Научная статья на тему 'Анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М ОАО авиакомпании "Аэрофлот-РАЛ" по данным материалов технического обслуживания в объёме формы "2"'

Анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М ОАО авиакомпании "Аэрофлот-РАЛ" по данным материалов технического обслуживания в объёме формы "2" Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
276
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Акопян Карен Эдуардович, Лапаев Артем Валерьевич, Семин Александр Викторович

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным B.C. В статье приведены результаты анализа коррозионных поражений самолетов Ту-154М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Акопян Карен Эдуардович, Лапаев Артем Валерьевич, Семин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF A CORROSION CONDITION OF PLANES TU-154M OF AIRLINE "AIRFLOT-RAL" ON THE DATA OF MATERIALS OF MAINTENANCE SERVICE ON THE FORM "2"

In the article the outcome of the analysis of the corrosion defects of airplanes an Tu-154M is adduced

Текст научной работы на тему «Анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М ОАО авиакомпании "Аэрофлот-РАЛ" по данным материалов технического обслуживания в объёме формы "2"»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность

№ 119

УДК 629.7:620.193

АНАЛИЗ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ САМОЛЕТОВ ТУ-154М ОАО АВИАКОМПАНИИ "АЭРОФЛОТ-РАЛ" ПО ДАННЫМ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЪЁМЕ ФОРМЫ "2"

К.Э. АКОПЯН, А.В. ЛАПАЕВ, А.В. СЕМИН Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье приведены результаты анализа коррозионных поражений самолетов Ту-154М.

Для решения практических задач эксплуатации удобно располагать общей картиной о повреждаемости элементов конструкции планера самолета. Изменение начальных свойств и состояния элементов конструкции самолета является одной из причин потери им работоспособности. Оценка этого процесса может быть выполнена посредством анализа параметров дефектов, обнаруживаемых на формах технического обслуживания.

В статье на основе результатов, полученных при проведении очередной формы технического обслуживания в 2006 году, проведен анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М, которым согласно Решению УНПЛГ ГВС ФСНСТ от 19.01.05г. № 5.9-19 ГА устанавливается межремонтный ресурс и срок службы 18000 лётных часов, 10000 полётов, 15 календарных лет в пределах назначенного ресурса 50000 лётных часов, 20000 полётов, 30 календарных лет. Исследованы элементы конструкции самолета с коррозионными дефектами, проанализирована глубина и площадь коррозионных дефектов. Установлена повторяемость коррозии по элементам. Полученные данные могут быть использованы, как доказательный материал при проведении работ согласно Решению УНПЛГ ГВС ФСНСТ от 19.01.05г. № 5.9-19 ГА.

Анализ проводился для самолетов Ту-154М ЯЛ 85637, 85639, 85641, 85644 .

Таблица 1

Краткие сведения о ВС

Бортовой номер ЯА Дата выпуска Дата технического обслуживания Наработка на период технического обслуживания Количество ремонтов, дата последнего ремонта

СНЭ ППР

85637 09.01.88 21.09.2005 33568 л.ч., 12336 пол. 11895 л.ч., 4719 пол. 2, 01.11.2000

85639 07.04.88 04.05.2006 32785 л.ч., 12487 пол. 14906 л.ч., 6090 пол. 2, 18.10.1998

85641 07.04.88 16.02.2006 29732 л.ч., 11325 пол. 9543 л.ч., 3987 пол. 2, 30.09.2002

85644 20.07.88 01.03.2005 31744 л.ч., 11677 пол. 7807 л.ч., 3201 пол. 2, 29.12.2001

Данные по коррозионному состоянию получены из индивидуальных паспортов коррозионного состояния при:

1) техническом обслуживании в объёме формы "2" согласно действующему в ОАО "АЭРОФЛОТ" Регламенту ТО Р0-90, введённому в действие 14.06.91г.;

2) дополнительных работах согласно Решению УНПЛГ ГВС ФСНСТ от 19.01.05г. № 5.9-19 ГА "Об условиях установления парку самолётов Ту-154М ОАО авиакомпании "Аэрофлот-

202 (44%)

РАЛ" межремонтного ресурса и срока службы 18000 лётных часов, 10000 полётов, 15 календарных лет в пределах назначенного ресурса 50000 лётных часов, 20000 полётов, 30 календарных лет".

На основании представленных данных получена следующая картина коррозионного поражения элементов конструкции планера самолетов (рис. 1).

Все обнаруженные коррозионные дефекты приходятся на конструкцию фюзеляжа самолета. Под "Элементом конструкции планера" фигурируют элементы крепления проводки и другие элементы, не влияющие на прочность конструкции планера самолета. Количество дефектов, приходящихся на каждый Рис. 1. Количество коррозионных поражений самолет в отдельности, представлен° на

на элементах конструкции фюзеляжа рис. 2.

рассматриваемых самолетов Ту-154М

250 л 200 -150 -100 7

50 -

70 и 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

Ш85637 Ж 85639

§ 85644

Рис. 2. Распределение коррозионных поражений на элементах конструкции фюзеляжа самолетов Ту-154М по каждому бортовому номеру

В качестве параметров коррозионного повреждения в эксплуатации приняты геометрические размеры очага коррозии - площадь (Б) и глубина (И).

