Научная статья на тему 'Анализ образовательного потенциала и его связь с характеристиками рынка труда Республики Бурятия'

Анализ образовательного потенциала и его связь с характеристиками рынка труда Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАНЯ-ТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / EDUCATIONAL POTENTIAL / ECONOMIC ACTIVITY / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыренов Д.Д., Чиков М.В.

В статье представлен анализ образовательного потенциала и его влияние на ха-рактеристики рынка труда Республики Бурятия. В первой части дано определение образовательного потенциала. Показана взаимосвязь образовательного потенциала с показателями экономической активности, занятости, безработицы. Автором проведен анализ влияния образовательного потенциала на характер занятости, а также влияние образовательного потенциала на характер безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL AND ITS RELATION WITH THE CHARACTERISTICS OF THE LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In research work the analysis of educational potential and its influence on characteristics of labor market of the Republic of Buryatia is submitted. In chapter 1 definition of educational potential is given. The interrelation of educational potential with indicators of economic activity, employment, unemployment is shown. The author carried out the analysis of influence of educational potential on nature of employment, and also influence of educational potential on nature of unemployment.

Текст научной работы на тему «Анализ образовательного потенциала и его связь с характеристиками рынка труда Республики Бурятия»

УДК 331.5

© Д. Д. Цыренов, М. В. Чиков

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО СВЯЗЬ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье представлен анализ образовательного потенциала и его влияние на характеристики рынка труда Республики Бурятия. В первой части дано определение образовательного потенциала. Показана взаимосвязь образовательного потенциала с показателями экономической активности, занятости, безработицы. Автором проведен анализ влияния образовательного потенциала на характер занятости, а также влияние образовательного потенциала на характер безработицы.

Ключевые слова: образовательный потенциал, экономическая активность, занятость, безработица.

D. D. Tsyrenov, M. V. Chikov

AN ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL AND ITS RELATION WITH THE CHARACTERISTICS OF THE LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In research work the analysis of educational potential and its influence on characteristics of labor market of the Republic of Buryatia is submitted. In chapter 1 definition of educational potential is given. The interrelation of educational potential with indicators of economic activity, employment, unemployment is shown. The author carried out the analysis of influence of educational potential on nature of employment, and also influence of educational potential on nature of unemployment.

Keywords: educational potential, economic activity, employment, unemployment.

Образовательный потенциал работников определяет формы занятости. От знаний и навыков, имеющихся у человека, зависит его статус занятости, тип трудового договора и продолжительность труда.

Важнейшей характеристикой трудовой деятельности выступает статус занятости — по найму или не по найму. 6,4 % — в Республике Бурятия это люди, которые работают не по найму (табл. 1). Это совсем незначительная величина. Чем человек образованнее, тем больше у него стремления работать по специальности, поэтому степень распространенности работы не по найму снижается. Работающие не по найму лица с высшем образованием составляют 3,7 % от числа всех занятых, а в группе с начальным образованием 40,4 %. Что доказывает нашу выше указанную зависимость. Анализ таблицы показывает, что занимаются в сельском хозяйстве на личных подсобных хозяйствах люди, которые обладают начальным общем, основным общем или средним (полном) общим образованием. Но среди не наемных работников преобладают лица, с худшей образовательной подготовкой [1].

Таблица 1

Статус занятостии уровень образования людей, 2014 г., %

Статус занятости ВП О Неполное ВПО СП О Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Ито го

Распределение по статусу занятости образовательных категорий, %

Люди, работающие по найму 96, 3 93,7 95, 5 94,7 91,8 85,5 59,6 93,6

Люди, работающие не по найму, в т. ч.: 3,7 6,3 4,5 5,3 8,2 14,5 40,4 6,4

Работодатели 1,4 1,9 1,3 0,2 1,5 0,9 2,0 1,5

Занятые самостоятельно 1,8 3,9 2,6 4,1 5,7 11,1 35,5 4,1

Лица, входящие в производственные кооперативы 0,3 0,3 0,4 0,8 0,7 2,2 2,6 0,6

Лица, предпочитающие работать на семейном предприятии 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,2

