Научная статья на тему 'Анализ нестабильной курсовой ситуации участников валютного рынка'

Анализ нестабильной курсовой ситуации участников валютного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ОБВАЛ РУБЛЯ / БАНКИ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ДЕВАЛЬВАЦИЯ / CENTRAL BANK / THE COLLAPSE OF THE RUBLE / THE BANKS / THE ECONOMY / THE FINANCIAL CRISIS / THE INSTABILITY OF THE BANKING SYSTEM / DEVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарев И. С., Андрушкевич Сергей Леонидович

Пожалуй, сложно ошибиться, если назвать обвал рубля главным российским экономическим событием прошлого года. Стоит отметить, что по отношению к доллару рубль обесценился за 2014 год в 1,72 раза. Для сравнения, за период 2013-2014 гг. обесценение составило лишь 1,08 раза. По отношению к евро показатели обесценения рубля составили соответственно 1,52 и 1,12 раза [1]. В мировой практике обесценивание валюты на 20% уже считается валютным кризисом, таковы неофициальные установки МВФ. А российский рубль по отношению к доллару обесценился за прошлый год на 42%. Что произошло с национальной валютой и где был главный гарант стабильности рубля Центральный Банк России?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perhaps, it is difficult to make a mistake, to name the main Russian ruble collapse of eco-nomic past events of the year. It should be noted that in relation to the dollar devalued the ruble for 2014 to 1.72 times. For comparison, of, over the period of 2013-2014. Impairment amounted to only 1.08 times. Against the euro depreciation figures amounted respectively-tively 1.52 and 1.12 times [1]. In world practice-tion currency depreciated by 20% is considered a currency Creasy, catfish, are informal setting IMF. A sky-Russia ruble against the dollar has depreciated over the pro-shly year by 42%. What pro-emanated from the national all-fierce and where was the main n-welt stability of the ruble the Central Bank of Russia?

Текст научной работы на тему «Анализ нестабильной курсовой ситуации участников валютного рынка»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 336.274.2

АНАЛИЗ НЕСТАБИЛЬНОЙ КУРСОВОЙ СИТУАЦИИ УЧАСТНИКОВ

ВАЛЮТНОГО РЫНКА

И. С. Зубарев

Прежде чем начать рассматривать случившееся, стоит определить главного фигуранта в мире финансов, который имеет рычаги управления и регулирования - это Центральный Банк. Вторым значимым участником в регулировании экономики является Министерство финансов РФ. На первом этапе необходимо охарактеризовать Центральный банк с точки зрения истории его возникновения, иерархии подчинения и управления, функции, обязанности.

Сегодня в большинстве стран мира, уже существуют центральные банки. Основная масса этих институтов появилась лишь в ХХ веке, хотя в промышленно развитых странах они были созданы раньше - преимущественно в XIX веке.

В 1900 году в мире насчитывалось 18 центральных банков. В начале XX века центральные банки кроме Европы были лишь в Японии и Индонезии. К 1959 году количество таких банков достигло 59, а в 1990 году - 161. В начале XXI века в мире насчитывалось около 200 центральных банков [2].

Между центральными банками отдельных стран существуют видимые и невидимые связи, образующие международную сеть центральных банков. Но это не «горизонтальная» сеть. Сегодня в мире сложилась своеобразная иерархия центральных банков, её принято называть «вертикальным» измерением.

На верхнем уровне этой иерархической пирамиды находится (ФРС) Федеральная Резервная Система США.

Центральные банки развитых стран со свободно конвертируемыми валютами находятся ниже, образуя второй уровень пирамиды. Наиболее крупным центральным банком второго уровня является Европейский центральный банк (ЕЦБ), который, как известно, занят эмиссией валюты под названием «евро». Центральные банки отдельных стран, входящих в Европейский союз (Бундесбанк, Банк Франции и др.), фактически передали свои полномочия ЕЦБ. Европейский центральный банк в значительной степени независим - как от национальных центральных банков, так и от правительств соответствующих европейских стран. Это хорошо показал профессор Столичного университета в Лондоне Дж. Грал. Автор статьи приводит сравнительный анализ ЕЦБ и ФРС США, отмечая при этом, что если Федеральный резерв хотя бы формально находится под контролем Конгресса США, то ЕЦБ находится вообще вне политического контроля. Если в законе о ФРС по крайней мере декларируется, что целью Федерального резерва является поддержание экономического роста и занятости, то для ЕЦБ конечными ориентирами являются денежные агрегаты и темпы инфляции. Таким образом, ЕЦБ даже формально не несет ответственности за социальные результаты своей деятельности, часто денежно-кредитная политика ЕЦБ усугубляет социально-экономическое положение в странах ЕС. При этом он подчеркивает, что передача странами-членами ЕС многих своих полномочий в области денежно-кредитной политики в наднациональный институт под названием ЕЦБ лишает их возможности противостоять кризисным явлениям в пределах своих национальных границ.

