42 Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» до 2030 года - Текст: электронный// ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» : [сайт]. - URL: https://msu.ru/info/documents.html (дата обращения 01.08.2024).
43 Программа развития СПбГУ на 2021-2030 годы - Текст: электронный// ФГБОУ ВО «Санкт- Петербургский государственный университет» : [сайт]. - URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/programma-razvitiya-spbgu-na-2021-2030-gody (дата обращения 01.08.2024).
44 Программа развития УрФУ на 2021-2030 годы - Текст: электронный // ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет» : [сайт]. - URL: https://strategy.urfu.ru/ru/programma-razvitija / (дата обращения 01.08.2024).
45 Программа развития ДВФУ - Текст: электронный// ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» : [сайт]. - URL: https://2030.dvfu.ru/fefu-in-priority2030/ (дата обращения 01.08.2024).
46 НИУ ВШЭ Программа развития до 2030 года - Текст: электронный // ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : [сайт]. - URL: https://www.hse.ru/prog2030/prog3#anc4 (дата обращения 01.08.2024).
47 Программа развития НГУ - Текст: электронный// ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»: [сайт]. - URL: https://education.nsu.ru/priority2030 / (дата обращения 01.08.2024).
48 Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет» на 2023-2032 годы - Текст: электронный// ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет» : [сайт]. - URL: https://www.vvsu.ru/about/development-program / (дата обращения 01.08.2024).
49 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 293 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу» // СПС «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895524 / (дата обращения: 29.07.2024).
EDN: BTNQTD
О.А. Гешко - к.э.н., Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],
O.A. Geshko - candidate of economic, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.
АНАЛИЗ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ANALYSIS OF THE SUPRA-PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL POTENTIAL
Аннотация. Статья посвящена такой актуальной теме, как развитие социально-предпринимательского потенциала молодежи. Подчёркивается, что успешная деятельность в системе «учитель - ученик» требует развития надпрофессиональных компетенций студентов -будущих педагогов. В работе используется авторский диагностический материал, основанный на изучении уровня сформированности надпрофессиональных компетенций, отвечающих за социально предпринимательское видение специалистов сферы образования, их способность к предпринимательскому мышлению, имеющую социальную миссию. В исследовании приняли участие 3738 студентов из 29 педагогических университетов России. Для получения эмпирических данный респонденты прошли обезличенный онлайн-опрос, оценивая степень своего согласия/несогласия с утверждениями в рамках трех компонентов модели социально-предпринимательских компетенций: мотиваци-онно-ценностный, деятельностно-проектировочный и рефлексивно-оценочный. Результаты исследования указывают на наличие в педагогических вузах социально ориентированной среды, способствующей формированию у будущих педагогов надпрофессиональных компетенций в области социального бизнеса и целевой направленности на решение социальных проблем российского общества. Обнаружены дефициты в развитии рискологические компетенций и навыков, касающихся выявления, диагностики и решения социальных проблем посредством реализации социально-предпринимательских проектов.
Abstract. The article is devoted to such an urgent topic as the development of the socio-entrepreneurial potential of youth. It is emphasized that successful activity in the teacher-student system requires the development of supra-professional competencies of students - future teachers. The work uses the author's diagnostic material based on the study of the level of formation of supra-professional competencies responsible for the socially entrepreneurial vision of specialists in the field of education, their ability to entrepreneurial thinking, which has a social mission. The study involved 3,738 students from 29 pedagogical universities in Russia. To obtain empirical data, respondents underwent an impersonal online survey, assessing the degree of their agreement/disagreement with statements within the framework of three components of the model of socio-entrepreneurial competencies: motivational-value, activity-design and reflexive-evaluative. The results of the study indicate the presence in pedagogical universities of a socially oriented environment that contributes to the formation of future teachers of supra-professional competencies in the field of social business and a targeted focus on solving social problems of Russian society. Deficits in the development of risk-based competencies and skills related to the identification, diagnosis and solution of social problems through the implementation of socio-entrepreneurial projects have been found.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал молодежи, надпрофессиональные компетенции, пространство социального предпринимательства.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial potential of youth, supra-professional competencies, social entrepreneurship space.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития России является главной целью, достижение которой требует консолидации усилий различных структур. Еще в начале 2024 года эксперты рассматривали различные сценарии роста экономических показателей, от оптимистичных до менее позитивных. При этом президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях обращал внимание на то, что национальная экономика отличается достаточным запасом прочности, который позволит ей, сохраняя свой потенциал, уверенно идти вперед. Рост ВВП по итогам 2023 года составил 3,5 % - это говорит об активном восстановлении экономики. Однако несмотря на то, что страна «отыграла» падение предыдущего периода на сегодняшний день проблем все ещё хватает. Новые вызовы приводят к повышению уровня инфляции, наблюдаемому дефициту трудовых ресурсов в различных отраслях и сферах, росту цен, а также трудностям в импортозамещении и прочим последствиям. Текущая ситуация и важность осуществления превентивных мер по смягчению последствий кризиса и последующего развития экономики обуславливают необходимость принятия соответствующих решений.
