Научная статья на тему 'Анализ культа теллурических божеств в высокогорьях Анд на основе археологического материала'

Анализ культа теллурических божеств в высокогорьях Анд на основе археологического материала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / Анды / инки / святилища / теллурические божества / archaeology / Andes / Incas / sanctuaries / telluric deities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чикризов Владимир Александрович

Статья посвящена анализу археологических памятников на юге Центральных Анд (юг Перу, север Чили, северо-запад Аргентины и запад Боливии), имевших религиозное предназначение в доиспанское время. Эти памятники прямо или косвенно указывают на поклонение местными индейцами божествам плодородия, получивших в испаноязычной научной литературе название «теллурические». Что примечательно, культ этих божеств сохранился и до наших дней среди местных индейцев. Выделены такие группы памятников, как каменные уанкасы долины Тафи в Аргентине, высокогорные святилища и жертвоприношения при проведении церемонии капакоча времен инков, которые распространены в рассмотренном регионе. Также описаны и другие находки вроде керамики, ритуальных фигурок из драгоценных металлов и ракушек, жилищ, складов и т. д., которые обнаружены рядом с обозреваемыми объектами. Приведены наиболее яркие примеры святилищ и жертвоприношений, так как в данной работе невозможно описать абсолютно все памятники, которых больше сотни. По каждой группе приводятся теории об их предназначении, их создателях и связи с культами теллурических божеств. Высказаны и предположения о связи культа богов плодородия с культом воды у инков, которая косвенно подтверждается благодаря сообщениям испанских хронистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the cult of telluric deities in the highlands of the Andes on the basis of archaeological material

The article is devoted to the analysis of archaeological sites in the south of the Central Andes (southern Peru, northern Chile, northwestern Argentina and western Bolivia) that had a religious purpose in pre-Hispanic times. These monuments directly or indirectly indicate the worship of fertility deities by local Indians, who received the name “telluric” in Spanishlanguage scientific literature. It is noteworthy that the cult of these deities has survived to this day among the local Indians. Such groups of monuments as stone huancas of the Tafi Valley in Argentina, high-altitude sanctuaries and sacrifices during the capacocha ceremony of the Inca times, which are common in the region under consideration, are highlighted. Other finds such as ceramics, ritual figurines made of precious metals and shells, dwellings, warehouses, etc., which were found near the surveyed objects, are also described. The most striking examples of sanctuaries and sacrifices are given, because in this work it is impossible to describe absolutely all the monuments, of which there are more than a hundred. For each group, theories are given about their purpose, their creators and their connection with the cults of Telluric deities. There are also suggestions about the connection of the cult of the gods of fertility with the cult of water among the Incas, which is indirectly confirmed by the reports of Spanish chroniclers. Regarding the alpine sanctuaries, the role of the Incas in the construction of structures is considered by analyzing their architecture, connection with the socio-economic policy of Tauantinsuyu (proximity to imperial roads, the presence of food warehouses in the complex of buildings). At the end, the conclusion is given about the importance of the archaeological study of these groups of monuments

Текст научной работы на тему «Анализ культа теллурических божеств в высокогорьях Анд на основе археологического материала»

История Латинской Америки глазами молодых исследователей

УДК 902(8=6) ББК 63.4(70)

В.А. Чикризов

Анализ культа теллурических божеств

в высокогорьях Анд на основе археологического материала

Статья посвящена анализу археологических памятников на юге Центральных Анд (юг Перу, север Чили, северо-запад Аргентины и запад Боливии), имевших религиозное предназначение в доиспанское время. Эти памятники прямо или косвенно указывают на поклонение местными индейцами божествам плодородия, получивших в испаноязычной научной литературе название «теллурические». Что примечательно, культ этих божеств сохранился и до наших дней среди местных индейцев. Выделены такие группы памятников, как каменные уанкасы долины Тафи в Аргентине, высокогорные святилища и жертвоприношения при проведении церемонии капакоча времен инков, которые распространены в рассмотренном регионе. Также описаны и другие находки вроде керамики, ритуальных фигурок из драгоценных металлов и ракушек, жилищ, складов и т. д., которые обнаружены рядом с обозреваемыми объектами. Приведены наиболее яркие примеры святилищ и жертвоприношений, так как в данной работе невозможно описать абсолютно все памятники, которых больше сотни. По каждой группе приводятся теории об их предназначении, их создателях и связи с культами теллурических божеств. Высказаны и предположения о связи культа богов плодородия с культом воды у инков, которая косвенно подтверждается благодаря сообщениям испанских хронистов.

