Штиллер М.В., Войтоловский Н.В., Сисина Н.Н.
АНАЛИЗ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Рассмотрены основные теоретические аспекты анализа нефинансовых показателей, используемых в нефинансовой отчетности. Также был сделан акцент на существование множества нефинансовых критериев оценки деятельности компаний, что, несомненно, расширяет возможности и границы проводимого анализа нефинансовых показателей. Обозначена важность применения нефинансовых показателей с целью проведения анализа нефинансовой отчетности, а также определены факторы влияния нефинансовых показателей на конечные финансовые результаты деятельности компании.
Ключевые слова. Нефинансовый отчет, нефинансовые показатели, публичная отчетность, анализ нефинансовой информации.
Shtiller M. V., Voitolovsky N.V., Sisina N.N.
ANALYSIS OF NON-FINANCIAL INDICATORS IN NON-FINANCIAL REPORTING FOR THE GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION
Abstract. The main theoretical aspects of the analysis of non-financial indicators used in non-financial reporting are considered. Also, emphasis was placed on the existence of many non-financial criteria for evaluating the activities of companies, which undoubtedly expands the possibilities and boundaries of the analysis of non-financial indicators. The importance of using non-financial indicators for the purpose of analyzing non-financial reporting is indicated, as well as the factors of influence of non-financial indicators on the final financial results of the company's activities.
Keywords. Non-financial report, non-financial indicators, public reporting, analysis of non-financial information.
Введение
Процесс подготовки нефинансовой отчетности является добровольным решением компании. Поэтому компания принимает самостоятельное решение относительно вопросов, подлежащих раскрытию в такой отчетности, использования имеющихся стандартов отчетности, версии опубликования отчетов в бумажном или электронном формате, а также способов и мест ее размещения. Следует отметить, что современные условия в части использования и развития нефинансовой отчетности рекомендуют применение лучших практик, и в данном вопросе наметились определенные тенденции.
ГРНТИ 06.35.31 EDN TWOHNL
© Штиллер М.В., Войтоловский Н.В., Сисина Н.Н., 2023
Марина Владимировна Штиллер - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Николай Викторович Войтоловский - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Надежда Николаевна Сисина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Штиллер М.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.:+7 981 706-57-71. E-mail:stilmarmax@mail.ru. Статья поступила в редакцию 06.02.2023.
130
Штиллер М.В., Войтоловский Н.В., Сисина Н.Н.
Различные особенности деятельности предприятий, несомненно, определяют и состав нефинансовой информации, которую раскрывают компании в своих нефинансовых отчетах. Поэтому нефинансовые показатели должны и отражают соответствующий специфический характер деятельности компании. Пользователи финансовой и нефинансовой отчетности нацелены получать картину о хозяйственной деятельности компании в комплексе всех показателей. Поэтому нефинансовый отчет выступает как базовый источник представления информации о стратегии компании, о ее влиянии на окружающую среду, о взаимодействии с обществом.
Таким образом, применение нефинансовых показателей, как дополнение к финансовой отчетности, приведет к повышению качества и усилению информационных возможностей сведений, представленных в такой отчетности. Реалии сегодняшнего времени требуют от компаний объединять в одном отчете информацию и о финансово-хозяйственной деятельности, и о результатах в области устойчивого развития. Надо отметить, что такие интегрированные отчеты с каждым годом готовит все большее количество предприятий, понимая всю важность и необходимость такого процесса, за которым стоит будущее.
Методика исследования
Авторами, в процессе исследования, были использованы методы систематизации и обобщения, группировки и классификации, синтеза и анализа. Информационной базой исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных ученых, изучающие проблемы подготовки, формирования, анализа и аудита нефинансовой информации. В этом направлении особенно следует отметить работы таких авторов, как Левина В.С., Максименко Г.В. [4; 5].
Проблемы подготовки нефинансовой информации в России изучали и разрабатывали Баты-лина Н.А., Борисюк А. А., Гаджиев Г.М., Ушанов И.Г. [1; 2; 6]. Наибольший интерес представляют исследования в области формирования системы нефинансовых показателей для целей проведения анализа нефинансовой информации. Шильников А.А. считает, что «внедрение нефинансовой отчетности в России только набирает обороты» [7]. Значит еще только предстоит столкнуться с проблемами анализа нефинансовой информации различного рода.
По мнению Щербаченко П.С., «нефинансовая отчетность - публичное предоставление информации о нефинансовых инициативах компании за предыдущий период с целью эффективного управления репутацией» [10], поэтому компании, с целью сохранения своей репутации или повышения ее эффективности, крайне важно правильно анализировать нефинансовые отчеты.
Основные результаты и их обсуждение
Нефинансовая отчетность, как и финансовая, представляет интерес для широкого круга пользователей, поэтому является публичной и внешней. Но это не отменяет право компании в принятии решения подготовки внутреннего нефинансового отчета, в информации которого будет заинтересован узкий круг пользователей, определенная целевая аудитория пользователей. «Если говорить о форматах нефинансовой отчетности, то в мировой практике к ним относятся разнообразные публикации, краудсорсинг, социальные сети и мобильные приложения, также специальные мероприятия» [8].
