Научная статья на тему 'Анализ конструкций цепных муфт'

Анализ конструкций цепных муфт Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
485
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПНАЯ МУФТА / ЦЕПНОЙ ПРИВОД / ЗВЕЗДОЧКА / ПРИВОДНАЯ ЦЕПЬ / МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сергеев С. А., Трубников В. Н., Боев С. Г.

В статье приводится анализ основных типов цепных муфт, нацеленный на прогнозирование дальнейших направлений их совершенствования. В основном применяют однорядные (с однорядной роликовой цепью) и двухрядные (с двухрядной роликовой цепью) муфты; муфты повышенной компенсирующей способности, подвижные; с промежуточным валом, а также комбинированные. В зависимости от типа муфты в ней используют приводные роликовые или зубчатые цепи. В статье отмечаются нюансы в применении цепных муфт в нашей стране и за рубежом. На основе проведенного анализа конструктивных параметров существующих типов устройств данного класса обоснованы главные направления развития конструкций приводных цепей, звездочек и других устройств цепных муфт. Особое внимание уделено прогнозированию совершенствования конструкций этих изделий. В процессе проектирования у конструктора существует возможность выбрать между стандартными и нестандартными цепными муфтами в зависимости от заявленных технических параметров оборудования. Зачастую, последние обладают более привлекательными характеристиками. Это показано на примере устройств, защищенных авторскими свидетельствами. В частности, рассмотрены цепная муфта с упругими элементами и комбинированная упруго-цепная муфта. В результате их применения улучшены динамическое качество привода и условия работы деталей; как следствие этого, расширена область применения и повышена нагрузочная способность муфт. Кроме того, в статье подчеркивается необходимость выполнения расчетов цепных муфт в вероятностном аспекте, а их проектирования с использованием методов оптимизации. Методы оптимального проектирования обеспечивают получение высококачественных изделий с минимальной доработкой при переходе от подготовки производства к освоению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конструкций цепных муфт»

УДК 621.855

АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ ЦЕПНЫХ МУФТ

СЕРГЕЕВ С. А.,

кандидат технических наук, директор ООО «Наука и образование»; тел. +79606835490; e-mail: ssa-cib@yandex.ru. ТРУБНИКОВ В.Н.,

кандидат технических наук, доцент кафедры процессов и машин в агроинженерии ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712) 39-61-21.

БОЕВ С.Г.,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: 89508752981@yandex.ru.

Реферат. В статье приводится анализ основных типов цепных муфт, нацеленный на прогнозирование дальнейших направлений их совершенствования. В основном применяют однорядные (с однорядной роликовой цепью) и двухрядные (с двухрядной роликовой цепью) муфты; муфты повышенной компенсирующей способности, подвижные; с промежуточным валом, а также комбинированные. В зависимости от типа муфты в ней используют приводные роликовые или зубчатые цепи. В статье отмечаются нюансы в применении цепных муфт в нашей стране и за рубежом. На основе проведенного анализа конструктивных параметров существующих типов устройств данного класса обоснованы главные направления развития конструкций приводных цепей, звездочек и других устройств цепных муфт. Особое внимание уделено прогнозированию совершенствования конструкций этих изделий. В процессе проектирования у конструктора существует возможность выбрать между стандартными и нестандартными цепными муфтами в зависимости от заявленных технических параметров оборудования. Зачастую, последние обладают более привлекательными характеристиками. Это показано на примере устройств, защищенных авторскими свидетельствами. В частности, рассмотрены цепная муфта с упругими элементами и комбинированная упруго-цепная муфта. В результате их применения улучшены динамическое качество привода и условия работы деталей; как следствие этого, расширена область применения и повышена нагрузочная способность муфт. Кроме того, в статье подчеркивается необходимость выполнения расчетов цепных муфт в вероятностном аспекте, а их проектирования - с использованием методов оптимизации. Методы оптимального проектирования обеспечивают получение высококачественных изделий с минимальной доработкой при переходе от подготовки производства к освоению.

Ключевые слова: цепная муфта, цепной привод, звездочка, приводная цепь, метод оптимального проектирования.

ANALYSIS OF CHAIN COUPLINGS DESIGNS

SERGEEV S.A.,

candidate of Technical Sciences, Director of LLC "Science and Education"; tel. +79606835490; E-mail: ssa-cib@yandex.ru.

