Научная статья на тему 'Анализ научных подходов к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу'

Анализ научных подходов к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / СУДЬИ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MINI-SOCCER / JUDGES ON MINI-SOCCER / INDIVIDUAL TASKS / INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Медников Андрей Борисович, Попов Алексей Владимирович

В статье анализируются отдельные аспекты подготовки судей по мини-футболу. Отмечается, что главным в физическом совершенствовании судей по мини-футболу является поиск оптимального соответствия средств самостоятельной физической тренировки уровню физической готовности, а разработка индивидуальных заданий должна в значительной мере повысить качество самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Медников Андрей Борисович, Попов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of scientific approaches to use of individual tasks for training of judges on mini-soccer

The article analyzes separate aspects of training of judges on mini-soccer. It is noted that a major in the physical improvement of judges on mini-soccer is the search for the optimal matching of funds independent of physical exercise to their level of physical fitness, and individual tasks development should greatly improve quality of independent physical training of judges on mini-soccer.

Текст научной работы на тему «Анализ научных подходов к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу»

Болотин Александр Эдуардович

доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Медников Андрей Борисович

кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России

Попов Алексей Владимирович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(e-mail: [email protected])

Анализ научных подходов к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу

В статье анализируются отдельные аспекты подготовки судей по мини-футболу. Отмечается, что главным в физическом совершенствовании судей по мини-футболу является поиск оптимального соответствия средств самостоятельной физической тренировки уровню физической готовности, а разработка индивидуальных заданий должна в значительной мере повысить качество самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу.

Ключевые слова: мини-футбол, судьи по мини-футболу, индивидуальные задания, самостоятельная физическая тренировка, физическая подготовка.

A.E. Bolotin, Doctor of Pedagogics, Professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; A.B. Mednikov, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

A.V. Popov, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: [email protected] The analysis of scientific approaches to use of individual tasks for training of judges on mini-soccer

The article analyzes separate aspects of training of judges on mini-soccer. It is noted that a major in the physical improvement of judges on mini-soccer is the search for the optimal matching of funds independent of physical exercise to their level of physical fitness, and individual tasks development should greatly improve quality of independent physical training of judges on mini-soccer.

Key words: mini-soccer, judges on mini-soccer, individual tasks, independent physical training, physical training.

В настоящее время cуществует целый ряд научных подходов к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу. Центральное место среди них занимает системный подход, который характеризуется единством различных взаимосвязанных элементов. Применение такого подхода к использованию индивидуальных заданий для подготовки судей по мини-футболу позволяет рассматривать его как целостное образование и при этом учитывать специфику деятельности судей по мини-футболу во время обслуживания игр [1]. Специфика деятельности судей позволяет отнести большинство применяемых средств

самостоятельной физической тренировки к специальной подготовке. Практически любое упражнение должно рассматриваться как специальное подготовительное средство самостоятельной физической тренировки [2].

В связи с этим необходимо уточнить понятие специальных подготовительных средств. К специальным подготовительным средствам относятся упражнения, имеющие сходство с действиями и передвижениями судьи по основным кинематическим параметрам. Следовательно, под специальной подготовкой судей по мини-футболу мы понимаем процесс направленного использования совокупности тренировочных средств с целью специализа-

174

ции их двигательного потенциала и повышения уровня его реализации в действиях по обслуживанию игр.

Во время обслуживания игр судья перемещается по полю с различной скоростью, преимущественно приставными шагами. Целью физического совершенствования судей по мини-футболу является достижение высокого уровня физической готовности к обслуживанию игр. Мастерство судьи в этом случае определяется своевременным принятием правильных решений на площадке во время судейства игр. Низкая физическая готовность судей по мини-футболу является лимитирующим фактором для принятия правильных решений во время судейства.

По сравнению с другими видами деятельности, в которых существует относительное многообразие форм достижения полезного результата, в деятельности судей по мини-футболу навык судейства более стабилен. Ввиду этого существует более тесная взаимосвязь между определенными физическими качествами и структурой выполняемых действий во время судейства игр. С учетом этого в ходе самостоятельной физической тренировки может быть увеличена доля тренировочных упражнений, способствующих более полной реализации физических возможностей судей по мини-футболу.

В основу изучения этого процесса может быть положен структурный подход, в соответствии с которым структура движений судей по мини-футболу является лишь внешним выражением нервных процессов, организующих и использующих свойства двигательного аппарата. Еще большие изменения наблюдаются в координационной структуре движений во время бега судей по полю. Бег судей по полю может быть разнонаправленным и со значительными ускорениями. Это отражается на механизмах согласования мышечной активности. Вариативность отдельных элементов структуры движения в беге судей по мини-футболу по полю далеко не равнозначна. Это надо учитывать при организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу.

