© Черкашина Т.А.,
к.э.н., профессор кафедры «Финансовоэкономический инжиниринг» РГЭУ «РИНХ»
© Каширина Е.И.,
аспирантка кафедры «Финансовоэкономический инжиниринг» ГЭУ «РИНХ»
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДОХОДНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Доходный подход к оценке товарных знаков промышленных предприятий основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет рассматриваемых нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднеотраслевого уровня.
Расчет стоимости товарного знака в рамках методов доходного подхода предполагает выполнение следующих этапов:
- сбор данных, необходимых для оценки стоимости;
- анализ собранной информации с целью выявления критериев сравнения и вероятных параметров процесса хозяйственного использования объекта оценки и сопутствующих активов;
- синтез рыночной стоимости товарного знака (ТЗ) с применением всех необходимых процедур;
- обоснованное заключение о стоимости товарного знака и о ставке роялти
(если такая необходимость определяется целью оценки).
По мнению Гордона Смита, качественная оценка стоимости товарного знака в рамках доходного подхода должна представлять собой последовательное выполнение операций (рис. 1) [5, с. 156].
Заключение о стоимости товарного знака (см. рис.1) можно сделать только после оценки действующего предприятия и проведение корреляции стоимости актива со стоимостью действующего предприятия.
Анализ рис.1 показывает, что синтез итоговой стоимости товарного знака содержит следующие процедуры:
- метод дисконтированных денежных потоков, строящийся на учете реального экономического эффекта, получаемого при реализации продукции, маркированной оцениваемым товарным знаком;
- техника инвестиционной группы, базирующаяся на определении необходимого возврата средств, вложенных в активы различных видов;
- методология экономической добавленной стоимости, опирающаяся на сравнение конкретных результатов деятельности предприятия с аналогичными среднеотраслевыми показателями;
- «освобождение от роялти», рассчитываемых на основе ставок роялти, применяемых к товарным знакам, аналогичным объекту оценки.
Рассмотрим развитие методов оценки товарных знаков. В научной литературе в рамках доходного подхода к оценке товарных знаков выделяют методы прямой капитализации, которые включают в себя метод избыточной прибыли и метод преимущества в прибыли, а также методы, использующие развернутую формулу дисконтированного денежного потока, предусматривающие выделение экономического эффекта, получаемого предприятием за счет использования товарного знака (метод «освобождения от роялти», метод «25 процентов»).
Метод избыточных прибылей основан на предпосылке о том, что избыточные
Заключение о стоимости товарного знака
Рис. 1. Алгоритм оценки товарного знака
прибыли приносят предприятию неотраженные в балансе товарные знаки, которые обеспечивают доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Использование метода избыточной прибыли возможно для оценки товарного знака в том случае, когда объектом оценки является совокупность товарных знаков предприятия в целом, а не отдельные товарные знаки, принадлежащие одной компании. Дополнительная прибыль, получаемая промышленным предприятием от использования совокупности товарных знаков, рассчитывается применительно не к отдельным
видам товаров и услуг, а путем определения рентабельности использования собственного капитала. Рассчитанный процент рентабельности сравнивается со среднеотраслевым, и полученная разница умножается на размер собственного капитала. Полученный результат — избыточная прибыль, или рыночная стоимость товарного знака.
Наличие у предприятия сильного товарного знака приводит к конкурентным преимуществам. Компания — владелец известного товарного знака может продавать товар, маркированный им, по ценам выше цен на аналогичную продук-
цию конкурентов, не обладающих «сильными» товарными знаками. Для применения метода преимущества в прибыли необходимо установить величину дополнительной чистой прибыли до налогообложения, получаемой использующим
данный товарный знак предприятием, по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию без использования такого товарного знака.
Для получения величины дополнительной прибыли может быть использована разница в цене продукции, произведенной с использованием оцениваемого товарного знака и аналогичной по своим качествам продукции, произведенной без его использования, например, конкурирующими предприятиями. Указанная разница в цене, умноженная на объем выпуска, отождествляется с дополнительной прибылью владельца товарного знака.
Сложностью данного метода является то, что на практике часто нелегко установить, насколько продукция, используемая в качестве аналога, действительно имеет характеристики, аналогичные той, для производства которой используется оцениваемый товарный знак. Разница в ценах, на которой базируется весь расчет, нередко носит изменчивый характер, что создает трудности для обоснования реальной стоимости товарного знака.
В основе метода «освобождения от роялти» (особенности его использования при оценке товарных знаков описаны в [4]) лежит предположение о том, что оцениваемый товарный знак не принадлежит его текущему владельцу, а предоставлен ему на лицензионной основе третьей стороной. В этом случае владельцу пришлось бы выплачивать периодические платежи за право использования актива, называемые роялти.
