Научная статья на тему 'Анализ конкурентной среды российского рынка ипотечного жилищного кредитования'

Анализ конкурентной среды российского рынка ипотечного жилищного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / COMPETITIVE BEHAVIOR / ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / MORTGAGE HOUSING CREDIT / РЫНОК ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / MARKET OF MORTGAGE HOUSING CREDITING / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА / COMPETITIVE STRATEGY OF THE BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузикова Людмила Александровна

Дано обоснование актуальности исследования конкуренции на российском рынке ипотечного жилищного кредитования и возможных направлений использования результатов анализа. Выявлены особенности конкуренции на исследуемом рынке. Изложена методика анализа и дана оценка современного состояния конкуренции. Сделаны выводы относительно тенденций ее развития и конкурентного поведения участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of competition environment in the russian market of mortgage housing crediting

In the paper the relevance of competition study in the market of mortgage housing crediting in Russia is justified and the possible uses of the analysis results are shown, features of competition in the mentioned market are revealed, the procedure of analysis is described, assessments of the current competitive situation and conclusions about its trends and the competitive behavior of market participants are done.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентной среды российского рынка ипотечного жилищного кредитования»



УДК 336.774

Л.А. Гузикова

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

L.A. Guzikova

ANALYSIS OF COMPETITION ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN MARKET

OF MORTGAGE HOUSING CREDITING

Дано обоснование актуальности исследования конкуренции на российском рынке ипотечного жилищного кредитования и возможных направлений использования результатов анализа. Выявлены особенности конкуренции на исследуемом рынке. Изложена методика анализа и дана оценка современного состояния конкуренции. Сделаны выводы относительно тенденций ее развития и конкурентного поведения участников рынка.

КОНКУРЕНЦИЯ. КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ. РЫНОК ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ БАНКА.

In the paper the relevance of competition study in the market of mortgage housing crediting in Russia is justified and the possible uses of the analysis results are shown, features of competition in the mentioned market are revealed, the procedure of analysis is described, assessments of the current competitive situation and conclusions about its trends and the competitive behavior of market participants are done.

COMPETITION. COMPETITIVE BEHAVIOR. MORTGAGE HOUSING CREDIT. MARKET OF MORTGAGE HOUSING CREDITING. COMPETITIVE STRATEGY OF THE BANK.

Российская система ипотечного жилищного кредитования сформирована на основе американской двухуровневой модели, включающей рынок ипотечных жилищных кредитов и рынок ипотечных ценных бумаг, предназначенный для рефинансирования выданных кредитов. В современном виде рынок ипотечного жилищного кредитования существует в России с 2005 г. К этому

времени сформировалась нормативно-правовая база ипотечных взаимоотношений, определился круг участников и их функции [2].

Совокупный объем задолженности по ипотечным жилищным кредитам по итогам 2012 г. составил 3,19 % от ВВП. Динамика объема задолженности по ипотечным жилищным кредитам представлена на рис. 1.

Млн руб. 2,5

2,0

1,5

1,0

0,0 H—~~—I——I—^—I—^—I—^—I—^—I—^—I—^—I—^^^

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Динамика объема задолженности по ипотечным жилищным кредитам (данные по годам на 1 января) [10]

Значительная часть времени существования российского рынка ипотечного кредитования пришлась на период финансово-экономического кризиса и посткризисного восстановления. Сегодня последствия кризиса можно считать преодоленными: рост объема ипотечной задолженности продолжился, ежегодные объемы выдачи ипотечных жилищных кредитов растут, банки предлагают новые ипотечные программы и ипотечные кредитные продукты [7].

В одной из предыдущих работ мы показали, что максимальное увеличение благосостояния общества не может быть обеспечено ни в условиях монополии, ни в условиях совершенной конкуренции на кредитном рынке, а достигается при некотором промежуточном уровне конкуренции [2].

Анализ современного состояния конкурентной среды рынка ипотечного жилищного кредитования должен позволить:

1) оценить процессы, происходящие на этом рынке, и выявить перспективы его развития с позиции общественного благосостояния;

2) выявить взаимосвязи этого рынка и характеристик банковской системы;

3) сформировать базу для разработки стратегических решений по ведению бизнеса на этом рынке для отдельных банков [8].

