Научная статья на тему 'Анализ напряженно деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора с установленной ремонтной втулкой'

Анализ напряженно деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора с установленной ремонтной втулкой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
106
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / ТУРБОКОМПРЕССОР / ДЕФЕКТ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛЬ / РЕМОНТНАЯ ВТУЛКА / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОПАСНОЕ СЕЧЕНИЕ / ДОПУСТИМОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ENGINE / TURBOCHARGER / DEFECT / REPAIR TECHNOLOGY / ADDITIONAL PART / REPAIR SLEEVE / STRESS-STRAIN STATE / SOLID-STATE MODEL / DANGEROUS SECTION / PERMISSIBLE STRESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Власкин В.В.

Двигатели ММЗ Д-245 одни из наиболее широко применяемых в авто-и тракторостроении России и ближнего зарубежья. Турбокомпрессор оказывает значительное влияние на мощностные и экологические показатели этих двигателей. В статье представлены результаты расчета напряженно-деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора, с учетом установки ремонтной детали в качестве втулки уплотнения турбины. Анализ созданной твердотельной модели проводился при помощи комплекса SolidWorks. Расчет проводился при различных диаметрах вала под подшипники. Было выявлено, что напряжения в опасных сечениях вала ротора с установленной ремонтной втулкой выше, чем без нее. Однако они значительно ниже допускаемых напряжений. Представленные данные позволяют применять данный метод ремонта при восстановлении работоспособности вала ротора турбокомпрессора ТКР-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Власкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the stress-strain state of the rotor shaft of a turbocharger with the installed repair sleeve

The Minsk Motor Plant D-245 engines are the most widely used in automobiles and tractor manufacturing in Russia and neighboring countries. These engines are installed on cars of the GAZ and MAZ family, PAZ buses, special equipment manufactured by Amkodor, MTZ tractors, etc. A turbocharger is one of the engines units affects power and environmental performance. The presence of a large number of engines under consideration makes it important for repair enterprises to improve the technological process of repairing turbochargers. A large number of technologies for repair rotor shaft of the turbocharger have been developed to date. However, there is no technology to restore the outer surface of the rotor seal sleeve after they touch the hole of the middle housing. The article presents the results of calculating the stress-strain state of the rotor shaft of a turbocharger, taking into account the installation of an additional (repair) part as a turbine seal sleeve. The analysis of the created solid-state model was carried out using of the SolidWorks Simulation system. The calculation was carried out at various shaft diameters for bearings. The study found that the voltage in dangerous sections of the rotor shaft with the installed repair sleeve is higher than without it. However, they are much lower than the permissible torsional stresses. Therefore, the probability of destruction of the rotor shaft during normal operation of the turbocharger, due to the occurrence of a resonance phenomenon, even with the minimum allowable diameter, will be very small. The presented data allow the use of this repair method to restore the operability of the rotor shaft of the TKR-6 turbocharger.

Текст научной работы на тему «Анализ напряженно деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора с установленной ремонтной втулкой»

Анализ напряженно деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора с установленной ремонтной втулкой

В.В. Власкин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет,

г. Саранск

Аннотация: Двигатели ММЗ Д-245 одни из наиболее широко применяемых в авто-и тракторостроении России и ближнего зарубежья. Турбокомпрессор оказывает значительное влияние на мощностные и экологические показатели этих двигателей. В статье представлены результаты расчета напряженно-деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора, с учетом установки ремонтной детали в качестве втулки уплотнения турбины. Анализ созданной твердотельной модели проводился при помощи комплекса SolidWorks. Расчет проводился при различных диаметрах вала под подшипники. Было выявлено, что напряжения в опасных сечениях вала ротора с установленной ремонтной втулкой выше, чем без нее. Однако они значительно ниже допускаемых напряжений. Представленные данные позволяют применять данный метод ремонта при восстановлении работоспособности вала ротора турбокомпрессора ТКР-6. Ключевые слова: двигатель, турбокомпрессор, дефект, технология ремонта, дополнительная деталь, ремонтная втулка, напряженно-деформированное состояние, твердотельная модель, опасное сечение, допустимое напряжение.

На сегодняшний день, одними из наиболее широко применяемых в автомобиле- и тракторостроении России и ближнего зарубежья, являются двигатели Минского моторного завода линейки Д-245. Данные двигатели устанавливаются на автомобили семейства ГАЗ и МАЗ, автобусы ПАЗ, спецтехнику производства «Амкодор», трактора МТЗ и другую технику. Одним из агрегатов двигателей, оказывающих влияние на мощностные и экологические показатели является турбокомпрессор. В связи с этим при нарушении нормальной работы данные агрегаты заменяются на новые или отправляются в ремонт. Наличие большого количества рассматриваемых двигателей делает актуальным для ремонтных предприятий совершенствование технологического процесса ремонта турбокомпрессоров линейки ТКР-6 (в том числе ТКР-6,1, ТКР-6,5.1.), с целью снижения затрат на ремонт и обеспечения необходимых показателей надежности.

