Научная статья на тему 'Анализ наиболее распространенных техник по визуализации информации в педагогике и психологии'

Анализ наиболее распространенных техник по визуализации информации в педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1263
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / ТЕХНИКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / VISUALIZATION OF THINKING / TECHNOLOGY / STUDENTS / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHERS / CLIP THINKING / INFORMATION ENVIRONMENT / EDUCATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна, Василенко Ирина Юрьевна

В современном обществе изменяются цели и задачи, стоящие перед образованием. Акцент при этом переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Время цифровых технологий предъявляет особые требования к освоению образовательных услуг, таким образом, возникает необходимость адаптации методических приемов и средств к требованиям современного образовательного процесса, улучшая и модернизируя «хорошо работающие старые приемы». Одним из наиболее результативных являются техники визуализация. Статья посвящена анализу наиболее распространенных техник по визуализации мышления в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна, Василенко Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MOST ADVANCED TECHNIQUE FOR VISUALIZATION OF INFORMATION IN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

In modern society, the goals and objectives of education are changing. The emphasis is shifted from «learning» to the formation of «competence». The time of digital technologies places special demands on the development of educational services, thus, it is necessary to adapt teaching methods and tools to the requirements of the modern educational process, improving and modernizing «well-working old techniques». One of the most successful is visualization techniques. The article is devoted to the analysis of the most common techniques for visualizing thinking in the educational space.

Текст научной работы на тему «Анализ наиболее распространенных техник по визуализации информации в педагогике и психологии»

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук Султанова Ирина Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат психологических наук Василенко Ирина Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ТЕХНИК ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В

ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В современном обществе изменяются цели и задачи, стоящие перед образованием. Акцент при этом переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Время цифровых технологий предъявляет особые требования к освоению образовательных услуг, таким образом, возникает необходимость адаптации методических приемов и средств к требованиям современного образовательного процесса, улучшая и модернизируя «хорошо работающие старые приемы». Одним из наиболее результативных являются техники визуализация. Статья посвящена анализу наиболее распространенных техник по визуализации мышления в образовательном пространстве.

Ключевые слова: визуализация мышления; техники; обучающиеся; образовательное учреждение; педагоги; клиповое мышление; информационная среда; учебный материал.

Annotation: In modern society, the goals and objectives of education are changing. The emphasis is shifted from «learning» to the formation of «competence». The time of digital technologies places special demands on the development of educational services, thus, it is necessary to adapt teaching methods and tools to the requirements of the modern educational process, improving and modernizing «well-working old techniques». One of the most successful is visualization techniques. The article is devoted to the analysis of the most common techniques for visualizing thinking in the educational space.

Keywords: visualization of thinking, technology, students, educational institution, teachers, clip thinking, information environment, educational material.

Работа выполнена в рамках проекта «Исследование современных способов визуализации информации, полученной при работе с большими данными в сфере инженерной деятельности и психометрическими данными в сфере педагогики», шифр 25.12692.2018/12.1.

Введение. Виртуальное пространство с каждым годом все больше и больше влияет на окружающий мир человека, а, следовательно, на его деятельность и жизнеуклад. Данное явление можно объяснить тем, что глобальные изменения в информационном пространстве, способы получения, передачи, обработки и хранения информации способствуют формированию и развитию кардинально новых культурных аспектов в социуме и восприятии окружающего пространства. Такое влияние носит масштабный характер, который основывается не только на успешном развитии новых цифровых технологий, а также на их повсеместном применении. Одним из наиболее ярких представлений данного явления в современной информационной системе является возрастающая роль «визуализации». В результате распространения данной тенденции возникают новые коммуникативные, культурные и языковые механизмы и явления, которые в значительной мере изменяют окружающее пространство человека, а также воздействуют на все его составляющие, а именно: когнитивные процессы; социальные, межличностные явления; научное, информационное, образовательное мировоззрение.