Выручка от реализации продукции, выпускаемой под оцениваемым товарным знаком в течение прогнозного периода (35 лет), умножается на рассчитанную ставку роялти. Это произведение представляет собой расчетную величину дохода от выплат роялти, который гипоте-
тически может быть получен путем лицензирования оцениваемого товарного знака.
Прогнозный поток выплат роялти (после вычитания всех расходов на поддержание и развитие товарного знака), от которых освобождается владелец, благодаря тому, что этот актив ему уже принадлежит, дисконтируется, в результате чего получается показатель стоимости принадлежащего собственнику товарного знака.
Анализ ставок роялти имеет небольшое число разновидностей. Все они относятся к одному или двум аналитическим сценариям:
1. Доход от выплаты роялти, кото -рый фактически получает — или гипотетически может получать — владелец товарного знака за счет предоставления франшизы независимой стороне.
2. Гипотетические расходы на выплату роялти независимой стороне, от которых освобождается владелец оцениваемого товарного знака благодаря тому, что он на самом деле владеет этим активом и у него нет необходимости лицензировать этот актив у другого лица.
В данных двух видах анализа меры дохода от выплаты роялти могут принимать многие формы:
1. Совокупные выплаты роялти в денежной форме за один период;
2. Ставка роялти в виде процента от выручки;
3. Ставка роялти в виде процента от прибыли;
4. Сумма роялти в денежной форме на единицу реализованной продукции;
5. Сумма роялти в денежной форме на единицу произведенной продукции.
Величина фактических или гипотетических выплат роялти должна представлять собой оценку, основанную на рыночных данных.
Метод «25 процентов», называемый в ряде источников «правилом бегунка» или «правилом большого пальца» [1, с. 213], является схожим методу «освобождения от роялти», но, в отличие от по-
следнего, не требует проведения анализа рынка. В основе метода также лежит предположение о том, что товарный знак не принадлежит владельцу, а предоставлен ему на лицензионной основе. Однако в отличие от метода «освобождения от роялти» в качестве показателя дохода обычно используется не выручка, а прибыль до уплаты налогов. Согласно методу «25 процентов», выгода от использования товарного знака распределяется следующим образом: 25 % — владельцу товарного знака, 75 % — покупателю лицензии. Такое распределение подтверждается опытом лицензирования.
Рассчитав величину гипотетических платежей третьему лицу, полученную на основе прогноза значения прибыли компании от деятельности с использованием оцениваемого товарного знака, необходимо привести эти платежи к текущей стоимости с помощью ставки дисконтирования.
Таким образом, все методы анализа товарных знаков в рамках доходного подхода могут быть сгруппированы в две категории:
1. Методы анализа добавочного дохода;
2. Методы анализа фактического или гипотетического дохода от выплат роялти.
Метод «освобождения от роялти» и метод «25 процентов» предполагают использование формулы дисконтированных денежных потоков посредством выделения искусственно моделируемого экономического эффекта от использования товарного знака.
Для промышленных предприятий (крупнейшие в ЮФО представлены в табл.1) реальные экономические выгоды от использования товарного знака в полной мере позволяет учесть следующая формула:
V, = КДП * 2 ОВД, * ^>*777^ (1)
где Утз — стоимость товарного знака;
КдП — коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с использованием товарного знака и зависящий от типа организации производства продукции, маркированной оцениваемым товарным знаком.
Таблица 1. Крупнейшие промышленные предприятия-правообладатели товарных знаков
в Южном федеральном округе
Правообла-
датель
ОАО «Специнстру-мент» (Ставропольский край)
ОАО «Ростсельмаш» (Ростовская область)
ОАО «Волтайр-Пром» (Волгоградская область)
ОАО ВМЗ «Красный октябрь» (Волгоградская область)
Область деятельности правообладателя
Производство импортозамещающего ме-
таллорежущего инструмента с механическим креплением твердосплавных пластин
Производство комбайнов и сельскохозяйственной техники
Производство шин для легковых, грузовых машин, сельхозтехники
Производство
ли
ста-
Товарный
знак
Номенклату-
ра
более 7 000 видов изделий
15 наименований комбайнов
около 100 видов шин
650 марок стали
Выручка от реализации
48 772 тыс. руб.
286 400 тыс. руб.
4 604 млн. руб.
395 606 тыс. руб.
1На 1 января 2008 года.
Источник: составлено автором по данным: www.spinstrument.ru, www.rostselmash.com/rus, www.voltyre-prom.ru, www.vmzko.ru.
Значения этого коэффициента определяются по шкале [3]:
0,1 — индивидуальное производство;
0,1 - 0,2 — мелкосерийное производство;
0,2 - 0,3 — серийное производство;
0,3 - 0,4 — крупносерийное производство;
0,4 - 0,5 — массовое производство.
