анализ мотивационных приоритетов потребителей образовательных услуг
motivational priorities analysis of consumers of educational services
ПОЛУЧЕНО 30.04.2015 ОДОБРЕНО 04.05.2015 ОПУБЛИКОВАНО 17.06.2015 УДК 373 DOI 10.12737/12096
БУЛГАКОВА B.B.
Студентка 1-го курса, направления подготовки «Менеджмент» Бийского технологического института
BULGAKOVA V.V.
1st-year Student of the Direction of Preparation "Management", Biysk Institute of Technology, Biysk е-mail: [email protected]
Данная статья отражает логику и аккумулирует основные результаты исследования мотивационных приоритетов студентов-первокурсников БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова и потенциальных абитуриентов (учащихся выпускных классов г. Бийска), выполненного в сентябре-октябре 2014 г. Данное исследование показывает, насколько респонденты серьезно относятся к получению высшего образования и выбора вуза, что для них является важным атрибутом будущего высшего учебного заведения, которое они выберут для продолжения обучения. Также данное исследование позволяет определить, изменяется ли мотивационный профиль респондентов под воздействием параметрических характеристик, таких как: пол, успеваемость, специальность и т.д., и наблюдаются ли отличия в мотивах получения высшего образования и выбора вуза у потенциальных и реальных абитуриентов.
Ключевые слова: мотивы, респонденты, образование, абитуриенты, приоритеты. Abstract
The article discloses logic and accumulates key findings of the research of motivational priorities of first-year students of Biysk technological Institute (branch) and potential applicants (graduating students of high school of Biysk town). The research was conducted in the autumn 2014. This research shows how much seriously respondents take higher education and choice of the University and what an important thing of their future university is. Also the research let us determine if respondents' motivational profile changes because of parametric characterization such as sex, academic progress, specialisation, etc, and if there are some differences in motives of getting higher education and choice of the university of potential and real applicants.
Keywords: motives, respondents, education, applicants, priorities.
введение
Высшая школа уже в течение нескольких десятилетий находится в состоянии постоянного реформирования. К негативным последствиям модернизации сферы образования можно отнести то, что вузовские модели управления были не готовы к реформе высшей школы, в результате чего произошло замедление реализации реформ высшего образования [2]. Правомерно отметить и то, что под натиском реформ образование превращается в услугу, предоставляемую на рыночных условиях. Другими словами, капитал знаний конвертируется в капитал денежный [1]. По мнению большинства специалистов, проведенные реформы имеют больше отрицательных последствий, чем положительных. И к одной из главных причин такого явления можно отнести большой разрыв, наблюдаемый между практикой реформаторства и социологическим обоснованием необходимости тех или иных изменений [3].
Отметим, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, число высших учебных заведений Российской Федерации значительно выросло всего за пару десятилетий. И даже если нынешние реформы направлены на сокращение высших учебных заведений, мы наблюдаем, что число образовательных учреждений остается также на порядок выше, чем в 1990-х гг. Причем рост происходит за
счет открытия частных высших школ [4]. В связи с постоянными изменениями в сфере образования и ростом конкуренции на рынке образовательных услуг возникает необходимость в исследовании мотивов получения высшего образования и критериев выбора вуза.
Результаты анализа мотивационных приоритетов студентов нашли отражение в исследовательских работах многих авторов (В.А. Далинтер, И.В. Гладкая, О.В. Виштак, И.А. Карата-бан, О.С. Кошевой, С.А. Мордвинкина, А.Е. Палагина и др.).
В частности, И.В. Гладкая отмечает, что знание и понимание мотивационной направленности современных студентов поможет скорректировать преподавателям и администрации образовательного учреждения процесс их профессионального становления [5].
О.В. Виштак подчеркивает: «Исследование мотивационных особенностей абитуриентов и студентов служит исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебного процесса и координации всех видов работы кафедры. Оно помогает совершенствовать профессиональную ориентацию, осуществить прогнозирование образовательного процесса в вузе» [6].