TRUBNIKOV V.N.,

candidate of Technical Sciences, the department of processes and machinery in agro-engineering, assistant-professor, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Kursk state agricultural Academy.

BOEV S.G.,

candidate of Economic Sciences, assistant professor Regional Open Social Institute, e-mail: 89508752981@yandex.ru.

Essay. In article the analysis of the main types of chain couplings aimed at forecasting of the further directions of their improvement is provided. Generally use single-row (with a single-row roller chain) and two-row (with a two-row roller chain) couplings; couplings of the increased compensating ability, mobile; with an intermediate shaft and also combined. Depending on coupling type in it use driving roller or gear chains. In article nuances in use of chain couplings in our country and abroad are noted. On the basis of the carried-out analysis of design data of the existing types of devices of this class the main directions of development of designs of driving chains, asterisks and other devices of chain couplings are proved. Special attention is paid to forecasting of improvement of designs of these products. In a designing process the designer has an opportunity to choose between standard and non-standard chain couplings depending on the stated technical parameters of the equipment. Often the last possess more attractive characteristics. It is shown on the example of the devices protected by copyright certificates. In particular, are considered the chain coupling with elastic elements and the combined elastic and chain coupling. Therefore of their application the dynamic quality of the drive and an operating condition of details are improved; as a result of it, the scope is expanded and the load ability of couplings is increased. Besides, in article need of

performance of calculations of chain couplings for probabilistic aspect, and their design - with use of methods of optimization is emphasized. Methods of optimum design provide high-quality products with the minimum completion upon transition from preparation of production for development.

Keywords: chain coupling, chain drive, asterisk, drive chain, method of optimum design.

Введение. Применяют следующие виды цепных муфт: однорядные (с однорядной роликовой цепью) -МЦО; двухрядные (с двухрядной роликовой цепью) -МЦД; повышенной компенсирующей способности -МЦПКС; подвижные - МЦП; с промежуточным валом - МЦПВ; комбинированные - МцК [1, 2]. В МЦО и МЦД используют только приводные роликовые цепи, а в остальных типах муфт - одно- и многорядные роликовые и зубчатые цепи.

Результаты исследования. В Российской Федерации муфты МЦО (ГОСТ 20742-93) стандартизованы. Согласно этому ГОСТу полумуфты изготовляют четырех типов.

Допускается сочетание полумуфт разных типов и исполнений с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах допускаемого момента [3].

Иностранные фирмы, например, японские, используют в основном муфты МЦД, основными элементами которых являются две звездочки-полумуфты 1 и 2 и двухрядная роликовая цепь 3 согласно рисунку 1.

Конструкция муфты МЦПКС показана на рисунке 2. Муфта состоит из двух одинаковых полумуфт 1 и 2, насаживаемых на соединяемые валы, и охватывающего их бесконечного звена 3 (роликовая или зубчатая цепь). Венцы полумуфт снабжены зубчатыми секторами а с числом зубьев не менее двух. Секторы одной полумуфты помещены в соответствующие впадины другой.

Рисунок 1 - Муфта цепная двухрядная

Зазор е между секторами зависит от максимального радиального смещения Аг осей валов и должен удовлетворять условию: е > 2АГ. Шарниры цепи в муфте находятся в зацеплении лишь с зубьями одного и того же сектора. Благодаря этому нагружение элементов цепи, в том числе и роликов, осуществляется так же, как и в обычной цепной передаче.

Рисунок 2 - Муфта цепная повышенной компенсирующей способности (МЦПКС)

Муфту МЦП, структурная схема которой изображе- применена и в качестве передаточного механизма с ма-на на рисунке 3, используют как подвижную [4]. Ее лым осевым расстоянием понижающего или повы-нагрузочная способность не зависит от радиального шающего частоту вращения. смещения осей соединяемых валов. Муфта может быть

Рисунок 3 - Схема подвижной цепной муфты

Муфта состоит из ведущего 1, ведомого 2 и промежуточного 3 звеньев и соединяемых валов 4 и 5.

Звено 1 выполнено из двух смещенных относительно друг друга в осевом направлении зубчатых венцов а и Ь, а звено 2 расположено между ними, причем звенья 1 и 2 насажены на валы 4 и 5, радиальное смещение которых равно Аг. Зубчатые венцы звеньев 1 и 2 охвачены промежуточным звеном 3 - приводной роликовой или зубчатой цепью.

