Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный кластер / цифровой кластер / экономика данных / цифровая эко-номика / инновации / цифровые инновации / законодательство / industrial cluster / digital cluster / data economy / digital economy / innovation / digital innovation / leg-islation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погорельцев Александр Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования цифровых кластеров, как новых форм промышленной кооперации субъектов рынка экономики данных. Автор фокусирует внимание и проводит обзорный анализ действующих локальных нормативных актов – федеральных законов и от-раслевых положений на предмет их соответствия принципам, заложенным в концепции технологиче-ского развития России до 2030 года и тенденциям развития цифровой экономики. В заключении, автор формулирует рекомендации о необходимости уточнения и дополнения ряда норм и положений дей-ствующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погорельцев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL CLUSTERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Тhe article studies the problems of legal regulation of digital clusters as new forms of industrial cooperation between subjects of the data economy market. The author focuses on and conducts a review analysis of current local regulations – federal laws and industry regulations for their compliance with the principles laid down in the concept of technological development of Russia until 2030 and trends in the development of the digital economy. In conclusion, the author formulates recommendations on the need to clarify and supplement a number of norms and provisions of the current legislation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332.1

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.С. Погорельцев1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, 191023, город Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования цифровых кластеров, как новых форм промышленной кооперации субъектов рынка экономики данных. Автор фокусирует внимание и проводит обзорный анализ действующих локальных нормативных актов - федеральных законов и отраслевых положений на предмет их соответствия принципам, заложенным в концепции технологического развития России до 2030 года и тенденциям развития цифровой экономики. В заключении, автор формулирует рекомендации о необходимости уточнения и дополнения ряда норм и положений действующего законодательства.

Ключевые слова: промышленный кластер, цифровой кластер, экономика данных, цифровая экономика, инновации, цифровые инновации, законодательство.

THE ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL CLUSTERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.S. Pogoreltsev

St. Petersburg State University of Economics Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A.

The article studies the problems of legal regulation of digital clusters as new forms of industrial cooperation between subjects of the data economy market. The author focuses on and conducts a review analysis of current local regulations - federal laws and industry regulations for their compliance with the principles laid down in the concept of technological development of Russia until 2030 and trends in the development of the digital economy. In conclusion, the author formulates recommendations on the need to clarify and supplement a number of norms and provisions of the current legislation.

Keywords: industrial cluster, digital cluster, data economy, digital economy, innovation, digital innovation, legislation.

Введение

Институт цифровой экономики в Российской Федерации формируется в контексте нормативно -правового оформления отношений субъектов рынка экономики данных. Это, с одной стороны -участники процессов создания и распределения данных, и потребители данных с другой. 24 декабря 2018 года, по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, национальная программа «Цифровая экономика» приобрела статус национального проекта [10]. Это событие не только подчеркнуло значимость цифровой среды для экономики России и определило векторы развития на долгосрочную перспективу, но и что важно — это послужило основой для разработки обширного ряда нормативно-правовых документов по регулированию отношений субъектов цифровой экономики. В рамках национального проекта в отдельное

направление выделяется федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», действие которого рассчитано до 31.12.2024 г [7]. В аннотации к паспорту указывается, что в качестве задач, федеральный проект определяет устранение нормативно-правовых барьеров, которые мешают развитию цифровой экономики, а также урегулирование сквозных вопросов для различных отраслей законодательства.

Спустя пять лет с момента оформления цифровой экономики России в качестве института, можно говорить о значительной инфильтрации цифровых технологических решений и систем работы с массивами данных как в корпоративный сегмент рынка, так и на уровне государственного управления. Специалисты Высшей колы экономики отмечают, что с 2018-2021 г.г. наиболее бурное развитие облачных технологий отмечается в сельском хозяйстве и строительстве (средний прирост - 3,7%, 3,3% в год); технологии

1 Погорельцев Александр Сергеевич - доцент, доцент кафедры менеджмента и инноваций, тел.: +7(921)845-65-66, e-mail: pogoreltsevas@unecon.ru