И.И. Харченко отмечает, что важность подобных исследований заключается в том, что российское общество претерпевает быструю и глубокую трансформацию, что отражается во всех сферах жизни людей, в их сознании и поведении.
Автор подчеркивает, что коренным образом изменились условия самореализации молодого поколения, их нормы и ценности, механизмы включения молодежи в различные сферы общественной жизни, важнейшим из которых является сфера образования [9].
И.А. Каратабан считает, что выявление мотивации высшего образования в современном мире играет огромную роль в связи с изменениями, произошедшими на рынке образовательных услуг, которые привели к усложнению форм перехода от школьного образования к высшему [7].
Другие авторы утверждают, что на сложившемся рынке образовательных услуг отсутствует эффективное и оперативное взаиморегулирование запросов и предложений, поэтому целесообразно проводить глубинное исследование рынка, а именно потребностей абитуриента в данной сфере. Причем данная проблема связана не только с рынком образовательных услуг, но и с рынком труда, на котором наблюдается нехватка кадров дефицитных профессий. Поэтому еще на стадии профориентации выпускника школ необходимо его нацелить на получение ключевых направлений, необходимых сейчас обществу [10].
Не стоит забывать и о том, что национальность в вопросе мотивации также очень важна. Каждый народ имеет свою особую культуру, менталитет, а из этого следует, что мотива-ционная структура личностей разной национальности будет в той или иной мере отличаться [11].
Несмотря на интерес и большое количество исследований, посвященных данной проблематике, вопрос мотивации студентов остается открытым. Ведь при исследовании этого вопроса стоит учитывать, что факторы внешней и внутренней среды оказывают сильное влияние на мотивацию учащихся как высших школ, так и средних. Учитывая то, что эти факторы находятся в постоянном изменении, можно сделать вывод, что данное исследование актуально и должно стать частью образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Цели и задачи исследования
В рамках изучения данной темы среди студентов БТИ АлтГТУ и учеников выпускных классов г. Бийска было проведено исследование «Анализ мотивов получения высшего образования потребителями образовательных услуг», преследовавшее три цели:
1) ранжирование мотивов получения высшего образования;
2) анализ критериев, обосновывающих выбор вуза;
3) выявление мотивационных приоритетов выбора специальности (направления подготовки).
Достижению данных целей способствовало решение трех основных задач:
1) разработка инструментария, предназначенного для сбора первичной информации (анкета респондента);
2) обоснование состава респондентов;
3) опрос целевой аудитории и анализ мотивов выбора вуза и получения высшего образования.
Перечень исследовательских задач обосновал структуру и логику исследования.
Разработка анкеты и ее апробация
Апробация предложенного исследовательского замысла впервые проводилась летом 2013 г. [8], затем в сентябре-октябре 2014 г.
В качестве респондентов были выбраны студенты-первокурсники БТИ АлтГТУ (всего было опрошено 143 студента, из которых девушки — 38% и юноши — 62%) и учащиеся выпускных классов г. Бийска (всего опрошено 67 человек, в том числе девушки — 52% и юноши — 48%).
Центром аналитических исследований (ЦАИ) БТИ АлтГТУ были разработаны адресные (по группам респондентов) анкеты, аккумулирующие два блока: 1) параметрический, предназначенный для идентификации респондентов (выявление их пола, возраста, успеваемости, специальности и др.); 2) целевой, объединяющий вопросы, ответы на которые сформируют информационную основу построения мотивацион-ного профиля.
Параметрический блок анкеты студентов включал следующие вопросы:
1) пол респондента;
2) среднее образовательное учреждение;
3) предметы, по которым респондент сдавал ЕГЭ;
4) проходной балл респондента в БТИ;
5) факультет;
6) специальность (направление подготовки);
7) основа обучения (бюджет, контракт).