Сегодня в фокусе внимания властей находится молодежное предпринимательство. Основной рабочей силой современной России стали лица, родившиеся в период с середины 1990-х годов до 2012 года. Согласно теории поколений - это так называемые «зумеры» [1]. Исследователи отмечают их больший предпринимательский потенциал ввиду свободного владения цифровыми технологиями и пониманием того, как можно добиться огромного успеха, посредством их применения. Проведенный теоретический анализ поводил сделать вывод о том, что
Вестник Академии знаний № 5 (64), 2024_553
теория поколений сопряжена с временными периодами экономического роста в государствах. Поэтому предпринимательская инициатива поколения Z обещает стать драйвером для отечественной экономики. Таким образом, динамика и масштабы инвестиций, появление «прорывных» технологий, скорость нововведений, а также в целом темпы экономического роста в том числе находятся в зависимости от наличия в обществе молодежного предпринимательства и уровня его использования.
В текущем году истекает срок реализации 14-ти национальных проектов, которые были приняты к реализации с 2018 г. в качестве главного инструмента на пути достижения целей развития государства на ближайшие пять лет. Один из них напрямую связан с повышением уровня предпринимательской активности граждан. Это проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Минэкономразвития опубликовало данные, согласно которым в 2023 г. был отмечен рост на 65 % по сравнению с 2019 г. числа индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в возрасте до 25 лет. Повышение активности бизнеса во многом обусловлено той поддержкой, которая предоставляется молодым ИП в рамках указанного национального проекта. В том числе благодаря целенаправленной работе по содействию занятости молодёжи на период до 2030 года.
В февраля 2024 года, выступая с ежегодным Послание Федеральному Собранию, Владимир Путин анонсировал запуск одного из новых проектов - «Молодежь России». Он актуализирует вопросы образования и воспитания подрастающего поколения, направлен на интеграцию различных мер поддержки в рамках единого механизма. Одним из аспектов выступает молодежное предпринимательство. Для будущего страны важно создавать условия для развития предпринимательской деятельности молодежи, поэтому сегодня развитию их предпринимательского потенциала отводится особая роль. Вывод наиболее активной группы населения на рынок труда призван обеспечить «вливание» в отечественную экономику производительной силы, обладающей такими качествам как активность, мобильность и готовность к осуществлению изменений, внедрению инноваций.
Сегодня исследователи говорят о необходимости развития не просто предпринимательских, а социально ориентированных предпринимательских компетенций. Причем у обучающихся не только «экономических» и «управленческих» направлений подготовки, но и студентов педагогических вузов. В сложившихся условиях обществу нужны «агенты» изменений в социальном секторе, т.е. социальные предприниматели, способные предложить новаторские подходы в решении социальных проблем. Исследовательский коллектив кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Омского государственного педагогического университета в течение нескольких лет занимается изучением проблем социального предпринимательства в сфере высшего образования и формирования предпринимательских компетенций молодежи. В фокусе внимания находятся будущие учителя, рассматриваемые как важный элемент системы «учитель - ученик», играя важную роль в стимулировании интереса школьников к предпринимательским знаниям и навыкам, в том числе в области социального предпринимательства. Деятельность университетов, осуществляющих подготовку учителей представляет интерес с точки зрения создания организационно-педагогических условий, способствующих формированию предпринимательских качеств будущих педагогов. Положив в основу принцип формирования надпрофессиональных компетенций, Гешко О.А. и Геращенко И.П. предложили авторскую модель формирования социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов педагогических вузов [3]. Три компонента позволяют сделать выводы о мотивационно-ценностных ориентирах студенческой молодежи в области социального предпринимательства; определить особенности реализации современным педагогом метапредметного подхода в процессе взаимодействия с обучающимися по вопросам ведения социально ориентированного бизнеса; оценить уровень сформиро-ванности умений и навыков выбора для школьников с учетом их индивидуальных особенностей соответствующей образовательной траектории в области социально ориентированного предпринимательства. На основании модели был разработан диагностический инструментарий для оценки социально-предпринимательских компетенций студентов - будущих учителей.
