Проектирование, производство, контроль, закупки, заказ, реализация товаров и услуг с применением ИКТ позволяют хозяйствующим субъектам нормализовать свою инновационную деятельность, быть конкурентоспособными как по качеству реализуемой продукции, так и по оперативности реакции на изменения потребительских вкусов. ИКТ стали повседневной необходимостью для поддержки в развитии инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
Разработка, внедрение и поддержка ИКТ с позиции развития инновационных подсистем содержит следующие основные положения [3. С. 40]:
- формулирование миссии ИКТ хозяйствующего субъекта;
- проектирование ИКТ субъекта экономики;
- формирование системы ключевых показателей, которые отражают эффективность применения ИКТ в инновационных подсистемах хозяйствующего субъекта;
- управление затратами на обслуживание, поддержание и дальнейшего развития ИКТ;
- построение системы управления ИКТ субъекта экономики;
- планирование внедрения новых ИКТ с учетом происходящих изменений в инновационных подсистемах.
В большинстве случаев в современной экономики склоняются к ситуационному подходу к управлению ИКТ при развитии инновационных подсистем субъектов экономики.
Литература
1. Аллен П. Продажи. СПб.: Питер, 2003.
2. Годин В.В. Управление информационными ресурсами. М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Гоант С. Эффективное управление сбытом. Днепропетровск: Баланск-Клуб, 2002.
4. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник. М.: ЮНИТИ, 2006.
МИТРОФАНОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ. См. с. 402.
УДК 336.025
Т.В. МУЖЖАВЛЕВА, Л.Л. СПЕРАНСКАЯ
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: региональная экономика, региональные инвестиции, денежнокредитная политика.
Дан анализ воздействия трансмиссионных каналов денежно-кредитной политики на экономическое развитие региона, в частности на объем инвестиций. Рассмотрены данные по четырнадцати регионам Приволжского федерального округа (ПФО) в шестилетнем интервале. Выделены факторы денежно-кредитной политики, на которые необходимо обратить внимание при учете региональных особенностей.
T.V. MUZHZHAVLEVA, L.L. SPERANSKAYA ANALYSIS OF THE CORRELATION OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT AND THE MONETARY POLICY OF THE STATE
Key words: regional economy, regional investments, monetary instruments.
The article analyzes the impact of transmission channels of monetary policy on economic development in the region, particularly on investment. Examined data on the fourteen regions of Privolzhsky Federal District in the six-year interval. The factors of monetary policy, which need special attention taking into account regional specificities, are also viewed.
Взгляд на проблему экономического развития региона сквозь призму денежно-кредитной политики актуален и необходим, ведь экономическое развитие привязано к инвестиционным процессам, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с наличием эффективного механизма перехода капитала из
финансового сектора в реальный, а на этот механизм оказывает воздействие денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика является одним из важнейших факторов воздействия государства на экономику. Несмотря на единую целостность, общность нормативов, инструментов и механизмов применения денежнокредитного инструментария, она имеет национальный и региональный аспекты. Денежные ресурсы, которые являются объектом воздействия денежнокредитной политики, неоднородно распределены на территории Российской Федерации. Показатели, характеризующие состояние реального и финансового секторов, инвестиционного и сырьевого потенциалов разных регионов России, различаются в десятки раз.
Как часть единой политики, региональный аспект денежно-кредитной политики представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами (рефинансирование), контроль над исполнением обязательных нормативов, устанавливаемых Центральным Банком и служащих регулятором денежно-кредитной сферы и одновременно инструментом монетарного управления ее состоянием (обязательная резервная норма).
Проанализировав статистические данные по экономическому развитию и показателям деятельности банковской системы определенного количества регионов, мы получим картину корреляции результатов реализации механизмов денежно-кредитной политики и экономического состояния региона в целом. Для начала необходимо определиться с выборкой по регионам - будут ли это федеральные округа, и тогда объединяющим фактором станет географическое положение, либо же мы примем в качестве основного критерия выборки такой показатель, как ВРП, и рассмотрим регионы с большим, средним и маленьким объемом данного показателя. В последнем случае анализ будет, скорее всего, более корректным, так как в этом случае будет рассмотрена не совокупность субъектов федерации с различными предпосылками экономического развития, площадью, численностью населения, величиной банковского сектора и т.д., а отдельно взятая административная единица, и все вышеперечисленные характеристики смогут найти отражение в результатах анализа.
Что касается определения показателей, которые характеризуют общую картину состояния экономического развития региона, то к ним в данном исследовании были отнесены уже упомянутый выше ВРП, объем выданных кредитов и объем инвестиций в основной капитал.
Для выявления параметров денежно-кредитной политики, влияющих на региональное развитие, необходимо рассмотреть применяемый Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитный инструментарий.
