Научная статья на тему 'Анализ недостатков организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий'

Анализ недостатков организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ФИНАНСЫ / FINANCE / БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / BUDGETARY MANAGEMENT / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорохова Светлана Ивановна

В статье систематизируются недостатки организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий. Проанализированы типовые ошибки при внедрении бюджетного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gap Analysis of Organizational and Managerial, Financial and Economic Activities of Modern Russian Enterprises

The author systemizes organizational and management, financial and economic shortcomings of modern Russian enterprises. She analyzes the typical errors in the implementation of budgetary management.

Текст научной работы на тему «Анализ недостатков организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий»

управление

финансово-экономической деятельностью предприятия:

типичные ошибки

анализ недостатков организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности

современных российских предприятий

Дорохова Светлана Ивановна

соискатель кафедры экономической информатики, Инженерно-экономический институт Московского авиационного института (Государственный технический университет), заместитель генерального директора по экономике и финансам, ООО «Инвестиционная компания «Актив» dorohova@tplants.com

_Аннотация

В статье систематизируются недостатки организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий. Проанализированы типовые ошибки при внедрении бюджетного управления.

Ключевые слова: организация, управление, экономика, финансы, бюджетное управление, автоматизация

При анализе организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности современных российских предприятий автором в ходе его практического опыта и теоретических исследований выявлены недостатки, которые можно типизировать следующим образом.

Организационно-управленческие недостатки

1. Нерациональная организационная структура компании, расплывчатость функций руководителей и специалистов

Организационные структуры управления большинства растущих компаний малого и среднего бизнеса строились по ситуации, ориентируясь при этом на личности конкретных руководителей. Отсутствие системного описания бизнес-процессов в их взаимосвязи не способствовало четкому закреплению зон ответственности и принятия решений. Зачастую

ское предпринимательство, 2011, № 6 (2)

отсутствуют подразделения, отвечающие за инвестиционную деятельность и совершенствование технологий управления, на большинстве малых и средних предприятий отсутствуют подразделения/специалисты, отвечающие за экономику деятельности предприятия, а одна из главнейших ошибок - передача функций экономики в бухгалтерию.

2. Отсутствие стратегии развития компаний Текущее финансово-экономическое управление должно сочетаться с системой стратегического планирования. Отсутствие такой связи особенно сказывается на инвестиционной деятельности, которая проводится хаотично, без должного технико-экономического обоснования и учета финансовых возможностей.

3. Отсутствие общей концепции управления организацией

Под общей концепцией управления понимается систематизированный и взаимно увязанный свод основных принципов, правил и процедур, положенных в основу работы руководителей всех уровней. Общая концепция управления включает в себя, как минимум:

- тип организационной структуры управления (линейная, функциональная или матричная);

- степень децентрализации управления (распределение функций, прав, обязанностей и ответственности между руководителями различных уровней иерархии);

- управленческие регламенты, в том числе типовые правила преобразования информации и принятия управленческих решений.

4. Недостаточная квалификация персонала

Не ведется работа по повышению квалификации и профессионального уровня для «дефицитных» категорий персонала, в том числе практически отсутствует система подготовки резерва руководителей. Следствием недостаточной квалификации высшего и среднего управленческого персонала является низкое качество принимаемых управленческих решений.

Недостатки в организации финансово-экономической деятельности

1. Отсутствие политики, методологии и методик управления финансово-экономической деятельностью

российский бизнес продемонстрировал свою неготовность к резкому и длительному снижению спроса, вызванному мировым финансовым кризисом.... первая реакция руководства предприятий -остановка производства и сокращение персонала

е о

..чаще всего

проводится

«лоскутная»

автоматизация

с использованием

электронных

таблиц EXCEL,

что приводит

к снижению

оперативности

и достоверности

получаемых

результатов

Политика управления финансово-экономической деятельностью, отвечающей целям собственников и топ-менеджеров, дополняет общую концепцию управления в части задач, решаемых финансово-экономическими службами. Политика управления финансово-экономической деятельностью включает принципиальное описание следующих моментов:

- формулировку целей и задач финансово-экономического управления исходя из миссии, стратегии, ограничений и «производственных» целей предприятия;

- организационную структуру управления предприятием и финансовый статус подразделений;

- структурное построение системы финансово-экономического управления, систему бюджетов предприятия, правила их подготовки и консолидации;

- принципы планирования и состав нормативной базы экономического и финансового планирования, принципы построения системы управленческого учета;

- управленческие политики, включающие в себя, например, правила управления активами и пассивами предприятия, учетную управленческую политику, методики калькуляции себестоимости продукции/услуг и оценки экономической эффективности деятельности в требуемых разрезах, принципы управление затратами, систему оплаты труда и материального стимулирования персонала.

