Научная статья на тему 'Анализ методик определения геометрических размеров изображения при проекции'

Анализ методик определения геометрических размеров изображения при проекции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
272
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Зудин В. Л., Потапов Л. Н., Исаев А. Н.

В статье приведены результаты анализа основных методик определения габаритов проецируемого на экран изображения, ориентированных на использование различных наборов исходных данных. Результаты анализа могут быть применены при выборе проекционного экрана и проектора в конкретных условиях учебного помещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Зудин В. Л., Потапов Л. Н., Исаев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of estimation techniques of projected images geometrical sizes

The article provides the analysis results of the basic dimensions estimation techniques of the image projected on the screen with using of various sets of initial data. The analysis results can be applied when choosing a projective screen and a projector in definite study room conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ методик определения геометрических размеров изображения при проекции»

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030500.08 — «Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)». Утвержден 27.03.2000 г. Номер гос. регистрации 237 пед/сп. — М., 2000. — 21 с.

3. Нечеухина, Ж.В. Ранжирование квалификационных требований в государственных образовательных стандартах

профессионально-педагогического образования / Ж.В. Нечеухина, А.А. Жученко // Методология и технологии нормирования и оценки качества результатов образования на основе компетентностного подхода: материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — С. 42-49.

УДК 371.6

В.Л. Зудин, доцент

Л.Н. Потапов, ассистент

А.Н. Исаев, канд. пед. наук, и.о. доцента

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет»

анализ методик определения геометрических размеров изображения при проекции

Основную долю технических средств, используемых для оснащения современных учебных аудиторий составляют, как известно, проекционные средства. При этом нередко получения высокого качества изображения на экране пытаются достигнуть приобретением более дорогой проекционной аппаратуры с завышенными светотехническими характеристиками, но существует целый ряд методик определения характеристик изображения, обеспечивающих высокое качество воспринимаемой информации при сохранении приемлемых требований к аппаратуре и габаритам экрана.

При выборе проекционного экрана вполне очевидным является условие: изображение на экране должно быть достаточно большим, чтобы с последних рядов аудитории можно было наблюдать за происходящим на экране без особого труда, но и не настолько большим, чтобы зрители первых рядов не видели всей ширины изображения.

Хорошо известно, что площадь проецируемого на экране изображения прямо пропорциональна световому потоку проектора и обратно пропорциональна освещенности экрана [1], причем величина освещенности в зависимости от условий наблюдения составляет от 100 до 500.. .600 лк. Если освещенность экрана несложно вычислить по известному уровню внешней засветки экрана и заданной величине контрастности изображения, то определение требуемой площади изображения сопряжено со значительными трудностями. В частности, можно указать целый ряд факторов, от которых зависят геометрические параметры изображения или влияют на них. К таким факторам относятся:

• геометрические факторы (высота и длина аудитории, расстояние от экрана до зрителей перво-

го ряда, соотношение высоты и ширины проецируемого кадра);

• светотехнические факторы (световой поток и разрешающая способность проектора, освещенность экрана, уровень внешней засветки экрана, коэффициент яркости экрана и др.);

• эргономические факторы (углы обзора изображения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, угол превышения луча зрения над сидящим впереди зрителем, высота плоскости наблюдения, а также ряд ограничений, определяемых нормативными документами);

• физиологические факторы (в частности, разрешающая способность человеческого глаза). Практически все существующие методики

определения площади изображения ориентированы на расчет только одного из габаритов (высоты Н или ширины В) изображения, который можно назвать базовым (определяемым первым) для данной методики. Второй габарит легко определяется из очевидного и известного для проецируемого формата соотношения k = Н/В, после чего при необходимости может быть вычислена и площадь изображения (5 = НВ).

Целью статьи является сопоставление результатов расчета габаритов проецируемого изображения по различным методикам и выявление методик, дающих наиболее точные и однозначные расчетные соотношения. Все приведенные далее результаты относятся к учебным лекционным аудиториям прямоугольной формы с длиной, превышающей ширину, с плоским горизонтальным полом. В аудитории предполагается использование плоского экрана, установленного вертикально.

Рекомендуемые габариты (высота, ширина, площадь) изображения на экране могут быть опре-

71

делены различными способами, большая часть которых рассматривается ниже.

1. Определение габаритов изображения в зависимости от расстояния до первого ряда зрителей. При известном расстоянии Ь1 от экрана до зрителя, сидящего в середине первого ряда, независимо могут быть определены как высота, так и ширина изображения.