Согласно ст. 35 № 86-ФЗ Федерального закона «О Банке России» от 10.07.2002 г. [3] инструменты, с помощью которых центральный банк проводит денежно-кредитное регулирование, можно разделить на две группы. К первой группе таких операций можно отнести операции на открытом рынке, валютные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций Банка России. Ко второй группе можно отнести регулирование ставок по операциям Банка России, формирование фонда обязательного резервирования и рефинансирование. Отличительным признаком инструментов, отнесенных ко второй группе, является наличие потенциальной возможности (при условии законодательного закрепления) варьировать степень и направление их воздействия на экономику региона в зависимости от его специфических особенностей. Диверсифицируя ставки процентов, можно скорректировать влияние денежно-кредитной политики на разные регионы. При этом, поскольку в реализации механизмов и инструментов, представленных во второй
группе, принимает непосредственное участие территориальное учреждение центрального банка, можно предоставить определенную свободу в выборе значения норматива в зависимости от экономических особенностей региона.
Посредством данных инструментов происходит формирование трансмиссионных каналов. В отечественной экономической литературе под трансмиссией денежно-кредитной политики понимают «механизм передачи сигналов прямой и обратной связи между решениями в области денежной политики и состоянием реальной экономики» [1. С. 56]. В свою очередь, трансмиссионный механизм представляет собой совокупность каналов, по которым осуществляется передача импульсов в реальную экономику. Среди них выделяют канал процентной ставки, канал валютного курса, широкий кредитный канал и канал стоимости активов.
Согласно исследованиям Дж. Тейлора, между процентной ставкой и инвестиционными расходами существует тесная взаимосвязь [1. С. 59]. Так как предметом нашего исследования выступает экономическое развитие региональных подсистем, в частности инвестиционная активность в регионе, то трансмиссионный канал процентной ставки представляет для нас особый интерес. Если данный канал воздействует на объем кредитования посредством стоимости кредитов, то механизм кредитного канала оперирует ставкой рефинансирования и другими инструментами изменения величины банковской ликвидности и также будет нами рассмотрен. Что касается канала стоимости активов, суть которого заключается в том, что при увеличении денежной массы при проведении стимулирующей денежно-кредитной политики происходит рост стоимости корпоративных ценных бумаг и, как следствие, через увеличение стоимости активов и инвестиций наблюдается рост совокупного спроса и объема производства. Однако данный механизм может быть приведен в действие только в условиях развитой финансовой системы, которой не обладает ни один регион Российской Федерации, и поэтому нет смысла учитывать его в данном исследовании.
Показатели экономической активности регионов ПФО, млн руб.
Регион Объем выдан- ных креди- тов Инвестиции в основной капитал Объем выдан- ных креди- тов Инвестиции в основной капитал Объем выдан- ных креди- тов Инвестиции в основной капитал Объем выдан- ных креди- тов Инвестиции в основной капитал Объем выдан- ных креди- тов Инвестиции в основной капитал
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
ПФО 757605,3 222893,1 1148396,9 346263,0 1455069,7 516935,5 1255671,8 614619,5 1323384,1 607836,1
Чувашия 26548,9 1914,3 37209,0 2686,8 49608,7 3998,8 41571,5 3657,9 43751,0 3610,4
Башкирия 104108,0 9869,1 160345,4 14897,8 207132,3 24836,6 139742,6 25067,2 139569,7 25726,9
Марий Эл 10158,1 354,3 17204,0 395,7 21003,0 583,7 15877,7 615,1 21244,0 684,7
Мордовия 19523,8 3470,9 27414,2 4636,9 37926,2 6548,2 32582,9 7084,6 38395,2 8344,9
Татарстан 225033,4 86986,3 214557,9 132200,5 445005,8 198184,3 327009,7 243836,9 345300,8 250342,4
Удмуртия 31202,7 6121,8 44565,1 8543,7 49878,3 12094,6 41308,7 13306,1 42345,8 11404,5
Пермский край 73043,9 9774,9 122480,4 13567,7 152388,7 21249,2 134469,3 20488,3 126642,5 16840,2
Кировская обл. 24937,7 2618,3 37389,4 4490,7 40508,3 7612,7 29511,3 9009,3 30551,5 9989,1
Нижегородская обл. 84811,8 18353,8 121695,0 26143,2 195642,4 37324,4 196366,0 32042,7 172319,8 35001,9
Оренбургская обл. 49727,8 8429,8 80352,7 11172,7 103201,5 17905,4 88756,0 20311,1 97483,2 19385,6
Пензенская обл. 24278,4 2746,6 39929,0 4134,1 55229,5 5770,8 46674,8 6011,1 46273,0 6606,2
Самарская обл. 82621,5 58879,3 137126,8 104749,6 145805,1 156753,4 109974,1 207281,1 132567,8 198077,9
Саратовская обл. 45940,2 12596,1 56709,6 17700,2 78208,3 22446,8 62117,6 23667,8 78073,2 18433,7
Ульяновская обл. 21765,7 777,7 34970,3 943,4 49891,0 1626,5 48729,7 2240,4 44847,7 3387,7
Объектом исследования был выбран ПФО. Исходя из данных таблицы, мы выделили регионы ПФО с наибольшим средним значением ВРП, со средним и наименьшим: Татарстан (913 377,8 млн руб.), Саратовскую область (321 458,4 млн руб.) и Марий Эл (67 062,9 млн руб.). Такая выборка позволит нам рассмотреть влияние трансмиссионных каналов на регион с относительно высоким уровнем экономического развития, сырьевой базой и банковским системой, представленной на 01.01.2011 г. двадцатью шестью кредитными организациями и девяносто пятью филиалами (Татарстан); регион с девятью кредитными организациями и шестьюдесятью шестью филиалами (Саратовская область); и слаборазвитый регион с одной кредитной организацией и семнадцатью филиалами (Марий Эл).