Ключевые слова: археология, Анды, инки, святилища, теллурические божества

В испаноязычной научной литературе встречается термин «теллурические божества», который обозначает богов плодородия, покровителей сельского хозяйства [Herrera 2006, p. 151]. Культ поклонения им, как будет показано в этой статье, был распространен в южных частях бывшей Инкской империи: юг Перу, север Чили, се-

© Чикризов В.А., 2023

веро-запад Аргентины и запад Боливии. В условиях переменчивого субтропического климата юга Анд [Contreras 2010, p. 249], в котором развивалось хозяйство местных жителей, верования в данных божеств играли важную роль в жизни индейцев. Среди теллурических божеств выделяют богиню земли Пачамаму и горных богов, называемых, по современным антропологическим материалам, Апу.

Данный культ сохранился в регионе и на сегодняшний день как в сельскохозяйственных ритуалах индейцев, так и на государственном уровне. Пачамама упоминается в конституциях Боливии и Эквадора, а 1 августа в Боливии - день Пачамамы является государственным праздником. Помимо этого, богиню используют как символ движения за сохранение экологии и права женщин [Cavagnaro, Shenton 2019].

В связи с этим важно изучить древние свидетельства поклонения данным божествам, представленные в виде археологического материала. Тем более что археологи сталкиваются в своих исследованиях с трудностями: большое количество памятников было уничтожено конкистадорами [Березкин 1991, с. 142], суровые условия высокогорий, требующие хорошей физической подготовки ученых, а также сложности с выявлением объектов поклонения (ими могут быть любые красивые камни [Mariscotti 1966] или же идолы изготавливались из земли [di Salvia 2013, p. 93]).

В данной статье выделено несколько групп археологического материала, который может прямо или косвенно указывать на поклонение богам плодородия в Андах:

1) высокогорные святилища, расположенные на высоте от 2000 до 6500 м над уровнем моря;

2) ритуальные жертвоприношения, представленные в виде мумий, известные у инков как «капакоча»;

3) мелкие ритуальные предметы: фигурки, ткани, листья коки и керамика. Они находятся рядом с мумиями и святилищами, что указывает на их религиозный характер;

4) каменные изваяния доинкских культур, иногда называемые в современной историографии «уанкас», а данные анализа почв показывающие предназначение этих монолитов;

5) косвенные находки, связанные скорее с хозяйственной деятельностью индейцев.

Наиболее древней группой памятников являются каменные монументы долины Тафи (Северная Аргентина) [Salazar, Salvi, Berberian 2011, p. 15]. Уанкасы дают только косвенную информацию о поклонении божествам плодородия, так как были вынуты из слоя в 1970-х гг. Сама долина находится в провинции Тукуман на высоте 1800-2500 м над уровнем моря. Ее длина 25 км, а ширина - 5 км. Климат позволяет вести животноводство и сельское хозяйство.

В ходе археологических работ, проводившихся еще с конца XIX в. [Manasse 2019, p. 128], было обнаружено поселение, состоящее из круглых каменных домов (пирки) - два круглых строения высотой 2 м для отдыха, объединенных круглым хозяйственным двориком [Salazar et al. 2011, p. 17]. Незанятая хозяйственной деятельностью (керамика, текстиль, пища) часть двора предназначалась для захоронений. Первые радиоуглеродные даты показали XVII и IX вв. н. э.

В южной части долины были обнаружены каменные монолиты, напоминающие менгиры Западной Европы, расположенные на насыпи. Участок получил название «La plaza de los menhires» [Azcárate 1996, p. 162] и помимо монолитов имеет также большое количество площадок и террас для возделывания, хозяйственных строений и ям. Монолиты окружены кладкой из камней. Всего изучено 117 изваяний, 4 из которых сохранились только в виде фотографий. Изваяния располагались на расстоянии от 2 до 20 м друг от друга на площади 4 га. Какой-либо системы расположения замечено не было. Каждый менгир был высотой до 3 м. На множестве из них были изображения: лица, линии, фаллические символы и т. д. При некоторых менгирах были обнаружены остатки костей и керамики. Монолиты были обработаны с одной стороны и имели ориентацию север-юг.