Приближенно требуемую высоту изображения удобно определять в зависимости от соотношения Н/Ь1. По данным различных источников [2-4 и др.] это соотношение составляет от 0,3 до 0,5. Приняв среднее значение, получим

Н/Ь1 = 0,4.

(1)

Считая базовым габаритом ширину изображения, можно использовать формулы, приведенные в [2-3, 5-10 и др.]. Согласно этим формулам отношение Б/Ь 1 может принимать значения от 0,4 до 1,0. В большинстве случаев рекомендуется использовать формулу

Б/Ь. = 0,5,

(2)

в соответствии с которой расстояние Ь1 должно быть вдвое больше ширины экрана.

В зависимости от того, какой габарит экрана выбран в качестве базового, результаты расчета для одинаковых исходных условий могут оказаться различными. Такая ситуация типична для методик, носящих рекомендательный, эмпирический характер.

Кроме того, остается неясным вопрос о значении Ь1, которое может быть задано или вычислено. Рациональный способ определения Ь1 предложен в [11] и рассматривается далее.

2. Определение габаритов изображения в зависимости от расстояния до последнего ряда зрителей. В литературе [1, 5-10] приводится ряд эмпирических зависимостей, связывающих габариты экрана и более определенное, нежели Ь1, расстояние Ьн до спинок сидений последнего ряда зрителей. При этом, как правило, считают, что длина аудитории равна расстоянию до спинок сидений последнего ряда.

Согласно этим зависимостям отношение высоты Н изображения к расстоянию наблюдения Ьн (т. е. длине аудитории Ьа) составляет от 1/8 (0,125) до 1/6 (0,167), в то время как отношение В/Ьн может принимать значения от 1/6 (0,167) для формата 4:3 до 0,6 для широкоформатных (70 мм) кинофильмов. Приведенные зависимости можно считать приемлемыми для формата 4:3, поскольку их сравнение дает неплохое совпадение: поделив уравнение Н/Ьн = 0,125 на уравнение В/Ьн = 0,167, получим Н/В = 0,75, что соответствует соотношению сторон формата 4:3.

Источники [1, 12] рекомендуют расчетные соотношения лишь для кинофильмов разных форматов (В/Ьн = 0,25 для обычного (35 мм) фильма, В/Ьн = 0,34 — для кашетированного (35 мм) фильма, В/Ьн = 0,6 — для широкоформатного (70 мм)

фильма). В этих источниках не учтены современные цифровые видеоформаты. Однако, экстраполируя имеющиеся данные на новые форматы, несложно получить формулу, которая достаточно надежно (с погрешностью до 4 %) работает в диапазоне изменения аргумента 1/k от 1,25 до 2,0:

Б=043 - 0,35.

Ьн к

Эта формула позволяет определить численные значение В/Ьн для разных величин 1^ (1,25 — для формата 5:4, 1,33 — для формата 4:3, 1,78 — для формата 16:9). Значения В/Ьн для этих форматов, рассчитанные по указанной формуле, составляют 0,19, 0,22 и 0,42 соответственно.

3. Определение габаритов изображения в зависимости от высоты аудитории. Расчет высоты и ширины изображения может дать значения, не удовлетворяющие геометрическим возможностям аудитории (чаще всего высоте). Дело в том, что экран не может занимать всю высоту передней стены, поскольку для обеспечения одинаковых условий наблюдения как с передних, так и с дальних рядов аудитории нижняя кромка экрана должна быть размещена над полом на некоторой высоте. Расстояние от пола до нижней кромки экрана можно вычислить, если учесть, что оно включает две составляющие: расстояние от пола до плоскости наблюдения (условной плоскости, в которой находятся глаза наблюдателей), принимаемое равным 1,2 м [12-13 и др.] и расстояние к от плоскости наблюдения до нижней кромки экрана (рисунок). Кроме того, СНиП [12] рекомендует оставлять над рабочим полем экрана до потолка пространство высотой 0,5 м для размещения привода или кожуха проекционного экрана.

Таким образом, максимально возможная высота Нвозм (рисунок) рабочей поверхности экрана (без привода) может составить не более

Нвозм = На - к - 1,7 м,

(3)

где На — геометрическая высота аудитории; к — расстояние от плоскости наблюдения до нижней кромки экрана (зависит от длины аудитории); значение 1,7 м включает в себя высоту размещения плоскости наблюдения над полом (1,2 м) и расстояние от верхней кромки рабочего поля экрана до потолка (0,5 м).

