УДК 332.3
АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Гордей Анна Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Авилова Ирина Павловна, канд. экон. наук, профессор
(e-mail: [email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, канд. экон. наук, доцент (e-mail: [email protected]) Белгородский государственный технологический университет
им. В. Г. Шухова
В статье рассматриваются количественные показатели социально-значимых объектов на примере объектов общеобразовательных организаций Белгородской области, обосновывается необходимость анализа показателей социально-значимых объектов недвижимости, описываются особенности регулирования вопросов финансирования и целевые программы развития в Белгородской области.
Ключевые слова: социально-значимый объект, объекты общеобразовательных организаций, недвижимость, анализ, показатели.
Политика мировых стран сегодня объединена одним общим направлением - повышение качества жизни своих сограждан. Приоритетом в данном направлении выступает строительство социально-значимых объектов недвижимости.
Понятие социально-значимого объекта отличается от объекта социального назначения. Определение социально-значимого объекта содержится в п. 6 ст. 129 Федерального закона РФ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и звучит следующим образом: «Социально-значимый объект - это объект, который используется для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, необходимых для жизнеобеспечения граждан» [1]. Что касается определения «объект социального назначения», то его как такового не существует. Данное понятие имеет место быть лишь в качестве общего, включающего в се-
бя определения своих структурных элементов: объект коммунально-бытового назначения, объект социально-культурного назначения. Отсюда следует, что понятия «социально-значимый объект» и «объект социального назначения» равнозначны. Более наглядно проследить основные отрасли социально-значимых объектов можно на рис.1.
Рисунок 1 - Перечень объектов социальной инфраструктуры
Белгородская область характеризуется как прогрессивный регион, который обеспечивает людей всем тем, что им необходимо для полноценной жизни: согласно данным Белгородстата о предварительной оценке численности населения на 01.01.2017 общая численность по области составила 1 552 900 чел. (1 550 100 чел. на 01.01.2016). В связи с этим происходит строительство/реконструкция объектов здравоохранения, учебных учреждений, детских садов и другого. Основное перераспределение бюджетных средств на социально-значимые объекты Белгородской области на 20162018 гг. можно проследить на рис. 2.
2ОООООО 1ЮОООО 1600000 1400000 1300000 1000000 ■00000 600 000 400000 200000 о
1
1
-
ш А г! л
□ 2016 ■ 2017 л 2011
%
%
\
\
%
'л
V
Л-.
%
ч
V
ч.
ч
Рисунок 2 - Перечень объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта по направлениям социальной деятельности Белгородской области на 2016-2018 гг. [2]
Согласно данной схеме можно утверждать, что в числе первых объектов финансирования социальной сферы рассматриваются объекты образования и физической культуры и спорта. Именно для них в первую очередь выделяются бюджетные средства на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Более детально проанализируем объекты образования.
На территории Белгородской области по состоянию на 01.09.2017 года функционирует 565 общеобразовательных организаций, из них [3]: 4 - негосударственные образовательные организации; 548 - муниципальные образовательные организации; 13 - организаций областного подчинения.
Одной из проблем сегодня является переполненность общеобразовательных организаций в 4 муниципальных образованиях области, а именно: г. Белгород, Белгородский район, Яковлевский район, г. Старый Оскол [4]. Также, на основании информации с Белгородстата, можно сказать, что наблюдается тенденция спада в показателях деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и образовательных организаций, реализующих программы начального профессионального образования. Настоящие тенденции можно проследить на рис. 3, 4, 5 соответственно.
На вышеуказанных схемах показывается зависимость количества действующих общеобразовательных организаций (по оси абсцисс) на соответствующий год (по оси ординат).
550 540 530 520 510 500 490 480 470 460 450
Число организаций (на конец года), единиц
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рисунок 3 - Показатели деятельности дошкольных образовательных организаций (согласно данным с Белгородстата на 09.12.2016) [5]
580 575 570 565 560 555 550
Число
общеобразовательных организаций (на начало года), единиц
2012/13 г. 2013/14 г. 2014/15 г. 2015/16 г.
Рисунок 4 - Показатели деятельности общеобразовательных организаций (согласно данным Белгородстата на 09.12.2016) [5]
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Число организаций (на конец года), единиц
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г. 2015 г.