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

Образовательная структура категорий с различным статусом, %

Люди, работающие по найму 24, 8 1,0 29, 7 17,9 23,5 3,0 0,1 100

Люди, работающие не по найму, в т. ч.: 15, 7 1,9 20, 9 14,8 30,0 14,2 2,5 100

Работодатели 40, 1 3,2 24, 5 8,6 17,9 4,5 1,2 100

Занятые самостоятельно 11, 1 0,6 20, 3 14,8 28,7 16,7 7,8 100

Лица, входящие в производственные кооперативы 8,2 0,5 18, 4 25,8 24,8 14,5 7,8 100

Лица, предпочитающие работать на семейном предприятии 13, 4 3,1 19, 8 10,4 38,7 12,1 2,5 100

В таблице 1 также можно увидеть отдельные виды не наемных работников (работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперати-

вов, помогающие на семейном предприятии). Самая неоплачиваемая категория — это лица, работающие на семейном предприятии. Здесь образование практически не имеет никакого значения.

Доля людей, помогающих на семейном предприятии, составляет от 0,2 до 0,3 % по каждой образовательной категории. Для групп с низким образованием характерно участие в производственных кооперативах и эта форма охватывает от 0,3 до 2,6 %. Чем образованнее человек, тем он менее самозанят. Доля людей с высшим образованием в это категории составляет 1,8 %, а тогда как доля людей с начальным общим — 35,5 %. Причина такого различия кроется в личном подсобном хозяйстве, которая квалифицируется как «самостоятельная занятость». Статус работодателя хотел бы иметь любой успешный человек, поэтому он напрямую связан с образованием. Доля работодателей среди выпускников высших учебных заведений составляет 1,4 % [1]. Образовательный потенциал в Бурятии может повысить вероятность, что выпускник будет работать по найму, так и того, что он станет руководителем.

Вторая часть таблицы 1 достаточно четко и полностью отражает образовательную структуру различных типов занятости. Она показывает, что лица, занятые на неоплачиваемых семейных предприятиях, члены производственных кооперативов и самозанятые имеют полное и не полное среднее образование, а работодатели — высшее и среднее профессиональное. Самый высокий образовательный потенциал имеют работодатели.

В таблице 2 показано распределение работников по видам трудового договора. Максимум для выпускников высших учебных заведений — это бессрочный трудовой договор, затем вероятность работы по заключению какого-либо из ниже представленных контрактов имеет тенденцию уменьшения. В итоге у лиц с высшим профессиональным образованием вероятность заключения такого рода контракта выше, чем у лиц с начальным образованием, что составляет 93,4 и 78,2 соответственно. Минимум для работников с высшим профессиональным образованием — это срочный контракт или договор на выполнение определенного объема работ, что составляет 5,6 и 0,7 % [1]. Если говорить о контракте на основе устной договоренности без оформления документов, то стоит отметь, что здесь прослеживается некая закономерность, заключение такого рода контрактов возрастает по мере снижения уровня образования. Уровень подобного найма у лиц с высшим образованием и лиц с начальным общим соотносятся как 0,9 % и 12,7 %, это говорит о том, что выпускники вузов не желают работать без заключения письменного трудового договора. Высокий уровень образовательного потенциала помогает трудоустроиться, но и способствует стабильности занятости. Люди, менее подготовленные в образовательном плане, предпочитают приступать к работе после заключения так называемых «нестандартных» форм трудового контракта.

Таблица 2

Тип трудового договора и уровень образования населения, 2014 г., %

Группы работников по виду трудового контракта ВП О Неполное ВПО СП О Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Ито го

Распределение образовательных категорий по статусу занятости, %

Лица, заключающие письменный трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный) 93, 4 86,4 90, 1 87,8 85,2 82,6 78,2 89,0

Лица, заключающие подрядный договор 0,7 1,4 2,5 3,2 1,0 0,9 0,2 1,5

Лица, заключающие письменный трудовой договор на определенный срок 5,6 8,5 4,9 5,0 7,3 8,1 8,9 6,0

Лица, предпочитающие не оформлять документов (не заключать трудовые контракты) 0,9 3,7 2,5 4,0 6,5 8,4 12,7 3,5