На рис. 1, 2, 3 и 4 представлены графики изменений интересующих нас показателей. До 2008 г. ставка рефинансирования снижалась, однако норматив обязательных резервов немного увеличивался. Особенностью ЦБ является то, что он использует норматив обязательных резервов не как инструмент защиты вкладчиков, а как инструмент контроля активности банков. Более того, отечественные банки до 2008 г. предпочитали брать кредиты у банков-нерезидентов, нежели у ЦБ, в связи с высокой ставкой и строгими ломбардными требованиями. Таким образом, ставка рефинансирования не имела такого веса, какой могла бы иметь. Тем не менее мы видим рост показателей ВРП, инвестиций в основной капитал и объемов кредитования вопреки процентному каналу. Однако после начала кризиса, когда иностранные кредиты стали не только недоступны, но и должны были быть возвращены, происходит спад ВРП и инвестиций в основной капитал, что логично, так как необходимо поддерживать финансовое состояние экономики, и реновации откладываются до лучших времен. В то же время возросло количество выданных кредитов, так как предприятиям в условиях сократившегося спроса и удорожания сырья потребовались дополнительные средства. В Саратовской области этот показатель упал в 2010 г., что скорее всего связано с отсутствием заемщиков, удовлетворяющих критериям риска. Что характерно, Татарстан с более развитой банковской системой и экономической структурой сильнее реагирует на изменения в экономической ситуации.
-----Ставка рефинансирования
-----Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами
.....Норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами
Рис. 1. Динамика числовых значений инструментов ДКП, %
500000 450000 400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0
\ .
/ '
—■—■—I-1—■—■—I—■—■—I—■-■—■—I—■—■—I—■—■-■—I—■—■—I—■—
ююююсосососог^г^г^г^сосососоа>а>а>а>оооот-т-
ООООООООООООООООООООт-т-т-т-т-т-т а. 1ЦЬ“ С С СЬ “> о.[ЦН т о.с;н т о.с;н то.
кго|=0кго|е0кго|е0кго|е0кго|е0кго|е0кго
------Татарстан (инвестиции в основной капитал)
------Саратовская область (инвестиции в основной капитал)
...... Марий Эл (инвестиции в основной капитал)_____________
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал, млн руб. 1 000000 900000 800 000 700 000 600 000 500 000
0
2005 2006 2007 2008 2009
Татарстан (ВРП) - ” “Саратовская область (ВРП)
Марий Эл (ВРП)
Рис. 3. ВРП, млн руб.
2005 2006 2007 2008 2009 2010
------Татарстан (объем выданных кредитов)
------Саратовская область (объем выданных кредитов)
......Марий Эл (объем выданных кредитов)
Рис. 4. Объем выданных кредитов, млн руб.
Мы можем наблюдать рост нормы резервирования в начале кризиса, затем ее снижение и вновь рост, и ставка рефинансирования повторяет тот же тренд. Анализ четырех графиков одновременно демонстрирует тот факт, что инструменты ДКП реагируют на экономическую ситуацию, следуют за ней, но не формируют ее. Конечно, процесс обратной связи необходим и неизбежен, но в данном случае вес слишком смещен в сторону реагирования и налицо недостаток прогнозирования.
Отсутствие очевидной корреляции между показателями экономической активности и инструментами ДКП свидетельствует о слабости трансмиссионных каналов, в частности банковской системы страны как основного проводника.
Следует отметить, что наиболее значимые с точки зрения регионального развития факторы определяются условиями и порядком проведения денежнокредитного регулирования, использованием в качестве инструментария не только методов косвенного регулирования, но и прямых административных методов воздействия. Слабая экономика, в свою очередь, воздействует на характер денежно-кредитного регулирования и определяет наиболее приемлемый инструментарий с тем, чтобы достичь целей, намеченных общей стратегией.
