СПО.

Компетентного специалиста способен подготовить только высококомпетентный преподаватель. В связи с этим модульная обучающая система может быть успешно использована для подготовки будущего специалиста.

Преподавателями были разработаны учебные программы и пособия, дидактический материал, средства обучения и контроля и пр.

Список литературы:

1. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р. Обеспечение качества проектирования образовательных программ экологической направленности на основе современных технологий менеджмента / под ред. Н.А. Читалина и А.Р. Ка-малеевой // Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО: сб. науч. ст. - Казань: Изд-во «Данис», 2013. - С. 73-94.

2. Храпаль Л.Р. Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности / Л.Р. Храпаль // Вестник Тамбовского университета. - 2009. - № 11. - С. 244-250.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

© Жамбулова М.С.

Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

Изучение уровня усвоения учащимися учебного материала, мониторинг и оценка их знаний и умений, приобретения навыка является необходимой и

важной частью процесса обучения. Используемые при этом методы весьма разнообразны, выбор их для применения зависит от широкого ряда факторов в обучении. Тестирование, как один из них, имеет существенное преимущество в том, что позволяет оценивать уровень усвоения обучающимися с учетом показателей индивидуального развития [5].

С помощью тестирования планируемые результаты учебного процесса, определяемые учебным планом, могут быть объективно, надежно, валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к дальнейшему использованию. Традиционный подход при тестировании имеет нормативно-ориентированный характер, при котором выполнение теста отдельно взятым учащимся оценивается относительно среднего уровня выполнения теста в группе.

Современные образовательные тенденции, в свою очередь, исходя из личностно-ориентированный концепции обучения, требуют учитывать индивидуальные возможности обучаемых [4].

Именно, поэтому нами были изучены возможности и перспективы использования тестирования знаний и умений учащихся с учетом дифференцированного подхода. Обеспечение оптимальных условий для максимального развития способностей ученика, удовлетворения его познавательных потребностей, на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе является основной задачей качественного образования.

При этом важными аспектами и преимуществами реализации дифференцированного подхода при тестировании считаем:

- вертикального сравнительного анализа индивидуальных результатов ученика приобретенных (новых) знаний и умений с предыдущими (достижение следующего индивидуального уровня);

- горизонтального сравнительного анализа групповых результатов учащихся приобретенных (новых) знаний и умений с предыдущими (достижение следующего группового уровня) [1].

Тестирование, основанное на дифференцированном подходе, предполагает дифференциацию заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на занятии. К числу преимуществ данного метода можно отнести психологические показатели, такие как снижение неуспеваемости учеников, формирование чувство ответственности, повышение мотивации обучения.

Методика применения итогового тестирования с учетом дифференцированного подхода по отдельно взятой теме предполагает разработку тестовых заданий по трем уровням:

- 1 уровень: (вариант 1 или «А») рассчитан на слабо подготовленных учащихся, он ориентирован на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки.

- 2 уровень: (вариант 2 или «В») несколько усложнен по сравнению с вариантом 1. Он не только способствует достижения учащимися уровня обязательной подготовки, но и создает условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне, но в рамках стандартных ситуаций.

- 3 уровень: (вариант 3 или «С») рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями, умениями и навыками, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности.

I уровень: Задачи решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул и т.п. в конкретных различных ситуациях, не требующих преобразующего воспроизведения структуры усвоенных знаний. Готовность учащихся выполнять воспроизводящую деятельность этого уровня рассматривается как обязательный результат обучения, который вычленен в большинстве школьных учебников.

II уровень. Задачи требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации, которое сопровождается преобразующим воспроизведением. Ученик, комбинируя известные приемы решения задач, уточняет, проясняет задачную ситуацию и выбирает соответствующий способ деятельности. К такого рода задачам относятся так называемые комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на I уровне.

III уровень. Задачи этого уровня требуют от ученика преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации, заключающейся в использовании действий I и II уровней, в конструировании новых для ученика систем, позволяющих решить предложенную задачу. В процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания. Деятельность ученика постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер [3].

Приведу пример:

1 уровень.

1. Наименьшим кратным любого натурального числа является...

2. Найдите делимое, если делитель 10, неполное частное 5, остаток 3.

а) 47;

б) 53

в) 50.

2 уровень.

1. Наименьшее общее кратное двух чисел не меньше...

2. Разложите 315 на простые множители.

а) 3 • 3 • 5 • 7 • 9 • 35;

б) 1 • 3 • 3 • 5 • 7;

в) 3 • 3 • 5 • 7.

3 уровень.

1. Если различные числа имеют общие делители, то наименьшее общее кратное (больше, меньше, равно)... произведения этих чисел.

2. Три числа а, в, с имеют только два общих делителя. Сравните произведение этих чисел с их НОК.

а) а • в • с > НОК (а, в, с);

б) а • в • с = НОК (а, в, с);

в) а • в • с < НОК (а, в, с) [2].

Выводы

Ориентация учащихся на овладение минимальным уровнем знаний, умений и навыков позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

В последнее время в методике преподавания математики все чаще затрагивается вопрос использования тестовой методики как средства контроля. И это понятно: контроль при обучении математике является одним из инструментов управления учением. Проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения актуальны всегда.

Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний, в последние годы в Казахстане неуклонно растет число массовых тестирований по математике, в которые вовлечены сотни тысяч школьников. Наиболее известные из них - Единое Национальное тестирование, централизованное тестирование, математический конкурс - игра «Кенгуру», поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий позволяет: более рационально использовать время урока; охватить больший объем содержания; быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их; тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль; использование тестов на уроках повышает интерес к изучаемой дисциплине.

Список литературы:

1. Кириенко Н.В. Применение тестов при обучении математике. - 2012.

2. Майоров А.Н. тесты и их виды. Тесты достижений // Школьные технологии. - 1998. - № 4.

3. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников: Сб. статей. - Орехово-Зуево, 2003.

4. Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике. - 1999.

5. Черкасов Р. С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе // Общая методика. - 1985.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Исаева Т.А.*

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск

Профессиональная подготовка студентов играет важную роль в процессе получения будущим специалистом высшего образования, особенно в период прохождения практики. Так, в статье предложены варианты подготовки студентов педагогических направлений к прохождению первой педагогической практики на основе проведения педагогического тренинга.

Ключевые слова педагогическая практика, педагогический тренинг.

В условиях информатизации, глобализации и интеграции современного образования требования к педагогическим работникам, в том числе педагогам профессионального обучения, существенно возрастают. Работодатель заинтересован в подборе кадров, способных анализировать, систематизировать, обобщать информацию и находить лучшие варианты решений.

Для педагога профессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности как готовность к саморазвитию и самообразованию, способность осуществлять поисковую и творческую деятельность, получать новые знания. Особую роль в процессе подготовки такого специалиста в высшей школе имеет научно-исследовательская практика, обеспечивающая подготовку высокопрофессиональной и компетентной лично-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.