сравнительной оценке различных методов обработки данных или принятия решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулмагамбетов А. Р. Расширение средств информационного описания объектов реального мира в реляционной СУБД // Логико-алгебраические модели представления знаний в экономических, технических и организационных системах. Ашхабад, 1983. С. 30—32.
2. Ермакова И. В. Автоматизированная система АЛИСА как инструмент пси-холога-экспериментатора // Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 141 — 144.
3. Найденова К.А., Боченков А.А. Булыко В.И. Маклаков А.Г. Ермаков А.Е. Модель знаний автоматизированного проектирования экспертных психодиагностических систем. Сб. Трудов 5-ой нац. конф. с межд. участием “Искусственный интеллект -96”, Казань, 1996, С. 275-279.
4. Найденова К. А, Ермаков А.Е. Маклаков А.Г. Новая технология создания автоматизированных систем психологической и психофизиологической диагностики. Морской медицинский журнал, N 5, 1996, С. 18-23.
5. Ермаков А.Е., Найдёнова К.А. Технология автоматизированной разработки адаптивных компьютерных систем психологической и физиологической диагностики// Материалы 3-ей международной конференции «Автоматизация проектирования дискретных систем», Минск, т.3, 1999.
6. Микони С.В. Теория и практика рационального выбора. Москва, «Маршрут», 2004. 462 с.
АНАЛИЗ НИОКР В СПБГУФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА В ПЕРИОД 2001-2006 ГГ.
С.В. Малинина, Т.И. Маркова, И.П. Рыжкова, Т.И. Улицкая
Научно-исследовательская деятельность в университете проводится в соответствии с требованиями положения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утвержденным приказом Госкомвуза России, приказом Министра образования Российской Федерации [1,3,4,5] и Положением о НИР, утвержденным ученым советом университета.
Организация научно-исследовательской работы в университете в 2006 году осуществлялась в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета на 2006-2010 гг.
Исследования проводятся по 36 темам в рамках четырех направлений:
01 - формирование физической культуры и здорового образа жизни человека -2 темы;
02 - человек в экстремальных условиях двигательной деятельности - 9 тем;
03 - организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санитарно-курортного комплекса - 3 темы;
04 - теоретические и методические основы развития и совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров - 22 темы.
За период 2001-2005 гг. в университете проводились исследования по 31 теме, в рамках четырех направлений.
По научным темам завершены экспериментальные исследования. Определено содержание и направленность экспериментальных программ, моделей и методик, подлежащих научному обоснованию. Завершена практическая обработка задач и рабочих гипотез, совершенствование и обработка организационных форм, средств и методов передачи учебной информации студентам.
Разработаны количественные параметры, определяющие факторную структуру физического развития и физической подготовленности, установлены контрольные
нормативы по физической и спортивно-технической подготовке. Определены пути практической реализации полученных в исследовании данных при осуществлении целенаправленной подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Обоснованы рекомендации по повышению эффективности технической подготовки спортсменов при помощи современных тренажерных устройств. По отдельным темам НИР предложенные методы и средства совершенствования учебного процесса и подготовки высококвалифицированных спортсменов, которые внедрены в практику.
Динамика написания и выпуска монографий, учебников и учебных пособий в целом по университету является положительной. Наиболее значимые теоретические и практические результаты исследований нашли свое отражение в регулярно издаваемых монографиях, учебных и учебно-методических пособиях и рекомендациях. За период с 2001 по 2006 гг. было опубликовано около 3500 научных работ, в том числе: 87 монографий, 36 учебников, 457 методических пособий, рекомендаций и более 2800 научных статей.
В выполнении плана научно-исследовательской работы принимают участие более 300 преподавателей, аспиранты, докторанты и соискатели.
В ходе научных исследований по плану НИР за 2001-2005 гг. представлены 10 заявок на полезную модель, на 9 заявок получено свидетельство и 7 получили положительное решение. Согласно плану НИОКР на 2006-2010 гг., за 2006 г. получено 2 патента и 3 положительных решения по заявкам на полезную модель.
Традиционно научная работа рассматривается как совокупность 4-х основных компонентов: собственно научно-исследовательская работа; подготовка научнопедагогических работников; рационализаторская и изобретательская работа; научноисследовательская деятельность студенческой молодежи.
Собственно научно-исследовательская работа включает в себя проведение теоретических, прикладных и фундаментальных исследований коллективами кафедр, осуществляемых в рамках преподаваемых учебных дисциплин.
Оптимизации процесса НИР в университете способствует участие кафедр в конкурсах, объявляемых Госкомспортом, министерством науки, министерством образования, другими ведомствами на проведение заказных НИР за счет средств бюджета.