Данный блок анкеты потенциальных респондентов имел ряд отличий и включал в себя такие вопросы, как:
1) пол респондента;
2) среднее образовательное учреждение;
3) каковы успехи респондента в учебе (круглый отличник, «с пятерки на четверку», «хорошист», троечник).
Что касается целевого блока, то вопросы в нем и варианты ответов в анкете студентов и потенциальных абитуриентов не отличались.
Первый вопрос целевого блока звучал следующим образом: «Главный мотив получения высшего образования для тебя?»
Респондентам были предложены варианты ответов.
1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда.
2. Высокий социальный статус в обществе.
3. Желание продолжать обучение, получить новые знания.
4. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея).
5. Попытка избежать (или хотя бы отсрочить) службу в армии.
6. Настрой родителей.
7. Что-то другое.
Второй вопрос звучал так: «Какие критерии важны для тебя при выборе вуза?» и предлагал следующие варианты ответов.
1. Положительный имидж.
2. Высокое качество образовательных услуг.
3. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежитие и т.д.).
4. Наличие бюджетных мест.
5. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе.
6. Наличие желаемой специальности (направления подготовки).
7. Успешное трудоустройство выпускников.
8. Близость от дома.
9. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений.
10. Другое.
Третий вопрос присутствовал только в анкете, предназначенной для студентов, и формулировался следующим образом: «Какие критерии обосновали твой выбор специальности (направления подготовки)?»
Ответы на него предполагались следующие.
1. Престижность.
2. Востребованность на рынке труда.
3. Положительный имидж (высокое качество профессиональной подготовки), сформированный выпускниками.
4. Наличие бюджетных мест.
5. Низкий проходной балл.
6. За компанию с друзьями.
7. Рекомендации профориентаторов.
8. Перечень предметов ЕГЭ.
9. Получение адресного письма, гарантирующего льготы при поступлении.
10. Высокая стипендия.
11. Профессиональная пригодность (семейная династия).
12. Совет родителей, учителей, знакомых.
13. Рекомендация члена приемной комиссии.
14. Совершенно случайно (было все равно).
15. Затрудняюсь ответить.
Результаты исследования
Как показали результаты исследования 2014 г., абсолютным мотивом-лидером получения высшего образования для студентов является престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда (59%), причем в разрезе декомпозиций изменений не наблюдается. Помимо данного мотива высокую
значимость для студентов имеют два мотива: высокий социальный статус в обществе (9%) и желание продолжать обучение, получить новые знания (17%). К мотивам с низкой значимостью студенты отнесли следующие: нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) (2%); попытка избежать (или хотя бы отсрочить) службу в армии (2%); настрой родителей (3%) (табл. 1 и 2).
Мнения учащихся выпускных классов несущественно отличаются от мнения студентов. Для данной категории респондентов мотив «высокий социальный статус» (44%) имеет первый ранг значимости; соответственно, на втором месте (36%) мотив «престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда». Подчеркнем — начиная с третьей позиции различий не наблюдалось (табл. 3).
