Научная статья на тему 'Анализ концепта культовой среды общества с помощью метода концептуальной интеграции'

Анализ концепта культовой среды общества с помощью метода концептуальной интеграции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культовая среда общества / концептуальная интеграция / ментальное пространство / нетрадиционная религиозность / Чернобыль / АЭС / Cultic Milieu / conceptual integration / mental space / unconventional religiosity / Chernobyl / nuclear power plants

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев

Целью данного исследования является апробация метода концептуальной интеграции в рамках когнитивной лингвистики на примере концепта из области культовой среды общества. Особенностью выбранного примера выступает его витальность в дискурсе нетрадиционной религиозности. Научная новизна исследования заключается в выявлении исходных ментальных пространств, способа их интеграции и выделении новых эмерджентных свойств, способствующих поддержанию концепта в гомеостатическом состоянии. В результате исследования было определено, что метод концептуальной интеграции может быть эффективно использован при интерпретации культовых концептов из сферы нетрадиционной религиозности. Генезис идей культовой среды общества происходит на индивидуальном уровне в рамках когнитивной работы сознания, а трансляция и дальнейшая трансформация становятся доступным объектом исследования в рамках подходов социологии религии. До настоящего времени не было предпринято попыток выявить механизмы появления квазирелигиозных концептов на уровне ментальных репрезентаций индивида. Прежние попытки анализа синтезированных и разноприродных религиозных феноменов ограничивались обобщениями с помощью терминов «синкретика» или «эклектика». В качестве примера в данном исследовании была использована идея культовой среды, некогда популярная в общественном дискурсе — авария на Чернобыльской АЭС как аналог библейской катастрофы. Выбранный нами пример по-своему уникален тем, что интегрирует в себе религиозные нарративы и технологические элементы окружающей реальности. Подобного рода синтез встречается довольно редко. Большинство культовых идей соединяет элементы мифо-магического наследия с элементами актуальной реальности. В результате данного исследования появился инструментарий для анализа идей и образов культовой среды общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Concept of the Cultic Milieu Using the Method of Conceptual Integration

The purpose of this study is to test the method of conceptual integration within the framework of cognitive linguistics using the example of a concept from the field of the Cultic Milieu. A feature of the chosen example is its vitality in the discourse of unconventional religiosity. The scientific novelty of the study consists in identifying the initial mental spaces, the way of their integration and the isolation of new emergent properties that contribute to maintaining the concept in a homeostatic state. As a result of the study, it was determined that the method of conceptual integration could be effectively used in interpreting cult concepts from the field of unconventional religiosity. The genesis of the ideas of the Cultic Milieu takes place at the individual level within the framework of the cognitive work of consciousness, and translation and further transformation become an accessible object of study within the framework of approaches to the sociology of religion. Nowadays, no attempts have been made to identify the mechanisms of the emergence of quasi-religious concepts at the level of mental representations of the individual. Previous attempts to analyze synthesized and diverse religious phenomena were limited to generalizations using the terms “syncretics” or “eclectics.” As an example, this study used the idea of the Cultic Milieu once popular in public discourse — the Chernobyl nuclear power plant, this is an analogue of the biblical catastrophe. Our chosen example is unique in its own way in that it integrates religious narratives and technological elements of the surrounding reality. This kind of synthesis is quite rare. Most cultic ideas combine elements of mytho-magical heritage with elements of actual reality. As a result of this study, a toolkit for analyzing ideas and images of the Cultic Milieu appeared.

