— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -4 УДК 656.6+332
© ®
Attribution
сс by
АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
Голубева И.В.
Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы оценки инновационного развития морских портов, подходы, методика оценки и анализа деятельности портовых компаний в авторской интерпретации. Подчеркивается, что в условиях острой конкуренции на мировом рынке транспортных услуг использование инноваций портовых предприятий становится ключевым фактором успеха для морских портов. Авторами исследования анализируются особенности транспортных услуг, влияющие на характер инновационного развития, рассматриваются ожидаемые результаты от внедрения инноваций для транспортных предприятий. Выявлены Особенности транспортных услуг, влияющих на характер инновационного развития. Показаны ожидаемые результаты о внедрения инноваций для транспортных предприятий, а также предложены критерии оценки инновационного развития. Продемонстрированы гипотетические виды эффектов от внедрения инновационного развития и их сущность. В статье проводится обзор существующих методик оценки инновационного развития, выявлены их недостатки, подчеркивается необходимость учета специфики деятельности морских портов при определении критериев и показателей оценки. Выявлены противоречия в методах оценки инновационной деятельности, доказывается необходимость разработки специализированных методов оценки инновационного развития морских портов. В авторской интерпретации определены критерии, которым должен соответствовать методический подход оценки инновационного развития.
Ключевые слова: инновационное развитие, морские порты, транспортная инфраструктура, оценка и анализ, портовая инфраструктура.
ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SEA PORTS
Abstract. The article considers current issues of assessing the innovative development of seaports, approaches, methods of assessing and analyzing the activities of port companies in the author's interpretation. It is emphasized that in the conditions of intense competition in the global transport services market, the use of innovations of port enterprises is becoming a key success factor for seaports. The authors of the study analyze the features of transport services that affect the nature of innovative development, consider the expected results from the introduction of innovations for transport enterprises. The Features of transport services that affect the nature of innovative development are identified. The expected results of the introduction of innovations for transport enterprises are shown, and the criteria for assessing innovative development are proposed. Hypothetical types of effects from the introduction of innovative development and their essence are demonstrated. A review of existing methods for assessing innovative development is carried out, their shortcomings are identified, the need to take into account the specifics of the activities of seaports when determining the criteria and indicators for assessment is emphasized. Contradictions in the methods of assessing innovative activity are revealed, the need to develop specialized methods for assessing the innovative development of seaports is proved. The author's interpretation defines the criteria that a methodological approach to assessing innovative development should meet.
Keywords: innovative development, sea ports, transport infrastructure, assessment and analysis, port infrastructure.
Введение. ных услуг побуждает флагманов морской отрас-
Inna V. Golubeva
F.F. Ushakov State Sea University
Острая конкурентная борьба за доминирование на мировом рынке предоставления транспорт-
ли широко внедрять в свою деятельность и вкладывать средства в разработку высоких технологий, укрепляющих конкурентные преимуще-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ства в эффективности, скорости, безопасности и экологичности.
Использование инновационных технологий на транспортном рынке РФ значительно уступает мировым достижениям.
Инновации оказывают решающее влияние на формирование современной эффективной модели функционирования морских портов, соответствия мировым стандартам и техническим условиям.
Следует отметить, что вопросы теоретического и прикладного характера в сфере морской отрасли недостаточно освещены в научных работах и требуют расширения и конкретизации. В частности, существует настоятельная необходимость в исследовании механизмов инновационного развития морских портов, учитывая значительный инновационный потенциал морской отрасли РФ.
Считаем крайне актуальной разработку и реализацию механизма, который учитывает воднотранспортную специфику, основывается на комплексном анализе и определяет конкретные инновационные направления, которые выводят морские порты на качественно новый уровень функционирования. Необходимы изучение и адаптация мирового опыта внедрения инновационных продуктов и софинансирование их разработки и реализации в сфере морского транспорта.
Обсуждение.
Вопросам инновационного развития морских портов, методическим подходам к анализу и оценке их потенциала, и возможностям повышения эффективности функционирования занимались ряд отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Так, методику анализа эффективности функционирования морских портов Балтийского бассейна и стратегические приоритеты развития структуры грузооборота морских портов России рассматривали в своих трудах Х. Китцманн, Е.Г. Цып-лакова, Г.И. Синько, А.В. Стримовская, К.А. Рюм-кина, М.К. Алимурадов, А.С. Горячева, А.Н. Кур-бацкий [1; 2].