Стратиграфическое исследование насыпи показало, что в нижних слоях, с высоким содержанием углерода и золы, присутствуют захоронения в каменных коробах. Некоторые из костей сожжены. В верхних же слоях обнаружено большое количество разбитых керамических сосудов и костей животных, что может указывать на ритуал разбивания во время похорон (похожий присутствует в Пампа Гранде). Найдены также пряжки, шила, костяные иглы, керамические фигурки, каменные маски и т. д.

82 монолита гладкие, а 35 обработаны, в том числе и те, у которых есть один вырез в верхней части. Была проанализирована художественная составляющая монолитов, выделено несколько групп по изображениям на них: больше всех антропоморфные изображения, в виде масок, затем зооморфные и геометрические, после комбинированные с различными видами (зооантропоморфные и геометрические лица) [Azcárate 1996, p. 165]. Присутствуют фаллические формы монолитов, а также памятники с двойными лицами, что ученые связывают с двойственностью деятельности индейцев (хозяйственная часть дворика соседствует с погребениями).

Методика обработки камней: удары и выдавливания с последующим шлифованием. Была применена техника скульптурной обработки для придания некоторым уанкасам объема (таких зафиксировано только два). Пример окрашивания зафиксирован только у одного изваяния. Основным материалом для изготовления уанкасов были метаморфические породы. Использовали самые распростра-

ненные в долине материалы: сланец и гранит. Первый использовался для более сложных изваяний, а второй - для необработанных.

Касательно интерпретаций предназначения уанкасов есть несколько теорий. Первая гласит, что они были территориальными маркерами, так как подобные монолиты обнаружены на различных перевалах (Инфирнильо и Мала-Мала) и подъездных дорогах (долина Кебрада-дель-Португес). Согласно следующей теории, уанкасы являлись местами поклонения (уаки), в том числе и предкам. Так, инки поклонялись монументам Тиуанако как окаменевшим прародителям. Возможно, такая интерпретация относится и к монументам долины Тафи. Важной для этой статьи является теория покровительства сельскому хозяйству. Найденный в северной части долины уанкас R1 [Azcarate 1996, p. 164] был окружен каменной оградой, внутри которой обнаружилось скопление керамики, и интерпретируется археологами как загон для животных [Sampietro Vattuone 2008, p. 198].

Следующая группа археологических источников связана с почитанием вершин Анд. Были найдены археологические памятники на высоте 5000-6000 м. Они представляют собой каменные сооружения религиозного предназначения: выложенные ряды камней или стены круглой или прямоугольной формы, искусственные платформы и сооружения, спасающие от плохой погоды. У подножий гор были обнаружены каменные сооружения, служившие стоянками при восхождении на горы - тамбо. О ритуальной функции высокогорных сооружений говорят сторонние находки в виде подношений: листья коки, ткани, статуэтки [Duviols 1967, p. 17; Mostny 1957] и керамика. В некоторых случаях были обнаружены и жертвоприношения. Высокогорные святилища встречаются в Центральном Перу, западной Боливии, Западной Аргентине и Северном Чили. Самая большая концентрация находится в Северном Чили. В местах южнее реки Ка-чапоаль, на территории расселения индейцев мапуче, святилищ не обнаружено. Не найдены они и в Эквадоре.

Возникла дискуссия по поводу авторства этих памятников. Основная теория - сооружения построили инки во время завоевания этих территорий при Тупаке Юпанке (1471-1493 гг.). Не было найдено объектов, прямо указывающих на доинкское происхождение [CIADAM 1980]. Допускается, что присутствовало влияние местных жителей: постройки связаны с культами гор и воды, которые точно существовали до прихода инков [Earls, Silverblatt 1978, p. 304] и которые могли быть интегрированы в государственный культ Солнца [Mostny 1957, p. 110]. Однако такие практики распространены только в южных провинциях империи и не замечены в северных. Аргументом в пользу доинкского происхождения могут служить и радиоуглеродные даты C14, которые показывают дату у некоторых сооружений 1000±100 лет [CIADAM 1980, p. 34].

