Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЛУЧШЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПАРТИСИПАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ'

АНАЛИЗ ЛУЧШЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПАРТИСИПАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / СОВМЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбалт А.В.

В статье рассматривается лучший опыт применения партисипативных технологий для взаимодействия органов публичного управления с населением посредством интернет-коммуникаций. Современное постиндустриальное общество характеризуется многосубъектностью и децентрализованностью социальных отношений, которые строятся на взаимовыгодном сотрудничестве, в том числе и в государственном и муниципальном управлении. Опыт в соуправлении других государств на данном этапе больше и разнообразнее российского. Таким образом, изучение уже имеющегося зарубежного опыта позволит отобрать наилучшие формы применения совместного управления, избежать типичные ошибки при внедрении таких технологий, а также повысить их эффективность. В рамках статьи будет рассмотрено использование партисипативных технологий посредством интернет-коммуникаций, поскольку в настоящее время данный вид коммуникации позволит охватить наибольшее количество населения, что необходимо для большей легитимности принимаемых в форме соуправления решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BEST FOREIGN PRACTICE OF PARTICIPATORY INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES THROUGH INTERNET COMMUNICATIONS

The article discusses the best experience of using participatory technologies for the interaction of public authorities with the population through Internet communications. The modern post-industrial society is characterized by a multi-subject and decentralized social relations, which are based on mutually beneficial cooperation, including in state and municipal administration. The experience in co-management other countries at this stage is greater and more diverse than the Russian one. Thus, the study of the existing foreign experience will make it possible to select the best forms of application of coopertive management, avoid typical mistakes in the implementation of such technologies, and also increase their efficiency. The article will consider the use of participatory technologies through Internet communications, since at present this type of communication will allow reaching the largest number of the population, which is necessary for greater legitimacy of decisions made in the form of co-management.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЛУЧШЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПАРТИСИПАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ»

Анализ лучшей зарубежной практики партисипативного взаимодействия органов публичного управления посредством интернет-коммуникаций

Analysis of the best foreign practice of participatory interaction of public authorities through

Internet communications

Рыбалт А.В.

Студент 2 курса магистратуры, Институт экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет,

РФ, г.Томск e-mail: RybaltAleksandr@yandex.ru

Rybalt A.V.

2nd year magistracy student, Institute of Economics and Management, the National Research Tomsk State University,

Russia, Tomsk e-mail: RybaltAleksandr@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается лучший опыт применения партисипативных технологий для взаимодействия органов публичного управления с населением посредством интернет-коммуникаций. Современное постиндустриальное общество характеризуется многосубъектностью и децентрализованностью социальных отношений, которые строятся на взаимовыгодном сотрудничестве, в том числе и в государственном и муниципальном управлении. Опыт в соуправлении других государств на данном этапе больше и разнообразнее российского. Таким образом, изучение уже имеющегося зарубежного опыта позволит отобрать наилучшие формы применения совместного управления, избежать типичные ошибки при внедрении таких технологий, а также повысить их эффективность. В рамках статьи будет рассмотрено использование партисипативных технологий посредством интернет-коммуникаций, поскольку в настоящее время данный вид коммуникации позволит охватить наибольшее количество населения, что необходимо для большей легитимности принимаемых в форме соуправления решений.

Annotation.

The article discusses the best experience of using participatory technologies for the interaction of public authorities with the population through Internet communications. The modern post-industrial society is characterized by a multi-subject and decentralized social relations, which are based on mutually beneficial cooperation, including in state and municipal administration. The experience in co-management other countries at this stage is greater and more diverse than the Russian one. Thus, the study of the existing foreign experience will make it possible to select the best forms of application of coopertive management, avoid typical mistakes in the implementation of such technologies, and also increase their efficiency. The article will consider the use of participatory technologies through Internet communications, since at present this type of communication will allow reaching the largest number of the population, which is necessary for greater legitimacy of decisions made in the form of co-management.

Ключевые слова: партисипативность, совместное управление, интернет-коммуникации, публичное управление.

