Научная статья на тему 'Анализ мирового опыта кластеризации экономики'

Анализ мирового опыта кластеризации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных В.В.

Статья посвящена анализу мирового опыта кластеризации экономики. Обоснованы и определены теоретико-методологические основы формирования кластерной политики, рассматриваются различные модели, виды и типы кластерной политики. Исследуются государственные подходы к созданию, поддержке и развитию кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового опыта кластеризации экономики»

АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

© Черных В.В.*

Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана,

Украина, г. Киев

Статья посвящена анализу мирового опыта кластеризации экономики. Обоснованы и определены теоретико-методологические основы формирования кластерной политики, рассматриваются различные модели, виды и типы кластерной политики. Исследуются государственные подходы к созданию, поддержке и развитию кластеров.

Ключевые слова кластеризация, экономический кластер, кластерный подход, кластерная политика, национальная кластерная модель, кластерные стратегии.

За последние два десятилетия в экономиках многих стран, как развитых, так и развивающихся, получили распространение новые сетевые формы кооперации - так называемые кластеры. Интерес к этой форме организации производства среди большинства правительств мира неизмеримо возрос в связи с трансформацией мировой экономики и усилением международной конкуренции.

Сейчас кластерные стратегии используются в большинстве стран мира и уже давно доказали свою эффективность. Внедрение и функционирование кластерных структур и кластерных технологий считается одним из инновационных и перспективных направлений повышения национальной конкурентоспособности.

Проблематика, которая является предметом нашего исследования, находит свое отражение в многочисленных работах зарубежных авторов, таких как Е. Бергман, П. Боекхолт и Б. Тьюло [12], А. Маршалл, М. Портер [14], М. Энрайт [16], Е. Фезер, М. Фельдман, П. Фишер.

В то же время, кластерной модели экономического развития посвящены научные публикации многих ученых постсоветского пространства. Среди них следует выделить В. Абашкина, М. Голанда, Л. Гохберга, Е. Куценко, П. Рудника, А. Шадрина [7], Д. Валицкого [1], Н. Войнаренко [2], В. Дементьева [3], Е. Левковца [5], И. Меньшенину, Л. Капустину [4], Н. Микулу, Е. Нескоромную [6], И. Пилипенко, С. Соколенко [9], О. Тищенко [10], Т. Ускову [8], В. Чу-жикова.

Большинство современных публикаций по кластерной тематике освещает, в основном, преимущества применения кластерной модели организации бизнеса и позитивные результаты такого использования. Одновременно

* Аспирант кафедры Европейской интеграции.

с этим, совершенно не обсуждаются теоретические и методологические основы, стратегия и тактика кластеризации экономики. Это делает кластерный подход примитивным и ограниченным.

Именно поэтому целью данной статьи является изучение особенностей процессов кластеризации в различных странах мира и обобщение зарубежного опыта проведения эффективной кластерной политики.

Под экономическим кластером будем понимать социально-экономическую систему рациональной самоорганизации по технологическому признаку независимых хозяйствующих субъектов (фирм, компаний, предприятий различных форм собственности и институционального сопровождения) с целью создания общего конкурентоспособного продукта, который обеспечит им конкурентные преимущества на национальном и мировом рынках [11].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1999 году провела масштабное исследование, посвященное изучению кластерных структур в разных странах мира. Исследование показало, что в страновом разрезе понятие кластера очень разнится. Под ним могут пониматься совершенно разные образования - от индустриальных районов до инновационных сетей (табл. 1). Оказалось, что кластеры создаются в основном «снизу вверх», то есть являются инициативами на местах. Их появление вызвано рыночным спросом.

Таблица 1

Концепции экономических кластеров, принятые в различных странах мира

Страна Концепция кластера

Австралия Производственные сети, инновационные сети, сети взаимодействия

Австрия Маршаллианские «индустриальные районы»

Бельгия Производственные цепочки и сети, инновации и кооперация

Великобритания Региональные инновационные системы

Германия Однотипные фирмы и инновационные системы

Дания Ресурсные зоны

Италия Межотраслевые потоки знаний

Испания, Канада Инновационные системы

Нидерланды, Норвегия Цепочки создания добавочной стоимости и производственные сети

США Производственные цепочки и сети

Финляндия Уникальная комбинация фирм, связанных друг с другом системой трансфера знаний

Швейцария Инновационные сети

Швеция Система взаимосвязанных фирм из разных отраслей промышленности

Источник: составлено автором по [13, с. 415].