Текст научной работы на тему «Анализ концепта культовой среды общества с помощью метода концептуальной интеграции»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (23) 2024

Протоиерей Андрей Фадеев

Анализ концепта культовой среды общества с помощью метода концептуальной интеграции

УДК 2-79:81

DOI 10.47132/2541-9587_2024_3_143 EDN PTHREI

Аннотация: Целью данного исследования является апробация метода концептуальной интеграции в рамках когнитивной лингвистики на примере концепта из области культовой среды общества. Особенностью выбранного примера выступает его витальность в дискурсе нетрадиционной религиозности. Научная новизна исследования заключается в выявлении исходных ментальных пространств, способа их интеграции и выделении новых эмерджентных свойств, способствующих поддержанию концепта в гомеостатическом состоянии. В результате исследования было определено, что метод концептуальной интеграции может быть эффективно использован при интерпретации культовых концептов из сферы нетрадиционной религиозности. Генезис идей культовой среды общества происходит на индивидуальном уровне в рамках когнитивной работы сознания, а трансляция и дальнейшая трансформация становятся доступным объектом исследования в рамках подходов социологии религии. До настоящего времени не было предпринято попыток выявить механизмы появления квазирелигиозных концептов на уровне ментальных репрезентаций индивида. Прежние попытки анализа синтезированных и разноприродных религиозных феноменов ограничивались обобщениями с помощью терминов «синкретика» или «эклектика». В качестве примера в данном исследовании была использована идея культовой среды, некогда популярная в общественном дискурсе — авария на Чернобыльской АЭС как аналог библейской катастрофы. Выбранный нами пример по-своему уникален тем, что интегрирует в себе религиозные нарративы и технологические элементы окружающей реальности. Подобного рода синтез встречается довольно редко. Большинство культовых идей соединяет элементы мифо-магического наследия с элементами актуальной реальности. В результате данного исследования появился инструментарий для анализа идей и образов культовой среды общества.

Ключевые слова: культовая среда общества, концептуальная интеграция, ментальное пространство, нетрадиционная религиозность, Чернобыль, АЭС.

Об авторе: Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев

Кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия Пензенской духовной семинарии.

E-mail: fadeevandrei@mail.ru ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-6973-6081

Для цитирования: Фадеев А., прот. Анализ концепта культовой среды общества с помощью метода концептуальной интеграции // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. №3 (23). С. 143-152.

Статья поступила в редакцию 07.03.2024; одобрена после рецензирования 22.03.2024; принята к публикации 25.03.2024.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (23)

2024

Archpriest Andrey Fadeev

Analysis of the Concept of the Cultic Milieu Using the Method of Conceptual Integration

UDC 2-79:81

DOI 10.47132/2541-9587_2024_3_143 EDN PTHREI

Abstract: The purpose of this study is to test the method of conceptual integration within the framework of cognitive linguistics using the example of a concept from the field of the Cultic Milieu. A feature of the chosen example is its vitality in the discourse of unconventional religiosity. The scientific novelty of the study consists in identifying the initial mental spaces, the way of their integration and the isolation of new emergent properties that contribute to maintaining the concept in a homeostatic state. As a result of the study, it was determined that the method of conceptual integration could be effectively used in interpreting cult concepts from the field of unconventional religiosity. The genesis of the ideas of the Cultic Milieu takes place at the individual level within the framework of the cognitive work of consciousness, and translation and further transformation become an accessible object of study within the framework of approaches to the sociology of religion. Nowadays, no attempts have been made to identify the mechanisms of the emergence of quasi-religious concepts at the level of mental representations of the individual. Previous attempts to analyze synthesized and diverse religious phenomena were limited to generalizations using the terms "syncretics" or "eclectics." As an example, this study used the idea of the Cultic Milieu once popular in public discourse — the Chernobyl nuclear power plant, this is an analogue of the biblical catastrophe. Our chosen example is unique in its own way in that it integrates religious narratives and technological elements of the surrounding reality. This kind of synthesis is quite rare. Most cultic ideas combine elements of mytho-magical heritage with elements of actual reality. As a result of this study, a toolkit for analyzing ideas and images of the Cultic Milieu appeared.

Keywords: Cultic Milieu, conceptual integration, mental space, unconventional religiosity, Chernobyl, nuclear power plants.

About the author: Archpriest Andrey Yuryevich Fadeev

Cand. Sc. in Theology, Associate Professor of the Department of Biblical Studies and Theology at the Penza Theological Seminary.

E-mail: fadeevandrei@mail.ru ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-6973-6081

For citation: Fadeev A., archpriest. Analysis of the Concept of the Cultic Milieu Using the Method of Conceptual Integration. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 3 (23), pp. 143-152.

