Научная статья на тему 'Анализ консолидации глинистых грунтов от действия технологических нагрузок при возведении земполотна автомобильных дорог'

Анализ консолидации глинистых грунтов от действия технологических нагрузок при возведении земполотна автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
530
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / ГЛИНИСТЫЙ ГРУНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМПОЛОТНА / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / КОНСОЛіДАЦіЯ / ГЛИНИСТИЙ ГРУНТ / ТЕХНОЛОГіЧНА НАВАНТАЖЕННЯ / ЗВЕДЕННЯ ЗЕМЛЕПОЛОТНА / АВТОМОБіЛЬНА ДОРОГА / CONSOLIDATION / CLAYEY SOIL / TECHNOLOGICAL LOAD / CONSTRUCTION OF SUB GRADE / MOTOR ROAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тимофеева Л. М.

В настоящей работе проведен анализ процесса консолидации уплотнённых водонасыщенных глинистых грунтов подтапливаемой подходной насыпи мостового перехода через р. Каму, возведенной по методу «интенсивной технологии», которая заключается в устройстве дренажных продольных и поперечных прорезей для ускорения консолидации грунтов земполотна и основания, сложенного слабыми, сильно сжимаемыми водонасыщенными глинистыми грунтами различной консистенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CONSOLIDATION PROCESS OF CLAY SOILS FROM CAUSED BY THE DUTY PROCESS IN ERECTIONS THE ROAD BED OF HIGHWAYS

The analysis of consolidation process of condensed water-saturated clay soils of the floodable bridge-approach fill to the bridge across Kama River, erected by method called «Intensive technology», is presented. The method consists in the arrangement of drainage longitudinal and cross-section cuts for acceleration of consolidation of soils of the road bad and the base composed from the weak, strongly compressible water-saturated clay soils of different consistency.

Текст научной работы на тему «Анализ консолидации глинистых грунтов от действия технологических нагрузок при возведении земполотна автомобильных дорог»

УДК 624.131

Л. М. ТИМОФЕЕВА (Пермский государственный технический университет, Российская Федерация)

АНАЛИЗ КОНСОЛИДАЦИИ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ОТ ДЕЙСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗЕМПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

У данш робот проведено ан^з процесу консолвдацп ущшьнених водонасичених глинистих Iрунтiв тд-топлюваного пiдхiдного насипу мостового переходу через р. Каму, зведеного по методу «штенсивно1 технологи», яка полягае в обладнанш дренажних поздовжшх i поперечних прорiзiв для прискорення консолiдацiï Iрунтiв земполотна i основи, складеноï слабкими, сильно стискуваними водонасиченими глинистими грунтами рiзноï консистенцп.

В настоящей работе проведен анализ процесса консолидации уплотнённых водонасыщенных глинистых грунтов подтапливаемой подходной насыпи мостового перехода через р. Каму, возведенной по методу «интенсивной технологии», которая заключается в устройстве дренажных продольных и поперечных прорезей для ускорения консолидации грунтов земполотна и основания, сложенного слабыми, сильно сжимаемыми водонасыщенными глинистыми грунтами различной консистенции.

The analysis of consolidation process of condensed water-saturated clay soils of the floodable bridge-approach fill to the bridge across Kama River, erected by method called «Intensive technology», is presented. The method consists in the arrangement of drainage longitudinal and cross-section cuts for acceleration of consolidation of soils of the road bad and the base composed from the weak, strongly compressible water-saturated clay soils of different consistency.

Как показала практика строительства, интенсивность процесса фильтрационной консолидации основания зависит от гидрологических условий работы дренажных сооружений, фильтрационных свойств грунтов основания и уплотняющей нагрузки от вышележащей насыпи и технологического транспорта.

Для прогноза развития осадок слабого основания после возведения и «отдыха» земполотна и возможности осуществления работ по устройству дорожной одежды нами был выполнен анализ инженерно-геологических условий участка строительства, рассмотрены закономерности развития деформаций слабых грунтов во времени, проведены расчёты конечных осадок оснований от веса земполотна, результаты которых сопоставлены с данными геодезических наблюдений, а также расчёты несущей способности слабого основания при действии эксплуатационных нагрузок.

