Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО -ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО -ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
с преступностью / международное сотрудничество / международное уголовное законодательство / экстрадиция / преступная группа / преступное сообщество / правоохранительные органы / анализ международных стандартов / взаимная правовая помощь по уголовным делам. / combating crime / international cooperation / international criminal legislation / extradition / criminal group / criminal community / law enforcement agencies / analysis of international standards / and mutual legal assistance in criminal matters.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валижонов Далер

В данной научной статье проведен системный анализ международно-правовых основ сотрудничества в борьбе с преступностью. В статье автор попытался осветить теоретические аспекты вопроса международного сотрудничества правоохранительных органов в системе борьбы с преступностью. Также проанализировано содержание и сущность понятий «международная преступная группа» и «международное преступное сообщество», которые считаются актуальными на сегодняшний день. Сравнительный анализ, проведенный автором, по международным конвенциям, декларациям и законодательству зарубежных стран послужил отражением специфики настоящей статьи. Более того, актуальность темы исследования обуславливается тем, что совершение таких преступлений характеризуется использованием современных технических средств и высокотехнологичных объектов воздушного и наземного транспорта, высоким трансконтинентальным уровнем организации и реальной поддержкой множества финансовых источников, в том числе и нелегальных. Прогнозируемым результатом такой деятельности стало значительное увеличение числа тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валижонов Далер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL LEGAL BASIS FOR COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

This scientific article provides a systematic analysis of the international legal basis for cooperation in the fight against crime. In the article, the author tries to highlight the theoretical aspects of the issue of international cooperation of law enforcement agencies in the system of combatting crime. It also analyzes the content and essence of the concepts of «international criminal group» and «international criminal community», which are considered relevant today. The author’s comparative analysis of international conventions, declarations, and legislation of foreign countries reflects the specifics of this article. Moreover, the relevance of the research topic is due to the fact that the commission of such crimes is characterized by the use of modern technical means and high-tech facilities of air and land transport, a high transcontinental level of organization and real support of many, including illegal, financial sources. The predicted result of such activities has been a significant increase in the number of serious crimes of a transnational nature.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО -ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

UDC: 343.91 (042)(575.1)

Валижонов Далер

преподаватель кафедры «Международное право и права человека» Ташкентского государственного юридического университета

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация. В данной научной статье проведен системный анализ международно-правовых основ сотрудничества в борьбе с преступностью. В статье автор попытался осветить теоретические аспекты вопроса международного сотрудничества правоохранительных органов в системе борьбы с преступностью. Также проанализировано содержание и сущность понятий «международная преступная группа» и «международное преступное сообщество», которые считаются актуальными на сегодняшний день. Сравнительный анализ, проведенный автором, по международным конвенциям, декларациям и законодательству зарубежных стран послужил отражением специфики настоящей статьи. Более того, актуальность темы исследования обуславливается тем, что совершение таких преступлений характеризуется использованием современных технических средств и высокотехнологичных объектов воздушного и наземного транспорта, высоким трансконтинентальным уровнем организации и реальной поддержкой множества финансовых источников, в том числе и нелегальных. Прогнозируемым результатом такой деятельности стало значительное увеличение числа тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер.

Ключевые слова: борьба с преступностью, международное сотрудничество, международное уголовное законодательство, экстрадиция, преступная группа, преступное сообщество, правоохранительные органы, анализ международных стандартов, взаимная правовая помощь по уголовным делам.

Валижонов Далер

Тошкент давлат юридик университети «Халцаро ^укук ва инсон ^у^у^лари» кафедраси укитувчиси