2. Перекос в сторону управления финансами в ущерб управления экономикой, то есть максимизацией прибыли

Планирование движения денежных средств ведется в отрыве от планирования экономических показателей, при определении расходных статей бюджетов/планов за основу берутся финансовые заявких подразделений, обоснованность которых оставляет желать лучшего. Финансовые и планово-экономические службы действуют практически автономно. При этом в первую очередь решаются задачи, связанные с управлением денежными потоками и бухгалтерской отчетностью перед фискальными органами. На анализ причин возникновения постоянного дефицита денежных средств и разработке целенаправленных мер по его устранению не

кое предпринимательство, 2011, № 6 (2)

хватает времени, а, подчас, и квалификации. Задачи оперативного экономического анализа практически не ставятся, в лучшем случае проводится (и то с опозданием) план-фактный анализ себестоимости продукции за истекший период.

3. Отсутствие стратегий управления финансово-экономической деятельностью в условиях форс-мажорных обстоятельств

Российский бизнес продемонстрировал свою неготовность к резкому и длительному снижению спроса, вызванному мировым финансовым кризисом. Никаких планов оптимальной реакции на ухудшение состояния внешнего окружения не разрабатывалось (надежда на русский «авось»). Поэтому первая реакция руководства предприятий - остановка производства и сокращение персонала. Достаточно широко описанные в научной литературе методы «риск-менеджмента» заблаговременно так и не были изучены и уж тем более применены.

4. Устаревшие технологии управления финансово-экономической деятельностью Недостаточная квалификация персонала приводит к отсутствию или неэффективному использованию современных управленческих технологий (например, бюджетного управления, управления проектами, методов моделирования для подготовки управленческих решений, современного план-фактного и факторного анализа) и, как следствие, оборачивается неспособностью управлять финансово-экономическими процессами.

5. Низкая степень автоматизации обработки информации для принятия финансово-экономических решений

К настоящему времени автоматизированная обработка информации достаточно широко внедрена для хорошо формализуемых процессов, например для бухгалтерских и ряда тесно связанных с ними задач: труд и зарплата, учет товарно-материальных ценностей и пр. Остальные сферы деятельности предприятий не имеют должного уровня формализации, позволяющего проводить системную автоматизацию обработки первичной информации для всего комплекса процедур финансово-экономического управления. В силу этого чаще всего проводится «лоскутная» автоматизация с использованием электронных таблиц EXCEL, что приводит

«лобовое » следование рекомендациям по постановке бюджетного управления, приведенным в литературе, на практике приводит к многократным переделкам и разочарованиям

Литература

Щиборщ К.В. Бюджети-звание деятельности ышленных пред-)иятий России. - М.: зд-во «Дело и сервис», 34. 542 с.

Гританс Я.М. Органи-ационное проектирова-ие и реструктуризация эеинжениринг) пред-шятий и холдингов. кономические, управ-енческие и правовые спекты. - СПб.: Изд-во Золтерс Клувер», 2005.

етодов бюджетного

твизионалъным типом зчерних организаций. иссертация на соиска-ае ученой степени кан-вдата экономических аук (спец. 08.00.05). -зсква, 2006. 153 с.

к снижению оперативности и достоверности получаемых результатов.

Понимая необходимость совершенствования финансово-экономического управления, многие руководители стали внедрять на своих предприятиях технологии бюджетного управления. Но, как и всякий инструмент, они имеет свою область и условия для наиболее эффективного применения.

Типовые ошибки при постановке бюджетного управления

1. В «классическом» виде бюджетное управление описывается как технология финансово-экономического управления, используемая для предприятий, имеющих относительно равномерную реализацию и/или производство продукции/услуг по календарным периодам. Горизонты планирования

- год, квартал и месяц. В силу этого приводимые в литературе рекомендации требуют существенной доработки в следующих случаях:

- для холдингов, в состав которых входят производственные, логистические и сбытовые организации и ведущих значительную инвестиционную деятельность, в части разработки системы согласованных бюджетов для управляющей компании и дочерних организаций, управления консолидированными бюджетами холдингов.

