УДК 378.046.4
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Ожерельева Т.А., МГУ геодезии и картографии (МИИГАиК), Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются информационное управление образовательными процессами. Показаны группы и характеристики образовательных процессов. Анализируются технологии реализации этого управления.
Ключевые слова. Образование, образовательные процессы, информационные технологии, технологии управления.
THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY TO MANAGE THE
EDUCATIONAL PROCESS
Ogereleiva T.A., MSU of Geodesy and Cartography, Moskow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the information department of educational processes. The article describes the characteristics of the group and the educational processes. Article technology implementation of this management
Keywords: education, educational processes, information technology, management technology.
Применение информационных технологий для управления образованием вообще достаточно актуальная тема и она регулярно освещается в различных источниках. Отметим монографии [1-5], десятки статей также посвящается этому направлению. Вместе с тем освещение этих вопросов всегда касается определенных аспектов: методических, организационных, технических, инновационных и пр. Можно говорить об уровнях иерархии вопросов информатизации образования, которые рассматриваются в различных источниках.
На наш взгляд актуальным является рассмотрение управления образовательными процессами. Это направление имеет аналог бизнес-процессы в сфере экономики. Управление бизнес-процессами дало определенный рывок в управлении экономическими субъектами и принесло положительный эффект. С точки зрения системного подхода это детализация управления и перенос управляющих воздействий с объекта на процессы.
Образовательные процессы - интегральная характеристика. Общую характеристику образовательных процессов или верхний уровень иерархии можно дать, используя модель «3Р», которую вводит И.В. Роберт: «раскрытие; развитие; реализация» [1].
Детализация образовательных процессов по группам дает возможность выделить
следующий уровень иерархии «группы процессов». Эти группы процессов включают: маркетинг образовательных услуг [6, 7]; управление учебным заведением [2, 8]; управление персоналом [9, 10]; управление образовательным контентом [3, 11]; инновационные технологии[4, 12], управление учебно-образовательным процессом [5, 13] и др.
Следующий уровень иерархии составляют технологии, применяемые для управления образовательными процессами. Этот уровень можно определить как «технологический уровень». Применение информационных технологий для управления образовательными процессами связано с операционным управлением, с информационным управлением [14] информационным моделированием [15], тестированием [13], интерактивной обработкой, устранением информационной асимметрии [16] и пр. Особенностью этого уровня является то, что он является еще уровнем реализации.
На низшем уровне иерархии управления образовательными процессами находятся базовые элементы. Этот уровень можно определить как «уровень информационных единиц». Базовые элементы - это информационные единицы, из которых формируются информационные объекты, информационные модели объектов [17] и информационные модели процессов [18]. «Уровень информационных единиц» является вспомогательным по отношению к «технологическому уровню»
Специфической особенностью образовательных процессов является влияние когнитивных факторов учащегося [19], поскольку они лежит в когнитивной области.
Сформулируем особенности информационного управления и его применение к образованию. Основными принципами информационного управления являются построение информационных моделей объекта управления, процессов управления, создание информационных ресурсов и управление информационными образовательными ресурсами.
Важным принципом информационного управления образовательными процессами является применение квалиметрии и квалиметрических информационных моделей. Для управления чем-либо необходима система оценок: объекта управления, его состояний, его динамики. Эта система оценок в образовании должна строиться объективно, то есть на основе квалиметрии [20]. Методы квалиметрии полностью применимы к образованию, поскольку оно тоже характеризуется соответствием потребностям человека и общества.
Рассмотрим реализацию информационного управления образовательными процессами на технологическом уровне.
Управление персоналом учебного заведения. Эта технология реализуется путем применения информационных систем и информационных моделей отражающих: распределение средств и задач по факультетам, кафедрам и преподавателям, проведение
научных исследований, соотношение между преподавательским и вспомогательным персоналом, конкурентоспособность персонала, интеллектуальный капитал [21]. Последний фактор заслуживает особого внимания. В настоящее время более общей технологией управления персоналом, тесно связанной с интеллектуальным капиталом является технология «Управление человеческими ресурсами». Управление человеческими ресурсами - подход в управлении персоналом, при котором сотрудники вуза рассматриваются как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.
Управление человеческими ресурсами связано с динамикой внешней среды и требует интегрированного подхода. Это приводит к необходимости исследования и согласования всех процессов, включая образовательные, для построения интегрированной основы и интегрированной технологии управления вузом.
Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, касающиеся образовательных процессов в аспекте взаимоотношения организации и ее работников. Эта технология ставит конечной целью повысить результативность учебной организации и удовлетворить потребности сотрудников этой организации.