Величину к можно определить, исходя из условия минимального превышения луча зрения сидящего в последнем ряду зрителя над горизонталью, равного 3° [14]. Тогда

к = Ьн 3° * 0,05 Ьн.

(4)

Следовательно, максимально возможная высота, соответствующая данной конфигурации аудитории, имеет значение

Нвозм = На - 0,05 Ьн - 1,7 м.

(5)

Расчетная схема для определения Ь1, Нвозм и Ндоп

Если, например, значение Ьн составляет 10 м, а Н = 4,2 м, то возможная высота изображения составит Нвозм = 4,2 - 0,05 • 10 -

возм

- 1,7 = 2 м.

4. Определение положения верхней кромки изображения и расстояния от экрана до первого ряда зрителей. Другим ограничителем высоты размещения экрана (в частности, положения верхней кромки его рабочей поверхности) является требование о том, чтобы вертикальный угол между лучом зрения учащегося, направленный к верхней горизонтальной кромке экрана и вертикальной образующей плоскости экрана, был не менее 45° [12]. Из геометрического построения (рисунок) для этой ситуации следует

Ь1 = Ндоп + ^

где Ндоп — допустимая высота размещения верхней кромки экрана, при которой вертикальный угол зрения будет равен максимальному значению 45°.

Поскольку допустимая высота не может превышать возможную, следует принять условие Н = Ндоп = Нвозм. С учетом формулы (5) можно записать

Ь = Иа - 1,7 м. (6)

При этом значение Ь1 будет минимально возможным для данного значения высоты Н. Однако особенность ситуации заключается в том, что если Н — это максимально возможное значение вы-

возм

соты изображения, то Ндоп — это высота, которая рассчитывается при предельном значении угла зрения на верхнюю кромку экрана. То же самое значение высоты Ндоп может быть достигнуто и при углах зрения, больших 45°, а следовательно, и при больших значениях Ь1. Иначе говоря, расчет Ндоп и Ь1 по минимальному углу зрения является предельным, но не единственно возможным вариантом расчета. При этом значении величина Ь1 будет минимально допустимой, однако возможно ее увеличение для углов зрения, больших 45°. Кроме того, следует иметь в виду ограничение, накладываемое на величину Ь1. Согласно рекомендациям [12] она должна составлять не менее 3 м.

5. Определение габаритов изображения в зависимости от величины горизонтального угла визирования (угла видения) изображения зрителем. Основой расчета в данном случае является учет возможностей бинокулярного зрения (одновременного наблюдения двумя глазами) человека. Согласно данным, приведенным в [13, 15], максимальный угол

бинокулярного зрения составляет от 110 до 150° как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Как правило, наиболее важным с точки зрения восприятия изображения на экране является горизонтальный угол (угол визирования или угол видения экрана (изображения) зрителем), что связано с преимущественным использованием экранов горизонтальной ориентации, имеющих ширину, большую, чем высоту.

Комфортные условия бинокулярного зрения предполагают использование гораздо меньших значений углов бинокулярного зрения, чем приведенные выше, поскольку при рассматривании изображения в ходе демонстрации голова зрителя должна оставаться почти неподвижной.

По данным ряда исследователей [16-17 и др.], при длительном рассматривании изображения на экране угол визирования для зрителя, сидящего в переднем ряду, составляет 30° и выше, причем ошуще-ние реальности, эффекта присутствия наблюдается вплоть до углов 100°, когда для некоторых цифровых проекторов может стать видимой пиксельная структура изображения в виде наложенной на него сетки (пикселизация изображения). Результаты, приведенные в [1], определяют, что горизонтальный угол визирования с любого зрительского места помещения должен быть не менее 12° при демонстрации обычных фильмов и не менее 30° — при демонстрации широкоформатных фильмов.

Данные исследований специалистов кинокомпании «ХХ век-ФОКС» показали, что оптимальным можно считать угол визирования по горизонтали, равный 45°, поскольку при этом значении обеспечивается комфортность восприятия изображения и в то же время незаметна его пикселизация. С учетом сказанного выше это значение представляется оправданным и позволяет вычислять необходимую ширину изображения В в соответствии с формулой

В = 2Ь1 (45/2) = 0,82 Ь1. (7)

73

Сравнивая эту формулу с рассмотренным ранее отношениям (2), можно сделать вывод о том, что формула (2) дает заниженные значения.