- для предприятий, ведущих проектную деятельность (преобладающее количество НИОКР с длительными циклами завершения) или характер деятельности которых характеризуется ярко выраженной сезонностью в части управления заимствованными и оборотными средствами.

2. Внедрение технологий бюджетного управления при отсутствии четко сформулированной и описанной политики управления финансово-экономической деятельностью. Бюджетное управление не доводится до системы ключевых показателей деятельности (КПД) предприятия или подразделения, число которых сравнительно невелико и понятно их непосредственным руководителям.

3. «Лобовое» следование рекомендациям по постановке бюджетного управления, приведенным в литературе, на практике приводит к многократным переделкам и разочарованиям, так как опи-

оссийское предпринимательство, 2011, № 6 (2)

сано «что» включает в себя бюджетное управление, но практически нет рекомендаций «как» это сделать наиболее рационально. На практике не выдерживается главная последовательность действий: цели собственников - политика достижения целей - задачи руководителей - формы представления информации для принятия решений (бюджеты) - управленческий учет.

4. Неудачный выбор форматов бюджетов, в частности:

- в бюджеты включаются статьи расходов по ресурсам, которые подразделения потребляют, но не планируют, либо планируют, но не потребляют (разорван цикл управления ресурсами);

- формат бюджета не обеспечивает руководителя информацией для принятия решений, соответствующих его зоне ответственности;

- в условиях использования электронных таблиц EXCEL форматы консолидированных бюджетов холдинга полностью совпадают с форматами бюджетов дочерних организаций, следовательно, страдают излишней детализацией, затрудняющей управление.

5. Трудности с определением плановых показателей по большинству статей бюджетов. Планирование ведется либо «заявочным способом», либо «от достигнутого» без использования методов прогнозирования, математической статистики, вариантного моделирования, нормирования, расходы зачастую не связываются с конечными показателями деятельности предприятия/ подразделения.

6. Одной их важнейших причин, приводящих в низкой эффективности бюджетного управления, является отсутствие системы управленческого учета, обеспечивающей лиц, ответственных за принятие решений, необходимой оперативной и достоверной информацией. Ориентация на данные бухгалтерского учета как единственного источника информации приводит в силу многих объективных и субъективных причин к длительной задержке и временами к искажению информации, предоставляемой руководителю для принятия решений.

7. Отсутствуют механизмы управления исполнением всей системой бюджетов, в первую очередь эко-

Литература

4. Иозайтис В.С., Лепин В.В. Практика постановки корпоративного бюджетного управления в машиностроительном холдинге, журнал: «Управленческий учет и финансы», № 2, 2008 г. - М., Издательский Дом Гребенникова.

5. Иозайтис В. С., Дегтярев А.В., Вдовин В. А., Дорохова С.И. Бюджетное управление финансово-экономической деятельностью на основе современных информационных технологий на авиационных предприятиях: теория и практика /Учебное пособие для вузов. Изд-во: «МАИ-ПРИНТ», М. 2010, 500 стр.

номических. Бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств на практике существуют сами по себе. В научной литературе вопросы связи статей экономических и финансовых бюджетов на этапах планирования и отчетности методически не доведены до алгоритмов расчета. Если, в какой-то степени, можно было управлять Бюджетом движения денежных средств, то возможность управления исполнением Бюджета доходов и расходов, т.е. получением прибыли, даже не просматривается.

8. Успешное внедрение бюджетного управления невозможно без определенной подготовленности персонала компании. Это касается не только вопросов его эксплуатации, но и модификации системы оплаты труда под методологию бюджетного управления с ориентацией на стимулирование персонала по итогам исполнения бюджетов предприятия и подразделений.

Svetlana I. Dorokhova

Applicant, Chair of Economic Informatics, Engineering

and Economic Institute of Moscow Aviation Institute (State Technical University); Deputy Director Generalfor Economy and Finance, Investitsionnaya Kompaniya Aktiv (Asset Investment Company) LLC

Gap Analysis of Organizational and Managerial, Financial and Economic Activities of Modern Russian Enterprises

_Abstract

The author systemizes organizational and management, financial and economic shortcomings of modern Russian enterprises. She analyzes the typical errors in the implementation of budgetary management. Keywords: organization, management, economics, finance, budgetary management, automation

российское пр*

едпринимательство, 2011, № 6 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.