На основе инженерно-геологических изысканий, выполненных в 2005 г. Уралгипротран-сом, было установлено, что в основании до изученной глубины 8,0 м залегают пылеватые суглинки и глины от тугопластичной до текучей консистенции. Кровля слабых водонасы-щенных суглинков текучепластичной и текучей консистенции находится на глубине около

4,0 м, при этом их мощность в пределах изученной толщи составляет не менее 4,0 м.

По результатам расчётов при высоте насыпи Нн = 5,0...8,0 м мощность активной сжимаемой толщи по оси поперечного сечения земполотна составляет На = 12,3 м; то же по вертикали, проходящей через верхнюю бровку земполот-на, - Н = 11,75 м.

Таким образом, слабые сильно сжимаемые грунты находятся в пределах активной зоны деформаций, причём их мощность превышает 4,0 м, так что в соответствии с п. 6.24 СНиП 2.05.02-85* [6] основания относятся к слабым.

При устройстве земполотна на слабых основаниях могут быть рассмотрены различные решения [6], включающие как разработку методов усиления основания, так и применение специальных технологий, ускоряющих процессы консолидации и улучшающие прочностные показатели слабых грунтов (методы интенсивных технологий).

Наиболее простой способ возведения зем-полотна на слабом основании представляет собой ускорение осадки основания с помощью временной пригрузки. Такой метод требует тщательного расчёта всех этапов консолидации и правильного определения величины пригруз-ки, после снятия которой нагрузка на кровлю слабого слоя (с учётом эксплуатационной на© Тимофеева Л. М., 2010

грузки) не должна превышать несущую способность основания (формула (3) [4]). Именно этот вид устройства земполотна и был выбран в качестве основного на рассматриваемом участке. При этом предусматривалась организация постоянных наблюдений за деформациями насыпи и основания (п. 5 [4]).

Принятие того или иного конструктивно-технологического решения зависит как от экономических показателей строительства, так и (в первую очередь) от физико-механических свойств грунтов, слагающих основание. По данным лабораторных испытаний образцов грунтов ненарушенной структуры, компрессионный модуль деформации мягко-, текучепла-стичных и текучих суглинков и глин в пределах давлений 1,0... 2,0 кГс/см2 изменяется от Ек = 1,4 МПа до Ек = 1,8 МПа, угол внутреннего трения ф = 5°. 16°, сцепление С = 0,010.0,018 МПа, т. е. эти грунты относятся к сильносжи-маемым с очень низкой прочностью. Расчётное сопротивление таких грунтов при проектировании искусственных сооружений - Яо = 0.

При использовании метода их уплотнения временной нагрузкой (пригрузом) в процессе консолидации можно достичь более высоких прочностных и деформативных показателей. Следует иметь в виду, что основание в процессе эксплуатации будет работать на кривой повторной компрессии, т.е. величина компрессионного модуля выше первичного модуля и соответствует меньшим значениям коэффициентов пористости, а параметры сдвига соответствуют параметрам, полученным при данном давлении в условиях консолидировано-дренированного состояния.

Повторные изыскания были проведены в 2008 г. после построечного уплотнения грунтов земполотна и основания. Образцы грунтов отбирались в местах расположения предыдущих скважин.

В процессе обработки опытных данных были построены кривые консолидации по методу Тэйлора в соответствии с ГОСТ 12248-96 [2] с целью определения параметров фильтрационной консолидации: коэффициентов консолидации су , времени ¿90 и полной консолидации ^00 , а также определения начала фильтрационной консолидации.

Испытания на консолидацию проводились при давлении Р = 0,05 МПа (0,05 кГс/см2), что не соответствует реальному давлению на кровлю слабого слоя, особенно учитывая вторичную консолидацию. Как показано в [1, 3], при одинаковых начальных состояниях кривые

консолидации при малых давлениях (0,05.0,2 МПа) подобны и получаемые значения времени консолидации образцов отличаются незначительно.

Нами по результатам испытаний были заново построены кривые консолидации по методу Тэйлора (Vt) (для определения начала фильтрационной консолидации) и по методу Казагран-де (lgt) для определения конца фильтрационной консолидации и начала вторичной (пластической) консолидации [1].

