АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ИНДИИ
М.Г. АЛИЕВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
Аннотация. В статье проводится анализ нормативной базы и различных работ ученых и специалистов в области конституционного права Индии с тем, чтобы уяснить, какое место занимает президент Индии в системе органов государственной власти, какими функциями он наделен, и дать общее представление о развитии института президента на протяжении всего периода его становления.
Ключевые слова: президент Индии, конституционно-правовое положение, органы государственной власти, исполнительная власть, Конституция Индии
Из рецензии на статью: «...статья составлена с основательным подходом. Автором проанализированы различные учебные пособия, законодательство, проведен всесторонний анализ существующих взглядов ученых в целях выделения наиболее общего и полного понимания конституционно-правового положения Президента Индии в системе органов государственной власти... Статья, выполнена на высоком профессиональном уровне, соответствует установленным требованиям и отвечает требованиям ВАК, рекомендуется к опубликованию».
В.П. МАЛАХОВ,
рецензент, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор
THE ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL POSITION OF THE PRESIDENT OF INDIA
M.G. ALIEVA
Annotation. In this article we spend the analysis of normative base and various works of scientists and experts in the field of a constitutional law of India to understand what place is borrowed with the President of India in system of the government, by what functions he is allocated, and to give the general representation about development of institute of the president during its becoming.
Key words. the president of India, constitutional position of the president of India, bodies of the government, executive authority, the Constitution of India.
Конституционные положения о высших органах государственной власти в Индии со времени принятия Конституция внешне не претерпели существенных изменений, хотя в них и происходит общее смещение акцентов в демократическом направлении.
Большая часть наиболее значимых из этих изменений пришлась на конец 70-х годов (42— 44-я поправки) прошлого столетия. В этом отразилась главная тенденция к общему усилению высших органов государственной власти федерации.
A.A. Мишин в своей работе 1976 г. отмечал, что в Индии существует большой разрыв между юридическим и фактическим положением высших органов государственной власти1. Поэтому важным было приведение юридического положения президента и Совета министров
в соответствие с их фактической ролью в управлении государством. Так, 42-я и 44-я поправки к ст. 74 однозначно установили обязанность президента следовать «советам» Совета министров, подчеркивая при этом чисто номинальную роль главы государства и абсолютное превосходство над ним главы правительства. 44-я поправка в ч. 3 ст. 352 впервые внесла в Конституцию термин «кабинет». Последний был определен как «Совет, состоящий из премьер-министра и других министров в ранге членов кабинета, назначенных в соответствии со ст. 75»2.
До 1976 г. Конституция не содержала такого положения, хотя в судебном порядке было установлено, что президент Индии не наделен реальной исполнительной властью, а является конституционным главой и обязан действовать
в соответствии с советом, даваемым ему Советом министром, при условии, что он располагает доверием большинства членов Народной палаты (ст. 75, п. 3). Закон о 42-й поправке 1976 г. изменил п. 1 ст. 74 с целью внести ясность в этот вопрос3.
В некоторых зарубежных изданиях также отмечается, что президент Индии является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами, однако его исполнительные полномочия закрепляются лишь формально. Его ведущая роль так же символична, как и положение британского монарха, несмотря на то что долгое время происходило много острых дискуссий по вопросу объема полномочий, принадлежащих президенту4.
Статья 53 Конституции Индии гласит: «Исполнительная власть в Союзе принадлежит Президенту». Наряду с этим основной закон не содержит подобных положений, наделяющих какие-либо другие государственные органы законодательной или судебной властью5.
Таким образом, формально президент наделен большой исполнительной властью, однако обязан следовать советам правительства. В результате практически все основные полномочия президента осуществляются от его имени Советом министров, а точнее, премьер-министром.
По Конституции президент назначает премьер-министра (им должен стать лидер большинства в Народной палате) и по рекомендации последнего назначает других министров. Министры формально находятся у власти лишь «пока это угодно президенту» (ч. 2 ст. 75), но на деле — до тех пор, пока пользуются доверием Народной палаты.
Президент созывает и распускает сессии парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распустить Народную палату. Он имеет большие законодательные полномочия, в том числе право издания указов и право законодательной инициативы. Статья 111 предоставляет главе государства отлагательное вето, когда он может потребовать от парламента вторичного рассмотрения законопроекта. Некоторые законы могут вноситься в парламент или легислатуру штата только с согласия президента. Глава государства промульгирует законы. Указы президента имеют силу закона (ч. 2 ст. 123). Если в течение шести недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
Глава государства обладает правом объявления чрезвычайного положения (ст. 352), введения президентского правления в штатах
(ст. 356) и прокламации чрезвычайного положения в области финансов (ст. 360).
В соответствии с Конституцией президент формально является главой исполнительной власти (ст. 53) и главнокомандующим вооруженными силами. Он назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и высших судов штатов, генерального прокурора, генерального аудитора и многих высших государственных служащих. Президент обладает правом помилования.
Во внешнеполитической сфере глава государства осуществляет представительские функции. Акты главы государства не требуют кон-трассигнатуры в качестве необходимого условия их действительности.
За нарушение Конституции президент может быть подвергнут процедуре импичмента (ст. 61)6. Импичмент — квазиюридическая процедура, осуществляемая парламентом. Любая из палат парламента может предъявить президенту обвинение в нарушении Конституции перед другой палатой7.
