Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ'

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силаева Аида Валерьевна

Сегодня предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, существует необходимость быстрого реагирования на изменения во внешней среде и улучшения производительности. Постоянное развитие является ключом к успеху любой организации. Однако этот процесс требует инвестиций - двигателя роста компании. Единственным способом привлечения капитала и укрепления позиций на рынке является повышение уровня инвестиционной привлекательности. Подходы к определению оценки инвестиционной привлекательности, дают более глубокое понимание этой экономической категории, и, как следствие, возможность эффективного управления инвестиционной привлекательностью - одна из главных задач любого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ»

6. Караева Ф.Е. Вопросы информативности бухгалтерской отчетности / Ф.Е. Караева, А.З. Канкулова // Научные известия. - 2020. - №20 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https^/cyberleninka.ru/article/n/voprosy-informativnosti-buhgalterskoy-otchetnosti (дата обращения: 01.04.2022).

7. Калашникова А.Ю. Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности // Хроноэкономика. - 2020. - №3 (24). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7elementy-buhgalterskoy-finansovoy-otchetnosti (дата обращения: 01.04.2022).

8. Малярчук И.И. Бухгалтерская отчетность в системе управления предприятием // Формирование рыночных отношений в Украине. - 2020. - №6 (229). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/buhgalterskaya-otehetnost-v-sisteme-upravleniya-predpriyaüem (дата обращения: 01.04.2022).

9. Сахарова Л.В. Математические методы финансового анализа: учебное пособие / Л.В. Сахарова, С.В. Рогожин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. - 104 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=568462 (дата обращения: 20.02.2022).

10. Сорокина Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие для вузов / Е. М. Сорокина. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 120 с. - ISBN 978-5-534-14471-0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urait. ru/bcode/488872 (дата обращения: 01.04.2022).

11. Штефан М.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учебник для вузов / М.А. Штефан, О.А. Замотаева, Н.В. Максимова; под ред. М.А. Штефан. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 346 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14915-9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/497602 (дата обращения: 01.04.2022).

12. Наличие запасов и движение запасов приложение 4 к балансу как заполнить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://telefon-help.ru/prilozheniya/nalichie-zapasov-i-dvizhenie-zapasov-prilozhenie-4-k-balansu-kak-zapolnit.html (дата обращения: 04.04.2022).

УДК 658.14 DOI 10.21661/r-556511

Силаева А.В.

Анализ методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности на микроуровне

Аннотация

Сегодня предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, существует необходимость быстрого реагирования на изменения во внешней среде и улучшения производительности. Постоянное развитие является ключом к успеху любой организации. Однако этот процесс требует инвестиций - двигателя роста компании. Единственным способом привлечения капитала и укрепления позиций на рынке является повышение уровня инвестиционной привлекательности. Подходы к определению оценки инвестиционной привлекательности, дают более глубокое понимание этой экономической категории, и, как следствие, возможность эффективного управления инвестиционной привлекательностью - одна из главных задач любого предприятия.

I

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, анализ, оценка, предприятие, методические под-

Важнейшим этапом процесса принятия решений инвесторами является оценка инвестиционной привлекательности предприятия. Она характеризует оперативную деятельность, положение на рынке и возможные риски, связанные с процессом инвестирования. Инвестиционная привлекательность компании является экономической категорией, демонстрирующей эффективность функционирования, характеризуется набором количественных показателей и качественных компонен-

тов, охватывающих различные аспекты предпринимательской деятельности и определяющих возможность максимизации прибыли для инвесторов (по сравнению с другими объектами возможных инвестиций) при наличии определенного уровня риска. Сегодня существует несколько подходов, в рамках которых разработано большое число методов, имеющих свои особенности и характеризующих инвестиционную привлекательность предприятий с различных сторон.

Первый подход - оценка с использованием финансовых коэффициентов.

Довольно распространенным является подход к оценке привлекательности инвестиций, основанный на описании финансового положения организации с помощью необходимых параметров (коэффициентов) [1; 8; 12]. Финансовая ситуация представляет собой сложную концепцию и сочетает в себе все основные аспекты деятельности предприятия: платежеспособность, предпринимательскую деятельность, организацию расчетов и т. д. Таким образом, это хороший способ определить эффективность инвестиций, точно оценить перспективы проанализированной компании с точки зрения возможностей мобилизации ресурсов и будущего возвращения вовлеченных инвестиций.