На равнее с этим, в современном обществе изменяются цели и задачи, стоящие перед образованием. Акцент при этом переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Сегодня можно соглашаться или не соглашаться с запросами современного общества, которое предъявляет новые требования к самому процессу обучения. Время цифровых технологий предъявляет особые требования к освоению образовательных услуг, таким образом, возникает необходимость адаптации методических приемов и средств к требованиям современного образовательного процесса, улучшая и модернизируя «хорошо работающие старые приемы». Одним из наиболее результативных приемов является - визуализация.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение и анализ наиболее распространенных техник визуализации мышления в педагогике и психологии.

Изложение основного материала статьи. По исследованиям психологов - 80% обучающихся являются визуалами и лишь 20% аудиалами и кинестетиками. Данное явление не случайно. В современном обществе происходит глобализация информации, которая приводит к изменениям в ментальном плане, в связи с чем, формируется и приобретает массовое распространение клиповый тип мышления.

Таким образом, современному образовательному учреждению важно вовремя скорректировать преподавание дисциплин в соответствии с запросами общества.

Клиповое мышление еще обозначают как глобальное изменение человеческой природы и масштабной проблемой нынешнего поколения. Клиповое мышление представляет собой приобретенное свойство, которое развивается и формируется в процессе модифицирующихся условий и ритма жизни человека. Клиповое мышление обладает рядом особенностей таких как, быстрота приема и переработки воспринятых данных, преобладание визуального восприятия информации, проблем с восприятием длительной линейной порядка последовательности и однородной информации. Все это выступает в противовес понятийному мышлению, рассмотренному и описанному Л.С. Выготским.

В современных информационных условиях, в условиях повышенного ритма жизни, человек должен быть многозадачным и обладать способностью к выполнению нескольких действий одновременно, в режиме онлайн. Количество информации для переработки и отреагирования поступает беспорядочными потоками и в больших объемах, в связи с чем, человека не всегда находит время для глубокого и полного анализа полученной информации.

Как отмечает С. Ю. Ключников: «в данном случае клиповое мышление выступает в роли «фильтра» перед информационными перегрузками» [3].

Однако, понятие «клиповое мышление» в полной мере не отражает основные направляющие тенденции, проблемы и потребности в современном обществе. Данная культура выступает в роли подвижной, насыщенной и разнообразной, но в научно-популярных средствах массовой информации рассматривается менее емко и однонаправлено. Уделяя особое внимание вопросам, касающимся проблем современного образования и культуры, стоит отметить, что на лицо, несоответствие реально существующих проблем и потребностей личности тем современным образовательным технологиям, которые используются в образовании.

Ларри Розен в своих исследованиях, касающихся влияния современных технологий на сознание, стиль мышления и поведение детей и взрослых [6; 7] указывает на то, что отрицательные направленности клипового мышления не так страшны, как их описывают. Перед современным обществом стоит важная задача, которая заключается в преобразовании коренным образом самого процесса обучения. Каждое новое поколение в своем развитии должно быть более развито, чем предыдущее, таким образом, необходимы новые методы и средства для эффективного педагогического воздействия на личность. Л. Розен также в своих работах говорит о том, что современные подростки способны выполнять несколько задач (действий) одновременно, и потому называет их «multitasking generation». Это феномен, присущий поколению «i» [6; 7], которые воспитываются во время расцвета цифровых технологий. Такие дети без труда могут синхронно слушать музыку в наушниках, переписываться в социальных сетях, искать необходимую информацию, смотреть видео и делать при этом домашнее задание. Таким образом, информационные технологии не только формируют информационное поколение, а в корне изменяют жизненный уклад, нормы и ценности современного поколения.

Главной социокультурной проблемой XXI века. Л. Розен считает противоречие между информационно-техническим прогрессом и образовательным регрессом. Современные информационные технологии используются повсеместно, во всех областях жизнедеятельности, кроме образования. В образовательных технологиях они находятся лишь в развивающемся состоянии.