6. Определение габаритов изображения в зависимости от разрешающей способности (формата) цифрового проектора. Этот способ применим только для цифрового изображения, представленного совокупностью точек-пикселей. Общее количество пикселей, составляющих полное изображение, равно их произведению в строках и столбцах, образующих ширину и высоту изображения соответственно. В идеальном случае зритель должен иметь возможность рассмотреть каждый пиксель изображения.

Известно [13, 15], что разрешающая способность глаза человека при нормальном зрении составляет в среднем 1 угловую минуту, т. е. точка на экране будет видна наблюдателю, если ее угловой размер составляет 1 мин. Таким образом, величина точки-пикселя (для цифровых проекторов пиксель вписывается в квадрат со стороной кт) при расстояния наблюдения Ьн составит

кт = tg 1Ьн = 0,000291 Ьн ~ 0,0003 Ьн. (8)

Так, для расстояния наблюдения, равного 10 м, ширина (высота) отображаемого пикселя составит

3 мм.

Соответственно площадь 5т одной точки на экране будет равна 5т = кт2 ~ 910-8 Ьн2, а площадь всего изображения составит

5 = NN5 = 9 ■ 10-8 ЫЫЬ 2,

г в т г в н 5

где N и Ыв—разрешающая способность проектора по горизонтали и вертикали соответственно.

Например, для формата 1024 х 768 точек и при Ьн = 10 м, площадь изображения

5 = 9 ■ 10-8 ■ 768 ■ 1024 ■ 102 = 6,66 м2.

Учитывая, что 5 = Б2k и В = -<[Щк, получим В = 2,98 м и Н = Вк = 2,23 м. Для видеоформатов с высоким разрешением габариты изображений становятся очень большими и в некоторых случаях могут быть соизмеримы с шириной аудитории. Это означает, что такие проекторы применять в небольших аудиториях нецелесообразно.

Исследования [13, 15] показывают, что при различении штриховых изображений разрешающая способность глаза может достигать 0,5 угловых секунд. Следовательно, для таких изображений площадь различаемого пикселя и, соответственно, всего изображения, может быть значительно меньше. В свою очередь, это позволяет увеличить удельный объем информации на единицу площади изображения. Иначе говоря, при одинаковых размерах изображения на экране ко-

74

личество предъявляемой информации будет выше, если демонстрировать штриховые изображения, а не полутоновые.

Полученные результаты подтверждаются и выводами других авторов. Так, в [18] рекомендуется использовать:

для компьютерных презентаций, простой графики, крупного текста и таблиц проекторы с разрешением SVGA (800 х 600 точек) [19];

для демонстрации мелкого текста, видео-и DVD-фильмов, проецируемых на экраны с диагональю до 3 м проекторы с разрешением до XGA (1024 х 780);

для видео- и DVD-фильмов на экранах с диагональю более 3 м, машиностроительных чертежей, географических карт, CAD/CAM-приложений, и т. п. — проекторы SXGA (1280 х 1024) и SXGA+ (1400 х 1050);

для телевидения высокой четкости и качественных DVD-фильмов при демонстрации на больших экранах рекомендуется использовать проекторы с разрешением SXGA (1280 х 1024), SXGA+ (1400 х 1050), UXGA (1600 х 1200), HDTV (1920 х 1080).

Приведенная выше формула (5) для вычисления возможной высоты аудитории накладывает на результаты вычислений еще одно ограничение. Поскольку высота рабочего поля экрана не может превышать величину Н = На - 0,05 Ьн - 1,7 м, нетрудно вычислить требуемую разрешающую способность (т. е. количество пикселей) проектора по высоте. Она составит H/hm.

7. Определение габаритов изображения в зависимости от количества условных отображаемых на экране знаков (символов). Данный способ связан с определением площади изображения исходя из углового размера отображаемого знака или символа, а не отдельного пикселя, поэтому такой способ применяется для оценки площади (габаритов) экрана при использовании текстового (символьного) изображения. В сущности, он сводится к предыдущему варианту, рассматриваемому не для отдельных точек-пикселей, а для их укрупненных структур, в пределах каждой из которых размещается какой-либо знак или символ [20-21].