Источником информации являются бухгалтерские данные, а именно (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств), оценка которых проводится по конкретным позициям, поэтому важно определить основные изменения за этот период времени для прогнозирования будущих тенденций. Существует множество методов, основанных на диагностике финансовых показателей [6; 7] Несмотря на их разнообразие в экономической литературе, основные различия определяются следующими обстоятельствами:

- число используемых коэффициентов;

- оценка параметров веса;

- методы вывода интегрального индикатора.

В литературе по финансовому и финансовому управлению предлагается около 50 показателей для анализа текущего состояния организации. Однако на практике используется гораздо меньшее количество. Авторы, чьи работы были проанализированы, наблюдают одно и то же мнение [9; 10 и др.] Анализ включает следующие группы оценок:

Группа I - показатели ликвидности; коэффициенты ликвидности, выражающие способность компании погашать краткосрочные кредиторы из общей суммы наличных средств. Коэффициенты ликвидности являются результатом деления общей суммы наличности на краткосрочные займы. В нем показано, сколько раз краткосрочные обязательства покрываются наличными средствами.

Группа II - показатели финансовой стабильности.

Группа III - показатели прибыльности; коэффициенты прибыльности показывают общую эффективность и результативность компании.

Группа IV - показатели деловой активности; в области деловой активности анализируется соотношение оборота, их выравнивающие изменения.

Каждая группа может быть представлена различным числом показателей в зависимости от анализа или от конкретного инвестора. Основная проблема заключается в выборе критериев оценки после получения фактических данных. Для сравнения лучше взять финансовые соотношения лучших компаний отрасли или средний уровень. Кроме того, можно проанализировать динамику показателей за данный период и охарактеризовать тенденции.

Этот подход не считается полным, поскольку деятельность предприятия представлена только с точки

зрения его финансового положения и существуют другие не менее важные аспекты деятельности. Очевидное преимущество этого подхода заключается в простоте и точности отражения качества работы компаний.

Второй подход - оценка индексов ценных бумаг.

Основой второго направления является динамика рыночных индексов ценных бумаг, которая включает в себя спрос и предложение на ценные бумаги компании, анализ динамики обменных курсов и т. д.

Ученые, поддерживающие этот подход [2, 11 и т. д.], утверждают, что данные фирмы, которые становятся объектом анализа, представлены в обменных курсах. В центре оценки находятся операции по покупке и продаже ценных бумаг.

Попытки создания системы национальных индексов и сбора аналитической информации предпринимаются частными организациями, специализирующимися на предоставлении консультативных услуг в области инвестиций. Однако трудно говорить о надежности представленных данных. В первую очередь это объясняется отсутствием информации о предприятиях и их низким уровнем, а не качеством методов. Проведение такого анализа станет возможным и даже необходимым для дальнейшего развития рыночной экономики. Увеличение числа операций с ценными бумагами приведет к появлению реальных котировок фондовых инструментов, но, конечно, эта оценка не подходит для каждого предприятия.

Третий подход - всеобъемлющая оценка привлекательности инвестиций.

Данный подход детально исследовал Е. Якименко [13], В. Микитюк [5] и другие исследователи. Они оценивают привлекательность инвестиций как всеобъемлющую категорию. В этом случае она характеризуется набором экономических и психологических компонентов, которые определяют возможность достижения желаемых результатов от инвестиций и рисков, связанных с этим процессом для инвесторов.

В экономических показателях понимается финансовый анализ и оценку других аспектов деятельности компании (они могут быть рассчитаны или определены экспертным способом). Этот метод помогает описать каждый компонент инвестиционной привлекательности (управление, маркетинг, производство и т. д.). Под психологическим компонентом понимается субъективные предпочтения инвестора в отношении показателей деятельности предприятия. В этом случае все зависит от конкретного лица или группы людей, их ожиданий и желаний.

Используя подход, который более полно описывает деятельность компании, охватывая различные компоненты, должны использоваться экспертные оценки [3; 4]. Методы коллегиальной оценки, основанные на субъективном мнении специалиста (индивидуума) или отобранной группы экспертов (коллектива), имеющих профессиональный, научный и практический опыт. Методы экспертной оценки применяются в тех случаях, когда трудно рассчитать важный компонент деятельности организации. В этом случае использование экспертного мнения решает проблему наилучшим образом. Для обработки результатов лучше использовать математические - статистические средства.