Перспективам развития экспорта транспортно-логистических услуг модернизации портовой инфраструктуры Северного морского пути, а также факторам, определяющим формирование инновационных транспортно-логистических комплексов, уделяют внимание в своих исследованиях Н.С. Степанов, Д.И. Ткаченко, В.А. Манова и А.С. Лебедева [6; 8; 9].
Более углубленно исследует вопросы интернациональной коммуникации Т.З. Дашдамирова [7], а особенности формирования потоковых процессов морского порта, проблемы оценки произ-
водительности работы портовых компаний и риски цифровизации транспортной системы раскрывают в своих научных трудах И.А. Волынский, Н.А. Бутакова, И.В. Евграфова и Г.Х. Зину-рова [3; 4; 5].
При этом считаем, что вопросы глубокого анализа и разработки методологических подходов к оценке инновационного развития морских портов требуют более пристального внимания, чему и посвящено настоящее исследование.
Результаты.
Современное состояние технологического прогресса все больше влияет на экономическую составляющую как отдельных предприятий, так и государства в целом, поскольку предполагает внедрение в их функционирование инновационных технологий и продуктов. Так что, эффективное развитие предприятий, в значительной степени, зависит от уровня использования инновационных инструментов.
Особое значение в мирохозяйственных отношениях занимает транспортный сектор, особенно морская отрасль.
Крайне важна дальнейшая научная разработка методики оценки инновационного развития предприятий морской отрасли, характеризующей состояние морского порта и его потенциальные возможности.
Таким образом, научная и практическая значимость указанных проблем в обеспечении инновационного развития морских портов РФ обусловили выбор темы исследования.
На сегодняшний день наблюдается острая конкурентная борьба между государствами за доминирование на мировом рынке предоставления транспортных услуг, где конкурентные преимущества дают скорость, безопасность и эффективность, непосредственно зависящие от широкого использования инноваций и высоких технологий. Высокий уровень инновационных транспортных технологий отражает и повышает уровень конкурентоспособности страны.
Расширение возможностей морских портов и транспортной отрасли требует использования инноваций, так как развитие морских портов в значительной степени зависит от уровня использования инновационных инструментов.
Транспортная отрасль имеет ряд особенностей и значительно отличается от деятельности других отраслей материального и нематериального производства, что отражается на инновационном развитии предприятий транспортной отрасли. Главные из них представлены на рисунке 1.
Обзор научной литературы показал, что наработок, посвященных инновациям в сфере транспортных услуг, в т.ч. морских портов на сего-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
дняшний день мало. В то же время, производство не может существовать без транспортной инфраструктуры, и новации в транспортном процессе будут положительно влиять на экономическое развитие морских портов. Внедрение инно-
ваций должно приносить результаты, способствующие повышению эффективности производства и конкурентоспособности морских портов (рис. 1).
Особенности транспортных услуг, влияющих на характер инновационного развития
Деятельность транспорта направлена на преодоление пр остранства для перемещения людей п грузов. Продуктом производственной деятельности тр анспортных предприятий являются транспортные услуги, полезный эффект создает потребительскую стоимость
Нематериальная форт транспортной продукщш объединяет место, время, объемы производства и потребления транспортных услуг. Транспортные услуги потребляются во время производственного процесса
Несмотря на нематериальную форму транспортных услуг, они характеризуется качественными хар актеристнкамн для удовлетворения потр ебностей потр ебптеля: своевременностью, доступностью, удобством, безопасностью
Деятельность транспорта обусловлена появлением вторичного спроса. Спрос на транспортные услуга зависит от спроса на продукцию других отраслей, потребность в перемещении которой (или «к какой» в случае пассажирских перевозок) он удовлетворяет. Транспортные сервисы увеличивают конечную стоимость желаемого продукта для потребителя, создавая так называемую добавленную стоимость
Структура затрат тр анспортных предприятий значительно отличается от отраслей материального производства - отсутствуют затраты на сырье, используются только средства труда, топливо и материалы. Существует прямая зависимость междузатратамп материально-технических ресурсов и дор ожными и природно-климатическими условиями. Деятельность тр анспортных пр едприятпй хар актернзуюгся высокой капиталоемкостью, ведь для осуществления пер евозок необходимы соответствующие транспортные средства
Каждая транспортная услуга носит индивидуальный характер - многосложность подвижного состава определяет их качественную неоднородность, а разнообразие пожеланий клиентов приводит к значительным отличиям в себестоимости и рентабельности
Рисунок 1 - Особенности транспортных услуг, влияющих на характер инновационного развития
Оценка эффективности инноваций должна осуществляться на основе комплексного подхода, обеспечивающего оценку производственно-экономических, научно-технических, экологических и социальных последствий их внедрения.