Необходимо подчеркнуть, что относительно критериев выбора вуза мнения студентов и потенциальных абитуриентов
Таблица 1
Мотивационный профиль получения высшего образования студентами-первокурсниками БтИ АлтгтУ им. И.И. Ползунова
Анализируемый мотив Всего Пол Проходной балл
мужской женский 98-129 130-161 162-193 194-228
1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 60 60 59 56 54 66 75
2. Высокий социальный статус в обществе 9 7 12 6 11 8 6
3. Желание продолжать обучение, получить новые знания 17 17 17 25 18 16 6
4. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 2 2 2 0 1 4 0
5. Попытка избежать (или хотя бы отсрочить) службу в армии 2 3 0 6 2 0 0
6. Настрой родителей 4 3 5 6 4 4 0
7. Что-то другое 7 8 6 0 11 2 13
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 2
Мотивационный профиль получения высшего образования студентами-первокурсниками БтИ АлтГтУ им. И.И. Ползунова, %
Анализируемый мотив Факультет Основа обучения
ИСТ МФ ФИТАУ ХТиМ ЭФ Бюджет Контракт
1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 54 59 65 61 60 59 60
2. Высокий социальный статус в обществе 15 7 8 4 11 9 9
3. Желание продолжать обучение, получить новые знания 23 10 12 25 16 17 16
4. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 0 3 8 0 0 3 0
5. Попытка избежать (или хотя бы отсрочить) службу в армии 0 3 0 0 4 1 4
6. Настрой родителей 4 3 4 0 5 3 5
7. Что-то другое 4 14 4 11 5 8 5
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 3
Мотивационный профиль получения высшего образования потенциальными абитуриентами, %
Анализируемый мотив Всего Пол Успехи в учебе
мужской женский отличник с 5 на 4 хорошист троечник
1. Престижное трудоустройство с достойным уровнем оплаты труда 36 36 35 0 20 37 50
2. Высокий социальный статус в обществе 44 39 48 100 60 41 33
3. Желание продолжать обучение, получить новые знания 14 12 15 0 10 16 8
4. Нежелание устраиваться на работу сразу после школы (лицея) 1 3 0 0 0 2 0
5. Попытка избежать (или хотя бы отсрочить) службу в армии 0 0 0 0 0 0 0
6. Настрой родителей 0 0 0 0 0 0 0
7. Что-то другое 5 9 3 0 10 4 8
Итого 100 100 100 100 100 100 100
разошлись. Студенты считают наиболее важными атрибутами «своего вуза»: 1) возможность жить во время учебы в семье, в родном городе (21%); 2) наличие бюджетных мест (16%) (табл. 4 и 5).
Потенциальные абитуриенты отдают предпочтение критерию-лидеру «высокое качество образовательных услуг» (22%),
а критерием-аутсайдером считают «близость от дома» (3%). Это можно объяснить тем, что многие абитуриенты, проживающие в провинциальных городах, стремятся переехать в более крупные населенные пункты, в которых, как полагают ученики выпускных классов, больше перспектив и возможностей (табл. 6).
Таблица 4
Мотивационный профиль выбора вуза студентами-первокурсниками БтИ АлтПУ им. И.И. Ползунова, %
Анализируемый мотив Всего Пол Проходной балл
мужской женский 98-129 130-161 162-193 19-228
1. Положительный имидж 4 4 5 6 5 3 2
2. Высокое качество образовательных услуг 11 12 11 18 11 9 12
3. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.) 3 3 4 9 2 3 2
4. Наличие бюджетных мест 16 18 14 12 16 15 24
5. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе 21 20 23 21 21 23 17
6. Наличие желаемой специальности (направления подготовки) 15 16 15 9 13 22 17
7. Успешное трудоустройство выпускников 7 7 6 6 9 5 2
8. Близость от дома 15 15 14 12 16 12 15
9. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений 5 5 4 3 6 3 5
10. Другое 3 2 4 3 1 5 2
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 5
Мотивационный профиль получения высшего образования студентами-первокурсниками БтИ АлтгтУ им. И.И. Ползунова, %
Анализируемый мотив Факультет Основа обучения
ИСТ МФ ФИТАУ ХТиМ ЭФ бюджет контракт
1. Положительный имидж 5 3 0 3 7 3 7
2. Высокое качество образовательных услуг 11 15 12 7 12 11 13
3. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.) 6 5 2 0 5 2 5
