Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВО / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX SYSTEM / SOCIAL POLICY / BUDGET / STATE / TAXPAYERS / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллина Р.М.

Определена необходимость в эффективной налоговой системе, которая будет обеспечивать не только пополнение государственного бюджета, но и социальную справедливость. Российская налоговая система пережила сложный переход от политики «максимальных налогов» к «разумным налогам» и, соответственно, должна отвечать интересам государства и налогоплательщиков. Эффективность налоговой системы государства в понимании ее различных факторов может различаться. Рассмотрены подходы, обосновывающие место и роль налоговой системы как фактора социальной политики государства. Выделены основные рычаги формирования налоговой системы. Определены положительные и отрицательные последствия налоговой системы. В связи, с чем определяются приоритетные направления развития налоговой системы на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX SYSTEM AS A FACTOR OF SOCIAL POLICY OF THE STATE

The need for an effective tax system, which will ensure not only the replenishment of the state budget, but also social justice, has been identified. The Russian tax system has experienced a difficult transition from the policy of “maximum taxes” to “reasonable taxes” and, accordingly, must meet the interests of the state and taxpayers. The effectiveness of the state's tax system in understanding its various factors may vary. The approaches that justify the place and role of the tax system as a factor in the social policy of the state are considered. The main levers of tax system formation are highlighted. Positive and negative consequences of the tax system are identified. In connection with what priorities are determined for the development of the tax system for the medium term.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 33

Файзуллина Р.М. студент магистрант 3 курса направление «Экономика» программа «Учёт, анализ, аудит» научный руководитель: Бакирова Р.Р., к.э. н.

доцент

кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве

РФ

Россия, г. Уфа

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация:

Определена необходимость в эффективной налоговой системе, которая будет обеспечивать не только пополнение государственного бюджета, но и социальную справедливость. Российская налоговая система пережила сложный переход от политики «максимальных налогов» к «разумным налогам» и, соответственно, должна отвечать интересам государства и налогоплательщиков. Эффективность налоговой системы государства в понимании ее различных факторов может различаться. Рассмотрены подходы, обосновывающие место и роль налоговой системы как фактора социальной политики государства. Выделены основные рычаги формирования налоговой системы. Определены положительные и отрицательные последствия налоговой системы. В связи, с чем определяются приоритетные направления развития налоговой системы на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова:

Налоговая система, социальная политика, бюджет, государство, налогоплательщики, налоговая политика.

Faizullina R. master of 3 courses «Economics» program «Accounting, analysis, audit» Ufa branch of the Financial University under the government of the

Russian Federation Russia, Ufa

Scientific adviser: Bakirova R., Ph. D., associate Professor associate

Professor of «Accounting, audit, statistics» Ufa branch of the Financial University under the government of the

Russian Federation Russia, Ufa

ANALYSIS OF TAX SYSTEM AS A FACTOR OF SOCIAL POLICY

OF THE STATE

Annotation:

The need for an effective tax system, which will ensure not only the replenishment of the state budget, but also social justice, has been identified. The Russian tax system has experienced a difficult transition from the policy of "maximum taxes " to "reasonable taxes " and, accordingly, must meet the interests of the state and taxpayers. The effectiveness of the state's tax system in understanding its various factors may vary. The approaches that justify the place and role of the tax system as a factor in the social policy of the state are considered. The main levers of tax system formation are highlighted. Positive and negative consequences of the tax system are identified. In connection with what priorities are determined for the development of the tax system for the medium term.

Key words:

Tax system, social policy, budget, state, taxpayers, tax policy.

Эффективная налоговая система является одним из ключевых условий для политически и экономически обоснованного существования государства, обеспечивающего не только пополнение государственного бюджета, но и сохранение социальной стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между различными группами населения, которые нарушают политический порядок в стране.

Формирование государственной налоговой системы Российской Федерации происходило при переходе от командной экономики к рыночной экономике России, что сопровождалось серьезными экономическими трудностями. Задачи экономической модернизации российского государства требуют формирования налоговой системы, которая наилучшим образом отвечала бы потребностям современной российской экономики. Во многих отношениях эффективность государственной налоговой системы, если рассматривать ее в политическом контексте, определяется тем, насколько в ее рамках соотносятся интересы государства и налогоплательщиков.

