- согласование интересов хозяйствующих субъектов;
- учет потребностей личности и различных социальных структур;
- повышение взаимодействия социальных групп, как с внутренними, так и с внешними социальными институтами и организациями;
- регулирование неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в рамках правового поля.
Реальная модернизация дагестанской экономики невозможна без модернизации общества, а модернизация общества невозможна, в свою очередь, без преодоления бедности и социального неравенства, которые дестабилизируют ситуацию практически по всем направлениям социальной жизни. Социальная политика формируется на федеральном уровне, а реализоваться должна на региональном уровне - ближе к конкретному человеку, с учетом специфики его положения, а для этого необходимо как можно лучше знать реальную ситуацию.
Библиографический список
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dagstat.gks.ru
2. Отчет Счетной палаты РД за 2011г. [Электронный ресурс] - URL: www.spdag.ru/ attachments/artide/18/21.doc (дата обращения: 29 мая 2012 года)
3. Хаджалова Х.М. Повышение качества жизни как условие социальной стабильности региона. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2008. - 360 с.
Ф. Ф. Шарапов А.Н. Родионов
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ
Аннотация: современные проблемы анализа рисков и разработка системы показателей эффективности инфраструктурных проектов подтолкнули автора статьи к необходимости анализа существующих в настоящее время определений управления проектами. Выделены общие для проектов признаки и свойства.
Ключевые слова: управление проектами, проект, признаки проекта, свойства управления проектами.
Занимаясь сегодня поиском и разработкой инструментов для развития инфраструктуры России, отметим еще раз позитивные моменты при активизации развития управления проектами в России:
- свежий взгляд на развитие проектного менеджмента на Западе;
- открывшееся огромное поле деятельности в России, других странах СНГ и Восточной Европы, осуществляющих социально-экономические преобразования;
- возможность использовать современные достижения и опыт не только западных го-
© Шарипов Ф.Ф., Родионов А.Н., 2013
сударств, но и динамично развивающегося Китая, не повторяя их длинный и сложный путь и соответствующие ошибки;
- обогащение мирового опыта за счет отечественных достижений и развитие методологию и средств управления проектами, отвечающих реальным условиям нашей страны.
В первом десятилетии нового века в стране произошли кардинальные изменения, которые, в свою очередь, привели к новому витку развития управления проектами и интеграции России в мировое экономическое сообщество. Руководством страны принято и последовательно проводится решение о переходе на программный (проектный) метод управления. В основу этого метода положена система программ и проектов. Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяются федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей. Управление проектами наиболее эффективно работает и хорошо себя зарекомендовало в условиях рыночной экономики, так как по сути своей относится к экономическим методам управления, в которых стоимостные факторы в конечном счете играют решающую роль.
В современных условиях основными предпосылками использования методов управления проектами являются:
- ликвидация планово-распорядительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, формирование государственной правовой системы;
- постепенный переход к рыночным отношениям и использование различных форм собственности;
- разработка законодательной базы в сфере инновационного предпринимательства, обеспечивающей государственную поддержку внедрения нововведений и развития предпринимательства;
- проведение приватизации государственной собственности и государственная поддержка предпринимательства;
- введение в действие рычагов антимонопольного регулирования;
- отмену государственной монополии в области внешней торговли;
- формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости (незавершенное строительство), ценных бумаг, подрядных и других работ;
- процесс децентрализации управления и постепенное делегирование определенных функций на места;
- процесс образования новых форм управления рыночного характера;
- создание инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки реализации проектов;
- появление ряда проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных предприятий, так и вновь созданных организаций;
- определенные изменения в психологии управленцев и, прежде всего, ориентация на инновационные пути развития организаций, использование передовых методов проектного управления;
- активное и стремительное развитие средств коммуникаций (компьютерных систем, средств и сетей связи);
- широкое привлечение к реализации проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые уже сегодня широко используют методы управления проектами;
- создание новых рыночных структур (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки), которые строят свою работу на проектной основе.
Методология управления проектами позволяет:
- тщательно разработать и обосновать концепцию проекта;
- оценить эффективность проекта с учетом факторов риска и неопределенности;
- выполнить технико-экономическое обоснование проекта и принять обоснованное решение о возможности его реализации и инвестировании;
- осуществить системное планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла;
- разработать смету и бюджет проекта;
- определить исполнителей проекта на основе конкурсного подбора;
- подготовить и заключить договора на обеспечение проекта ресурсами;
- организовать оптимальную процедуру поставок ресурсов проекта;
- организовать реализацию проекта, в том числе подобрать команду проекта;
- обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями, неизбежными в ходе реализации проекта;
- организовать эффективное завершение проекта;
- организовать системное управление качеством продукции проекта;
- в полной мере учесть так называемый «человеческий фактор», оказывающий нередко решающее воздействие на эффективность проекта в целом.
Итак, до недавнего времени в отечественной практике термин «проект» обычно использовался преимущественно в инвестиционно-строительной сфере и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо зданий или сооружений. Соответственно разработка такой документации называется проектированием. В соответствие с западной терминологией для обозначения этого процесса используется термин «дизайн», а понятие «проект» трактуется более широко. В общем смысле понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.
