использованием информационных и сетевых ресурсов, с подъёмом обрабатывающей промышленности;
- программа Торгово-промышленной палаты РФ (в ней промышленная политика рассматривается как система мер, направленная на развитие национальной экономики с использованием новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг), ориентированная, прежде всего, на интересы бизнеса: в ней не упоминается о необходимости обеспечить эффективное использование и расширенное воспроизводство рабочей силы, накопление человеческого капитала.
Таким образом, промышленная политика не может обойтись без мер государственного регулирования. При этом нужно иметь в виду три главных направления: обновление технологий, использование финансовых ресурсов и формирование нового поколения спе-
циалистов и промышленных рабочих. Эти направления промышленной политики должны быть увязаны с интересами человека, промышленных предприятий и государства. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие человеческого капитала и его эффективную отдачу.
Итак, промышленная политика XXI века - это, прежде всего, развитие высокотехнологичных производств и наукоёмких отраслей, а главной целью является достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности. Только здесь возможен инновационный прорыв. Достичь этого можно лишь в рамках сбалансированной системы «сильное государство - сильный бизнес». В настоящее время сильный бизнес - это, в первую очередь, крупный бизнес.
Библиографический список
1. Белозерова С.Т. Социальная составляющая промышленной политики // Человек и труд. 2005. № 7. С. 9-14.
2. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2010. 317 с.
УДК: 339.187.62
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА И ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1 2 Г.Е. Дыкусов , И.А. Лоскутникова
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены анализ методов определения износа и остаточной стоимости объектов основных средств и классификация состояния износа подержанных машин и оборудования в зависимости от их технического состояния. Табл. 3. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: обновление основных фондов; остаточная стоимость объектов основных средств; износ основных средств.
ANALYSIS OF METHODS TO DETERMINE WEAR AND BOOK VALUE OF OBJECTS OF FIXED ASSETS G.E. Dykusov, I.A. Loskutnikova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents the analysis of methods to determine the wear and book value of objects of fixed assets and the classification of the wear and tear of used machinery and equipment, depending on their technical condition. 3 tables. 4 sources.
Key words: renewal of fixed assets; book value of objects of fixed assets; depreciation (wear) of fixed assets.
Формы регулирования остаточной стоимости объектов основных средств разнообразны, например, такие экономические рычаги, как цена, кредит, налоги. Управление рыночным хозяйством должно осуществляться гибким регулированием и экономическими методами.
Так как потребительная стоимость (ПС) бывших в использовании объектов основных средств ниже, чем ПС новых, то и подержанная техника должна стоить меньше, чем новая. Снижение стоимости объектов
основных средств в период эксплуатации должно произойти в такой пропорции, в какой снизилась ПС данной техники или оборудования. При этом надо помнить, что ПС должна снижаться пропорционально технико-экономическим показателям, её можно оценивать в зависимости от того, на сколько снизилась производительность машины и на сколько повысились затраты на её ремонт. Объединив эти показатели, можно сказать, что пропорционально изменились ПС и цена.
1Дыкусов Геннадий Ефимович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой финансов и кредита; тел.: (3952) 405095. Dykusov Gennady, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the chair of Finance and Credit; tel.: (3952) 405095.
2Лоскутникова Ирина Анатольевна, аспирант кафедры финансов и кредита; тел.: (3952) 405097; e-mail: [email protected] Loskutnikova Irina, Postgraduate Student of the chair of Finance and Credit, tel.: (3952) 405097; e-mail: [email protected]
На сегодняшний день существует несколько методов оценки износа машины и определения её остаточной стоимости.
1. Методом сопоставления полного амортизационного срока службы со сроком службы на момент оценки износа, или планового объёма работ за амортизационный срок с объёмом работ, который уже выполнен при использовании машины, износ можно определить как
И = — ■ 100 ,
Т
где И- износ, %; t - отработанная часть срока службы (часы, годы); Т- амортизационный период (часы, годы).