приводах с большими динамическими нагрузками, поскольку в шарнирах цепи и в сопряжении ее со звездочкой имеются зазоры. В целях расширения области применения муфт и повышения их демпфирующей способности в зазоры между секторами полумуфт 1 и 2 в соответствии с рисунком 5 помещают упругие элементы 3.

Рисунок 4 - Схема цепной муфты с промежуточным валом

Цепная муфта МЦПВ с промежуточным валом, представленная на рисунке 4, состоит из двух полумуфт 1 и 2 с зубчатыми венцами, промежуточного вала 3 с двумя венцами зубьев и двух отрезков цепей 4. Промежуточный вал 3 центрируется относительно полумуфт 1 и 2 с помощью колец 5, жестко соединенных с полумуфтами (или выполненных заодно целое с ними).

Рассмотренные цепные муфты не предназначены для передачи реверсивного движения и не применяются в

Рисунок 5 - Цепная упругая муфта с упругим элементом

Кроме того, могут применяться другие виды комбинированных цепных муфт МЦК. Конструкция одной из них показана на рисунке 6. Она призвана устранить основной недостаток существующих цепных муфт, выявленный в результате исследования их работоспособности, а именно: несимметричное нагружение элементов цепи [5].

Это существенно снижает нагрузочную способность муфт и, как следствие этого, уменьшает величину передаваемого муфтой момента и сокращает срок службы цепи.

Представленная на рисунке 6 муфта содержит две полумуфты 1 и 2 в виде звездочек, посаженных на соединяемые валы I и II; замкнутую многорядную роликовую цепь 3, охватывающую зубчатые венцы звездочек. Причем полумуфта 2 выполнена в виде двух смещенных друг относительно друга в осевом направлении зубчатых венцов а и б, между которыми расположен венец-диск с зубьями полумуфты 1. венцы а и б полумуфты 2 жестко соединены между собой стяжками 4, входящими в отверстия диска полумуфты 1, диаметры которых

dome = dc + 2Ar ,

где dome - диаметр отверстий; dc - диаметр стяжек; Ar - радиальное смещение осей соединяемых валов I и II.

Для снижения динамической нагрузки на цепь 3 и, как следствие, повышение нагрузочной способности цепной муфты на стяжки 4 посажены упругие втулки 5. Тогда диаметры отверстий диска полумуфты 1 равны

dome = de + 2Ar ,

где de - наружный диаметр втулок.

Рисунок 6 - Цепная комбинированная муфта

Комбинированная упруго-цепная муфта работает следующим образом, при зацеплении зубчатых венцов-полумуфт 1 и 2 с цепью 3 в связи с радиальным смещением Дг осей соединяемых валов I и II полумуфта 2 совершает поступательное движение по кругу относительно полумуфты 1. При этом часть вращающего момента Т1 передается за счет зацепления зубьев звездочек с шарнирами цепи 3, а другая часть момента Т2 передается благодаря воздействию стяжек 4, совершающих круговое движение радиусом Д , на зубчатый венец полумуфты 1. Упругие втулки 5, надетые на стяжки 4, способствуют снижению динамической нагрузки на цепь 3 и, как следствие, повышению нагрузочной способности цепной муфты.

Благодаря вышеуказанному выполнению комбинированной упруго-цепной муфты обеспечивается упрощение конструкции и повышение нагрузочной способности по сравнению с прототипами [6].

Основными элементами цепных муфт являются приводные цепи, полумуфты (звездочки) и кожух.

В муфтах применяют приводные пластинчатые роликовые одно- или многорядные цепи, а также зубчатые цепи.

Параметры роликовых цепей регламентированы ГОСТ 13568-97 (для цепей общего назначения) и ГОСТ 21834-87 (для цепей буровых установок); параметры зубчатых цепей - ГОСТ 13552-81.

Основными геометрическими характеристиками роликовых цепей являются: Р - шаг; й1 - диаметр ролика; й*шВ - размеры опорной поверхности шарнира (й -диаметр валика; В - длина втулки; т - число рядов цепи); к - ширина внутренней пластины; Ввн - расстояние между внутренними пластинами; Ар - расстояние между осями рядов.