Дети, которые практически с младенческого возраста в состоянии освоить новейшие информационные технологии, идя в школу, вынуждены учиться по классической модели обучения, которая была разработана для их прародителей. Таким образом, мы можем наблюдать отрицательную направленность большинства детей к процессу обучения как таковому. Данное положение нуждается в масштабном изменении. Обучение и образование должно быть в соответствии с развитием современного общества. У детей поколению «i» под воздействием информационной среды развиваются и формируются отличительно новые когнитивные возможности и потребности, которые требуют получения нового знания и социализации при помощи информационных технологий. Подрастающее поколение быстро осваивает информационные технологии, связанные с виртуальной реальностью, киберпространством, гипертекстами и семиосферами, в связи с этим становятся подготовленным к новым методам, средствам и принципам обучения, а также к «компьютерности» и «визуализированности» [9; 10].

Рассмотрим, что же включает в себя визуализация информации, и какие существуют методы и средства при помощи, которых можно проводить более успешное обучение.

Понятие «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации, это представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, эскизов, таблиц, карт, плакатов, видео, аудио и спец. эффектов и т.д. На равнее с этим данное понимание визуализации как процесса наблюдения включает в себя мыслительную и познавательную активность личности, а сами визуальные дидактические средства выступают лишь иллюстративной функцией. Иное определение визуализации дается в известных педагогических концепциях (теории схем - Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов - Ч. Фолкер, М. Минский и др.), в которых этот феномен истолковывается как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции [4].

А.А. Вербицкий в своих работах делает акцент на том, что: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть, развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [2].

Исходя из анализа работ данного автора, можно говорить о том, что такие понятия как «визуальный», «визуальные средства» и «наглядный», «наглядные средства» представляют собой различные понятия. В образовательном педагогическом смысле понятия «наглядный» опирается на демонстрацию определенных предметов, процессов, явлений, то есть демонстрация готового образа, представленного извне, а не вызываемого из внутреннего плана деятельности личности. Процесс представления мысленного образа и вызывание его из внутреннего плана во внешний план является проекцией психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной деятельности [2].

На сегодняшний день имеется большое многообразие видов визуализации для обучения.

Модель визуализации представляет собой итог определенного этапа формирования и развития знания. Теоретические знания, в видимой форме показывают его результаты, вскрывают изъяны и противоречия, предназначаются для отыскивания путей усиления понимания и последующего исследования. В качестве зрительной наглядности визуализируются на равнее с образами восприятия, идеи, модели, конструкции.

Ни одно знание не может считаться научным без использования визуальных моделей. Важной составляющей процесса обучения должна стать методология наглядности.

Мультимедиа. Мультимедиа бесспорно увеличивает объем и многообразие информации, которая может быть доступна обучающимся. Примером мультимедиа могут служить онлайновые энциклопедии, в которых представлены ссылки на видео той же тематики, а также дополнительные материалы по интересующей теме. Новостные медиа могут дополняться аудиокомментариями, фоновыми видео, а также иметь ссылки на вебсайты с дополнительной информацией. Вебинары и онлайновые занятия могут вмещать в себя пояснения, ссылки на необходимые ресурсы, симуляции, иллюстрации, картинки, фотографии и т.д., которые могут включать различные медиафрагменты.

Грамотно разработанные мультимедиа, намного эффективнее, чем текстовая «сухая» информация. Мультимедиа способствуют обучающимся в построении точной и эффективной ментальной модели.

Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда (Shephard), следующие [8]:

1. Альтернативные перспективы;

2. активное участие;

3. ускоренное обучение;

4. запоминание и применение знаний;

5. навыки решения проблем и принятия решений;

6. системное понимание;

7. мышление высшего порядка;

8. автономность и внимательность;

9. управление темпом и информационными последовательностями;

10. доступ к информации для поддержки.

