яния, планированием и внутренним учетом. То есть в небольшой по размерам организации руководитель или его заместитель в состоянии выполнять функции контроллера по информационно-аналитическому обеспечению процесса управления.
Средние по размерам предприятия, как правило, не имеют самостоятельные службы контроллинга. Исключение могут составлять средние предприятия с годовым оборотом в сотни миллионов долларов. В таких организациях обычно специалист, выполняющий функции контроллера, работает в отделе финансового учета или планово-экономического отдела и линейно подчинен коммерческому директору. Отсутствие самостоятельных служб контроллинга на средних предприятиях имеет как недостатках, так и достоинства. Основной недостаток состоит в том, что уровень квалификации сотрудников подразделений, на которых возложено исполнение функций контроллинга, ниже, чем у профессиональных контроллеров. Основные «плюсы» следующие: меньше потребности в коммуникации и координации, более тесная и интенсивная совместная работа с руководством, что повышает оперативность в оценке ситуации и принятии управленческих решений.
На крупных предприятиях службы контроллинга практически всегда являются самостоятельными подразделениями, насчитывающими десятки служащих.
Современное развитие контроллинга происходит не только в направлении спектра решаемых задач, но и в изменении структуры временных задач на выполнение традиционных функций контроллинга. Очень часто значительная часть рабочего времени (около 50%) тратится контроллером на сбор, обработку и подготовку данных. Фактически это означает, что полдня контроллер работает как регистратор.
Затраты времени на сбор и подготовку информации желательно снизить с 50 до 30%. Это возможно сделать за счет автоматизации и стандартизации учета и обработки данных. А затраты времени на консультационную деятельность желательно увеличить до
55%, используя при этом резерв времени, высвобождаемый за счет уменьшения трудоемкости работ по поддержанию и развитию системы контроллинга. Этот резерв времени может образоваться посредством использования в системе контроллинга покупных готовых модулей.
Таким образом, ближайшие перспективы контроллинга связаны с повышением результативности работы контроллеров за счет оптимизации затрат времени на выполнение наиболее важных функций.
Долгосрочная перспектива развития контроллинга определяется главным образом следующим:
• Экономической парадигмой, т.е. господствующими представлениями о принципах и правилах взаимодействия основных участников хозяйственной деятельности. Современные системы контроллинга на большинстве предприятий создаются в рамках неоклассической парадигмы, т.е. ориентированы на максимизацию прибыли, дохода, ликвидности и т.п.
• Тенденциями развития концепций и методов управления. Это означает, что если одно предприятие использует метод управления по целям, а другое - по ситуации, то набор и содержание методов и инструментов будут различными на данных предприятиях.
• Корпоративной культурой предприятия и менталитетом работников.
Экономические парадигмы, концепции и методы управления относятся к фундаментальным факторам, определяющим долгосрочные перспективы развития контроллинга. Однако существуют и другие немаловажные факторы: уровень развития контролинга как науки, уровень квалификации управленческого персонала, а также признание практиками и учеными тезиса о том, что управление является самостоятельным видом деятельности, требующим собственных технологий для его реализации.
Указанное в формализованной форме включается в оценку эффективности вариантов моделей контроллинга организации.
АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОНТРОЛЛИНГА
Григорьева Н., аспирант Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ)
В статье проведен анализ эволюции систем управления предприятием, что позволило дать сравнительный анализ моделей контроллинга. Ключевые слова: контроллинг, анализ, предприятие.
ANALYSIS OF THE MODELS CONTROLLING
Grigorieva N., The post - graduate student, Moscow Humanitarian-Economic Institute The article analyzes the evolution of ERP systems, enabling a comparative analysis of models controlling.
Keywords: controlling, analysis, enterprise.
Согласно закону необходимого разнообразия, сформулированному Р. Эшби, для успешного функционирования система управления должна позволять принимать не меньшее разнообразие реакций, чем возможное количество и сложность изменений, происходящих в среде. В общем виде система управления предприятием обеспечивает деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Поскольку количество и сложность ситуаций во внешней среде растут, система управления организацией должна развиваться, приобретая новые качества, увеличивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуации решений.
В 50-60 годы 20 века под управлением понималось долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Долгосрочные планы были в центре внимания при выборе стратегического развития организации. В 70 годы 20 века существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с бизнесом, который был успешен, но может потерять привлекательность из-за изменения потребительских приоритетов. В 80 годы 20 века в связи с возросшей динамикой внешней среды центром стратегичности поведения фирмы становится способность отвечать на вызов со стороны окружения. Основа стратегических решений - выбор поведения фирмы в текущий момент, который при этом рассматривается как начало будущего.
Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.
В работе представлено исследование процесса развития системы и структуры управления на российских предприятиях. До 90-х годов в России существовал централизованный механизм власти, но реформа в эти годы не только окончательно уничтожила его, но и способствовала созданию рыночной инфраструктуры. В период с 1988 по 1993 г.г. происходило бурное развитие рыночной инфраструктуры, законодательное оформление практически не поспевало за формирующимися организационными формами различных рынков.
С 1988 года проводилась реформа банковской системы, переход на двухуровневую банковскую систему. На базе специализированных банков формировались коммерческие, крупные промышленные холдинги, которые также создавали собственные коммерческие банки. В 1990 году были приняты законы «О центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». О качестве созданных банковских учреждений можно судить по количеству банкротств 1995
- 1998 г.г. Но они сделали «кровеносную систему» рыночной экономики, по которой должны перетекать капиталы.