Поэтому некогда мощные центральные банки - Банк Франции или Бундесбанк - сегодня формально остаются на втором плане, а фактически находятся ниже, превратившись в провинциальные конторы ЕЦБ.

На втором уровне находится также Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя ЕЦБ, центральные банки стран зоны «евро», а также центральные банки тех стран Европейского союза, которые не вошли в зону «евро» (всего - центральные банки 27 стран).Наиболее крупным из второй группы является Банк Англии, возможно ещё и потому, что Великобритания не приняла «евро» в качестве официального платежного средства.

ЕСЦБ имеет органы управления и высший из них - Совет управляющих.Данный Совет подобно Совету управляющих ФРС США занимается координирующей деятельностью входящих в систему банков.

Третий уровень - центральные банки развивающихся стран и стран с переходными экономиками к ним относится и ЦБ РФ. Эти банки свои активы формируют в первую очередь за счет долларов США, а выпускаемые ими «национальные» денежные знаки - это те же доллары, только в виде валюты той страны, в которой она эмитирована.Эти центральные банки отличаются своей независимостью и находятся вне контроля национальных властей, но сильно зависимы от ФРС США. Их можно смело назвать «филиалами» Федерального резерва, потому что они занимаются по сути тем, что накапливают в своих международных резервах доллары, которые впоследствии выпускают в обращение под названием «национальные деньги».

Еще есть четвертый уровень. Он имеет место быть в странах, где объем накопленной иностранной валюты, точно равен объему выпущенной под нее национальных денежных единиц и при этом между валютой и национальными единицами поддерживается фиксированный курс. В этом случае институт, выпускающий национальные денежные знаки, называется даже не центральным банком, а Валютным управлением.«Валютное управление» (ВУ) означает фактическую утрату финансового суверенитета той страны, где вводится такой институт.

На середину текущего десятилетия ВУ имелось в следующих странах: Босния и Герцеговина, Болгария, Бруней Гонконг, Джибути, Эстония, Литва [3] [4].

Подводя черту, мы имеем четкую вертикаль «денежной власти» в мировом масштабе. Из данного пояснения видна позиция Центрального банка РФ.

Теперь давайте разберем поэтапно историю становления и образования Центрального банка на территории современной Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Так, 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

Так, 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет

независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления [1].

В Конституции РФ говорится, что Центральный банк - «орган государственного управления», но вот какой «ветви» власти данный институт относится: законодательной, исполнительной, судебной, разъяснений в конституции РФ не дается. В Федеральном законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 (ред. от 29.12.2014)«0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», напротив формулировка более чем расплывчатая, а именно «Банк России не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам Банка России» (статья 2).

По мнению экономиста Катасонова В.Ю., Центральный банк может быть «органом государственного управления», но при этом не быть «государством». Это возможно в том случае, если фразу «орган государственного управления» понимать следующим образом: «орган, который управляет государством». В результате приходим к выводу: Центральный банк РФ -негосударственный институт, который управляет государством, то есть Центральный банк РФ - институт, стоящий над национальным государством. Сопоставление этого логического вывода со многими другими фактами нашей российской жизни подтверждает, что вывод верен [5].

Из вышесказанного прослеживается, как ЦБ обретает ту самую независимость, о которой было сказано ранее. На сегодняшний день для нас более важно рассмотреть содержание ст.75 части 2 Конституции РФ, которой определяется деятельность ЦБ РФ, а именно «защита и обеспечение устойчивости рубля основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Следовательно, ЦБ РФ, согласно Конституции Российской Федерации, обязан обеспечивать стабильность национальной денежной единицы. Это не просто красивая фраза - это экономическая безопасность нашего государства и благосостояние наших граждан. У Центрального банка РФ много задач и функций, но упомянутая выше задача - является главной. Банк России в прошлом году не только не справился с решением этой задачи, но возникло устойчивое ощущение, что он делал все возможное для того, чтобы «раскачать» рубль.

Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, в ходе форума Московской Биржи в Лондоне 22 октября 2014 года заявил: «Практически курс рубля находится в свободном плавании, осталось демонтировать границы бивалютной корзины, что будет сделано до конца года». И через небольшой промежуток времени 10 ноября на сайте Банка России появилось официальное заявление, что ЦБ РФ отпустил рубль в свободное плавание, упразднив действующий механизм курсовой политики. В заявлении пояснялось, что Банк России с 10 ноября отменил коридор бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах коридора и за его пределами.

