Научная статья на тему 'Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике'

Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРИЗНАКИ / МЕТОДЫ / СОДЕРЖАЩИЕ ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРИЗНАКИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИЕМОВ / СОДЕРЖАЩИХ ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРИЗНАКИ / IMPLICIT INDICATIONS / THE IMPLICIT METHODS CONTAINING SIGNS / DIRECTION METHODS CONTAINING IMPLICIT FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Е.А.

В статье рассмотрено – имплицитная природа когнитивных процессов, проанализированы методы и приемы, содержащие имплицитные признаки, применяемые на уроке физике. Исследовано практическое использование признаков имплицитного воздействия в обучении, выделены конкретные имплицитные признаки в обучении, а так же автор представляет методы и приемы, в которых доминирует имплицитная методическая форма организации деятельности как имплицитные приемы и методы. В работе также представлен подробный механизм работы методов и приемов имплицитного воздействия через связь с внешним методическим механизмом осуществления действия и внутренней психо-нейрофизиологической природой когнитивных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS METHODS AND TECHNIQUES CONTAIN IMPLICIT SIGNS WHEN TEACHING PHYSICS

In article it is considered – the implicit nature of cognitive processes, the methods and receptions containing the implicit signs applied at a lesson to physics are analyzed. Practical use of signs of implicit influence in tutoring is investigated, concrete implicit signs in tutoring are allocated, and also the author represents methods and receptions in which the implicit methodical form of the organization of activity as implicit receptions and methods dominates. In work the detailed mechanism of work of methods and methods of implicit influence through contact with the external methodical mechanism of exercise of action and the internal psycho-neurophysiological nature of cognitive processes is also presented.

Текст научной работы на тему «Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике»

4. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki [Jelektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a87763 8a8730eb.pdf - (Data obrashhenija: 6.06.2016)

5. Professional'nyj standart. Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/01.004.pdf - (Data obrashhenija: 1.06.2016)

6. Putin: Vlast' ne dolzhna navjazyvat' tvorcam svoju volju Rezhim dostupa: http://www.vedomosti. ru/politics/news/2014/12/24/putin-napomnil-o- konstitucionnom-prave-deyatelej-kultury-na - Zaglavie s jekrana. - (Data obrashhenija: 2.06.2016)

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.171 Пономарева Е.А.

ORCID: 0000-0001-7454-7939, аспирант, ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации АНАЛИЗ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СОДЕРЖАЩИХ ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРИЗНАКИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрено - имплицитная природа когнитивных процессов, проанализированы методы и приемы, содержащие имплицитные признаки, применяемые на уроке физике. Исследовано практическое использование признаков имплицитного воздействия в обучении, выделены конкретные имплицитные признаки в обучении, а так же автор представляет методы и приемы, в которых доминирует имплицитная методическая форма организации деятельности как имплицитные приемы и методы. В работе также представлен подробный механизм работы методов и приемов имплицитного воздействия через связь с внешним методическим механизмом осуществления действия и внутренней психо-нейрофизиологической природой когнитивных процессов.

Ключевые слова: имплицитные признаки, методы, содержащие имплицитные признаки, направленность приемов, содержащих имплицитные признаки.

Ponomareva E.A.

ORCID: 0000-0001-7454-7939, postgraduate student, FBGOU HPE "Orenburg state pedagogical University", GBOU HPE "Orenburg state medical University" Ministry of healthcare of the Russian Federation ANALYSIS METHODS AND TECHNIQUES CONTAIN IMPLICIT SIGNS WHEN TEACHING PHYSICS

Abstract

In article it is considered - the implicit nature of cognitive processes, the methods and receptions containing the implicit signs applied at a lesson to physics are analyzed. Practical use of signs of implicit influence in tutoring is investigated, concrete implicit signs in tutoring are allocated, and also the author represents methods and receptions in which the implicit methodical form of the organization of activity as implicit receptions and methods dominates. In work the detailed mechanism of work of methods and methods of implicit influence through contact with the external methodical mechanism of exercise of action and the internal psycho-neurophysiological nature of cognitive processes is also presented.

