инженерной защиты».
В рамках указанной задачи бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на разработку проектной и рабочей документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в 2019 году выделены из краевого бюджета субсидии в размере 18 869,4 тыс. рублей. В результате чего разработана проектная и рабочая документация для шести муниципальных образований Краснодарского края: город Армавир, Темиргоевское сельское поселение Курганинского района, Лабинское городское поселение, Мостовское городское поселение, Отрадненское сельское поселение, Передовское сельское поселение Отрадненского района. В феврале 2020 года направлена заявка для получения субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов по капитальному ремонту ГТС, находящихся в муниципальной собственности, на 2021 год. Федеральным агентством водных ресурсов в августе 2020 года принято предварительное решение о выделении в 2022 - 2023 годах субсидии из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на указанные цели.
В связи с вышеуказанным нужно увеличить объемы инженерно-технических и других профилактических мероприятий с акцентом на работе по долгосрочному регулированию стока [1]: уменьшение максимального расхода воды в реке путем перераспределения стока во времени; устройство дамб, обвалований; искусственное повышение поверхности территории; спрямление и углубление русел, их расчистка, заключение в коллектор; подсыпка территорий;
проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ; регулирование русел и стока малых рек;
регулирование стока и отвод поверхностных и подземных вод-
применение комбинированного способа профилактических мероприятий (устройств постоянных и временных водостоков и дорог с водотоками и т.д.).
Список использованной литературы: 1. "Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду" (утв. МЧС России 04.12.2014 № 2-4-87-40-14).
© Сафонов А.В., Агеева К.А., 2022
УДК 627.516
Сафонов А.В.
старший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Российская Федерация, Москва Агеева К.А. младший научный сотрудник Российская Федерация, Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В 2020 ГОДУ
Аннотация
Приведены результаты анализа мероприятий по инженерной защите населения и территорий в
Красноярском крае в 2020 году. Приведена информация о состоянии выполнения мероприятий по инженерной защите и выводы о качестве их исполнения с предложениями по совершенствованию
Ключевые слова
Защитные сооружения гражданской обороны, паводок, половодье, берегоукрепление.
Средства коллективной защиты являются одним из элементов инженерной защиты населения от ЧС природного и техногенного характера.
Обеспечение населения средствами коллективной защиты является основной задачей всего комплекса инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение выживаемости и жизнедеятельности населения края в условиях ЧС, устойчивое функционирование экономики края.
Фонд защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) насчитывает более 1000 объектов. В него входят убежища 2, 3, 4 и 5 классов, которые составляют 66,7% от общего числа ЗС ГО, противорадиационные укрытия, составляющие 33% и укрытия, составляющие 0,3%. Кроме того, более 40 тысяч подвальных помещений в жилых и общественных зданиях, погребов в частном секторе в случае необходимости также могут быть использованы в качестве укрытий для остального населения.
Мероприятия по защите водоисточников и подготовке систем и объектов водоснабжения к работе в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения включают герметизацию более 2400 ед. водозаборных скважин с общим дебитом 1202,67 тыс. м3 в сутки и 231 ед. резервуаров питьевой воды, общим объемом 266,21 тыс. м3.
На территории края инициируется решение вопроса о повышении показателей изменения готовности, сохранения фонда ЗС ГО, так в 2018 году внесено изменение в распоряжение Правительства Красноярского края от 7 августа 2009 № 615-р, которое утвердило «План мероприятий по повышению готовности к использованию по предназначению ЗС ГО, находящихся в государственной собственности Красноярского края».
В 2020 году внесено изменение в распоряжение Правительства Красноярского края от 24 января 2011 № 23-р, где Агентству по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края поручено ежегодно уточнять сведения о потребности в защитных сооружениях гражданской обороны в муниципальных образованиях Красноярского края.
Кроме того, вопрос сохранения и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Красноярского края рассмотрен на заседании краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, Решении комиссии от 14.04.2020 № 14.
В целях контроля изменения показателей готовности ЗС ГО ежегодно планируется и проводится смотр - конкурс на лучшее содержание и эксплуатацию ЗС ГО, в соответствии с приказом агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 01.04.2020 № 78п «О проведении ежегодного смотра-конкурса защитных сооружений гражданской обороны на территории Красноярского края».