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

Образовательная структура категорий с различным типом трудового контракта, %

Лица, заключающие письменный трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный) 25, 7 1,7 27, 0 16,7 22,4 6,1 0,4 100

Лица, заключающие подрядный договор 13, 5 2,4 28, 7 21,4 28,4 5,0 0,6 100

Лица, заключающие письменный трудовой договор на определенный срок 19, 7 3,4 26, 1 16,2 28,0 5,7 0,9 100

Лица, предпочитающие не оформлять документов (не заключать трудовые контракты) 4,7 2,1 20, 3 17,9 37,2 15,6 2,2 100

Лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, чаще всего предпочитают работать по бессрочному трудовому договору (табл.2). В структуре предпочитающих работать по другим формам трудового договора преобладают работники со средним (полным) общим образованием, это объясняется тем, что ежегодно в республике выпускаются из школ десятки тысяч выпускников. Также по альтернативным договорам работают лица с основным общим и начальным образованием. Неполная занятость в Бурятии распространена очень слабо, ее уровень в 2014 году составил 1,7 %. Если уровень образования снизится, то появится огромный риск появления неполной занятости в Бурятии. На условиях неполной занятости работает 0,9 % лиц, имеющих диплом высшего образования, а 8,5 % — лица, не пошедшие дальше начальной школы. Уровень неполной занятости среди работников с незаконченным высшим составляет 4,6 %.[1] Таблица 3 Занятость с полной и неполной рабочей неделей и уровень образования населения, 2014 г., %

Группировки работников по занятости с полной и неполной рабочей неделей ВП О Неполное ВПО СП О Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Ито го

Распределение об разовательных категорий по статусу занятости, %

Лица, работающие при полной занятости 99, 1 95,4 98,4 97,2 98,6 95,7 91,5 98,3

Лица, работающие при неполной занятости 0,9 4,6 1,6 2,8 1,4 4,3 8,5 1,7

Из них по причинам

Не полностью занятые «вынужденно», в т. ч.: 30, 2 12,4 48,9 49,0 47,7 43,7 26,6 44,7

Не получилось найти работу с полной рабочей неделей 14, 5 7,9 28,7 33,6 33,5 34,9 22,3 29,1

Административный перевод 15, 7 4,5 20,2 15,4 14,2 8,8 4,3 15,6

Люди не полностью занятые, по собственному желанию (добровольно) в т. ч.: 69, 8 87,6 51,1 51,0 52,3 56,3 73,4 55,3

Их не устроила работа с полной рабочей неделей 24, 4 15,5 19,0 18,7 19,1 18,9 51,2 19,7

По состоянию здоровья 12, 6 2,1 6,1 7,5 6,7 10,0 12,7 9,1

По семейным обстоятельствам 12, 1 2,7 7,8 8,4 5,7 6,4 0,1 6,6

Прохождение обучения в образовательных учреждениях 3,5 61,4 3,2 5,9 9,0 6,9 0,2 7,4

Другое 17, 2 5,9 15,0 10,5 11,8 14,1 9,2 12,5

Образовательная структура категорий с полной и неполной рабочей неделей, %

Лица, работающие при полной занятости 24, 5 1,9 29,8 15,7 23,1 4,9 0,1 100

Лица, работающие при неполной занятости 11, 7 4,8 22,1 14,9 28,3 14,1 4,1 100

Из них по причинам

Не полностью занятые «вынужденно», в т. ч.: 8,9 1,7 24,9 14,7 32,7 13,1 4,0 100

Не получилось найти работу с полной рабо- 5,7 1,9 22,4 16,7 31,2 16,4 5,7 100

чей неделей

Административный перевод 14, 7 1,7 27,8 16,6 28,4 9,8 1,0 100

Люди не пол- 15, 7,5 21,5 14,7 27,9 12,2 0,8 100

ностью занятые, по соб- 4

ственному желанию (добровольно) в т. ч.:

Их не устроила работа с полной рабочей неделей 15, 7 2,6 22,7 13,4 28,9 14,2 2,5 100