Особенности конкуренции на рынке ипотечных жилищных кредитов. Рынок ипотечного жилищного кредитования является сферой конкуренции коммерческих банков. Отличительные особенности банковской конкуренции выявлены М.Н. Бабаяном:

- более высокая цена успеха в конкурентной борьбе по сравнению с товарными рынками и иными финансовыми рынками;

- более выраженный социальный характер по сравнению с конкуренцией на иных финансовых рынках.

- существование такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах;

- «узость поля» конкурентной борьбы, обусловленная ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и являющаяся следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью;

- широкое и жесткое регулирующее воздействие со стороны государства, включающее банковский надзор [3].

Функционирование российского рынка ипотечного жилищного кредитования происходит под воздействием факторов, характерных для развивающихся экономик. Особо следует отметить изначально завышенные социальные ожидания, связанные с ипотечным кредитованием как инструментом решения крайне острой жилищной проблемы, и низкий уровень доходов населения, ограничивающий потенциал роста рынка. Фактически на рынке ипотечного жилищного кредитования банки конкурируют за ограниченное число кредитоспособных клиентов, но при этом стремятся увеличить объемы кредитования и число выдаваемых кредитов за счет либерализации требований к заемщикам.

Классическим результатом конкурентной борьбы является снижение цены (в случае кредитного рынка - процентной ставки), однако российскими банками снижение стоимости кредита как инструмент конкурентной борьбы используется ограниченно.

В табл. 1 приведены процентные ставки банков-лидеров рынка ипотечного жилищного кредитования по кредитам, выдаваемым на покупку жилья на вторичном рынке. Как правило, более низкие ставки применяются при небольших сроках кредитования.

Число кредитных организаций в России имеет тенденцию к сокращению. К 01.01.2013 г. оно уменьшилось по сравнению с 01.01.2009 г. на 13,72 % и составило 667. При этом доля банков, выдающих ипотечные жилищные кредиты, составила 69,77 % в общем количестве кредитных организаций, а их число увеличилось на 10,8 % по сравнению с 01.01.2009 г.

Характерной особенностью российских банков является отсутствие специализации по видам и направлениям деятельности, поэтому подавляющее большинство участников рынка ипотечного жилищного кредитования сочетают эту деятельность с работой на других финансовых рынках и, по нашему мнению, зачастую не принимают во внимание специфические особенности ипотечного жилищного кредитования, выявленные в одной из наших предшествующих работ.

Таблица 1

Процентные ставки по ипотечным жилищным кредитам на покупку жилья на вторичном рынке в 2012 г. [9]

Банк Ставка в рублях Ставка в иностранной валюте

минимум максимум минимум максимум

Сбербанк 12,25 14,0 10,1 12,1

ВТБ 24 9,9 17,95 8,95 14,15

Газпромбанк 12,0 14,3 10,5 11,5

Дельтакредит 10,5 19,25 7,25 15,25

Росбанк 11,75 19,75 9,0 16,5

Связь-Банк 10,5 15,0 - -

Уралсиб 12,0 13,5 - -

Ипотечное жилищное кредитование одновременно обладает характеристиками четырех широко применяемых видов кредитования, выделяемых на основе разных классификационных признаков:

- долгосрочного кредитования;

- кредитования физических лиц;

- целевого кредитования;

- кредитования под залог.

Конкурентное поведение участников рынка ипотечного жилищного кредитования находится под воздействием факторов, характерных для каждого из вышеперечисленных видов.

Перечислим следующие специфические особенности ипотечного жилищного кредитования, влияющие на конкурентное поведение участников рынка. Это:

- социальная значимость;

- сложность и неоднородность информационного поля, в рамках которого совершаются сделки;

- особенности поведения заемщиков и механизмов принятия заемщиками решений, обусловленные тем, что жилье является базовой составляющей жизнеобеспечения человека и по ряду потребительских свойств не имеет заменителей;

- узкое целевое назначение кредита;

- узкий круг объектов залога;

- зависимость стоимости целевых объектов и объектов залога, являющихся товарами одного и того же рынка, от одних и тех же факторов;

- способность целевых объектов и объектов залога сохранять свои основные потребительские свойства длительное время;

- возможность существенного изменения потребительских свойств целевого объекта и объекта залога под воздействием индивидуальных факторов, не влияющих на другие объекты того же рода;

- возможность обеспечения дополнительной защиты прав залогодержателя через государственную регистрацию залога [4].

