Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИИ ФУТБОЛА КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИИ ФУТБОЛА КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ИНДУСТРИЯ ФУТБОЛА / ФЕДЕРАЦИЯ / ЛИГА / КЛУБ / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даумов А.А.

Цель исследования - проанализировать объекты индустрии футбола в Республике Казахстан. Методы и организация исследования. Во время проведения исследования использовались следующие методы - анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, а также метод изучения организации работы и взаимодействия объектов индустрии футбола. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты казахстанских и иностранных федераций футбола и футбольных лиг. Проведен анализ взаимодействий между объектами индустрии футбола внутри и с внешними объектами, которые были выделены в ходе исследования. Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье представлены результаты исследования, по итогам которого были выделены объекты индустрии футбола Республики Казахстан и проанализированы их взаимодействия. Заключение. По итогам проведенного исследования были выделены основные объекты индустрии футбола Республики Казахстан, которые являются ключевыми при развитии футбола в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SOCCER INDUSTRY IN KAZAKHSTAN AT THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT

Methods and organization of the research. During the research, the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, documentary sources and Internet sources, as well as a method of studying the organization of work and interaction of facilities of the soccer industry. To achieve the research purpose, official documents and Internet sites of the Kazakh and foreign federations of soccer and soccer leagues have been analyzed. The analysis of interactions between objects of the soccer industry among themselves and with external objects, which were identified during the study, was carried out. Research results. This article presents the results of the research, which highlighted the facilities of the soccer industry of the Republic of Kazakhstan and analyzed their interaction. Conclusion. According to the results of the study, the main objects of the soccer industry of the Republic of Kazakhstan were identified, which are key in the development of soccer in the country.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИИ ФУТБОЛА КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 796.075.8 РО!: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-79-83

АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ИНДУСТРИИ ФУТБОЛА КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

А.А. Даумов

Казахская академия спорта и туризма, Алматы, Республика Казахстан Аннотация

Цель исследования - проанализировать объекты индустрии футбола в Республике Казахстан. Методы и организация исследования. Во время проведения исследования использовались следующие методы -анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, а также метод изучения организации работы и взаимодействия объектов индустрии футбола. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты казахстанских и иностранных федераций футбола и футбольных лиг. Проведен анализ взаимодействий между объектами индустрии футбола внутри и с внешними объектами, которые были выделены в ходе исследования. Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье представлены результаты исследования, по итогам которого были выделены объекты индустрии футбола Республики Казахстан и проанализированы их взаимодействия.

Заключение. По итогам проведенного исследования были выделены основные объекты индустрии футбола Республики Казахстан, которые являются ключевыми при развитии футбола в стране. Ключевые слова: футбол, индустрия футбола, федерация, лига, клуб, спортивная школа.

ANALYSIS OF THE SOCCER INDUSTRY IN KAZAKHSTAN AT THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT

A.A. Daumov, e-mail: altay.daumov@kifs.kz ORCID: 0000-0002-0027-9051 Kazakh Academy of Sports and Tourism, Almaty, Republic of Kazakhstan

Abstract

The research purpose is to analyze the facilities of the soccer industry in the Republic of Kazakhstan. Methods and organization of the research. During the research, the following methods were used: analysis of scientific and methodological literature, documentary sources and Internet sources, as well as a method of studying the organization of work and interaction of facilities of the soccer industry. To achieve the research purpose, official documents and Internet sites of the Kazakh and foreign federations of soccer and soccer leagues have been analyzed. The analysis of interactions between objects of the soccer industry among themselves and with external objects, which were identified during the study, was carried out.

Research results. This article presents the results of the research, which highlighted the facilities of the soccer industry of the Republic of Kazakhstan and analyzed their interaction.

Conclusion. According to the results of the study, the main objects of the soccer industry of the Republic of Kazakhstan were identified, which are key in the development of soccer in the country. Keywords: soccer, soccer industry, federation, league, club, sports school.