Попробуем проанализировать действия Центробанка 10 ноября 2014 года, названного впоследствии «черным понедельником». Заметим, что в тот знаменательный день, когда ЦБ объявил о «свободном плавании» рубля на Московской бирже курс был 45,74 рубля за доллар США. А в последний день ноября он уже упал до 49,32 рубля. Менее чем за три недели падение курса на 7,3%. Такого обвала не было со времен пресловутого «дефолта» 1998 года [6] [1].

Что произошло далее, 16 декабря 2014 - ночное решение Банка России поднять ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта - с 10,5% до 17% - вызвало такую бурю на валютном рынке, какой в России не было с 1998 года, что в последствии закономерно охарактеризовали «черным вторником». Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина днем объяснила свои действия борьбой с играми спекулянтов. Логика Председателя ЦБ РФ была следующей, что спекулянтам станет невыгодно покупать рубли на валютном рынке и игры на понижение курса прекратятся. Мировая практика показывает, что такие шоковые воздействия на рынок ключевой ставкой сбивают спекулятивную атаку на валюту. Однако в России шоковое повышение ключевой ставки, не сработало. В результате ЦБ РФ дал повод для новой атаки на рубль [7].

Курс доллара на Московской бирже к полудню вторника достиг 66 рублей, евро перескочил отметку в 80 рублей. Причем начинались торги с заметного укрепления российской валюты: на 5 рублей к доллару и на 4 к евро по сравнению с курсом на закрытие торгов предыдущего дня. Однако доллар и евро быстро отыграли падение, а рубль устремился к новым абсолютным минимумам [7].

Центральный банк, своими действиями подорвал доверие банков к своей монетарной политике и практически закрыл рынок межбанковских кредитов (которые выросли свыше 20%), кредитование предприятий, а также ипотеку и рынок потребительских займов. Все это может закончиться тем, что экономика России, которая и так находится в стагнации из-за недостатка денежных средств для роста, попросту свалится в рецессию. Ведь не для кого давно не секрет, а скорее медицинский факт, что весь сектор реальной экономики живет за счет кредитных средств банков. По сути, подняв ключевую ставку, Центробанк сделал условия прироста ликвидности для коммерческих банков более дорогими, что сразу откликнулось повышением ставок по кредитованию всех секторов экономики, а так же ростом инфляции и цен на рынке, притом банки сохранили свою маржу на прежнем уровне. Иначе говоря, Центробанк отрезал финансовый сектор от реального сектора, и генерирование инфляции происходит через механизм закладывания процентной ставки в себестоимость продукции.

Центральный банк получил прямо противоположенный результат - инфляция выросла в два раза, падение объемов производства и прогноз на будущий год - 5%от объема ВВП и уровень инфляции 15%, что говорит о несостоятельности этой политики ЦБ.

В 2014 году в результате резкого падения курса рубля и в условиях высокой зависимости российского рынка от импорта потребительских товаров фактически произошла частичная конфискация рублевых вкладов граждан. Попробуем оценить ее масштабы. Если принять, что средняя величина рублевых депозитов физических лиц в ушедшем 2014 году была равна 13 трлн. рублей, и что рубль за год потерял без малого 50% по отношению к доллару, то приходим к следующему выводу. У населения, хранившего свои сбережения на рублевых депозитах российских банков, было украдено 6,5 трлн. рублей. Обесценение рубля, допущенное Центробанком и нашими властями, обошлось простым гражданам в 6,5 млрд. рублей. Если переводить эту сумму в долларовый эквивалент по валютному курсу конца года (около 60 рублей за доллар), то получим потери более чем в 100 млрд. долларов. Если пересчитывать эту сумму по валютному курсу начала прошлого года (33 рубля за доллар), то получим около 200 млрд. долларов.

Потери российских предприятий и организаций вообще учету не поддаются. По данным Банка России, на 1 декабря 2014 г. денежные средства юридических лиц (основная часть их -предприятия и организации) в банках (депозиты и иные виды счетов) составили 21,6 трлн. руб. Из них валютные средства составили 8,5 трлн. руб., а рублевые средства - 13,1 трлн. руб. Как видим, рублевые средства физических лиц были примерно равны рублевым средствам юридических лиц. Получается, что если применить ту же методику подсчета ущерба, что и к вкладам физических лиц, то получим убытки юридических лиц от обвала рубля, равные тем же 150 млрд. долларов. Если суммировать потери физических и юридических лиц, вызванных обесценением рублевых счетов в банках, то получим 300 млрд. долл. [8].

