Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»'

АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Один пояс – один путь» / ОПОП / Новый шелковый путь / КНР / Си Цзиньпин / экономика / инфраструктура / Евразия / Россия / "One Belt – One Road" / OBOR / New Silk Road / China / Xi Jinping / economy / infrastructure / Eurasia / Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Я Зиба

В данной статье проводится анализ политических и экономических аспектов инициативы КНР «Один пояс – один путь», её воздействия на мировую политику. Рассматриваются основные причины развития инициативы, а также её основные цели. Уделяется внимание ключевым направлениям и транспортным маршрутам, формирующим основу инициативы. Анализируется влияние проекта на международные экономические связи и геополитические позиции Китая в Евразии и за её пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CHINA “ONE BELT – ONE ROAD” INITIATIVE

This article provides an analysis of the political and economic dimensions of China’s Belt and Road Initiative (BRI) and its implications for global politics. The primary drivers behind the initiative’s development, as well as its fundamental objectives, are explored. Special attention is given to the major strategic directions and transport corridors that underpin the initiative. Furthermore, the study examines the impact of the BRI on international economic relations and China’s evolving geopolitical influence in Eurasia and beyond.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»»

АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» Я. Зиба, магистрант

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-1-62-65

Аннотация. В данной статье проводится анализ политических и экономических аспектов инициативы КНР «Один пояс - один путь», её воздействия на мировую политику. Рассматриваются основные причины развития инициативы, а также её основные цели. Уделяется внимание ключевым направлениям и транспортным маршрутам, формирующим основу инициативы. Анализируется влияние проекта на международные экономические связи и геополитические позиции Китая в Евразии и за её пределами.

Ключевые слова: «Один пояс - один путь», ОПОП, Новый шелковый путь, КНР, Си Цзиньпин, экономика, инфраструктура, Евразия, Россия.

Инициатива «Один пояс - один путь» (ОПОП, Новый шелковый путь; известен также как Belt and Road Initiative, BRI), предложенная Китаем в 2013 году, представляет собой масштабный экономический проект, направленный на укрепление торговых связей, развитие инфраструктуры и экономической интеграции между странами Евразии, Африки и других регионов [1]. Эта инициатива стала важным элементом внешней политики Китая, отражая его стремление к усилению глобального влияния.

Инициатива «Один пояс - один путь» состоит из двух составляющих: так называемого «Морского Шелкового пути XXI века» (МШП) и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) Инициатива представляет собой новый этап внешней политики Китая в отношении многих регионов Европы, Азии и Африки. До прихода к власти председателя Си Цзиньпина Китай в основном вел реактивную внешнюю политику и пытался предотвратить возможные проблемы или неопределенность в международном сообществе, связанные с его экономическим подъемом (например, декларируемая политика мирного развития и гармоничного общества бывшего президента Ху Цзиньтао). Сейчас КНР выдвигает новую концепцию внешней политики, которая, несмотря на свою неопределенность, ставит амбициозные цели [2]. Условно выделяются следующие ключевые маршруты в рамках Экономиче-

ского пояса Шёлкового пути: Китай -Центральная Азия - Ближний Восток, Китай - Юго-Восточная Азия и Китай - Казахстан - Россия - Европа. В контексте Морского шёлкового пути можно обозначить следующие направления: Китай -Индийский океан - Европа, Китай - Индийский океан - Африка и Китай - Юго-Восточная Азия - южная часть Тихого океана [1].

По мнению председателя КНР Си Цзиньпина, сухопутный проект поможет решить пять основных задач:

- «усиление региональной экономической интеграции;

- строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры;

- ликвидация инвестиционных и торговых барьеров;

- повышение роли национальных валют;

- углубление сотрудничества в гуманитарной сфере» [3].