4. Наличие бюджетных мест 19 25 24 20 3 23 1
5. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе 18 17 18 25 24 20 25
6. Наличие желаемой специальности (направления подготовки) 11 14 24 14 16 15 16
7. Успешное трудоустройство выпускников 6 7 0 12 7 6 8
8. Близость от дома 16 12 16 10 17 13 18
9. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений 5 3 4 7 4 5 4
10. Другое 2 2 0 1 6 2 5
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 6 Мотивационный профиль выбора вуза потенциальными абитуриентами, %
Анализируемый мотив Всего Пол Успехи в учебе
мужской женский отличник С 5 на 4 хорошист троечник
1. Положительный имидж 9 7 11 0 11 8 15
2. Высокое качество образовательных услуг 22 20 24 33 19 25 11
3. Развитая инфраструктура (спортивная база, библиотека, столовая, общежития и т.д.) 7 11 2 0 7 7 7
4. Наличие бюджетных мест 17 16 18 33 15 15 22
5. Возможность жить во время учебы в семье, в родном городе 3 3 2 0 3 4
6. Наличие желаемой специальности (направления подготовки) 20 20 19 0 22 21 15
7. Успешное трудоустройство выпускников 16 14 18 33 15 14 22
8. Близость от дома 2 3 1 0 4 3 0
9. Принадлежность к системе государственных образовательных учреждений 3 4 1 0 4 3 4
10. Другое 2 1 2 0 0 3 0
Итого 100 100 100 100 100 100 100
В процессе анкетирования респондентам задавался вопрос: «Какие критерии обосновали твой выбор специальности (направления подготовки)?» По утверждению большинства опрошенных, это: 1) востребованность на рынке труда (24%); 2) престижность (14%). Между тем при ранжировании анализируемых критериев в разрезе факультетов были выявлены некоторые отклонения от «усредненного (обобщенного)» мнения. В частности, студенты факультета химической технологии и машиностроения относят мотив «престижность» специальности (4%) к мотивам с низкой значимостью (табл. 7 и 8).
ВыВОды
Исследование показало, что для абитуриентов и студентов имеет большое значение то, как их жизнь сложится в дальнейшем, насколько их профессия будет актуальной и востре-
бованной. Не стоит забывать и о материальной стороне вопроса. Каждый из опрошенных желает по окончании вуза иметь достойный уровень заработной платы.
Исследование мотивации студентов представляет интерес и для провинциальных вузов, в связи с тем что многие абитуриенты стремятся переехать из малонаселенных пунктов в крупные города, с развитой инфраструктурой. Представляется, что использование вузами полученной информации в качестве информационной основы стратегии повышения конкурентоспособности на целевом рынке образовательных услуг поможет успешно решить проблему с набором абитуриентов.
Систематическое исследование мотивов получения высшего образования и выбора вуза позволит высшим учебным заведениям спрогнозировать и выявить те моменты, которые
Таблица 7
Мотивационный профиль выбора специальности студентами-первокурсниками БтИ АлтПУ им. И.И. Ползунова, %
Анализируемый мотив Всего Пол Проходной балл
мужской женский 98-129 130-161 16-193 194-228
1. Престижность 14 13 15 17 11 13 25
2. Востребованность на рынке труда 23 25 22 14 23 28 22
3. Высокое качество профессиональной подготовки 8 10 6 10 9 5 8
4. Наличие бюджетных мест 13 17 9 7 14 14 14
5. Низкий проходной балл 3 4 1 17 1 2 0
6. За компанию с друзьями 1 1 2 3 1 0 0
7. Рекомендации профориентаторов 3 3 4 3 3 5 3
8. Перечень предметов ЕГЭ 11 7 16 3 10 15 8
9. Получение адресного письма, гарантирующего льготы при поступлении 0 0 0 0 0 0 0
10. Высокая стипендия 3 5 1 7 3 1 6
11. Профессиональная пригодность (семейная династия) 1 1 2 3 1 1 0
12. Совет родителей, учителей, знакомых 9 8 11 7 12 6 8
13. Рекомендация члена приемной комиссии 5 3 7 3 7 5 0
14. Совершенно случайно (было все равно) 2 1 5 3 1 5 3
15. Затрудняюсь ответить 3 4 1 0 3 2 3
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Анализируемый мотив Факультет Основа обучения
ИСТ МФ ФИТАУ ХТиМ ЭФ бюджет контракт
1. Престижность 11 10 20 4 20 12 18
2. Востребованность на рынке труда 17 30 29 25 20 24 22