Keywords: implicit indications, the implicit methods containing signs, direction methods containing implicit features.

Сложную природу психо-нейрофизиологических свойств и особенностей восприятия, памяти, запоминания, мышления, внимания, представление изучали К.Д.Ушинский, В.М.Смирнов, П.И.Зинченко, Л.С. Выготский, Д.А.Леонтьев, Н.А. Менчинская, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, Р.В. Майер, К. Коффки, Д.Б Эльконин, Г.Эббингауз [1;2;3;4;5]. Беря во внимание исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные изучению закономерностей физиологии высшей нервной деятельности в процессе обучения, можно говорить о существовании имплицитной и эксплицитной составляющей в природе когнитивных процессов.

Исследования практического использования признаков имплицитного воздействия в обучении

К имплицитной природе когнитивных процессов в работе С.И. Архангельского были отнесены такие моменты психологического положения теории учения как, нейрофизиология создания интереса и мотивировки, непроизвольное и непосредственное восприятие, непроизвольное внимание, непроизвольная память. Главное здесь - С.И. Архангельский обозначил, что мыслительная работа всегда связана с обращением к памяти. Автор выделяет, что память и запоминание неразрывно связаны с анализом и обобщением, логикой мышления, а также, что особо значимо для нашего исследования, эмоциональной и волевой сторонами учебной деятельности [6].

Занимаясь исследованиями статистических закономерностей формирования знаний и умений учащихся И.И. Нурминский и Н.К. Гладышева в измерении факторов учебного процесса и его результатов при подсчете частот использования компонентов учебника для отработки каждого выделенного смыслового элемента учебного материала содержание учебника делили на три категории. Существенным является, на наш взгляд, то, что первая категория включает материал в явном виде относящийся к данному смысловому элементу, вторая категория состоит из материала в явном виде относящийся к другим смысловым элементам, по своей сути идентичный данному, но имеющим другую формулировку, третья категория-материал, косвенно относящийся к данному смысловому элементу[7, с.33-34].

Разделяя подобным образом материал учебника авторами была произведена оценка относительной эффективности факторов учебника. Мы обращаем внимание на то, что содержание таблицыУ на стр.66 говорит о различной эффективности нормировочных коэффициентов для разных компонентов учебника. Так, например, И.И. Нурминский обращает внимание, что один рисунок увеличивает результат усвоения элемента учащимися на столько же процентов, (18,5 строк-7 строк) что и 3-4 строки простого текста, если и рисунок, и текст организуют деятельность учащихся, направленную на усвоение данного элемента. К наиболее эффективным факторам учебного процесса по результатам исследования были отнесены такие компоненты учебника как, текст, выделенный полужирным шрифтом ап/ж=5; формула, вынесенная на поля, выделенная цветным пятном или рамкой 0ф=5; текст, выделенный курсивом акурс=4; рисунок или схема парные а^рис=2,7. Эффективными так же оказались средства обучения, используемые учителем: демонстрационный опыт адем=6,5; лабораторная работа алр=5; экспериментальная задача аэ.з=4 и запись в тетрадях (конспектирование) 0^=4. [7,с.76]. Для нашей работы в исследованиях И.И. Нурминского и Н.К. Гладышевой главное-то, что в них экспериментально выявлена и доказана эффективность таких средств обучения, которые подают учебную информацию не в явном открытом виде, а косвенно и опосредованно. Все это позволяет нам говорить, что на эффективность обучения оказывает влияние методические умение преподавателя задействовать в учебном процессе непроизвольные компоненты когнитивных процессов-непроизвольное внимание, непроизвольную память, непроизвольное восприятие, непроизвольное представление и т.д.