Недостатком данного метода является то, что он не учитывает стоимость лома.
2. Метод сопоставления полного и использованного ресурсов определяет, какой объём работ может выполнить машина до её списания. Метод используется, когда не известен срок службы, или износ приходится устанавливать путём экспертных оценок. Однако этот метод не учитывает предстоящих затрат на поддержание техники в работоспособном состоянии.
3. Метод оценки износа и остаточной стоимости на основе учёта износа отдельных конструктивных элементов машины, её узлов и агрегатов рассматривает износ как совокупность отдельных элементов, которые в процессе работы изнашиваются, т.е. износ машины определяется путём сопоставления полного срока службы определённого элемента и фактического. Недостаток метода в том, что в нём, как и в предыдущем случае, не учитываются эксплуатационные затраты на поддержание техники в работоспособном состоянии [1].
4. При использовании метода экономической оценки износа, где учитывается не только износ машины как исходного образца, но и определённый объём добавочных вложений, связанных с её ремонтом, износ определяется как
С ■ -i + R 1-
И = д Т ^ ПГ t
Ф C д + Rd где ИФ - физический износ, %; Сд - первоначальная или восстановительная стоимость детали; i - фактический срок службы детали на момент определения степени её физического износа; i1 - фактический срок службы детали после очередного ремонта; t - срок службы детали до ремонта или выбраковки (межре-
монтный период работы детали); Т- нормативный срок службы детали [2].
5. Метод определения износа машины как первоначального образца и всей совокупности конструктивных и неконструктивных элементов, возобновляемых в процессе её использования [3].
Некоторые проблемы определения износа и остаточной стоимости изложены в [4]. Авторы предлагают следующие методы определения износа:
1. Аналитический метод. Стоимость новой машины Сн на дату оценки в месте оценки принимают равной балансовой стоимости этой машины, отражённой в бухгалтерском отчёте. Износ машины и возраста определяется с учётом её плановой наработки за срок службы и фактической наработки в момент её оценки:
И, =
i=1
■ 100%,
где Wf¡ -её оценки
YWUj
j=i
фактическая наработка машины в момент Wrij - плановая наработка машины в момент её оценки; T¡ , То - сроки службы машины в момент оценки её остаточной стоимости и амортизационный срок службы, годы.
Остаточная стоимость Сост подержанных комплектных машин определяется по формуле:
100 - И, 100 - Кп
С =--L---, руб,
ост 100 100 где Сн - значение стоимости новой машины, тыс. руб.; Иi - износ машины и возраста, %; Кп - коэффициент, учитывающий потребительский интерес, %.
2. Статистический метод. Коэффициент износа и коэффициент остаточной стоимости можно определить на основе статистического анализа данных о стоимости новых и подержанных машин.
Так как расчёт по формулам функции сложен, зависимость коэффициента остаточной стоимости от возраста при естественном физическом износе дана в табл. 1, исходя из стоимости фактически совершённых сделок. Существующая сложная техника в агропромышленном комплексе (АПК) по нормативным срокам её службы классифицирована в четыре группы [4].
3. Экспертный метод основывается на суждении специалиста-эксперта о техническом состоянии машин и оборудования, исходя из их внешнего вида, условия эксплуатации общей наработки и других факторов.
В этом методе выделяют следующие этапы:
Таблица 1
Изменение коэффициента остаточной стоимости в зависимости от возраста машин
Группа Возраст, год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Первая 0,63 0,47 0,37 0,32 0,28 0,24 0,22 0,19 0,17 0,15
Вторая 0,56 0,40 0,32 0,27 0,24 0,20 0,18 0,15 0,13 0,12
Третья 0,55 0,38 0,30 0,24 0,21 0,18 0,15 0,13 0,12 0,10
Четвёртая 0,53 0,35 0,27 0,22 0,18 0,15 0,13 0,11 0,09 0,08
а) встреча эксперта с владельцем техники, проверка документов, ознакомление с расценками и составление договора;
б) анализ документов на технику, установление их подлинности;
в) идентификация и осмотр техники экспертом;
г) определение работоспособности и технического состояния обследуемой техники;
д) выполнение экспертом расчёта остаточной стоимости машины в соответствии с результатами осмотра и предоставление их заказчику.