Единого общепринятого определения понятия «проект» в литературе не существует, поэтому рассмотрим некоторые определения этого понятия, используемые в управлении проектами:
1. Толковый словарь Вебстера: «Проект (англ. Рю]вс1) - это что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие».
2. Свод знаний по управлению проектами, РМ1, США (А Guide to the Project Management Body of Knowledge, Project Management Institute, 1996): «Проект - временное предприятие, предназначенное для создания уникального продукта или услуги».
3. Английская Ассоциация менеджеров проекта: «Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».
4. DIN 69901 (Германия) дает следующее нормативное определение понятия «проект»: «Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например:
- задание цели;
- временные, финансовые, людские и другие ограничения;
- разграничения от других намерений;
- специфическая для проекта организация его осуществления».
5. Мировой Банк: «Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями».
6. Проект - системный комплекс плановых (плановых, финансовых, технологических, организационных и прочих) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели [4].
Можно выделить общие для всех проектов признаки:
1. Наличие цели. Определение цели стоит, несомненно, и перед всем предприятием в целом, в рамках которого осуществляется проект. Но цели проекта имеют временную ограниченность. При успешном завершении проекта целевая установка, данная руководителю проекта, отпадает.
2. Изменения. Это - наиболее важная характеристика проекта, т. к. осуществление проекта всегда несет изменения вещественной системы или предметной области, в которой реализуется проект. По сути, реализация проекта всегда связана с изменениями некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в желаемое состояние. Таким образом, проект является динамическим процессом перевода системы из существующего в желаемое состояние.
3. Ограниченность во времени. Любой проект имеет определенное начало и завершение, которые ограничивают продолжительность осуществления проекта. Начало проекта обычно ассоциируется с началом затрат усилий и средств на инициацию проекта. Завершение проекта обычно наступает, когда достигаются цели проекта или когда становится ясно, что цели проекта не могут быть достигнуты и проект прекращается.
4. Неповторимость, уникальность. Неповторимость относится не к отдельным составляющим частям, а к проекту в целом, даже в проектах с высокой степенью новизны, несомненно, имеются процессы, которые характерны не только для данного проекта, но и используются во многих других проектах. В проекте может встретиться также мероприятие повторного характера, например мелкосерийное производство, входящее в него.
5. Ограниченность ресурсов. В каждом проекте используются различные ресурсы: финансы, люди, техника, оборудование, материалы и др. Объем выделяемых на проект ре-
сурсов тесно связан с бюджетом и всегда конечен. Объем ресурсов в ряде случаев может быть изначально жестко лимитирован, и тогда при заданных ограничениях на ресурсы могут быть определены сроки и продолжительность проекта. В случае жестко заданных сроков может быть определено необходимое количество требуемых ресурсов. Суть этого признака в том, что во всех случаях утвержденный вариант реализации проекта имеет спецификацию и график потребления ресурсов.
6. Комплексность и разграничение. Комплексность проекта означает учет всех внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта. В то же время каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области и должен быть отделен от других проектов или предприятий. Этот признак позволяет рассматривать проект как целостную комплексную систему с определенными характеристиками.
7. Специфической организационной структуры. Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует на время реализации проекта создания «специфической для проекта организационной структуры». В то же время для отдельных мелких или относительно простых проектов создание специальной организации не требуется и/или не оправдано. Однако во всех случаях требуется назначение менеджера проекта, персонально ответственного за успех проекта. На основе анализа определений и признаков проекта можно сформулировать более общее определение этого понятия, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений.
Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [5].
Включение в определение понятий отдельной системы и ее целенаправленного изменения указывает не только на целостность проекта и его разграничение с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит - его неповторимость или уникальность.
Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его окончания называется жизненным циклом проекта (иногда говорят -проектным циклом). Жизненный цикл проекта может быть представлен как последовательность фаз (стадий) проекта, определяемых для логического обособления процессов, обеспечения лучшего контроля управления. Таким образом, каждый проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд последовательных фаз своего развития. Фазы принято разделять на более мелкие составляющие: стадии, этапы, работы.
Общепринятого подхода, определяющего количество фаз, их содержание, а также их последовательность не существует и, по-видимому, существовать не может. Поскольку эти характеристики зависят от конкретного проекта, условий его осуществления и опыта основных участников. Тем не менее логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими. Концепция жизненного цикла проекта и ее системное представление даны в ряде известных работ по управлению проектами [1; 2; 3].
Понятие жизненного цикла является одним из центральных понятий, используемых в методологии управления проектами, с помощью которого:
- определяется начало и окончание проекта, а значит и его продолжительность;
- формируется структура проекта и определяется состав работ проекта;
- в первом приближении определяется динамика затрат и занятости персонала, привлекаемого к выполнению проекта;
- на основании структуры жизненного цикла определяются основные этапы и процессы для обеспечения лучшего контроля и управления проектом.