3. Высокое качество профессиональной подготовки 9 8 4 12 7 7 9
4. Наличие бюджетных мест 19 20 22 12 4 20 1
5. Низкий проходной балл 0 4 2 4 4 2 4
6. За компанию с друзьями 0 0 0 2 2 0 2
7. Рекомендации профориентаторов 9 6 0 2 2 4 2
8. Перечень предметов ЕГЭ 9 0 6 9 20 6 19
9. Получение адресного письма, гарантирующего льготы при поступлении 0 0 0 0 0 0 0
10. Высокая стипендия 6 4 2 7 0 5 0
11. Профессиональная пригодность (семейная династия) 2 0 2 0 2 1 1
12. Совет родителей, учителей, знакомых 2 8 6 14 12 7 13
13. Рекомендация члена приемной комиссии 11 2 2 11 2 6 3
14. Совершенно случайно (было все равно) 0 4 4 0 3 2 3
15. Затрудняюсь ответить 6 4 0 0 3 2 3
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 8
Мотивационный профиль выбора специальности студентами-первокурсниками БтИ АлтгтУ им. И.И. Ползунова, %
для студентов являются значимыми при поступлении, и те, что отодвигаются на второй план. Это, в свою очередь поможет сформировать вузу свою программу привлечения абитуриентов, что, безусловно, в связи с нынешним положением сферы образовательных услуг выходит на первый план, так как конкуренция между вузами с каждым годом набирает обороты.
литература
1. Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 134-142.
2. Елисеева А.М. Готовность моделей вузовского управления к реформе высшей школы // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 131-134.
3. ШпакЛ.Л. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 116-119.
4. Сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks. га/, свободный.
5. Гладкая И.В. Мотивация и мотивы получения высшего профессионального образования современными студентами // Вестник Тогирро. 2012. № S1. С. 66-74.
6. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135-138.
7. Каратабан И.А. Мотивация и доступность высшего образования в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 2. С. 167-175.
8. Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н. Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов вузов // Гуманизация образования. 2013. № 5. С. 48-53.
9. Харченко И.И. Образовательные и профессиональные стратегии молодежи: сигналы среды и индивидуальные
мотивы // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. 2008. Гл. 21. С. 457—492.
10. Сайт «Rudocs.exdocs». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. mdocs.exdocs.com,свободный.
11. Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1988. 187 p.
REFERENCES
1. Tavokina E. P. Russian education under the gun «reforms». Sociological researches. 2012, I. 8, pp. 134—142. (in Russian)
2. Eliseev A.M. Ready models of university management to reform the Higher School. Sociological researches. 2009, I. 12, pp. 131—134. (in Russian)
3. Shpak L.L. Reform of higher education: a review of the teacher. Sociological researches. 2005, I. 8, pp. 116—119. (in Russian)
4. Site «Rosstat» Available at: http://www.gks.ru/, free.
5. Smooth I.V. Motivation and motives of higher vocational education of modern students. Herald Togirro.2012, I. S 1, pp. 66—74. (in Russian)
6. Vishtak O.V. Motivational preferences of applicants and students. Sociological researches. 2003, I. 2, pp. 135—138. (in Russian)
7. Karataban I. A. Motivation and accessibility of higher education in modern Russia. Herald of Adygeya State University. 2011, I. 2, pp. 167-175. (in Russian)
8. Milyaeva L.G., Bavykina E.N. The method of constructing the motivational profile of potential entrants universities. Human-ization of education. 2013, I. 5, pp. 48-53. (in Russian)
9. Kharchenko I.I. Educational and professional youth strategy: environmental signals and individual motives. Russia and Russians in the new century: challenges and horizons of development. 2008, Part. 21, pp. 457-492. (in Russian)
10. Site «Rudocs.exdocs». Available at: www.rudocs.exdocs.com, free.
11. Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1988. 187 p.