Key words: participation, cooperative management, Internet communications, public administration.

Одним из основных трендов в современном публичном управлении является партисипативность -принятие решений с участием граждан. В рамках сервисной модели государственного управления эффективность прежде всего заключается в удовлетворенности граждан достигнутыми результатами. Используя партисипативные технологии, государственные органы получат возможность учитывать мнение населения с целью достижения именно социально значимых результатов. В свою очередь, граждане получат возможность непосредственно влиять на принятие управленческих решений в государственном и муниципальном управлении и контролировать их.

Важность использования интернет-коммуникаций в развитии партисипативности объясняется тем, что в настоящее время почти каждый житель России пользуется интернетом. Использование интернет-ресурсов в качестве инструмента развития партисипативности в государственном и муниципальном управлении позволит охватить наибольшее количество населения, а также является простым и удобным для людей.

В рамках данной работы будут рассмотрены лучшие зарубежные практики использования органами публичного управления интернет-коммуникаций с целью вовлечения населения в решение вопросов государственного и муниципального значения. Сосредоточиться именно на зарубежных практиках было решено, поскольку опыт других государств на данном этапе больше и разнообразнее российского.

Объектом исследования являются интернет-коммуникации органов государственного и муниципального управления. Предмет исследования - возможности действующих сайтов в качестве инструмента развития партисипативности в принятии решений. Целью данной работы является анализ лучшей зарубежной практики развития партисипативности в деятельности органов публичного управления посредством интернет-коммуникаций.

Изменения производительных сил во второй половине ХХ века, а именно переход от сырья, энергии и капитала к знаниям, информации, информационным технологиям как основным производственным ресурсам повлекли за собой изменения общественных отношений. Произошли повышение суверенности современной личности, отказ от прежних «кодексов жизни» в производственных, социальных, семейных, дружеских отношениях; выдвижение на первый план не общности, а индивида. Личность новой социальности можно охарактеризовать как деятельного, активного человека, наделенного рациональным, гибким интеллектом, способного к самостоятельным решениям, к гибким пластичным формам взаимоотношений с окружающими, определению собственной жизненной траектории. Современное постиндустриальное общество характеризуется многосубъектностью и децентрализованностью социальных отношений, которые строятся на сотрудничестве и коммуникативном равноправии [1].

В наше время зачастую участие общественности определяется как «краеугольный камень» демократии и активного взаимодействия между гражданами и государственной администрацией. Однако за последние несколько десятилетий спрос на прямое участие граждан чрезвычайно вырос на местном, государственном и национальном уровнях по всему миру. Более того, А. Якоби, Л. Клювер и М. Раск [7] заявили, что консультации с гражданами часто приводят к результатам, которые признаются социально устойчивыми, и М. И. Нешкова и Х.Д. Гуо [10] в эмпирическом исследовании обнаружили, что независимо от того, каким образом вводится в действие вклад граждан, существует положительная и значимая взаимосвязь между участием и организационной эффективностью, а также то, что участие граждан может принести не только пользу участникам процесса - как администраторам, так и гражданам, но также имеет более широкую социальную ценность. Эту же идею подчеркнул Дж. Гавента [6] рассматривая участие как улучшение гражданской жизни, углубление демократического участия и содействие более эффективному обновлению территории и устойчивому развитию. Таким образом, можно сделать вывод, что участие граждан способствует устойчивому развитию сообществ.

В данной статье первой рассматриваемой практикой станет краудфандинговый интернет-ресурс «Spacehrve» [5], объединяющий различные организации, в том числе органы публичного управления. «Spacehrve» является платформой для финансирования идей по улучшению или созданию муниципальных благ: от благоустройства парка или улучшения детской площадки до запуска уличного рынка. При создании проекта пользователем, которым может быть любой человек или организация, такой проект будет предложен советам, фондам и компаниям, которые могут захотеть помочь как финансово, так и, например, в организационных проблемах.