Результаты инноваций оценивают по следующим критериям: актуальность, значимость, мно-гоаспектность (рис. 3).
Указанные критерии оценки инновационного развития любого предприятия ведут к эффектам, которые они могут оказать. Обобщая теоретические исследования по данному вопросу можно выделить следующие виды эффектов (рис. 4).
Каждый из указанных эффектов от инновационной деятельности предприятия можно оценить по количественным и стоимостным показателям.
С учетом прогрессирующего развития инноваций в деятельности предприятий и заинтересованности ученых данной тематикой, целесообразно проанализировать современные методики оценки их инновационного развития.
Без инновационного потенциала невозможно развитие системы за счет новшеств, поскольку принятие инвестиционных решений всегда связано с риском. Чаще всего, под инновационным потенциалом понимается совокупность различных видов ресурсов предприятия, необходимых для его инновационного развития.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ВИДЫ ИННОВАЦИИ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Технические или производственные
Кадровые
Организационно-управленческие
Маркетинговые
Экон омические
- новеиише методы производства транспорта;
- улучшение качества предоставления транспортных услуг;
- применение новых транспортных средств;
- уменьшение транспортных расходов;
- утилизация отходов судов;
- увеличение дохода от перевозок и перегрузочных работ
- наличие квалифицированного, креативного перс он ала
- увеличениетранспоргнои продукции,
- экономия времени на принятие управленческих решений;
- улучшение качества предоставления услуг
- стимулированиероста спроса
на услуги транспортных предприятий;
- выходна новые рынки сбыта;
- создание положительного имиджа
- оптимизация издержек,
- повышениеуровня доходов;
- улучшение финансового положения;
- увеличениеконкурентоспособности;
- повышениев рейтинге среди конкурентов
Рисунок 2 - Ожидаемые результаты от внедрения инноваций для транспортных предприятий
Критерии оценки инновационного развития
определяется с учетом установленных субъектом управления научно- технических, экономических, социальных и экологических приоритетов, отражающих общемировые тенденции развития и определяющих стратегию развития страны, региона, отдельного предприятия
определяется с позиции государственного, регионального, отраслевого уровней управления, а также с позиции субъекта предпринимательства
Актуальн ость Значимость Мн огоасп ектн ость
учитывает влияние инновации на разные стороны деятельности предприятия и его окружения
Рисунок 3 - Критерии оценки инновационного развития
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Эффект от внедрения
Экономический Прямой экономическийэффект от внедрения результатов инновационной деятельности
Н аучно-техннче<жий^^> Прирост прикладных научно-технических знаний и умений
Социальный ^Z1 Создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека и общества
Экологический Снижение негативного влияния на окружающую среду и улучшение качества экологии
Синергетический П оложительный э ффекг организаций и группы предприятий на экономику в целом
Рисунок 4 - Виды эффектов от внедрения инновационного развития и их сущность.
Предлагается выделить:
- показатели рентабельности, динамики прибыли к уплате процентов и налогов;
- показатель платежеспособности;
- коэффициент финансовой независимости;
- показатель покрытия прибылью суммы уплачиваемых процентов;
- коэффициент отношения чистого денежного потока к долгосрочным обязательствам;
- перспективы рыночных позиций предприятия;
- информационную прозрачность;
- инвестиционную стоимость предприятия как наиболее значимые, с точки зрения инвестора, при выборе объекта инвестирования.