Проведенное исследование основано на предположении о том, что между уровнем сформированности указанных компетенций и сложившейся средой социально ориентированного образовательного предпринимательства в педагогическом вузе существует прямая связь, оказывающая первостепенное влияние на формирование надпрофессиональных компетенций будущих педагогов в области создания и ведения социального бизнеса, осуществления деятельности по развитию социально-предпринимательской культуры обучающихся. В качестве методов использован онлайн-опрос, результаты которого предоставлены в обезличенном виде в формате статистики. Обработка полученных данных велась с помощью пакета анализа данных MS Excel. Общее число респондентов составило 3738 чел. - студенты 29 педагогических вузов от Азовского государственного педагогического университета до Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Из числа опрошенных доля обучающихся первого курса составила 37 %, второго курса - 27,5 %; третьего курса - 19,9 %, четвертого - 11,6 % и пятого - 3,9 %.
Результаты ответов на вопросы «мотивационно-ценностного» блока указывают на то, что 1465 респондентов с небольшой «ноткой» сомнения осознают важность развития социального предпринимательства в нашей стране, при этом утвердительно ответили 1433 человека (рисунок 1).
Доля студентов, которые мотивированы на осуществление своего посильного вклада в решение общественных проблем составляет почти 32 % от числа опрошенных. Более 50 % из числа респондентов отличает стремление к повышению уровня знаний и самообразованию, в том числе в сфере социального предпринимательства и применения полученных навыков для реализации предпринимательских решений.
ыда мнет искорееда.чем нет ы скорее нет, чем да и
Рисунок 1 - Ответы респондентов на вопрос о понимании сущности и роли социального предпринимательства в развитии современного общества
Таким образом, половина студентов педагогических вузов, принявшие участие в исследовании, характеризуются высоким уровнем зрелости как индивидуально-личностным ресурсом, выражающимся в ответственном социальном поведении и стремлении к активным намерениям в сфере социального предпринимательства.
Что касается развития предпринимательского мышления и системного взгляда на социальные проблемы то лишь 7 % респондентов считают, что у них еще не сформировано умение анализа существующих социальных проблем и поиска возможностей их решения посредством организации и ведения социально ориентированного бизнеса (рисунок 2).
■ да "нет скорее да, чем нет ■ скорее нет, чем да
Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос о понимании существующих социальных проблем российского общества и возможности их эффективного решения средствами социально ориентированного бизнеса
Из 3738 студентов 1107 чел. (29,6 %) выражают полную готовность к осуществлению активной инновационной деятельности в области социального предпринимательства. Сомневаются в этом, но все же склоняются к утвердительному ответу 35,7 % респондентов и лишь 11 % считают себя неспособными к социально предпринимательским инициативам.
В целом результаты исследования дескрипторов компетенций мотивационно-ценностного компонента студентов позволяют сделать вывод о том, что почти 70 % из числа опрошенных понимают и разделяют необходимость развития социального предпринимательства как особой формы ведения бизнеса и выражают свою готовность к интеграции предпринимательской повестки в свою будущую профессиональную деятельность в рамках образовательной среды и воспитательного пространства школы.
В рамках деятельностно-проектировочного компонента анализ осуществлялся по двум рубрикаторам. Оценивались коммуникативные компетенции и способности работать в команде для реализации предпринимательских решений, выявлялись навыки проектирования и управления рисками в процессе реализации предпринимательских проектов. Так более 60 % респондентов считают, что обладают компетенциями для выстраивания деловых коммуникаций в процессе достижения целей предпринимательской деятельности, в том числе в социальной сфере. При этом 27,7 % студентов отмечают необходимость развития навыков, касающихся выявления, диагностики и решения социальных проблем посредством реализации социально-предпринимательских проектов. Анализ данных показал, что одинаково были продемонстрированы негативные и позитивные проявления, касающиеся метапредметных качеств, к которым в рамках проведенного исследования отнесены знания и умения в области проектирования и управления рисками. Таким образом, рискологические компетенции респондентов требуют развития.