По состоянию 19, 1,3 21,0 14,8 25,7 16,6 0,9 100

здоровья 7

По семейным обстоятель- 22, 5 1,7 23,1 18,9 21,5 11,2 1,1 100

ствам

Прохождение обучения в образовательных учреждениях 4,5 36,4 7,1 8,7 31,5 9,9 1,9 100

Другое 15, 6 2,7 24,9 13,2 27,4 12,5 3,7 100

Все это наглядно подтверждается анализом причин неполной занятости таблицы 3. 11,7 % — это доля лиц с неполным высшим, которые не полностью занятые по вынужденным причинам. Но выпускники вузов и других учебных организаций отличаются довольно высоким показателем (30,2 % и выше). На ступеньку выше находятся только лица с начальным образованием, которые в силу своего возраста вынуждены работать неполное рабочее время.

90,7 % — это доля лиц Бурятии, у которых обычная продолжительность рабочей недели составляет 31-40 рабочих часов, что связано с Трудовым Кодексом РФ (табл.4). Некое отклонение прослеживается у представителей начального общего и основного общего образования, что составляет 63,1 % и 87,9 % соответственно. Доля лиц, имеющих высшее образование, и работающих 30 часов и меньше, в 2014 году в Республике Бурятия составила 8,3 %. Это можно объяснить тем, что в их состав входят представители таких профессий как учителя, которые по закону могут работать по укороченной рабочей недели. Люди, работающие выше 40 часов в неделю, не связаны с образовательным потенциалом работников [1].

Таблица 4

Обычная продолжительность рабочей недели и уровень образования, 2014 г., %

Группы по ЗПО Неполное СПО Начальное Сред- Основ- Началь- Ито-

обычной про- ВПО профессио- нее ное ное об- го

должительности нальное (пол- общее щее, не

рабочей недели ное) общее имеют начального общего

Распределение образовательных категорий по обычной продолжительности

рабочей недели, %

< 9 часов 0,2 0,5 0,2 0,3 0,6 1,4 6,3 0,5

9-15 часов 0,3 0,4 0,5 0,5 1,3 2,4 10,4 0,9

16-20 часов 3,1 3,1 1,7 0,8 1,4 2,1 5,7 2,5

21-30 часов 4,7 2,7 3,1 1,7 2,0 5,1 11,8 3,7

31-40 часов 90,9 91,8 93,1 94,9 91,3 87,9 63,1 90,7

41 час и> 0,8 1,5 1,4 2,1 3,4 1,7 2,7 1,7

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Образовательная структура категорий

с разной обычной продолжительностью рабочей недели, %

<9 часов 4,4 1,7 11,4 6,9 31,2 28,9 18,5 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9-15 часов 5,4 1,2 11,0 8,7 32,4 26,9 14,4 100,0

16-20 часов 40,1 1,4 21,7 6,7 18,9 9,4 1,8 100,0

21-30 часов 36,0 1,5 22,7 7,2 15,6 13,6 3,4 100,0

31-40 часов 21,4 1,7 26,5 15,9 22,6 6,5 5,4 100,0

41 час и > 102,5 105,7 109,4 103,5 103,5 112,1 115,3 100,0

Теперь обратимся к таблице 4 и посмотрим на ситуацию распределения групп с различным образовательным потенциалом по фактической продолжительности рабочей недели (табл.4). По всем видам образования доля работников с фактической продолжительностью 31—40 рабочих часов в неделю составляет в среднем по Республике Бурятия 80,2 %. Отклонения выявлены только группе с начальным общем, основным общем и неполным высшим профессиональным образованием. Доля лиц фактически работающих менее 30 часов составляет 35,7; 16,0; и 9,0 % соответственно. Не имеет значение уровень образования, это не влияет на фактическую длительность работы.