Непроизвольное запоминание, как продукт целенаправленной деятельности, рассматривает П.И. Зинченко в своей работе «Непроизвольное запоминание». Для нас исследования П.И. Зинченко интересны тем, что автор экспериментально доказал сам факт зависимости непроизвольного запоминания от деятельности человека. Петр Иванович, акцентирует внимание на том, что запоминание нельзя сводить к непосредственному запечатлению, т.е. к результату одностороннего воздействия предметов на органы чувств вне деятельности человека, направленной на эти предметы [8]. Беря во внимание результаты исследований, проведенных П.И. Зинченко, где автор экспериментально доказал высокую продуктивность запоминания информации в картинках, нежели в числах и словах, а также то, что непроизвольное запоминание есть результат целенаправленной деятельности, мы можем говорить о том, возможно методически организовать успешное изучение предметной информации с опорой на бессознательную природу когнитивных процессов.

В современных исследованиях О.К. Тихомирова активно обсуждается неразрывная связь мышления, сознания и бессознательного. Рассуждая об эмоциях в структуре мыслительной деятельности, автор выделяет следующие важные на наш взгляд моменты:

-функции эмоциональных состояний в мышлении, такие как регулирующие и эвристические; -существование эмоциональной памяти;

-тесную связь эмоции и целеобразования. Эмоции выполняют функцию внутренней сигнализации о формировании смысла конечной цели на отдельных этапах ее конкретизации;

-выделение мнемических компонентов целеобразования, установление аффективной памяти (эмоционального закрепления) на процесс целеобразования;

-эмоциональное регулирование мыслительной деятельности - пример внутреннего непроизвольного управления мыслительной деятельностью[9].

Учитывая все вышеизложенное, а также опираясь на уже выявленную нами ранее связь бессознательного и когнитивных процессов через имплицитную природу восприятия, внимания, памяти, обозначаем необходимым выделить для практического использования признаки имплицитного воздействия (имплицитности) в обучении. Имплицитные признаки в обучении

Считаем возможным выделить такие признаки имплицитности в обучении, которые в своем содержании наполнены следующими компонентами:

-доминирование в физиологически целостном восприятии предметной информации происходит одновременно посредством работы нескольких анализаторов ощущения;

-непроизвольное восприятие предметного знания происходит за счет визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной информаций, когда данная воспринимаемая информация не обозначается целью учебно-воспитательной деятельности;

-непроизвольное представление предметного знания как воспроизведение образов восприятия происходит бессознательно с использованием направленной речи, мыслительной деятельности, стимула, образа, якоря;

-непроизвольное внимание определяется силой эмоциональной составляющей, силой впечатления, новизной, неожиданностью;

-непроизвольное понимание содержания предметной информации происходит на основе использования опосредованных образов, символов, знаков, схем, ассоциативных связей, через которые происходит выделение признаков, характеристик и важных качеств изучаемого знания;

-непроизвольное запоминание, припоминание, память осуществляется с опорой на сильный сигнал отражения действительности, который может быть прошлой эмоцией, ярким образом, опытом, деятельностью, впечатлением.

Если в учебном процессе на уроке учитель использует методы и приемы, в которых доминирует хотя бы один из вышеназванных признаков, то мы считаем, что применяемая методическая форма организации деятельности является имплицитной в своем содержании, т.е. данный метод или прием мы называем имплицитным. Методы и приемы, содержащие имплицитные признаки при обучении физике

Опираясь на работу Н.Ф. Искандерова «Структура, функции и принципы имплицитного обучения»[10], а так же беря во внимание исследования проводимые под руководством Н.Н. Тулькибаевой [11,12], представим подробнее механизм работы методов и приемов имплицитного воздействия через связь с внешним методическим механизмом осуществления действия и внутренней психо-нейрофизиологической природой когнитивных процессов (см.табл 1 и 2).