Угол уверенного различения знака, вписанного в квадрат с высотой h , зависит как от условий его наблюдения (яркости фона, контрастности объекта и т. д.), так и формы наблюдаемого знака. Так, по данным [13], цифра 8 и буква В или цифра 5 и буква S различимы с расстояния, примерно в полтора раза меньшего, чем буква О, и т. д. Следовательно, значение указанного угла не представляет собой жестко определенную величину и существует в некотором диапазоне значений. Обычно принято считать, что угол различения знака (символа) составляет от 6 до 15 угловых минут. Это означа-

ет, что высота кзн знака при средней величине угла различения в 10 мин составит

К = tg 10ЬН * 0,003 Ьн >

(9)

где Ьн — расстояние наблюдения. Кстати, полученное значение тангенса близко к рекомендуемому в литературе [12 и др.] значению 0,0026.

Если считать, что весь экран целиком заполнен символами, вписывающимися в квадрат со стороной кзн, то на таком экране может разместиться N = 5/^ символов, включая пробелы между словами и строками; назовем такие символы условными. Высоту междустрочных пробелов для упрощения дальнейших расчетов примем равной высоте кзн символа.

Следовательно, угол различения символа (10') и пикселя (1') , будут отличаться в 10 раз, как и их размеры, пропорциональные тангенсам указанных углов. При этом высота (ширина) кзн знака составит 10кт, а площадь каждого условного символа, выраженная в пикселях — 100к 2

т

Зная размер пикселя, количество строк Ыв и столбцов Nш условных символов, несложно определить требуемое разрешение проектора. Оно будет составлять N 10к пикселей по высоте и N 10к —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в т ш т

по ширине. Дальнейший расчет размеров изображения выполняется по методике, приведенной в п. 6. При этом следует иметь в виду, что реальное количество отображаемых на экране строк будет вдвое меньшим из-за наличия интервала между ними, равного высоте строки.

Возможно решение и обратной задачи: если заданы высота Н и ширина В экрана (изображения), то при известном расстоянии наблюдения (длине аудитории) Ьн легко определить количество отображаемых знаков в строках и столбцах, а также общее количество N отображаемых условных знаков:

ж= н=

в г

«зн

——— = 333Н= N/2;

0,0034 4

В В

N = — = 333—; N = N N

-‘'ш I г ’ -1,в ш"

«зн ^

8. Определение габаритов изображения в зависимости от места установки и параметров проектора. Ширина изображения В или его высота Н может быть выбрана согласно известным из оптики соотношениям:

(10)

где Л и кк

, к - . -к - ширина и высота проецируемого оригинала (кадра); /— фокусное расстояние проектора; 1п — проекционное расстояние (расстояние по оси проекции от места установки объектива проектора до экрана).

После нахождения одной из величин (В или Н) вторая определяется исходя из приведенной выше формулы (к = Н/В): Н = Бк или В = Н/к соответственно.

Иногда значения Ьк или кк выражают через длину d диагонали проецируемого оригинала и отношение к = к1:/Ь1:. Например, после преобразования

d = у]Ь2 + к2 = Ьку1 1 + к2 формула(10) для ширины В изображения принимает вид

Б =

Лп .

Величина л/Т+ кх для форматов 16:9, 5:4, 4:3 и 1:1 принимает значения 1,15, 1,28, 1,25 и 1,41 соответственно. Аналогично может быть получена и формула для высоты Н.

9. Определение габаритов изображения в зависимости от светотехнических возможностей проектора. Если известен световой поток Г используемого проектора, то высоту и ширину изображения можно определить, используя, например, формулу Г = 500 5. При этом требуемая площадь 5 изображения на экране, которую может обеспечить данный проектор, составит 5 = Г/500. Учитывая, что 5 = НБ = Н2к, можно записать

Н = $

Полученное значение следует проверить на его соответствие возможному значению Нвозм, вычисленному по формуле (5). Если оно больше Нвозм, для дальнейшего расчета нужно выбрать меньшее из этих значений. По этому значению Н определяется окончательная ширина изображения: В = Н/ к.

Рассмотренные выше способы расчета габаритов изображения практически исчерпывают все возможные варианты. К числу способов, обеспечивающих надежные и достаточно точные результаты, можно отнести способ 3 — в отношении максимально возможного значения высоты Н; способ

4 — в отношении минимального расстояния от экрана до зрителя, сидящего в середине первого ряда Ь1; способы 6 и 7 — в отношении расчета габаритов изображения по числу отображаемых пикселей или знаков; способы 8 и 9 — в зависимости от места установки и параметров проектора. Наименее надежными являются результаты, полученные с использованием способов 1 и 2 (из-за применения эмпирических, недостаточно обоснованных формул), а также способ 5 (из-за недостаточной обоснованности применяемых значений углов визирования).

