УДК 378.1
АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Соловьёв И.В., д.т.н, профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии, E:mail [email protected]
Аннотация. Выполнен краткий аналитический обзор современных тенденций развития образования. Выделены аспекты рыночных отношений, информатизации и модернизации.
Ключевые слова: образование, развитие образования, тенденции развития образования, качество образования, инновации в образовании, андрогогика, управление персоналом.
ANALYSIS OF SOME TRENDS IN EDUCATION
Soloviev I.V., Science D., proff., Moscow State University of Geodesy and Cartography, E:mail [email protected]
Abstract. This article gives an analytical summary of the current trends in education. The article highlights the market characteristics, information education and modernization of education.
Keywords: Education, education, education trends, quality of education, innovation in education, androgogics, HR
Одной из особенностей образования является проникновение рыночных отношений в сферу образования. Современное образование все больше входит в рынок [1]. Это приводит к появлению относительно новых для образования понятий, таких «маркетинг образования» [2], «образовательная услуга» [3], «ориентация на потребителя», «цена», «целевая аудитория», «продвижение на рынке» и т.п.
Качество образования. Вступая в рыночные отношения, образование все более вынуждено вести себя по правилам рынка, включая такое понятие как рыночное качество образования. Качество образования - интегральная характеристика. Она включает совокупность качеств: качество управления учебным заведением; качество персонала; качество учебных программ; качество учебно-образовательного процесса, качество инфраструктуры обучения; качество учебной среды и качество набора учащихся. Качество персонала и программ: проблемы стратегии и тактики повышения квалификации персонала в области образования.
Управление качеством образования и качеством образовательных услуг существенно отличается от управления качеством многих видов материальной продукции. Качество готовой продукции непосредственно не зависит от ее
потребителя. Оно лежит в сфере материального потребления. Качество получаемого образования существенно зависит от потребителя образовательных услуг [4], поскольку лежит в когнитивной области.
Качество образования определяется совокупностью характеристик. Разные сочетания характеристик качества и разные выделения существенных характеристик дают разный итоговый эффект Это обуславливает различные подходы к определению качества образования [5]. Такая ситуация дает основание рассматривать качество как сложную систему, включающую совокупность элементов качества. Такой принцип приводит к целесообразности применения системного подхода и системного анализа качества образования [6]. Качество - в системе образования любой страны имеет два аспекта: нормативный и рыночный. Нормативное качество — формальная совокупность свойств и характеристик образовательных услуг, обусловливающих их способность удовлетворять минимальные потребности потребителей в получении образования. Оно определяется существующими нормативами в каждой стране. В частности, в России оно определяется ГОСами, учебными и рабочими программами. Этот аспект качества образования присутствовал в единственном виде в системе монополизированного государственного образования.
Нормативное качество определяется мерой соответствия образовательных услуг требованиям образовательных стандартов, и мерой соответствия знаний, полученных обучаемыми, контрольным тестам (госэкзаменам, уровню оценок в дипломе и т.д.).
Нормативное качество оценивается за период обучения, то есть ретроспективно, безотносительно к новым тенденциям и требованиям в науке и развитии общества, которые появляются за период обучения в вузе. Нормативное качество не учитывает существующие новые требования и тем более тенденции развития.
Персонал. К внутренней характеристике качества образования следует отнести персонал учебного заведения. Чем более квалифицированный персонал образовательного учреждения, тем более качественное образование получает обучаемый [7]. В этом аспекте оценка квалификации персонала осуществляется пока чисто формально по количественным характеристикам. Эти количественные характеристики включают: число дипломов о высшем образовании, число дипломов кандидатов наук, число дипломов докторов наук, число профессоров и доцентов.
Не случайно употребляется выражения «число дипломов». На практике эта характеристика определяет качество персонала. Но все знают, что на дереве нет двух одинаковых листьев. В жизни нет двух одинаковых людей. В вузе нет двух одинаковых преподавателей. Но дипломы у всех одинаковые. Следовательно, такой подход
представляет собой уравниловку, которая скрывает истинную высокую или низкую квалификацию отдельных преподавателей и в целом не дает объективной картины ситуации с персоналом учебного заведения. Кроме того, важным фактором обучения являются педагогические навыки и способности преподавателя. При «дипломной оценке» они исключаются из рассмотрения.
