Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ЗНАКОМСТВЕ В "БРАЧНОЙ ГАЗЕТЕ" (ИРКУТСК, 1919 Г.)'

АНАЛИЗ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ЗНАКОМСТВЕ В "БРАЧНОЙ ГАЗЕТЕ" (ИРКУТСК, 1919 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ СИБИРИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / CIVIL WAR / HISTORY OF SIBERIA / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PRACTICES IN CASES OF EMERGENCY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Делицой Анатолий Иванович

Статья посвящена анализу объявлений знакомств в издаваемой в Иркутске в 1919 г. «Брачной газете» (характеристика гендерного и социального состава авторов объявлений, содержательный анализ). Преобладающие в текстах объявлений смысловые и эмоциональные мотивы увязываются с выделенными в исторической науке типичными социально-психологическими практиками людей в годы Гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGLES ADVERTISEMENTS ANALYSIS IN THE “BRACHNAYA GAZETA” (IRKUTSK, 1919)

The article is devoted to the analysis of the singles advertisements in the newspaper “Brachnaya Gazeta” published in Irkutsk in 1919 (characteristics of a gender and social composition of the authors of the ads, a descriptive analysis). The logical and emotional motives dominant in advertisements are linked to the typical socio-psychological practices of people in historical studies during the Civil War.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ЗНАКОМСТВЕ В "БРАЧНОЙ ГАЗЕТЕ" (ИРКУТСК, 1919 Г.)»

УДК 94(571.53)«1919»

Делицой А. И.

Delitsoy A. I.

АНАЛИЗ ОБЪЯВЛЕНИЙ О ЗНАКОМСТВЕ В «БРАЧНОЙ ГАЗЕТЕ»

(ИРКУТСК, 1919 Г.)

SINGLES ADVERTISEMENTS ANALYSIS IN THE "BRACHNAYA GAZETA"

(IRKUTSK, 1919)

Статья посвящена анализу объявлений знакомств в издаваемой в Иркутске в 1919 г. «Брачной газете» (характеристика гендерного и социального состава авторов объявлений, содержательный анализ). Преобладающие в текстах объявлений смысловые и эмоциональные мотивы увязываются с выделенными в исторической науке типичными социально-психологическими практиками людей в годы Гражданской войны.

The article is devoted to the analysis of the singles advertisements in the newspaper "Brachnaya Gazeta" published in Irkutsk in 1919 (characteristics of a gender and social composition of the authors of the ads, a descriptive analysis). The logical and emotional motives dominant in advertisements are linked to the typical socio-psychological practices of people in historical studies during the Civil War.

Ключевые слова: Гражданская война, история Сибири, социально-психологические практики в чрезвычайных ситуациях.

Keywords: Civil War, history of Siberia, socio-psychological practices in cases of emergency.

«Брачные газета» издавалась в Иркутске с июля по сентябрь 1919 г. В это время Иркутск находился под властью белых, причем в городе скопилось большое количество беженцев из других регионов России. Показательно, например, что даже перепись населения, проведенная в апреле 1920 г., после того как весьма значительная часть спасающихся от Советской власти вынужденных мигрантов ушла из Забайкалья на Дальний Восток, определила численность населения Иркутска в 123 747 человек, в т.ч., как минимум, 50 000 беженцев [10, с. 64].

Кроме того, в городе и округе находилось большое количество военнопленных. Так, на 1 сентября 1917 г. в округе содержались 390 германских, 7 080 австрийских и 657 турецких офицеров, 4 503 германских, 23 097 австрийских и 658 турецких солдат. В начале 1916 г. 8 800 из них находились непосредственно в Иркутске [10, с. 56].

Такая демографическая ситуация в Иркутске в рассматриваемый нами период времени еще больше обостряла потребность в модернизированных формах общения между людьми разных полов, актуальную для крупных городов.

Одним из способов такого общения стали объявления в «Брачной газете». Газета издавалась в четырехстраничном формате, с третьего номера установилась постоянная структура, выдерживаемая редакцией: объявления о знакомстве публиковались на 1 и 4 страницах, на 3 странице в рубрике «Почтовый ящик» помещались открытые ответы на объявления, на 2 странице размещались другие материалы: стихотворения, рассказы, очерки, ученые лекции о любви и отношениях между полами и т. д. Коммерческие объявления публиковались на всех четырех страницах газеты, но они никогда не доминировали в общем объеме номера.

