Володкевич С.И.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
Анализ методов оценки эффективности государственной поддержки малых форм предпринимательства
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:
fc*
КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА
Володкевич С.И. Анализ методов оценки эффективности государственной поддержки малых форм предпринимательства // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 8. — С. 1679-1692. Сог 10.18334/се.14.8.110745
АННОТАЦИЯ:
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации как важнейшей подсистемы рыночной экономики требует непосредственного государственного участия в форме разноуровневой поддержки. Создание благоприятных условий для функционирования малых форм бизнеса и предпринимательской инициативы является одним из приоритетов деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Для повышения эффективности поддержки малого предпринимательства необходимо применение методов и подходов к оценке регулирующих воздействий и мер, адекватных современной экономической и политической ситуации. Результаты оценки эффективности системы государственной поддержки малых форм предпринимательства расширяют возможности их практического применения органами власти при распределении ресурсов на конкурсной основе, определении состояния делового климата, выработке адаптационных механизмов ведения бизнеса в условиях цифровой экономики и т.д. Цель статьи состоит в изучении существующих методов оценки и систем индикаторов, измеряющих эффективность государственной поддержки малых форм предпринимательства. На основании проведенного исследования автором сформулированы основные положения по развитию методологии оценки эффективности поддержки предпринимательской деятельности. Меры, предпринимаемые органами власти для поддержки функционирования малых форм предпринимательства, предлагается оценивать по двум направлениям. Во-первых, это анализ эффективности системных мер, носящих регулярный характер и реализуемых в рамках проектов и программ социально-экономического развития государства и отдельных территорий. Во-вторых, это анализ эффективности мер адаптационного характера, применяемых в рамках антикризисных программ и мероприятий по стабилизации экономической ситуации в стране. В статье обращается внимание на возможность оценивания каждой группы мер дифференцированно и комплексно. Статья структурирована следующим образом. Во введении представлены современные тенденции развития малых форм предпринимательства в Российской Федерации. В основной части дается характеристика современной системы государственной поддержки малого предпринимательства и обзор научно обоснованных методов и подходов к оценке ее эффективности. В заключении содержатся основные выводы и направления дальнейшего исследования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гмалое предпринимательство, государственная поддержка, методы оценки, система индикаторов, системные меры, адаптационные меры, региональная практика
ОБ АВТОРЕ
Володкевич Станислав Игоревич, слушатель программы Doctor of Public Administration (Доктор государственного управления) ([email protected])
>ч
Е о с о
и
ш .>
(О
ш
- 1679 -
Volodkevich S.I.1
1 RANEPA, Russia
<T> IN
o> o>
<J\
Analysis of methods for evaluating the effectiveness of state support for small business
CITE AS:
Volodkevich S.I. (2020) Analiz metodov otsenki effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki malyh form predprinimatelstva [Analysis of methods for evaluating the effectiveness of state support for small business]. Kreativnaya ekonomika. 14. (8). — 1679-1692. doi: 10.18334/ce.14.8.110745
ABSTRACT:
The development of the small and medium-sized business sector in the Russian Federation as the most important subsystem of the market economy requires direct state participation in the form of multi-level support. Creating favorable conditions for the small business and entrepreneurial initiatives is one of the priorities of the activity of state and local governments. To increase the effectiveness of small business support, it is necessary to apply methods and approaches to assessing regulatory impacts and measures that are appropriate to the current economic and political situation. The results of evaluating the effectiveness of the system of state support for small business expand the possibilities of their practical application by authorities in the allocation of resources on a competitive basis, determining the business climate, developing adaptive mechanisms for doing business in the digital economy, etc. The purpose of the article is to study the existing assessment methods and systems of indicators that measure the effectiveness of state support for small business. Based on the research, the author formulated the main provisions for the development of the methodology for evaluating the effectiveness of business support. The measures taken by the authorities to support small business are proposed to be evaluated in two directions. First of all, it is an analysis of the effectiveness of systematic measures that are of a regular nature and are implemented within the framework of projects and programs for the socio-economic development of the state and individual territories. Secondly, it is an analysis of the effectiveness of adaptation measures applied in the framework of anti-crisis programs and measures to stabilize the economic situation in the country. The article draws attention to the possibility of evaluating each group of measures differentially and comprehensively. The article is structured as follows. The current trends in the development of small business in the Russian Federation are described in the Introduction. The modern system of state support for small business and research-based methods and approaches to assessing its effectiveness are discussed in the main part. The conclusion contains the key insights and directions for further research. KEYWORDS: small business, state support, assessment methods, indicator system, system measures, adaptation measures, regional practice
JEL Classification: L26, M21, M11
Received: 29.07.2020 / Published: 31.08.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Volodkevich S.I. ([email protected])
- 1680 -
Введение
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) является условием социальной стабильности и устойчивого развития экономики. В Российской Федерации для малых предприятий регулярно принимаются меры, позволяющие оказать финансовую, имущественную и информационную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время вклад МСП в экономику страны, по сравнению с развитыми и развивающимися странами, существенно ниже. Среди основных проблем, имеющихся в секторе МСП, отмечаются низкая инвестиционная и инновационная активность, неформальная занятость, высокое административное давление и др.