Актуальность такой площадки заключается в том, что с помощью сайта граждане могут решить проблемы финансирования, также технология способствует большей доступности и прозрачности. Со временем такой подход может изменить культуру гражданского совершенствования, и муниципальные власти станут более внимательными к потребностям общества. Для органов публичного управления это также выгодно, поскольку на «Spacehive» используются интеллектуальные ресурсы гораздо большего количества людей, чем в одном конкретном департаменте или ином структурном подразделении.

Для более точного анализа рассмотрим площадку мэра Лондона на «Spacehive» [9]. Краудфонд Лондона предоставляет возможность каждому проекту получить финансирование в размере до 50 000 фунтов. Каждый автор проекта должен в начале года разместить его на сайте. Это ограничение является необходимостью, поскольку бюджет города закладывается заранее, а также необходимо время на сбор недостающих средств, так как власти города покрывают расходы на реализацию проекта не полностью. Нужно отметить тот факт, что подобного рода платформы жизнеспособны в том случае, если у населения есть свободные деньги и они готовы их вкладывать в совершенствование городского пространства.

К проектам выдвигаются определенные требования:

•Должны быть в Большом Лондоне (Greater London);

•Должны иметь четкий план и продуманный бюджет;

•Должны управляться официальной организацией, которая представляет местное сообщество (если гражданин - частное лицо, ему нужно будет сотрудничать с соответствующей местной организацией).

Также каждый проект рассматривается соответствующими органами власти, после чего они принимают решение о разрешении на реализацию и объеме финансирования. Таким образом, усложняется процесс выдвижения идей. Однако данные ограничения имеют основания. В первую очередь, проекты получают внушительное финансирование из бюджета города (около 20 000 фунтов в среднем). Во-вторых, суть заключается в том, что сами авторы проектов их реализуют, а городские органы публичного управления выступают в качестве инвестора. В таком случае желание убедится в квалифицированности автора проекта и наличии у него возможностей реализовать проект является обязанностью муниципальных органов власти.

Создание проекта предполагает заполнение определенного количества полей, в которых пользователь размещает важную информацию о своем проекте. В эту информацию входят:

•Суть идеи;

•Расположение объекта;

•Видео и изображения;

•Информация об авторе проекта;

•Предполагаемые сроки реализации;

•Разрешение на размещение проекта, если необходимо;

•Ожидаемое влияние;

•Основные этапы;

•Расходы.

После отправки всей информации, проект ждет подтверждения, а затем размещения на сайте. Создание проекта предполагает следование простому и понятному алгоритму, однако создание самого проекта -трудоемкий процесс. Чем это объясняется, было описано выше. Кроме создания своего проекта, каждому пользователю дается возможность мониторинга других предложений, а также их финансовой поддержки.

На странице каждого проекта представлена информации о нем: количество поддержавших людей, собранная и необходимая сумма денег, количество оставшихся на сбор денег дней, описание, изображения,

видео. Под основной информацией размещено подробное описание проекта. Каждый пользователь может посмотреть с точностью до единиц, сколько денег планируется потратить на каждую часть проекта. На этой же странице можно посмотреть всех людей, поддержавших проект, и их денежный вклад.

Таким образом, рассматриваемый сайт позволяет гражданам не предлагать идеи по улучшению жизни в своем городе, но самим реализовывать их. Отсюда следует большое количество требований. Этим снижается загруженность органов власти, жители города получают те проекты, которые они хотели бы видеть. Муниципальные власти не покрывают всех расходов, хоть и предоставляют внушительное финансирование. Такой подход возможен в том случае, если у граждан и/или организаций есть желание и свободные деньги для поддержки идей. Поэтому на данном этапе в российских реалиях абсолютно аналогичный подход кажется невозможным. Однако рассмотрения стоит именно идея, которая может редактироваться под существующие условия. Например, можно снизить масштаб проектов и перейти на полное государственное или муниципальное финансирование.