Таблица 1 - Методы, содержащие имплицитные признаки

№п/п Методы содержащие имплицитные признаки Внешний механизм действия Основной психо-нейрофизиологический механизм действия

1 1 методы эмпатии (вживания) игра, лабораторный эксперимент, творческие индивидуальные задания активизация связи эмоции и мыслительной деятельности, основанной на работе всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах бессознательной составляющей

22 методы эмоционального воздействия аналогии, ассоциации, световое, цветовое, звуковое, видео сопровождение предметного материала опора на связь эмоции с имплицитной стороной когнитивных процессов непроизвольных внимания, восприятия, понимания, представления, запоминания памяти

33 методы экспериментальные лабораторный, демонстрационный эксперименты преобладание непроизвольного восприятия, представления, внимания, запоминания, памяти

44 методы рефлексии различные виды организации адекватного самоанализа уровня усвоения предметного материала осуществление мыслительного рационального процесса самоанализа через имплицитную компоненту когнитивных процессов

55 методы наглядные модели установок, модели устройств, схемы, графики, рисунки, таблицы, чертежи активизация непроизвольного восприятия, представления, внимания, запоминания посредством работы всех репрезентативных систем

66 методы стимулирования и мотивации учения творческая и исследовательская деятельность, индивидуальные траектории обучения активизация мыслительной деятельности и работы всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоции с бессознательной составляющей мыслительной деятельности

Таблица 2 - Приемы содержащие имплицитные признаки

№п/п Направленность приемов, содержащих имплицитные признаки Внешний механизм действия Основной психо-нейрофизиологический механизм действия

1 1 на улучшение запоминания применяя выделение цветом, обрамление рамкой, изменения шрифта, звуковое сопровождение (четверостишие, пословицы, поговорки. рифма) используя блочную и фреймовую организацию предметного знания, мнемотехники, коллажи, схемы, рисунки, графики, таблицы используя ассоциативные образы и аналогии через профориентационный, межпредметный, исторический и литературно-художественный компоненты предметного материала информацию подаем используя особенности бессознательного зрительного и слухового восприятия непроизвольное представление и запоминание предметного знания как воспроизведение образов восприятия происходит бессознательно с использованием направленной речи, мыслительной деятельности, стимула, образа, якоря непроизвольное запоминание, припоминание, память осуществляется с опорой на сильный сигнал отражения действительности, который может быть прошлой эмоцией, ярким образом, опытом, деятельностью, впечатлением

22 направленные на привлечение и концентрацию внимания положительные эмоции, звуковое сопровождение, эффектная и яркая наглядность, образность материала, фреймовая организация изучаемого знания, видео сопровождение непроизвольное внимание возникает опираясь на осязательное, обонятельное, зрительное бессознательное восприятие изучаемого материала, основанное на имплицитной природе внимания посредством связи мыслительной деятельности с эмоцией

33 на создание положительной мотивации индивидуальные и групповые формы работы, поощрение личностных достижений связь эмоции и мыслительной деятельности, учет особенностей когнитивных процессов и личностно-психологических характеристик каждого ученика

Окончание табл. 2 - Приемы содержащие имплицитные признаки

№п/п Направленность приемов, содержащих имплицитные признаки Внешний механизм действия Основной психонейрофизиологический механизм действия

44 на создание положительной психологической атмосферы интерьерные возможности кабинета физики, оборудование, методически грамотное использование учителем невербальных составляющих коммуникативной деятельности во время урока (поза, жесты, мимика, громкость и интонация голоса, внешний вид) учет бессознательной природы когнитивных процессов у учащихся с опорой на знания о личностно-психологическом портрете класса в целом и индивидуально каждого ученика

55 на облегчение понимания использование образов, схем, графиков, таблиц, фреймов, демонстрация действующий установок использование ассоциаций, ассоциативных рядов непроизвольное понимание содержания предметной информации происходит на основе использования опосредованных образов, символов, знаков, схем, ассоциативных связей, через которые происходит выделение признаков, характеристик и важных качеств изучаемого знания

Литература

1. Ушинский, Константин Дмитриевич//Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т.2.-М.,1999.