Таблица 5

Фактическая продолжительность рабочей недели и уровень образования,

2014 г., %

Группы по фактической продолжительности рабочей недели ВП О Неполное ВПО СП О Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Все го

Распределение образовательных категорий по фактической продолжительности рабочей недели, %

<9 часов 0,3 0,7 0,4 0,4 0,8 2,2 6,0 0,7

9-15 часов 0,5 0,9 0,4 0,8 1,5 3,6 11,4 1,1

16-20 часов 1,4 3,7 1,8 2,2 2,3 3,4 6,7 2,3

21-30 часов 3,5 3,7 3,5 2,6 2,7 6,8 11,6 4,0

31-40 часов 83,1 74,2 80,2 79,7 77,7 73,4 53,3 80,2

41 час и > 6,8 13,6 9,9 10,4 11,5 9,2 9,4 8,4

Временно отсутствовавшие 4,4 3,2 3,8 3,9 3,5 1,4 1,6 3,3

Итого 100, 0 100,0 100, 0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Образовательная структура категорий с разной фактической продолжительностью рабочей недели, %

<9 часов 6,4 3,3 12,8 7,5 29,6 27,8 12,6 100,0

9-15 часов 7,7 1,9 13,2 11,8 33,2 23,2 9,0 100,0

16-20 часов 27,8 4,5 20,4 9,2 21,0 10,5 6,6 100,0

21-30 часов 31,2 2,4 23,6 8,4 16,9 12,9 4,6 100,0

31-40 часов 24,5 1,5 30,2 15,4 21,4 5,5 1,5 100,0

41 час и > 84,5 125,4 65,3 102,5 111,4 126,3 102,3 100,0

Временно отсутствующие 19,4 2,4 26,8 20,1 24,5 5,9 0,9 100,0

Образовательный потенциал, накопленный человеком в течение жизни, зависит также от некоторых характеристик безработицы. В таблице 6 показана для разных образовательных групп временная структура безработицы. Безработные с незаконченным высшим образованием ищут работу менее 7 месяцев. И это предел поиска работы среди представленных образовательных групп. А представители остальных групп имеют статус безработных в пределах от 8 до 9 месяцев. Таблица показывает, что средняя продолжительность поиска работы имеет тенденцию увеличения при переходе от более образованной категории к менее образованной. Доля долгосрочных безработных увеличивается от людей с высшим образованием к лица, которые не закончили школу. Доля безработных с вузовским дипломом, которые искали работу более 12 месяцев, составляет 36,9 %, а доля людей, имеющих основное общее и начальное общее, составляет соответственно 40,5 и 41,5 %. Менее 3-х месяцев ищут работу лица с неполным высшим образованием, доля которых составляет 24,7 %. Минимум достигается у лиц, которые закончили

начальную школу (12,5 %). У остальных образовательных категорий доля лиц, ищущих работу менее 3 месяцев, колеблется от 14 до 17 %. Анализ таблицы показывает, что лицам с незаконченным высшим образованием чаще всего предлагают работать.

Таблица 6

Безработные по продолжительности поиска работы и уровню образования, 2014 г.

Группы по поиску работы ВП О Неполное ВПО СП О Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего Итого

Распределение образовательных категорий по продолжительности поиска работы, %

< 1 месяца 9,6 14,7 11,2 11,4 8,9 11,1 7,7 8,1

1-3 месяца 17,5 24,7 16,5 17,5 14,7 16,4 12,5 16,4

3-6 месяца 14,3 14,5 14,5 13,5 13,0 14,5 14,6 13,6

6-9 месяцев 9,2 7,7 7,5 7,4 10,0 8,3 11,4 8,7

9-12 месяцев 11,4 9,7 9,4 12,3 11,4 7,7 8,4 11,5

12 месяцев и > 36,9 25,4 36,4 33,2 38,9 40,5 41,5 39,4

Предложение получено 1,1 3,3 4,5 4,7 3,1 1,5 3,9 2,3

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Среднее показатель поиска работы, месяцев 8,4 8,4 8,9 8,2 8,7 8,3 9,2 8,3

Образовательная структура категорий неработающих с разной продолжительностью поиска работы, %