сбора, обработки, и анализа больших данных активно развивались отраслях водоснабжения и утилизации отходов, также в сельском хозяйстве, торговле (средний прирост - 5,8%, 6,1%, 6,4% в год соответственно); в рамках развития технологий искусственного интеллекта наибольшая динамика заметна в отраслях торговли, информации и связи (средний прирост - 1,4%, 2% в год соответственно). В социальной сфере, по развитию технологий цифровой экономики уверено лидируют здравоохранение и высшее образование, особенно в области технологий интернета-вещей, технологий работы с большими данными, а также в части использования облачных сервисов [14].

С каждым годом (а особенно в 2022 г. и 2023 г.) система цифровой экономики России активно масштабируется и трансформируется -компании внедряю новые производственные технологии (цифровые двойники и системы БПЛА), благодаря Банку России технологически обновляется fintech-отрасль (цифровой рубль [5]), заметно существенное развитие технологий сбора и хранения данных о социальной активности граждан (формирование специальных сводных реестров учёта военнообязанных [13] и т.д.). Также, одним из примечательных направлений происходящих изменений, является тенденция к объединению по производственному принципу и в рамках технологических облачных платформ. Подобная тенденция может быть индикатором структурного преобразования рынка экономики данных и разделения субъектов рынка по функциональному основанию, когда часть субъектов производят данные, часть субъектов предоставляет мощности для хранения и обработки данных, другие - предоставляют производственные мощности для разработки и создания продукта.

Нормативное регулирование отношений участников рынка в этой связи является государственной задачей призванной систематизировать и упорядочить в связке вопросы информационной и экономической безопасности, особенно в свете внешних вызовов и ограничений.

Таким образом, важной институциональной задачей является - актуализация нормативного контроля и регулирования рынка экономики данных России и развитие соответствующей нормативно-правовой базы (определено автором в качестве предмета исследования). В частности, речь идёт об облачном сегменте, как о технологическом направлении, которое позволяет создавать новые формы производственной кооперации - облачные производства и цифровые кластеры (объект исследования).

Облачные производственные системы

и цифровые кластеры

В относительно короткие сроки национальная инновационная система получила дополнительные возможности по повышению эффективности критически значимых секторов для экономики России (например, ресурсного, агропромышленного, информационных технологий), в том числе и повышение социальной эффективности государственного сектора, в первую очередь в отраслях здравоохранения и образования.

Развитие методов и инструментов работы с данными послужило фундаментом для активного освоения новых форм производственной кооперации - в первую очередь облачных форм, построенных по распределённому принципу. В отечественной литературе, применительно к описанию децентрализованной производственной кооперации, можно встретить термины «облачное производство» и «цифровые кластеры», например, в работах [9], [1], [2]. Термин «облачное производство» впервые используется в работах исследователей из Китая «Cloud manufacturing: a new service-oriented networked manufacturing model» [17] и «From cloud computing to cloud manufacturing» [21]. Функциональные задачи облачных производственных систем практически такие же, как и классической производственной кооперации, а именно - равномерное обеспечение и загрузка производственных мощностей; создание и развитие хозяйственных и технологических связей; обеспечение стабильности поставок ресурсов; обеспечение стабильности реализации продукции [6]. Исключением, является то, что облачная форма взаимодействия, помимо изложенного способствует сокращению транзакционных издержек организаций-партнёров и создаёт условия для потокового обмена массивами данных. Обмен данными в облачных производственных системах может осуществляться как на всём горизонте бизнес-процессов, так и по отдельным процессам, если это способствует созданию добавленной стоимости продукта.