Необходимость подготовки нефинансовой отчетности вызвана желанием компаний повысить свою инвестиционную привлекательность. Раскрытие нефинансовой информации позволяет эффективнее управлять бизнесом, вовремя находить и измерять возникающие риски в разных направлениях жизнедеятельности компании. Если говорить о критериях оценки нефинансовой деятельности, то следует отметить их преобладающее количество и разнообразие в сравнении с финансовыми показателями, которые, в свою очередь, имеют тесную связь между собой, а также конкретизированы и регламентированы.
Также немаловажен тот факт, что при определении влияния нефинансовых показателей на конечные финансовые результаты деятельности компании приходится использовать статистические данные, сбор и обработка которых зачастую занимают продолжительное время. Также есть вероятность потери репрезентативности нефинансового показателя в процессе его использования, т.е. становится все более затруднительно проводить оценку деятельности, например, одного и того же подразделения с использованием определенного нефинансового критерия. Заключение
Исследование вопросов применения нефинансовых показателей с целью анализа нефинансовой отчетности позволяет прийти к заключению, что в процессе проведения оценки нефинансовой информации
компании могут применять целый набор инструментов нефинансовых показателей. В сравнении с финансовыми показателями этот инструментарий наделен определенными преимуществами и недостатками: проведение аналитических исследований динамики нефинансовых показателей с целью диагностирования участия отдельных групп производственного оборудования в производстве продукции; эффективность производственного процесса нового вида продукции, а также вероятность достижения плановых показателей и возможности проведения их оценки с помощью сравнения производственных мощностей оборудования и т. д.
Анализ нефинансовых показателей позволит оценить фактические показатели и их отклонение от нормативных значений относительно материальных и трудовых затрат, как факторов формирования производственной себестоимости, а значит и их влияние на конечный финансовый результат. В целях дальнейшей мотивации персонала структурных подразделений с помощью нефинансовых показателей можно определить результаты деятельности участников бизнес-процессов и без учета влияния финансовых факторов, оценить личный вклад каждого в совокупном производстве. Некачественная продукция, представленная предприятием на рынке, ухудшение финансового положения компании и, как следствие, уменьшение количества партнеров по бизнесу, приводят к негативному представлению о деятельности компании и ухудшению ее репутации [9].
Решение любого рода управленческих задач в системе функционирования экономических субъектов сопряжено с использованием различного рода приемов и способов экономического анализа. Традиционные элементы общей и частной методик экономического анализа трансформируются под воздействием внедрения цифровых технологий в процессе сбора и обработки исходных данных для проведения анализа, в сам алгоритм проведения анализа и интерпретация полученных результатов тоже видоизменяются [3].
Определенно важным является применение нефинансовой информации в виде нефинансового отчета для обеспечения заинтересованных пользователей необходимой информацией о деятельности компании в направлении устойчивого развития. Не менее важным является умение и возможность правильно анализировать полученные итоговые результаты применения стратегических мероприятий компании в рамках экологической и корпоративной социальной ответственности. Реальность требует скорейшей разработки методологии не только в части нефинансовой отчетности, но и методов, способов, системы нефинансовых показателей для ее анализа.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Батылина Н.А. Практика и проблемы внедрения нефинансовой отчетности в России // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 33. С. 619-625.
2. Борисюк А.А., Гаджиев Г.М. Нефинансовая отчетность как инструмент «обратной связи» компании и проблемы ее развития в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6-2 (76). С. 17-21.
3. ВойтоловскийН.В., СисинаН.Н., ШтиллерМ.В. Продвинутая аналитика управленческой деятельности в цифровой бизнес-модели // Архитектура финансов: вызовы новой реальности. Материалы XI Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. С. 284-287.
4. Левина В. С. Зарубежная практика регулирования и тенденции формирования нефинансовой отчетности // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 5. С. 537-553.
5. Максименко Г.В. Нефинансовая отчетность как индикатор устойчивого развития организации в контексте корпоративной социальной ответственности // Финансовая экономика. 2020. № 8. С. 171-175.
6. Ушанов И.Г. Отраслевая структура публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации: эволюция и направления совершенствования // Аудит. 2022. № 4. С. 56-60.
7. Шильников А.А. Нефинансовая отчетность как источник информации о деятельности компании // Вестник Луганского государственного университета им. В. Даля. 2022. № 4 (58). С. 167-170.
8. Штиллер М.В. Нефинансовая отчетность как информационная база бизнес-анализа / В кн.: Нефинансовая информация: регулирование, анализ, аудит. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 96-108.
9. ШтиллерМ.В., Островская О.Л. Нефинансовые риски: понятие, классификация и управление / В кн.: Цифровые экосистемы устойчивого развития экономических субъектов и бизнес-анализ. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 136-148.
10. Щербаченко П.С. Нефинансовая отчетность: современное состояние и перспективы развития // Современные корпоративные стратегии и управленческие технологии в России: сборник научных трудов, вып. 9. М., 2014. С. 141-146.