Одним из составляющих элементов рыночной системы является рынок товаров. В 1989 - 1990 г.г. произошел бурный рост товарных
бирж. Для регулирования деятельности бирж в 1992 году был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле».
Разгосударствление и приватизация, проведенные одновременно с акционированием основной массы предприятий, привели к созданию рынка капиталов. С 1991 года регулирование этого рынка осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства № 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР». Сегодня уже приняты акты, определяющие деятельность различных фондовых институтов, и данный рынок динамично развивается.
Развитие рынка труда связано не только с законодательным оформлением обязательств государства по отношению к населению, которые были реализованы еще в 1991 году в законе «О занятости населения в РСФСР», но и с рынком недвижимости, то есть с созданием экономических условий для свободного передвижения рабочей силы. Следует отметить, что в этой области государством предпринимаются попытки регулирования, которые до сих пор не являются сбалансированными. Боязнь серьезных социальных потрясений, невозможность создания равных условий для рынка труда в разных частях страны создает серьезные предпосылки для торможения развития рынка труда. Правительство не может осуществлять давление на скрытую безработицу, заключающуюся в неполной загрузке работников или в выпуске государственными предприятиями ненужной продукции. Для ограничения бремени бюджета оно идет по пути сокращения объектов государственного внимания.
Рыночная экономика требует от государства в отношении хозяйствующих субъектов мер государственного регулирования, направленных на поддержание равноправия условий их деятельности. Таким образом, окончательно сформировались условия существования самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности - юридического лица (предприятия). Деятельность хозяйствующих субъектов теперь не нормируется отраслевыми нормами, основанными на централизованном государственном обеспечении, а основывается на реальной деятельности хозяйствующих субъектов на различных рынках (денежных, товарных, трудовых), регулируемых законом. На предприятиях появляются новые специалисты по менеджменту, маркетингу, логистике, финансовые аналитики, которые формируют информацию, необходимую для выработки управленческих решений оперативного и стратегического характера.
Для решения стратегических вопросов развития предприятия необходимо объединить и систематизировать получаемую информацию о состоянии внешней среды, а также исходя из целей поставленных собственниками, определить и реализовать стратегию развития. Для выполнения данной задачи требуется:
1) создание единой службы стратегического управления;
2) проведение качественного прогнозирования состояния внешней среды (объекты прогноза - экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих регионах);
3) проведение количественного прогнозирования состояния внешней среды (объекты прогноза - макроэкономические показатели, агрегированные показатели спроса);
4) создание системы раннего предупреждения - особой информационной системы, благодаря которой руководство предприятия получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды и/или внутренней среды самого предприятия, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.
Таким образом, переход российской экономики на рыночный путь привел к радикальным изменениям в планировании, учете и контроле производственно-хозяйственной деятельности, трансформации системы управления предприятиями.
На предприятиях в странах с рыночной экономикой для выполнения функций ориентирования процесса управления на результат и ликвидность используется система контроллинга, которая обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации и принятия управленческих решений. Таким образом, контроллинг может рассматриваться как часть управленческой системы и должен способствовать осуществлению ориентированного на результат управления предприятием.
Эволюция систем управления организацией обусловила и эволюцию моделей контроллинга.
Возникновение контроллинга как обособленной функции управ-
ления произошло в рамках системы государственного управления. Понятие контроллинг произошло от английского глагола to control - контролировать, управлять, которое, в свою очередь, происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». В XV веке при дворе английского короля существовала должность с названием Countrollour, в задачи которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. В США в 1778 году было учреждено ведомство «Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts», в его задачи входило - управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. В современном значении слово контроллинг как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XIX века. В 1880 году создается в железнодорожной компании «Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System» контроллинг, который впервые был использован преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом. В 1892 году компания «General Electric Company» (США) - первая из индустриальных предприятий - вводит должность контроллера.
В англоязычных источниках термин контроллинг практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин управленческий учет, хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Собственно термин контроллинг принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономической кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство предприятием неизбежно связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это привело к эволюции взглядов на контроллинг. Если вначале преобладало исто-рически-бухгалтерское видение контроллинга, и контроллер выполнял функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий, то со временем эти функции были расширены, что привело к необходимости понимания контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события.
На современном этапе развития экономики предприятия работают в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Глобализация экономики, мировой экономический кризис, обострение конкурентной борьбы способствуют её изменению рыночной ситуации. Руководителям предприятий важно быстро реагировать на изменение. Причем для принятия оптимального решения необходимо располагать точными данными на момент его принятия. Исходная информация должна быть не разрозненной, а обработанной и систематизированной.
Все эти задачи можно решить путем применения системы контроллинга на современных российских предприятиях. Контроллинг как интегрированная, целостная система планирования, учета и контроля, базирующаяся на непрерывном потоке внутренней информации, позволяет менеджерам вовремя располагать точными данными для принятия оптимальных управленческих решений. Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и ряд других.
Основные шаги построения системы контроля включают:
1) определение объема контроля;
2) определение параметров контроля и способов их измерения;
3) назначение ответственных за предоставление отчетных данных;
4) выбор типа контроля;
5) определение коммуникационных каналов и технологии передачи данных;
6) определение способа обеспечения достоверности;
7) определение периодичности контроля.
Система контроля должна иметь интерфейсы с системами управления изменениями, управления рисками и управления коммуникациями.
В основе системы контроля должны лежать принципы:
- своевременности;
- функциональности;
- гибкости;
Реализация которых должна быть достойной.