АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Л.М. Фомичёва
Аннотация. Проанализировано состояние обеспеченности сельской местности инфраструктурными объектами, выявлена тенденция развития социальной инфраструктуры сельских территорий региона, определены основные направления развития социальной инфраструктуры.
Ключевые слова: производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, транспортная инфраструктура, агропромышленный комплекс, дифференциация населения, инвестиционная поддержка.
Инфраструктура представляется как совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие как всего производственного процесса, так и определенного территориально-экономического образования.
В аграрной сфере формирование и развитие инфраструктуры является обязательным условием эффективного взаимодействия субъектов основного и вспомогательного производства, связывающим спрос и обеспечивающим превращение всех видов ресурсов в факторы производства [1], способствующим созданию общих предпосылок воспроизводственного процесса, роста и развития агропромышленного производства.
Инфраструктура как сфера агропромышленного комплекса имеет свои особенности:
- инфраструктура АПК представлена в качестве собирательного блока, включающего разнородные отрасли, производства и виды деятельности;
- ее связь с другими составными частями АПК осуществляется преимущественно на основе функционального разделения труда;
- на функционирование инфраструктуры оказывают влияние процессы цикличности, характерные для сельскохозяйственного производства, что предопределяет и соответствующий процесс деятельности связанных с ним отраслей инфраструктуры.
В настоящее время в стране особое внимание уделяется формированию и развитию инфраструктурного комплекса АПК. При этом некоторые исследователи связывают недостаточное развитие сельского хозяйства с низкой кооперацией и концентрацией, где важной причиной выступает неразвитость инфраструктуры (особенно в условиях протяженности территории РФ).
При этом называют комплекс причин, акцентируя внимание на транспортной или социальной. Таким образом, проблему инфраструктурного обеспечения территории необходимо рассматривать в комплексе.
Деградация села, сокращение численности населения и другие факты напрямую зависят от инфраструктуры (производственной, социальной, транспортной).
В 1990-х гг. агропромышленный комплекс подвергался значительному реформированию, что непосредственно сказалось на состоянии сельских поселений; производители сельскохозяйственной продукции и предприятия по переработке не смогли быстро адаптироваться к новым условиях хозяйствования; при этом значительная дифференциация населения по доходам, уровню жизни привели к оттоку населения в крупные города.
В результате сложившиеся тенденции продолжаются и в настоящее время.
1. Объем производства не соответствует уровню потребностей экономики и условиям продовольственной безопасности. В таблице 1 приведены статистические данные объема производства сельскохозяйственной продукции. В абсолютных величинах в фактически действовавших ценах наблюдается рост производства по всем
категориям хозяйств. Однако, анализ динамики цен свидетельствует о перманентном (причем в отдельные годы значительном) росте цен производителей сельхозпродукции (таблица 2). С учетом инфляционных процессов увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции оказывается незначительным.
Таблица 1 - Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств [3] (в фактически действовавших
1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий) 0,158 742,4 1380,9 2587,8 3261,7 3339,2 3687,1
в том числе:
растениеводства 0,058 394,7 669,8 1191,5 1703,5 1636,4 1918,8
животноводства 0,100 347,7 711,1 1396,3 1558,2 1702,8 1768,3
Таблица 2 - Индексы цен производител хозяйственной продукции (в п ей сельско-роцентах)
2000 2005 2010 2011 2012 2013
Декабрь к декабрю предыдущего года
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 122,2 103,0 123,6 94,9 110,8 102,7
К предыдущему году
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 136,5 109,6 106,5 118,6 99,5 107,8
2. Увеличивается отток населения из сельской местности в городскую (областные центры, гг. Москва, Санкт-Петербург, Московская обл. и т.п.). В сельской местности молодые специалисты не остаются на постоянное место жительства из-за неудовлетворительных бытовых и инфраструктурных условий, а также значительной дифференциации уровня жизни и отсутствия перспективы развития. Во многих сельских населенных пунктах отсутствуют необходимые для обеспечения нормальных условий жизни коммуникации (дороги, газ и т.п.), в результате чего молодые специалисты, прошедшие обучение в городе, не желают возвращаться в сельскую местность, справедливо считая условия жизни там значительно более худшими [2].
3. Изменяется структура производства и производителей.
4. Ухудшается состояние инфраструктуры (производственной, социальной, транспортной), несмотря на рост объема финансирования. Данный факт определяется значительным износом существующих объектов инфраструктуры, введенных в эксплуатацию более 30 лет назад.
Как следствие вышеприведенных причин происходят следующие негативные явления.
В состоянии производственной инфраструктуры
- отставание уровня техники и технологии от иностранных конкурентов. В данном случае примерами могут служить рынки комбайны, пестицидов и удобрений;
- нехватка специалистов для работы на предприятиях АПК;
- изменение состояния ресурсной базы производственного процесса (в т.ч. удобрения и средства борьбы с вредителями);
- частые изменения в структуре собственников. Многие причем крупные компании (в т.ч. в Курской обл.) относятся к сельхозугодиям, земле как к средству
извлечения прибыли в краткосрочный период, что откладывает отпечаток на методы хозяйствования, приводящие к деградации почвенного покрова;
- нестабильность ценовой политики на рынке поставщиков финансовых услуг (кредиты, страхование и т.п.), ГСМ и пр. (особенно это наблюдается в последние 4 месяца, когда, с одной стороны, выбрано направление в экономической политике России на импортозамеще-ние и введены ответные санкции на ввоз некоторых видов сельхозпродукции из европейских стран, с другой, повышение ключевой ставки ЦБ до 17% (внеочередной Совет директоров Банка России, состоявшийся в ночь на 16 декабря 2014 г. принял решение повысить с 16.12.2014 года ключевую ставку сразу на 6,50 п.п.) приводит к удорожанию кредитных средств, в т.ч. и для сельхозпроизводителей).