The article was submitted 07.03.2024; approved after reviewing 22.03.2024; accepted for publication 25.03.2024.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективного механизма для выявления специфики формирования на когнитивном уровне и последующей трансляции в общественное поле концептов культовой среды общества. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, раскрыть основные принципы метода концептуальной интеграции ментальных пространств; во-вторых, выявить и конкретизировать исходные метальные пространства концепта «Чернобыль — Апокалипсис»; в-третьих, выделить новые сверхсуммативные свойства полученного концепта. В рамках данного исследования были использованы следующие методы: описательный, применяемый в ходе сбора и анализа уфологического дискурса и метод концептуальной интеграции М. Тернера и Ж. Фоконье1, используемый для анализа процесса переноса лингвистических и латентных смыслов в новый концепт. Теоретической базой, наряду с трудами указанных исследователей, послужили работы в области социологии религии В. А. Мартиновича и К. Кэмпбэлла (концепция культовой среды общества)2. Материалом исследования выступают тексты уфологического дискурса, синонимические словари и Священное Писание Нового Завета.

Введение

Феномен нетрадиционной религиозности невозможно исследовать, ограничиваясь рамками её структурированных форм. Большинство исследований сектантства посвящены институциализированным формам нетрадиционной религиозности, их влиянию на общество и вероучительным доктринам. Увеличивающаяся по содержанию и формам нетрадиционная религиозность имеет некую генерирующую общность, которую Колин Кэмпбэлл в 1972 г. назвал культовой средой общества. Концепция культовой среды была дополнена новыми характеристиками в работах известного белорусского социолога религии В. А. Мартиновича. Понятие культовой среды общества впоследствии становится самым устойчивым и распространённым термином в социологии религии и теоретическом сектоведении3. Культовая среда общества в исследованиях В. А. Мартиновича выступает в качестве одного из элементов классификации нетрадиционной религиозности по структуре4. Белорусский учёный предлагает собственное определение культовой среды общества: «вся сфера неинституциализированной нетрадиционной религиозности, состоящая из сектантских идей и ритуальных практик, разделяемых и исполняемых людьми в индивидуальном порядке вне контекста какой-либо группы»5. Культовая среда, по мнению В. А. Мартиновича, ограничена вариативностью идей, востребованных в любой временной период среди её

1 Fauconnier G., Turner M. Conceptual Blending, Form and Meaning // Recherches en Communication: Sémiotique Cognitive. 2003. Vol. 19. P. 57-86.

2 Мартинович В.А. Сектантство: воспроизведение и миграция / Предисл. Л. И. Григорьевой. М., 2018; Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5. Р. 119-136.

3 Мартинович В.А. Сектантство: воспроизведение и миграция. С. 52.

4 Там же. С. 88.

5 Там же. С. 92.

носителей. Другими словами, субъектом культовой среды выступают не её идеи в диахронной перспективе и, даже не идеи, ограниченные синхронным срезом в данный момент, а носитель идей культовой среды. В свою очередь, наша гипотеза заключается в том, что идеи культовой среды следует изучать не только в рамках социологических подходов, но прежде всего с помощью изучения ментальных репрезентаций на индивидуальном уровне. В качестве наиболее валидного способа выступает, на наш взгляд, подход концептуальной интеграции в рамках когнитивной лингвистики.

Теория концептуальной интеграции

Термин, используемый в данной работе («концептуализация»), буквально означает процесс создания и восприятия концепта. В отличие от понятия, концепт обусловлен эмоциональным и оценочным ореолом в качестве ассоциаций, фоновых знаний, которые сопровождает слово или выражаемое им понятие6. Концептуализация и категоризация взаимосвязаны. С одной стороны, именно в рамках определённых категорий создаются концепты, с другой стороны, по мере закрепления нового концепта в общественном сознании возникает необходимость в пересмотре критериев его значимости и расширении границ его влияния на категории. Категория и концепт являются разными сторонами одной и той же когнитивной структуры. Если категория формирует понятие об объёме или совокупности входящих в неё объектов, то концепт отображает само содержание, значения и характеристики объекта.