Остаточная стоимость техники определяется по формуле:
í
С
ост
= C н
100 - К
изн
100
I РУб .
где Сн - значение стоимости новой машины, тыс. руб.; Кизн - коэффициент износа машины, установленный экспертным методом.
Создана шкала с учётом опыта оценщиков транспортных средств, облегчающая работу экспертов (табл. 2).
4. Комплексный метод - метод учёта износа машины 1/1, некомплектности, замены узлов и агрегатов, а также стоимости устранения последствий отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов.
С
ост
С,
100 - И
100
(
C„
100 - И
+ З„
N
+ z 4
n=1 M
- z
m=1
100
J
С
100 - И
т
+З
V
100
m
100 - К n M , ч
100 n + z7 (ск - 3K )-С
100 m=1
отк
где Сн - стоимость новой укомплектованной машины, тыс. руб.; ИI - износ машины; N - общее количество агрегатов (узлов, деталей) машины базовой комплектации, установленных взамен отказавших при эксплуатации к моменту оценки, ед.; С„ - стоимость нового л-го агрегата (узла, детали), установленного взамен отказавшего, тыс. руб.; 3п - затраты на установку л-го агрегата (узла, детали), тыс. руб.; М - общее количество агрегатов (узлов, деталей) машины базовой комплекции, отсутствующих на машине в месте оценки на дату оценки, ед.; Ст - стоимость нового т-го агрегата (узла, детали), отсутствующего на машине в месте оценки на дату оценки, тыс. руб.; Зт - затраты на установку т-го агрегата (узла, детали), тыс. руб.; кп -общее количество агрегатов (узлов, деталей), установленных на машину при модернизации, ед.; Ск -
Таблица 2
Классификация изношенного состояния подержанных машин и оборудования в зависимости от их
технического состояния
+
> X
X
Оценка состояния машин или оборудования Характеристика состояния машин или оборудования Коэффициент износа (К,а), %
Новая Новая, после проведения предпродажной подготовки, обкатки, без признаков эксплуатации 0-5
Очень хорошее Практически новая машина на гарантийном периоде эксплуатации с выполнением объёмов ТО, не требующая замены каких-либо деталей 5-20
Хорошее Машина на послегарантийном периоде эксплуатации с выполненными объёмами ТО, не требующая замены каких-либо составных частей 20-30
Удовлетворительное Бывшая в эксплуатации машина с выполненными объёмами ТО, требующая ремонта или замены составных частей или отдельных деталей 30-60
Условно пригодное Бывшая в эксплуатации машина в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения ремонта агрегатов, ремонта и окраски кабины и облицовки 60-75
Неудовлетворительное Бывшая в эксплуатации машина, требующая КР или замены базовых деталей (ДВС, КП, трансмиссии, рамы) 75-80
Не пригодная к эксплуатации и ремонту Бывшая в эксплуатации машина, требующая ремонта в объёме, превышающем целесообразность выполнения, подлежащая списанию 80-90
стоимость нового к-го агрегата (узла, детали), установленного при модернизации, тыс. руб.; Зк - затраты на установку к-го агрегата (узла, детали), тыс. руб.; Сотк - стоимость устранения последствий отказов, неисправностей эксплуатационных дефектов на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.; К - коэффициент морального старения машины, %.
Из рассмотренных аналитический и статистический методы предназначены для определения износа машин со сроком службы 8-10 лет. Средний возраст машин составляет 13-15 лет. Соответственно необходимо расширить методики расчёта износа и остаточной стоимости, учитывая возрастающие эксплуатационные затраты, наработку, отказы и т.д.