Научная деятельность в университете включает:
• Разработку проектов руководящих документов по организации и ведению научной работы;
• Проведение фундаментальных, поисковых, прикладных исследований в целях решения проблем физической культуры и спорта;
• Проведение общетеоретических исследований по проблемам теории и практики физической культуры;
• Внедрение результатов исследований в практику учебного и научноисследовательских процессов;
• Подготовку научных и научно-педагогических кадров;
• Научно-информационная деятельность;
• Поддержка научных связей и координация совместных исследований с научными организациями других федеральных органов исполнительской власти, общественными научными объединениями Российской Федерации.
Основными формами научной работы являются:
• Выполнение научно-исследовательской работы по тематическому плану НИОКР 2006-2010 гг.;
• Разработка научных трудов, монографий, учебников, написание диссертаций, статей, методических пособий, научных отчетов, сообщений.
Большую работу по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров в университете осуществляет Центр повышения квалификации и переподготовки кадров в области физической культуры и спорта. Так, за период 2001-2006 гг. в Центре повы-
сили свою квалификацию более 3000 специалистов. В университете повышали свою квалификацию и граждане других государств - Эстонии, Казахстана, Украины, Израиля, Германии.
Оптимизации процесса научно-исследовательской работы в университете способствует участие ученых кафедр в конкурсах и грантах, объявляемых Федеральным агентством по физической культуре, спортом и туризму, Министерством науки, Министерством образования и науки Российской Федерации и другими ведомствами на проведение заказных НИР за счет средств бюджета [8,9]: за 2001-2006 гг. 7 тем финансировались из средств бюджета.
Показателем повышения уровня и эффективности научных исследований в 2001-2006 гг. явилось увеличение числа защитивших докторские диссертации в количестве 38 человек, и кандидатских диссертаций - 139 человек.
Научная работа решает также задачи обеспечения учебного процесса соответствующими учебно-методическими материалами, а также внедрение в учебный процесс научных разработок профессорско-преподавательского состава университета, которые составляют 94,6%.
Решением Совета СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта от 21 марта 2002г. Проблемная лаборатория Академии преобразована в Государственный институт социальноэкономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ ЭЭП и СОТ).
Результаты научных исследований ежегодно представляются и обсуждаются на открытой итоговой научно-методической конференции профессорско-
преподавательского состава университета, материалы итоговой конференции публикуются ежегодно в научном сборнике.
Профессорско-преподавательский состав университета принимает активное участие в организации и проведении различных всероссийских и международных конференций, симпозиумов, видные ученые университета выступают на них с фундаментальными докладами.
Одной из форм научно-исследовательской работы университета является изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа, которая организована и проводится в соответствии с «Патентным законом», правилами составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу патента на изобретение.
Основная деятельность по реализации результатов изобретательской и рационализаторской работы сосредоточена на кафедрах при тесном контакте с сектором интеллектуальной и промышленной собственности.
Тематика разрабатываемых рационализаторских предложений соответствует плану НИОКР университета и отражает особенности и направленность образовательного процесса.
За рассматриваемый период в университете было сделано 9 изобретений, которые были удостоены свидетельства на полезную модель «Федерального института промышленной собственности Российской Федерации». За этот же период университетом было принято 60 рационализаторских предложений.
Положительный эффект, получаемый от использования рационализаторских предложений, разрабатываемых в университете, заключается главным образом в создании и совершенствовании учебно-лабораторной и экспериментальной базы, повышении эффективности учебного процесса, улучшении условий труда и экономии материальных ресурсов.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. Ее организация осуществляется Советом научно-технического творчества молодежи (ИТТМ), которым руководит зав. кафедрой биомеханики, д.п.н. А.В. Самсонова.
Выступление наших студентов, магистрантов и аспирантов с научными докладами на Всероссийском фестивале студентов физкультурных вузов в 2001 г., 2003 г. и
2004 г. - бронзовые медали, 2006 г. принесло в копилку университета 2 золотые, одну серебренную и одну бронзовую медали.
Университетом оказывается значительная помощь в подготовке научных и научно-педагогических кадров для многих стран ближнего и дальнего зарубежья.
Только за последние годы иностранными аспирантами и соискателями защищено 12 кандидатских диссертаций (Греция, Литва, Израиль, Канада, Латвия, Польша, Китай, Южная Корея, Украина), одна докторская диссертация - Польша.
Университетом заключены договора о взаимном сотрудничестве в сфере научных исследований, обмене видными учеными для прочтения лекций, участия в симпозиумах, конференциях с рядом родственных учебных заведений, в частности: с Шанхайским институтом физической культуры, с Корейским институтом науки, спорта (Сеул), с академией физического воспитания и спорта в Гданьске, с Опольским политехническим университетом, с Днепропетровским государственным институтом физической культуры и спорта, с Белорусской государственной академией физической культуры.