Область концептуализации, которая может охватывать понимание реальных ситуаций прошлого и будущего, гипотетические ситуации и ситуации возможных миров, а также абстрактные категории, в когнитивной лингвистике имеет свой термин — «ментальное пространство». Жилье Фоконье под ментальным пространством понимает постоянно модифицируемые когнитивные конструкты в процессе дискурсивной деятельности (сохраняемые в памяти человека)7. Содержание и наполнение ментального пространства происходит посредством лексем, с помощью языковых единиц. В случае, когда возможная концепция отсутствует, создаётся новое ментальное пространство с включёнными в него узлами, в которых накапливаются релевантные характеристики. Более наглядно процесс возникновения нового концепта в рамках категоризации описан в рамках когнитивной лингвистики, а именно в теории «концептуальной интеграции» (Жилье Фоконье) между «ментальными пространствами» (Марк Тернер)8. В процессе концептуальной интеграции используются и развиваются существующие связи и аналогии между исходными ментальными пространствами. Для стабилизации нового концепта (его гомеостатич-ности) сознание употребляет огромные массивы фоновых знаний (имплицитных), которые наполняют смысловое пространство новым содержанием. Наиболее важно то, что авторы «концептуальной интеграции» выделяют

6 Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Мн., 2004. С. 27.

7 Fauconnier G., Turner M. Conceptual Blending, Form and Meaning. Р. 57-86.

8 Turner M. Conceptual blending // The Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences. Cambridge, 2011. P. 35-39.

в качестве отдельной проблемы механизм образования новых понятий, построенных на совмещении несовместимого. В новый концепт, в таком случае, может быть помещен из исходных, например, субъект с новыми свойствами, не просто суммарно заимствованными, а выборочно комбинированными. Появление нового ментального пространства, названного авторами термином «бленд», обусловлено наличием в исходных одинаковых элементов (родовых свойств) и фоновых свойств, частично заимствованных из «материнских» (Илл. 1).

Область общих свойств содержит наиболее абстрактные понятия в форме фреймов, сценариев и схем. Схема имеет чаще всего наглядное выражение (линии, форма, объём, размер, точки пересечения). Сценарии, собственно, есть варианты действий или потенций в той или иной ситуации. Наиболее распространённой формой выражения ментального пространства является фрейм, т.к. в своей структуре он содержит объёмные лингвистические смысловые категории. Традиционно используемые единицы когнитивистики (фрейм, сценарий, скрипт) имеют более верифицируемые признаки, чем концепт, и выступают в качестве структурных звеньев в процессе его моделирования. Для более удобного визуального восприятия в нашей работе не используется «общее пространство» в схеме интеграции.

«Блендинг» ментальных пространств

«Чернобыль — Апокалипсис»

В области культовой среды большинство примеров заимствования онтологических характеристик при построении конечного пространства-бленда традиционно связано с включением мифологических элементов в ментальные пространства природных (естественнонаучных) концептов. Доминирование мифологических нарративов в объясняющей картине реальности очевидно, благодаря гегемонии мифологического мировоззрения на протяжении тысячелетий в процессе познания окружающего мира. Реже встречаются другие комбинации. Например, заимствование религиозных компонентов в уже сформированные нарративы культовой среды встречаются нечасто. Причиной данной динамики является прежде всего целостность религиозного вероучения и его философии, из которых довольно проблематично что-либо изъять без существенной деформации. Тем не менее, подобные