Основные параметры зубчатых цепей: Р - шаг; В -ширина цепи.

Важными нормируемыми характеристиками цепей являются масса ц (кг/м) одного метра и предельная (разрушающая) нагрузка РЬт (Н) - минимальная стати-

стическая нагрузка, при которой начинается разрушение цепи.

Все звенья цепи (за исключением соединительного) по ГОСТ 13568-97 неразъемные. Число звеньев выбирают четным. При нечетном числе звеньев понадобилось бы соединительное звено особой формы. Пластины на валиках соединительного эвена стопорят разрезной шайбой или шплинтами.

Шаг является исходной характеристикой цепи, через которую выражают все параметры цепи и муфты в целом. Шагом роликовых цепей называют расстояние между осями роликов двух соседних шарниров. Следует различать средний и действительный шаги. При приемке новых цепей иногда определяют только средний шаг, измеряя длину отрезка цепи с нормируемым ГОСТом числом звеньев и деля эту длину на число звеньев. Отклонения среднего шага не должны превышать 0,225 % от номинального значения и могут быть только положительными. На работу цепи влияет не средний, а действительный шаг звеньев. Поэтому необходимо определять и этот шаг. Отклонения действительного шага от номинального значения у новой цепи должны быть в пределах (-0,4 -^1,0) %, а для цепей повышенной точности

- (-0,4 ^ 0,7) %.

Шаг двух соседних звеньев у изношенных стандартизованных роликовых цепей всех типов неодинаков, поскольку условия работы и износа двух смежных шарниров цепи значительно различаются между собой. Поэтому в процессе эксплуатации удлиняется шаг наружных звеньев, а внутренних - практически не изменяется. Следовательно, первоначальная разноразмер-ность шагов звеньев, обусловленная рассеянием действительных размеров деталей цепи в пределах допуска, усугубляется неодинаковым удлинением шагов соседних звеньев при работе цепи в муфте.

Указанные недостатки отсутствуют у цепи на рисунке 7, каждое звено которой снабжено дополнительной осью (или втулкой) 1 с надетым на нее роликом 2, установленной со смещением У относительно линии О1О2, соединяющей центры шарниров звена. В цепи могут быть предусмотрены шарниры трения, скольже-

ния или качения, как у стандартизованной зубчатой цепи. Цепь обладает повышенной кинематической точностью. Основные параметры модернизированной приводной роликовой цепи с шарнирами скольжения (ПРМС) приведены в работе [4].

набираемые из пластин, форма и размеры которых показаны на рисунке 9.

у = .

Иш

ч

Это обусловлено наличием в пластинах (рисунок 8) ослабляющих вырезов г2, являющихся также и концентраторами напряжений, и внецентральным растяжением пластин. Поэтому стандартизованные зубчатые цепи металлоемки. Их использование в цепных муфтах нерационально. Из зубчатых цепей эффективно применять в муфтах цепи повышенной несущей способности,

Рисунок 8 - Пластина стандартизованной зубчатой цепи

Рисунок 7 - Приводная роликовая модернизированная цепь с шарнирами скольжения

Удлинение (вытяжку) из-за износа элементов шарниров определяют по формуле:

Р - Р

АР = Р-н -100% < [АР],

Р 1 н

где Рс - средний шаг изношенной цепи; Рн - номинальный (начальный) шаг; [АР] - предельно допустимое увеличение шага.

Величина [АР] определяется возможным нарушением зацепления шарниров с зубьями звездочек, появлением значительной разноразмерности или существенным снижением запаса прочности и появлением опасности разрыва цепи. Для цепных передач [АР] = 3 + 4 %; для муфт определение [АР] рассматривалось в работе [7].

В подавляющем большинстве случаев в муфтах используют роликовые цепи, что обеспечивает компактность конструкции, высокий КПД и надежность в работе. Однако известны случаи использования и зубчатых цепей.