Характерно, что уже в № 3 «Брачной газеты» редакция сообщала что «вследствие большого притока объявлений некоторые их них не могут быть напечатаны в настоящем

номере и будут помещены в следующем, который выйдет в увеличенном размере» [2, с. 1]. Интересно, что следующий № 4 газеты в итоге вышел в обычном размере, но при этом число помещенных объявлений в нем действительно резко возросло (очевидно, что они были напечатаны за счет урезания количества материала иного характера).

Вообще количественную динамику опубликованных в «Брачной газете» объявлений характеризуют следующие цифры: в № 2 опубликовано 17 объявлений о знакомстве (№ 1 газеты, к сожалению, не сохранился), в № 3 - 22, в № 4 - 38, в № 5 - 46, в № 6 - 48, в № 7 -32, в № 8 -22 [1-7]. Здесь хорошо видна поступательная динамика цифр вплоть до шестого номера газеты (от 1 сентября 1919 г.), после чего наступает сокращение числа напечатанных объявлений (что, скорее всего, связано с резким осложнением положения на колчаковском фронте).

Публикуемые в «Брачной газете» объявления о знакомстве предполагали три варианта общения. Первый - через личное обращение в редакцию (в этом случае ищущий партнера респондент указывал в своем объявлении выбранный им псевдоним), второй -через почту, до востребования (интересно, что при выборе такого варианта податели объявления чаще всего указывали не данные своего паспорта, а номер денежной купюры), наконец, третий вариант - через уже упомянутую выше рубрику «Почтовый ящик» на третьей странице газеты.

Вызывает интерес гендерный состав подателей объявлений. По нашим подсчетам, из 229 объявлений о знакомстве, опубликованных в №№ 2-8 «Брачной газеты», 135 (58,9%) принадлежали мужчинам и соответственно 85 (41,1%) - женщинам [1-7]. Довольно существенное преобладание мужской категории среди авторов объявлений, на наш взгляд, объясняется как половым составом населения города в данный период времени (военнопленные и мобилизованные принадлежали к мужской части населения), так и сохраняющимися в эту эпоху традиционалистскими социально-психологическими стереотипами, с точки зрения которых, публикация женщиной объявления о знакомстве в газете рассматривалась как не совсем достойный в моральном плане шаг. С другой стороны, следует отметить и тот факт, что преобладание мужчин среди авторов объявлений в газете не является абсолютно доминирующим, что свидетельствует о значительной активности, проявленной в трудные годы Гражданской войны, в поиске брачного (личного) партнера одинокими женщинами.

Изучение текстов объявлений знакомств позволяет выявить существенное преобладание интеллигентской категории населения среди их авторов. Так, из 229 объявлений знакомств в №№ 2-8 газеты в 85 респонденты прямо указывают свой интеллигентский статус (инженер, учительница, студент, курсистка, выпускник гимназии, химик-провизор, выпускник университета, артист и т. д.), еще в 30 объявлениях интеллигентность указывается как непременное (или предпочтительное) требование к потенциальному партнеру [1-7].

Некоторые сведения о степени результативности подачи объявлений в газете дает опубликованное сообщение от некоей дамы, в котором она сообщает, что получила на свои объявления, опубликованные под разными псевдонимами, 189 ответов, но, «к сожалению, никто не мог придумать оригинального ответа и письма большей частью составлялись пишущими по какому-то канцелярскому шаблону» [5, с. 1]. Как видим, данный автор оказался разочарован результатами своего опыта. Однако, с другой стороны, само число ответивших на его объявление выглядит весьма впечатляющим.

К тому же далеко не все авторы объявлений были столь привередливыми. При изучении материалов газеты удивляет как раз обратная черта, характерная для многих подателей объявлений, - сверхоперативность в совершении акта выбора партнера из числа откликнувшихся на объявление. Так, например, в № 2 газеты (20 июля 1919 г.) было опубликовано объявление от девушки Нины, намеренной выйти замуж за «молодого человека, серьезного, интеллигентного труженика, стремящегося к уютной, тихой

семейной жизни», причем указывалось, что знакомство состоится «после предварительной переписки» [1, с. 1], а уже в следующем номере от 3 августа Нина сообщает следующее: «Довожу до сведения всех, написавших мне, что мною уже сделан выбор и что в недалеком будущем я выхожу замуж за своего избранника» [2, с. 4].