Рисунок 5 - Показатели деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального профессионального образования (согласно данным с Белгородстата на 09.12.2016) [5]
Как уже было сказано ранее, наблюдается явная тенденция спада: уменьшение количества общеобразовательных организаций на каждый последующий год. Постановление Правительства Белгородской области от 29 декабря 2015 г. № 498-пп «Об утверждении программы Белгородской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Белгородской области на 2016-2025 годы» объясняет данную ситуацию: сокращение количества школ было необходимо в целях исключения работы общеобразовательной организации в две смены из-за роста численности детского населения. В виду этого были предприняты следующие меры: рациональное использование школьных площадей; реорганизация в форме слияния существующих образовательных организаций.
Что касается остальных мер по оптимизации общеобразовательных организаций, то планируется строительство/реконструкция/капитальный ремонт в следующих муниципальных единицах: г. Белгород, Белгородский район, Яковлевский район, г. Старый Оскол. Более подробный план оптимизации, включающий в себя создание новых мест в общеобразовательных организациях, представлен в табл.
В настоящий момент часть общеобразовательных организаций в Белгородской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, не соответствуют новым требованиям и регламентам: некоторые здания нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции, не имеют должного благоустройства: 108 общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта (из них 54 школы со сроком эксплуатации более 40 лет); 89 школ эксплуатируются без капитального ремонта со сроком эксплуатации более 25 лет; 19 школ со сроком эксплуатации до 25 лет включительно (требуют капитального ремонта по техническим причинам).
Анализ состояния выше указанных учебных заведений показывает физический износ зданий и оборудования из-за длительной эксплуатации (несущих конструкций зданий, инженерных сетей, кровли), невыполнение должным образом требований к санитарному и пожарному состоянию помещений [6].
Финансовая поддержка настоящей Программы складывается из привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета (местных бюджетов) и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на период с 2016 по 2025 г. составит 14 575,23 млн. рублей, из них: за счет средств областного бюджета (местных бюджетов) - 3 784,55 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 10 790,68 млн. рублей. Главная задача государства в рамках данной Программы состоит в привлечении бизнеса в строительство/реконструкцию социально-значимых объектов, в рамках данной работы, объектов общеобразовательных организаций.
Таблица 1 - Прогнозируемая потребность новых мест в общеобразова-_тельных организациях области, единиц_
Территория Микрорайон 2015 г. 2020 г.
г. Белгород Микрорайоны XI, Молодежный, Солнечный (№ 3, 22, 41, 49) 2172 3365
Микрорайоны IV, VI, XI (№ 28, 36, 39, 40, 42) 1297 2481
Микрорайоны «Крейда», «Железнодорожный поселок» (№ 11, 18) 714 1480
Микрорайон «Левобереж- 273 920
ный»
(№ 21, 34)
ИТОГО 4456 8246
Белгородский район с. Таврово 333 700
п. Майский 380 700
п. Разумное 67 700
п. Дубовое 281 500
п. Новосадовый 16 300
с. Пушкарное 44 200
п. Северный 110 200
п. Стрелецкое 20 200
ИТОГО 1251 3500
Яковлевский район г. Строитель 460 1052
ИТОГО 460 1052
г. Старый Оскол Микрорайоны «Восточный», «Степной», «Северный», «Буденного» 0 1025
ИТОГО 0 1025
Белгородская область 6167 13823
2025 Г". (прО!"НОЗ) 2024 г. (прогноз) 2023 г. (прогноз) 2022 г. (прогноз) 2021 г (прогноз) 2020 1". (прогноз) 201У г. (прогноз) 2018 г, 2017 г. 2016 г.
О 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000
0
0
0
0
! 744.' '3
2 484.2 У
1
1111 5
! 2771.
1111 3474.95
1
11111
1 7>11 04
1
1111 2472.67
□ Денежные сродства, млн. рублей
Рисунок 6 - Общий объем финансирования Программы на период
с 2016-2025 гг.
На сегодняшний день существует ряд документов, регламентирующих данную задачу: Постановление Правительства Белгородской области от 20.04.2015 № 160-пп (ред. от 02.05.2017), Постановление Правительства Российской Федерации Распоряжение от 8.07.2016 № 1144-р, Постановление Правительства Белгородской области от 29 декабря 2015 г. № 498-пп и другие.
Строительство/реконструкцию/капитальный ремонт объектов недвижимости муниципальные власти могут осуществлять посредством средств заемного капитала, но также посредством передачи прав собственности на данный объект коммерческим организациям.