примеры существуют. Наглядным примером является идея из области нетрадиционной религиозности, где авария атомной электростанции (АЭС) в Чернобыле вписывается в рамки эсхатологии библейских событий. Так, после 26 апреля 1986 г. появились сотни вариантов интерпретации чернобыльской трагедии в контексте библейской эсхатологии. Известно, что слово «чорно-быль» в переводе с украинского означает полынь. В рамках довольно примитивной астрологии предсказаний падение звезды из книги Откровения св. Иоанна Богослова сотни толкователей интерпретировали как пророчество о третьем ангеле: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала не третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь", и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр 8:10)9. В данном случае в уже сформированный концепт культовой среды (мантийного характера) включается элемент из религиозной эсхатологии, что само по себе довольно противоречиво. Известно, что одной из аксиом астрологии является представление о цикличности времени (как и в мифологическом мировоззрении) и, соответственно, бесконечности процессов восстановления мироздания в исходную точку хронотопа. Игнорируя этот факт, «бриколеры»10 культовой среды делают заимствования из христианской эсхатологии, которая базируется на принципе линейности временной перспективы и уникальности исторических событий. Обилие астрономических образов в Откровении толкает новые поколения интерпретаторов на создание культовых конструктов11. Поводом для новых версий предсказаний выступают те или иные значимые исторические события и социокультурные вызовы современности.

В качестве примера попытаемся восстановить процесс появления смешанного ментального пространства «Чернобыль — Апокалипсис» из исходных ментальных пространств и проследить связь семантических значений с помощью метода концептуальной интеграции (теория «блендинга»). Среди множества текстов подобной тематики нами был выбран релевантный отрывок:

«Но вот 26 марта 1986 года произошло событие, которое было описано в приведенном выше отрывке. В этот день взорвалась звезда "полынь". Произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. "Чернобыль" — слово украинское, по-русски означает именно "полынь". И излучениями этой звезды ("горькими водами") были отравлены (облучены) и умерли многие люди. Кстати, в Откровении часто упоминаются звезды, а с точки зрения физики, звезды в космосе — это атомные реакторы, созданные Богом. Люди также научились делать "звезды" на Земле, и они называются атомными реакторами, атомными электростанциями, атомными двигателями. И одна из таких рукотворных звезд

9 См., например: Вознесенская Ю. Звезда Чернобыль. М., 2021; Шумейко И. Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России. М., 2017; Семенов М., Семенов Н. Судьба человечества. Откровение (Апокалипсис) Иисуса Христа. М.: Эдитус, 2018; Катасонов В.Ю. «Апокалипсис»: тайны раскрываются. М.: Кислород, 2020.

10 Термин «бриколаж» введён в научный оборот известным французским учёным К. Леви-Строссом.

11 Жена, облечённая в солнце; под ногами её луна (Откр 12:1). Затмения Солнца и Луны (Откр 6:12). Метеоритный дождь (Откр 6:13). Семь звёзд в деснице Бога (Откр 2:1).

Культовый концепт: Чернобыльская авария — предзнаменование Апокалипсиса

взорвалась 34 года назад. Тогда даже богословы задумались и предположили: книга Откровения была написана Иоанном Богословом две тысячи лет назад и ждала своего часа. Теперь она стала открывать свои тайны, что явно свидетельствует о приближении к последним временам»12.

В тексте культового конструкта мы выделяем те ключевые слова и выражения, которые наиболее полно характеризуют слоты ментального пространства идеи: последние времена, атомные реакторы — рукотворные звёзды, звёзды — атомные реакторы Бога, АЭС — звезда «полынь», излучение — горькие воды, отравление — облучение. Подобным образом выделяем в тексте Священного Писания характеристики события: ангел вострубил, упала звезда, светильник горящий, название звезды «полынь», смерть от горьких вод, падение в источники вод и реки (Откр 8:10). Выделив данные характеристики, формируем область исходных ментальных пространств с помощью соответствующих слотов. В каждом исходном ментальном пространстве с помощью выделенных лексем формируем три слота с значениями фрейма-дескрипта, схемы и сценария. Семантические значения ментального пространства «Авария на АЭС»: авария, Чернобыль (полынь), излучение, облучение, пожар реактора, утечка радиоактивных веществ, большое число жертв. Конечное ментальное

12 Катасонов В.Ю. «Апокалипсис»: тайны раскрываются. С. 10. Философия религии и религиоведение 149

пространство (бленд), как видно из примера, содержит элементы, присущие обоим исходным пространствам, и характеристики, расширяющие их значения.

