Список использованной литературы:
1. «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду» (утв. МЧС России 04.12.2014 № 2-4-87-40-14).
© Сафонов А.В., Жеманов И.А., 2021
УДК 627.516
Сафонов А.В.
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ Жеманов И.А.
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2020 ГОДУ
Аннотация
Проведен анализ мероприятий по защите населения и территории от опасных природных явлений в Кемеровской области в 2020 году с выработкой предложений по снижению ущерба.
Ключевые слова:
опасные природных явлений, подтопление, пункты длительного пребывания.
Опасные природные явления неизбежно будут оказывать влияние на повседневную жизнь населения и экономические показатели Астраханской области.
Астраханская область подвержена широкому спектру опасных явлений природного характера, наибольшую опасность из него представляют весеннее половодье, эрозия берегов, сильные ветра (шквалы), ливневые дожди, засуха.
Начиная с первой половины апреля и до конца июня в результате повышения уровней воды водотоков и подземных вод проходит весеннее половодье, в результате которого водой заполняются пониженные участки Волго-Ахтубинской поймы, дельты р. Волги, береговой зоны водоемов. Весеннее половодье в Астраханской области может принять характер наводнения (катастрофического затопления) при объеме стока воды на Нижнюю Волгу 180 км3 и сбросовых режимах с Волгоградского гидроузла 3034 тыс. м3/с.
При прохождении весеннего половодья просматривается тенденция возрастания риска чрезвычайных ситуаций и их последствий со значительным материальным ущербом, разрушением жилой застройки и коммуникаций. Прежде всего, это связано с нарастающим износом берегозащитных сооружений и обвалований, требующих капитального ремонта и замены. Происходящие в населенных пунктах области деформационные русловые процессы требуют кардинальных мер по решению этой проблемы, вплоть до ограничения проживания населения и осуществления хозяйственной и иных видов деятельности в опасных зонах.
Оптимальным для территории Астраханской области является объем половодья в 110-120 куб. км при максимальных сбросовых режимах с Волгоградской ГЭС в пределах 27 тыс. м3/сек в течение 8-10 дней, с выходом во второй половине мая на «рыбохозяйственную полку» в 20-21 тыс. куб. м/с в течение 17-22 дней. При таком объеме половодья опасные отметки достигнуты не будут, подтопления и
затопления населенных пунктов не произойдет.
Необходимо отметить, что весенний попуск 2020 год был благоприятный для территории, рыбного и сельскохозяйственного комплекса Астраханской области. Объем попуска воды с Волгоградского гидроузла на Нижнюю Волгу составил 160,39 км3, что является многоводным (134 % от оптимального объема для Астраханской области -120 км3).
Поступление паводковых вод в зону западно-подстепных ильменей (далее - ЗПИ) в 2020 году началось с 26 марта. Водоемы зоны ЗПИ заполнены на 100 %.
При повышенных сбросных расходах с Волжской ГЭС уровни воды отметок неблагоприятных явлений не достигли. В результате этого, чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением и затоплением населенных пунктов, зарегистрировано не было.
На территории Астраханской области проведен комплекс подготовительных мероприятий по снижению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период.
В целях повышения оперативности реагирования на возможное ухудшение паводковой обстановки, готовности к проведению противопаводковых мероприятий в Астраханской области проведены следующие мероприятия:
ежесуточно было организовано визуальное отслеживание водной обстановки с обобщением данных в ЕДДС городов и районов для принятия необходимых решений;
еженедельно анализировалась водохозяйственная обстановка по Волжско-Камскому каскаду водохранилищ;
в муниципальных районах, попадающих в зону возможного подтопления, были созданы стационарные пункты временного размещения (СПВР);
уточнен резерв финансовых и материальных ресурсов на областном и муниципальном уровнях; проводилось своевременное информирование населения и органов местного самоуправления области о развитии весеннего половодья.
Для контроля за выполнением работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления мониторинга в период весеннего половодья (паводка) были созданы 12 оперативных групп.
Благодаря принятым мерам, чрезвычайных ситуаций, связанных с пропуском весеннего половодья, на территории области не допущено. План мероприятий по обеспечению работ, связанных с безаварийным пропуском весеннего половодья на Нижнюю Волгу в 2020 году выполнен в полном объеме.
В связи с вышеуказанным нужно увеличить объемы инженерно-технических и других профилактических мероприятий с акцентом на работе по долгосрочному регулированию стока [1]: уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени; устройство дамб, обвалований;
искусственное повышение поверхности территории;
спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор;
подсыпка территорий;
проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ; регулирование русел и стока малых рек;
регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод;
применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).
Список использованной литературы:
1. «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду» (утв. МЧС России 04.12.2014 № 2-4-87-40-14).
© Сафонов А.В., Жеманов И.А., 2021