ЖИНОЯТЧИЛИККА ЦАРШИ КУРАШИШ БУйИЧА ХДМКОРЛИКНИНГ ХАЛЦАРО-ХУЦУЦИй АСОСЛАРИ ТАХЛИЛИ

Аннотация. Мазкур илмий мацолада жиноятчиликка царши курашишда уамкорликнинг халца-ро-ууцуций асослари тизимли таулил цилинган. Муаллиф мацолада жиноятчиликка царши кура-шиш тизимида ууцуцни мууофаза цилувчи органларнинг халцаро уамкорлиги масаласининг наза-рий жщатларини ёритиб беришга уаракат цилган. Шунингдек, бугунги кунда долзарб уисобланган халцаро мицёсдаги «жиноий гуруу» ва «жиноий уюшма» тушунчалари мазмун-моуияти таулил этилган. Муаллифнинг халцаро конвенциялар, декларациялар ва хорижий мамлакатлар цонунчи-лиги буйича циёсий таулили мацоланинг узига хос жиуатларини акс эттиришга хизмат цилган. Бундан ташцари, тадцицот мавзусининг долзарблиги бундай жиноятларнинг содир этилиши за-монавий техник воситалар ва уаво, ер усти транспортининг юцори технологияли объектларидан фойдаланиш, жиноий ташкилотнинг юцори даражадаги трансконтинентал даражаси ва ноцону-ний, молиявий манбаларни цуллаб-цувватлаш билан тавсифланади. Бундай фаолиятнинг кейинги истицболи трансмиллий хусусиятга эга булган жиддий жиноятлар сонининг сезиларли даражада ошиши билан изоуланади.

Калит сузлар: жиноятчиликка царши кураш, халцаро уамкорлик, халцаро жиноят цонунчилиги, экстрадиция, жиноий гуруу, жиноий уюшма, ууцуцни мууофаза цилувчи органлар, халцаро стандарт-лар таулили, жиноий ишлар буйича узаро ууцуций ёрдам.

Valijonov Daler

Lecturer of the Department of International Law and Human Rights, Tashkent State University of Law

ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL LEGAL BASIS FOR COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST CRIME

Abstract. This scientific article provides a systematic analysis of the international legal basis for cooperation in the fight against crime. In the article, the author tries to highlight the theoretical aspects of the issue of international cooperation of law enforcement agencies in the system of combatting crime. It also analyzes the content and essence of the concepts of «international criminal group» and «international criminal community», which are considered relevant today. The author's comparative analysis of international conventions, declarations, and legislation of foreign countries reflects the specifics of this article. Moreover, the relevance of the research topic is due to the fact that the commission of such crimes is characterized by the use of modern technical means and high-tech facilities of air and land transport, a high transcontinental level of organization and real support of many, including illegal, financial sources. The predicted result ofsuch activities has been a significant increase in the number of serious crimes of a transnational nature.

Keywords: combating crime, international cooperation, international criminal legislation, extradition, criminal group, criminal community, law enforcement agencies, analysis of international standards, and mutual legal assistance in criminal matters.

Анализ содержания и практики реализации действующих в сфере борьбы с преступностью международных договоров позволяет прямо указать, что реализация этой деятельности прямо предусмотрена в большинстве из них. Особенно в части, касающейся противодействия отдельным видам преступлений [1].

Согласно действующему международному праву и практике, основными формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются:

- принятие согласованных мер по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний и унификация на этой основе национального уголовного законодательства или, иными словами, криминализация международных преступлений и преступлений международного характера;

- разработка и заключение международных договоров как правовой основы деятельности органов международной юстиции (международных уголовных судов, трибуналов, смешанных судов и иных), международных организаций и органов;

- заключение международных договоров и издание документов, регламентирующих порядок осуществления полномочий этих органов, процессуальный порядок судопроизводства, а также сотрудничества государств в борьбе с преступностью;

- учреждение и формирование на договорной и иной международно-правовой основе органов международной юстиции, международных организаций (например, Интерпол, Европол) и органов (например, Лионская/Римская группа G8);

- пресечение готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий («специальных расследований» по терминологии международных договоров);

- оказание правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства (например, осуществление выдачи, передача лиц международному уголовному суду);

- деятельность международных судов (трибуналов) и иных органов международной юстиции, связанная с уголовным судопроизводством по делам о преступлениях, осуществлением уголовно-

го преследования и наказанием лиц, виновных в их совершении;

- исполнение уголовных наказаний, назначенных международными судами (трибуналами), иными органами международной юстиции, а также иностранными судами;

- постпенитенциарное воздействие;

- выработка стандартов предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, координация деятельности по борьбе с преступностью на международном уровне;

- оказание материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью [2].