Отметим, что вопросы, касающиеся валютного курса рубля, не должны решаться Центральным банком единолично. По закону Центральный банк и Министерство финансов РФ должны разрабатывать такой документ, как «Основные направления единой денежно-кредитной политики Российской Федерации», которым определяются принципы формирования валютного курса рубля. Министерство финансов РФ несет и свою ответственность за решения Центрального банка России по вопросам валютного курса рубля. Может возникнуть возражение, что, быть может, Министерство финансов РФ не знало ничего о решении Банка России, озвученным 10 ноября? Не только знало, но и полностью поддержало: «Считаю решение ЦБ по отмене валютного коридора правильным», - сказал в тот же день министр финансов РФ А. Г. Силуанов [9].

Таким образом, текущий курс политики Центрального банка РФ губителен для экономики России, но еще это положение усугубляется совершенно неподдающимся осмыслению либеральным взглядом на происходящее наших государственных властей. Надо помнить, что 2014 год ознаменовался санкциями со стороны запада в адрес России, что так же негативно повлияло на развитие и наращивание темпов отраслей экономики и производства. Российская Федерация являясь членом ВТО по сути явилась жертвой сговора таких же участников Всемирной торговой организации. Проще говоря, были нарушены самые основополагающие принципы свободной торговли. Наша власть на данный акт западных держав не отреагировала, а напротив продолжает заявлять о том, что мы будем открыты, как и прежде, экономика останется интегрированной с западным капиталом, Россия будет и дальше платить по своим внешнеэкономическим обязательствам и др. Но неужели не видны масштабы тех потерь, которые понесла наша экономика, продолжая оставаться в открытом доступе западного инвестиционного капитала, а по сути спекулятивного, который даже не остается на время в РФ, а просто «забегает» путем скупки ценных бумаг и тут же со сверхприбылью выходит обратно?

В советскую эпоху инвестиции еще можно было ощущать - строились фабрики и заводы, объекты социальной инфраструктуры, а теперь это деньги из воздуха на бумаге и не более. В этом году Сергей Глазьев прогнозирует отток капитала в размере 130 миллиардов долл. Поэтому в этой ситуации, по мнению С. Глазьева, ЦБ должен был думать о том, как заместить внешние кредитные ресурсы внутренними, а вместо этого он »финансировал спекуляции против рубля». Если эти ошибки не исправим, то ждет дальнейшее резкое ухудшение ситуации - таков прогноз нынешней экономической ситуации РФ, по мнению С. Глазьева [10].

После приведенных аргументов, смеем заключать, что кризис носит больше рукотворный характер. Озвучим ряд необходимых мер для купирования разрастающегося кризиса, в условиях сегодняшней ситуации.

Первое что должно быть сделано - это стабилизирование курса рубля и снижения ключевой ставки. Кроме того, необходимо введение валютного контроля, обязательной продажи валютной выручки. Для продолжения кредитования экономики нужны каналы по рефинансированию реального сектора, малого бизнеса, ипотеки.

Во-вторых - выход России из ВТО с введением моратория на погашение внешних долговых обязательств на период действия экономических санкций.

В-третьих, нужно волевое политическое решение о деофшоризации экономики. Проще говоря, должен быть введен запрет на хранение и обслуживание вырученного капитала российскими предприятиями (в основном крупный и средний сегмент бизнеса) в зонах с оффшорной экономикой.

В-четвертых, требуется доработка законодательной базы с внесением изменений в Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 (действующая редакция от 04.11.2014)«0 валютном регулировании и валютном контроле Российской Федерации» [12] с целью установления ограничений и запретов на трансграничное движение капитала.

В случае если удастся реализовать хотя бы эти шаги, то можно начинать реализовывать и другие, с целью наведения порядка и оздоровления российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.cbr.ru/

2. Моисеев, С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учебное пособие //

С. Р. Моисеев. - М.: Экономистъ, 2005. - с. 78.

3. Катасонов, В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» // Научный редактор О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - с. 1072

4. Моисеев, С.Р. Денежно-кредитный энциклопедический словарь // С.Р. Моисеев. - М.:

Дело и Сервис, 2006. - с. 257.

5. Катасонов, В.Ю. О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. «Денежная цивилизация» и современный кризис // В.Ю. Катасонов - М.: Издательский дом Кислород, 2014. -704 с.

6. http://svpressa.ru/economy/article/107386/

7. http://reosh.ru

8. http://svpressa.ru/economy/article/107386/

9. http://ria.ru/economy/20141110/1032588102.html

10. http://www.business-gazeta.ru

11. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 (ред. от 29.12.2014)«0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

12. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 (действующая редакция от 04.11.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.