Настоящую сделку регулирует Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2016 года № 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» был разработан Минэкономики совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Согласно данному документу, коммерческие организации при своем участии в строительстве/реконструкции/капитальном ремонте социально-значимых объектов получат финансовую поддержку государства. Задача настоящего документа заключается в следующем: увеличение количества коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере; создание условий, которые будут способствовать повышению качества услуг в социальной сфере в результате проведения сравнительного анализа работы организаций различных форм собственности; развитие системы поддержки некоммерческих организаций и организаций социального предпринимательства; развитие механизмов партнерства «государство - частное предпринимательство».
Также к нормативной базе, регулирующей порядок определение объектов недвижимости, нуждающихся в реновации (реконструкции, капительном ремонте, строительстве), а также определяющих источники финансирования, относится Постановление Правительства Белгородской обл. от 20.04.2015 N 160-пп (ред. от 02.05.2017). Задача настоящего Постановления заключается в регулировании сделок по передаче прав собственности из государственной собственности в частные руки. Данный документ устанавливает порядок проведения оценки, критерии оценки, подготовку заключений. Порядок проведения оценки настоящее Постановление определяет в следующем: устанавливает процедуру проведения оценки последствий принятия решения о реновации социально-значимого объекта; определяет наличие или отсутствие необходимости объекта в реновации; для проведения оценки последствий принятия решения о реновации орган исполнительной власти до принятия соответствующего решения представляет в региональную комиссию предложение о реновации с приложением необходимых документов; оценка последствий принятия решения о реновации осуществляется региональной комиссией или муниципальной комиссией в соответствии со следующими критериями: обеспечение продолжения оказания социальных услуг; обеспечение продолжения оказания социальных услуг в объеме не менее чем объем таких услуг, предоставляемых с использованием объекта социальной инфраструктуры, предлагаемого к реновации.
Список литературы
1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 25.11.2017 № 127-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 2017. - № 6. - Ст. 129.
2. Об утверждении пообъектного перечня строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2016-2018 годы: Постановление Правительства Белгородской области от 19.09.2016 № 339-пп.
3. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства Белгородской области от 30.09.2013 № 528-пп.
4. Об утверждении программы Белгородской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Белгородской области на 2016-2025 годы»: Постановление Правительства Белгородской области от 14.08.2017 № 307-пп.
5. Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. - Режим доступа: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics /sphere/
7. Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Белгородской области или муниципальной собственностью, включая критерии этой оценки, Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций Белгородской области, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, Порядка создания комиссии по оценке последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта со-
циальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Белгородской области или муниципальной собственностью, о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций Белгородской области, образующих социальную инфраструктуру для детей, и подготовке ею заключений: Постановление Правительства Белгородской области от 02.05.2017 № 151-пп.
8. Щенятская М.А., Авилова И.П., Наумов А.Е. Оценка финансово-экономических рисков инвестиционно-строительного проекта при дефиците исходных данных// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 185-189
Gordey Anna Andreevna, student
(e-mail: [email protected])
Avilova Irina Pavlovna, Cand. econ. Sciences, Professor
(e-mail: [email protected])
Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])
Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia
ANALYSIS OF QUANTITATIVE INDICATORS OF SOCIAL-IMPORTANT
OBJECTS OF THE REAL ESTATE ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD
REGION
Abstract.
In the article quantitative indicators of socially significant objects are considered on the example of objects of general education organizations of the Belgorod region, the necessity of the analysis of indices of socially significant real estate objects is substantiated, features of regulation offinancing issues and target development programs in the Belgorod region are described.
Key words: socially significant object, objects of general education organizations, real estate, analysis, indicators.
УДК 681.3
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕБИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казимова Гулбахор Хасановна, старший преподаватель Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан
(e-mail: [email protected])
Данная статья предназначена для обучения менеджеров и преподавателей высшего образования по технологиям вебинаров. В статье обсуждается качество нормативно-правовой базы системы образования и анализируется образовательный опыт страны на основе вебинарных технологий, обсуждается теоретическая и практическая основа повышения качества образования, стратегических направлений развития консорциума, факторы влияющие на профессиональное развитие и соблюдение ве-бинарного образования в Узбекистане.
Ключевые слова: Webinar, web, семинар, онлайн, сайт, синхронный, ве-бинар, информация, связь, технология, инновации, электронное обучение, модернизация, модуль, интерактивный, интернет, сервис, портал, виртуальный, маркетинг, видео, компьютер, микрофон, гарнитура, веб-камера,