Текущее состояние сектора МСП связано с сокращением реальных располагаемых доходов населения и сокращением платежеспособного спроса. В этой связи основное внимание концентрируется на проблемах институционно-правового содержания, которые препятствуют эффективной реализации мер поддержки МСП [2] (Бе1ошоу, 2020).
Кризисные явления, наблюдаемые в последнее время, оказывают в первую очередь сильное негативное воздействие на МСП. Предпринимательские риски усугубляются вследствие уязвимости системы административного и экономического регулирования данной сферы. Таким образом, главная проблема взаимоотношений между субъектами малого бизнеса и органами власти связывается с низкой эффективностью государственной поддержки.
В качестве объекта исследования выступают малые формы предпринимательства [6] (Уо1ойкеу1ек, 2019).
Предметом исследования является система государственной поддержки малых форм предпринимательства как совокупность мер системного и адаптационного характера, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Среди последних изменений в системе государственной поддержки — это доступность ряда мер государственной поддержки, предусмотренных для МСП, для самозанятых граждан. В конце 2019 года закреплено понятие «социальное предпринимательство» как отдельная сфера деятельности, что предполагает возможности «социальным предприятиям» пользоваться определенными преференциями [19]. На федеральном уровне запланировано обособление «семейного предпринимательства» в отдельную правовую категорию. Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развитие системы государственной поддержки малых форм предпринимательства приобретает более адресный и целевой характер.
- 1681 -
Система государственной поддержки малых форм предпринимательства в Российской Федерации
Систему поддержки МСП в Российской Федерации определяют соответствующее нормативно-правовое поле [19] и документы стратегического планирования.
Среди основополагающих — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия МСП) [14] — механизм, направленный на координацию действий органов власти на всех уровнях предпринимательского сообщества и инфраструктуры поддержки с целью обеспечить благоприятные и комфортные условия, соответствующие ожиданиям бизнеса и возможностям реализации предпринимательского потенциала в гражданском обществе. Базовые индикаторы реализации Стратегии МСП корреспондируют с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [11]. Роль органов публичной власти в развитии малых форм предпринимательства рассматривается с точки зрения взаимозависимости, включая выгоду третьей стороны — общества. Очевидно, что органами власти формируются определенные правила ведения предпринимательской деятельности, создаются необходимые условия для развития внутренних и внешних связей предприятий с институтами поддержки, между собой и на международном уровне [20] (СНагоуа, МыкНта, 2020).
В сфере развития МСП и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы поставлены следующие задачи:
■ улучшить условия предпринимательской деятельности;
■ создать цифровую платформу, ориентированную на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей;
■ усовершенствовать систему закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей;
■ упростить доступ к льготному финансированию и др. [16]. В целях обеспечения качественно нового уровня мер и инструментов поддержки МСП создана «Корпорация «МСП» [15].
Меры государственной поддержки малых форм предпринимательства традиционно классифицируются на финансовые и нефинансовые. В работе предлагается использовать следующую классификацию мер государственной поддержки малых форм предпринимательства (рис. 1).