Матрица дескрипторов рефлексивно-аналитического компонента направлена на выявление степени готовности студентов к осуществлению предпринимательской деятельности на основе оценки системы мотивов в достижении социально-значимой цели и формировании социально-предпринимательской позиции молодёжи. Почти 80 % респондентов рассматривают социальное предпринимательство как важный инструмент обеспечения устойчивого развития общества. И лишь 778 чел. не готовы использовать новые возможности для решения социальных проблем и принимать активное участие в достижении социально значимых целей средствами предпринимательской деятельности. На диаграмме рисунка 3 представлены ответы студентов относительно готовности к проявлению предпринимательских инициатив.
Вестник Академии знаний № 5 (64), 2024_555
Проведенный анализ надпрофессиональных компетенций студентов педагогических вузов, принявших участие в исследовании, позволил сделать вывод о том, что большинство из них отличается целевой направленностью на решение социальных проблем российского общества. При этом будущие педагоги готовы внести свой вклад и выступают за устойчивые изменения и достижение измеримых социальных результатов за счет реализации предпринимательских проектов.
■ да «нет скорее да, чем нет ■ скорее нет, чем да
Рисунок 3 - Ответы респондентов на предмет готовности к осуществлению предпринимательской деятельности
Сегодня создаются условия включения молодёжи в предпринимательскую повестку. Государство принимает важные меры, направленные на формирование нового поколения предпринимателей, обладающих необходимым потенциалом для решения социально-экономических проблем. Для будущих учителей важно не только получить хорошее базовое педагогическое образование, необходимо продолжать работу университетов по выстраиванию наставнической деятельности в области социально предпринимательского проектирования. Также важна поддержка ценностей предпринимательского духа в школах, где педагог - это проводник, понимающий, разделяющий идеи и цели проявления социальной активности в формате бизнеса. Источники:
1. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / СЗО В. В. Семенова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 271 с.
2. Алексеенко Е.В., Коваленко Е.В., Геращенко И.П. Актуальность формирования компетенций студентов в сфере социального предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33125 (дата обращения: 22.09.2024).
3. Гешко О.А., Геращенко И.П. Диагностика сформированности социально ориентированных предпринимательских компетенций у студентов на основе анализа надпрофессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2024. - N° 4. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33585 (дата обращения: 22.09.2024).
EDN: DNHPSO
М.А. Горшкова - магистр государственного аудита, советник Частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации», Москва, Россия, [email protected],
M.A. Gorshkova - MSc (State Audit), Adviser to Science and Innovations - Nuclear Industry Scientific Development, Private Enterprise, Moscow, Russia;
Р.С. Абрамова - к.э.н., старший преподаватель кафедры Финансового и инвестиционного менеджмента факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
R.S. Abramova - candidate of economic sciences, senior lecturer, Department of Financial and Investment Management, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ОЦЕНКА ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ASSESSMENT OF TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF CIVIC SCIENCE IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Опережающее развитие сферы научных исследований и разработок в 2022-2024 годах приобрело критическое значение. Для преодоления негативных последствий разрыва отдельных международных научно-технических кооперационных связей, а также для поддержки российской науки выработан ряд мер по адаптации и донастройки государственного управления в сфере гражданской науки. На основе результатов ранее осуществленных мероприятий в настоящий момент стоит задача по увеличению уровня независимости в сфере научных исследований и разработок с целью достижения технологического суверенитета государства. При этом поддержка научных проектов в условиях ограниченности ресурсов становится возможной лишь при обеспечении ряда мер, направленных не только на экстенсивное увеличение их финансирования, но также и на максимизацию эффективности расходования средств, направляемых на научные исследования и разработки.
Abstracts. The advanced development of the R&D sector has become crucial during the period from 2022 to 2024. In order to overcome the negative consequences of the rupture of certain parts of the international scientific and technical cooperation and to support Russian science, a number of measures have been fulfilled to adapt and transform public administration in the field of civil science. The current goal is to increase independence in the field of science and technology to ensure the technological sovereignty of the Russian Federation. At the same time, support for scientific projects with limited resources becomes possible only if a number of measures are provided, which aimed not only at an extensive increase in their financing, but also at maximizing the efficiency of spending funds on research and development sector.
Ключевые слова: наука, технологии, научно-технологическое развитие, технологический суверенитет, государственное управление, бюджетная политика, научно-техническая политика, федеральный бюджет.
Keywords: science, technology, scientific and technological development, technological sovereignty, public administration, budget policy, science and technology policy, federal budget.