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья посвящена анализу объектов индустрии футбола Республики Казахстан. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует огромная потребность в исследованиях, учитывающих национальные особенности развития футбола, так как данный вид спорта является одним из приоритетных для массового развития в стране. Существует необходимость в изучении теории и методологии решения задач, связанных с качественным управлением футболом на всех его уровнях, а также потребность в детальном анализе структуры, текущего состояния развития всей индустрии футбола в стране.

Выбор данной темы обоснован потребностью изучить объекты индустрии футбола Республики Казахстан, которые развивают данный вид спорта в стране на всех уровнях — от профессионального до массового. В данном исследовании были проанализированы источники из профессиональной литературы, отчетов международных федераций и клубов, а также зарубежные и отечественные научные статьи. Для эффективного развития индустрии футбола необходимо наличие объектов на всех уровнях футбола, что подтверждают научные исследования как зарубежных, так и отечественных специалистов. Из иностранных источников можно выделить работу

Д. Болховера [3] и статью М. Рохде [17], в которых авторы рассказывают о моделях бизнеса в европейском футболе. Из российских авторов можно отметить статьи В. Леднева [9] и И. Солнцева [11], в которых рассматриваются варианты предпринимательской деятельности в спорте и имеющиеся проблемы, а также предлагаются определенные решения для улучшения работы этого направления и повышения эффективности спортивных организаций. О выстраивании процессов управления в иностранных футбольных федерациях, лигах и клубах рассказывают в своих научных статьях многие зарубежные специалисты. К. Хикей [14] и С. Нагель [18] раскрывают основные правила управления профессиональным футболом в национальных и региональных федерациях. Х. Аль-Хальди [12], М. Ягельски [15] и М. Валенти [19] показывают работу менеджмента в спортивных лигах и клубах. О работе с молодыми футболистами и управлении их трансферами рассказывают в своих работах Д. Хачингера [13] и Д. Пантусо [16]. Изучая отчеты международных футбольных федераций ФИФА [20] и УЕФА [7], анализируя научные статьи и литературу, можно сделать вывод о наличии основных объектов индустрии футбола — федераций, лиг, клубов и спортивных школ.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников, а также метод изучения организации работы и взаимодействия объектов индустрии футбола. Для достижения поставленной цели были проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты казахстанских и иностранных федераций футбола и футбольных лиг. Проведен анализ взаимодействий между объектами индустрии футбола внутри и с внешними объектами, которые были выделены в ходе исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования удалось определить основные объекты управления в индустрии футбола Казахстана:

• федерации футбола;

• футбольные лиги;

• футбольные клубы;

• школы и академии футбола.

Индустрия спорта — это межотраслевой сектор экономики (как мировой, так и национальной), в котором складываются устойчивые экономические от-

ношения между ее основными субъектами, многие из которых занимаются предпринимательской деятельностью в процессе производства, продвижения и потребления главного продукта индустрии спорта — спортивного события [8]. Индустрия футбола также является межотраслевым сектором экономики со своими устойчивыми экономическими связями на международном и национальном уровне. В национальную индустрию футбола Республики Казахстан входят спортивные организации с разными формами собственности, но каждая организация культивирует и развивает футбол на своем уровне. Спортивная организация — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее подготовку спортсменов , организацию и проведение спортивных соревнований в качестве основных видов деятельности [4]. Такими организациями в футболе являются федерации, лиги, клубы и школы. Федерации футбола