Для анализа состояния конкуренции на российском рынке ипотечного жилищного кредитования использована методика, предложенная Г. Л. Багиевым и Е.Л. Богдановой [5] и адаптированная нами для анализа конкуренции в финансовой сфере, в частности на кредитном рынке [6].

Методика включает следующие шаги.

1. Оценка конкуренции по динамике рынка.

На данном этапе анализируется динамика

общего объема рынка, определяемая совокупным объемом кредитов, выданных в течение сопоставимого периода (года). Предполагается, что на активно растущем рынке конкуренция слабее, чем на рынке, находящемся в стадии стагнации или сжатия. Фактическая динамика рынка сопоставляется со средними значениями, определяемыми по ретроспективным данным.

2. Оценка конкуренции по рентабельности рынка.

Рентабельность рынка кредитов для целей анализа характеризуется средневзвешенным уровнем процентной ставки, который сопоставляется с историческими нижней и верхней границами. Предполагается, что более низкий уровень процентной ставки соответствует более высокому уровню конкуренции.

3. Оценка конкуренции по динамике рыночных долей.

С точки зрения финансовых результатов участников рынка их рыночные доли следует рассчитывать на основании объемов выданных ипотечных жилищных кредитов. Доляj-го банка, рассчитанная на основании объема выданных кредитов, равна:

Sj = Cj /ЁCi

1 = 1

= /1<

Uс = 1 -

Ё (S - Sm )2

i = 1

N

Sm

U, = 1 --

Ё (S - Sm )2

N Sm

рынка или совокупный охват клиентской базы соответствующего числа крупнейших участников, и индекс Херфиндаля-Хиршмана как по долям рынка, так и по долям клиентской базы, выраженным в процентах:

N

N

где N - число банков - участников рынка; С -объем ипотечных жилищных кредитов, выданных j-м участником в анализируемом периоде;

N

У С1 - объем рынка в исследуемом периоде.

Учитывая социальную значимость ипотечного жилищного кредитования, рыночные доли участников следует также определять и на основе охвата клиентской базы, т. е. по числу выданных кредитов. Доля 7'-го банка, рассчитанная на основании числа выданных кредитов, равна:

1 = 1

где с - число ипотечных жилищных кредитов, выданных j-м участником в анализируемом пе-

N

риоде; У с1 - фактический объем клиентской

1 = 1

базы в исследуемом периоде.

Предполагается, что интенсивность конкуренции тем выше, чем ниже коэффициент вариации и рыночных долей участников в анализируемом периоде. Показатели, характеризующие уровень конкуренции на базе объема и числа выданных кредитов, могут быть рассчитаны по формулам

IHHS = Ё Sj и IHHS = Ё s;2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j = 1 j = 1

Рост этих показателей свидетельствует об усилении монополизации рынка и снижении уровня конкуренции.

5. Факторный анализ рыночных долей.

Изменение показателей рыночной доли и доли клиентской базы конкретного банка может происходить под влиянием внутренних и внешних факторов. Рост этих показателей может являться результатом целенаправленных действий самого банка, а может быть следствием ослабления деятельности конкурентов. Уменьшение вышеуказанных показателей также может быть обусловлено как сокращением собственных усилий банка в борьбе за клиентов и рыночную долю, так и усилением давления со стороны конкурентов. Для выявления причин изменения показателей и установления их относительной значимости следует использовать факторный анализ.

Изменение доли охвата клиентской базы j-го банка можно представить в виде:

AS, = Aj + bSj,

где AS, - изменение, обусловленное собственными действиями банка; AS, - изменение, обусловленное действиями конкурентов.

В предположении о равенстве силы влияния внутренних и внешних факторов можно записать:

AS, = 0,5

ASj + С' / С, /

( N \

С'+ЁCl l = 1

l * j J

- CJ/

N

c,+ЁC'

l = 1

l * j J

где Бт = - средняя величина доли рынка.

4. Анализ степени монополизации рынка.