Обвинение может быть предъявлено палатой, если резолюция, содержащая предложение предъявить такое обвинение, внесена спустя 14 дней после письменного уведомления, подписанного не менее чем 1/4 общего числа членов данной палаты. После внесения и обсуждения такой резолюции она должна быть принята 2/3 голосов общего числа членов палаты.
После того как одна палата предъявила обвинения президенту, другая палата либо сама проводит расследование по обвинению, либо отдает распоряжение о его расследовании.
Президент имеет право присутствовать и быть представленным на таком расследовании. Если в результате расследования 2/3 общего числа членов палаты, перед которой было предъявлено обвинение, принимают резолюцию, провозглашающую, что обвинение, предъявленное президенту, подтвердилось, такая резолюция влечет за собой отстранение президента от должности со дня принятия резолюции. Однако такая процедура отстранения от должности президента предусмотрена не случайно, а в целях предупреждения злоупотребления парламентом этими полномочиями. Поэтому до сих пор еще ни один президент в Индии не был подвергнут процедуре импичмента8.
В ст. 70 Конституции Индии говорится, что в случае обстоятельств, не предусмотренных Конституцией, «парламент может принять меры, какие он сочтет нужными, в отношении осуществления функций президента». Это
весьма удобное своей неопределенностью положение обеспечивает правящим классам возможность контролировать деятельность главы государства.
Однако следует помнить и о том, что не очень значительная в сегодняшней политической жизни Индии роль президента может весьма существенно меняться в зависимости от соотношения сил во внутренней классовой борьбе. Так, президент тем сильнее и самостоятельнее, чем слабее положение премьер-министра и его поддержка Народной палатой. И в период правления слабого коалиционного правительства Ч. Сингха летом 1979 г. позиции президента были достаточно сильны.
Формально считается, что глава государства не связан с какой-либо политической партией или группировкой. Реально же этот государственный пост всегда занимали видные представители правящей партии9.
После президента высшим сановником Индии является вице-президент. Однако должность вице-президента как таковая не связана с выполнением каких-либо функций. В силу занимаемой должности вице-президент является председателем Совета штатов. Но если должность президента оказывается вакантной вследствие его смерти, сложения им с себя полномочий, отстранения от должности, либо по другим причинам, вице-президент действует в качестве президента до тех пор, пока не будет избран и не вступит в свою должность новый президент.
В результате фактически сложилось и конституционно оформилось явление, которое по аналогии с термином «президенциализм», можно назвать «премьер-министеризмом»10. Только вместо концентрации власти в руках президента она оказалась в руках главы правительства парламентарной республики. Надо, однако, признать, что расстановка сил, сложившаяся после выборов 1989 г. и позже, привела к ослаблению реальной власти премьер-министра, а после убийства Р. Ганди произошло снижение уровня персонализации власти в Индии.
Следует отметить, что сами индийские исследователи высказывают мнение о том, что правящие круги не заинтересованы в полном лишении президента, как резервного конституционного института, полномочий по осуществлению государственной власти, поскольку, если возникнет серьезная угроза безопасности
граждан, будет нарушен общественный порядок, подорвана мораль и система ценностей, появится необходимость, чтобы президент вмешался в государственные дела11.
Отказ от перехода пока к президентской форме правления, по мнению С.Ю. Кашкина, можно объяснить тем, что президентская система менее отзывчива к волеизъявлениям избирателей, которые во избежание кризиса принимаются правящими кругами во внимание. Учет сложности национально-этнической структуры и традиций политической культуры страны вызвал беспокойство о том, что создание президентской системы в центре может «копироваться» в штатах и привести к ненужному росту напряженности во взаимоотношениях между федерацией в целом и ее субъектами. Это также не способствовало принятию решения о смене формы правления.
Что касается президента Индии, то, по нашему мнению, его положение, очевидно, является весьма спорным. Формально глава государства выступает носителем немалых полномочий в области исполнительной власти, более того, как провозглашает Конституция, он — глава исполнительной власти. Однако на практике все основные исполнительные полномочия принадлежат правительству (Совету министров). И на деле ведущую роль в осуществлении государственной власти в Индийской республике играет именно Совет министров.
1 Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 131.
2 Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики: Учеб. пособие М.: Юрист, 1993. С. 49.
3 Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии: Пер. с англ. / Под общ. ред. М.М. Сайфулина; Вступ. ст. М.М. Сайфулина и С.Ю. Кашкина М.: Прогресс, 1986. С. 279.
4 World Enciclopedia of Political Sistems & Parties second Edition by George E. Delury / Supervised by Mare Aronson. New York; Oxford: facts on file, cop 1987. P. 479.
5 Basu Durga Das. Constitutional law of India. 4ed. New Delhi: Prentice-Hall of India, 1985. XLII. Р. 479.
6 Constitution of India.
7 Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии. С. 273.
8 Indian government and politics / A.T. Philip and K.H. Shivaji Rao/ New Delhi: Sterling publishes PVT LTD. 1981. P. 92.
9 Кашкин С.Ю. Основы государственного права Индии: Учеб. пособие. М., 1986. С. 31.
10 Там же. С. 50.
11 Там же.