Подготовка научно-педагогических кадров в университете через аспирантуру, докторантуру и прикрепление соискателей по 10 специальностям.
Подготовка кадров ведется в первую очередь для университета и вузов СевероЗападного региона, а также для вузов и спортивных организаций России. Кроме того, на договорной основе осуществлялась подготовка научно-педагогических кадров для республик России (Республики Якутия - Соха), стран СНГ (Казахстана), стран ближнего и дальнего зарубежья (Анголы, Греции, Израиля, Ирака, Канады, Китая, Республики Корея, Ливии, Литвы, Польши, Украины).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Статистическая информация, представленная статье свидетельствует о значительной активизации организации научных исследований, внедренческой деятельности.
2. В качестве дальнейшего совершенствования организации научной работы в университете, повышения ее эффективности планируется: объединение межкафед-ральных научных коллективов для решения крупных научных проблем, практиковать участие в конкурсах, грантах различных министерств, ведомств Российской Федерации.
3. Диссертационные работы докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней более тесно увязывать с плановыми темами НИОКР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Госкомвуза РФ от 22.06.1994 N 614 «Об утверждении положения о научной деятельности высших учебных заведений государственного комитета РФ по высшему образованию».
2. Приказ Госкомвуза РФ от 17.08.1994 N 841 «Об утверждении положения об экспертизе в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций государственного комитета РФ по высшему образованию».
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1123 «Об организации опытноэкспериментальной деятельности в системе образования».
4. Приказ Минобрнауки РФ от 25.04.2005 N 126 (ред. от 25.11.2005) «О головных вузах и организациях в РФ по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах РФ реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией».
5. Приказ Росспорта от 14.06.2005 N 335 «О концепции развития науки в сфере физической культуры и спорта на период до 2010 года».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 15.06.2005 N 178 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года».
7. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы».
8. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)».
ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ВЫЯВЛЕНИИ И КОРРЕКЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
З.Б. Мункуев, В. С. Степанов, А.А. Сырцов
Проблемы выявления и коррекции резервных возможностей тяжелоатлетов высокой квалификации всегда были чрезвычайно актуальны. В течение всей истории тяжелой атлетики требования к физической подготовке и мастерству тяжелоатлетов были всегда самые высокие. Разработанный метод на основе знаний Тибетской медицины контролирует состояние здоровья спортсменов и повышает спортивные результаты, которые в спорте высших достижений являются основной целью.
В процессе подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации к ответственным соревнованиям физические и психологические нагрузки являются запредельными для организма и приводят к нарушению здоровья спортсменов и возникновению различных травм [4, 5, 14] .
Зачастую это является следствием того, что во время учебно-тренировочного процесса, тяжелоатлет получает травмы и теряет здоровье, ни тренер, ни врач не располагают достоверной оперативной информацией о физическом состоянии спортсменов и их возможности переносить предложенные нагрузки в указанный момент [2, 5, 12, 13].
Цель данной статьи об эффективности практического применения пульсовой диагностики на основе знаний Тибетской медицины, для сохранения и контроля здоровья на всех этапах учебно-тренировочного процесса и повышения спортивных результатов на ответственных соревнованиях.
Попытки некоторых спортсменов и тренеров «обмануть» организм за счет применения допинга приводит к нарушению здоровья спортсменов, не решая проблему их подготовки.
Настоящий Кодекс был принят на Всемирной конференции по вопросам борьбы с допингом в спорте 5 марта 2003 г. в Копенгагене. Все основные международные федерации и правительства почти 80 стран подписали резолюцию конференции [3].
Избежать необходимости стимуляции организма за счет использования запрещенных препаратов и помочь спортсмену избежать ненужных травм можно путем решения проблемы выявления и коррекции резервных возможностей тяжелоатлетов высокой квалификации [10]. Данная проблема представляется чрезвычайно актуальной, учитывая дефицит времени, отводящегося на подготовку к ответственным соревнованиям [5, 6, 14].
Помощь в решении этой проблемы оказал разработанный нами метод на основе знаний Тибетской медицины. Этот удивительный феномен традиционной культуры центрально-азиатских народов, постоянно вызывает огромный интерес во всем мире. Попытки отрывочно использовать знания Тибетской медицины в спорте уже были [7, 8]. Критический анализ литературы показал, что многие исследователи, ссылающиеся на Тибетскую медицину, в действительности не знакомы с ее методами. Практика показала, что специалист, владеющий знаниями Тибетской медицины, способен в течение 3 - 15 минут выявить и произвести коррекцию резервных возможностей спортсменов. Тем самым, он может помочь избежать им различных травм, заболеваний, изба-