Термин «цифровой кластер» встречается в работах отечественных исследователей, наряду с терминами «виртуальный инновационный кластер» или «виртуальная площадка» [3]. Некоторые исследователи характеризуют цифровые кластеры с позиции экосистем бизнеса и классического кластера и отмечают, что отличительной чертой кластера цифрового от «аналогового» является его виртуальная форма воплощения, отсутствие географической привязки к конкретному месту, а также применение цифровых форм коммуникации [12]. Другие специалисты отмечают, что под цифровым кластером можно понимать виртуальное объединение, в основе которого взаимодействие органов государственной власти, инновационных предприятий и отраслевых

научно-исследовательских центров [15]. В последнем случае, по сути речь идёт о виртуализации национальной (или региональной) инновационной системы.

По мнению автора, термины «облачное производство» и «цифровой кластер» стоит отделять в объектной и предметной областях. В первом случае, объектами являются предприятия, нормативно объединённые по производственному принципу в виртуальной среде с целью, в первую очередь создания коммерчески привлекательных продуктов и услуг, которые можно считать предметом облачного производства. В случае с цифровыми кластерами, речь идёт о более широком объединении участников национальной инновационной системы, которые можно определить в качестве объектов цифровых кластеров. В предметном отношении, цифровые кластеры также могут подразумевать более широкое толкование - так как предметами отношений могут выступать любые нормативно-оформленные взаимодействия и любая совместная активность - производственная, организационная, финансово-хозяйственная и т.д. Общими между облачными производственными системами и цифровыми кластерами являются следующие моменты:

- обе эти системы географически децентрализованы;

- их «ядрами» являются цифровые технологические решения и платформы на основе HaaS, IaaS, PaaS, SaaS1;

- в основе информационного обмена - массивы данных;

- экономика взаимодействия объектов определяется контрактными отношениями.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что вектор развития экономики России направлен на решение проблем импортозамеще-ния и развития национальных технологических систем, цифровые кластеры имеют значительные более широкие перспективы применения, поскольку объединяют не только производителей в лице бизнеса и исследователей в лице научных организаций, но и представителей институтооб-разующих субъектов в лице государства.

В контексте развития инновационных децентрализованных систем, которыми являются цифровые кластеры, примечателен ряд документов в области стратегического планирования, а именно - Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (принята в 2019 г.) [11], а также Концепция технологического развития на период до 2030 года

1 HaaS (Hardware as a Service) - предоставление облачной производственной инфраструктуры в качестве услуги, IaaS (Infrastructure as a Service) - предоставление облачной серверной инфраструктуры как услуги, а также облачных хранилищ данных, PaaS (Platform as a

(принята в 2023 г.) [4]. В этих документах в рамках исследования представляют интерес следующие цели:

- необходимость развития правовых механизмов обеспечения связи регионов в части межрегионального технологического сотрудничества;

- ликвидация информационных инфраструктурных ограничений;

- устранение «цифрового неравенства» регионов и развитие региональных систем хранения и обработки массивов данных (дата-центров);

- внедрение платформенных решений и «умных» систем в управление городской инфраструктурой.

Отдельного внимания заслуживает перечень приоритетных сквозных технологий, куда отнесены технологии распределённых реестров и технологии работы с большими данными. Эти официально зафиксированные направления в Концепции технологического развития интересны тем, что они являются технологической базой для создания и функционирования цифровых кластеров.

Таким образом, можно отметить, что в официальных концептуальных документах напрямую затрагивается тема развития инновационных научных и производственных систем, организованных по децентрализованному принципу. И тем целесообразнее провести анализ нормативно-правовых актов, раскрывающих детали регулирования объекта исследования.

Нормативно-правовое регулирование

цифровых кластеров

Автор провёл исследование действующих федеральных нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопросы регулирования промышленных кластеров и работу компаний в сфере цифровых инноваций, а также документы, отвечающие за регулирование вопросов инфраструктурного развития бизнеса и стимулирования инновационной деятельности. Для решения задач исследования были выбраны: метод формально-правового анализа для объектного поиска информации, а также метод аналитической группировки по критериям полного/частичного или косвенного упоминания объекта исследования в контексте документа с целью выделения функциональной близости предмета исследования по отношению к объекту. Таким образом, использование указанных методов позволило сделать выводы относительно функционального назначения и полноты

Service) - облачной платформенной инфраструктуры как услуги, включающей системы управления базами данных, а также настроенные алгоритмы машинного обучения, SaaS (Software as a Service) - предоставление облачного программного обеспечения как услуги.