Состояние конкурентной среды на рынке ипотечного кредитования и степень его монополизации можно оценить, рассчитав показатели концентрации, показывающие совокупную долю

AS= 0,5

ASj + c, /

-Cj /

N Л

с, + Ё С

l=1

V l *j J

N

С+Ё Cl

l = 1

l * j

1 = 1

s

Аналогично можно провести анализ факторного влияния собственных действий банка и действий его конкурентов на изменение его доли клиентской базы.

Изменение доли охвата клиентской базы j-го банка можно представить в виде: Дь, = Д? , + Д?,,

где Д?, - изменение, обусловленное собственными действиями банка; ДSj - изменение, обусловленное действиями конкурентов.

В предположении, что сила влияния внутренних и внешних факторов равна, можно записать:

(

N \

(

N \

Д, = 0,5 ^ + с- / с-+Е с1 1 — 1 - с, / 1—т

= 1 1 1 *, V 1=1 1 1 *, V

N \

N \

д?,=о,5 ^ +с,/ 1—1 - с- / с-+Е с1 1—т

= 1 1 1 *, V 1=1 1 1 *, V

С,

Б'

I, = — -1,

]

где величины С-, Б-, с-, относятся к анализируемому периоду, а С,, Б,, с,, - к базисному.

Для оценки доли рынка, занимаемой ,-м банком, необходимо сопоставить ее со средним значением: если Б,- < доля рынка оценивается как низкая, если Б,- > 1/N, то банк имеет высокую долю рынка.

Для оценки темпа изменения объема выданных кредитов ,-го банка необходимо сопоставить ее с темпом изменения объема рынка в целом: если ^ < ТС, то банк имеет низкий темп роста, а

если ^ > ТС, то темп роста оценивается как вы-

N

N

Внутренние факторы рассматриваются как направления повышения качества управления коммерческим банком, а внешние - как направления сопротивления внешней среды, которые должны быть учтены как угрозы, влияющие на успешность реализации стратегии банка.

6. Определение стратегических конкурентных позиций.

Для каждого банка можно рассчитать следующие показатели: - темп изменения объема выданных ипотечных С'

С } 1 кредитов I- =—— 1;

" ¿5 ! Л

- темп изменения рыночной доли I- =-*--1;

- темп изменения клиентской базы банка

!

с,

1С -1;

- с- темп изменения доли клиентской базы

сокий, где ТС = ^ С- / ^ С, -1 - темп измене-

-=1 , = 1

ния рынка в целом.

Для оценки доли клиентской базы, охватываемой ,-м банком, необходимо сопоставить ее со средним значением: если < 1/^, доля клиентской базы оценивается как низкая, если > 1Ш, то банк имеет высокую долю охвата клиентской базы.

Для оценки темпа изменения доли клиентской базы ,-го банка необходимо сопоставить ее с темпом изменения клиентской базы в целом: если < Тс, то банк имеет низкий темп роста, а

если > Тс, то темп роста оценивается как вы-

N N

сокий (где Тс = ^ с- / ^ с ■ -1 - темп изменения

, = 1 ,=1

клиентской базы).

По результатам оценки долей и темпов их изменения для всех банков можно составить конкурентные карты рынка, которые позволяют выявить позитивные направления изменения для каждой из четырех конкурентных позиций. На рис. 2 эти направления указаны стрелками.

Рыночная позиция

Сильная Слабая

Изменение рыночной позиции Улучшение 1 2

Ухудшение 3 4

Рис. 2. Конкурентная карта рынка

Современное состояние конкуренции. Последовательное выполнение шагов описанной выше методики позволило получить следующие результаты.

На 01.01.2013 г. средневзвешенные значения процентных ставок по выданным ипотечным жилищным кредитам составляли 12,8 % по рублевым кредитам и 9,7 % по кредитам в иностранной валюте.

Исторические минимальное и максимальное значения средневзвешенных процентных ставок составляют, соответственно, для кредитов, выданных в рублях, 11,9 % (IV квартал 2011 г.) и 14,6 % (III квартал 2009 г.), а для кредитов в иностранной валюте 9,6 % (III квартал 2011 г.) и 13,5 % (III квартал 2009 г.).

Близость текущих ставок к нижней исторической границе позволяет сделать вывод об усилении конкуренции на рынке. Такой вывод хорошо согласуется с данными о динамике числа кредитных организаций и доли банков, участвующих в рынке ипотечного жилищного кредитования.