На сегодняшний день разработано значительное количество технологий восстановления изношенных поверхностей различных деталей

[1-4] и работы в данном направлении продолжаются. Часть из существующих технологий эффективно применяется в ремонтном производстве для восстановления поверхностей вала ротора турбокомпрессора под подшипники [5,6].

Однако, в настоящее время, на ремонт поступает значительное количество турбокомпрессоров, которые снимаются с эксплуатации после достижения предельного состояния, при котором происходит касание наружной поверхностью втулки турбины ротора отверстия среднего корпуса под уплотнительные кольца. По техническим требованиям вал ротора и средний корпус с такими дефектами должны выбраковываться и заменяться на новые, несмотря на то, что остальные поверхности и конструктивные элементы (например лопатки колеса турбины) не имеют дефектов или имеют дефекты, которые могут быть устранены при последующем ремонте. Замена этих деталей на новые приводит к значительному удорожанию стоимости ремонта.

Касание рассматриваемых поверхностей во время работы турбокомпрессора происходит при высоких скоростях вращения ротора и приводит к их значительным износам. В турбокомпрессорах разных марок они могут достигать одного миллиметра и более. Восстановление этого дефекта вала ротора наплавочными методами, позволяющими наносить слои металла соответствующей толщины (в основном с использованием сварочной дуги) для данных деталей не представляется возможным в связи с большой вероятностью короблением вала и разупрочнением соседней поверхности (под подшипники) при воздействии высоких температур.

Таким образом, для устранения рассматриваемого дефекта может быть применен только метод установки дополнительной детали. Данная технология при ремонте вала ротора применительно к этому дефекту ранее не использовалась. И, следовательно, должна быть тщательно исследована, в

:

том числе с позиций обеспечения надежности агрегата после ремонта. На рис. 1. представлен эскиз применения метода установки дополнительной детали применительно к валу ротора турбокомпрессора.

Рис. 1. - Метод установки дополнительной детали применительно к валу

ротора турбокомпрессора С целью определения возможности механической обработки поверхности вала и установки ремонтной втулки, существующая твердотельная модель [7] переработана с учетом предлагаемых изменений (рис. 2). При помощи модуля «статический расчет» системы SolidWorks Simulation [8] был проведен анализ напряженно-деформированного состояния [9] для переработанной твердотельной модели. Анализ проводился при диаметре вала ротора под установку ремонтной втулки 11 мм. Данный размер был определен исходя из конструктивных особенностей втулки после обработки. А также условия соблюдения величины натяга необходимого для обеспечения неподвижности втулки относительно вала при механической обработке и в процессе эксплуатации. Анализ проводился для диапазона размеров поверхности вала ротора под подшипник dj, установленного в предыдущих работах [10].

Рис. 2. - Твердотельная модель вала ротора турбокомпрессора с

установленной дополнительной деталью Данный диапазон определялся с учетом величин износов рассматриваемой поверхности и распределения микротвердости по глубине. Результаты анализа напряженно-деформированного состояния для крайних значений диапазона изменения диаметра вала ротора под подшипник приведены на рис. 3,4.

Рис. 3. - Эпюра напряженно -деформированного состояния вала ротора

турбокомпрессора при й=8,95 мм

von Mises (N/mA£)

>2,1566+007 1.97бе+007 v 1.7Э7е+007 . 1.617е+007 . 1.437е+007' . 1,258е+007 . 1.078-e-t- 00 7 В. 8.S84S+006

S 7.187i+006 5',ЗЭОе+ООб 3,534е+ OOS 1.737S+006 8'.797е-003

Рис. 4. - Эпюра напряженно -деформированного состояния вала ротора

турбокомпрессора при d1=8,20 мм Значения расчетных величин напряжений представлены в таблице 1.

Таблица №1

Значения расчетных напряжения вала ротора

Диаметр вала ротора, мм Максимальное расчетное напряжение, Н/м2 Допускаемое напряжение при кручении [т кр], Н/м

8,95 1,28 □ 107 1,47 □ 108

8,20 2,16 □ 107 1,47 □ 108

Таким образом уменьшение диаметра поверхности под установку ремонтной втулки приводит к повышению расчетных напряжений в опасных сечениях вала ротора. Сечением с наибольшими значениями напряжений в данной модели является место перехода от поверхности вала под подшипники к поверхности обработанной для установки ремонтной детали -втулки ротора. Однако, они значительно ниже допускаемого напряжения на кручение, даже при минимально допустимом диаметре вала ротора под

подшипники - 8,2 мм. Следовательно, изменение конструктивных параметров вала не будет оказывать существенного влияния на конструкционную прочность в процессе работы агрегата. Таким образом, вероятность разрушения в процессе нормальной эксплуатации турбокомпрессора, вследствие возникновения явления резонанса, даже при минимально допустимом диаметре будет очень мала.