По результатам смотра-конкурса, проведенного в 2020 году призовые места распределены следующим образом:
I группа - убежища вместимостью до 150 человек:
1 место: № 70443 инв. № 487-24, Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Красноярск);
2 место: № 70297 инв. № 341-24, Красноярский филиал ПАО «Ростелеком» (г. Красноярск);
3 место разделили ЗС ГО:
№ 70111 инв. № 155-24 Красноярская дирекция эксплуатации зданий НГЧ-2 ст. Красноярск (Канск);
№ 69977 инв. 21-24 Ачинская дистанция гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурного подразделения Красноярской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (Ачинск);
№ 69980 инв. № 24-24 Ачинская дистанция гражданских сооружений структурного подразделения Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурного подразделения Красноярской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (Ачинск);
II группа - убежища вместимостью от 150 до 600 человек:
1 место: № 70133 инв. № 177-24 Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Красноярск);
2 место: № 70115 инв. № 159-24 АО «РУСАЛ Красноярск» (г. Красноярск);
3 место. № 70686 инв. № 730-24 Федеральное государственное унитарное предприятие «Горнохимический комбинат» (ЗАТО г. Железногорск);
III группа - убежища вместимостью свыше 600 человек:
1 место: № 70254 инв. № 298-24 Красноярск ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» (г. Красноярск);
2 место № 70273 инв. № 317-24 Красноярск ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» (г. Красноярск);
3 место № 70668 инв.№ 712-24 Филиал «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (г. Красноярск).
Также контроль за выполнением мероприятий по поддержанию в готовности ЗС ГО осуществляется в ходе проведения оценок технического состояния в соответствии с перспективным планом комплексных оценок ЗС ГО на территории Красноярского края.
В целях проведения мероприятий по развитию (реконструкции, ремонту) систем инженерных сооружений, обеспечивающих защиту населения и территорий от ЧС, балансодержателями ежегодно планируются проведение технического обслуживания технических средств и ремонт строительных конструкций сооружений.
Для выполнения годового плана планово-предупредительных ремонтов технических средств, строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны в 2020 году было спланировано денежных средств в размере 5589,636 тыс. руб., фактически выделено и освоено 6829,974 тыс. руб.
Для выполнения годового плана планово-предупредительных ремонтов технических средств, строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны в 2021 году спланировано выделение денежных средств в размере 5764,305 тыс. руб.
Кризисные явления в экономике приводят к тому, что финансирование на поддержание в готовности защитных сооружений, как для населения, так и для работающих смен предприятий значительно уменьшилось.
Одним из вариантов решения данного вопроса является централизованное финансирования мероприятий ГО, при наличии государственного заказа, с участием субъектов Российской Федерации и организаций.
В целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, в которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами отсутствует потребность, в 2020 году организована работа по переводу убежищ и противорадиационных укрытий на эксплуатацию в качестве укрытий.
По состоянию на конец 2020 года на территории края числится 397 ед. - бесхозяйных ЗС ГО и 53 ед.
- незаконно приватизированных ЗС ГО.
Во взаимодействии с Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края организована работа по вопросу разграничения права собственности защитных сооружений гражданской обороны Красноярского края. Основную проблему в решении данного вопроса составляет отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в данном направлении.
С целью контроля возникновения дестабилизирующих факторов на крупнопролетных сооружениях и объектах с массовым пребыванием людей используется структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Установлена на объектах: ледовый дворец «Арена Север», спортивно-зрелищный комплекс «Платинум-Арена», АО «Богучанская ГЭС», крытый футбольный манеж «ФУТБОЛ-АРЕНА ЕНИСЕЙ», ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии», ледовый дворец «Кристалл Арена».
В связи с вышеуказанным необходимо продолжать работу по повышению готовности ЗС ГО, за счет выполнения мероприятий изложенных в [1]:
в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств -текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.
К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.
При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.
Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью:
при клеевой окраске - не более 3 лет;
при масляной окраске - не более 5 лет;
при известковой окраске - не более 3 лет.
Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год.
Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды - не менее 2 раз в год.
В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения.
Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин.
Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.
Список использованной литературы: 1. Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
© Сафонов А.В., Агеева К.А., 2022