В случае когда невозможно определить тип организации производства, значение коэффициента можно определить экспертным методом, с учетом того, что, по зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением «сильного» товарного знака, может составлять от 15 до 30 %.
1 = 1,2,3...Т, где Т — планируемый срок выпуска продукции, маркированной оцениваемым товарным знаком;
ЭВД; — эффективный валовой доход в 1-м году, определяемый по формуле:
ЭВД, = £в,. * р. <2)
1
где О; — объем реализованной продукции, маркированной товарным знаком в ;-м году;
Р; — прогнозируемая цена единицы продукции в 1-м году;
п — количество наименований продукции на промышленном предприятии, выпускаемое под оцениваемым товарным знаком;
НП; — норма прибыли в ;-м году, зависящая от конъюнктуры рынка, типа организации производства и др. Находится в интервале от 10 до 20 %;
Я — ставка дисконтирования, используемая для приведения будущих потоков выгод к текущей стоимости. Для товарных знаков промышленных предприятий данная ставка в среднем равна 16 % [2, с. 60].
Следует иметь в виду, что в силу специфики товарных знаков необходимо учитывать множество видов рисков при расчете ставки дисконтирования.
В частности рекомендуется учитывать следующие риски:
• рыночная новизна товарного знака и ее динамика;
• состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров или услуг, маркируемых товарным знаком;
• изменение соотношения цен на продукцию компании;
• изменение цен на однородную продукцию компаний-конкурентов;
• стадия научно-технического развития продукции;
• наличие однородной продукции (собственного производства или конку-рентов);
• социально-экономическая значимость продукции, выпускаемой под оцениваемым товарным знаком;
• долевое участие на региональном и мировом товарных рынках однородной продукции (в динамике);
• устойчивость платежеспособного спроса на продукцию в компании (к динамике);
• наличие, возможность и сроки регистрации товарного знака (и его правовой защиты) в странах экспорта (патентно-правовая информация);
• риск неправомерного использования товарного знака третьими лицами;
• другие факторы в зависимости от специфики промышленного предприятия, товарного знака, маркируемой продукции и т. п.
Применение современных математических методов, получающих все большее распространение в западной оценке бизнеса (реальные опционы, модель Эдвардса — Белла — Ольсена [6] и др.), в оценке товарных знаков промышленных предприятий в современных российских условиях пока не представляется оправданным.
Представляется возможным выделить следующие преимущества методов доходного подхода к оценке товарных знаков промышленных предприятий:
1. Методы доходного подхода обладают способностью к адаптации и гибкостью. То есть они могут быть легко адаптированы для проведения анализа много-
численных стандартов стоимости на основе множества исходных допущений при выборе базы стоимости. Методы доходного подхода также могут использоваться для анализа трансфертного ценообразования и ставок роялти, анализа убытков и т.д.
2. Методы доходного подхода пользуются широким признанием.
3. Методы доходного подхода хорошо поддаются интерпретации.
4. Методы доходного подхода достаточно точно моделируют реальный процесс принятия решений участниками рынка нематериальных активов.
5. Можно утверждать, что методы доходного подхода являются самыми структурированными инструментами анализа товарных знаков. Методы доходного подхода требуют от аналитика эксплицитного рассмотрения всех экономических переменных, связанных с оцениваемым нематериальным активом, включая способность актива генерировать доход.
Так же как и все другие аналитические подходы, доходный подход имеет недостатки, связанные с его использованием. Ниже представлено несколько отрицательных характеристик доходного подхода в связи с его использованием в оценке товарных знаков:
1. Методы доходного подхода допускают внесение в анализ определенного элемента необъективности.
2. Методы доходного подхода допускают возможность двойного счета, то
есть, завышение стоимости товарных знаков.
4. Методы доходного подхода иногда не подвергаются проверке на основе рыночных данных.
5. Методы доходного подхода к оценке товарных знаков иногда подменяют методами доходного подхода, которые используются в оценке других видов нематериальных активов.
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК:
1. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие. — М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006.
2. Джеймс Р. Хитчнер. Оценка стоимости нематериальных активов/ Под науч. ред. В.М. Рутгайзера. — М.: Маросейка, 2008.
3. Зайцев А.В. Электронный учеб-
ный комплекс «Оценка бизнеса на предприятиях АПК» // http://ozenka-
biznesa.narod.ru/Main/bsn_73.htm.
4. Каширина Е.И. Особенности использования метода «освобождения от роялти» при оценке стоимости товарных знаков // Вестник РГЭУ «РИНХ». — № 2. — 2008. — С.210-216.
5. Gordon V. Smith. Trademark Valuation. — New York: John Willey & Sons, Inc, 1997.
6. Ohlson J. Earnings, book values and dividends in security valuations / Contemporary Accounting Research. — 1995. — № 11. — P. 661.