В 2023 году более 150 стран подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве в рамках данной программы [3]. Согласно данным 2021 года, под задачи инициативы были учреждены одноименный инвестиционный фонд (стартовый капитал 3,2 млрд долл. США с увеличением до 16 млрд долларов США к 2020 году) и «Фонд Шелкового пути» (первоначальный капитал 10 млрд долларов США с возможностью увеличения до 40 млрд долларов США) [1]. В 2023 году было анонсировано, что капитал Фонда Шелкового пути

будет дофинансирован на 80 млрд юаней (около 10,9 млрд долларов США) [4].

Причин для создания инициативы ОПОП существует много. По мнению исследователя А.А. Киреевой, «инициатива была провозглашена в условиях замедления темпов роста китайской экономики при наличии серьезных структурных проблем, и она в первую очередь призвана дать стимулы экономическому развитию самого Китая в период структурной трансформации его социально-экономической модели» [5].

К основным причинам, таким образом, можно отнести усилия КНР по поддержанию экономического роста за счет развития приграничных регионов, в которых он может использовать свои огромные производственные и строительные мощности для развития инфраструктуры, строительства или энергетики. В то же время, обрабатывая эти территории, можно создать новые перспективные рынки, куда будет экспортироваться китайская продукция [6]. Из-за роста затрат на рабочую силу в Китае некоторые производственные мощности могут быть перенесены в эти страны, вернув себе конкурентное преимущество в виде низких производственных затрат, сохраняя при этом некоторую близость к китайским рынкам. Благодаря инфраструктурному соединению этих регионов будут сняты и логистические барьеры. Аналогичным образом, более тесное сотрудничество может способствовать, во-первых, более эффективной добыче полезных ископаемых и облегчению транспортировки в Китай, во-вторых, большей интернационализации юаня и снижению зависимости от доллара США. Хотя китайская валюта официально получила статус резервной валюты Международного валютного фонда, фактическое внедрение ее в международные расчеты является вопросом долгосрочной перспективы. Тем не менее, ОПОП мог бы существенно способствовать его выполнению [7]. Другие причины включают укрепление политических отношений со странами вокруг Шелкового пути. По словам китайского академика Ючжу Вана в интервью чешской Ассоциации международных отношений Китай хо-

чет изменить нынешнюю парадигму, в которой многие государства региона экономически зависят от Китая, но в вопросах безопасности обращаются к Соединенным Штатам. Таким образом, ОПОП призван укрепить доверие и понимание практики Китая в регионе [2].

А.А. Киреева отмечает несколько важных целей инициативы ОПОП:

1) «переход с экстенсивной на интенсивную высокотехнологичную модель развития, но структурная перестройка модели развития является длительным процессом;

2) поиск новых внутренних и внешних источников роста с целью увеличения конкурентоспособности своей экономической модели;

3) «ребалансировка» китайской экономики за счет «подтягивания» менее развитых регионов;

4) развитие отношений с «большой периферией», включающая СевероВосточную, Юго-Восточную, Южную и Западную Азию, а также Тихоокеанский регион;

5) создание новых транспортных коридоров, получение доступа к энергетиче-скимресурсам и продовольствию [5].

По словам доктора Вана, инициатива «Один пояс, один путь» - это не классическая стратегия, а гибкий план действий, конкретные шаги которого будут корректироваться со временем. Эта риторика отражает попытку избежать навешивания ярлыка ОПОП как преднамеренной «большой стратегии», как это часто воспринимается западными наблюдателями. Хотя основная цель остается неизменной -поддержать экономический рост Китая и усилить его роль на международной арене, - постепенно формируется конкретная стратегия [2]. Инициатива ОПОП, которую называют крупнейшим внешнеполитическим действием Китая со времен Мао Цзэдуна, отражает изменение во внешней политике Китая, которая сейчас переходит от реактивного и пассивного подхода к активному влиянию на глобальные политические процессы. Эти события также связаны с внутренней динамикой китайской политики, где внешняя политика тесно

связана с внутренними потребностями, включая поддержание стабильности правящей Коммунистической партии [2].