Отдельным аспектом можно выделить уровень финансового состояния предприятия.
Существует также методика оценки инвестиционной привлекательности на основе расчета ряда коэффициентов с последующим определением рейтинга инвестиционной привлекательности (высокий, достаточный, удовлетворительный, недостаточный, плохой).
Исследуя инвестиционный потенциал и его влияние на развитие предприятия, предлагается распределить всю совокупность методов на методы оценки, используемых в условиях определенности экономической среды (чистая приведенная стоимость, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, индекс рента-
бельности, коэффициент эффективности инвестиций) и методы, используемые в условиях неопределенности экономической среды (метод лучшего состояния, оценка капитальных активов, арбитражная теория оценки, сравнение доходности проекта со средневзвешенной стоимостью капитала фирмы, концепция стратегической чистой текущей стоимости).
Использование таких методик к оценке инвестиционного развития предприятий спорно и подходит не в полной мере, поскольку не рационально отождествлять показатели оценки инвестиционного проекта с методами оценки инновационного развития предприятия.
Проведенный анализ методологических подходов к оценке инновационного развития предприятия показал, что существует большое количество методик оценки, которые основываются на анализе различных сфер функционирования предприятий и отличаются по целевому и функциональному назначению, системам показателей, алгоритмам расчета, информационному обеспечению и т.д.
Среди наиболее распространенных методических подходов целесообразно выделить экспертную оценку и комплексный подход.
Экспертная оценка предполагает определение инновационного развития группой специалистов должной квалификации на основе определенного перечня показателей.
В свою очередь, комплексный подход осуществляется путем разносторонней оценки инновационного развития на основе группы показателей с возможным привлечением экспертов. Преимуществом данного подхода - в возможности пол© Голубева И. В.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ноценного учета всех аспектов инновационного развития.
Результаты анализа методических подходов указывают на существование противоречий, возникающих у ученых при проведении оценки целесообразности и результативности инновационной деятельности предприятия, среди которых нами выделяются проблемы:
- выбора показателей, по которым осуществляется оценка инновационного развития, связанная с отсутствием единого критерия оценки уровня инновационного развития предприятия, что обусловлено следующим: совокупность критериев оценки должна разрабатываться субъектами предпринимательской деятельности с учетом целей и интересов, а также особенностей развития отрасли, в которой функционирует предприятие;
- выбора показателей оценки инновационного развития определяется необходимостью использования различных параметров, как количественных, так и качественных, которые в полной мере могут определить готовность предприятия к реализации его инновационного развития;
- обобщения результатов оценки инновационного развития, что связано с использованием различных подходов, и сложно сопоставить в процессе формирования дальнейших направлений реализации инновационного развития.
Заключение.
Таким образом, рассмотренные модели и методические подходы к оценке инновационного развития предприятия подчеркивают необходимость учета специфики деятельности предприятий с целью внедрения эффективных инноваций в функционирование отдельно взятого предприятия.
В настоящее время отсутствует четко разработанная система практических методов оценки инновационного развития транспортных предприятий, а потребность в ней объективно существует. Без должной комплексной оценки инно-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
вационного развития предприятий транспорта выполнение функций современного менеджмента в рыночных условиях невозможно.
Именно поэтому, в исследовании разработан методический подход к оценке инновационного развития морских портов, в котором учтены следующие критерии:
- охарактеризовать инновационное развитие, исходя из интересов разных групп пользователей: самого предприятия, потребителя, персонала;
- использовать в процессе оценки объектов инновационного развития методы финансово-экономического и технико-экономического анализа, которые будут способствовать более четкому представлению о реальном состоянии МП и основных путях его реализации;
- применять оптимальное количество критериев и показателей оценки инвестиционного потенциала, определяемых экономической, финансовой и технической значимостью для целесообразности использования;
- четко определять степень полезности реализации инновационных проектов для всех участников процесса инвестирования.
На основе проведенного исследования выявлено, что эффективное функционирование деятельности МП зависит от внедрения инноваций в их развитие, которые являются основой для повышения конкурентоспособности и деловой активности. В связи с развитием рыночных отношений, интеграционными процессами, глобализацией рынков сбыта потребность в инновационном развитии становится первоочередной для МП.