2. Смирнов, В.М.Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб.пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,. 2000.-400с

3. Выготский, Л.С. Инструментальный метод в психологии.// Выготский Л.С. Собр.соч. В 6-ти т.Т.1.-М.: Педагогика,1982.-487с

4. Современная психология мотивации/Под ред.Д.А.Леонтьева.-М.:Смысл,2002-343с.ISBN5-89357-134-7

5. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии.Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-384с. ISBN 5-7695-1013-7

6. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.М., «высшая школа», 1974.-384с.

7. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. -М.: Педагогика,1991.-224с. ISBN 5-7155-0422-8

8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.:АПН РСФСР, 1961

9. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия»,2002.-288с. ISBN 5-7695-0922-8

10. Искандеров Н.Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения//Международный научно-исследовательский журнал International research journal. №6 (48) 2016 Часть 3 Июнь.-С.37-40 ISSN 2303-9868 PRINT ISSN 2227-6017 ONLINE

11. Тулькибаева, Н.Н. Функции и содержание теста на определение уровня обученности, сформированности интеллектуальных способностей и типа мышления обучающегося / Н.Н. Тулькибаева. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ,1993. -9с.

12. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / сост. Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, О.Г. Учанова, З.М. Большакова и др.; под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. -М.: Издателский Дом «Восток», 2003.-273с.

References

1. Ushinsky, Konstantin Dmitriyevich//Russian pedagogical encyclopedia. In 2 t. T.2. - M., 1999.

2. Smirnov, V.M.Neyrofiziologiya and higher nervous activity of children and teenagers: Ucheb.Posobiye for student. дефектол. фак. высш. пед. studies. institutions. - M.: Publishing center "Akademiya". 2000. - 400s

3. Vygotsky, H.p. An instrumental method in психологии./AVygotsky L.S. Sobr.soch. In 6 t. T.1. - M.: Pedagogics, 1982. -487s

4. The modern psychology of motivation / Under the editorship of D. A. Leontyev. - M.:Смысл, 2002-343c.ISBN5-89357-134-7

5. Luriya, A.R. Neuropsychology bases. Studies. a grant for student. высш. ucheb.zavedeniye. - M.: Publishing center "Akademiya", 2003. - 384 pages of ISBN 5-7695-1013-7

6. Arkhangelsk S. I. Lectures on the theory of tutoring at the higher school. M, "higher school", 1974. - 384 pages.

7. Nurminsky I.I., Gladysheva N. K. Statistical regularities of formation of knowledge and abilities of pupils. - M.: Pedagogics, 1991. - 224 pages of ISBN 5-7155-0422-8

8. Zinchenko P. I. Involuntary reminder. - M.:APN, 1961

9.Tikhomirov O.K. Thinking psychology: Ucheb.Posobiye for stud.vyssh.ucheb.zavedeniye. - M the.:izdatelsky center "Akademiya", 2002. - 288 pages of ISBN 5-7695-0922-8

10.Iskanderov N. F. Structure, AND functions principles of implicit tutoring//International research magazine international research journal. No. 6 (48) 2016 Part 3 June. - Page 37-40 ISSN 2303-9868 PRINT ISSN 2227-6017 ONLINE

11.Tulkibaeva N. N. functions and content of the test to determine the level of learning and develop intellectual abilities and the type of thinking student / N. N. Tulkibaeva. - Chelyabinsk: publishing house went up,1993. -9c.

12.Pedagogical encyclopedia: current concepts of modern pedagogics / comp. N. N. Tulkibaeva, L. V., rain O. G., Usanova, Z. M. Bolshakova, etc.; ed.N. Tulkibaeva, L. V., Tropical. -M.: Publishing House Of The Companies "East", 2003.-273s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.136 Романова Е.Н.