На рис. 3 представлена динамика объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов. После резкого спада, имевшего место в 2009 г., в 2011 г. объем выданных кредитов превысил докризисный уровень и продолжил рост в 2012 г.

Прирост объема выданных кредитов в 2012 г., по сравнению с предыдущим годом, составил 43,5 %, а прирост числа выданных кредитов был равен 32,1 %. В течение всего времени существования рынка ипотечного жилищного кредитования его сжатие имело место только в 2009 г., когда объем выданных кредитов сократился по сравнению с предшествующим годом на 76,7 %,

а число выданных кредитов - на 62,7 %. Средние темпы роста, рассчитанные за период 2006-2012 гг. составили по объему кредитования 129,7 %, по числу кредитов 61,1 %. Приведенные данные позволяют оценить состояние рынка ипотечного жилищного кредитования как позиционный рост при умеренном уровне конкуренции.

Показатель интенсивности конкуренции по рыночной доле имеет отрицательные значения. Это позволяет сделать вывод, что на рынке существует олигопольная структура, характеризующаяся наличием лидирующей группы, резко отличающейся по рыночным долям и долям клиентской базы от большинства участников рынка.

Волатильность лидирующей группы из десяти банков характеризуется следующими показателями обновления: 2010 г. - 50 %, 2011 г. -40 %, 2012 г. - 30 %, что подтверждает вывод о существовании группы олигополистов и отражает процесс ее стабилизации. В течение последних трех лет первая тройка остается неизменной. Наибольшую рыночную долю как по объему, так и по числу выданных кредитов имеет Сбербанк, затем ВТБ 24, а замыкает тройку Газпромбанк. Отметим, что эти банки имеют высокую долю государственного участия в капитале.

Сбербанк является лидером на протяжении всего времени существования рынка, но его доля имеет тенденцию к снижению. В 2010 г. его доля по объему выданных кредитов составила 49 %, в 2011 г. - 44,7 %, в 2012 г. - 43,3 %.

На рис. 4 показана динамика рыночных долей крупнейших банков по объемам выданных кредитов.

Млн руб 1,2

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 3. Динамика совокупного объема выданных ипотечных жилищных кредитов [10]

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 60 50 40 30 20 10 0

-X

- Доля Сбербанка, % -Доля ВТБ24, %

- Доля Газпромбанка

■ Доля госбанков в объеме выдачи

2010

2011

2012

Рис. 4. Динамика рыночных долей крупнейших банков по объемам выданных кредитов

Расчеты рыночных долей были проведены для 45 банков по данным за 2010 и 2011 гг. В табл. 2 показаны рыночные доли лидеров по объему выданных ипотечных жилищных кредитов и показатели концентрации, отражающие совокупные доли двух и трех ведущих банков.

Рост показателей концентрации свидетельствует о снижении уровня конкуренции и подтверждает вывод о формировании на рынке группы олигополистов. Эта тенденция еще более явно проявляется при оценке по числу выданных кредитов: в 2010 и 2011 гг. показатель концентрации СЯ3 составил соответственно 80,3 и 81,5 %.

Выявленная тенденция не подтверждается динамикой значений индекса Херфиндаля-Хиршмана по объему и по количеству выданных кредитов, отраженной в табл. 3. Однако динамика индекса

Херфиндаля-Хиршмана может быть объяснена перераспределением долей внутри лидирующей группы, которое является более значительным, чем изменение долей мелких участников рынка.

Анализ изменения рыночных долей показал, что для всех без исключения банков, кроме лидирующей тройки, как в положительных, так и в отрицательных изменениях рыночных долей по объему выданных кредитов и по их количеству, влияние внутренних факторов является определяющим. Влияние внешних факторов выражено слабо. С позиций проводимого исследования основными внутренними факторами являются доступ к долгосрочным кредитным ресурсам, который для большинства средних и мелких банков в результате финансового кризиса оказался затруднен, и политика в отношении риска.