Адаптационные меры — это дополнительные меры к системным мерам или скорректированные системные меры в части условий предоставления
— 1682 —
Рисунок 1. Комплекс мер государственной поддержки малых форм предпринимательства
Источник: составлено автором.
государственной поддержки, которые направлены на смягчение негативных последствий для субъектов предпринимательства в период кризисных явлений или ограничения деятельности. Актуальность применения данной группы мер также продиктована необходимостью адаптации ведения предпринимательской деятельности к новым условиям, в том числе под нужды цифровой экономики. Цифровые навыки выступают одним из критических факторов конкурентоспособности малого бизнеса [5] (Volodkevich, 2020).
Система государственной поддержки малого предпринимательства постоянно меняется, определенные меры утрачивают свою актуальность или становятся менее эффективными. На региональном и муниципальном уровнях оценка мер государственной поддержки данного сектора экономики часто носит недетальный характер и проводится по критерию фактического достижения запланированных показателей, установленных соответствующей программой.
>ч
Е о с о
и
ш .>
'+->
го ш
Методы оценки эффективности мер государственной поддержки малых форм предпринимательства
Проблематике государственного регулирования развития малых форм предпринимательства уделено достаточное внимание в современной научной литературе. Определенный интерес вызывают работы, в которых представлены методы оценки эффективности мер государственной поддержки. С уче-
- 1683 -
том современных трансформаций экономического пространства и реального положения дел в секторе малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации требуется более глубокая методическая проработка подходов к оцениванию системы государственной поддержки.
В общем виде алгоритм оценки государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя следующие основные этапы: ^ 1) оценка деятельности органов местного самоуправления в области под-
держки сектора малого и среднего предпринимательства (аналитическая часть);
2) обработка оценочных данных (расчетная часть);
3) анализ результатов оценки (выводы и предложения) [7] (XтаШШна, КЫзавуа, 2018).
При этом особенным образом необходимо акцентировать внимание на методах, которые определяют эффективность мер государственной поддержки малого бизнеса в условиях кризиса и форс-мажорных обстоятельствах.
При оценке административного климата функционирования малого предпринимательства, представленной в работе А.Е. Кремина [9] (Кгетт, 2019), раскрывается, что благоприятные тренды его изменения способствуют формированию эффективной модели взаимодействия малого бизнеса и органов государственной власти. Характеристика общей административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства и административных барьеров дается на основе результатов опроса предпринимателей Вологодской области. Представленные результаты имеют прикладное значение при разработке программ развития отдельного региона и снижения негативных факторов административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства.
Сравнительный анализ методических подходов к определению качества предпринимательской среды с позиции ценностного подхода на мезоуровне выполнен в работе М.В. Плешаковой и Г.Г. Плешакова [12] (Р1е$Накоуа, Р1е$Накоу, 2018). Ряд из них применяется исключительно к малым и средним предприятиям. Авторами выделены основные ограничения использования современных методов, среди которых:
1) современное состояние национальной статистики сужает возможный набор используемых индикаторов;
2) некорректное обоснование экспертной группой выборки показателей искажает конечные результаты;
3) недостаточно проработанный механизм отбора и оценки компетентности экспертов является причиной субъективности оценок;
4) большое число заинтересованных сторон и разные цели оценки делают формирование системы показателей сложной и трудоемкой.
- 1684 -
з h-
>ч
Е о с о
и
ш >
(О
ш
L.
и
Критерии для сравнения Подход
Традиционный Инновационный
Объект оценивания Спецификация компонентов инфраструктуры поддержки малых форм предпринимательства Способность системы поддержки малого предпринимательства выполнять декларируемые цели и задачи, включая взаимодействие всех элементов системы
Вид Описательное Оценочное
Содержание Деятельность отдельных объектов инфраструктуры поддержки (компоненты системы) Синергетический эффект от взаимодействия объектов инфраструктуры поддержки и взаимодействие с субъектами бизнеса
Направление поддержки Создание новых предприятий Решение социально-значимых проблем
Учет региональной специфики Сходство проблем Особенности территории
Индикаторы Количественные Качественные и динамические
Основание для выводов Результативность программ (соотношение плановых и фактических показателей, например затрат) Эффективность (качество процессов, жизненный цикл мер поддержки и др.)