Фаза проекта является структурным элементом жизненного цикла проекта. Завершение каждой фазы проекта знаменует достижение одного или нескольких результатов проекта. Традиционно в литературе по управлению проектами выделяют четыре основных фазы жизненного цикла проекта:
- начальная фаза (концепции, прединвестиционных исследований);
- фаза разработки;
- фаза реализации;
- фаза завершения.
Главным содержанием работ на начальной фазе является разработка концепции проекта, включающая:
- инициацию проекта и разработку идеи проекта;
- сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование);
- выявление потребности в изменениях (проекте);
- определение проекта;
- определение и сравнительная оценка альтернатив;
- представление концептуальных предложений, их апробация и экспертиза;
- утверждение концепции, принятие решения об осуществлении проекта и его финансировании, получение одобрения для начала работ следующей фазы.
Главным содержанием второй фазы является разработка основных компонентов системы управления проектом. Общее содержание работ этой
фазы:
- инициация работ фазы;
- назначение руководителя проекта и формирование команды проекта;
- установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, а также других ключевых участников;
- развитие концепции проекта и детальное планирование проекта;
- организация и проведение торгов на осуществление подрядных работ и поставку ресурсов, заключение контрактов с основными исполнителями;
- организация выполнения базовых проектных и опытно конструкторских работ;
- утверждение сводного плана проекта и получение одобрения на продолжение работ.
Главное содержание фазы реализации проекта следует из ее наименования - выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта. Основными работами этой фазы являются:
- полный ввод в действие разработанной, системы управления проектом;
- организация выполнения работ;
- ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды проекта;
- окончание детального проектирования и разработка технических спецификаций;
- оперативное планирование работ;
- установление системы контроля за ходом работ;
- организация и управление материально-техническим обеспечением работ;
- выполнение работ, предусмотренных проектом;
- руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния;
- оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта;
- решение возникающих проблем и задач;
- подтверждение окончания работ и получение одобрения для работ следующей фазы.
На фазе завершения достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение
итогов, разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:
- планирование процесса завершения проекта;
- эксплуатационные испытания окончательного продукта проекта;
- подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
- подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;
- оценка результатов проекта и подведение итогов;
- подготовка итоговых документов;
- закрытие проекта.
Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовывать работу по его реализации:
- проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой.
Для проектов организационного развития выделяют два слоя внешней среды: ближний и дальний. Ближний слой внешней среды - это внутриорганизационная среда; дальний -непосредственно внешняя среда функционирования организации.
- состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
- проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.
В современном понимании проекты - это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реструктуризация и расширение, техническая реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка и внедрение новой техники и технологий, реинжиниринг производственных и управленческих процессов в рамках организации, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона - это все проекты.
Применение методов и средств управления проектами позволяет не только заранее спланировать изменения в организации, достичь результатов проекта, но и экономит деньги, время, ресурсы, снижает риск, повышает надежность проведения таких изменений.
Поэтому применение проектного подхода как современной концепции менеджмента и универсальной методологической базы представляется целесообразным для управления организационным развитием.
Библиографический список
1. Воропаев В.И. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. - М.: Аланс, 1995. - 225 с.
2. Ивлев В.А., Каменнова М.С., Попова Т.В. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятия // Открытые системы. - № 2. - 1996. - С. 67-69.
3. Управление программами и проектами. 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 8. / Под ред. М.Л. Разу - М.: ИНФРА-М, 1999. - 392 с.
4. Управление проектом. Основы проектного управления. Под ред. М.Л. Разу. - М.: КноРус. - М., 2006. - 768 с.
5. Шарипов Ф.Ф. Управление проектами как современная концепция менеджмента / Ф.Ф. Шари-пов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 88 с.
В.А. Ясюнас
ТЕОРИИ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: статья содержит характеристику основных теорий местного самоуправления, практику организаций местного управления и самоуправления в отдельных странах Европы. Рассмотрены современные проблемы организации и функционирования местного самоуправления в России и за рубежом. Материал излагается на основе действующего законодательства России, а также практического его применения.
Ключевые слова: местное самоуправление, проблемы местного самоуправления, модели местного самоуправления, теории местного самоуправления, принципы организации местного самоуправления, типы местного самоуправления.
Сегодня, когда в России в условиях стремительных политических и социально-экономических перемен идет процесс реформирования местного самоуправления, полезно обратиться к его теоретическим истокам. Никто не отрицает большой роли теоретических разработок. Вместе с тем, как показывает мировой и наш российский опыт, теоретические ошибки в государственном строительстве могут очень дорого стоить как для государства, так и для каждого гражданина. Поэтому не случайно взгляд многих российских ученых обращен к изучению накопленных научных взглядов и практики дореволюционной и советской России, и других стран по проблемам местного самоуправления.
Впервые сущность местного самоуправления объяснила «теория свободной общины», возникшая в начале XIX в. во Франции и Бельгии. Бельгийская конституция 1831 г. содержала специальную статью, посвященную общинному управлению.
© Ясюнас В. А., 2013