Научная статья на тему 'Ремонт турбокомпрессоров машин лесного комплекса при использовании альтернативных материалов'

Ремонт турбокомпрессоров машин лесного комплекса при использовании альтернативных материалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
128
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБОКОМПРЕССОР / ТУРБИНА / ПОДШИПНИК / ЛЕСНЫЕ МАШИНЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Прохоров В. Ю., Михалин П. А.

Прохоров В.Ю., Михалин П.А. РЕМОНТ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ МАШИН ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ. В статье рассматриваются вопросы работоспособности турбокомпрессоров в технологических и транспортных машинах лесного комплекса. Предлагается заменить стандартные бронзовые подшипники скольжения на углерод-углеродные композиционные материалы в парах трения «вал ротора турбины подшипник» и «средний корпус подшипник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Прохоров В. Ю., Михалин П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prohorov V.J., Mihalin P.A. REPAIR OF WOOD COMPLEX MACHINES TURBOCOMPRESSORS WITH USE OF ALTERNATIVE MATERIALS. In article questions of serviceability of turbocompressors in technological and transport machines of a wood complex are considered. It is offered to replace standard bronze bearings of sliding with carbon carbon composite materials in pairs friction «a shaft of a rotor the turbine bearing» and «the average case bearing».

Текст научной работы на тему «Ремонт турбокомпрессоров машин лесного комплекса при использовании альтернативных материалов»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

альных возможностей К который выражается следующим образом

К = К- К • К А • К • К • К, (2)

п тг ртс пф ут ти д7 4 у

где Ктг - коэффициент технической готовности, учитывающий степень готовности машин либо потери времени в ТО и Р.

Кртс - коэффициент учета реального технического состояния и качества выполнения ТО и Р.

Кпф - коэффициент учета психофизиологических и нервно-психических факторов человека-оператора.

Кут - коэффициент учета условий труда оператора-человека.

К = К • К • К • К • К _ • К ; (3)

Кти - коэффициент технического использования времени для учета потери времени по организационным причинам готовых к эксплуатации машин.

Кд - коэффициент учета потери производительности при неполном использовании грузоподъемности тракторов[3]. Основными задачами дальнейшего исследования являются:

1. Анализ и характер работы операто-ра-человека, установление основных причин

ошибок, роль и значение профессионализма и разработки мероприятий по взаимной приспособленности оператора и человека, т.е. оценка К .

ут

2. Разработка методики оценки и реализации коэффициента потенциальных возможностей К и его составных показателей.

п

3. Разработка технологии установления коэффициента потенциальных возможностей использования машин и условий труда оператора-человека.

Библиографический список

1. Дац, Ф.А. Анализ эффективности использования зарубежной техники / Ф.А. Дац, А.С. Сухарев, П.А. Михалин // Международный симпозиум «Надежность и качество». - Пенза: ПГУ, 2007. -Т. 2. - С. 61-63.

2. Назаренко, А.С. Теоретические предпосылки управления техническим состоянием лесных машин и агрегатов / А.С. Назаренко, В.В. Быков // Лесная промышленность. - 2004. - № 2. - С. 15-17.

3. Назаренко, А.С. Модель управления эффективностью использования технической готовности и состоянием транспортных и технологических машин лесного комплекса / А.С. Назаренко // Международный симпозиум «Надежность и качество». - Пенза: ПГУ, 2007. - Т. 1. - С. 227-230.

РЕМОНТ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ МАШИН ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В.Ю. ПРОХОРОВ, доц. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, канд. техн. наук, П.А. МИХАЛИН, асп. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ

В двигателях лесных машин большое внимание уделяется повышению мощности двигателя при меньших затратах. Этого можно достигнуть несколькими способами. Можно увеличить обороты двигателя, но в современных условиях они практически приведены к максимуму и находятся в пределах от 1700 до 2200 мин-1. Имеет место увеличение объема двигателя, но это приводит к повышенному расходу топлива, что нецелесообразно с экономической точки зрения. Остается единственный способ - установка на двигатель турбокомпрессора. Турбокомпрессор, который работает на отработанных газах, не отбирает мощность у двигателя в отличие от механического турбонагнетателя, который

приводится в действие от привода коленчатого вала двигателя.