Следующей рассматриваемой практикой станет партисипаторное (инициативное) бюджетирование в городе Нью-Йорк в США [4]. Инициативное бюджетирование - это демократический процесс, при котором члены сообщества напрямую решают, как потратить часть государственного или муниципального бюджета. Сегодня такой процесс позволяет жителям Нью-Йорка предлагать и голосовать за проекты в своих районах (на сайте -Districs). Проекты, получившие наибольшее количество голосов в течение девятидневной недели голосования, утверждаются в бюджете городского финансового года и реализуются городскими агентствами. Проект «Participatory Budgeting - New York City» (далее - PBNYC) финансирует проекты физической инфраструктуры, которые приносят пользу населению, стоят не менее 50 000 долларов США и имеют срок службы не менее 5 лет. Местные улучшения в школах, парках, библиотеках, общественных зданиях, улицах и других общественных местах могут финансироваться через PBNYC [4].

Для создания и изучения предложений по улучшению городской среды Нью-Йорка на сайте реализована интерактивная карта, на которой отображаются уже существующие инициативы. При нажатии на любую из них открывается описание предложения, включающее в себя саму идею и обоснование ее актуальности. Каждый человек может прокомментировать идею, а также поддержать ее.

В форме создания предложений пользователь должен отметить местоположение объекта, о котором он будет говорить, описать идею и причину, по которой такое изменение необходимо и нужно людям. Остальные поля предназначены для сбора контактной информации об авторе. Таким образом, формат написания предложения очень прост и доступен каждому, имеющему доступ к сайту.

На специальной странице каждый желающий может посмотреть список предложений, принятых к реализации. Все проекты сортированы по районам и содержат основную информацию о себе, включая объем денежных средств, выделенный на исполнение проекта. Доступна такая информация и про предыдущие циклы сбора и реализации идей граждан. Следует отметить, что в основном объем выделенных средств составляет около 1 000 000 долларов США на каждый район, а в некоторых случаях даже больше, однако в некоторых районах проект не реализуется, либо об этом отсутствует информация на сайте.

Кроме возможности создавать и оценивать инициативы, сайт предлагает жителям города стать участником инициативного бюджетирования в качестве бюджетного делегата (Budget Delegate). Бюджетные делегаты регулярно встречаются осенью и в начале зимы, чтобы определить потребности своего сообщества, выполнимость проектов и работать с городскими агентствами и персоналом для разработки предложений по голосованию в своих округах. Делегаты должны быть не моложе 11 лет (или не менее 6-го класса школы) и иметь

значимую связь с округом. Например, жить в округе, работать в округе, иметь бизнес в округе, посещать школу в округе или быть родителем ребенка, посещающего школу в округе.

Также гражданам предлагается присоединиться к районному комитету. Каждый член Совета Нью-Йорка в своем районе созывает окружной комитет, который регулярно собирается для контроля и оказания помощи в планировании на протяжении всего процесса PBNYC. Районный комитет должен быть, как это формулируется на сайте, представителем всего района, как географически, так и демографически.

Таким образом, программа PBNYC предоставляет возможность жителям предлагать свои идеи и самим принимать участие в решении того, какие из имеющихся инициатив будут реализованы. При том на такие проекты выделяется достаточно большая сумма денежных средств, что говорит о том, что жители могут предлагать существенные по масштабу идеи, а проект не является фиктивным. Такая степень доверия органов муниципальной власти к решениям населения объясняется заинтересованностью населения в эффективном улучшении городской среды.

Еще одной практикой партисипативного бюджетирования является портал «Presupuesto participativo» города Ла-плата, Аргентина [11]. С помощью сайта жители города могут напрямую участвовать в распределении общественных ресурсов и сделать прозрачным назначение средств и действия муниципалитета. Власти муниципалитета исходят из того, что никто не знает нужды района лучше его жителей, поэтому предоставляют им возможность принять участие в составлении бюджета. Предложить свою идею граждане могут как через сайт, так и обратившись к делегации своего района и районным собраниям. Поучаствовать в распределении части бюджетных средств граждане могут, выполнив на сайте следующие простые шаги:

•Необходимо выбрать район или ввести идентификатор, чтобы узнать, к какому району относится

человек;

•Выбрать проект: можно увидеть описания, карты и фотографии различных проектов в соответствующем

районе;

•Голосование: можно голосовать только за проекты того района, к которому человек относится. В том случае, если район гражданина указан неверно, есть возможность посредством сайта связаться с властями муниципалитета, чтобы решить возникший вопрос.