Любой товар, средства производства, технические средства производства обладают потребительной стоимостью и стоимостью, которые в процессе эксплуатации изменяются, или оценки средств производства уменьшаются адекватно износу. Однако возникают трудности в определении остаточной стоимости машины, поскольку нельзя определить точно, в какой мере машина или другое техническое средство износилась. Кроме того, в рыночных условиях, как правило, оценивается не просто машина, а предприятие, которое использует технику. Если само предприятие рентабельно, то и технические средства этого предприятия имеют более высокую оценку по сравнению с менее рентабельными.
Доктор Ларсон (штат Канзас, США), определяя сроки службы установки по нефтепереработке, в качестве критерия использует прибыль, получаемую при применении техники. Применительно к лизингу эта теория может быть положена в основу расчётов. Однако поскольку лизингополучатель берёт в пользование лишь отдельные машины, то нужно определять уровень износа и остаточной стоимости этой отдельной машины, для того чтобы вести расчётные платежи с лизингодателем [4].
И.В. Найден показала, что в настоящее время статистика не учитывает того положения, когда списанные машины становятся донорами для восстановления машин, требующих ремонта. Со списанных машин снимаются узлы и детали, которые идут на восстановление ремонтопригодных машин. В этой связи возникает задача корректирования статистических расходов, полученных путём обследования машин [4].
Ряд учёных (В.И. Чернованов, А.Э. Северный, М.А. Халфин), занимающихся определением износа и остаточной стоимости, утверждают, что цена подержанной машины после её восстановления зависит от затрат на ремонт, гарантийного и послегарантийного ресурсов и определяется по формуле [4]:
Ц пР = [сост + К • Цр )]
100 + К
ндс
100
+ П „, РУб,
где К- коэффициент, учитывающий коньюктуру рынка; Цр( 1г) - цена восстановления машины в зависимости от гарантийного ресурса, тыс.руб.; Кндс - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость, %; П„ - прибыль ремонтного предприятия, тыс. руб.
Эти же учёные предлагают следующий порядок взаимоотношений ремонтно-транспортного предприятия (РТП) с заказчиками. Подержанная техника сдаётся в ремонтный фонд РТП, в присутствии владельца определяются: комплектность машины; её техническое состояние и перечень основных деталей, подлежащих замене (путём частичной подразборки). Затем по желанию заказчика машина ремонтируется и возвращается владельцу после капитального ремонта или отпускается со склада готовой продукции. Цены отремонтированных машин корректируются (табл. 3) с учётом гарантированного межремонтного ресурса.
Таблица 3
Рекомендуемые поправочные коэффициенты к ценам за ремонт техники в зависимости от гарантийного межремонтного ресурса
Гарантированный межремонтный ресурс по отношению к доремонтному Значение поправочных коэффициентов
70 1,00
75 1,05
80 1,10
85 1,20
90 1,25
95 1,35
100 1,45
В зависимости от поправочного коэффициента определяют нормативы верхнего предела договорной продажной цены за отремонтированную (восстановленную) технику в процентах от её балансовой стоимости .
Главным недостатком перечисленных методов является отсутствие механизма проверки результатов на реальную точность оценки. Нет доказательств, что получаемая оценка износа и остаточной стоимости в действительности обеспечивают эквивалентный обмен. Таким образом, необходима методика, содержащая механизм проверки результатов на реальную точность оценки.
Библиографический список
1. Конкин Ю.А. Экономика ремонта техники. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: Агропромиздат, 1990.
2. Петухов Р.М. Методика экономической оценки износа и сроков службы машин. М.: Экономика,1965.
3. Селиванов А.И. Основы теории старения машин. М.: Машиностроение, 1970.
4. Северный А.Э., Булгакин Д.С. и др. Организация вторичного рынка сельскохозяйственной техники (состояние опыт, перспективы). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 42 с.