Доцент кафедры профессиональной языковой подготовки Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат педагогических наук СВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматривается опыт применения стратегий первичной профилактики делинквентного поведения учащихся в системе образования США. Обоснована их значимость для предупреждения у учащихся риска несоответствия академических и поведенческих прогнозов, что в дальнейшем сокращает необходимость целевого и интенсивного воздействия. Особое внимание уделено перспективным практикам развития связей школы, семьи и общественности.

Ключевые слова: делинквентность, универсальные стратегии, превентивная политика, социальное обучение.

Romanova E.N.

Associate professor of Professional language training chair, Vladimir Law Institute FSIN of Russia, PhD in Pedagogy THE DEVELOPMENT OF SCHOOL, FAMILY AND COMMUNITY RELATIONS AS A TOOL FOR PREVENTION OF STUDENTS' DELINQUENT BEHAVIOUR

Abstract

The article presents practices of primary prevention strategies of students' delinquent behavior in the US educational system. The author stresses their importance for the prevention of at-risk students' academic and behavioral projecting inconsistencies, which further reduces the need for targeted and intensive interventions. Particular attention is paid to the promising practices of school, family and community relationships.

Keywords: delinquency, universal strategies, preventive policy, social learning.

В современных условиях общественного и социального развития на систему общественного образования возложена значительная доля ответственности за обеспечение максимального развития общего знания, интеллектуальной компетенции, психологической стабильности, социальных навыков и знаний, чтобы каждое новое поколение было просвещенным, личностно сильным и обладало социальной и гражданской ответственностью. Жесткие вызовы современного общества, недостаточная социальная и психо лого-педагогическая поддержка или ее отсутствие становятся причиной асоциальной активности молодых людей, их делинквентных и преступных действий. Факторы, влияющие на формирование и развитие делинквентного поведения школьников, разнообразны и сложно взаимосвязаны. Взаимодействуя между собой, они способствуют дезадаптации личности, не являясь при этом общими для всех, действуя по-разному в разных условиях. Было бы ошибочно обобщать причины, по которым молодой человек выбирает делинквентную форму поведения.

Большинство исследователей определяют четыре основных фактора риска детской и подростковой преступности: индивидуальный, семейный школьный и общественный, фактор окружения сверстников. [1] Система образования занимает важное место и выполняет многие функции, ранее принадлежавшие семье.

Негативный школьный опыт является одним из наиболее значимых факторов вовлечения школьников в делинквентную деятельность. Он включает недостаток мотивации в учебе, неудачи в учебе, раннее клеймление «неудачников», конфликты с учителями, недостаточное сотрудничество школы и родителей. [2]

Позитивный опыт США и стран Западной Европы в решении проблем делинквентного поведения несовершеннолетних представляет очевидный интерес для отечественной социальной и превентивной политики, в эффективности которой педагогической науке отводится важная роль влияния на развитие прогрессивных тенденций и нейтрализации разрушительных процессов в подростково-молодежной среде. В связи с этим опыт применения в системе образования США стратегий первичной профилактики делинквентного поведения, представляет интерес и важен для отечественной педагогической практики.

Стратегии первичной профилактики делинквентного поведения направлены на начальное проявление асоциального или проблемного поведения. Они являются универсальными, что означает применимые для всех категорий школьников. В школах универсальные стратегии воздействия состоят из практик, используемых учителями и сотрудниками школы для поддержания желаемого поведения у всех школьников. [3]

Должный уровень обучения предупреждает академическую неуспеваемость; обучение, мониторинг и достижение социальных прогнозов предупреждает развитие проблемного поведения; воздействие через установления связей с домом, общественностью и школой облегчает применение полученных навыков в других условиях и окружении. Другими словами, универсальные стратегии воздействия применяются, чтобы предупредить у школьников риск несоответствия академических и поведенческих прогнозов и в дальнейшем необходимости целевого и интенсивного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.