Источник: составлено автором на основе [4, 6] (Bykova, 2014; Volodkevich, 2019).
- 1685 -
Наиболее сбалансированную оценку эффективности государственной поддержки малого предпринимательства содержит подход А.А. Анненковой и Д.Л. Жучковой [1] (Annenkova, Zhuchkova, 2019). Комплексная характеристика на основе группы коэффициентов определяет вклад малого бизнеса в социально-экономическое развитие региона.
Вопросы оказания государственной поддержки МСП и ее эффективности проработаны в работах Т.В. Усковой [17] (Uskova, 2020), Г.Р. Имаевой [8] (Imaeva, 2013), С.Н. Белоусовой, В.Ю. Циклаури, Л.Н. Хардиковой [3] (Belousova, Tsiklauri, Khardikova, 2018), А.В. Полянина, Ю.П. Соболевой, В.В. Тарновского [13] (Polyanin, Soboleva, Tarnovskaya, 2020) др.
Подходы к оценке системы поддержки малого предпринимательства условно делятся на традиционные и инновационные. Отличительные особенности данных подходов представлены в таблице 1.
В региональной и муниципальной практике применяются как традиционные, так и инновационные подходы.
Таблица 1
Сравнение подходов к оценке системы государственной поддержки малых форм предпринимательства
от от
1Л
Заключение
Эффективность взаимодействия малых форм предпринимательства и органов власти выражается в основном в применении мер государственной поддержки.
Опираясь на представленный обзор методов и подходов, можно сделать вывод, что большинство из них являются многокритериальными и оценивают внешние и внутренние факторы предпринимательской среды на макро-, мезо- и микроуровне. Основным инструментом оценивания является интегральный показатель. Стоит отметить, что перечень методик, направленных конкретно на оценку эффективности государственной поддержки субъектов МСП, является недостаточно широким.
Влияние кризисных явлений обозначило необходимость в оценке эффективности отдельных мер государственной поддержки, применяемых в целях стабилизации экономического положения, а также оценки деятельности органов власти, осуществляемой на системной основе в отношении развития МСП.
Дальнейшим направлением исследования будет разработка методики комплексной оценки эффективности системы государственной поддержки малых форм предпринимательства на региональном уровне, позволяющей анализировать такие ее характеристики, как адресность, устойчивость и адаптивность, с целью выработки научно обоснованных управленческих воздействий на сектор МСП и поддержания положительной динамики в достижении общенациональных целей.
Оценка эффективности системы государственной поддержки малых форм предпринимательства должна, на наш взгляд, опираться на соблюдение принципов реализации Стратегии МСП (табл. 21).
Государственная поддержка малых форм предпринимательства призвана способствовать реализации согласованной стратегии бизнеса и власти в решении задач социально-экономического развития и рационального использования ресурсного потенциала территории. Для повышения эффективности государственной поддержки требуется внедрение оценочных методов и инструментов, адекватных потребностям малого предпринимательства и органов власти в новых условиях хозяйствования. ■
1 В таблице в качестве примеров частично приведены реализуемые меры государственной поддержки МСП в Московской области.
- 1686 -
Таблица 2
Соблюдение принципов стратегического развития сектора МСП в системе государственной поддержки
Принцип Содержание Меры и инструменты государственной поддержки1
Системные Адаптационные
Малый бизнес — прежде всего Государственные решения проектируются с учетом интересов МСП. Правовое поле имеет ясный и непротиворечивый характер. Применяются гибкие меры регулирования, стимулируется предприимчивость и творчество граждан Региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансированию поддержки, в том числе к льготному финансированию» (например, специальный кредитный продукт «промышленная ипотека») Финансовая поддержка в условиях СОУЮ-19 в форме субсидии для проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий и др.