Стоит заметить, что сохранились письменные свидетельства миссионеров о святилищах в горах Эквадора [Duviols 1967, p. 32]. Возможно, памятники сохранились, но еще не были обнаружены. Отстраивались святилища на доступных для людей вершинах, обычно плоских и широких. Однако есть примеры ритуальных построек и на крутых вершинах: Аконкауга, Галан, Бертранд и Койягуйяма. Отсутствие в этих горах хозяйственных построек для сохранения средств существования говорит о том, что в ритуалах, проводимых на них, участвовал узкий круг посвященных, а сама церемония проводилась единожды.

Первым стоит упомянуть ритуальный комплекс, находящийся на вершине вулкана Льюльяйльяко [Mignone 2013] (6739 м над уровнем моря). Объект хорошо сохранился, состоит из 45 структур при 140 мелких находках и трех прекрасно сохранившихся жертвоприношений. Находки были обнаружены в ущельях, спускающихся с западных склонов Льюльяйльяко. В ущелье Агуада-де-Барранкас-Бланкас были найдены объекты, доказывающие присутствие инков в этой местности: участок дороги к вулкану, прямоугольный загон с U-образными ограждениями, яма для хранения продуктов, керамика стиля Куско, резные каменные фрагменты, а также захоронения викуньи (обряд инков). Сам путь на вулкан состоял из трех частей, которые соединялись в тамбо на высоте 5200 м над уровнем моря. На высоте 6000 м дорога приобретает зигзагообразную форму и по ней встречаются метровые пирамидки из камней и дерева для обозначения расстояния до заснеженной вершины. После 6500 м, где встречается несколько руин со стенами и лестницами, дорога разделяется надвое: путь до погребальной платформы (6715 м) и до вершины вулкана.

Были найдены два каменных короба с человеческими телами, соединенных дорожкой, которая ведет к прямоугольной платформе (11x6 м), под которой также обнаружены три тела. Сами сооружения определенно построены инками: прямоугольная планировка с трапециевидными проемами и двойными стенами, окаймленные скалы, платформы и тротуары. Присутствуют и простые конструкции с округленной прямоугольной планировкой, простыми стенами, что, возможно, относится к подконтрольным инкам народам, жившим здесь.

Святилище на вулкане Ликанкабур [Baron, Reinhard 1981] расположено на высоте 5100 м и представляет из себя двор (10x4 м), окруженный хозяйственными постройками. У святилища имеется дверной проем и стены - две комнаты и одна отопительная. Были обнаружены также керамические изделия красного цвета, напоминающие керамику из памятника Токано-Орьенте, и образцы керамики инков, окрашенные в красный, оранжевый и белый цвета

с рисунками и уткообразными ручками. Со структурой Ликанка-бура связана круглая постройка (пирка) размером 10x4 м на вулкане Ярикес.

Следующий вулкан - Пили, или Акамаричи (6023 м) [Le Paige 1978, p. 40]. На его вершине в 1972 г. археологи обнаружили церемониальный центр, состоящий из четырех платформ, расположенных в форме листа клевера. Примечательно, что были найдены две фигурки: мужская и женская. Мужчина был сделан из раковины спондилус и имел богатые одеяния: черные перья, темно-коричневую мантию и пончо кофейного цвета, коричневую с красными и зелеными вплетениями сумку (чуспу). Женщина была сделана из серебра и была завернута в ткань с зигзагообразными фигурами и красные перья.

Через гору Аконкиху [Williams et al. 2009, p. 637] (5552 м над уровнем моря) проходит инкская дорога, точнее, ее отделившаяся ветвь, которая пересекает гору и заканчивается сооружениями на высоте 4200 м над уровнем моря. Состоят структуры из больших площадей для церемоний (ушну), венчает которые платформа на пике Лас Куэвас (5000 м над уровнем моря). Предположительно обустроена данная площадь была инками для добычи в этих местах полезных ископаемых.