В табл. 2, 3 вынесены результаты анализа коррозионных параметров по элементам конструкции самолета. На рис. 3, 4 представлены зоны коррозионных поражений, одновременно обнаруженных на разных самолетах. Пояснения к обозначениям приведены в табл. 4.

Таблица 2

Диапазон параметров коррозионных поражений для переднего багажного отсека

Шп. 22-41, с. 22-36-22 Диапазон глубины, мм Диапазон площади, мм2 Сквозная коррозия

Стрингерный набор 0,1<Ь<2,5 120<Г<40000

Балка пола 0,6 1500

Фитинг 0,6<Ь<2,5 800<Г<6000 4 (85641, 85637)

Обшивка 0,05<Ь<1,5 3000<Г<308700 2 (85641)

Шпангоут 0,1 4400

Рельса пола 0,5<Ь<1,6 1200<Г<3600 6 (85637)

Накладка

Рис. 3. Зоны коррозионного поражения переднего багажного отсека

Таблица 3

Диапазон параметров коррозионных поражений для заднего багажного отсека

Шп. 49-66, с. 20-36-20 Диапазон глубины, мм Диапазон площади, мм2 Сквозная коррозия

Стрингерный набор 0,1<Ь<2,5 400<Г<9000 1 (85644)

Балка пола 0,2<Ь<1,5 800<Г<15000 16 (85637, 85641, 85644)

Фитинг 0,2<Ь<4 200<Г<3000 2(85637)

Обшивка 0,1 2800

Шпангоут 0,1<Ь<2,4 500<Г<7000 3 (85641, 85644, 85639)

Рельса пола 0,8 1460

Накладка 0,1<Ь<0,3 3000<Г<40000 1 (85637)

Согласно требованиям к ведению паспорта коррозионного состояния каждому коррозионному повреждению присваивается так называемый уровень коррозионного повреждения [1, 2]:

1 уровень - коррозия носит поверхностный характер, уменьшение сечения (толщины) элемента конструкции не превышает допустимое (учитывается глубина зачистки при проведении всех предыдущих форм обслуживания в рассматриваемой зоне);

2 уровень - коррозия превышает пределы допустимой, требуется замена детали на 1-ю категорию - устранение дефекта производится в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией;

3 уровень - коррозионное повреждение, характер которого может повлиять на безопасную эксплуатацию ВС, устранение дефекта может быть произведено только по согласованию с Разработчиком.

На рис. 5-8 представлены распределения уровней коррозионного поражения на элементах конструкции планера по рассматриваемым самолетам.

Таблица 4 Схема обозначений к рис. 3, 4

Поражение стрингерного набора и фитинга

Поражение обшивки

• Область поражения рельсы пола и балки пола

- Поражение шпангоута

4

- Сквозная коррозия на конструктивном элементе

□ 1 02 □ 3

о.

Рис. 6. Уровень коррозионного поражения для самолета Ту-154М ЯЛ 85641

60

50

40

30

20

10

0

1 уровень коррозионного поражения

3 уровень коррозионного поражения

I

I—

о

□ 1 □ 3

Рис. 7. Уровень коррозионного поражения для самолета Ту-154М ЯЛ 85639

□ 1 02 □ 3

54%

01 S2 03

Рис. 9. Общее процентное соотношение уровней коррозионного поражения по всем рассматриваемым самолетам Ту-154М

Выводы

Проведен анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М, который показал общую картину поражения коррозией самолетов на период установления парку самолётов Ту-154М ОАО авиакомпании "Аэрофлот-РАЛ" межремонтного ресурса и срока службы 18000 лётных часов, 10000 полётов, 15 календарных лет в пределах назначенного ресурса 50000 лётных часов, 20000 полётов, 30 календарных лет. Согласно анализу уровней коррозионного поражения [1] для элементов конструкции планера рассмотренных самолетов преобладает 2-й уровень поражения коррозии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила ведения паспорта коррозионного состояния воздушного судна.

2. Руководство по летной годности. ИКАО. Т. 1. Организация и процедуры. Изд. 1-е. 2001.

THE ANALYSIS OF A CORROSION CONDITION OF PLANES ТО-154М OF AIRLINE "AIRFLOT-RAL" ON THE DATA OF MATERIALS OF MAINTENANCE SERVICE ON THE FORM "2"

Akopian K.E., Lapaev A.V., Semin A.V.

In the article the outcome of the analysis of the corrosion defects of airplanes an Tu-154M is adduced

Сведения об авторах

Акопян Карен Эдуардович, 1966 г.р., окончил МИИГА (1993), технический представитель авиакомпании ЮТЭЙР, автор 3 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лапаев Артем Валерьевич, 1977 г.р., окончил НГТУ (2000), кандидат технических наук, начальник сектора ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина, автор 20 научных работ, область научных интересов -эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.

Семин Александр Викторович, 1957 г.р., окончил МИИГА (1982), начальник группы НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА, автор 18 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная прочность и ресурс ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.