В своих исследованиях Р. Мейер описывает принципы эффективной мультимедиа [5]. Принципы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Принципы эффективности мультимедиа по Р. Мейеру

Принцип Описание

Мультимедия Обучение с использованием текста и графики лучше, чем с использованием только текста

Пространственная связь При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом с друг другом

Временная связь При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом

Логичность При обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны

Модальность При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом

Избыточность При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом

Индивидуальные отличия Эффект этих принципов более сильно выражен при обучении начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально

В научной литературе мы можем наблюдать большое количество классификаций наглядности. Рассмотрим типы визуализации, которым присущ дидактический характер общего плана, к ним относятся:

• оперативная наглядность, которая применяется для формирования знаний, умений, навыков, и в сою очередь основывается на основных внешних действиях;

• формализованная наглядность применяется для формирования и структурирования самой модели учебной деятельности;

• структурная наглядность имеет своим преимуществом процесс по выделению основных составляющих и наглядно представляет образцы, по которым необходимо следовать;

• фоновая наглядность применяется для лучшего восприятия и усвоения знаний, при помощи моделирования определенных особенностей процесса научения;

• дистрибутивная наглядность направлена на выделение основных определений, заданий, вопросов, которые включаются в учебники и учебные пособия;

• наглядность преемственности основывается на принципе преемственности внутренних связей разделов, а также опирается на междпредметные связи.

В своих работах, З.С. Белова, описывает более обширную структуру визуальной иллюстрации, а именно, включает в себя: фокальную, структурно-логическую (схематическая), теоретизированную визуализация идеализированных объектов [1, С. 4].

Рассмотрим техники визуализации применяемые в образовательной среде.

1. «Таймлайн». Представляет собой временную шкалу изображенную прямым отрезком, на котором нанесены события в хронологической последовательности для структурирования учебного материала. Данная техника используется при работе с биографическим материалом или творчеством писателя, а также для развития у обучающихся системного взгляда на исторические события. Также таймлайн применяется при создании и сопровождении проектов, дает возможность проследить этапы и сроки реализации. Техника может быть встроена как один из конструктов электронных учебников и учебных пособий, а также как самостоятельные онлайн-сервисы.

2. «Интеллект-карты». Представляет собой способ визуализирования процесса мышления при помощи создания нелинейных схем, а также выступает графическим способом изображения идей, концепций, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Техника интеллект-карты способствует структурированию материала, дает возможность отображать долгосрочные и срочные проекты, ориентироваться в большом потоке учебной информации, схематично упорядочивать структуру заданий, визуализировать свои планы. То есть, данная техника выступает как инструмент структурирования идей, планирования времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. «Скрайбинг». Данная техника является визуализацией информации при применении графических символов, которые отображают содержание и мысль самого текста. Скрайбинг представляет собой процесс синхронного сопровождения речи при помощи рисунков или картинок, которые способствуют развитию визуальных ассоциаций и тем самым способствуют лучшему усвоение материала. Разновидностями

скрайбинга являются: видеоролики; отрисовка основного смысла в процессе конференций, семинаров, презентаций; 3D-скрайбинг который применяется для создания образов в объёме.

В технике скрайбинга применяется эффект параллельного следования, при помощи которого лаконично и емко преподносится сложная информация, доходчиво объясняется материал. В данной техники присутствует универсальность визуализации, так как языком скрайбинга выступает рисунок. Скрайбинг позволяет выступающему сохранять контакт с аудиторией на протяжении всего доклада, презентации или лекции.

Существуют следующие виды скрайбинга:

• Скрайбинг рисовательный.

• Скрайбинг аппликационный.

• Скрайбинг магнитный.

• Скрайбинг «фланелеграфный».

• Скрайбинг компьютерный.

4. «Инфографика» - это визуальный графический способ передачи информации, данных и знаний не большого объема. Главные принципы данной техники выражаются в содержательности, смысле, легкости восприятия и аллегоричности. В инфографике могут использоваться карикатуры, таблицы, карты, схемы, диаграммы, иллюстрации, эмблемы, графические элементы и т.д.