Работать легально выгодно Со стороны государства гарантируется возможность дальнейшего ведения бизнеса, установление доверительных отношений между участниками Региональный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» (например, освобождение от обязанности уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ пенсионеров, осуществляющих предпринимательскую деятельность) Обеспечение возможности оказания специальных мер поддержки социальных предпринимателей и др.
Содействие ускоренному развитию Поддержка оказывается МСП, склонным к росту и способствующим обновлению экономики. Развитие механизмов акселерации — инновационный и экспортный лифты Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (например, образовательная поддержка в виде акселерационной программы «Школа молодого предпринимателя») Вновь образованные предприятия и предприятия, созданные ранее, вправе обратиться за возмещением до 10% от общей стоимости проекта (разово) и др.
Создание условия для МСП выгодно Стимулируется вовлечение в развитие МСП органов государственной власти и органов местного самоуправления Региональный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Московской области» (например, предоставление грантов «Агростартап») Приостановление всех выездных проверок со стороны контрольно-надзорных государственных органов и др.
- 1687 -
Таблица 2 (Окончание)
от гч от ю
от от
(Л 1Л
Принцип
Содержание
Меры и инструменты государственной поддержки1
Системные
Адаптационные
Обеспечение гарантированных и стабильных правил игры
Обеспечивается максимальная прозрачность и предсказуемость условий для реализации инвестиционных планов и планов развития бизнеса на долгосрочную и среднесрочную перспективу
Региональный проект «Популяризация предпринимательства» (например, работа сайта «Малый бизнес Подмосковья»)
Горячая линия поддержки предпринимателей 0150 (для Подмосковья) и др.
Источник: составлено автором на основе [10, 14].
ИСТОЧНИКИ:
1. Анненкова А.А., Жучкова Д.Л. Оценка эффективности государственных программ поддержки малого предпринимательства: проблемы и пути решения // Вестник ОрелГИЭТ. — 2019. — № 1(47). — с. 168-173.
2. Белоусов А.Л. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. — 2020. — № 1. — с. 5-21. — ао1: 10.21202/1993-047Х.14.2020.1.5-21 .
3. Белоусова С.Н., Циклаури В.Ю., Хардикова Л.Н. Оценка мер государственного регулирования субъектов малого предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2018. — № 4(29). — с. 61-70.
4. Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014. — № 4. — с. 107-114.
5. Володкевич С.И. Современные условия и источники формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. — 2020. — № 2. — с. 485-496. — аок 10.18334/се.14.4.100827 .
6. Володкевич С.И. Трансформация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях формирования цифровой экономики в РФ // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 10. — с. 613-616.
7. Зинатуллина Ю.М., Хисаева А.И. Анализ методик оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципалитета // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. — 2018. — № 4(26). — с. 107-113.
- 1688 -
8. Имаева Г.Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2013. — № 2(114). — с. 114-121.
9. Кремин А.Е. Оценка административного климата функционирования малого предпринимательства Вологодской области // Социальное пространство. — 2019. — № 3(20). — с. 2. — doi: 10.15838/sa.2019.3.20.2 .
10. Мониторинг мер поддержки предпринимателей в условиях коронавиру-са (C0VID2019). Официальный сайт Комитета по конкурентной политики Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://zakaz-mo.mosreg. ru/dokumenty (дата обращения: 10.07.2020).
11. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) ^
О
о
щих методик и системы индикаторов состояния предпринимательской сре-
>
12. Плешакова М.В., Плешаков Г.Г. Анализ направлений развития существую-
ды на мезо уровне с учетом ценностного подхода // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2018. — № 5. — с. 203-211.
13. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновская В.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2020. — № 1. — с. 3234. — doi: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).32-44 .
14. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ № 1083-р от 02.06.2016 г
15. Указ Президента РФ от 5 июня 2015 года № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»
16. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
17. Ускова Т.В. Устойчивость территорий и современные методы управления // Проблемы развития территории. — 2020. — № 2(106). — с. 7-18. — doi: 10.15838^.2020.2.106.1.
18. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
19. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»
20. Чазова И.Ю., Мухина И.А. Роль органов публичной власти в развитии предпринимательской деятельности // Вестник Удмуртского университета. — 2020. — № 2. — с. 222-229. — doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-2-222-229 .