Прослеживается тенденция в строительстве высокогорных святилищ: инки старались строить их на вершинах, не забывая и о снабжении процессий, т. е. строили склады с провизией на дорожных станциях (тамбо) [Reinhard, Sanhueza 1982]. Снабжались не только религиозные комплексы, но и высокогорные поселения (Уаритамбо и Пинкотамбо, находящиеся в Центральном Перу), где строились колькас [Ibarra 2016, p. 208]. Инки также старались строить святилища рядом с крупными дорогами и торговыми путями (горы Ампато и Чачани, вулкан Пичу-Пичу, гора Аконкауга и т. д.) [Schobinger 1999, p. 16]. Возможно, таким образом, инки не просто хотели выделить важность местных культов в общем пантеоне империи, но и показать, что все-таки они являются государствообразующим этносом [Vitry 2016, p. 70].

Выявлено несколько гипотез относительно предназначения святилищ:

- структуры на вершинах гор играли роль сигнальных застав [Bowman 1924, p. 305];

- святилища были посвящены государственному культу Солнца [Rebitsch 1966, p. 58];

- застройка в данном регионе может быть связана с добычей полезных ископаемых [Schobinger 1999, p. 16];

- святилища были посвящены местным богам плодородия и погоды, культ которых сохранился до сегодняшних дней [Reinhard 1985, p. 306].

Известно, что религиям Анд был присущ дуализм (пара мужское/ женское), поэтому у Пачамамы должна была быть мужская пара. В качестве таковой мог выступать бог «оплодотворяющий» землю своим семенем, чтобы она дала людям нужные для жизни растения. Им мог стать Инти. При этом напарником для Пачамамы Инти стал уже при инках, а до них, скорее всего и при них, «мужем» богини земли, скорее всего, был Ильяпа/Тунупа [Reinhard 1985, p. 308]. Функции божества погоды отсылают на связь божества с культом воды. Об этом говорят и различные археологические находки, самой важной из которых является наличие раковин в святилищах [Murra 1955, p. 80]. Из описанных здесь примеров фигурка, найденная в вулкане Пили, сделана как раз из раковины спондилуса. Версия о теллурических божествах достаточно точно объясняет причины строительства святилищ на таких больших высотах, так как в понимании местных индейцев горные божества и Пачамама были весьма могущественными, но при этом давали им все необходимые для жизни блага.

Последним примером археологических свидетельств поклонения теллурическим божествам является религиозный обряд капакоча, в который также были включены и жертвоприношения, проводимые в святилищах. Церемония выражала преданность местных правителей, курак, Великому Инке [Березкин 1991, с. 156]. Она представляла собой шествие делегаций поселений в столицу Куско для подношения правителю государства священных жертв1: наиболее красивых детей, лам, статуэток из драгоценных металлов, тканей и листьев коки. Жертвы приносились уакам Куско, оракулами делались предсказания2. В качестве вознаграждения наиболее успешных курак Инка позволял процессии вернуться на родину и принести жертвы уже там. В этой статье описаны примеры жертвоприношений на местном уровне, так как проводились они преимущественно на вершинах гор и у высокогорных святилищ.

Первым обнаруженным захоронением на вершине горы была мумия горы Чаньи (5896 м над уровнем моря) [Marcelo, Rebeca 2015, p. 16]. Мумия представляет собой труп 5-летнего мальчика с богатым инвентарем. Состоял он из двух пончо и двух поясов из ткани, гребень из тростника, чуспы с перьями. Были найдены также две сандалии из кожи с растительными вплетениями, сплетенные стебли тростника с вырезанными узорами, глиняный диск и множество фрагментов тканей. Вторая значимая находка высокогорного захоронения была обнаружена на горе Эль-Пломо в Аргентине [Mostny 1957]. Захороненный - 8-летний ребенок, возможно, опоенный нар-

1 Источники ХУ1-ХУ11 веков по Южной Америке. С. 843.

2 Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. С. 216.