Тем не менее, ОПОП вызвал неоднозначные оценки в мире. Многие развивающиеся страны рассматривают её как возможность модернизации инфраструктуры и ускорения экономического роста. В то же время, западные державы, такие как США и ЕС, опасаются, что инициатива усиливает экономическую и политическую зависимость стран от Китая, что может привести к изменению глобального баланса сил.

Что касается Российской Федерации, то в ОПОП предлагает возможность интеграции в масштабные инфраструктурные и логистические проекты. Особенно важным для России является участие в транспортных коридорах, таких как маршрут Китай - Казахстан - Россия - Европа. Включение России в ОПОП даёт стране возможность усилить своё геополитическое влияние, в том числе на маршрутах, связывающих Европу и Азию. Тем не менее, несмотря на общее стремление к сотрудничеству, ОПОП также создаёт определённые вызовы для России, связанные с балансом интересов. Россия стремится сохранить свои

в Центральной Азии, где и Китай через ОПОП усиливает своё влияние. Для России важно сохранить баланс в отношениях с Китаем, чтобы не допустить чрезмерной зависимости от китайских экономических и политических проектов.

Заключение

Инициатива «Один пояс - один путь» представляет собой одну из наиболее значимых стратегических программ XXI века, которая отражает стремление Китая к глобальному лидерству и усилению своего влияния в международной системе. Можно предположить, что инициатива ОПОП будет играть ключевую роль в ближайшие годы, превратив ее в долгосрочный проект, нацеленный не на быстрые результаты, а на постепенную трансформацию позиции Китая на мировой арене. Воплощение данной инициативы может рассматриваться как стратегический шаг, направленный на укрепление китайского влияния в сопредельных регионах, прежде всего, через использование экономических механизмов. Этот проект является частью общей стратегии Китая, ориентированной на обретение статуса ведущей державы в Восточной Азии и Евразии, а в перспективе -и на глобальной арене.

позиции на постсоветском пространстве и

Библиографический список

1. О китайской инициативе «Один пояс, один путь» // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/mate rialy-o-vypolnenii-rekomendacij -zasedanij -sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767163/ (дата обращения: 09.09.2024).

2. Kopecky V., Lídl V., Rezková A., Vodrázka M. Nová Hedvábná cesta: vyzvy a pfílezitosti. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amo.cz/wp-content/uploads/2016/03/amocz_RP_1_2016_web.pdf (дата обращения: 08.09.2024).

3. «Один пояс - один путь»: что нужно знать о проекте // Коммерсантъ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6282836 (дата обращения: 09.09.2024).

4. Си Цзиньпин анонсировал дофинансирование Фонда Шелкового пути на $11 млрд // ТАСС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/19045335 (дата обращения: 09.09.2024).

5. Киреева, А.А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели, значение / А.А. Киреева // Сравнительная политика. - 2018. - Т. 9. - №3. - С. 61-74.

6. Godement, F., Kratz, A. One belt, one road: China's Great Leap Outward [Электронный ресурс]. - London: China Analysis, European Council on Foreign Relations. 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.files.ethz.ch/isn/191753/China_analysis_belt_road.pdf (дата обращения: 08.09.2024).

7. China's 'One Belt, One Road' Initiative: Outlook For OBOR and the US Rebalance // The Diplomat. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

(https://thediplomat.com/2015/12/chinas-one-belt-one-road-initiative-outlook-for-obor-and-the-us-rebalance/).

ANALYSIS OF THE CHINA "ONE BELT - ONE ROAD" INITIATIVE

J. Zieba, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article provides an analysis of the political and economic dimensions of China's Belt and Road Initiative (BRI) and its implications for global politics. The primary drivers behind the initiative's development, as well as its fundamental objectives, are explored. Special attention is given to the major strategic directions and transport corridors that underpin the initiative. Furthermore, the study examines the impact of the BRI on international economic relations and China's evolving geopolitical influence in Eurasia and beyond.

Keywords: "One Belt - One Road", OBOR,, New Silk Road, China, Xi Jinping, economy, infrastructure, Eurasia, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.