регулирования цифровых кластеров на рынке экономики данных России.

На текущий момент, в отечественном правовом поле, вопросы развития и регулирования цифровых кластеров (и понятие «цифровые кластеры») не находят прямого отражения в федеральных законах, постановлениях правительства России или в отраслевых документах.

В зарубежной практике понятие «digital cluster» можно встретить. Например, в США данное понятие встречается в федеральном законе об антимонопольной деятельности, в разделе, посвя-щённом антимонопольной политике в отношении промышленных кластеров, в частности упоминаются кластеры цифровые [18]. В нормативных документах Европейского Союза понятие «digital cluster» встречается в контексте развития «Digital Innovation Hubs» [20]. По прогнозам Европейской Комиссии, в 2030 году на территории ЕС должно быть не менее 200 подобных центров, которые должны поддерживать цифровую трансформацию как инновационных, так и нецифровых предприятий, а также подключать цифровых поставщиков к местным экосистемам [22]. Подход стран ЕС основан на том принципе, что субъектам МСП отводится центральная роль в образовании цифровых кластеров и экосистем, поскольку именно МСП являются важнейшим источником инноваций. В документах Европейской Комиссии также указывается, что при поддержке центров цифровых инноваций и промышленных кластеров к 2030 году МСП должны иметь возможность легко и на справедливых условиях получать доступ к цифровым технологиям или данным, обеспечиваемых соответствующим регулированием, а также должны получать организационную и материальную поддержку в области цифровизации от правительств стран ЕС.

Как было указано выше, несмотря на то что в отечественной практике в официальных нормативных документах понятие цифрового кластера не встречается, можно отметить, что законодатели не обошли вниманием промышленные кластеры и инновационную деятельность в целом и деятельность в области цифровизации в частности. К группе «системообразующих» нормативных документов автор относит:

- Федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2023);

- Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. 24.07.2023);

- Федеральный закон от 31.07.2020 №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах» (в ред. 02.07.2021).

488-ФЗ примечателен тем, что в тексте закона даётся определение промышленным кластерам и устанавливаются для них требования (речь

идёт о статье 20. Промышленные кластеры). Отдельно отметим наличие раздела о промышленных технопарках и технопарках в области высоких технологий (Статья 19. О технопарках в сфере высоких технологий). В контексте исследования 488-ФЗ интересен тем, что определяет возможности по созданию субъектами РФ условий «...для координации деятельности субъектов в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами указанных видов деятельности» (п.6, статья 12). Ключевой, тут является мысль о кооперации субъектов инновационной деятельности, которыми и являются участники цифровых кластеров и облачных систем.

127-ФЗ уделяет значительное внимание вопросам развития и поддержки инновационной деятельности. Напрямую в тексте закона отсутствуют какие-либо упоминания форм кооперации субъектов инновационной деятельности, но уточняются меры государственной поддержки инноваций. Например, в законе прописано, что одним из принципов осуществления государственной научно-технической политики является принцип «...развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур» (п.3, статья 11, глава IV). К таким структурам можно относить и цифровые кластеры, образованные с участием государства. Далее в п.3, статьи 16.2 указывается, что одной из форм государственной поддержки может являться - обеспечение инфраструктуры. Соотнося с текущими реалиями, можно сделать вывод о том, что закон позволяет органам государственной власти способствовать развитию цифровой инфраструктуры, в том числе с использованием финансовых инструментов.