В состоянии социальной инфраструктуры
- сокращение учреждений здравоохранения;
- недостаточное количество объектов культуры и отдыха;
- различие в уровнях подготовки в учебных заведениях города и села вследствие различий в материально-техническом и кадровом потенциалах;
- недостаток объектов сферы услуг (парикмахерские и т.п.);
- значительная разница в уровне жизни городского и сельского населения (заработная плата, социальное обеспечении);
Несмотря на то, что удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в общем числе сельских населенных пунктов, сокращается (на 17,1 % с 2000 по 2011 гг.), ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования (местного, регионального или межмуниципального значения) составило 111,11% уровня 2005 г. и 17,24% 1990 г.; необщего пользования в сельском хозяйстве - 44,49% и 0,12% соответственно.
Проанализировав данные таблицы 3, можно сделать вывод, что инфраструктура АПК находится в сложном состоянии: с одной стороны, по некоторым показателям наблюдается рост, с другой, по основным критериям (например, ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием) прослеживается тенденция к значительному сокращению по сравнению с 1990 г.
Как следствие ухудшения состояния инфраструктуры происходит деградация российского села, влекущая за собой серьезные последствия: спад сельскохозяйственного производства; нарушение воспроизводственных процессов в АПК; формирование неблагоприятных экономических условий деятельности для сельского хозяйства; увеличение социальной напряженности в
- отсутствие перспективы развития личности.
В состоянии транспортной инфраструктуры
- отсутствие (или недостаточное количество / качество) коммуникаций для производственных организаций;
- отсутствие (или недостаточное количество / качество) коммуникаций для жителей сельской местности;
- недостаточное обеспечение маршрутов общественными транспортными средствами.
Вышеприведенные причины можно перечислять дальше, причем их значение и уровень влияния на развитие конкретной территории зависит от многих факторов: степени удаленности от крупных населенных пунктов, политики местных и федеральных органов власти.
Динамика показателей некоторых подвидов инфраструктуры приведены в таблице 3.
Из таблицы 3 видно, что за 8 лет (2005-2013 гг.) протяженность водопроводной сети увеличилась более чем на 68 %, но не достигла дореформенного уровня (2013/1990 г. - 27,89 %). Ввод в действие газопроводов в 2013 г. составил 9,1 тыс. км или 65,94 % уровня 2005 г. (2013/1990 - 131,88 %). Протяженность линий электропередачи для электрификации сельского хозяйства за 8-летний период увеличилась, но не достигла и половины уровня 1990 г.
сельской местности; снижение уровня благосостояния сельского населения.
Все вышеуказанное обосновывает необходимость участия государства в инвестиционной поддержке социального, транспортного и производственного развития села, которая в современных условиях должна быть направлена не столько на увеличение отдельных количественных показателей сельскохозяйственного производства, сколько на способность аграрного сектора к расширенному воспроизводству, достижению более полного удовлетворения социальных потребностей и качества жизни сельского населения, сохранению и приумножению объектов инфраструктуры.
Список использованных источников
1 Минакова И.В., Коварда В.В. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №33 (216). - С. 2-9.
2 Коварда В.В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №29 (260). - С. 59-64.
Таблица 3 - Основные показатели инфраструктуры сельской местности [3]
1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2013/1990, % 2013/2005, %
Ввод в действие в сельской местности:
водопроводных сетей, км 5901,8 636,4 978,8 1522 1799,7 1368 1646,2 27,89 168,19
газовых сетей, тыс. км 6,9 16,2 13,8 11,1 11,6 12,6 9,1 131,88 65,94
АТС, тыс.номеров 148,4 476,6 102,5 129,6 73,5 49,9 10,47
линий электропередачи для электрификации сельского хозяйства, тыс. км
напряжением 0,4 кВ 10,9 2,7 4 3,4 4,8 7,8 8,9 81,65 222,50
напряжением 6-20 кВ 24,5 3 3,3 2,9 3,4 6 5,9 24,08 178,79
автомобильных дорог с твердым покрытием
общего пользования местного, регионального или межмуниципального значения, тыс. км: 11,6 5,6 1,8 1,5 1,6 1,7 2 17,24 111,11
необщего пользования в сельском хозяйстве, км: 28321 327,3 74,4 13,7 70,9 32,9 33,1 0,12 44,49
3 Данные Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru
4 Шатохин М.В., Сироткина Н.В., Фомичёва Л.М. Проектное финансирование в сельском хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2014. - № 7. - С. 18-20.
5 Михайлов О.В., Гуров В.И., Фомичёва Л.М. Капитализация финансовых ресурсов в основные средства сельскохозяйственных предприятий Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2013. - № 2. - С.19-21.
Информация об авторе
Фомичёва Лилия Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».