При анализе работы федераций футбола в РК были определены два уровня международных и два уровня национальных федераций, которые влияют на развитие футбола в стране: международная (ФИФА), европейская (УЕФА), национальная (КФФ) и региональные федерации. Национальная футбольная ассоциация (Национальная ассоциация) — футбольная ассоциация (федерация), которая обязана являться членом ФИФА и УЕФА. Национальная федерация — Казахстанская федерация футбола (КФФ). КФФ — Объединение юридических лиц «Ассоциация «Казахстанская федерация футбола» [1]. КФФ взаимодействует в своей работе с международными федерациями футбола — ФИФА и УЕФА, с другими национальными федерациями футбола и с региональными федерациями футбола РК. Национальная федерация проводит или делегирует профессиональным футбольным лигам проведение чемпионатов и Кубков РК по футболу среди мужских и женских клубов во всех профессиональных лигах; проводит лицензирование клубов для участия в национальных клубных соревнованиях и международных клубных турнирах, таких как Лига чемпионов УЕФА, Лига Европы и Лига конфедераций. Согласно проведенному анализу, мужская сборная Республики Казахстан сегодня находится на 120-м месте в рейтинге ФИФА. Для сравнения приведем пример стран с похожим населением и уровнем ВВП на душу населения: Румыния — 44-е место, Узбекистан — 84-е место. Около 20 казахстанских футболистов играют за пределами страны, большинство из них в Беларуси и России (для сравнения, Украина — 202 футболиста, Россия — 192, Беларусь — 45, Узбекистан — 32).

КФФ организует работу всех сборных команд мужчин и женщин — национальных, молодежных (и-21), юношеских (и-19) и юниорских (и-17), в которых проходит подготовка сильнейших игроков [2]. Сборные страны принимают участие в отборочных турнирах к чемпионатам Европы и мира, традиционных турнирах и товарищеских матчах.

Региональная федерация футбола — член КФФ, осуществляющий и контролирующий футбольную деятельность на своей территории в соответствии с географическим районом Казахстана [21]. Региональные федерации футбола отвечают за развитие футбола в своем регионе, проводят чемпионаты и Кубок региона, первенства региона среди молодежных, юношеских, юниорских и детских команд, а также делегируют сборные команды региона для участия в национальных первенствах РК. Футбольные лиги

КФФ делегировала проведение профессиональных футбольных турниров футбольной лиге — ПФЛК. ПФЛК — Объединение юридических лиц «Ассоциация «Профессиональная футбольная лига Казахстана», проводящее ОЫМРБЕТ-чемпионат, Первенство среди клубов Первой лиги, Первенство среди команд Второй лиги, Кубок РК, Суперкубок РК [1].

По результатам исследования, популярность Казахстанской Премьер-лиги (КПЛ) находится на одном уровне с Английской Премьер-лигой среди казахстанских болельщиков (21% и 20% соответственно); при этом Лига чемпионов (32%) и Лига Европы (27%) являются самыми популярными в Казахстане. В Чемпионате КПЛ (высшем дивизионе Профессиональной футбольной лиги Казахстана) легионеры составляют 32% игроков, приблизительно наравне с Россией (при этом в Украине — 22%, в Узбекистане — 10%). Средний возраст игроков в ПФЛК — 27 лет (по сравнению с топ-дивизионами России и Узбекистана (26.3 года), Украины (25.6), Беларуси (24.9), и Дании (24 года)). Задачи лиги — выстроить качественное проведение футбольных турниров, организовать взаимодействие с профессиональными клубами РК [22]. Футбольные клубы

Клуб или футбольный клуб — член ПФЛК, принимающий участие в ОЫМРБЕТ-чемпионате [1]. Клубы — профессиональные или любительские. Профессиональные клубы в Республике Казахстан бывают мужские и женские, они выступают в чемпионате РК, Кубке РК и еврокубках. Любительские клубы выступают в чемпионатах, кубках своих регионов и в любительских турнирах.

На клубном уровне осуществляется основной этап развития футбола в стране. Футбольные клубы обязаны организовывать качественный учебно-тренировочный процесс и участие в спортивных соревнованиях — чемпионате, кубке и других турнирах. Профессиональные клубы должны вести подготовку футболистов для выступления за свои клубы, а также за все сборные команды мужчин и женщин — национальные, молодежные (И-21), юношеские (И-19) и юниорские (И-17), в которые будут вызваны игроки клуба.

Качество подготовленных футболистов будет являться одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности футболистов. Клубам необходимо проанализировать сильные и слабые стороны своей системы подготовки футболистов с точки зрения их конкурентоспособности и определить пути повышения конкурентоспособности всей системы подготовки [6].