Налоговые платежи являются основной частью государственных доходов, а именно: своевременная и полная уплата налогов зависит от пополнения бюджетов всех уровней, финансирования личных потребностей граждан, выполнения функций государства, местного самоуправления. Поэтому в этой области необходимо найти механизм управления налогообложением, посредством которого обеспечивается формирование и внедрение эффективной налоговой системы; Реструктуризация налоговой системы, основанная на принципах и функциях, присущих развитой рыночной экономике. Формирование такого механизма управления налоговой деятельностью требует разработки соответствующей методологической базы, предполагает логико-исторический подход к выявлению взаимосвязи между функциями налогов и основными

принципами налогообложения, а также группирование налогов на разных основаниях.

Современный характер экономического развития страны определяется глобальными факторами (глобализация экономики, доминирование информации, всесторонняя социализация производства), такие внутренние факторы (необходимость преодоления экономического спада, накопление ресурсов для осуществления запланированных социально-экономических, научных, гуманитарных программ). Эти и другие факторы требуют совершенствования налоговой системы государства, разработки и реализации эффективного, гибкого механизма налогового управления, построения новой системы отношений между государством, налогоплательщиками, налоговыми органами, бизнесом на основе законов, социальной и экономической целесообразности, взаимного доверия и ответственности.

Социально-экономические преобразования, связанные с установлением рыночных отношений в России, влияют как на условия финансирования экономики страны, так и на социальную политику государства в сфере социально -трудовых отношений. Конституция Российской Федерации устанавливает положения о социальной направленности государственной политики, то есть о создании условий, обеспечивающих увеличение доходов, уровня жизни и социальной защиты населения. Реализация основной цели социальной политики определяется повышением уровня и качества жизни россиян, поскольку уровень жизни населения зависит не только от реальных доходов населения, но и от политики создания государственных стандартов, что гарантировало бы высокий уровень жизни для населения.

Важно изучить формирование государственной налоговой системы как одного из методов воздействия на уровень жизни населения, оценивая деятельность профсоюзных организаций и их влияние на рост уровня жизни населения, которая является защитой прав и интересов трудящихся в трудовых отношениях.

Важным в разработке перспективного направления государственного регулирования социально-экономического развития страны в процессе рыночной трансформации экономики является разработка теоретических положений для создания и функционирования системы учреждений социальной защиты как социальных институтов, соответствующих к рыночной модели экономики.

Налоговая система определяет роль налогов в обществе, которая тесно связана с выполнением государством своих функций. Различие между налоговой системой и механизмом налогообложения действительно действует в стране, позволяет понять объективность налогов и субъективную деятельность государства в этом отношении. Следует отметить, что налоговая система государства определяет целевую направленность налогового механизма. Он должен быть сформирован таким образом, чтобы

обеспечить, с одной стороны, выполнение основной функции налогов -фискальной, а с другой - способствовать осуществлению регулирующей функции налогов в целях усиления влияния налогового механизма на процессы воспроизводства.

Налоговая политика на 2016-2018 гг. характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в российской экономике. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых элементов:

1. Органам власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право устанавливать льготные ставки налога. Такие шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и на всей территории Российской Федерации. Кроме того, для органов территориального управления будет введено ограничение на уровень взимаемых процентов за местные налоги, а также на налог на прибыль, направляемый в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к амортизационным группам 1-7, предполагается, что режим ускоренного начисления с коэффициентом 2 допускается, если они приобретаются по специальному инвестиционному соглашению.

2. По словам чиновников, в российской налоговой политике не является излишним менять максимальную стоимость приобретаемого имущества за единовременное включение в расходы до 80 -100 тысяч рублей. Таким образом, предполагается дальнейшее развитие бизнеса.

3. Изучаются пути совершенствования специальных налоговых режимов.

4. Для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя источником дохода, налоговая политика предполагает смягчение процедуры регистрации и порядка исчисления и уплаты взносов.

5. Также будет увеличиваться объем оборота, при котором налог на прибыль может выплачиваться каждый квартал.

6. Период действия возможности использования беспроцентных займов между дочерними компаниями увеличивается. В то же время определение ссуды капитализации между российской компанией, которая является кредитором и ассоциированной компанией, добавляется к законодательству о налогах и сборах. Такие операции будут рассматриваться как инвестиции, выплата процентов будет приравнена к передаче дивидендов.