Однако, технология «управление человеческими ресурсами" может существенно повлиять на результаты работы вуза только тогда, когда различные его функции, такие как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство - взаимно согласованы. Такое согласование определяется согласованностью моделей и процессов управления. Основой процессов управления в вузе являются образовательные процессы. Информационные технологии требуют и используют информационные модели. Таким образом, применение информационных технологий для управления образовательными процессами служит в итоге основой технологии управления человеческими ресурсами в вузе и неотъемлемой ее частью.
Процессы подготовки студентов. Эта технология реализуется путем применения информационных систем и информационных моделей. В ее основе также используются объектные информационные модели и процессные информационные модели. Основой для процессных информационных моделей служат образовательные процессы. Не маловажное значение в подготовке играют технологии тестирования, включая двух [15] и многоуровневое тестирование [13]. В основе технологий тестирования также заложен механизм информационного управления образовательными процессами.
Управление инфраструктурой учебной среды. Эта технология реализуется также путем применения информационных систем и информационных моделей, отражающих статистические и динамические характеристики использования оборудования и
развития инфраструктуры вуза. Использование оборудования определяется характеристиками образовательных процессов. Следовательно, механизм информационного управления образовательными процессами служит основой управления инфраструктурой учебной среды.
Управление качеством. Эта технология реализуется путем создания системы качества учреждения. Сама система создается путем последовательного построения: информационной модели системы качества; информационных моделей элементов качества; информационных моделей оценки элементов качества; информационных моделей процессов образовательного учреждения и информационного управления. интегральной оценки качества; проектирования системы качества, реализации системы качества. Таким образом, применение информационных технологий для управления образовательными процессами служит в итоге основой технологии управления качеством в вузе и неотъемлемой частью управления качеством.
Выводы. Информационное управление образовательными процессами служит основой современного управления вузом и его образовательной средой. Оно служит основой управления качества и основой экономического управления учебным заведением. Этот подход позволяет применять методологию бизнес-проектирования и методологию управления бизнес-процессами в сфере образования. Информационное управление образовательными процессами является обязательной технологией современного образования.
Список литературы:
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
2. Цветков В.Я., Скуратов А.К., Захаревич Е.Е., Захарова О.К., Дербенева О.Ю., Попова И.А., Рузанова Н.С., Костюкевич С.Х. Солдатеноко И.С., Информационные технологии в университетском управлении. Сборник аналитических материалов по проекту 1СТ4ЦМ. -Тверь, Тверской госуниверситет, 2009 - 309 с
3. Поляков А.А., Цветков В. Я., Компьютерные информационные технологии в образовании. - М.: МГУГиК, 2006 - 96с.
4. Кулагин В.П., Краснова Г.А., Овезов Б.Б., Сюлькова Н.В., Цветков В.Я Инновационные технологии и информатизация образования. - М.: Янус-К, 2005. -180 с
5. Кулагин В.П., Найханов ВВ., Краснова Г.А., Овезов Б.Б., Роберт И.В., Юрасов В.Г. Информационные технологии в сфере образования -. М.: ГНУ «Госинформобр», 2004 -181 с.
6. Савиных В.П., Цветков В.Я. Маркетинг образовательных услуг//Геодезия и аэрофотосъемка. -2007. -№ 4. -с. 169-176.
7. Ожерельева Т. А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №3. - с. 113-115
8. Цветков В.Я. Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки. - 2010.- №1(5). - с 25 -30
9. Оболяева Н.М. Конкурентоспособность персонала как фактор качества образования // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 3. - с. 129-134.
10. Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование коррелятивного подхода для управления персоналом учебного заведения // Дистанционное и виртуальное обучение. - №8 (50). -2011. - с.4- 9.
11. Ожерельева Т.А. Управление сетевыми учебными ресурсами // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 2. - с112-116.
12. Ожерельева Т.А. Управление образовательными инновациями // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №4. -с.104-108
13. Кулагин В. П., Цветков В.Я Особенности многоуровневого тестирования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №4. -с.5-12
14. Корнаков А.Н., Цветков В.Я. Особенности информационного подхода в управлении // Вестник Московского областного университета. Серия Экономика - 2010. - № 2. - с.131-134.
15. Розенберг И.Н. Особенности информационного обучения специалистов // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 3. - с. 167-172.
16. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - №6. - с. 123 - 124
17. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // Eurupean Journal of Natural History. - 2009. . - № 2 . - p 99
18. Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. - 2007, - №12. - с.123 - 124
19. Ожерельева Т.А. Когнитивные особенности получения второго высшего образования // Перспективы науки и образования- 2013. -№3. - с106 -111.
20. Идиатулин В.С. Методология и методика квалиметрии обученности //Качество. Инновации. Образование. - 2005 . -№1. - с. 42 - 51.
21. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с.105-109.