Конкурентоспособность. Конкурентоспособность является рыночным понятием, которое все больше входит в сферу образования. Повышение конкурентоспособности образовательной организации возможно за счет исследования и разработки механизмов формирования конкурентоспособности образовательной организации на основе организации и управления человеческими ресурсами [6, 7]. Управление человеческими ресурсами (Human resource management - HRM) - подход в управлении персоналом, при котором сотрудники рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе. HR рассматривается как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.
Управление человеческими ресурсами связано с динамикой многих аспектов образовательного учреждения и требует интегрированного подхода. Управление человеческими ресурсами ставит своей конечной целью повысить результативность компании и удовлетворить потребности сотрудников. Управление человеческими ресурсами отличается от традиционного «управления кадрами», в том что оно основано на поиске мотиваций, учитывает мотивации сотрудников и направлено на управление мотивациями.
Однако, управление человеческими ресурсами может существенно повлиять на деятельность вуза только тогда, когда различные его функции, такие как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство наемных работников и менеджеров и др. объединены в одну цельную программу, являющуюся частью стратегии вуза. Противоположным подходом является "кадровое управление", цель которого - обеспечение нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. В кадровом подходе реализуется вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция.
Конкурентоспособность образовательной организации связана с ее инновационностью [8, 9]. Однако инновационность не является самоцелью вуза, а играет роль основы ее реакции на изменчивость внешнего окружения, то есть адаптивности организации. Необходимость инновационного развития, изменений в организации возникает в любом случае, независимо от принятой высшим руководством
целевой ориентации в ее функционировании. Конкурентоспособность образовательной организации также неразрывно связана с уровнем компетенций [10, 11].
Инновации в образовании. Современная экономика образования основана на инновационной составляющей, поэтому современное образование [8] и информатизация образования могут быть рассмотрены в аспекте инновационного развития.
Информатизация, направленная только на оснащение учебных заведений компьютерной техникой и программным обеспечением, кадровым и методическим обеспечением преподавания информатики, на развитие телекоммуникационных сетей -является недостаточно эффективной. Данное направление развития образовательных процессов - неполно. Оно не учитывает, что технический подход не изменяет содержания образовательного процесса, а изменяет только форму подачи учебного материала. Современное инновационное развитие находит отражение в образовании при создании образовательных инноваций [8], при инновационном изменении качества образовательных услуг [6] и образования в целом.
Можно считать, что информатизация образования должна быть направлена на создание информационных образовательных ресурсов, повышение качества образования, инновационное развитие образования и увеличение интеллектуального капитала [9] в сфере образования. По нашему мнению интеллектуальный капитал является ключевым фактором, среди рассмотренных выше.
Информатизация образования. В настоящее время характерно изменение учебных программ [10], что приводит к модернизации или появлению новых направлений в образовании [11]. Эта модернизация опирается на информатизацию образования. Информатизация образования может быть рассмотрена как сложная система, включающая следующие основные факторы: концептуальные, организационные, информационные, управленческие, человеческие.
В связи с интеграцией учебных дисциплин, например, на основе геоинформатики [12], возникает проблема терминологической несогласованности [13], которая может быть решена за счет создания единого терминологического поля и учета терминологических отношений [14] между существующими и вводимыми терминами.
Возможности использования информационных технологий при оценке эффективности системы управления качеством образования обоснованы во многих работах. Информационные аспекты информатизации образования заключаются и в создании информационных образовательных ресурсов [15]. В современном образовании по новому встает проблема передачи знаний в образовании на основе
информационных технологий и информационных моделей [16].
Одним из новых факторов, особенно характерным для информатизации образования, является информационная асимметрия [17]. В сфере образования она имеет свои особенности, в частности, разделяют информационную асимметрию по информированности и по информационной ситуации [18]. Наличие асимметрии по «информированности» и «по ситуации» является негативным фактором, который ухудшает качество образования. Необходимо выявлять различные виды асимметрии в каждом вузе и устранять их исходя из реальной ситуации.