На основе анализа результатов испытаний было установлено, что одновременно с фильтрационной консолидацией протекает пластическая консолидация, в процессе которой в ряде опытов происходила просадка грунта, что означало разрушение его структуры (наличие сдвиговых деформаций). Кроме того, полученные данные подтвердили, что мы имеем дело с повторной компрессией. Поэтому испытания на консолидацию при малых давлениях не дают возможности получить достоверные характеристики фильтрационной консолидации.

Полученные нами параметры кривых консолидации, приведенные в табл. 1, показали большой разброс значений коэффициентов и времени консолидации слабых грунтов, вне зависимости от значений показателя текучести IL, содержания глинистых частиц (q < 0,005) и числа пластичности 1р.

По данным проф. Маслова Н. Н. [3], время фильтрационной консолидации Тн реального слоя глинистого грунта мощностью Н по отношению ко времени консолидации th опытного образца высотой h находится в степенной зависимости - Тн = (H/h)n t100. Показатель степени «n» зависит от числа пластичности Ip и показателя текучести IL глинистого грунта.

Н. Н. Маслов на основе многочисленных исследований построил графики этих зависимостей, приведенные в [3]. По этим графикам для грунтов мягко- и текучепластической консистенции нами были приняты значения показателей степени соответственно n = 1,6 и n = 1,7.

По данным обработки лабораторных испытаний, величины времени полной консолидации слабого основания для участков с аналогичными грунтовыми условиями зависят от высоты земполотна и размеров активной и расчётной сжимаемой толщи.

Об окончании процесса консолидации можно также судить по сопоставлению теоретических и фактических значений осадок.

Расчёты осадок проводились в соответствии лотна для средней величины показателя теку-с рекомендациями «Пособия» [4] по прибли- чести = 0,75: модуль деформации Е = 10,0

жённой формуле (38) и по методу Лобанова [5].

Для проведения приближённых расчётов осадок и прочности основания опытного участка нами были приняты по приложению Л.7 пособия [4] с учётом приложения 1 СНиП 2.02.0183* [7] следующие значения механических параметров слабых грунтов основания и земпо-

МПа; угол внутреннего трения ф = 12°; удельное сцепление С = 10 кПа.

По расчёту полная осадка насыпи высотой 8,0 м по оси земполотна составила 68,0 см, при учёте движения тяжёлого автотранспорта она возросла до 98,0 см.