В отчете европейской федерации футбола [7] даются сравнительные показатели всех европейских клубов и лиг с анализом расходов и с указанием основных источников доходов от футбольной деятельности. Согласно этому отчету, футбольные клубы Казахстана входят в топ-20 европейского футбола. В таблице 1 показаны доходы ведущих европейских чемпионатов в сравнении с доходами клубов из первого дивизиона Казахстана. Клубы чемпионата Республики Казахстан зарабатывают более €121 млн., в которые входят доходы от продажи билетов (€1 млн.), призовые от УЕФА (€10 млн.), доходы от спонсоров (€23 млн.), и прочие доходы (€87 млн.). При этом лига не зарабатывает на продаже медиаправ, а в прочие доходы входят суммы из бюджетного финансирования клубов. Казахстанские клубы качественно отстают от ведущих европейских клубов по многим показателям. Для устранения этого отставания клубам необходимо разрабатывать новые маркетинговые стратегии развития, чтобы увеличить свои доходы и направить их на развитие футбола. Основные доходы в индустрии спорта приносят продажи медиаправ, продажи спонсорских и партнерских предложений, реализация билетов, абонементов и программ гостеприимства, продажа мерчандайзинга и (в отдельных видах спорта) трансферы игроков [5].

Современный спортивный клуб имеет все большее отношение к бизнесу, управлять им нужно соответствующим образом, а значит, основной задачей менеджмента в данном случае будет максимизация стоимости в интересах акционеров, что снова возвращает нас к необходимости разработки соответствующих методик и моделей

Таблица 1 - Источники доходов футбольных клубов в Европе Table 1 - Sources of income of soccer clubs in Europe

№ Чемпионат Championship Сумма, млн. евро / Sum, million euros

Продажа медиаправ Sale of media rights Призовые УЕФА UEFA Prize Money Продажа билетов Ticket sales Спонсоры Sponsors Прочие доходы Other income Всего Total

1 Англия 2 883 381 707 1 414 54 5 439

2 Германия 1 073 221 505 1 199 158 3 156

3 Испания 1 321 252 566 849 157 3 145

4 Италия 1 061 254 277 577 138 2 307

5 Франция 618 186 271 398 220 1 694

6 Россия 30 98 53 436 135 752

7 Турция 314 67 90 232 45 748

8 Нидерланды 75 40 142 201 40 497

9 Португалия 143 90 66 106 35 440

10 Бельгия 74 31 86 106 94 391

20 Казахстан 0 10 1 23 87 121

[10]. Все эти тенденции необходимо изучать и применять к реалиям казахстанских клубов. Школы и академии футбола

Спортивные школы — неспециализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, академии и иные организации (в том числе структурные подразделения клубов), основными целями которых является обеспечение игроков долгосрочным тренировочным процессом с предоставлением необходимой тренировочной базы и инфраструктуры [1]. Школы. Футбольные школы в РК делятся на спортивные школы, училища олимпийского резерва и клубные академии, в которых проходит подготовка юных футболистов, принимающих участие в соревнованиях как на региональном, национальном, так и на международном уровнях. Занятия в футбольных школах и академиях начинаются с 6

ЛИТЕРАТУРА

1. Регламент ОЫМРВЕТ-Чемпионата Республики Казахстан по футболу среди клубов Премьер-Лиги на 2021 год. - 35 с.

2. Регламент ФФК по статусу и переходам игроков 2012. - 63 с.

3. Болховер, Д. Футбол как модель бизнеса. Уроки бизнеса изнутри / Д. Болховер, К. Брэдли. - Киев : Баланс Бизнес Букс, 2005. - 328 с.

4. Братков, К. И. Спортивные организации: виды и характеристики / СМ: все о спортивном менеджменте и маркетинге. Выпуск 2. - М. : Университет «Синергия», 2018 - С. 15-29.

5. Гореликов, В. А. Маркетинговая стратегия спортивной организации - возможность повышения доходов и поиск новых источников финансирования / В. А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 139-145.