котиками и помещенный в каменный прямоугольный ящик на глубину 80 см. При мальчике были найдены золотые и серебряные фигурки лам, а также одна из спондилуса, чуспа с перьями, в которой находились волосы, ногти и зубы ребенка. Зафиксирована серебряная фигурка женщины в одежде и перьями. Сам ребенок был одет в темную тунику с белым мехом и красной бахромой, одеяло, красные мокасины с шерстяной вставкой. Лицо ребенка окрашено в красный цвет, волосы заплетены во множество косичек. Голову обрамляет шнур. На правой руке найден серебряный браслет. На голову надета шапка из черной шерсти ламы, украшенная перьями. На вулкане Ке-уар [Marcelo, Rebeca 2015, p. 18] (6180 м над уровнем моря) была найдена пирка высотой в 1 м в юго-западном направлении от вершины. В ней была обнаружена мумия, представляющая собой завернутое в несколько слоев одежды из светло-коричневой шерсти тело. У этого тела отсутствовала голова и одна рука, а само оно лежало на боку.

На горе Аконкауга [Vitry 2016, p. 15] была обнаружена мумия на высоте 5300 м [Bahn 2014, p. 224] над уровнем моря и представляла собой тело, завернутое в тюк из тканей и положенное в короб из полукруглых каменных стен и отдельных камней высотой до 1 м. Череп в результате эрозии и несколько ребер в результате обряда были сломаны, а в самом черепе сохранился мозг. При анализе установили, что вес мумии составлял 11,2 кг, что, возможно, представляло треть настоящего веса человека. Датировки установили, что захоронение моложе 1400 г. При мумии Аконкауга было обнаружено множество инвентаря: статуэтки из золота и серебра, некоторые из которых достигали до полуметра. Тело было одето в две укну из шерсти, сандалии из вплетений шерсти и растений. На шее было ожерелье из разноцветных камней, а также пояса и набедренные повязки. Мантии, надетые на тело, были хлопчатобумажными с геометрическими и птичьими узорами в парчовой технике, что отсылает на текстильную традицию центрального побережья Перу. Всего было 3 такие мантии. Сандалии (янке) отсылают к культуре Чанкай [Schobinger 1999, p. 8].

Скорее всего, ребенок умер от удара в висок. Была обнаружена в кишечнике и красная жидкость, возможно наркотик. Судя по всему, жертва была раздетой при ритуале. При переломе ребер произошла рвота и дефекация, что обнаружено на первом одеяле. Тело в дальнейшем было завернуто в другие слои одеяла, которые в дальнейшем были завязаны шнуром, положены в короб, а сверху надели на тюк «корону» из перьев. Путь к жертве всего один, доинкских находок не обнаружено. Скорее всего, жертвоприношение предназначалось рекам Аконкауга, Мапочо и Майпо [Schobinger 1999, p. 10]. Прослежена и связь захоронения на Анкауга с долиной Успайата в виде похожего «экспласо» или церемониального прямоугольника: такой же был об-

наружен на пике Пенитентес рядом с горой, обращенный в сторону захоронения.

На вулкане Мисти [С1ЛБЛМ 1978] на высоте 5822 м было найдено святилище на краю кратера, что говорит о роли жертвоприношения как средства умиротворения вулкана. 3 захоронения перекрывали круглые постройки, расположенные справа и слева от святилища. Скорее всего, одно захоронение было как подношение вулкану, а другие два - обычные похороны, т. к. в них обнаружен погребальный инвентарь.

На вулкане Пичу-Пичу [Оа1агга 2021, р. 402] обнаружены две жертвы на высокой платформе с деформированными черепами. На вулкане Ампато (6830 м над уровнем моря) обнаружена платформа, на которой находилась мумия, названная «Хуанитой». Возраст ее от 12 до 14 лет. Умерла от удара по голове. На высоте 5800 м от уровня моря на том же вулкане найдено еще два тела: мальчик 8 лет и девочка 12 лет. При захоронениях найдены статуэтки из спондилуса, золота и серебра, а также предметы из текстиля и т. д.

На вулкане Льюльяйльяко [УИгу 2016, р. 15] обнаружено 3 захоронения детей 6-7 лет и девушки 15 лет. Богатый инвентарь, состоящий из 150 предметов, включал золотые и серебряные статуэтки людей и лам, раковины спондилус, одежды и перьев, миниатюрные керамические и деревянные сосуды и гребни. При телах обнаружены чуспы, в которых были листья коки, арахис, кукуруза и мука. Одежда на мертвых была из шерсти верблюдов с узорами. На девушке обнаружен головной убор из перьев. Самое большое количество подношений у мальчика, что может намекать на неоднократное посещение жителями и жрецами этого святилища, приносящих эти самые подарки уаке. Также предполагается, что все захоронения сделаны в разное время.