В качестве основных аспектов, определяющих характер денежно-кредитного регулирования и его силу, можно выделить следующие: контроль за уровнем процентных ставок, определение лимитов на объемы банковского кредитования, государственное субсидирование определенных приоритетных кредитных проектов, ограничение финансовых рынков и появление неофициальных рынков кредита вследствие ограничения конкуренции в банковском секторе, краткосрочный характер сделок на финансовых рынках и кредитных договоров, реакция на межрегиональный перелив капитала, слабое начальное финансовое состояние экономических агентов и их сниженная реакция на принимаемые меры денежно-кредитного регулирования, неоднородность балансовых показателей различных предприятий, затрудняющая процесс регулирования, базирующаяся на усредненных показателях, уязвимость региональных банков.
При значительном реагировании ссудных и депозитных ставок на изменение ставок денежного рынка происходит ускорение эффективной трансмиссии показателей денежно-кредитной политики в реальную экономику. Ключевым фактором этих взаимоотношений является степень развития конкуренции в банковском секторе, чего так не хватает российской банковской системе в целом, в регионе эта проблема стоит особенно остро. Если в Центральном федеральном округе благодаря деятельности банков г. Москва можно говорить о конкуренции, то зачастую в регионах один-два банка являются единственным возможным вариантом для сотрудничества.
Спецификой регионального банковского рынка является локальная монополизация, во многих населенных пунктах функционирующим банком является только отделение Сбербанка. Количество кредитных организаций в различных субъектах не коррелирует с количеством населения и объемом валового регионального продукта, и важной задачей Центробанка является обеспечение конкуренции в банковском секторе [2. С. 21]. В данном случае мы сталкиваемся с примером необходимости дифференциации монетарного регулирования, иначе, например, при едином для всех регионов уровне нормативов достаточности собственных средств можно нивелировать банковскую конкуренцию в регионах с низкой потребностью в банковских услугах.
Еще одним «техническим» неравенством является то, что московские банки расположены территориально в одном городе с Центробанком, обла-
дают преимуществом. Более того, многие банки, обладающие федеральной сетью, осуществляют переводы денежных средств из региональных филиалов в московские, где потребность в них выше и возможно осуществление вложений финансовых средств, полученных от депозитов региональных банков, в иностранные активы или ГКО. Данные факты негативно влияют на развитие региональных экономик, так как образуется замкнутый круг «нехватка инвестиций - низкая капитализация экономического сектора - нехватка инвестиций». Однако существует также фактор кредитования московскими банками предприятий нефинансового сектора в регионах, что может скомпенсировать отрицательное сальдо по привлеченным депозитам и выданным кредитам. Так, проведенный Г.Г. Фетисовым статистический анализ регионального распределения задолженности нефинансового сектора по кредитам, полученным от кредитных организаций и средств клиентов у филиалов кредитных организаций, показал, что если тенденция оттока кредитных ресурсов в столицу существовала до 2005 г., что позднее имеет место быть переток средств клиентов московских банков в другие регионы [4. С. 382-387].
Таким образом, на сегодняшний день высокие процентные ставки, к сожалению, оставляют за рамками кредитных отношений многие области народного хозяйства, необходимые для развития регионов. Недостаточно развит рынок государственных ценных бумаг, играющий за рубежом самую важную роль при регулировании монетарной устойчивости экономики. Сырьевая составляющая является приоритетной величиной при разработке экономической стратегии государства, в том числе и направлений денежно-кредитной политики. Несмотря на снижение в 2011 г., уровень инфляции все еще достаточно высокий по сравнению с аналогичным показателем в развитых странах. Узкая краткосрочная ресурсная база коммерческих банков почти не связана с системой рефинансирования. Сбережения населения практически не используются в качестве длинных кредитных ресурсов. Все это свидетельствует о том, что инструменты денежно-кредитной политики недостаточно связаны с экономическими процессами, что снижает стимулирующий потенциал банковской сферы.
Литература
1. Крючкова И.П., Сарьян М.Ю. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и особенности его функционирования в российской экономике // Банковское дело. 2003. № 9. С. 6-13.
2. Лексин В. Феномен конкурентоспособности регионов в условиях глобальной экономики // Российский экономический журнал. 2005. № 4. С. 86-91.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011 г.) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] // Гарант: информационноправовой портал. иР1_: base.garant.ru/12127405.
4. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации. Национальный и региональный аспекты. М.: Экономика, 2006. 512 с.
МУЖЖАВЛЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUZHZHAVLEVA TATYANA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
СПЕРАНСКАЯ ЛУИЗА ЛЕОНИДОВНА - аспирантка кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SPERANSKAYA LUIZA LEONIDOVNA - post-graduate student of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.