По мнению А.В. Агутина [3], эти формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью характеризуются тем, что в их реализации принимают участие не только субъекты международного права, являющиеся носителями международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов, поведение которых прямо регулируется международным правом, но и иные субъекты, являющиеся участниками как международных, так и внутригосударственных правоотношений.

На наш взгляд, международное сотрудничество в борьбе с преступностью связано с нормами как международного, так и внутригосударственного права государств-участников, опирается на нормы этих двух самостоятельных правовых систем. Правовое регулирование международного сотрудничества в борьбе с преступностью носит ярко выраженный сложный межсистемный и межотраслевой характер [4].

Это обусловлено тем, что отмеченные направления сотрудничества регулируются международными договорами. Последние являются одним из источников международного права, которое при всем разнообразии существующих в отечественной и зарубежной литературе определений признается особой правовой системой, состоящей из принципов и норм, регулирующих отношения между ее субъектами.

Значительная часть международных договоров носит комплексный характер, поскольку их содержание включает в себя нормы, регламентирующие все, большинство или несколько из названных направлений сотрудничества.

По мнению С.Г. Кехлерова [5], примером этого служит Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000 г.), в которой содержатся нормы, относящиеся к каждой из названных форм сотрудничества.

Правоведы М.А. Ефремова и Э.Б. Хатов считают [6], что отдельные из отмеченных направлений сотрудничества (расследование международных преступлений, осуществление уголовного преследования и наказание лиц, виновных в их совершении) носят исключительный характер в силу их отнесения к компетенции органов международной юстиции [7].

Вместе с тем правовое регулирование всех названных направлений сотрудничества осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами различных отраслей другой системы - внутригосударственного права, которое обеспечивает фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне [8].

В контексте анализа международно-правовых основ сотрудничества органов прокуратуры Республики Узбекистан в борьбе с преступностью, на наш взгляд, следует осуществить юридический анализ норм важнейших международных правовых документов, таких как Конвенция ООН против коррупции (от 31 октября 2003 г.), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) и некоторых других.

В частности, по мнению шведского ученого М. Джоутсен [9], существуют определенные недостатки вышеупомянутых юридических документов и их положительные стороны. К последним в том числе относится то обстоятельство, что Конвенции ООН и Совета Европы создают эффективный механизм противодействия отмыванию доходов, цель которого - скрыть криминальный источник происхождения средств и предоставить деньги в качестве полученных законных путем.

В то же время на наш взгляд неоходимо обосновать мнение о том, что международно-правовое определение коррупции нуждается в корректировке в связи:

- недостаточной правовой определенностью ключевых его элементов «получение преимуществ» и «имущество» [10];

- отсутствием в международном праве четких определений категорий «проявление коррупции» и «средства коррупции» [11];

- отсутствием констатации в международном праве того факта, что коррупция не образует единого состава преступления.

Также не учитывается, что коррупция, являясь незаконным обогащением, представляет собой результат деяния, вследствие чего уголовные кодексы стран мира криминализируют сами деяния, а не их результат, что не позволяет национальным правовым системам эффективно противодействовать коррупции.

По нашему мнению, существуют некоторые важные особенности международно-правовых норм и их имплементации в уголовное законодательство Узбекистана. На этой основе можно сделать вывод об имеющихся проблемах и негативных чертах, влияющих на инкорпорирование международно-правовых норм в уголовное законодательство нашей страны. Прежде всего, речь идет о недостаточной согласованности и системности норм международного уголовного права [12].

Суммируя предыдущие мнения, можно прийти к выводу, что при анализе любого международного правового акта необходимо иметь в виду не только его юридические характеристики, но и политические, социально-экономические, этические и научно-теоретические особенности.

С этой точки зрения, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 декабря 2000 г.) реализуется в условиях пробельности международного права, его известной противоречивости, противодействия тенденции универсализации и унификации права, а также кризиса функционирования международных институтов. Все это, по мнению американского правоведа Нейла Бойстера [13], не способствует эффективной работе по реализации норм, содержащихся в Конвенции ООН.

В то же время следует отметить особые юридические характеристики Конвенции, которые проявляются в следующем.