Если у гражданина нет доступа в Интернет, он может проголосовать в своем районе очно.

Как только проекты будут получены, они будут проанализированы группой экспертов, которые определят их осуществимость. Подтвержденные предложения разрабатываются, передаются и систематизируются делегациями, чтобы граждане могли проголосовать за то, что хотят реализовать в своем районе. Проекты, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы в течение одного года.

Рассмотрим следующий пример зарубежной практики использования интернет-коммуникаций для взаимодействия с гражданами «Better Reykjavik» - это онлайн-консультационный форум, где гражданам предоставляется возможность представить свои идеи по вопросам, касающимся услуг и деятельности города Рейкьявика (Исландия) [2]. Любой желающий может просматривать открытый форум, а зарегистрированные пользователи, принимающие условия участия, могут участвовать в обсуждении.

Зарегистрированные пользователи участвуют в консультационном форуме, представляя свои идеи, просматривая идеи других пользователей, обсуждая проблемы, высказывая свое мнение, а также оценивая идеи и аргументы, поддерживая или опровергая их.

Когда пользователь представляет идею на форуме «Better Reykjavik», она автоматически считается общественной собственностью жителей Рейкьявика, и первоначальная идея может значительно измениться в

ходе консультационного процесса, представленного на этом форуме. Город Рейкьявик имеет право использовать идеи, представленные на консультационном форуме «Better Reykjavik».

Город Рейкьявик обязуется официально рассматривать идеи, представленные на «Better Reykjavik», определенным образом, который будет описан далее. Каждый месяц пять самых популярных идей обрабатываются в соответствующем структурном подразделении муниципальных органов власти, именуемом на сайте как постоянный комитет. Кроме того, идея с наивысшим рейтингом в каждой категории ежемесячно рассматривается в соответствующем постоянном комитете (категории: туризм, деятельность, отдых и досуг, спорт, права человека, искусство и культура, образование, транспорт, планирование, администрация, окружающая среда, благосостояние). Процедура выглядит следующим образом: в 12 часов дня последнего дня недели каждого месяца пять идей с самым высоким рейтингом на сайте «Better Reykjavik» и идея с наивысшим рейтингом каждой категории перемещаются в определенный раздел на сайте «Better Reykjavik». Эти идеи, а также аргументы и обсуждения по ним, рассматриваются в соответствующем постоянном комитете. Они рассматриваются в течение одного месяца.

Проанализируем сайт «e -Democracia» в Бразилии, представляющий собой портал электронной демократии, что отражено в названии [3]. Первый портал электронной демократии был создан в июне 2009 года Палатой депутатов, и возник в форме пилотного проекта, в котором проводились две дискуссии, организованные в виртуальных законодательных сообществах. Через эти сообщества с гражданами были обсуждены два конкретных законопроекта: один о политике в области изменения климата, а другой - о молодежном статуте. Со временем результаты этих дискуссий, а также выраженный интерес общества к участию привели к созданию новых сообществ по различным темам. На данный момент портал предлагает несколько инструментов для населения, которые будут описаны ниже.

Интерактивные слушания («Audiências Interativas») - предлагает следить в прямом эфире за трансляцией собраний через Интернет и общаться с участниками.

«Wikilegis» - позволяет редактировать и улучшать нормативные акты, статья за статьей, в сотрудничестве с другими пользователями Интернета. Для начала процедуры соответствующий орган должен выставит нормативный акт на обсуждение и установить сроки. В результате такой процедуры законодательный орган может внести изменения в нормативно-правовой акт.

Обсуждение («Expressâo») - предлагает пользователям высказать свое мнение по вопросам, которые влияют на их жизнь, обсуждая решения с властями и другими пользователями Интернета.