Согласно данному исследованию, кластер как экономическое образование сам по себе является порождением современного рыночного механизма и описывается в терминах сетевой организации с ведущей ролью информа-

ционно-коммуникационной составляющей в экономических процессах. Соответственно, кластер может формироваться и развиваться естественным путем, то есть эволюционно, посредством расширения и углубления партнерских связей между хозяйствующими субъектами рынка [6].

Таким образом, по мнению Е. Нескоромной, в саморегулирующейся рыночной среде формирование кластеров осуществляется под воздействием рыночных сил и все проблемы и ограничения внутренней кластерной динамики решаются естественным путем. Однако, такая ситуация на рынке является скорее идеальной, нежели реальной. Так или иначе, нестабильность и изменчивость внешней среды и углубление диспропорций в экономике оказывают существенное влияние на поведение экономических субъектов и эффективность функционирования кластера [6]. Всё это обусловливает необходимость проведения государственной кластерной политики.

Постепенно экономические кластеры становятся важными участниками процесса формирования и реализации национальной социально-экономической стратегии развития страны. Изучением инструментов кластерного строительства начинают заниматься многие международные организации, рассеянные по всему миру.

Так, на уровне Европейского Союза в 2000-х годах была создана сеть организаций, реализующих информационную, образовательную и консультационную поддержку развивающихся кластеров. Эти структуры призваны содействовать кластерному развитию и межкластерному взаимодействию. К ним относятся: Европейская кластерная обсерватория (European Cluster Observatory), Европейская группа по кластерной политике (European Cluster Policy Group), Европейский кластерный альянс (European Cluster Alliance), Кластерная инновационная платформа (Cluster Innovation Platform) [7, с. 13].

Вместе с тем обязанностью каждой страны-члена Европейского Союза является реализация национальной программы кластеризации экономики. В странах-участницах ЕС кластерные стратегии социально-экономического развития являются или частью национальных стратегий повышения их конкурентоспособности, или частью региональных программ. Таким образом европейские институты стимулируют международное экономическое сотрудничество, активно способствуют созданию и развитию региональных и межрегиональных, трансграничных и транснациональных кластеров, которые формируются на базе инфраструктуры соответствующих территорий европейских стран. В настоящее время полностью охвачены кластеризацией хозяйственные комплексы Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии, экономики которых считаются наиболее конкурентоспособными в мире.

Анализ зарубежного опыта даёт возможность сделать вывод о том, что роль государства в процессах кластеризации экономики определяется типом государственного устройства страны и исторически сложившейся моделью

участия правительства в управлении рыночными процессами. Подтверждением этому является тот факт, что в мировой практике сложились две принципиально разные модели государственной кластерной политики - либеральная и дирижистская, которые отличаются характером и направленностью государственного участия в поддержке кластеров.

Так, в основу либеральной модели кластерной политики положен классический англосаксонский подход, предложенный в 80-90-е гг. М. Портером и основанный на самоорганизации экономических субъектов в рамках механизмов свободного рынка. Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и / или поддержки.

Основной принцип либеральной модели состоит в том, что кластер -это рыночный организм и роль государственных властей сводится к тому, чтобы убрать барьеры, мешающие его естественному развитию.

Дирижисткая модель, в основе которой лежит современный европейский подход, предусматривает партнерство бизнеса, центральных и местных властей. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка осуществляется в рамках реализации стратегий развития территорий.

Подобная модель определяется традиционно сильным институтом государства, активно участвующим в развитии рынка. Соответственно, такая модель предусматривает инициативные мероприятия по созданию кластеров (определение приоритетных сфер и отраслей кластеризации, разработку программ их развития, мотивация стратегических участников и партнеров, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и т.д.), а также меры поддержки уже созданных кластеров.

Основные отличия моделей кластерной политики представлены в табл. 2.

В то же время, как отмечает М. Войнаренко, государство не обязательно выбирает только одну определенную модель кластерной политики. В зависимости от уровня экономического развития области и важности проведения государственной политики по инициированию создания кластеров в том или ином регионе, возможно использование одновременно двух моделей. Реализация принципов либеральной модели кластерной политики более характерна для уже существующих кластеров, тогда как механизмы дири-жистской модели целесообразно использовать при формировании кластеров в отраслях с низким уровнем кластеризации, развитие которых важно для экономики региона или страны в целом [2, с. 181].