Много общих черт, отражающих некоторые внутренние закономерности развития систем движения у судей по мини-футболу, связано с различными беговыми упражнениями. Применительно к движениям судей по мини-футболу в беге это позволяет концентрировать внимание на достижении общей цели самостоятельной физической тренировки - обеспечении физической готовности к деятельности по обслуживанию игр.

В итоге содержание самостоятельной физической тренировки каждого судьи по мини-футболу индивидуально. Различают типовую индивидуализацию, связанную с полом, возрастом,

особенностями телосложения судей по мини-футболу, и «персональную» индивидуализацию, в которой отражены частные, присущие конкретному судье особенности, уровень развития двигательных качеств и тип их высшей нервной деятельности.

Персональной индивидуализации судей по мини-футболу принадлежит существенная роль в использовании индивидуальных заданий в ходе самостоятельной физической тренировки. В связи с этим учет индивидуальных особенностей, уровня развития специальных двигательных качеств, психологических свойств личности судей по мини-футболу приобретает особое значение в ходе проведения самостоятельной физической тренировки [3].

Процесс физического совершенствования и повышения мастерства судей по мини-футболу внутренне противоречив. Например, содержание индивидуальных заданий может не совпадать с интересами судей по мини-футболу по физическому совершенствованию. Становление физических кондиций у судей по мини-футболу это не монотонный, а скачкообразный процесс, развивающийся по закону перехода количественных изменений в качественные изменения их физической готовности [4]. Каждому уровню развития физических качеств должен соответствовать строго определенный вариант индивидуальных заданий. В то же время переход с одного уровня на другой связан со значительными методическими трудностями, которые должны быть отражены в индивидуальных заданиях.

До настоящего времени не проводилось серьезных исследований организации самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий для судей по мини-футболу. Рекомендации, которые даются в учебниках и методических пособиях, основаны на обобщении практического опыта судей по мини-футболу либо на результатах исследований отдельных ученых из других областей знаний. По мнению ряда исследователей, формирование физической готовности у судей по мини-футболу должно идти по пути организации самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий [1]. Такой подход к самостоятельной физической тренировке позволит обеспечить высокий уровень физической готовности судей по мини-футболу к деятельности по обслуживанию игр.

Для решения этой задачи необходимо использование целостного подхода к организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу. Использование индивидуальных заданий позволит учесть уровень физической подготовленности каждого судьи к деятельности по обслуживанию игр. Следует учитывать, что движения в беге судьи по площадке существенно отличаются друг от

175

друга как по уровню и характеру приложения усилий, так и по особенностям двигательной координации.

В ходе самостоятельной физической тренировки необходимо тренировать те мышечные группы, которые в наибольшей степени будут задействованы во время судейства игр. Структура многолетней подготовки судей по мини-футболу к деятельности по обслуживанию игр такова, что второстепенные детали самостоятельной физической тренировки претерпевают существенные изменения. Это связано с неоднозначностью функциональных изменений у судей по мини-футболу под влиянием тренировочных нагрузок, а также с различиями в показателях их физической готовности [5].

Определяющее влияние на детали самостоятельной физической тренировки оказывает уровень развития физических качеств у судей по мини-футболу. Из этого следует необходимость рационального сочетания средств их физической подготовки в ходе самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий [6]. Особенно выражена эта необходимость при физическом совершенствовании судей по мини-футболу с использованием индивидуальных занятий, в которых условия выполнения движений предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности тренирующихся. Следовательно, развитие силовых качеств и групп мышц, от которых зависит скорость бега, должно совершенствоваться постоянно [6].

Процесс совершенствования физических качеств у судей по мини-футболу предполагает подробную детализацию представления о средствах самостоятельной физической тренировки. В ходе самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий бегать рекомендуется различными способами. Это обусловлено необходимостью поддержания у судей по мини-футболу высоких кондиций в беге. Вместе с тем увеличение объема выполнения беговых упражнений не может быть бесконечным. Ввиду этого необходимо вести поиск наиболее эффективных способов преодоления отрезков в ходе самостоятельной физической тренировки [7]. Сокращение отрезков для бега возможно посредством увеличения скорости их преодоления. Для определения возможных путей сочетания этих видов самостоятельной физической тренировки целесообразно рассмотреть особенности совершенствования физических качеств у судей по мини-футболу.