7. Для облегчения процедуры учета НДС при предоплате также будет некоторое ослабление налоговой политики в части принятия налога на авансовые платежи. Прежде всего, это решение направлено на продавцов, которые не хотят взимать дополнительный налог с авансов. Это поможет значительно сократить потери и увеличить бюджет.

8. По мнению законодателей, было бы нецелесообразно упрощать и ускорять процедуру получения акцизных стимулов для экспорта продукции,

снижая требования к сбору доказательств.

9. В то же время необходимо ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, в то время как не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.

10. Кроме того, для стимулирования экспортной торговли должностные лица хотели бы сделать механизм возмещения НДС за такие операции более удобным.

Как видно из перечня, значительная часть программы налоговой политики на 2016-2018 гг. направлена на оптимизацию механизмов расчета и уплаты НДС. Будет улучшен порядок регистрации и регистрации налога на авансы, операции с имущественными правами. Одновременно будет усилен контроль за преднамеренным занижением базы НДС и ее возмещением.

Резкого повышения уровня налоговой нагрузки на акцизы также не планируется, в то же время авансовый платеж акцизного налога для производителей алкогольной продукции будет введен путем приобретения специализированных акцизных марок.

Трудно представить эффективную налоговую систему, созданную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в надзорные органы может быть добавлена служба предварительного контроля. В этом случае компания сможет подать заявку на консультацию на стадии подготовки бизнес-операции и четкого представления ее результатов в области налогообложения. Список информации, составляющей налоговую тайну, будет сокращен, что окажет положительное влияние на осведомленность налогоплательщиков в отношении их партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от представителей налоговой системы: представители финансового департамента серьезно заинтересованы тем, чтобы скрыть часть прибыли для уклонения от налогов аналогичным образом. В этой связи обновленная налоговая политика значительно улучшила процедуры налогового контроля в этом направлении.

Использованные источники:

1. Абалкин А.В. Налоговое регулирование социально-экономической активности регионов как фактор стимулирования социальной политики // Региональная экономика: теория и практика, 2016. - №8. - С.15-18

2. Бакирова, Р.Р., Салимова , Г.А. Общая теория статистики: учебное пособие [Текст]/Р.Р.Бакирова, Г.А. Салимова.-М.: "Издательский дом Центросоюза", 2012.-246 с.

3. Веселева П.Р. Основные подходы к исследованию налогов в теориях экономического роста и развития государства и регионов // Экономика и жизнь, 2015. - №4. - С.22

4. Галатов С.В. Проблемы управления налоговой системой Российской федерации: социологический анализ // Экономический журнал, 2016. - №2. -

С.32-35

5. Карасев С.М. Налоговый механизм как фактор развития инновационной деятельности экономики // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - №8. - С.8-11

6. Морева А.Л., Бакирова Р.Р. РЕЗУЛЬТАТЫ FDH-АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ//Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути. -Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. -С. 38-41.

7. Растегаева Ф. С., Вальтер М. К. Налоговый анализ и контроль при слиянии и поглощении компании//Международный научно-исследовательский журнал. -2017. -№ 2-3 (56). -С. 44-46.

8. Растегаева Ф. С., Гундорова Д. З., Игтисамова Л. З. Налоговая база по земельному налогу: современные проблемы и пути решения//Международный научно-исследовательский журнал. -2017. -№ 2-3 (56). -С. 41-43.

9. Растегаева Ф.С., Шашкова Т.Н. Консолидированное налогообложение: экономико-правовое обеспечение//Путеводитель предпринимателя. 2017. № 35. С. 242-250.

10. Сагадеева, Э.Ф., Бакирова, Р.Р. Выполнение актуарных расчетов с использованием коммутационных чисел с применением ЭВМ /Э.Ф. Сагадеева, Р.Р.Бакирова//Потребительская кооперация и отрасли экономики Башкортостана: инновационные аспекты развития: Сб. научных трудов. Вып. 10.-Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008.-208 с.,

11. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Морева А.Л., Бакирова Р.Р. В сборнике: Статистические методы в гуманитарных и экономических науках Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 211-214.

12. Шувалова Е.Б. Принципы налогообложения // Сборник научных трудов научно-практической конференции: «Проблемы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации». - М.: Издательство МЭСИ, 2013. - С. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.