Можно увидеть, что между публикацией объявления о знакомстве Нины и сообщением о ее грядущей свадьбе прошло всего 14 дней, и этот пример является далеко не единичным. Такая быстрота в принятии столь важного жизненного решения может быть объяснена только особыми условиями Гражданской войны.

Важно отметить также, что, по нашим подсчетам, среди напечатанных в №№ 2-8 «Брачной газеты» объявлений 18 (почти 8%) принадлежали иностранцам, среди них - 5 «чехов» (как известно, так тогда называли всех жителей Австро-Венгрии), 3 китайца, 2 жителя Японии (японец и японка), в числе авторов объявлений-иностранцев фигурируют и такие экзотические для Забайкалья персоны, как итальянец и англичанка [1-7]. Очевидно, что такого рода объявления пользовались повышенным спросом, поскольку иностранный статус потенциального партнера указывался в качестве предпочтительного (или даже непременного) условия во многих объявлениях газеты. По всех видимости, здесь сказывалось характерное для значительной части населения стремление любой ценой избавиться от бедствий Гражданской войны.

Подавляющее большинство объявлений свидетельствует о достаточно выраженном секулярном характере мировоззрения их авторов. Указания на религиозные характеристики потенциального партнера фигурируют в числе непременных условий или предпочтений в объявлениях нечасто.

Более того, в данной газете публиковались объявления и сомнительного с точки зрения названия данного печатного органа характера. Так, например, в № 3 появилось сообщение следующего содержания: «ВЕСЕЛО кто желает провести время, советую написать в контору «Брачной газеты». "ВЕСЕЛОЙ"» [2, с. 4]. То, что данное сообщение было понято в весьма показательном смысле, свидетельствует ответ на него уже в следующем номере: «ВЕСЕЛАЯ! Пишу на страницах газеты. Что за веселье, и какой ценой можно купить таковое?» [3, с. 4].

При изучении объявлений о знакомстве в «Брачной газете» удивляет большое количество текстов явно романтического плана. Например, женщина, назвавшаяся «Пламенной», пишет следующее: «СГОРЕТЬ хочу на костре любви» [1, с. 1]. В целом ряде объявлений присутствуют стихи явно романтического содержания. Так, один из авторов цитирует строки лермонтовского «Демона»: «Я тот, чей взор надежду губит / Едва надежда расцветет / Я тот, кого никто не любит / И все живущее клянет», а далее поясняет: «Если найдется Тамара, которую я смог бы полюбить, пусть черкнет мне письмецо» [6, с. 1]. Автор под псевдонимом «Поэт» публикует похожие по психологическому настрою строки: «Я тот, кто любит все земное / Я тот, кто любит все вокруг / Кто любит чистое, святое / Я тот, кого ты ждешь, мой друг!» [5, с. 1]. Девушка под псевдонимом «Гражданка» начинает свое объявление словами: «САМООТВЕРЖЕННО могу любить» [3, с. 4]. Уже упомянутая выше Нина в ответном объявлении благодарит Г-на А. Т-ко «за милое письмо, проникнутое искренностью» [2, с. 4].

Чем можно объяснить такой расцвет романтизма в то трудное время, когда в стране полыхала Гражданская война? В последнее время ученых привлекает исследование особенностей повседневной жизни в чрезвычайных обстоятельствах (войны, революции и т. д.). Так, Е. Ю. Дубровская отмечает целесообразность обращения историков и представителей других гуманитарных наук «к исследованию стратегий выживания человека в условиях военного времени, к повседневным социальным и культурным практикам военных и гражданского населения в чрезвычайных обстоятельствах» [8, с. 32]. Однако в самой ее статье, посвященной изучению Карелии в годы Гражданской войны, специфические повседневные практики населения в данный период укладываются

во вполне привычные для историографии рамки паттернов насилия, одичания, попрания законов и т. д. [8, с. 34-43]. Такой подход представляется нам слишком узким, не позволяющим увидеть всю мозаику социально-психологических практик эпохи.