Непременным условием физического совершенствования судей по мини-футболу является морфофункциональная подготовка их организма к нагрузке во время судейства игр [7]. Величина

и характер развития различных мышечных групп ног во многом обусловлены особенностями деятельности судей по мини-футболу во время судейства игр. Подготовка судей по мини-футболу в беге должна строиться на основе совершенствования скоростно-силовых качеств.

В литературе уделяется большое внимание вопросу о развитии беговых способностей за ограниченный промежуток времени [7]. При этом рассматривается компонентный состав скоростно-силовых качеств, отражающий такие специфические способности, как абсолютная быстрота движений, стартовая сила мышц, ускоряющая сила мышц при беге на короткие дистанции [7]. В своем развитии они относительно независимы друг от друга. Это надо учитывать при организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу.

Самостоятельная физическая тренировка судей по мини-футболу должна строиться на основе разработки индивидуальных заданий. В нее должны входить беговые упражнения, спортивные игры, а также восстановительные средства в зависимости от направленности тренировки. Эти упражнения должны отражать преимущественный двигательный режим судей по мини-футболу во время судейства игр.

При отборе специальных упражнений для индивидуальных заданий необходимо также исходить из структуры движений судей по мини-футболу во время судейства игр. Необходимо учитывать и их физиологическое соответствие динамике передвижения судьи по полю. При этом специальные упражнения должны представлять собой элементарную структурно-функциональную модель беговой тренировки судьи.

Сущность специальных беговых упражнений по своей целевой направленности отличается от других упражнений. Выполнение таких упражнений в ходе самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу применяется в основном с целью физического совершенствования. При этом многократное повторение одних и тех же специальных беговых упражнений в ходе самостоятельной физической тренировки приводит к рационализации их выполнения и расширению функциональных резервов судей по мини-футболу.

Большое внимание в ходе самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий должно уделяться сопряженному совершенствованию физических качеств. В этом случае применяются различные отягощения и устройства, создающие условия для преимущественного развития отдельных двигательных способностей судей. В данном случае уделяется повышенное внимание физическому совершенствованию отдельных мышечных групп

176

нижних конечностей, которые отстают в своем развитии.

Значительное место в исследованиях самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий занимает вопрос о направленности воздействия специальных беговых упражнений. Установлено, что вследствие значительных физических и нервных затрат во время судейства игр невозможно постоянно выполнять беговые упражнения в полную силу в ходе самостоятельной физической тренировки. Поэтому проблема слабых звеньев в структуре самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу является одной из наиболее важных. Недостаточная функциональная подготовка каких-либо групп мышц нижних конечностей у судей по мини-футболу

неотвратимо лимитирует качество судейства. Из вышесказанного следует, что наиболее важными задачами самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу являются преодоление слабых звеньев в их физической готовности и разработка средств направленного воздействия с целью их укрепления. Для этого в ходе самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу должны использоваться индивидуальные задания.

Итак, главным в физическом совершенствовании судей по мини-футболу является поиск оптимального соответствия средств физической подготовки уровню их физической готовности. Разработка индивидуальных заданий для судей по мини-футболу должна в значительной мере повысить качество их самостоятельной физической тренировки.

1. Bolotin А. Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.

2. Панченко И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 32-34.

3. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38.

4. Болотин А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России// Научное мнение. 2015. № 4-2. С. 102-108.

5. Болотин А.Э., Бакаев В.В. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3(109). С. 33-35.

6. Болотин А.Э., Васильева В. С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6(100). С. 29-32.

7. Болотин А.Э., Борисов А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8(114). С. 39-42.

1. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.

2. Panchenko I.A. Pedagogical model to ensure the physical readiness of personnel rescue units // Theory and practice of physical culture. 2014. № 2. P. 32-34.

3. Bolotin A.E., Caravan A.V. The indicators defining high performance of activity of teachers of departments of physical training // Theory and practice of physical culture. 2015. № 9. P. 36-38.

4. Bolotin A.E. Assessment of the significance of the military and applied skills for combat missions of personnel of special forces, interior troops of Russia //Scientific opinion. 2015. № 4-2. P. 102-108.

5. Bolotin A.E., Bakaev V. V. Factors determining the high efficiency of archery // Scientific notes of University of P.F. Lesgaft. 2014. № 3(109). P. 33-35.

6. Bolotin A.E., Vasilyeva V.S. Requirements for the professional preparation of specialists in protection in emergencies // Scientific notes of University of P.F. Lesgaft. 2013. № 6(100). P. 29-32.

7. Bolotin A.E., Borisov A.V. Psycho-pedagogical conditions necessary for effective standardization of training load in the process of physical preparation of cadets of air defense universities // Scientific notes of University of P.F. Lesgaft. 2014. № 8(114). P. 39-42.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.