Параметры кривых консолидации грунта при Р = 0,05 МПа

Таблица 1

№ скважины ИГЭ Г 90 (корень) Г90 Г100 (лог.) Г50 (лог) Г100 Г50

С1, Н = 7,3 4 1,206 1,454 1,778 0,643 60,0 4,40

С2, Н = 4,5 4 3,55 12,603 2,495 1,3395 312,61 21,85

С2, Н = 6,0 4 2,862 8,191 1,165 0,4305 14,62 2,69

С2, Н = 7,5 4 0,966 0,933 2,079 1,2115 119,95 16,27

С2, Н = 8,5 5 1,09 1,188 3,010 0,8785 1023,30 7,56

С3, Н = 4,6 4а 1,942 3,771 2,258 0,499 181,13 3,155

С3, Н = 7,0 4а 1,332 1,774 3,028 1,6305 1066,60 42,71

С3, Н = 8,2 2 4,14 17,140 0,902 1,4675 29,34 7,98

С4, Н = 3,5 4а 2,08 4,326 2,145 1,0265 139,64 10,63

С4, Н = 6,3 4 1,84 3,386 1,874 0,3475 74,92 2,23

С5, Н = 4,0 4 1,098 1,206 3,057 0,699 1140,25 5,0

С5, Н = 5,3 4 1,228 1,508 2,611 0,979 408,32 9,53

С5, Н = 6,6 4а 1,102 1,214 1,700 1,176 50,19 15,0

С6, Н = 4,0 4 1,73 2,993 1,400 0,216 25,19 1,64

С6, Н = 5,0 4а 1,942 3,771 2,415 0,3705 260,02 2,35

С6, Н = 8,0 5 2,1 4,410 1,378 0,3405 23,88 2,19

С7, Н = 3,0 2а 1,774 3,147 2,507 0,3705 321,37 2,35

С7, Н = 5,0 2а 2,818 7,941 1,032 0,374 10,76 2,37

С7, Н = 7,0 4а 2,086 4,351 1,387 0,2605 24,38 1,82

С8, Н = 3,0 4а 2,534 6,421 1,966 0,506 92,47 3,21

С8, Н = 4,0 4 2,286 5,226 2,025 0,301 105,92 2,0

С8, Н = 5,0 4 2,528 6,391 1,577 0,682 37,76 4,81

С8, Н = 5,7 4а 2,43 5,905 2,230 0,72 169,82 5,25

С9, Н = 7,0 4а 1,964 3,857 2,279 0,2115 190,11 1,63

С9, Н = 8,3 4а 2,376 5,645 1,189 0,327 15,45 2,12

С9, Н = 8,7 4 1,502 2,256 2,542 0,942 348,34 8,75

С9, Н = 10,0 4а 1,878 3,527 2,947 0,477 885,12 3,0

С10, Н = 7,3 4 1,872 3,504 2,845 2,134 699,84 136,1

С10, Н = 9,0 4 2,044 4,178 2,873 0,5625 746,45 3,65

С10, Н = 10,0 4а 2,754 7,585 2,201 0,4215 158,85 2,64

Теоретические величины осадок были сопоставлены с фактическими значениями, полученными с помощью осадочных марок. Марки для измерения вертикальных перемещений устанавливались по оси земполотна и на расстояниях около 3,0 м справа и слева от неё. Марки для измерения горизонтальных перемещений располагались на расстоянии 2,0 м от подошвы насыпи на глубине 0,5...1,0 м от поверхности земли. Наблюдения за осадками проводились постоянно в процессе послойной отсыпки насыпи и после ее возведения на полную высоту на протяжении нескольких месяцев.

Значения горизонтальных перемещений верхнего слоя основания за пределами насыпи оказались незначительными, сопоставимыми с точностью измерений.

Графики развития вертикальных перемещений показывают, что наиболее значительные осадки были получены по оси земполотна в процессе его возведения примерно через пятнадцать дней после укладки каждого слоя. Затем в течение месяца происходила их стабилизация, и от октября до марта следующего года дальнейший рост осадок не наблюдался. В середине марта по готовому участку земполотна был пущен построечный транспорт, вызвавший дальнейшее увеличение осадок, соответствующее возросшим нагрузкам. При этом стабилизация осадок в связи с динамическим и кратковременным характером транспортных нагрузок оказалась более длительной - в течение двух месяцев. Это означает, что дальнейший рост нагрузок приводит к увеличению осадок и сроков консолидации.

По данным натурных наблюдений были получены следующие значения осадок: в начале опытного участка полная осадка составила 22,0 см, в середине - достигла значительной величины 58,0.62,0 см.

Как видно, наблюдаемые и рассчитанные величины осадок от собственного веса насыпи оказались близки.

На границе опытного участка и участка, возведенного без применения рассматриваемой технологии, произошло разрушение основания

с образованием трещины сдвига на поверхности земполотна.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что одновременно с процессом фильтрационной консолидации вследствие вторичной консолидации происходит пластическая консолидация, которая для слабых грунтов сопровождается потерей прочности основания - разрушением структуры грунта.

Применение «интенсивной технологии» для ускорения консолидации грунтов земполотна и водонасыщенного основания, используемой на объектах транспортного строительства, позволило значительно повысить плотность и увеличить прочностные и деформативные параметры глинистых грунтов и сократить сроки консолидации оснований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гольдштейн, М. Н. Механические свойства грунтов (Напряжённо-деформативные и прочностные характеристики) [Текст] / М. Н. Гольдштейн. - М.: Стройиздат, 1979. - 304 с.

2. ГОСТ 12248-96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости [Текст].

3. Маслов, Н. Н. Механика грунтов в практике строительства (оползни и борьба с ними) [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Ма-слов. - М.: Стройиздат, 1977. - 320 с.

4. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах [Текст]: Министерство транспорта РФ / Федеральное дорожное агентство. - М., 2004. - 252 с.

5. Проектирование и строительство автомобильных дорог [Текст]: справочник / под ред. В. Й. Заворицкого. - К.: Техника, 1996. - 383 с.

6. СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги [Текст] / Минстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1997. - 55 с.

7. СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений [Текст] / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1999. - 48 с.

Поступила в редколлегию 16.04.2010. Принята к печати 23.04.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.