лет и до выпуска, как правило, в 16-17 лет, после чего воспитанники, при высоком уровне подготовленности, переходят в юношеские, молодежные и дублирующие составы футбольных клубов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования были выделены основные объекты индустрии футбола Республики Казахстан, которые являются ключевыми при развитии футбола в стране. Проведенный анализ говорит о наличии основных объектов индустрии футбола — федераций, лиг, клубов и спортивных школ. Исследование показывает, что они присутствуют в полном объеме, находятся на этапе развития и соответствуют общепринятым в европейском футболе. При определенной управленческой работе данные объекты могут начать реализовывать свой потенциал и демонстрировать рост этого сегмента индустрии спорта Казахстана.

6. Киричек, А. А. Трансфер спортсмена - источник дохода в индустрии спорта / А. А. Киричек, В. А. Гореликов. - М. : Университет «Синергия», 2022. - С. 106.

7. Ландшафт европейского клубного футбола. Сравнительный отчет по лицензированию клубов за 2018 год. Исследование иЕРА, 2018. - С. 132.

8. Леднев, В. А. Индустрия спорта: разберемся в понятиях и терминах / В. А. Леднев // СМ: все о спортивном менеджменте и маркетинге. Выпуск 1.- М. : Университет «Синергия» 2016. - С. 4-15.

9. Леднев, В. А. Предпринимательство в спорте: необходимо развивать клубную систему / В. А. Ледненв // Современная конкуренция. - 2020. - № 4 (80) - С. 85-96.

10.Солнцев, И. В. Оценка стоимости футбольных клубов и больших арен / И. В. Солнцев - М. : «Проспект», 2017. - С. 152.

11. Солнцев, И. В. Эффективность деятельности спортивных организаций / И. В.Солнцев // Федерализм. - 2G17. - № 3 (B7). - С. 49-62.

12. Al-Khaldi, H. M. 2G19. The role of administrators of professional football league clubs in sports crisis management. Sport Science, 12, C. 61-64.

13. Hackingera J. Ignoring Millions of Euros: Transfer Fees and Sunk Costs in Professional Football / J. Hackingera // Journal of Economic Psychology. - 2G19. - Vol. 7S. - Part B. - December. - P. 1-S3.

14. Hickey C., Berthoud J. Handbook of Football Association Management. Research UEFA Academy, 2G21. - С. 19B.

15. Jagielski, M., Zhang, Y. 2G21. Role of cross-cultural management in professional football. Journal of Physical Education and Sport, 21, C. 1219-1224.

16. Pantuso G. Maximizing performance with an eye on the finances: a chance-constrained model for football transfer market decisions / G. Pantuso, L. M. Hvattum // TOP 29. -2G21. - Vol. 29. - Is. 2. - July. - P. SB3-611.

17. Rohde M. The market for football club investors: a review of theory and empirical evidence from professional European football / M. Rohde, C. Breuer // European Sport Management Quarterly. - 2017. - Vol. 17. - Is. 3. - C. 265-289.

18. Nagel, S. et al. Professionalisation of sport federations-a multi-level framework for analysing forms, causes and consequences / S. Nagel // European sport management quarterly. 2015. - 4. - C. 407-433.

19. Valenti, M. Team diversity and success in European professional football: The role of culture and language / M. Valenti // MSc dissertation supervised by N. Scelles, School of Sport, University of Stirling, Stirling, UK. - 2016. - C. 36.

20. FIFA Financial Report 2020. - https://publications.fifa.com/en/ annual-report-2020/2020-financials-and-2022-budget/2020-financials-in-review/ (дата обращения: 20.05.2022).

21. www.kff.kz/ru - Федерация футбола Казахстана (дата обращения: 20.05.2022).

22. www.pflk.kz/rus - Профессиональная футбольная лига Казахстана (дата обращения: 20.05.2022).

REFERENCES

1. Regulations OLIMPBET - Soccer Championship of the Republic of Kazakhstan among the Premier League clubs in 2021. - p. 35.

2. SFK regulations on the status and transitions of players 2012. - p. 63.

3. Bolchover, D. Soccer as a business model. Business lessons from the inside. / Bolchover, D., Brady C. - Kiev: Balans Biznes Buks [Balance Business Books], 2005. - p. 328.