Наиболее предметно существенным, по мнению автора, является 258-ФЗ. Данный Федеральный закон создаёт условия для развития цифровых инноваций посредством создания специальных экспериментальных правовых режимов -«цифровых песочниц», которые в том числе, могут распространяться на производственную деятельность, что указано в п.п.2 и 8 статьи 1. Хотя 258-ФЗ и не оперирует понятием «цифровой кластер», но поясняет, что относится к цифровым инновациям и экспериментальным правовым режимам. В качестве цифровых инноваций, закон подразумевает в первую очередь «...новые или существенно улучшенные продукт (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) или процесс, новые методы продаж или организационные методы в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях...». Отметим, что наличие определения

термина «цифровые инновации» не снимает вопрос, чем подобные инновации отличаются от нецифровых. В то же время, цифровые инновации могут создаваться на базе цифровых кластеров, то есть могут являться продуктом созданном на основе работы с массивами данных. Экспериментальные правовые режимы, по мнению законодателя, необходимы для того, чтобы компании -разработчики / производители цифровых инноваций имели возможность вести свою деятельность в правовом поле. Логика закона заключается в необходимости создания для участников национальной инновационной системы таких условий, при которых становится возможным тестировать технологии, использование которых в настоящее время либо ограничено, либо не регулируется, либо запрещено (к подобных технологиям относятся - блокчейн, искусственный интеллект, нейротехнологии и т.д.). На это указывается в пояснении Минэкономразвития России [16]. Закон в статье 14 устанавливает, что субъект экспериментального правового режима ведёт соответствующий реестр лиц, вступивших в правоотношения. На момент подготовки исследования реестр субъектов специальных правовых режимов содержит 184 заявки на вступление в правоотношения, 12 субъектов - участников и 13 юридических лиц готовятся к присоединению [8]. В международной практике законы об экспериментальных цифровых режимах не являются новацией. Например, первой из стран ЕС принявшей подобный закон в 2014 году была Великобритания. Управление финансового надзора Великобритании создало первую регулятивную «песочницу» в сфере финансовых технологий в контексте глобального финтех-тренда. Первые песочницы работали в период с 2015 по 2020 год и были предназначены для развития эффективной конкуренции в интересах потребителей. В 2020 году Управление финансового надзора Великобритании инициировало новую «песочницу» для поддержки инновационных фирм, которые решают проблемы, вызванные СОУГО-19. Эта новая «песочница» была создана в качестве испытания для создания потенциально большего числа цифровых инноваций и тестирования новых цифровых финансовых услуг

[19].

Ко второй группе «смежных» нормативных документов, автор относит следующие Федеральные законы:

- Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (в ред. 10.07.2023);

- Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. 04.08.2023);

- Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего развития» (в ред. 13.06.2023).

В группе «смежных» нормативных документов отсутствует упоминание цифровых кластеров, но есть тематически близкие положения. Например, 209-ФЗ характерен тем, что в нём в статье 15 п.2 упоминается, что центры кластерного развития образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. В то же время, закон не фокусирует внимание на типе кластеров и не упоминает их цифровую природу и принадлежность. По мнению автора, малое и среднее предпринимательство должно определять архитектуру цифрового кластера и являться неотъемлемым субъектом финансово-хозяйственных и производственных отношений.

В 116-ФЗ можно найти упоминание про промышленные кластеры и то, что кластер — это совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов. 473-ФЗ не имеет прямого отношения к цифровым кластерам и кластерам вообще, но одна из статей подразумевает, что на территории опережающего развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки (статья 3, п.7).

К третьей группе «дополняющих» нормативных документов, автор относит ряд Постановлений Правительства РФ:

- Постановление Правительства РФ №41 -П от 28.01.2016 в ред. от 23.12.2022 «О предоставлении субсидий промышленным кластерам»;

- Постановление Правительства РФ №328-П от 15.04.2014 г. в ред. от 01.09.2023 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Правительства РФ №316-П от 15.04.2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- Постановление Правительства РФ №779-П от 31.05.2015 г. в ред. от 28.09.2023 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».

Среди представленных Постановлений Правительства наибольший интерес представляет №328-П, в котором затрагивается региональный контекст инновационных систем и кластерных проектов, в частности в разделе 2 отмечается что программа направлена на реализацию межотраслевых проектов, в том числе проектов кластерного характера, обеспечивающих достижение результатов по приоритетным направлениям развития промышленности.