В данный момент в проекте участвует федеральный законодательный орган Бразилии, законодательный орган одного из Федеральных округов. Проект реализован для расширения общественного участия в законодательном процессе и сближения граждан и их представителей посредством цифрового взаимодействия. Также в проекте реализована платформа общественных консультаций «Новые меры против коррупции» («Novas Medidas contra a Corrupçâo»). Этот портал был создан для того, чтобы все общество могло участвовать в построении государственного пакета антикоррупционных мер путем их обсуждения.

Программа «eRulemaking» на сайте regulation.gov в США предлагает гражданам поучаствовать в нормотворчестве исполнительных органов [8]. В проекте участвует несколько десятков агентств. Процесс регулируется Законом об административных процедурах (Administrative Procedure Act (APA) (5 U.S.C. Chapter 5)) и может привести к принятию нового нормативного акта, именующегося правилом (в оригинале - rule), поправки к существующему правилу или отмены существующего правила.

После того, как агентство исследует проблемы и определяет, что необходима новая норма, оно предлагает ее в первоначальном виде, известном как Уведомление о предлагаемом создании правила (Notice of

Proposed Rulemaking). Обычно эти предложения публикуются в Федеральном реестре и становятся общедоступными в печатном виде и в Интернете, так что они легко доступны для общественности.

После этого начинается этап общественного обсуждения, на котором агентства принимают комментарии общественности через regulation.gov. Некоторые агентства также принимают комментарии по почте, факсу или электронной почте. В типичном случае агентство предоставляет 60 дней для общественного обсуждения. Однако в некоторых случаях они предоставляют более короткие или более длительные периоды комментариев.

Протокол нормотворчества (известное на regulation.gov как «Docket Folder») содержит все соответствующие материалы по нормотворчеству агентства (например, уведомления о слушаниях, продление периода комментариев и окончательное правило), подтверждающие документы (например, экономический и экологический анализ), исследования и другие ссылки, все общественные комментарии и другие соответствующие документы. Общедоступные протоколы нормотворчества агентств можно найти на сайте regulation.gov. Каждый пользователь может получить доступ к любому электронному документу на этом сайте.

По окончанию периода комментариев агентство просматривает все полученные комментарии и проводит анализ комментариев. Затем агентства решают, продолжать ли процесс нормотворчества, какие изменения необходимо внести. В некоторых случаях агентства снимают предложение.

Любая окончательная норма должна включать преамбулу и текст нормы. Преамбула включает ответ на важные, актуальные вопросы, поднятые в публичных комментариях, и заявление, излагающее основу и цель новой нормы. Обычно агентства отвечают на все комментарии общественности в преамбуле окончательного вида нормы (Final Rule) или отозванного предложения. Норма в окончательном виде публикуется в Федеральном реестре в печатном виде и в Интернете (по адресу http://www.federalregister.gov). Как правило норма вступает в силу не менее, чем через 30 дней после его публикации в Федеральном реестре, кроме особых случаев.

С целью обобщить анализ лучших практик была составлена таблица.

Таблица 1. Варианты реализации партисипативности на зарубежных сайтах

Сайт Орган власти/организация Возможности для населения

Раздел мэра Лондона на сайте «Spacehive» Администрация Лондона • Создание и реализация собственных проектов, привлечение для их реализации денег от органов власти Лондона и других граждан или организаций. • возможность добиться содействия от местных властей; • Поддержка других проектов.

Городской совет Нью-Йорка Городской совет Нью-Йорка • Участие в формировании части бюджета; • Предложение проектов; • Оценка проектов; • Возможность присоединиться к волонтерам проекта или стать членом районного комитета.

«Presupuesto participativo» города Ла-плата Муниципальные власти города Ла-плата (Аргентина) • Участие в формировании части бюджета; • Предложение проектов; • Оценка проектов;

«Better Reykjavik» Муниципальные власти города Рекьявик • Предложение проектов; • Оценка проектов; • Голосование за выдвинутые проекты.

e-Democracia Органы власти Бразилии • Интерактивные слушания; • Обсуждение; • Обсуждение проектов НПА с возможностью предложения своей редакции документа.

Проект «eRulemaking» на сайте Regulation.gov Агентства и другие органы власти США • Обсуждение НПА; • Внесение предложений по изменению проектов НПА; • Возможность получить ответ на все комментарии общественности в преамбуле нормы.