< 1 месяца 11,2 4,4 20,1 18,9 31,5 12,3 1,6 100,0

1-3 месяца 12,4 4,4 22,6 18,7 26,5 14,5 0,9 100,0

3-6 месяца 12,5 2,6 23,4 16,8 31,2 11,0 2,5 100,0

6-9 месяцев 11,1 2,5 16,9 20,1 30,1 12,4 6,9 100,0

9-12 месяцев 12,4 2,4 22,5 17,8 31,2 13,2 0,5 100,0

12 месяцев и > 10,6 1,9 21,5 16,7 32,1 15,7 1,5 100,0

Предложение получено 12,4 6,8 24,5 12,8 27,4 10,2 5,9 100,0

От уровня образовательного потенциала зависят причины безработицы. Максимум среди «вынужденных» безработных, т. е. вследствие сокращения работников достигается среди лиц, имеющих среднее профессиональное и среднее общее, что составляет 38,9 и 41,8 %, минимум — среди лиц с высшим профессиональным. Если же говорить о лицах с неполным высшем, то они очень часто остаются безработными из-за банкротства собственного предприятия. Выпускники ПТУ и лица с незаконченным высшим образованием лидируют по доле безработицы. После достижения пенсионного возраста искать работу начинают люди, имеющие высшее (обладают высоким уровень интеллекта) и начальное образование (ищут новый источник заработков) — 8,9 % и выше. У лиц с начальным общим образованием причиной безработицы является неудовлетворительное состояние здоровья.

Таблица 7

Безработные, имеющие опыт трудовой деятельности, по обстоятельствам незанятости и уровню образования, 2003 г.

Группы без- ВПО Неполное СПО Начальное Среднее Основное Началь- Все-

работных по ВПО профессиональ- (полное) общее ное об- го

обстоятель- ное общее щее, не

ствам неза- имеют

нятости начального общего

Распределение образовательных категорий по обстоятельствам незанятости, %

«Вынужден- 32,1 33,1 38,9 35,7 41,8 36,9 35,7 38,9

но» безработные, в

т. ч. по при-

чинам:

Высвобож- 28,4 17,5 27,8 26,7 31,2 25,7 19,7 28,9

дение

Банкротство собственного 1,2 3,6 0,9 0,4 0,7 0,4 0,8 0,7

предприятия

Окончание 2,5 12,0 10,2 8,6 10,2 10,8 15,2 9,3

сезонных

работ

Безработные 61,2 59,3 56,4 55,4 51,4 53,0 60,1 57,8

по собствен-

ному жела-

нию, в т. ч.

по причи-

нам:

Уволившие- 31,2 40,2 33,4 40,2 33,6 34,2 29,7 35,4

ся «добро-

вольно»

Достижение 8,9 1,4 4,5 2,4 2,9 4,4 13,2 5,8

пенсионного

возраста

Смена места 5,1 2,6 4,7 3,6 5,7 2,1 5,4 2,1

жительства

По состоя- 4,5 2,4 4,0 4,4 4,2 4,5 6,4 4,4

нию здоро-

вья

По семей- 9,9 12,6 9,4 4,5 4,8 7,8 5,2 9,8

ным обстоя-

тельствам

Увольнение 1,6 0,1 0,4 0,3 0,2 0,1 0,2 0,3

из армии

По другим 6,7 7,6 4,7 8,9 6,8 10,1 4,2 3,3

причинам

Итого 100, 0 100,0 100, 0 100,0 100,0 100,0 100,0 100, 0

Образовательная структура категорий безработных, различающихся по обсто-

ятельствам занятости, %

«Вынужден- 7,8 2,7 22,5 16,5 32,5 13,2 4,8 100,

но» безработные, в т. 0

ч. по причи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нам:

Высвобож- 11,0 1,7 24,5 14,8 33,9 11,4 2,7 100,

дение 0

Банкротство собственного 22,4 5,4 17,8 16,8 30,1 4,4 3,1 100, 0

предприятия

Окончание 5,4 1,2 16,7 19,8 35,6 16,5 4,8 100,

сезонных 0

работ

Безработные по собствен- 13,5 3,1 22,5 21,7 30,5 7,9 0,8 100, 0

ному жела-

нию, в т. ч.