Считаем, что рассмотренные методики инновационного развития предприятия не оказывают того эффекта, который требуется современным морским портам. Поэтому были определены следующие критерии, которым должен соответствовать методический подход оценки инновационного развития.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Анализ эффективности функционирования морских портов Балтийского бассейна России / Х. Китц-манн, Е.Г. Цыплакова, Г.И. Синько, А.В. Стримовская, К.А. Рюмкина // Балтийский регион. 2023. Т. 15. № 2. С. 103-125.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
2. Алимурадов М.К. Стратегические приоритеты развития структуры грузооборота морских портов России / М.К. Алимурадов, А.С. Горячева, А.Н. Курбацкий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 4. С. 97-112.
3. Бутакова Н.А. Проблемы оценки производительности работы порта / Н.А. Бутакова, И.В. Евграфова // Власть. 2023. Т. 31. № 2. С. 254-258.
4. Зинурова Г.Х. Риски цифровизации транспортной системы РФ / Г.Х. Зинурова // Актуальные решения проблем водного транспорта. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2022. С. 273-277.
5. Волынский И.А. Понятие, виды и особенности формирования потоковых процессов морского порта / И.А. Волынский // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 3. -С. 71-78.
6. Степанов Н.С. Модернизация портовой инфраструктуры Северного морского пути / Н.С. Степанов // Федерализм. 2020. Т. 25. № 3(99). С. 52-65.
7. Dashdamirova T.Z. The importance of the great silk road in the development of international trade communications / T.Z. Dashdamirova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. № 8-1(83). С. 111-114.
8. Ткаченко Д.И. Перспективы развития экспорта транспортно-логистических услуг России / Д.И. Ткаченко // Вестник университета. 2020. № 7. С. 83-87.
9. Манова В.А. Факторы, определяющие формирование инновационных транспортно-логистических комплексов / В.А. Манова, А.С. Лебедева // Транспортные системы и технологии. 2020. Т. 6. № 2. С. 129144.
1. Analysis of the efficiency of functioning of sea ports of the Baltic basin of Russia / H. Kitcmann, E.G. Cyplako-va, G.I. Sin'ko, A.V. Strimovskaya, K.A. Ryumkina // Baltijskij region. 2023. Vol. 15. № 2. Р. 103-125.
2. Alimuradov M.K. Strategic priorities for the development of the cargo turnover structure of Russian sea ports / M.K. Alimuradov, A.S. Goryacheva, A.N. Kurbackij // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2021. Vol. 14. № 4. Р. 97-112.
3. Butakova N.A. Problems of assessing port performance / N.A. Butakova, I.V. Evgrafova // Vlast'. 2023. Vol. 31. № 2. Р. 254-258.
4. Zinurova G.H. Riski cifrovizacii transportnoj sistemy RF / G.H. Zinurova // Risks of digitalization of the Russian transport system. Astrahan', 2022. Р. 273-277.
5. Volynskij I.A. Concept, types and features of formation of flow processes of a seaport / I.A. Volynskij // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2020. № 3. Р. 71-78.
6. Stepanov N.S. Modernization of port infrastructure of the Northern Sea Route / N.S. Stepanov // Federalizm. 2020. Vol. 25. № 3(99). Р. 52-65.
7. Dashdamirova T.Z. The importance of the great silk road in the development of international trade communications / T.Z. Dashdamirova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. № 8-1(83). Р. 111-114.
8. Tkachenko D.I. Prospects for the development of exports of transport and logistics services in Russia / D.I. Tkachenko // Vestnik universiteta. 2020. № 7. Р. 83-87.
9. Manova V.A. Factors determining the formation of innovative transport and logistics complexes / V.A. Manova, A.S. Lebedeva // Transportnye sistemy i tekhnologii. 2020. Vol. 6. № 2. Р. 129-144.
References:
Информация об авторе
Голубева Инна Викторовна
соискатель,
старший преподаватель, Государственный морской университет им. Ф.Ф Ушакова [email protected]
Inna V. Golubeva
Applicant, Senior Lecturer,
F.F. Ushakov State Maritime University [email protected]