В этом контексте следует отметить, что в мировой практике выделяется два поколения государственной кластерной политики, характеризующие различные этапы кластерного строительства [1, 16].

Таблица 2

Характеристика моделей кластерной политики

Характерный признак Либеральная модель - модель невмешательства в рыночный механизм Дирижисткая модель - модель государственного регулирования экономики

1. Объект влияния Развивает кластеры, которые изначально были сформированы рынком. Региональные и отраслевые приоритеты, а также кластеры, которые намерены развивать, избираются на государственном уровне.

2. Роль органов власти в формировании инфраструктуры кластера Органы власти крайне редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров. Инфраструктура для приоритетных кластеров -филиалы университетов, научно-исследовательские институты, банки, аэропорты, транспортные сообщения - создаются или включаются целенаправленно.

3. Направление государственной политики Государство создает стимулы для местных властей и других территориальных структур, на которых лежит вся ответственность за создаваемый кластер. Государство определяет регион или отрасль для создания кластера, а также объем его финансирования.

4. Страны-представители Характерна для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику и отдают предпочтение рыночным механизмам развития кластеров. Проводится властями тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь; государство объективно определяет приоритеты и формирует долгосрочную стратегию.

Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США Австрия, Германия, Индия, Китай, Норвегия, Сингапур, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Южная Корея, Япония.

Источник: составлено автором по [4, 5, 8].

Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых государством по идентификации кластеров, определению поля деятельности фирм, формирующих кластеры, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики стимулирования кластерных инициатив по всей стране.

Кластерная политика второго поколения опирается на достоверную информацию об уже действующих на территории страны кластерах. При этом, как правило, применяется индивидуальный подход к проблемам развития каждого отдельного кластера, так как государство может выступать в качестве менеджера или заказчика, инициатора производственного процесса или брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, а также может быть источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Подробно эти процессы описаны на рис. 1.

Рис. 1. Характеристика двух основных направлений кластерной политики

Источник: построено автором по [1, 6, 16].

Поскольку каждый регион имеет свои собственные конкурентные преимущества (обладает особыми природными ресурсами, находится в определённых условиях рыночной среды), предпринимаемые для создания кластера меры государственного влияния должны учитывать эти различия. В зависимости от целей развития кластера выделяют четыре варианта моделей кластерной политики, которая формируется на разных уровнях экономики (табл. 3).

Таблица 3

Типы моделей кластерной политики, реализуемые государством в зависимости от целей развития

Тип модели Модель национальных преимуществ Модель регионального развития Модель поддержки малого и среднего бизнеса Модель установления связей науки с производством

Уровень мега-, мезо- мезо-, микро- микро-, мезо- микро-, мезо-

Цель развития Национальное преимущество в определенных секторах или цепочках создания стоимости Привлекательность территории, экономический рост Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса Сотрудничество и программа действий между промышленностью и наукой

Типичные меры государственного влияния Определение кластера и создание благоприятных условий Стимулирование развития бизнеса в определенных направлениях через инвестиции и систему поддержки предпринимательских инициатив Усиление взаимодействия между источниками знаний для обучения и компенсации недостатка инновационных возможностей Создание «критической массы» в развивающихся технологиях через привлечение научного потенциала, инвесторов и предпринимателей

Страна-представитель Дания, Канада, Нидерланды, Финляндия, Швеция Великобритания (Шотландия, Уэльс), Канада Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, США Австрия, Германия, Нидерланды

Источник: составлено автором по [12].

В свою очередь, основываясь на результатах широкомасштабного исследования М. Энрайта, можно выделить четыре типа кластерной политики в зависимости от роли государства в развитии и поддержке кластеров [16, с. 16-18]:

- каталитическая кластерная политика. Государственные структуры выступают катализатором процессов кластеризации, правительство сводит заинтересованные стороны между собой, обеспечивает ограниченную финансовую поддержку проектов;

- поддерживающая кластерная политика. Государство инвестирует в инфраструктуру регионов, образование и маркетинг с целью стимулирования развития кластеров;

- директивная кластерная политика. Функции государства расширяются проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;

- интервенционистская кластерная политика. Правительство перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров, при этом государство с помощью трансфертов, субсидий, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.