Интеллектуализация образования. Наряду с информатизацией образования осуществляется его интеллектуализация. В образовании она выражается в двух направлениях: внедрение и расширение применения интеллектуальных технологий [19]; возрастание роли и значения интеллектуального капитала [20].
Человек не только важная составляющая образовательной системы, но и носитель и создатель интеллектуального капитала [9]. Здесь следует еще раз остановится на человеческих ресурсах (НК). Управление НК в настоящее время включает управление талантами, планирование преемственности, коучинг и пр.
Андрагогика. К современным тенденциям развития образования следует отнести рост образования среди взрослых [21]. Обучаемые по программам второго высшего образования являются взрослыми и идут по программе андрогогики. Андрагогика -образование взрослых отличается от образования детей тем, что взрослый обладает опытом, определенными знаниями, имеет свои цели, которые достигает с помощью профессионального образования, у взрослого много ограничений в учебе (социальные, экономические и т.п.).
Андрагогика - образование взрослых является одной из наиболее актуальных проблем образования. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Если, школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, то образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.
В целом современное развитие образование требует применения комплексных оценок [22]. Направление развития образования направлено на познание окружающей человека инфосферы [23] и формирование члена человеческой цивилизации.
Список литературы
1 Лобашев В. А. Формирование систем профессионального обучения в условиях
развития рыночной экономики // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - №2.-с.13-18
2. Ожерельева Т. А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №3. - с.113-115
3 Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Образовательные услуги как инструмент качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований -2009. - № 3. - с.94- 96.
4. Цветков В.Я. Особенности образовательных услуг, // Геодезия и аэрофотосъемка. - №1. -2005. - с. 134- 141
5. Давыдова А.Н. Различные подходы к определению качества образования //Качество. Инновации. Образование. - 2005 . -№2. - с. 5 - 7.
6. Оболяева Н.М. [Электронный ресурс]: Системный подход к анализу качества образования//Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2012. - № 3. - С. 101-105
7. Natal'ya M. Obolyaeva Quality education management based on information technology // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2146- 2149
8. Цветков В.Я., Оболяева Н.М., Романов И.А. Особенности образовательных инноваций // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 08. С. 53-58
9. Цветков В.Я. [Электронный ресурс]: Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс в образовании//Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2012. - № 3. - С. 35-42
10. Майоров А.А. О современном состоянии геодезического образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №2. -с.71-77
11. Малинников В.А Соловьев И.В., Цветков В.Я.. Информационные технологии в геодезическом образовании - новые направления // Информатизация образования и науки. - 2010 - №2 (6) - . с.13-21/
12. Булгаков С.В. Особенности преподавания геоинформатики в МИИГАиК // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №10. -с.64-68
13. Савиных В.П. О терминологии в области геодезии // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - №4-2012.-с34-36.
14. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования -2009. - № 5. - с.146- 148
15. Вознесенская М.Е. Формирование информационных ресурсов в
геоинформатике // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - 2-2012 - с.90-92
16. Соловьев И.В., Цветков В.Я. О содержании и взаимосвязях категорий «информация», «информационные ресурсы», «знания» // Дистанционное и виртуальное обучение. - №6 (48). - 2011. - с.11-21
17. Цветков В.Я., Васютинская С. И., Соломатов В.И. Информационная асимметрия в картографо-геодезическом производстве // Геодезия и аэрофотосъемка. -2008. - №1. - с. 134 - 141
18. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - №6. - с. 123
- 124
19. Железняков В.А. Интеллектуальное обновление информации в банке геоданных // Инженерные изыскания. -2012. - № 5. - с.58-61.
20. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с.105-109.
21. Цветков В.Я Особенности подготовки специалистов второго высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №3. -с.50-55.
22. Пушкарева К.А. Комплексное оценивание результатов обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №1. -с.99-103
23. Иванников А.Д., Тихонов А.Н., Соловьев И.В. и др. Инфосфера и инфология.
- М: ТОРУС ПРЕСС, 2013. -176с.