Комплексный подход является более сложным и гибким для оценки инвестиционной привлекательно-

сти компании, в первую очередь потому, что он включает экономические расчеты и экспертное мнение, так всесторонне описывает предприятие. Но лучше использовать этот подход в случае выбора между несколькими объектами. На первом этапе, чтобы исключить ненужные варианты или просто сделать рейтинг по уровню инвестиционной привлекательности, гораздо проще использовать два предпроекта. Конечно, если конкретная компания оценивает уровень своей собственной инвестиционной привлекательности для дальнейшего развития, то интегрированный вариант подходит лучше всего.

В любом случае, независимо от того, какой тип анализа мы хотим использовать (упрощенный метод, основанный на финансовых соотношениях, рыночный или комплексный подход), классификация будет следующей, как изображено на рисунке 1.

Можно сделать вывод о том, что не существует единого и полностью верного варианта оценки инвестиционной привлекательности предприятий. В процессе выбора метода следует учитывать многие факторы, в

том числе: определение целей, наличие надежной информации, специфику бизнеса и т. д.

Существуют различные системы показателей, которые могут использоваться. Эти системы варьируются в зависимости от применяемых компаниями подходов к оценке, однако им все еще необходимо обеспечить общий уровень инвестиционной привлекательности, который будет характеризовать организацию по сравнению с другими организациями или со стандартом.

Используя любой из подходов к оценке, следует всегда помнить о косвенном (состояние экономики, политическая ситуация и т. д.) и прямом (рыночные) воздействии экологических факторов; они должны быть проанализированы для изучения воздействия на компанию, ее инвестиционную привлекательность, выявление возможностей и угроз для предприятия. Определение уровня инвестиционной привлекательности имеет очень важное значение как для инвесторов, так и для менеджеров. Они должны понимать позицию компании на рынке, ее сильные и слабые стороны, чтобы убедиться, какие шаги необходимо предпринять.

Рис. 1. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий

Выявление и анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия

Оценка компонентов инвестиционной привлекательности

Формирование общего уровня инвестиционной привлекательности на основе оценки

Сравнивать полученный уровень с выбранным стандартом

Рис. 2. Этапы определения уровня инвестиционной привлекательности компании

Литература

1. Андрас О. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий индустрии туризма // Вестник Национального технического университета. - 2010. - № 8.

2. Анищенко У. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности компании / У. Ани-щенко, И. Логачева // Бюллетень Сибирского государственного аэрокосмического университета. - 2009. - № 2.

3. Грабовецкий Б. Использование метода экспертных оценок «Дельфи» в управлении молочным предприятием / Б. Грабовецкий, Н. Тарасюк // Постоянное экономическое развитие. - 2011. - №6.

4. Дончак Л. Использование экспертного оценивания для определения эффективности экономических механизмов на предприятии // Экономическое пространство. - 2011. - №5.

5. Микитюк В. Механизм формирования инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий / В. Микитюк, Н. Трофименко // Вестник Харьковского национального аграрного университета. - 2011. - №7.

6. Михайленко А. Рациональная методика оценки инвестиционной привлекательности компании // Управление развитием. - 2012. - №1 (122).

7. Мордвинцева Т.В. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, государства и регионов. Серия: Экономика и бизнес. - 2010. - №6.

8. Носенко М. Инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий Полтавской области, государства и регионов. Серия: Экономика и бизнес // М. Носенко, Ю. Коломиец. - 2011. - №4.

9. Скляр И. Рейтинговая оценка финансового состояния как часть оценки инвестиционной привлекательности компаний / И. Скляр, Ю. Шкодкина // Механизм регулирования экономики. - 2009. - №2.

10. Томчук О., Козак Н. Методическое обеспечение финансового состояния предприятия / О. Томчук, Н. Козак // Вестник Черновицкого торгово-экономического университета. - 2011. - №2.

11. Хридасова В. Совершенствование системы оценки инвестиционной привлекательности компании с точки зрения иностранного инвестора / В. Хридасова, А. Кофонова // Бюллетень Запорожского национального университета. - 2010. - №2.

12. Хуторов О. Оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий / О. Хуторов, К. Крамаренко // АПК Экономика. - 2009. - №10.

13. Якименко Е. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Бюллетень Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.