В полученном конструкте происходит смешение, наложение и дополнение деталей исходных пространств, в результате чего появляется качественно новая концептуальная структура, не зависящая от исходных пространств, имеющая собственный потенциал (признак эмерджентности) и новые законченные инференции. В данной проекции семантических значений можно выделить несколько подвидов характеристик:

— Тождественные, имеющиеся во всех трёх ментальных пространствах и обеспечивающие логическую связь между ними;

— Исходные, перенесённые из исходных ментальных пространств в готовый бленд и не имеющие аналогов в других материнских концептах;

— Уникальные, т.е. появившиеся в ходе синонимического переноса значений в совокупности уже имеющихся характеристик (тождественных и исходных);

— Утерянные.

В полученный концепт-бленд без изменений было перенесено три тождественных значения: взрыв, полынь, смерть людей. Отметим, что некоторые подобные конструкты (например, «снежный человек») содержат до шести тождественных переносов, что гарантированно увеличивает степень их витальности. Уникальностью данного примера является перенос значения лексемы «полынь» в качестве перевода на украинский язык и метонимического переноса свойства «горький» или «горечь». Значение тождественной характеристики «горящая звезда» из ментального пространства «третий ангел вострубил» было спроецировано с помощью синонимического расширения в значениях «огонь», «пожар» и «взрыв». Данное утверждение верифицируется с помощью синонимического словаря13.

Исходные характеристики «атомный реактор» и «звезда» из разных исходных пространств в новом бленде сформировали суммарно метафорическое значение: «АЭС — звезда Полынь». Известно, что метафорический и метонимический переносы выступают в качестве частных случаев концептуальной интеграции, что подтверждается в данном примере. Подобный троп, но уже с метонимическим переносом, сформирован исходными значениями «горькая вода — излучение».

Новые (уникальные) характеристики появляются не в результате суммирования прежних, а в процессе переноса экстралингвистических смыслов, прослеживаемых в рамках синонимического переноса. Именно эти новые элементы являются производными фоновых значений, латентно присутствующих в исходных слотах. Это своего рода семантические аномалии, появившиеся благодаря ассоциативным связям: «АЭС — рукотворная звезда», «звёзды — атомные реакторы Бога», «конец света приближается». Данный пример концептуальной интеграции является довольно уникальным. В нём исходными пространствами являются концепты религиозного и технологического характера,

13 Словарь синонимов онлайн // Тег поиска — «Пылать». URL: https://sin0nim.0rg/s/ пылать (дата обращения: 18.02.2024).

что встречается довольно редко. Однако базовым переносом значений выступает мифологический нарратив, где звезды являются объектами божественного Провидения, как и в астрологии. Кроме того, в данном примере отчётливо виден метафорический перенос — падение звезды, в контексте катастрофы (авария). Конечный бленд скорее можно отнести к области современной мантийной практики, где библейская катастрофа выступает в качестве реализованного предсказания с помощью метафоры о небесных телах. Обращает на себя внимание факт игнорирования некоторых характеристик, не включённых в новый концепт-бленд. Прежде всего, это технологические особенности, связанные с аварией: «охлаждение реактора», «утечка», «атом». Библейские образы также были исключены их процесса формирования: ангел, светильник, треть вод, падение звезды. Избирательность в процессе конструирования концепта указывает на его искусственность и явное намерение использовать только те характеристики, которые удовлетворяют конечной цели.

Заключение

В рамках нашего исследования теория концептуальной интеграции приобретает особую значимость, т.к. предоставляет возможность раскрывать процесс формирования и последующей трансформации культовых идей. Выявление в концептах культовой среды исходных ментальных пространств, принадлежащих в различным областям познания и интерпретации окружающего мира, позволяет классифицировать их по данным признакам. Генезис идей в области культовой среды общества происходит на первичном этапе в поле гипотез научного дискурса (пограничные зоны академической науки). Позже, когда наука находит верифицируемые концепции и фальсифицируемые теории ранее неизвестных феноменов или явлений14, культовые идеи перемещаются в область герменевтики древних источников, мифов, былин, сказок и текстов Священного Писания... Подобный процесс был описан Колином Кэмпбэллом, который заметил, что эзотерические идеи чаще всего становятся актуальными на рубежах научных дисциплин, своего рода «расщелинах» незнания (непознанного), выполняя роль объясняющих и восполняющих концепций15. Восприятие романтических и всеобъясняющих теорий не требует специальной подготовки. Налицо упрощение картины реальности, которую можно вложить в наукоёмкую модель или гипотезу, объясняющую всё в этом мире или хотя бы какие-то

