АНАЛИЗ МЕТОДИКИ РАСЧЁТА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Н.Т. Алибаева, магистрант
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-9-6-8
Аннотация. В статье анализируются методические подходы к разработке индекса городской среды. Индекс города определяется как комплексный показатель, отражающий уровень развития городской среды и качества жизни в городе. Проведен сравнительный анализ двух методик оценки состояния городской среды и сделаны выводы об их преимуществах и недостатках. Исследование позволило сформулировать тезис о необходимости учета специфики городских образований в ходе проведения оценки, а также исходить из признания различий в предпочтениях и потребностях их жителей.
Ключевые слова: индекс качества городской среды, методика оценки, количественные и экспертные методы оценки, индекс города, статистические данные.
Для решения актуальных задач цифро-визации городов в Российской Федерации принят ряд национальных программ и проектов разного уровня, в рамках реализации которых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработаны методики для количественной оценки эффективности проводимых мероприятий, направленных на изменения в городской среде и повышения ее качества [1]. В качестве основной методики, разработанной органами государственной власти, выступает индекс качества городской среды, позволяющий муниципальным образованиям определить свои приоритеты и оценить полноту достижения целевых ориентиров различных проектов развития территории по итогам года. При расчете данного индекса учитываются показатели, отражающие доступность транспорта, экологическую обстановку, состояние жилой и коммерческой инфраструктуры, уровень безопасности и др. [2]. Каждый показатель имеет свой вес, который определяет его важность при оценке качества городской среды, где более высокое значение указывает на эффективность мер городского планирования и управления городским хозяйством. Расчет индекса города осуществляется на основании значений 36 индикаторов, которые определяются после оценки шести типов городских пространств в соответствии с шестью критериями качества городов, разделенных по
размерному и климатическому критериям для корректной оценки и корректного сравнения индексов [2].
Методика расчета индекса качества городов может быть использована для оценки и сравнения качества жизни в различных городах. Однако следует учитывать, что оценка качества городской среды может быть субъективной и зависит от множества факторов. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 510-р от 23.03.2019 г. «Об утверждении методики формирования индекса городской среды» (далее по тексту -Распоряжение), расчет индекса города и индекс субъекта Российской Федерации включает ряд этапов и требований. Их анализ позволит выявить положительные и отрицательные стороны предложенной методики, а также сформулировать направления совершенствования инструментов мониторинга.
Первый подход заключается в том, что значения индикаторов рассчитываются ежегодно на основе данных предшествующего периода и состояния на 1 января года расчета значений индикаторов. Это означает, что для определения значений индикаторов в конкретном году используются данные, собранные и анализируемые за предыдущий период до начала текущего года. Подобный подход позволяет получить актуальные данные для оценки и сравнения различных показателей качества
жизни и уровня развития городов, оценить эффективность принятых мер и программ, а также выявить проблемные области и определить приоритеты для улучшения городской среды. Следует отметить, что данные для расчета индикаторов могут варьироваться в зависимости от доступности и надежности статистической информации в каждом конкретном городе, поскольку сбор и анализ данных о различных аспектах городской жизни требуют сотрудничества различных организаций и доступа к источникам информации. К источникам информации относятся:
1. Фактические источники: статистические базы данных федерального, регионального и муниципального уровня, результаты опроса представителей муниципальных органов власти, данные, аккумулируемые государственными информационными системами, новостные источники, веб-порталы, региональные (муниципальные) порталы открытых данных.
2. Потенциальные источники, данные которых можно использовать при условии нормативно-правового определения их статуса и формирования условий для автоматизированного сбора, обработки и анализа данных: данные операторов сотовой связи и сети Интернет, данные владельцев цифровых сервисов, провайдеров и продавцов, социальные сети, различный контент в сети Интернет (цифровой след).
Выделим причины, по которым данные для расчета индикаторов индекса городов могут варьироваться в зависимости от доступности и надежности статистической информации в каждом конкретном городе, что может приводить к разнообразию результатов и потенциальному искажению итогового индекса:
1. В разных городах могут быть использованы различные методы сбора информации: мониторинг в некоторых городах может основываться на официальной статистике, в других - на опросах населения или на других источниках данных, что может привести к различным результатам и по-разному влиять на значение итогового индекса.
2. Разнообразие источников данных: например, в одном городе может быть бо-
лее развитая система сбора статистики, чем в другом, что может повлиять на качество и точность данных.
3. Некоторые города могут иметь доступ к более широкой базе статистической информации, что определяется открытостью властей или наличием развитой системы отчетности. В то же время в других городах могут иметь место ограничения для получения доступа к статистическим данным, что ограничит возможности получения объективной оценки.
4. Различия в уровне надежности данных, что обусловлено спецификой регламентов сбора и проверки информации, а также трудностями интерпретации информации.
Важным элементом методики расчета индекса выступает требование о том, что «информация, используемая для расчета индикаторов, должна быть актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой» [2]. Безусловно, такая информация отражает текущее состояние городов, что обеспечивает получение точных и релевантных данных о различных аспектах городской жизни. Кроме этого, регулярно обновляемая информация для отражения изменений и тенденции в городской среде позволяет отслеживать изменения в городской жизни и оценивать эффективность различных мер управляющего воздействия. Согласно Распоряжению, информация является достоверной, если она основывается на проверенных данных и источниках в целях недопущения некорректных или искаженных результатов. Другим признаком информации выступает ее верифицируемость, что свидетельствует об открытости и прозрачности процесса сбора и анализа данных, позволяющих исследователям проверить результат и провести собственный анализ. Однако, есть и некоторые отрицательные стороны данного подхода. Так, в некоторых случаях создаются трудности получения данных, что особенно важно для муниципальных образований, где информация может быть ограниченной или недоступной. Это может привести к неточности или неполноте полученных результатов. Кроме этого, в некоторых случаях данные могут быть оши-
бочными или неполными, что становится причиной искажения выводов. Последнее может быть связано с тем, что оценки основываются на мнениях и опросах, характеризующихся субъективностью. Если индикаторы, которые используются для расчета индекса городов, носят субъективный характер или зависят от выбора определенных параметров, то могут возникнуть
ряде случаев информация не учитывает локальные культурные, социальные, экономические или географические условия, которые могут оказывать влияние на результаты.
Таким образом, формирование индекса города является достаточно сложным и многогранным процессом, требующим учета различных факторов и подходов.
различия в интерпретации результатов. В
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: 20.09.2023.
2. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 20.09.2023).
ANALYSIS OF THE METHOD FOR CALCULATING THE QUALITY OF THE URBAN
ENVIRONMENT
N.T. Alibaeva, Graduate Student Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Kazan)
Abstract. The article analyzes methodological approaches to the development of an urban environment index. The city index is defined as a comprehensive indicator reflecting the level of development of the urban environment and quality of life in the city. A comparative analysis of two methods for assessing the state of the urban environment was carried out and conclusions were drawn about their advantages and disadvantages. The study made it possible to formulate a thesis about the need to take into account the specifics of urban entities during the assessment, as well as to proceed from the recognition of differences in the preferences and needs of their residents.
Keywords: urban environment quality index, assessment methodology, quantitative and expert assessment methods, city index, statistical data.