Согласно исследованию М. Энрайта, наиболее распространен в мире вариант поддерживающей кластерной политики - 40 %, каталитическая применяется к 20 % кластеров, директивная - к 5 %, интервенционистская -к 2-3 % [16].

Изучая опыт кластеризации экономики различных стран, ряд авторов [4, 5] выделяют два основных подхода в отношении поддержки формирования кластеров (рис. 2).

Рис. 2. Подходы к формированию кластеров

Источник: составлено автором.

Наряду с этим, последнее исследование Европейской кластерной обсерватории в 2012 году представило еще один взгляд на природу происхождения кластеров. В аналитическом докладе утверждается, что инициатором создания кластера практически в равной степени могут быть как государст-

во (инициатива «сверху»), так и бизнес (инициатива «снизу»). Рис. 3 графически изображает результаты этого исследования1.

□ Кластеры, инициированные государством

■ Кластеры, инициированные частным сектором

□ Другое

Рис. 3. Распределение кластеров по инициаторам создания

Источник: построено автором по [15, с. 9].

Данное исследование позволило выявить ряд интересных тенденций в развитии кластеров. Использование кластерного подхода для стимулирования социально-экономического роста осуществляется путем реализации специальных стратегий по поддержке жизнедеятельности и развитию кластеров. Большое количество правительственных программ и инструментов направлены на повышение конкурентоспособности отдельных регионов и стран. При этом следует учитывать, что в каждом отдельном государстве кластеры имеют свои собственные характерные черты, специфику формирования и функционирования.

На основе институциональных особенностей организации экономических кластеров в разных странах можно выделить ряд национальных моделей кластеризации. Табл. 4 демонстрирует наиболее популярные модели создания и развития кластерных структур в мировой практике.

Помимо известных в мире итальянской, финской, шотландской, японской, индийско-китайской и североамериканской моделей кластеризации экономики, нами выделяется также и советская модель. Оказывается, очень близким к концепции кластера является учение о территориально-производственных комплексах (ТПК), разработанное в 1930-е годы советским экономистом М. Колосовским, применявшееся при построении схем по комплексному развитию и размещению производительных сил в СССР. Основная разница между двумя понятиями (кластером и ТПК) заключается в том, что ядром ТПК является тяжелая индустрия и энергетика, которые основыва-

1 Исследование было проведено онлайн на основе анкеты, которая содержала как открытые, так и закрытые вопросы. Всего было принято 378 анкет от менеджмента кластеров, расположенных в разных странах мира.

лись на принципах командно-плановой экономики, а в современных кластерах ведущая роль отводится преимущественно малому и среднему бизнесу в определенной отрасли предпринимательства в условиях рынка и свободной конкуренции [11].

Таблица 4

Национальные кластерные модели

Характеристика | Условия применения

ИТАЛЬЯНСКАЯ МОДЕЛЬ

Характерным является сотрудничество большого количества предприятий малого и среднего бизнеса, которые объединяются в различные ассоциации для повышения своей конкурентоспособности. Модель применима для продукции невысокого технологического уровня с большой степенью дифференциации и колебаниями спроса.

ФИНСКАЯ МОДЕЛЬ

Отличается высоким уровнем инноваций, который поддерживается мощным сектором научных исследований и разработок, развитой системой образования. Свойственна интернационализация бизнеса. В наибольшей степени модель применима для небольших компактных стран, относительно дефицитных по природным ресурсам и ориентированных на экспорт.

ШОТЛАНДСКАЯ МОДЕЛЬ

Ядром кластера становится большое предприятие, вокруг которого объединяются меньшие. Такая модель требует больших финансовых затрат со стороны государства на стадии формирования кластера. Предусматривает существование крупной компании с мировым именем, вокруг которой агломерируются мелкие структуры, образуя кластер. Модель характерна для большинства стран Европейского Союза.

ЯПОНСКАЯ (азиатская) МОДЕЛЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концентрация предприятий вокруг крупной фирмы-лидера, которая обладает высоким масштабом производства и интегрирует большое количество поставщиков на различных стадиях технологической процесса. Модель отличается эффектом специализации и слабой оперативной деятельностью. Применима для производства технологически сложной продукции. Разработка продукта требует высоких постоянных издержек, которые могут окупиться только при большом объеме продаж.