Важно, что в 328-П также отмечается, что для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы и формированию системы технологического прогнозирования. В связи с

этим предполагается координация мероприятий подпрограмм Программы с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. В разделе 5 фиксируется, что приоритетными направлениями экономического развития регионов в том числе является системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса, а также формирование перспективных территориально-производственных кластеров.

Выводы

Во-первых, в существующем нормативно-правовом поле формально не урегулированы такие формы производственно-хозяйственных отношений, как децентрализованные формы кооперации, в частности - не определён терминологический аппарат и субъекты. Например, Федеральный закон от 31.07.2020 №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах» создаёт правовую основу и возможности для совместной деятельности субъектов национальной инновационной системы с целью производства цифровых инноваций, но не даёт характеристики того, что к цифровым инновациям относится. В то же время это важный момент, поскольку, не всякая технология оперирует большими данными и имеет отношение к цифровым инновациям. Также, стоит отметить, что в тематически близких нормативно-правовых актах не уделяется внимание экономике данных как таковой, несмотря её на специфику и уникальные особенности, сформулированные в действующих официальных стратегических и концептуальных документах относительно развития цифровой среды.

Во-вторых, решение проблем технологического обновления экономики России и им-портозамещения не представляется возможным без активного участия малого и среднего предпринимательства в кооперации с системообразующими субъектами рынка и органами государственной власти. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что идея вовлечения субъектов МСП в развитие рынка цифровых товаров, работ и услуг недостаточно развита и требует системного обновления в целом семействе нормативно-правовых актов. По мнению автора, роль МСП не должна ограничиваться стимулирующими нормами, а должна отражать более полно функциональный контекст деятельности и место МСП в национальной инновационной системе в целом и экономике данных в частности. Например, в случае, если идёт речь о цифровых кластерах и участия в них субъектов МСП, то, существует необходимость актуализации правовых норм в области распределения прав собственности, защиты информации и персональных данных, введения и применения более гибких форм контрактных отношений.

Таким образом, по мнению автора, в среднесрочной перспективе является актуальным обновление и внесение следующих дополнений в нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Статью 20 необходимо дополнить положениями о том, что промышленные кластеры могут иметь цифровую форму, а также, что могут являться децентрализованными. Подобное же дополнение необходимо внести и в статью 12 488-ФЗ. Это подчеркнёт институциональность цифровых промышленных кластеров.

2. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Статью 11 в главе IV необходимо дополнить уточнением, что принцип осуществления государственной-научно-технической политики и развития научной и инновационной деятельности посредством создания государственных научных центров может быть реализован в формате цифрового децентрализованного кластера. Реализация такой поддержки возможна как на федеральном, так и на региональном уровнях. Данное положение подчеркнуло бы мысль о том, что государственная научно-техническая политика концептуально увязана с национальными стратегическими целями в области расширения рынка экономики данных.

3. Федеральный закон от 31.07.2020 №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах». В законе необходимо дополнить определение «цифровые инновации» положением о том, чем цифровые инновации отличаются от нецифровых, то есть тем, в чём заключается их цифровая сущность. 258-ФЗ, а в частности специальный реестр, определяемый законом, может стать отправной точкой для официальной регистрации субъектов цифровых кластеров, за которыми могут закрепляться права субъекта экспериментального правового режима и что может быть отражено в статье 14 закона.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Статью 15 необходимо дополнить уточнением, что центром кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства может являться цифровой кластер.

5. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В статью 4 необходимо дополнить п.5 «Особые экономические зоны, организованные по цифровому (облачному) типу» (что потребует внесения дополнительных уточнений и дополнений в терминологический аппарат закона), либо внести уточнение, что любая из перечисленных особых экономических зон, организованных по кластерному типу, может быть цифровой.