14 В 1965 г. произошёл крах уфологической картины мира в связи с появлением первых снимков Марса с близкого расстояния, сделанных аппаратом «Маринер-4». В 1969 г. были доставлены образцы лунного грунта экипажем «Аполлон-11». Результаты исследований опровергли все имеющиеся концепции уфологов в отношении Луны. Астрономы также вынуждены были признать, что более полувека обсуждали иллюзии. Современная астрономия не располагает данными о том, что в космосе существуют планетарные системы подобные солнечной. Несмотря на несколько публичных разоблачений (1955) нацистской версии НЛО (проект «Врил») и наличия тайной гитлеровской базы на Антарктиде, данный миф продолжает своё существование на протяжении всего XX в. в разных вариантах (покорение Гитлером Луны).

15 Campbell C., McIver Sh. Cultural Sources of Support for Contemporary Occultism // Social Compass. 1987. Vol. 34/1. Р. 43.

крупные сегменты. Естественно, что научных концепций для этого недостаточно и приверженцы «бриколажа» вынужденно дополняют естественно-научную картину реальности элементами других реальностей — религиозной, мифологической или эзотерической (реже, философской). В итоге получаются идеи и образы, которые не имеют отношения ни к окружающей реальности, ни к мифологической, ни к религиозной. Это своего рода «кентавры», соединяющие несоединимое, противоречивое и разнородное.

В ходе проделанной работы были решены обозначенные задачи. А именно, содержательно сформированы исходные ментальные пространства. Определены источники формирования данных пространств и представлено их содержание. Нами было воспроизведено конечное ментальное пространство (бленд) и выделена его структура. Проведена операция разграничения элементов по слотам (фрейм, схема, сценарий). С помощью интегрального наложения выделено несколько типов элементов в полученном бленде: тождественные, исходные, новые и утраченные. Определена функциональная значимость каждого типа характеристик в новом концепте (бленде). Тождественные характеристики дают основу для процесса интеграции, именно в них сознание находит причину для «блендинга». Утерянные характеристики позволяют выявить искусственность полученного результата и указывают на непоследовательность процесса формирования конечного ментального пространства. Благодаря полученным данным становится возможным сопоставить довольно далёкие по смыслу и тематике концепты культовой среды общества: мантийные практики, магические практики, концепты криптозоологии, концепты антропоморфных существ, мифологемы, фольклорные сюжеты и персонажи и мн. др.

Источники и литература

1. Вознесенская Ю. Звезда Чернобыль. М.: Вече, 2021.

2. Катасонов В. Ю. «Апокалипсис»: тайны раскрываются. М.: Изд-во «Кислород», 2020. 352 с.

3. Мартинович В.А. Сектантство: воспроизведение и миграция / Предисл. Л. И. Григорьевой. М.: Издательский дом «Познание», 2018. 552 с.

4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Мн., 2004. 256 с.

5. Семенов М., Семенов Н. Судьба человечества. Откровение (Апокалипсис) Иисуса Христа. М.: Эдитус, 2018.

6. Шумейко И. Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России. М.: Алгоритм, 2017.

7. Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5. P. 119-136.

8. Campbell C., McIver Sh. Cultural Sources of Support for Contemporary Occultism // Social Compass. 1987. Vol. 34/1. P. 41-60.

9. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Blending, Form and Meaning // Recherches en Communication: Sémiotique Cognitive. 2003. Vol. 19. P. 57-86.

10. Turner M. Conceptual blending // The Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.