ИНДИИСКО-КИТАИСКАЯ (восточная) МОДЕЛЬ

Кластеры развиваются за счет привлечения крупных международных компаний через прямые иностранные инвестиции, которые приносят современные технологии. Модель применима в условиях доступа к запасам дешевых и легкодоступных ресурсов.

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Характеризуется наличие высокой конкуренции между предприятиями одного уровня, что и является основным фактором развития кластера. За счет конкуренции между поставщиками в кластере, а также за счет массового производства у головной фирмы достигается низкая себестоимость конечного продукта. Модель реализуема при условии, если производственный процесс не предполагает налаживания тесных взаимосвязей между предприятиями кластера.

СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ

Рыночные отношения и конкуренция сведены к минимуму. Производство осуществляется крупными промышленными предприятиями. Модель применима в сырьевых отраслях регионов с низкой плотностью населения и низким уровнем развития.

Источник: систематизировано автором по [4, с. 53-74; 10, с. 16].

Как видим, мировой опыт демонстрирует различные варианты практической реализации кластерной стратегии. Наряду с этим, проведённый нами анализ свидетельствует об отсутствии единых унифицированных механизмов создания, развития и стимулирования экономических кластеров. Следовательно, для реализации вектора модернизации отечественной экономики на базе кластеризации необходима разработка обоснованной кластерной политики, включающей государственный механизм формирования, стимулирования и развития кластеров, адаптированный к территориальной структуре хозяйствования и национальной ментальности.

Выводы

Таким образом, одной из самых эффективных форм кооперации эпохи глобализации признано кластеры, и развитые страны мира ориентируются на приоритетность кластерной модели экономического развития.

Современная государственная политика в сфере поддержки кластеров определяется многими национальными особенностями. Поэтому мы находим весьма рискованным путь простого копирования зарубежных методик без корректив в соответствии с условиями внешней среды.

Список литературы:

1. Валицкий Д.А. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России / Д.А. Валицкий // Вестник МГОУ Сер. «Экономика». - 2010. - № 1. - С. 50-56.

2. Войнаренко М.П. Кластери в шституцшнш економщ: [монографiя] / О.В. Войнаренко. - Хмельницький: ХНУ, ТОВ <<^ада-М», 2011. - 502 с.

3. Дементьев В.Е. Длинные волны экономического развития и финансовые пузыри / Препринт # P/2009/252. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - 88 с.

4. Кластерообразование в региональной экономике: монография / И.Г. Меньшенина, Л.М. Капустина; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.экон. ун-та, 2008. - 154 с.

5. Левковец Е.Н. Роль государства в кластеризации экономики: теоретико -методологический аспект // Бизнес-информ. - 2011. - № 1. - С. 136-143.

6. Нескоромная Е.Е. Государственная политика кластерного развития: концептуальне основы и мировой опыт // Экон. науки. - 2010. - № 5. -С. 11-16.

7. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с.

8. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона [Текст]: монография / колл. авт. под рук. Т.В. Усковой. - Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. - 246 с.

9. Соколенко С.1. Свгговий i нацюнальний досвiд формування шнова-цшних кластерiв [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ucluster.org/ sokolenko/2008/11/svitovyj-i-nacionalnyj-dosvid-formuvannya-innovacijnix-kla-steriv/.

10. Тищенко О.М. Класифiкацiя промислових кластерiв: типи й моделi / О.М. Тищенко // Науковий вiсник Волинського нацiонального унiверситегу iменi Лесi Укранки. - 2010. - № 4. - С. 12-18.

11. Черних В.В. Еволющя дослвдження економшэ-теоретично! сутносп поняття «кластер» // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: сб. науч. тр. -Донецк: ДонНУ 2014. - Т. 1. - С. 409-415.

12. Boekholt P. and Thulaux B. Overview of Cluster Policies in International Perspective. A Report for the Dutch Ministry of Economic Affairs, Technopolis. -1999.

13. Boosting Innovation. The Cluster Approach. OECD Proceedings. - OECD Publication Service, 1999. - 427 p.

14. Porter M.E. Competitive Advantage of Nations. - New York: Free Press, 1990 (2-nd. ed.) - New York: Free Press, 1998. - 896 p.

15. Global Cluster Initiative Survey 2012. Survey Summary Report. European Commisson, European Cluster Observatory. - Stockholm, 2012. - 19 р.

16. Enright M.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. - 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.