Во-первых, Конвенция носит универсальный характер, если принять во внимание тот факт, что в подготовке ее текста участвовали делегации 120 стран и 40 международных организаций.

Во-вторых, в отличие от других Конвенций, целью которых является урегулирование одного предмета (к примеру, Консульская Конвенция, Таможенная Конвенция, Патентная Конвенция), данная Конвенция регулирует широкий спектр проблем: введение уголовной ответственности за организацию и участие в преступных сообществах, отмывание денег, коррупцию, противодействие правосудию.

В-третьих, в Конвенции выработаны нормы конкретно-регулятивного характера, устанавливающие способы предупреждения транснациональной организованной преступности (например, выявление всех форм отмывания доходов).

В-четвертых, в Конвенции установлен:

- уникальный процессуальный механизм сотрудничества правоохранительных органов государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью (установление новых методов раскрытия преступлений [14];

- оказание взаимной правовой помощи государствами-участниками [15];

- выдача лиц, подозреваемых в совершении преступлений транснационального характера [16];

- передача осужденных лиц и уголовного производства [17];

- защита свидетелей, помощь потерпевшим, сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией.

В-пятых, Конвенцией запрещаются наиболее опасные преступления, имеющие транснациональный характер, совершаемые организованной преступной группой, наказуемые по уголовному законодательству государств-участников Конвенции на срок не менее 4-х лет и более строгим наказанием, и конвенционные преступления (создание организованной преступной группы и участие в ней, коррупция, отмывание преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия) [18].

По нашему мнению, в Республике Узбекистан из двух видов имплементации международно-правовых норм (непосредственная - прямая и опосредованная) реализуется лишь вторая (опосредованная).

Еще одна особенность состоит в том, что в национальном уголовном законодательстве не

предусмотрены возможности применения международной нормы напрямую в случае пробела и отсутствия аналогичного положения в Уголовном кодексе Республики Узбекистан [19].

Известные отечественные правоведы В.А. Артикова [20] и М.М. Азимов [21] рассматривают понятие «преступное сообщество» предельно широко, то есть как сообщество, действующее целенаправленно, со структурно организованной строгой иерархической подчиненностью его составных элементов (преступных групп), взаимодействующее с коррумпированными структурами органов государственной власти и т. д.

Это позволяет без изменения норм Уголовного кодекса Республики Узбекистан применять положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Все конститутивные признаки транснациональной преступной группы в Уголовном кодексе Республики Узбекистан присутствуют в полном объеме.

Нормативные правовые основы международного сотрудничества прокуроров Республики Узбекистан с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам, осуществления уголовного преследования и выдачи закреплены в национальном законодательстве Республики Узбекистан.

В ходе международного сотрудничества и взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере выдачи лиц органы прокуратуры Республики Узбекистан обязаны неукоснительно соблюдать конституционные положения о том, что:

1) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление;

2) гражданин Республики Узбекистан не может быть выслан за пределы Республики Узбекистан или выдан другому государству;

3) в Республике Узбекистан не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Республике Узбекистан преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе специального закона

или международного договора Республики Узбекистан.

Организационные основы и порядок международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Узбекистан с компетентными органами иностранных государств, в том числе с прокуратурами государств - участников СНГ, по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определены:

1) Соглашением между генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29 июня 2000 г.;

2) приказом Генерального прокурора Республики Узбекистан «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Узбекистан»;

3) приказом Генерального прокурора Республики Узбекистан «О порядке работы органов прокуратуры Республики Узбекистан по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения»;

4) приказом Генерального прокурора Республики Узбекистан «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Республики Узбекистан поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств», а также другими организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Республики Узбекистан по вопросам международного сотрудничества.