Таблица 2

Доли лидирующих банков по объему выданных кредитов и показатели концентрации, %

Год Лидирующие банки Показатели концентрации

Сбербанк ВТБ 24 Газпромбанк СК2 СЯ3

2010 49,0 8,3 4,4 57,3 61,7

2011 44,7 11,2 6,4 55,9 62,3

2012 43,3 15,3 6,2 58,6 64,8

Таблица 3

Значения индекса Херфиндаля-Хиршмана

Тип показателя 2010 2011 2012

По объему выданных кредитов По числу выданных кредитов 3610 4643 3095 4216 3066 3871

Таблица 4

Рыночные доли и прирост объема кредитования в 2012 г.

Банк Доля рынка, % Изменение доли рынка Прирост объема кредитования, % (2012 г. по сравнению с 2011 г.)

в 2012 г. в 2011 г.

Сбербанк 43,31 44,73 -1,42 38,96

ВТБ 24 15,32 11,21 4,11 96,07

Газпромбанк 6,24 6,37 -0,13 40,51

Дельтакредит 2,20 2,53 -0,33 24,75

Росбанк 1,71 1,82 -0,11 34,80

Связь-Банк 1,50 1,3 0,2 60,25

Уралсиб 1,36 1,34 0,02 45,56

Возрождение 1,15 1,28 -0,13 28,97

Ак Барс 1,02 0,66 0,36 18,84

Ханты-Мансийский банк 0,98 0,93 0,05 17,49

В лидирующей тройке ситуация следующая. Снижение доли Сбербанка по объему выданных кредитов в большей мере объясняется внешними факторами, обусловливающими более 55 % изменения. Рост рыночной доли ВТБ 24 на 88 % объясняется внутренними факторами, а рост рыночной доли Газпромбанка объясняется внутренними факторами на 93 %. По числу выданных кредитов снижение доли Сбербанка объясняется внешними факторами на 66 %, а рост долей ВТБ 24 и Газпромбанка объясняется внутренними факторами на 90 и 96 % соответственно.

При составлении конкурентной карты рынка ипотечного жилищного кредитования принимались во внимание только банки, входящие в первую десятку. В табл. 4 приведены результаты расчета рыночных долей этих банков по объемам кредитования и приростов объемов кредитования в 2012 г.

Следует отметить, что по размеру чистых активов банки лидирующей группы различаются весьма существенно, занимая в рейтинге по итогам 2012 г. места в промежутке от первого (Сбербанк, 13 823 199,61 млн р.) до 68-го (Дель-такредит, 79 988,9 млн р.).

На основании данных табл. 4 можно заключить, что сильная конкурентная позиция в настоящее время имеется только у Сбербанка

и ВТБ 24, так как их рыночные доли превышают среднее значение. При составлении конкурентной карты Газпромбанк был условно отнесен к банкам с сильной позицией, так как его доля почти втрое превышает долю следующего за ним банка Дельтакредит.

Все банки лидирующей десятки в 2012 г. увеличили объем кредитования, но улучшение конкурентной позиции продемонстрировали только ВТБ 24, Связьбанк, Уралсиб, Ак Барс и Ханты-Мансийский банк, чьи темпы прироста превышают прирост объема рынка в целом.

Полученная конкурентная карта представлена на рис. 5.

1 2

¡8 Я К 13 О Улучшение ВТБ 24 Связь-Банк Уралсиб АК Барс Ханты-Мансийский банк

Я

О и

3 4

к я я а я я а ч у и Сбербанк Газпромбанк Дельтакредит Росбанк Возрождение

К У

Рис. 5. Конкурентная карта лидирующей группы рынка ипотечного жилищного кредитования по результатам 2012 г.

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 5(180) 2013

Таким образом, несмотря на ограниченность клиентской базы, сегодня российский рынок ипотечного жилищного кредитования - это новый быстрорастущий рынок.

К настоящему времени на рынке сформировалась четко выраженная олигопольная структура. Группу олигополистов составляют банки с государственным участием, которые конкурируют между собой с применением неценовых методов, следствием чего является перераспределение их долей на фоне общего усиления

концентрации на рынке и поддержания высокого уровня процентных ставок.

Возможности аутсайдеров, совокупная доля которых составляет менее трети рынка, оказывать влияние на собственные позиции на рынке и на его характеристики в настоящее время незначительны.