Выполненный анализ основных методик определения требуемых габаритов проецируемого изображения показал, что не существует однозначных

способов решения этой задачи. В зависимости от состава исходных данных и условий наблюдения расчет габаритов изображения может быть выполнен по различным методикам с разной степенью точности — от ориентировочного расчета до получения однозначных и надежных результатов. Правильный выбор габаритов изображения позволяет подобрать оптимальный вариант используемой в учебном помещении проекционной аппаратуры.

Список литературы

1. Кулагин, С.В. Проектирование фото- и киноприборов / С.В. Кулагин. — М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.

2. Аудио & видео № 2, 2004. Проекционные экраны.

3. кМр://www.grifon.rulpublicationsl424.ktml. Как выбрать проекционный экран.

4. Ы1р:Hwww.projecta.ru. Петрик А. Руководство по выбору экранов.

5. http:Uwww.divi.ru. Как выбрать экран для проектора.

6. http: Uwww.intermedia.ru/faq.asp. Выбираем экран.

7. http:Uwww.rentonline.ru. Экран — важный элемент проведения успешной презентации.

8. http:Uwww.screenmedia.ru. Проекционные экраны и аксессуары.

9. http:Uwww.smistar.nnov.ru. Как выбрать экран?

10. http:Uwww.textelecom.ru. Что необходимо знать при выборе экрана для проектора?

11. Зудин, В.Л. Оснащение учебных помещений информационными и вспомогательными техническими средствами / В.Л. Зудин. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т. 1990. — 232 с.

12. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

13. Техника систем индикации / Пер. с англ. М.: Мир, 1970. — 520 с.

14. Долин, П.А. Справочник по технике безопасности / П.А. Долин. — М.: Энергоиздат, 1982. — 800 с.

15. Хацевич, Т.Н. Медицинские оптические приборы: Физиологическая оптика: учебное пособие. Ч. 1 / Т.Н. Хацевич. — Новосибирск: СГГА. — 1998. — 98 с.

16. Stereo&Video, Август 2004. В ожидании цифрового кино.

17. http:Uaudiogamma.ru. Типы экранов для видеопроекторов.

18. http:Uwww.tricon.nnov.ru. Как выбрать мультимедийный проектор.

19. http:Uwww.4house.ru. Как выбрать проекционный экран для получения качественного изображения с проектора?

20. http: llwww.Ьmk.spЬ.ru. Выбор экрана.

21. http:Uwww.hifi.news.ru. Газимагомедов А. Размер экрана для домашнего кинотеатра.

УДК 378

А.И. Асессоров, аспирант

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

формирование профессиональной культуры будущего специалиста-дизайнера

В педагогике высшей школы значительный вклад в разработку культурологических основ содержания и технологий обучения в вузе внесли А.А. Вербицкий, Ю.М. Громыко, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова,

B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.

Принципиально новым явлением сегодня становится профессиональная культура дизайнера как личности, формирующей среду обитания Человека. Исследования, осуществляемые в области архитектуры, дизайна (Г.Н. Веслополова, Г.Н. Сини-цина), показали, что основой в формировании профессиональной компетентности, профессиональной культуры дизайнера, как и архитектора, выступает проектная деятельность, поскольку содержанием его труда является создание своеобразной социально-производственной системы, реализующей потребности общества в организации предметной и предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.

Анализ теории и практики художественнопромышленного образования (дизайн-образования)

76

показал, что уровень развития профессиональной культуры дизайнера не всегда достаточно высок, что отрицательно сказывается на продуктах профессиональной проектной деятельности, а это, в свою очередь, влияет на развитие общества в целом. Отсутствие комплексного проектного подхода к формированию необходимых профессиональных качеств и личностных свойств студентов — будущих специалистов-дизайнеров, вызвали противоречие между необходимостью последовательного, целенаправленного приобщения их к профессиональному и социокультурному опыту. Овладению высоким уровнем проектной культуры мешает отсутствие результативной образовательной технологии, направленной на формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров и недостаточное для этого учебно-методическое обеспечение.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н. Гамаюнова, А.Г. Дроз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.