В названных правовых актах Генерального прокурора Республики Узбекистан определено, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Республики Узбекистан, в связи с чем органам и организациям прокуратуры всех уровней предписано:

1) обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Республика Узбекистан, а также внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом особое внимание уделять исполнению национального законодательства о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства;

2) добиваться реальной защиты интересов Республики Узбекистан, прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечивать участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными органами зарубежных стран, по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры Республики Узбекистан, исходя из ее координирующей роли в борьбе с преступностью.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, целесообразно и необходимо уси-

лить работу по совершенствованию нормативных правовых основ международного сотрудничества Республики Узбекистан с иностранными государствами и международными организациями в части:

1) модернизации азиатских конвенций о сотрудничестве в уголовной сфере;

2) присоединения Республики Узбекистан к договорам, заключенным в рамках региональных (субрегиональных) организаций Америки, Азии и Африки, в области уголовного судопроизводства;

3) заключения соглашений о разделе имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества;

4) реформирования законодательной базы Республики Узбекистан по вопросам розыска, ареста и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также возврата в Узбекистан имущества, конфискованного в результате международного сотрудничества компетентных органов Республики Узбекистан и зарубежных стран.

Список использованной литературы

1. Агутин А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности: Учеб. пособ. / А.В. Агутин; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2017. - С. 65.

2. Теоретические, правовые и организационные основы координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Монография / Колл. авторов Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2016. - С. 87.

3. Агутин А.В. Прокурорская деятельность по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства: лекция / А.В. Агутин; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2017. -С. 54.

4. Какителашвили М.М. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации и зарубежных государств: лекция / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2017. - С. 25.

5. Настольная книга прокурора. В 2 ч. / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - 4-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - Т. 1. - С. 333.

6. Ефремова М.А., Хатов Э.Б. Прокуратура в системе обеспечения информационной безопасности: Монография / Университет прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2019. - С. 19.

7. Римский статут Международного уголовного суда. - NY: UN, 2000. - 75 с.; Правила процедуры и доказывания: Документ ООН PCNICC/2000/INF/3/Add.1.

8. Бойцов А.И. Выдача преступников. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 89.

9. Joutsen M. International Cooperation Against Transnational Organized Crime: The Practical Experience of the European Union // Asia and Far East Institute for the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders (UNAFEI) Annual report for 2000 and resource material series. - No. 59. - Fuchu, Tokyo, Japan. - October 2002. - Рр. 368-379.

10. Langer M. The Diplomacy of Universal Jurisdiction: The Political Branches and the Transnational Prosecution of International Crimes. - Рр. 4-6 [Electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/ 228162248/ (date of treatment: 20.12.2020).

11. Plachta M. International Cooperation in the Draft United Nations Convention against Transnational Crime // Asia and Far East Institute for the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders (UNAFEI): Annual report for 1999 and Resource material series. - No. 57. - Fuchu, Tokyo, Japan. - September 2001. -Pp. 79-90.

12. Сайфулов Р.А. Экстрадиция в уголовном процессе (по материалам МВД и Прокуратуры Республики Узбекистан): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Т., 2001. - С. 8.

13. Boister N. An Introduction to Transnational Criminal Law. - New York: Oxford University Press, 2015. - P. 213.

14. Podgor E.S., Clark R.S. Understanding international criminal law: Third edition // LexisNexis. -Danvers, USA. - 2013. - Pp. 149-151.

15. Klimek L. European Arrest Warrant // Springer International Publishing. - Switzerland, 2015. -Pp. 37-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Nicholls C., Montgomery C., Knowles J.B. The law of extradition and mutual assistance: Second edition. - New York: Oxford University Press, 2007. - P. 9.

17. Sambei A., Jones J.R.W.D. Extradition law Handbook. - New York: Oxford University Press, 2005. - P. 7.

18. Spinellis D. Extradition - Recent Developments in European Criminal Law // European Journal of Law Reform. - 2007. - Vol. VIII. - No. 2/3. - P. 201.

19. Файзиев Ф.М. Международно-правовое регулирование отношений между государствами по оказанию правовой помощи: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Т., 2007. - С. 31.

20. Артикова В.А. Римский статут Международного уголовного суда: некоторые правовые аспекты имплементации в национальное законодательство Узбекистана: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. -Т., 2008. - С. 15.

21. Азимов М.М. Халцаро хавфсизлик ва ^у^у^-тартиботни таъминлашда судлов юрисдикцияси муаммолари: Юрид. фан. номз. ... дисс. автореф. - Т., 2007. - Б. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.