Присутствие изделий из спондилуса, да и самих раковин, может указывать как на культ воды, так и на связанный с ним культ теллурических божеств. В большей степени на причастие к этим культам жертвоприношений и святилищ на вершинах гор и вулканов говорят письменные источники раннеколониального периода. Обилие статуэток в таких уаках, как Аконкауга или Льюльяйльяко, может говорить о теории «суррогатной жертвы». Данная теория гласит, что со временем человеческие жертвоприношения в поздний период инков могли заменяться жертвами статуэток, изображающих людей и лам. Что касается тенденций, то такие захоронения, как Эль-Пломо и Пичу-Пи-чу, говорят, что там, где есть статуэтки, есть и жертвоприношения, и наоборот. Можно наблюдать два вида ритуальных убийств: смерть в наркотическом сне от обморожения (Эль-Пломо, Эль-Торо и вторая мумия из Ампато) и от удара по голове (Аконкауга, первая мумия из Ампато и Сара-Сара) [БсЬоЬтдег 1999, р. 8].

В целом высокогорная археология Анд представляет собой уникальное направление для международной археологии, предоставляющее ценные памятники, позволяющие исследовать историю поклонения местным и имперским божествам. Помимо религии империи, эти памятники проливают свет на вопрос социально-политических отношений Андского региона, будь то разделение жилой площади на хозяйственную и ритуальную в долине Тафи, так и связь святилищ и капакочи с инкскими торговыми дорогами и участие главенствующего этноса (инков) в сооружении этих памятников.

Литература

Березкин 1991 - Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991. 229 с.

Azcárate 1996 - Azcárate Jorgelina García. Monolitos-huancas: un intento de explicación de las piedras de Tafí (Rep. Argentina). Chungará. 1996. P. 159-174.

Bahn 2014 - Bahn Paul, ed. The History of Archaeology: an introduction. Rout-ledge, 2014.

Baron, Reinhard 1981 - Baron A.M., Reinhard J. Expedicion Arqueologica al Volcan Licancabur // Revista de la Corporacidn para el Desarrollo de la Ciencia, Santiago, 1981. Vol. 1 (4). P. 31-38.

Bowman 1924 - Bowman I. Desert trails of Atacama. 1924. New York. 384 p.

Cavagnaro, Shenton 2019 - Cavagnaro K., Shenton J.E. Territories of Contested Womanhood: Pussyhats, the Pachamama, and Embodying Resistance in the Era of Hashtag Feminism // Journal of Cultural Analysis and Social Change. 2019. Vol. 4 (1). Р. 1-14.

CIADAM 1978 - CIADAM. Antecedentes de santuarios de altura conocidos hasta 1978 // Revista del Centro de Investigaciones Arqueoldgicas de Alta Montania (CIADAM). 1978. Vol. 3. P. 50-57.

Contreras 2010 - Contreras D.A. Landscape and environment: insights from the prehispanic Central Andes // Journal of Archaeological Research. 2010. Vol. 18. № 3. P. 241-288.

di Salvia 2013 - di Salvia D. Pachamama in the inca and post-inca period: An andean vision from the colonial chronicles of peru (16th and 17th centuries) // Revista Espanola de Antropologia Americana. 2013. Vol. 43. Issue 1. P. 89-110.

Duviols 1967 - Duviols P. Un inedit de Cristobal de Albornoz. La instruccion para descubrir todas las guacas del Piru y sus camayos y haciendas // Journal de la Sociitd des Americanistes. 1967. Vol. 56 (1). P. 7-39.

Earls, Silverblatt 1978 - Earls J., Silverblatt I. La realidad fisica y social en la cosmologia andina // Actes du XLII Congres International des Americanistes (1976). Paris, 1978. Vol. 4. P. 299-325.

Galarza 2021 - Galarza M.A.M. Sacrificios humanos en santuarios de altura en la región de Arequipa // Arqueología y Sociedad. Universidad Nacional Mayor de San Marcos. 2021. № 35. P. 401-406.

Herrera 2006 - Herrera A.; Lane K. "Qué hacen aquí esos pishtaku?": sueños, ofrendas y la construcción del pasado. Antípoda. Revista de Antropología y Arqueología. 2006. No 2. P. 157-177.