го ш
- 1689 -
<n
IN
o>
lO
o>
<J\
l/l
REFERENCES:
Annenkova A.A., Zhuchkova D.L. (2019). Otsenka effektivnosti gosudarstvennyh programm podderzhki malogo predprinimatelstva: problemy i puti resheniya [Evaluating the effectiveness of state programs to support small businesses: problems and solutions]. OrelSIETBulletin. (1(47)). 168-173. (in Russian).
Belousov A.L. (2020). Audit merpodderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Audit of support measures for small and medium-sized businesses]. Current problems of economics and law. 14 (1). 5-21. (in Russian). doi: 10.21202/1993-047X.14.2020.1.5-21 .
Belousova S.N., Tsiklauri V.Yu., Khardikova L.N. (2018). Otsenka mer gosudarst-vennogo regulirovaniya subektov malogo predprinimatelstva [Evaluation of measures of state regulation of small businesses]. Proceedings of the Southwest State University. 8 (4(29)). 61-70. (in Russian).
Bykova N.V. (2014). Sovremennyy podkhod k otsenke effektivnosti gosudarstven-noy podderzhki malogo predprinimatelstva [The modern approach to evaluating the efficiency of state support for small scale business]. Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 6 (4). 107-114. (in Russian).
Chazova I.Yu., Mukhina I.A. (2020). Rol organovpublichnoy vlasti v razvitiipred-prinimatelskoy deyatelnosti [Role of public authorities in the development of entrepreneurial activity]. Bulletin of Udmurt University. 30 (2). 222-229. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-2-222-229 .
Imaeva G.R. (2013). Predprinimatelskiy klimat v Rossii i formiruyushchie ego fakto-ry: sotsiologicheskiy analiz [The business climate in Russia and its factors: sociological analysis]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (2(114)). 114-121. (in Russian).
Kremin A.E. (2019). Otsenka administrativnogo klimata funktsionirovaniya malogo predprinimatelstva Vologodskoy oblasti [Assessment of the administrative climate of functioning of small business in the Vologda Oblast]. Social space. (3(20)). 2. (in Russian). doi: 10.15838/sa.2019.3.20.2 .
Pleshakova M.V., Pleshakov G.G. (2018). Analiz napravleniy razvitiya sushchest-vuyushchikh metodik i sistemy indikatorov sostoyaniya predprinimatelskoy sredy na mezo urovne s uchetom tsennostnogo podkhoda [Analysis of the development of existing methods and indicators of the business environment at the meso level, taking into account the value approach]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (5). 203-211. (in Russian).
- 1690 -
Polyanin A.V., Soboleva Yu.P., Tarnovskaya V.V. (2020). Otsenka effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Estimation of efficiency of state support of small and medium-sized entre-preneurship in Russia]. Bulletin of Omsk University Series «Economics». 18 (1). 32-34. (in Russian). doi: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).32-44 .
Uskova T.V. (2020). Ustoychivost territoriy i sovremennye metody upravleni-ya [Territories' sustainable development and modern management methods]. Problems of Territory's Development. (2(106)). 7-18. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2020.2.106.1.
Volodkevich S.I. (2019). Transformatsiya infrastruktury podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki v RF [Transformation of infrastructure to support small and medium-sized businesses in the context of the digital economy in the Russian Federation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 613-616. (in Russian).
Volodkevich S.I. (2020). Sovremennye usloviya i istochniki formirovaniya tsifrovyh navykov subektov malogo i srednego predprinimatelstva [Modern conditions and sources of small and medium-sized entrepreneurship digital skills]. Creative economy. 14 (2). 485-496. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.4.100827 .
Zinatullina Yu.M., Khisaeva A.I. (2018). Analiz metodik otsenki effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva na urovne mu-nitsipaliteta [Analysis of methods for evaluating the effectiveness of state support for small and medium-sized businesses at the municipal level]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika. (4(26)). 107113. (in Russian).
>4
ÍÜ ш
— 1691 -
- 1692 -