Стандартизованные зубчатые цепи (по ГОСТ 1355281) имеют сравнительно небольшую удельную нагрузочную способность

Рисунок 9 - Пластина зубчатой цепи повышенной несущей способности

В таблице 1 даны значения параметров, характеризующих качество цепей основных типов. Роликовые цепи по комплексу параметров имеют преимущество перед зубчатыми. Однако у стандартизованных роликовых цепей (по ГОСТ 13568-97 и ГОСТ 21834-87) в процессе эксплуатации по мере износа элементов шарниров появляется разноразмерность звеньев, что обусловливает неравномерность распределения нагрузки между шарнирами (и зубьями) и снижение нагрузочной способности. У зубчатых цепей эксплуатационная разноразмерность звеньев не наблюдается.

Зацепление зубьев звездочек со звеньями роликовой цепи новой конструкции (рисунок 7) осуществляется через втулку 1. Каждый контактный шаг Як цепи равен сумме половин шагов наружного и внутреннего звеньев. Поэтому у этой цепи, как и у зубчатых цепей, не наблюдается эксплуатационной разноразмерности.

Важными характеристиками цепей являются их упругие свойства - абсолютная и относительная жесткость.

Звездочки отличаются от зубчатых колес только профилем зубьев.

Тип цепи q, кг/м Рш, кН у, кН/(ктм-1) Риш Ы кН уг, кН/(кг-м-1)

ПР 2,7 65 24,1 11 4,07

ПРМС 2,8 65 23,2 11 3,93

ПЗ 6,5 116 17,8 5,8 0,89

Примечание: 1. Е1ш ъ - предельная усталостная разрушающая нагрузка: Еиш ъ=Ецш/^„ где - коэффициент, учитывающий снижение прочности цепи вследствие циклического действия нагрузки. Для цепей ПР и ПРМС уг=6, для ПЗ уг=20.

2. уг - удельная нагрузочная способность цепи, обусловленная сопротивлением усталости:уг= Ецш ъ/д

Зубья звездочек для роликовых цепей профилируют в соответствии с ГОСТ 591-69, предусматривающим износоустойчивый вогнутый профиль двух исполнений: без разнесения центров дуг впадин и с разнесением этих центров.

Параметры звездочек для зубчатых цепей регламентированы ГОСТ 13576-81.

Для обеспечения возможности непрерывной обильной смазки цепи, защиты от загрязнения, бесшумности работы и создания условий безопасности эксплуатации муфты заключают в кожухи, которые выполняют разъемными в осевой или торцовой плоскости.

Максимальный вращающий момент, передаваемый стандартными муфтами, 6300Н • м, наибольшая частота вращения 1600мин1. Благодаря зазорам и упругим деформациям элементов в муфтах допускается перекос осей валов до 1° и поперечное (радиальное) смещение до 0,5 - 0,7 мм.

Дополнительная нагрузка на валы от муфты: Ев = 0,25^,

где Е - окружная сила на начальном диаметре звездочки. КПД муфты (опытный) приближенно принимают т] = 0,985 - 0,995 .

При наличии смещений осей валов аналитическое определение сил, действующих на валы, и потерь в цепных муфтах представляет определенные трудности.

Стандартизованные муфты применяют для валов диаметрами 20 -140 мм.

Надежная работа муфт в течение заданного срока службы зависит от точности сборки деталей и от смазочного материала, используемого в подвижных соединениях.

Для стандартизованных муфт МЦО радиальное смещение осей соединяемых валов должно быть не более 0,15 - 0,60мм (меньшее значение - для цепи ПР-19,05, а большее - для ПР-50,8). Допускаемый перекос, осей валов до 1°, а осевое смещение полумуфт 1,3 - 3,8мм (в зависимости от шага цепи). В случаях использования полумуфт с бочкообразными зубьями допускаемое угловое смещение осей 3 - 4° .

Для муфт с двухрядными цепями (МЦД) допускаются большие (на 30 - 50 %) смещения осей соединяемых валов.

При использовании муфты повышенной компенсирующей способности допускаемое радиальное смещение составляет 0,5 - 1,5мм и зависит от шага цепи.

Подвижной цепной муфтой соединяют валы с повышенным взаимным радиальным смещением осей, обусловленных заданными условиями работы механизмов.