6. Федеральный закон от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральный закон от 18.07.2011 №44 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данные законы необходимо дополнить нормами в области регулирования контрактных отношений субъектов цифровых кластеров, внесенных в соответствующий реестр. В частности, автор предлагает внесение изменений в раздел, который определяет обязанности контрагентов-субъектов цифрового кластера, а также типы применяемых контрактов, которые учитывали бы специфику подобных цифровых отношений, с уточнением распределения прав собственности и т.д.

Литература

1. Борисова, В. В. "Облачное производство" - базовый драйвер "Индустрии 4.0" / В. В. Борисова, И. С. Муравьева // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: Материалы II Международного научного форума, Москва, 0607 декабря 2018 года. Том Выпуск 2. - Москва: Государственный университет управления, 2018. - С. 227234.

2. Зеленков, Ю. На пути к облачному производству / Ю. Зеленков // Открытые системы. СУБД. - 2015. - №

3. - С. 42-44.

3. Кострыкин Д. С. Виртуальный инновационный кластер — распределенная среда создания инноваций // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — 2009. — № 5(87). — с. 66-73.

4. Концепция технологического развития на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1315-р от 20 мая 2023 г.

5. Концепция цифрового рубля. Банк России https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/conce pt_08042021.pdf (дата обращения: 28.11.2023)

6. Марков Л.С., Плотников В.С. Понятие и проблемы производственной кооперации. Развитие территорий. 2020. № 1 (19). С.16.

7. Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» https://www.economy.gov.ru/material/file/08I25bcd101ae cc2ad6142099117dccd/pasport_fp_normativnoe_reguliro vanie_cifrovoy_sredy.pdf (дата обращения: 12.10.2023)

8. Реестр экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudars tvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy _sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/reestr_ekspe

rimentalnyh_pravovyh_rezhimov/_(дата обращения:

25.12.2023).

9. Серышев, Р. В. Облачное производство: трансформация производственных систем / Р. В. Серышев, С. В. Новикова // Экономика и управление в машиностроении. - 2020. - № 1. - С. 7-10.

10. Стенограмма заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам http://government.ru/news/35168/ (дата обращения: 12.10.2023)

11. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №207-р от 13 февраля 2019 г.

12. Тагаров Б. Ж. Цифровой кластер как новая форма экономической концентрации // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 2. — С. 327-340. doi: 10.18334/ce.15.2.111726.

13. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

14. Цифровая экономика: 2023: Краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Василь-ковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. НИУ ВШЭ, 2023.

15. Чарыкова О. Г., Маркова Е. С. Региональная кластеризация в цифровой экономике // Экономика региона. — 2019. — № 2(15). — с. 409-419. — doi: 10.17059/2019-2-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Экспериментальные правовые режимы. Министерство экономического развития Российской Федерации https://economy. gov. ru/material/directions/gosudarstvenn oe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy /eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/ (дата обращения: 25.12.2023).

17. Li Bo-hu, Tao F, Cao JW, Jiang XD, et al. Cloud manufacturing: a new service-oriented networked manufacturing model. // Computer Integrated Manufacturing Systems 2010, №16(1).

18. Hovenkamp, Herbert, Digital Cluster Markets (May 17, 2022). Columbia Business Law Review, Forthcoming, U of Penn, Inst for Law & Econ Research Paper No. 21-18.

19. Ranchordas, Sofia, Experimental lawmaking in the EU: Regulatory Sandboxes (October 22, 2021). EU Law Live [Weekend Edition, 22 October 20211, University of Groningen Faculty of Law Research Paper No. 12/2021

20. Regulation (EU) 2021/694 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2021 establishing the Digital Europe Programme and repealing Decision (EU) 2015/2240.

21. Xu X. From cloud computing to cloud manufacturing // Robot Computing Integrated Manufacture, №28 (1), 2012. P.75-86.

22. 2030 Digital Compass: the European way for the Digital Decade. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the committee of the regions. Brussels, 9.3.2021 COM (2021) 118 final. https://eur-lex.europa.eu/legal-con-

tent/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52021DC0118 (дата обращения: 12.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.