Турбокомпрессоры, применяемые в дизельных двигателях в технологических и транспортных машинах лесного комплекса, приведены в табл. 1.

Принцип работы турбокомпрессора состоит в следующем. Отработавшие газы, вытесняемые из цилиндров поршнями, через выпускной коллектор попадают с большой скоростью под давлением в корпус турбинного колеса («горячая улитка»), приводя во вращение последнее. На вал турбинного колеса жестко установлено компрессорное колесо. Оно прокачивает воздух через систему очистки и направляет его через корпус компрессор-

54

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ного колеса, где воздух сжимается и подается во впускной коллектор двигателя. Количество сжатого воздуха и его давление определяется конструкцией конкретного турбокомпрессора и режимом работы двигателя. Использование турбонаддува позволяет значительно повысить коэффициент наполнения nv. У двигателей без наддува он составляет 0,75-0,85, а с наддувом - 0,90-0,98. Коэффициент наполнения при работе с наддувом повышается вследствие лучшей очистки камеры сжатия в результате продувки. Повышение плотности воздуха и, в значительной мере, коэффициента наполнения дает соответствующее повышение мощности двигателя. Использование наддува и систем промежуточного охлаждения воздуха позволяет повысить мощность дизелей на 15-30 % и более.

Турбокомпрессор работает в тяжелых условиях: высокая температура отработавших газов (до 1050 °С) и большая частота вращения вала (до 280 000 мин-1). Масло,

подаваемое в турбокомпрессор для смазки и охлаждения, поступает из системы смазки двигателя. Необходимо, чтобы оно было всегда чистым и соответствовало требованиям, предъявляемым изготовителем двигателя. После запуска необходимо дать двигателю поработать в режиме холостых оборотов примерно 1 минуту. Это необходимо для того, чтобы давление масла в системе смазки поднялось до рабочего и масло попало в подшипники турбокомпрессора. Перед выключением двигателя также следует дать ему поработать несколько минут (1-3) в режиме холостых оборотов для того, чтобы дать возможность деталям турбокомпрессора остыть.

Основные виды отказов турбокомпрессоров показаны в табл. 2.

Слабые звенья турбокомпрессора - пары трения «вал ротора турбины - подшипник» и «средний корпус - подшипник». Вероятность отказа деталей по критерию прочности ниже 5 %.

Т а б л и ц а 1

Турбокомпрессоры, применяемые в лесном комплексе

Модель турбокомпрессора Марка двигателя Транспортное средство Цена нового ТКР, руб. Стоимость ремонта, руб.

ТКР-7Н1-СТ 7403.10 (КамАЗ) Автомобили КамАЗ 5 546 3 717

ТКР-8.5Н3 СМД-18НП.01 ЛХТ 100, ТДТ 55М, ТБ1 М, 4 484 2 832

ТКР-9 (12-00) ЯМЗ 238Д Автомобили МАЗ, КрАЗ, Урал 9 676 5 428

ТКР-11Н1 СМД-60/62 МЛ 74, ЛТ 171А, Т 157 6 313 3 776

ТКР-11Н2 СМД-18 СМ 33 6 313 3 776

ТКР-11Н10 СМД-19/20 ТБ 1 - 1М 9 440 4 720

ТКР-11Н3 Д-160/160М (ЧТЗ) Тракторы Т - 130/130Б/170М.01 9 676 4 956

ТКР-11238НБ ЯМЗ 238НД2 МЛ 107, ЛП 19, МЛ 30, МЛ 119 10 856 5 723

Т а б л и ц а 2

Основные виды дефектов турбокомпрессоров

Наименование детали Дефект Коэффициент повторяемости

Износ поверхности вала под подшипник 0,80

Ротор в сборе Износ канавок под уплотнительные кольца Изгиб вала 0,75 0,20

Средний корпус Обломы Износ отверстий под подшипник 0,28 0,51

Корпус компрессора Трещины и обломы Повреждение резьбы 0,20 0,83

Корпус турбины Трещины и обломы Повреждение резьбы 0,30 0,83

Износ отверстий под фиксатор 0,72

Подшипник Износ отверстий под вал ротора 0,72

Износ наружной поверхности 0,50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