Наиболее слабым звеном цепных муфт является цепь, которая может выйти из строя вследствие статических и усталостных разрушений деталей или износа

элементов шарниров. Кроме того, имеет место износ зубьев полумуфт. Следовательно, основными критериями работоспособности муфт является статическая прочность и сопротивление усталости цепи, а также износостойкость цепи и звездочек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конструкция цепных муфт должна совершенствоваться в направлении снижения нагрузки, действующей на их детали. Для этого необходимо прежде всего улучшать динамику привода, в котором они установлены, т.е. исключить мертвый ход звездочек, снизить жесткость муфт, повысить их демпфирующую способность [8]. Следует использовать также комбинированные цепные муфты (рисунок 6), которые можно применять и в реверсивном приводе при одновременном повышении нагрузочной способности и улучшении виброакустических характеристик.

Другим направлением модернизации цепных муфт является использование в них перспективных конструкций приводных роликовых и зубчатых цепей, появившихся в последнее время.

Важным направлением улучшения цепных муфт является совершенствование конструкции звездочек и прежде всего изменение профиля зубьев в целях обеспечения снижения интенсивности изнашивания шарниров цепи и самих звездочек и повышения компенсирующей способности муфт [9].

Существующие методы выбора цепи для муфт ввиду сложного закона распределения нагрузки между зубьями звездочек (шарнирами) ненадежны. Цепь выбирают на основе опытных данных. Известны два метода выбора цепей для муфт: ориентировочный и приближенный.

При использовании ориентировочного метода цепь выбирают из условия:

2МГКРК,^ Е11т

¿т [и] '

где МТ - передаваемый муфтой вращающий момент;

КР - коэффициент режима работы;

К - коэффициент, с помощью которого учитывается принципиальное различие в условиях работы цепи в муфте и в цепной передаче, К = 1,2 ^ 1,5 ; - диаметр начальной окружности звездочек; Е11т - разрушающая нагрузка, выбираемая из таблиц ГОСТов на приводные цепи; [и] - допустимый коэффициент запаса прочности; его значение в зависимости от шага цепи принимают в пределах 20-100 (с увеличением шага параметр [и] уменьшается; например, для цепи с шагом 50,8 мм [и] = 20).

Приближенный метод выбора цепи разработан на основе результатов исследования нагружения элементов цепи [10] и напряженно-деформированного состояния некоторых из этих элементов в условиях статиче-

ского режима работы [11,12]. Коэффициент запаса прочности цепи, подсчитанный этим методом, оказывается в пределах допустимых значений. В основу метода положены следующие допущения:

• шарниры цепи при зацеплении со звездочками соприкасаются со впадиной зубьев, т.е. предполагается равенство шагов цепи и звездочек номинальному шагу;

• окружная сила равномерно распределена между всеми зубьями и шарнирами;

• закон распределения давления в стыке ролик-зуб - синусоидальный;

• нагрузка между роликами и зубом равномерно распределена вдоль первоначальной линии контакта.

Выводы. 1. Выбор между стандартными и нестандартными цепными муфтами зависит от заявленных технических характеристик оборудования.

2. Расчеты цепных муфт должны выполняться в вероятностном аспекте [13], а их проектирование - с использованием методов оптимизации [14].

3. Сочетание расчета по характеристикам надежности с процедурой оптимизации дает возможность конструктору сравнить типы муфт и выбрать наилучшие из них.

4. Методы оптимального проектирования обеспечивают получение высококачественных изделий с минимальной доработкой при переходе от подготовки производства к освоению.

5. Очевидно, что полная ликвидация ошибок проектирования невозможна, но анализ указанных путей повышения качества проектирования и выбора действенных методов и средств их реализации показывает возможность их снижения до разумного минимума.

Список использованных источников

1. Сергеев С.А., Емельянов И.П., Москалев Д.В. Процесс инженерного проектирования / В кн.: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: материалы VI Международной научно-технической конференции: в 2-х частях. - 2008. - С. 57-61.

2. Сергеев С.А., Трубников В.Н., Боев С.Г. Динамика развития цепных муфт // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 5. - С. 32-37.

3. Учаев П.Н., Сергеев С.А. Коэффициент полезного действия цепных муфт // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2009. - № 3. - С. 70-73.

4. Современное машиностроение / П.Н. Учаев, С.Г. Емельянов, И.С. Захаров и др. // Под общ. ред. П. Н. Учаева. М., 2006.

5. Сергеев С.А. Система автоматизированного проектирования и конструирования цепных муфт // Известия Тульского государственного университета. - Технические науки. - Тула, 2008. - № 1. - С. 37-42.