Перспективным дополнением к нему, на наш взгляд, является подход О. М. Морозовой, обратившей внимание на повторяющийся в исследуемых ею биографиях и личных текстах участников Гражданской войны мотив романтической любви. При этом в отношении одного из исследуемых героев она резонно отмечает следующее: «Почему Николай Гикало зимой 1919 г. медлил уходить со своими отрядами из Грозного... Не потому ли, что в Шатое находилась Айша?... После попытки суицида Гикало совсем как романтический герой отправился в далекое путешествие - в Персию... А ведь в действительности он был весьма жесткий и прагматичный человек, знающий цену людям, способный даже на подлость. И если его поведение оказалось зависимо от романтического фактора и подчиняло ему и идею, и работу, и саму жизнь, то другие, более эмоциональные натуры наверняка действовали так же» [9, с. 161].

И далее О. М. Морозова высказывает весьма ценную обобщающую мысль: «Свидетели и участники этих отношений в полном соответствии с пуританством советской морали никак не отразили память о них в опубликованных воспоминаниях. Но немногие из обнаруженных любовных историй времен Гражданской войны могут быть признаны типичными примерами поведенческих практик в экстремальных условиях. Активным участникам тех событий состояние влюбленности помогало пережить и постоянную опасность, и моменты неуверенности в правильности выбранного пути, и потерю привычных ценностных ориентиров. Близкий человек становился тем стабилизатором ума, воли и психики, который позволял пережить нестабильность жизни» [9, с. 161].

Думается, что многие читатели иркутской «Брачной газеты» использовали ту же поведенческую практику, видя спасение от бедствий Гражданской войны в поисках романтической любви.

Таким образом, изучение брачных объявлений в «Брачной газете» позволило увидеть многие малоизвестные и непривычные реалии Гражданской войны. Выявленные в них социально-психологические практики отличаются значительной степенью многообразия (от сугубо прагматических до романтических).

Литература

1. Брачная газета. 1919. 20 июля. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/ cgiirbis_64. exe? C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21ID=&Ima ge_file_name=%5CpdP/o5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_002%2Epdf&mfn=180 3065&FT_REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

2. Брачная газета. 1919. 3 авг. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/ cgiirbis_64. exe? C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21ID=&Ima ge_file_name=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_003%2Epdf&mfn=180 3066&FT_REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

3. Брачная газета. 1919. 13 авг. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61 / cgiirbis_64. exe? C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21ID=&Im age_file_name=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_004%2Epdf&mfn=18 03067&FT_REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

4. Брачная газета. 1919. 23 авг. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/ cgiirbis_64. exe? C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21ID=&Ima ge_file_name=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_005%2Epdf&mfn=180 3068&FT_REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

5. Брачная газета. 1919. 1 сент. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64. exe?C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21 ID=&Image_file_na

me=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_006%2Epdf&mfn=1803069&FT _REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

6. Брачная газета. 1919. 10 сент. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64. exe?C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21 ID=&Image_file_na me=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_007%2Epdf&mfn=1803070&FT _REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

7. Брачная газета. 1919. 19 сент. URL: http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64. exe?C21 COM=F&I21DBN=HRONP_READER&P21DBN=HRONP&Z21 ID=&Image_file_na me=%5Cpdf%5Cj%5Cbrachgaz%5C1919%5Cbrachgaz_1919_008%2Epdf&mfn=1803071&FT _REQUEST=&CODE=4&PAGE=1 (дата обращения: 14.10.2017).

8. Дубровская Е. Ю. Повседневность в чрезвычайных обстоятельствах: гражданская война в Карелии - время экстремальных ситуаций (1918-1920) // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции : электрон.сб. Самара, 2016. Вып. 4. С. 31-43.

9. Морозова О. М. Любовные тексты участников Гражданской войны как исторический источник // Российская история. 2012. № 1. С. 148-161.

10. Новиков П. А. Иркутск в огне гражданской войны // Земля Иркутская. 2001. № 15. С. 56-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.