55

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 3

Ресурс новых и отремонтированных турбокомпрессоров ТКР - 11Н1 и ТКР - 11Н3, моточасы

Марка двигате- ля Новые Отремонтированные

двига- тель турбокомп- рессор двигатель турбокомп- рессор

СМД-60 3 800 3 140 2 200 1 950

ЯМЗ- 238НБ 4 200 3 580 3 400 2 700

На большинстве ремонтных предприятий годовая программа ремонта турбокомпрессоров не превышает 150 шт. в год. Поэтому ремонт проводится, как правило, заменой изношенных деталей, что удорожает стоимость восстановленных агрегатов, а послеремонтный ресурс не превышает 62 % от ресурса нового агрегата (см. табл. 3).

На сегодняшний день наиболее распространенные методы восстановления параметров и свойств изношенных поверхностей деталей турбокомпрессоров - установка ремонтных деталей, использование ремонтных размеров, пластическая деформация. Реже применяется нанесение слоя металла, компенсирующего величину износа (гальваническим, наплавочным, электроконтактным методом и др.), из-за того, что для их реализации необходима большая номенклатура оборудования, в том числе специализированного, и технологической оснастки.

Для восстановления послеремонтного ресурса турбокомпрессора до уровня нового необходимо увеличить износостойкость пары трения «вал ротора турбины - подшипник» в 3,5 раза, а пары трения «средний корпус - подшипник» - в 1,5 раза.

На турбокомпрессорах, которыми оснащаются двигатели лесных машин, применяются подшипники скольжения с вращающимися или качающимися втулками. Плавающие и качающиеся подшипники менее склонны к автоколебаниям, обладают хорошими демпфирующими свойствами, более высокой устойчивостью к вибрациям и несущей способностью.

В настоящее время данные подшипники изготавливаются из бронз: БрОФ10-1, БрОФ7-0,2, БрОС10-10, БрОЦС5-5-5 и других оловянисто-свинцовых бронз. Подшип-

ники, изготовленные из данных материалов, обладают хорошими антифрикционными свойствами, но при масляном голодании или использовании масел с различными присадками возникает коррозия, что существенно сказывается на ресурсе подшипника.

Условия работы подшипникового узла турбокомпрессора обусловлены широким диапазоном режимов работы дизелей:

- при пуске недостаток смазывающего материала;

- при прогреве имеет место низкая температура и высокое давление смазывающего материала;

- в рабочем режиме имеет место резко переменные скоростные параметры.

На подшипник высокоскоростного турбокомпрессора действуют в радиальном направлении вес ротора, сила от давления отработанных газов, переменная по величине и постоянная по направлению и т.д. Это влияет на износостойкость и работоспособность подшипника. Подшипник, который изготовлен из бронзы, сильно подвержен разрушению от вышеперечисленных воздействующих на него факторов.

Исходя из вышеперечисленных проанализированных данных предлагается изготовить подшипник скольжения турбокомпрессора из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ).

Проводимые исследования доказывают, что углерод-углеродный композиционный материал может использоваться при низких удельных давлениях в режимах перепада высоких скоростей и трении без подачи смазывающего материала. Использование УУКМ в качестве пары трения «вал ротора турбины - подшипник», «средний корпус - подшипник» позволяет исключить систему смазки турбокомпрессоров и увеличить срок службы изделия.

Библиографический список

1. Бурумкулов, Ф.Х. Технология ремонта турбокомпрессоров типа ТКР-11 созданием наноструктурированных покрытий на рабочих поверхностях деталей / С.А. Величко, В.В. Власкин // Достижения науки и техники АПК. - 2007. - № 6. - С. 13-15.

2. Быков, В.В. Справочник по технологическим и транспортным машинам лесопромышленных предприятий и техническому сервису / Под общ. ред. В.В. Быкова, А.Ю. Тесовского. - М.: МГУЛ, 2000. - 532 с.

56

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.