6. Учаев П.Н., Емельянов С.Г., Сергеев С.А. Комбинированная упруго-цепная муфта. Патент № 60157 Российская Федерация, МПК F16D 3/54. 2007. Бюл. № 1.

7. Сергеев С.А., Крупчатников Р.А. Математические модели для анализа и синтеза цепного зацепления в муфтах // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 1. - С. 69-76.

8. Учаев П.Н., Емельянов С.Г., Сергеев С.А. Цепная муфта. Патент № 55905 Российская Федерация, МПК F16D 3/54. 2006. Бюл.№ 28.

9. Учаев П.Н., Емельянов С.Г., Сергеев С.А. Звездочка цепной муфты. Патент № 55059 Российская Федерация, МПК F16D 3/54. 2006.

10. Сергеев С.А., Трубников В.Н., Боев С.Г. Методология расчета динамики привода с цепными муфтами // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 9. - С. 179-184.

11. Сергеев С.А., Боев С.Г., Трубников В.Н. Напряженно-деформированное состояние цепных муфт: монография. - Palmarium Academic Publishing. - Saarbrücken, Germany, 2017. - 60 с.

12. Сергеев С.А., Трубников В.Н., Боев С.Г. Напряженно-деформированное состояние элементов приводных цепей // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 1. - С. 31-39.

13. Сергеев С.А., Трубников В.Н., Боев С.Г. К вопросу выполнения вероятностных расчетов цепных муфт // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 4. - С. 36-39.

14. Сергеев С.А., Трубников В.Н. Оценка эффективности параметрической оптимизации модернизированного профиля зубьев звездочки-полумуфты // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2016. - № 7. - С. 69-73.

List of sources used

1. Sergeyev S.A., Emelyanov I.P., Moskalev D.V. The process of engineering design / In: Modern instrumental systems, information technologies and innovations: materials of the VI International Scientific and Technical Conference: in 2 parts. - 2008. - P. 57-61.

2. Sergeev S.A., Trubnikov V.N., Boev S.G. Dynamics of the development of chain couplings // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - No. 5. - P. 32-37.

3. Uchaev P.N., Sergeev S.A. Coefficient of efficiency of chain couplings // Bulletin of the Bryansk State Technical University. - 2009. - No. 3. - P. 70-73.

4. Modern mechanical engineering / P.N. Uchayev, S.G. Yemelyanov, I.S. Zakharov and others // Under the general. Ed. PN Uchaev. M., 2006.

5. Sergeyev S.A. System of automated design and construction of chain couplings // Izvestiya Tula State University. -Technical science. - Tula, 2008. - No. 1. - P. 37-42.

6. Uchaev P.N., Emelyanov S.G., Sergeev S.A. Combined elastic-chain clutch. Patent No. 60157 of the Russian Federation, IPC F16D 3/54. 2007. Bul. № 1.

7. Sergeev S.A., Krupchatnikov R.A. Mathematical models for analysis and synthesis of chain engagement in muffs // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - No. 1. - P. 69-76.

8. Uchaev P.N., Emelyanov S.G., Sergeyev S.A. Chain clutch. Patent No. 55905 Russian Federation, IPC F16D 3/54. 2006. Bul.№ 28.

9. Uchaev P.N., Emelyanov S.G., Sergeyev S.A. Sprocket sprocket. Patent No. 55059 Russian Federation, IPC F16D 3/54. 2006.

10. Sergeev S.A., Trubnikov V.N., Boev S.G. Methodology for calculating drive dynamics with chain couplings // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - No. 9. - P. 179-184.

11. Sergeyev S.A., Boev SG, Trubnikov V.N. Stress-strain state of chain couplings: monografy. - Palmarium Academic Publishing. - Saarbrücken, Germany, 2017. - 60 p.

12. Sergeev S.A, Trubnikov V.N., Boev S.G. Stress-strain state of drive chain elements // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - No. 1. - P. 31-39.

13. Sergeev S.A., Trubnikov V.N., Boev S.G. To the question of performing probabilistic calculations of chain couplings // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - No. 4. - P. 36-39.

14. Sergeyev S.A., Trubnikov V.N. Estimation of the efficiency of parametric optimization of the modernized profile of the teeth of an asterisk-half-coupling // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - No. 7. - P. 69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.