Типы инфогафики:

• Числовые.

• Пошаговые.

• Интерактивные.

К особенностям инфографики можно отнести: графические объекты ассоциировано связаны с предоставляемой информацией; обладают информационной нагрузкой; имеют красочное визуальное представление; информация подается структурировано и конкретно.

5. «Глостер». (Glogster) Представляет собой визуальный инструмент для создания интерактивных плакатов с текстом, видео, гиперссылками и изображениями. Данную технику можно использовать для создания интерактивных биографий, лент времени, введения математических и физических формул, результатов экспериментов, а также имеется возможность по применению в дистанционном обучении по определенной теме. При помощи данной техники можно создавать виртуальный класс, где обучающиеся смогут создавать самостоятельно или в группе и представлять учителю свои глоги (графические блоги). Самостоятельное создание обучающимися интерактивных плакатов позволит им на практике реализовать навыки критического мышления и исследовательской деятельности, а также гарантирует ясность, целостность, запоминаемость, структурированность отображения информации.

6. «Хронолайнер» выступает в роли комплексного программного визуального средства, которое используется для создания, структурирования, визуализации и анализа иллюстративно-хронологических материалов. «Хронолайнер» призван для более качественного усвоения материала в процессе обучения, а именно, позволяет:

• определять, сравнивать, структурировать отдельные факты в хронологической последовательности различных событий, процессов и явлений, используя различные источники информации;

• оценивать, пояснять и анализировать взаимосвязь и взаимозависимость разнообразных процессов и явлений;

• применять всевозможные источники информации для составления и корректировки определенных хронологических явлений.

• организовать проектную работу обучающихся, содействовать комплексному подходу в обучении.

Таким образом, данная техника помогает показать как события и явления влияют на исторические

процессы, а также представляет возможность осознать, что и сами обучающиеся являются активными участниками и создателями истории.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что педагогам и психологам в век информационных технологий, необходимо учитывать при составлении программ образовательного процесса, а также для программ внеучебной деятельности особенности окружающей среды обучающихся, а именно особенностей мышления, которое представляет собой «клиповое мышление.

Нужно пересмотреть и переосмыслить содержательную часть учебного материала, обращая особое внимание на индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Необходимо использование визуальных методов и средств при разработке, структурировании и подачи обучающего материала. В форме изложения материала должны присутствовать яркие, четко структурированные визуализированные материалы, способствующие развитию интереса и повышению эффективности запоминания, что в свою очередь повысит уровень знаний необходимых развития личности обучающегося.

Литература:

1. Белова, З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистического мышления у учащихся: Aвтореф. дис. ... канд. пед. наук.- Чебоксары, 1997. - 21 с.

2. Вербицкий, A.A. Aктивное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

3. Ключников, С. Ю. МЛСТЕР ЖИЗНИ: психологическая защита в социуме - М.: Беловодье, 2001. - 592 с.

4.

когнитивной визуализации // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном С. 426-431.

5. Mayer, R. E. (2003). The promise of multimedia learning: Using the same instructional design methods across different media. Learning and Instruction, 13, 125-139.

6. Rosen, L. iDisorder: Understanding Our Obsession with Technology and Overcoming Its Hold on Us. New York: Palgrave Macmillan, 2012. - 368.

7. Rosen, L. Rewired: Understanding the iGeneration and the Way They Learn New York: Palgrave Macmillan, 2009. - 215

8. Shephard, A. (n.d.). Case for computer-based multimedia in adult literacy classrooms. Encyclopedia of Educational Technology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Smith, R., Curtin, P. Children, computers and life online: education in a cyberworld // Page to Screen. Taking literacy into the electronic era. I. Snyder (ed.). London/ New York, Routledge, 1998.

10. Zantides, E. (ed.). Semiotics and Visual Communication: Concepts and Practices. Cambridge Scholars Publishing, 2014 // http://www.cambridgescholars.com/semiotics-andvisual-communication-6.