Сегодня развиваются партисипативные технологии в интернет-коммуникациях органов публичного управления. Как видно из рассмотренных лучших практик, с помощью таких технологий граждане могут вносить свои предложения, реализовывать свои проекты с поддержкой органов власти, влиять на принимаемые нормативно-правовые акты, а также принимать участие в формировании бюджета. Можно отметить, что вовлечение населения в публичное управление принимает все более разнообразные формы, позволяет гражданам повышать качество и эффективность реализации государственных и муниципальных программ. Это говорит о том, что партисипативные технологии актуальны на сегодняшний день, позволяют совершенствовать деятельность государства.

Развитие интернет-коммуникаций в предоставлении таких возможностей играет важную роль. Во-первых, в наше время жизнь современного человека сложно представить без выхода в сеть интернет, а это значит, что сайты уже стали важной формой взаимодействия органов публичного управления с населением. Во-вторых, это удобно всем сторонам. Гражданину намного проще найти информацию на соответствующем ресурсе, вместо похода в местную администрацию или какие-либо другие государственные или муниципальные органы и организации. С другой стороны, органы публичного управления экономят человеческие и временные ресурсы, что позволит их направить на решение других важный для общества проблем.

Кроме предоставляемых возможностей по участию в управлении, интернет-ресурсы должны отвечать современным требованиям. Сайты должны предоставлять широкий функционал и при этом оставаться простыми, поскольку целевая аудитория охватывает людей разных возрастов, среди которых многие не обладают развитым навыком пользования сетью интернет и современными устройствами в целом.

Таким образом, использование партисипативных технологий в интернет-коммуникациях органов публичного управления становится все более актуальным с развитием сети интернет, позволяет объединить интеллектуальные ресурсы государственных и муниципальных служащих и других заинтересованных членов общества, а также упростить их взаимодействие.

Список используемой литературы:

1. Мартынова С.Э. Современное публичное управление. Тема 1/ С.Э. Мартынова // Томский государственный университет. - 2020. - 10 с.

2. About Better Reykjavik [электронный ресурс] // Better Reykjavik. - Электрон.дан. - URL: https ://betrireykj avik. is/domain/1.

3. About e-Democracy [электронный ресурс] // e-Democracia. - Электрон.дан. - URL: http://www.edemocracia.leg.br.

4. About PBNYC [электронный ресурс] // New York City Council. - Электрон.дан. - URL: https ://council.nyc. gov/pb.

5. About us [электронный ресурс] // Spacehive. - Электрон.дан. - URL: https://www.spacehive.com/about.

6. Gaventa J. (2004, February). Representation, community leadership and participation: Citizen involvement in neighbourhood renewal and local governance / J. Gaventa - London, UK: Neighbourhood Renewal Unit/Office of Deputy Prime Minister, 2004. - 41 p.

7. Jacobi A., Klüver L., Rask M. Relevant research in a knowledge democracy: Citizens participation in defining research agendas for Europe // [Электронный ресурс]: ResearchGate. - Электрон. дан. - URL: https://www.researchgate.net/publication/297582305_Relevant_Research_in_a_Knowledge_Democracy_Citizens'_Part icipation_in_Defining_Research_Agendas_for_Europe.

8. Learn About the Regulatory Process [электронный ресурс] // Regulations.gov - Your Voice if Federal Decision Making. - Электрон.дан. - URL: https://www.regulations.gov/learn.

9. Mayor of London [электронный ресурс] // Spacehive. - Электрон.дан. - URL: https://www.spacehive.com/movement/mayoroflondon.

10. Neshkova M.I., Guo H.D. Public participation and organizational performance: Evidence from state agencies / M.I. Neshkova, H.D. Guo // Journal of Public Administration Research and Theory. - 2012. - Vol. 22. - P. 267-288.

11. What is participatory budgeting? [электронный ресурс] // Presupuesto participativo. - Электрон.дан. -URL: https://presupuestoparticipativo.laplata.gob.ar/#/quienesSomos.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.