4. Bratkov, K.I. Sports organizations: types and characteristics / SM: all about sports management and marketing. Issue 2. - Moscow: Synergy University, 2018 - p. 15-29.

5. Gorelikov V. A. Marketing strategy of the sports organization - the possibility of increasing revenues and finding new sources of funding. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 139-145.

6. Kirichek A.A., Transfer athlete a source of income in the sports industry / A.A. Kirichek, V.A. Gorelikov - Moscow: Synergy University, 2022. - p. 106.

7. Landscape of European club soccer. A comparative report on club licensing in 2018. Research by UEFA, 2018. - p. 132.

8. Lednev, V.A. The Sports Industry: Understanding Concepts and Terms // SM: all about sports management and marketing. Issue 1. - Moscow: Synergy University 2016. p. 4 - 15.

9. Lednev, V.A. Entrepreneurship in sport: it is necessary to develop the club system / Modern competition 2020. № 4 (80) - p. 85-96.

10. Solncev, I.V. Valuation of soccer clubs and large arenas // - M.: «Prospekt», 2017. - p. 152.

11. Solncev, I.V. Effectiveness of sports organizations // Fed-eralizm. - 2017. - № 3 (87). - p. 49-62.

12. Al-Khaldi, H. M. 2019. The role of administrators of professional football league clubs in sports crisis management. Sport Science, 12, p. 61-64.

13. Hackingera J. Ignoring Millions of Euros: Transfer Fees and Sunk Costs in Professional Football / J. Hackingera // Journal of Economic Psychology. —. 2019. - Vol. 75. - Part B. — December. — P. 1-53.

14. Hickey C., Berthoud J. Handbook of Football Association Management. Research UEFA Academy, 2021. - p. 198.

15. Jagielski, M., Zhang, Y. 2021. Role of cross-cultural management in professional football. Journal of Physical Education and Sport, 21, p. 1219-1224.

16. Pantuso G. Maximizing performance with an eye on the finances: a chance-constrained model for football transfer market decisions / G. Pantuso, L. M. Hvattum // TOP 29. — 2021. — Vol. 29. — Is. 2. — July. — P. 583-611.

17. Rohde M. The market for football club investors: a review of theory and empirical evidence from professional European football / M. Rohde, C. Breuer // European Sport Management Quarterly. - 2017. - Vol. 17. - Is. 3. - p. 265-289.

18. Nagel, S. et al. Professionalisation of sport federations-a multi-level framework for analysing forms, causes and consequences / S. Nagel // European sport management quarterly. 2015. - 4. - p. 407-433.

19.Valenti, M. Team diversity and success in European professional football: The role of culture and language / M. Valenti // MSc dissertation supervised by N. Scelles, School of Sport, University of Stirling, Stirling, UK. - 2016. - p. 36.

20. FIFA Financial Report 2020. - https://publications.fifa.com/en/ annual-report-2020/2020-financials-and-2022-budget/2020-financials-in-review/ (date of application: 20.05.2022).

21. www.kff.kz/ru - Soccer Federation of Kazakhstan (date of application: 20.05.2022).

22. www.pflk.kz/rus - Professional Football League of Kazakhstan (date of application: 20.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Даумов Алтай Алмасович - магистр юриспруденции, заместитель заведующего кафедрой футбола, Казахская академия спорта и туризма; Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Абая, д. 85; e-mail: altay.daumov@kifs.kz, ORCID: 0000-0002-0027-9051

Поступила в редакцию 20 мая 2022 г. Принята к публикации 18 августа 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Даумов, А.А. Анализ объектов индустрии футбола Казахстана на современном этапе развития / А.А. Даумов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022.-Т. 10, № 3. -С. 79-83. РО!: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-79-83

FOR CITATION

Daumov A.A. Analysis of the soccer industry in Kazakhstan at the current stage of development. Science and sport: current trends , 2022, vol. 10, no.3, pp. 79-83 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-79-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.