Сложившаяся на рынке конкурентная ситуация не обеспечивает повышения доступности ипотечных жилищных кредитов и потенциально способствует запуску механизмов негативного отбора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Косарева, Н.Б. Основы ипотечного кредитования [Текст] / Н.Б. Косарева. М.: Инфра-М, 2007.

2. Гузикова, Л.А. Влияние межбанковской конкуренции на доступность кредита [Текст] / Л.А. Гузикова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 1 (75). С. 214-217.

3. Бабаян, М.Н. Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках [Текст] / М.Н. Бабаян. Режим доступа: http://www.cfm.ru/bandurin/article/sbin08/03. shtml: 17.04.2013.

4. Гузикова, Л.А. Специфичность ипотечного жилищного кредитования как объекта экономических исследований [Текст] / Л.А. Гузикова // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: сб. науч. тр. XIV Междунар. науч.-практ. конф, 27-29 октября 2009 г. С. 219-221.

5. Багиев, Г.Л. Маркетинг-статистика [Текст] / Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова. М., 2000. 108 с.

6. Козловская, Э.А. Основы формирования стратегии коммерческого банка на рынке ипотечного кре-

дитования [Текст] / Э.А. Козловская, Л.А. Гузикова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 5(64). С. 227-233.

7. Guzikova, L. Mortgage housing crediting in Russia: crisis overcoming and further development perspectives [Text] / L. Guzikova // Proceedings of the 8 International Conference on Applied Financial Economics. Samos Island, Greece. 30 June-02 July, 2011. Vol. 1. P. 523-531.

8. Guzikova, L. Competition Analysis of Mortgage Housing Credit Market in Russia [Text] / L. Guzikova // Finance, Management & Marketing. Abstracts. Eleventh Annual International Conference on Business: Accounting, Finance, Management & Marketing. 1-4 July 2013, Athens, Greece. P. 44.

9. [Электронный ресурс] : офиц. сайт Банка России. Режим доступа: www.cbr.ru

10. [Электронный ресурс] : офиц. сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Режим доступа: www.ahml.ru

REFERENCE

1. Kosareva N.B. Osnovy ipotechnogo kreditovaniia. M.: Infra-M, 2007. (rus)

2. Guzikova L.A. Influence of the interbank competition on availability of the credit. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2009, no. 2-1 (75), pp. 214-217. (rus)

3. Babaian M.N. Otlichiia konkurentsii na rynke bankovskikh uslug ot konkurentsii na inykh finansovykh rynkakh. URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/ 03.shtml: 17.04.2013. (rus)

4. Guzikova L.A. Spetsifichnost' ipotechnogo zhilishchnogo kreditovaniia kak ob"ekta ekonomicheskikh

issledovanii. Integiatsiia ekonomiki v sistemu mirokhoziaistvennykh sviazei: sb. nauch. tr. XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, 27-29 oktiabria 2009 g. S. 219-221. (rus)

5. Bagiev G.L., Bogdanova E.L. Marketing-statistika. M., 2000. 108 s. (rus)

6. Kozlovskaya E.A., Guzikova L.A. Bases of commercial bank's strategy formation in the market of hypothecary crediting. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2008, no. 5(64), pp. 227-233. (rus)

7. Guzikova L. Mortgage housing crediting in Russia: crisis overcoming and further development perspectives. Proceedings of the 8 International

Conference on Applied Financial Economics. Samos Island, Greece. 30 June - 02 July, 2011, vol. 1, pp. 523-531.

8. Guzikova L. Competition Analysis of Mortgage Housing Credit Market in Russia. Finance, Management & Marketing. Abstracts. Eleventh Annual International

Conference on Business: Accounting, Finance, Management & Marketing. 1-4 July 2013, Athens, Greece, p. 44.

9. Ofits. sait Banka Rossii. URL: www.cbr.ru (rus)

10. Ofits. sait Agentstva po ipotechnomu zhilishchnomu kreditovaniiu. URL: www.ahml.ru (rus)

ГУЗИКОВА Людмила Александровна - доцент кафедры «Финансы и денежное обращение» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук. 195251, Политехническая ул., д. 29, Санкт-Петербург. E-mail: guzikova@mail.ru

GUZIKOVA Ludmila A. - St. Petersburg State Polytechnical University. 195251, Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: guzikova@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.