по причи-

нам:

Уволившие- 11,2 3,2 21,0 20,3 29,8 14,5 0,0 100,

ся «добро- 0

вольно»

Достижение 22,7 0,9 28,9 8,1 21,4 12,3 5,7 100,

пенсионного 0

возраста

Смена места 8,4 1,2 24,7 22,7 33,6 9,1 0,3 100,

жительства 0

По состоя- 13,5 3,1 24,7 16,9 27,8 12,5 1,5 100,

нию здоро- 0

вья

По семей- 21,4 0,2 22,5 15,4 24,1 10,4 6,0 100,

ным обстоя- 0

тельствам

Увольнение 7,4 1,3 16,7 24,6 27,9 14,5 7,6 100,

из армии 0

По другим

причинам

Анализ таблицы 8 покажет долю безработных по наличию официальной регистрации в государственных службах занятости. Если уровень образовательного потенциала безработных достаточно высок, то существует большая вероятность того, что они зарегистрируются в официальных службах занятости. Причиной этого служит то, что они наиболее проинформированы о существовании таких служб.

Таблица 8

Безработные по наличию официальной регистрации в государственных службах занятости и уровню образования, 2014 г.

Группы без- ВПО Неполное СПО Начальное Сред- Основ- Началь- Ито

работных по ВПО профессио- нее ное ное об- го

наличию нальное (пол- общее щее, не

официальной ное) имеют

регистрации общее началь-

в государ- ного

ственных общего

службах за- Распределение образовательных категорий по наличию о( )ициальной реги-

нятости страции в государственных службах занятости, %

Лица, про- 22,1 9,5 23,6 14,8 15,7 12,3 15,7 18,9

шедшие ре-

гистрацию

Лица, не 77,9 90,5 76,4 85,2 84,3 87,7 84,3 81,1

прошедшие

регистрацию

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Образовательная структура лиц, которые имеют и не имеют официальную

регистрацию в государственных службах занятости, %

Лица, про- 13,2 1,7 24,5 14,5 31,2 14,8 0,1 100,0

шедшие ре-

гистрацию

Лица, не 11,5 2,1 19,8 17,5 33,4 12,3 3,4 100,0

прошедшие

регистрацию

Итак, анализ образовательного потенциала и его влияние на характеристики рынка труда Республики Бурятия показал, что уровень образования работников определяет формы занятости. От образовательного потенциала зависит статус занятости человека, тип трудового договора и продолжительность труда. Также образовательный потенциал зависит от таких характеристик безработицы, как продолжительность поиска работы, опыт трудовой деятельности, а также наличие официальной регистрации в государственных службах занятости.

На рынке труда в Республике Бурятия, так же как и на российском уровне прослеживаются взаимосвязи образовательного потенциала с экономической активностью, занятостью и безработицей. Высокий образовательный потенциал делает человека конкурентоспособным на рынке труда: снижает риск остаться без работы, увеличивает шансы трудоустройства, способствует росту заработной платы.

С каждым годом доля выпускников с высшим образованием растет, и не всем выпускникам улыбается удача при нахождении работы. Те люди, которые не нашли ее пополняют ряды безработных, поэтому государство должно бороться с подобной проблемой, создавая с каждым годом все больше и больше дополнительных рабочих мест.

Литература

1. Бурятский статистический ежегодник — 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://burstat.gks.ru (дата обращения: 10.11.2015).

2. Васильев В. Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской федерации. М.: Техносфера, 2010. 547 с.

3. Кураков Л. П. Экономика: инновационные подходы: учебное пособие. М.: Гелиос, 2012. 600 с.

4. Павленко В. А. Рынок труда, занятость, безработица: учебное пособие. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 2011. 245 с.

5. Сопунов Е. П. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социс. 2008. № 4. С. 37-46.

6. Цыренов Д. Д. Оценка качества профессионального образования с учетом критерия занятости: теория и практика // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 315-318.

Цыренов Даши Дашанимаевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой эконометрики и прикладной экономики, Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: dashi555@mail.ru

Чиков Михаил Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и прикладной экономики, Томский государственный университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, e-mail: chikovmv@gmail.com

Tsyrenov Dashi Dashanimayevich, candidate of economic sciences, Head of the Department of Econometrics and Applied Economics, Buryat State University, 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia, e-mail: dashi555@mail.ru

Chikov Mikhail Vladimirovich, candidate of economic sciences, A/professor, Department of General and Applied Economics, Tomsk State University, 36 Lenin st., Tomsk, 634050 Russia, e-mail: chikovmv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.