Ibarra 2016 - Ibarra B. Estrategias de ocupación Inca en la sierra de Áncash: El rol de tambos y colcas en la definición de provincias Incas // Arqueología de la sierra de Áncash. 2016. Vol. 2. P. 179-209.

Le Paige 1978 - Le Paige, G. Vestigios arqueologicos incaicos en las cumbres de la zona atacameña // Estudios Atacameños, 6. San Pedro de Atacama, 1978. P. 36-52.

Manasse 2019 - ManasseB. Arqueología en el Valle de Tafí (provincia de Tucumán): algunas miradas sobre el pasado-presente de su gente. Revista del Museo de La Plata. 2019. Vol. 4. № 1. P. 121-143.

Marcelo, Rebeca 2015 - Marcelo F, Rebeca C. Santuarios de altura. Universidad Privada Juan Pablo II. 2015. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/270312626.pdf (дата обращения 25.06.2023).

Mariscotti 1966 - Mariscotti A.M. Algunas supervivencias del culto a la Pachamama: El complejo ceremonial del 1o. de Agosto en Jujuy (NO Argentino) y sus vinculaciones// Zeitschrift für Ethnologie (ZfE) // Journal of Social and Cultural Anthropology (JSCA). 1966. № Н.1. P. 68-99.

Mignone 2013 - Mignone P. "El Camino Hacia El Santuario Incaico Del Llullailla-co": El Complejo Arqueológico Más Alto Del Mundo Analizado a Través De Un SIG // Virtual Archaeology Review. 2013. Vol. 4. № 8. Р. 145-154.

Mostny 1957 - Mostny G. (ed.). La Momia del cerro El Plomo // Boletin del Museo Nacional de Historia Natural. Santiago, 1957. Vol. 27 (1). URL: https://publi caciones.mnhn.gob.cl/668/articles-63965_archivo_01.pdf (дата обращения 25.06.2023).

Murra 1975 - Murra J. Formaciones econdmicas y politicas del mundo andino / Instituto de Estudios Peruanos. Lima, 1975.

Rebitsch 1966 - Rebitsch M. Santuarios indígenas en altas cumbres de la Puna de Atacama // Anales de arqueologia y etnologia. 1966. Vol. 21. P. 53-79.

Salazar et al. 2011 - Salazar J., Salvi V.L. F., Berberián E.E. Una aproximación a la sacralidad de los espacios domésticos del primer milenio en Valle de Tafí (Noroeste Argentino) // Revista española de antropología americana. 2011. Vol. 41. № 1. P. 9-26.

Sampietro Vattuone 2008 - Sampietro Vattuone M.M. Mother Earth: soil and people relationships during the prehispanic period (Northwest Argentina) // World Archaeology. 2008. Vol. 40. № 2. P. 190-205.

Schobinger 1999 - Schobinger J. Los santuarios de altura incaicos y el Aconcagua: Aspectos generales interpretativos // Relaciones-Sociedad Argentina de Antropología. 1999. № 24. P. 7-27.

Reinhard, Sanhueza 1982 - Reinhar J., Sanhueza J. Expedicion arquelogica al altiplano de Tarapaca y sus cumbres // Revista de la Corporacidn para el Desarrollo de la Ciencia. 1982. Vol. 2 (2). P. 17-42.

Reinhard 1985 - Reinhard J. Sacred mountains: An ethno-archaeological study of high Andean ruins // Mountain Research and Development. Lima, 1985. P. 299-317.

Schobinger 1999 - Schobinger J. Los santuarios de altura incaicos y el Aconcagua: aspectos generales e interpretativos // Relaciones de la Sociedad Argentina de Antropología. 1999. Vol. 24. P. 7-27.

Vitry 2016 - Vitry C. Entre nieves y huacas. A 50 Años Del Fabuloso Hallazgo De La Momia Del Nevado El Toro. San Juan, 2016. 41 p.

Williams et al. 2009 - Williams V., Santoro C., Romero A., Gordillo J. Dominación inca en los valles occidentales (sur del Perú y norte de Chile) y el Noroeste Argentino. Andes, 2009. Vol. 7. P. 615-654.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.