Психология

УДК 159.9:075

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Орлянский Дмитрий Эдуардович

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Павлинова Алла Борисовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ШКОЛ

Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа особенностей проявления профессионального выгорания у учителей разных типов школ: общеобразовательных, коррекционных, лицеев. Была выявлена различная степень подверженность выгоранию у учителей. Результаты свидетельствуют также о специфике проявления симптомов выгорания (эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений) у обследованных учителей в зависимости от специфики деятельности и типа учебного заведения. На основе полученных данных сформулированы направления и задачи профилактической работы в контексте деятельности по организации психологического сопровождения и помощи учителям.

Ключевые слова: дефициты профессионального развития, педагогический стресс, профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, профилактика стресса, стрессоустойчивость.

An^tatton. The article presents the results of a comparative analysis of the peculiarities of the manifestation of professional burnout in teachers of different types of schools: general educational, correctional, lyceums. There was a different degree of susceptibility to burnout in teachers. The results also indicate the specific manifestation of symptoms of burnout (emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements) among the teachers surveyed, depending on the specifics of the activity and the type of educational institution. On the basis of the data obtained, the directions and tasks of preventive work have been formulated in the context of the organization of psychological support and assistance to teachers.

Keywords: deficits in professional development, pedagogical stress, professional burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements, prevention of stress, stress resistance.

Введение. Перспектива реализации в ближайшее время в школах нашей страны Национальной системы учительского роста предполагает введение уровневого подхода к профессиональной компетенции учителя. Новые требования ориентируют педагогов на максимальное проявление в профессии собственной творческой индивидуальности, самореализацию своих лучших качеств и способностей. Однако, в психологии давно установлен факт, что мотивацией к самосовершенствованию и личностному росту обладает только психологически здоровая и эмоционально зрелая личность, которая несмотря на нагрузки, трудности и напряженные ситуации способна двигаться вперед, умело регулируя свои тревоги, страхи и разочарования, сохраняя внутреннюю устойчивость и не допуская эмоционального выгорания [11]. Результаты современных исследований свидетельствуют, что одним из наиболее распространенных дефицитов профессионально-личностного развития у современных педагогов является низкая стрессоустойчивость, фрустрационная интолерантность [Андреева И.Н., Берток Н.М., Величковская С.Б., Водопьянова Н.Е., Заремба Г.Ф., Кузнецова А.С., Леонова А.Б., Мильруд М.П., Митина Л.М., Прохоров А.О., Реан А.А., Старченкова Е.С., Тарабакина Л.В, Шабанова Т.Л. и др.]. Исследователи отмечают, что педагог включён в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными нагрузками. Её отличает высокий динамизм, необходимость быстрого принятия решений и их реализации, повышенная ответственность за последствия принятого решения, подверженность социальной оценке, постоянная новизна и неопределённость возникающих ситуаций. Специфика педагогической деятельности также состоит в том, что она строится по законам общения, предполагающего активное эмоциональное взаимодействие и вовлеченность в чужие переживания. Вследствие длительного пребывания в ситуации хронического стресса и неспособности эффективно им управлять учителя чаще, чем представители других профессиональных групп подвержены синдрому профессионального выгорания.

Термин «синдром выгорания» был впервые использован в начале 70-х годов XX века психоаналитиком Гербертом Фреденбергером. В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания привлек внимание специалистов и стал предметом исследования с середины 1990-х годов. По мнению исследователей, синдром выгорания проявляется в комплексе поведенческих симптомов, указывающих на физическое, интеллектуальное и эмоциональное истощение человека, основной причиной которого является хроническое переутомление [1; 3; 4; 6; 8; 9]. Симптомы выгорания, указывающие на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной, в связи с чем феномен выгорания еще принято называть «эмоциональным выгоранием (сгоранием)». Анализируя причины выгорания, авторы выделяют две группы факторов: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики личности самих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.