Литература.

1. Михалин П.А. Восстановление валов роторов турбокомпрессоров дизелей лесных машин и передвижных электростанций: дис. ... канд. техн. наук: 05.21.01. М. Моск. гос. ун-т леса. 2010. 166 с.

2. Червяков С.В., Столяров А.В., Давыдкин А.М. Технологические рекомендации по ремонту рулевых механизмов автомобилей КАМАЗ // Инженерный вестник Дона, №4. 2018 URL: ivdon.ru/ru/magazine /archive/n4y2018/5275.

3. Власкин В.В, Овчинников А.Ю., Князева Н.Ю. Применение метода установки дополнительной детали при ремонте турбокомпрессоров системы газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания (на примере ТКР-6) // Инженерный вестник Дона. 2015. №2 (часть 2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3016/.

4. Dykhuizen, R.C. Smith M.F. Gas dynamic principles of Cold Spray/R.C. Dykhuizen, Journal of Thermal Spray Technology. 1998. Vol.7, № 2. pp. 205-212.

5. Сайфуллин Р.Н., Наталенко В.С., Павлов А.П., Фархшатов Д.М. Совершенствование технологического процесса ремонта турбокомпрессоров // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2011. № 8. С.5-9.

6. Латыпов Р.А., Денисов В.А., Агеев Е.В. Исследование и разработка технологии восстановления вала ротора турбокомпрессора электроискровой обработкой электроэрозионными наноматериалами // Современные материалы. Техника и технологии. 2016. № 2(5). С. 141-146.

7. Овчинников А.Ю., Князева Н.Ю. Моделирование напряженно-деформированного состояния вала ротора турбокомпрессора семейства ТКР-6 // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора Ф. Х. Бурумкулова. Институт механики и энергетики. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2016. С. 254-257.

8. Алямовский А.А. SolidWorks Simulation. Инженерный анализ для профессионалов: задачи, методы, рекомендации. ДМК пресс. 2014. 562 с.

9. Vistamehr, А. Analysis of automotive turbocharger nonlinear vibrations in-cluding bifurcation : a thesis master of science / A. Vistamehr. - Texas A&M University, 2009. - 100 p.

10. Овчинников А.Ю., Власкин В.В. Исследование микротвердости валов турбокомпрессоров ТКР-6 // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2014. С. 315-321.

References

1. Mihalin P.A. Vosstanovlenie valov rotorov turbokompressorov dizelej lesnyh mashin i peredvizhnyh elektrostancij [Restoration of shafts of rotors of turbochargers of diesel engines, forest machines and mobile power plants]: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.21.01. M. Mosk. gos. un-t lesa. 2010. 166 p.

2. Chervyakov S.V., Stolyrov A.V., Davydkin A.M., Inzhenernyj vestnik Dona. 2018. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5275.

3. Vlaskin V.V., Ovchinnikov A.Yu., Knyazeva N.Yu. Inzenernyj Inzhenernyj vestnik Dona. 2015. №2 (part 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3016/

4. Dykhuizen, R.C. Journal of Thermal Spray Technology. 1998. Vol. 7, № 2. pp. 205-212.

5. Sajfullin R.N., Natalenko V.S., Pavlov A.P., Farhshatov D.M. Remont. Vosstanovlenie. Modernizacija. 2011. № 8. pp.5-9

6. Latypov R.A., Denisov V.A., Ageev E.V. Sovremennye materialy. Tekhnika i tekhnologii. 2016. № 2(5). pp. 141-146.

7. Ovchinnikov A.YU., Knyazeva N.YU. Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati doktora tekhnicheskih nauk, professora F. H. Burumkulova. Institut mekhaniki i energetiki. [Proceedings of the international scientific and practical conference dedicated to the memory of doctor of technical Sciences, Professor F. H. burumkulov. Institute of mechanics and power engineering]/ Saransk: Nacional'nyj issledovatel'skij Mordovskij gosudarstvennyj universitet im. N.P. Ogaryova, 2016. pp. 254-257.

8. Alyamovskij A.A. SolidWorks Simulation. Inzhenernyj analiz dlya professionalov: zadachi, metody, rekomendacii. [Engineering analysis for professionals: tasks, methods, recommendations]. DMK press. 2014. 562 p.

9. Vistamehr, A. Analysis of automotive turbocharger nonlinear vibrations in-cluding bifurcation: a thesis master of science. A. Vistamehr. Texas A&M University, 2009. 100 p.

10. Ovchinnikov A.Ju., Vlaskin V.V. Jenergojeffektivnye i resursosberegajushhie tehnologii i sistemy. [Energy-efficient and resource-saving technologies and systems] Saransk: Nacional'nyj issledovatel'skij Mordovskij gosudarstvennyj universitet im. N.P. Ogarjova, 2014. pp. 315-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.